Система радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации: состояние и перспективы развития
Полковник Д.П. КОЛЕСНИКОВ, кандидат технических наук
Полковник М.П. ШАБЕЛЬНИКОВ, кандидат технических наук
Подполковник медицинской службы В.Г. МИХАЙЛОВ, кандидат медицинских наук
Подполковник медицинской службы запаса A.B. КОМРАТОВ, кандидат медицинских наук
АННОТАЦИЯ
ABSTRACT
Анализируется состояние системы радиационной, химической и биологической защиты войск и населения Российской Федерации (РФ), показана деятельность Министерства обороны РФ по ее совершенствованию с учетом новых вызовов и угроз.
The paper analyzes the condition of the radiation, chemical and biological protection system of the troops and population in the Russian Federation, and highlights the work by the RF Ministry of Defense to improve that, considering the new challenges and threats.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
KEYWORDS
Химическое и биологическое оружие, бесконтрольный синтез токсичных химикатов, бактериологическое и токсинное оружие, средства индивидуальной защиты, мобильная диагностическая группа.
Chemical and biological weapons, unchecked synthesis of toxic chemicals, bacteriological and toxin weapons, means of individual protection, mobile diagnostic group.
В СОВРЕМЕННЫХ условиях появляются новые глобальные угрозы радиационного, химического и биологического (РХБ) характера, представляющие серьезную опасность для личного состава войск и населения Российской Федерации, связанные не только с возможностью возникновения аварий и катастроф техногенного и природного происхождения, но и с ведением военных действий и террористическими актами.
Между ведущими мировыми державами обострились противоречия, обусловленные неравномерностью
развития в результате глобализаци-онных процессов и углублением разрыва в благосостоянии граждан. Цен-
ности и модели их развития стали предметом глобальной конкуренции. При этом возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.
В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. Формируется тенденция к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил. Несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной только на НАТО, особенно в Евро-Атлантическом регионе, а также несовершенство международных правовых инструментов и механизмов создают все больше предпосылок к разрушению системы международной безопасности.
Анализ геополитической ситуации показывает, что РФ, унаследовавшая большую часть территории и ресурсного потенциала СССР, стала объектом пристального внимания ведущих мировых центров силы. Основными причинами военных конфликтов, в которые может быть втянуто наше государство, остаются территориальные притязания сопредельных государств, для которых акту-
альна проблема перенаселения, а также значительные запасы полезных ископаемых на территории нашей страны.
Наиболее вероятный вариант реализации угроз национальной безопасности РФ — агрессивные действия со стороны НАТО, когда Вооруженным Силам (ВС) страны будут противодействовать армии, применяющие новейшие высокоэффективные образцы вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и самые современные способы ведения военных действий. Учитывая уровень развития науки и достигнутые результаты в области создания различных средств вооруженной борьбы, нельзя исключать и вероятность применения потенциальным противником химического и биологического оружия.
В этой связи неоднозначно выглядит дисбаланс по химическому оружию (ХО) в мире. 27 сентября 2017 года Россия полностью избавилась от него, а в США остаются не-уничтоженными 9,9 % объявленных запасов ХО, которые находятся на двух объектах: в Пуэбло, штат Колорадо — 8,2 % (2356,5 т отравляющих веществ (ОВ) и в Блю-Грасс, штат Кентукки — 1,7 % (488,6 т ОВ), что в целом составляет 2845,1 т ОВ (табл.). США планируют завершить уничтожение ХО только в 2023 году.
Таблица
Неуничтоженные запасы химического оружия в США
Токсичный химикат Вид боеприпаса Количество боеприпасов Масса ОВ, тонн
Иприт 106,7-мм мина М2А1 97106 262,3
105-мм снаряд М60 383418 517,6
155-мм снаряд М122 315046 1672,9
Зарин 203,2-мм снаряд М426 3977 26,1
155-мм реактивный снаряд М55 51740 250,9
Ви-экс 155-мм снаряд М121А1 12816 34,8
155-мм реактивный снаряд М55 17739 80,5
Итого: 881842 2845,1
Не спадает напряженность на Ближнем Востоке, в частности в Сирийской Арабской Республике (САР), где ведется борьба с терроризмом. США и их союзники проявляют необоснованную агрессию против правительственных войск САР, открыто оказывают гуманитарную и военную помощь террористам, помогают им устраивать провокации с использованием ХО. Так, в конце октября 2018 года террористы обстреляли позиции сирийской армии и ополчения на юго-западе Алеппо самодельными ракетами с отравляющим газом1. Позднее представитель Минобороны России заявил, что, по данным российского Центра по примирению враждующих сторон в САР, в сирийской провинции Алеппо боевики готовят новую провокацию с применением ХО2.
Бесконтрольный синтез токсичных химикатов боевиками «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная в РФ) и неоднократное их использование для провокаций в САР свидетельствуют о том, что угроза применения ХО террористами против РФ весьма реальна. По данным специалистов, возможными объектами террористических атак могут стать химически опасные предприятия, которых на территории РФ насчитывается более 3600. Кроме того, на данных предприятиях вследствие интенсификации технологических процессов производства различных химических соединений возрастает опасность возникновения аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ. Подобные аварии могут иметь обширную географию и стать причиной нанесения вреда здоровью и гибели сотен и даже тысяч людей, а также вызвать катастрофические неустранимые экологические последствия. В зонах повышенной химической опасности расположено 146 городов с населением более 100 тыс.
человек3. Наибольший ущерб может быть нанесен за счет воздействия хлора, хлорсодержащих органических и неорганических соединений, производных синильной кислоты, а также фосфорсодержащих соединений.
Нельзя не отметить, что наличие реальной угрозы со стороны США и НАТО вынуждает ряд государств (Северная Корея, Иран и др.) стремиться к обладанию ядерным оружием, что, безусловно, также влияет на РХБ безопасность соседних стран, в том числе и РФ. Наряду с этим в мире отмечается неконтролируемое распространение радиоактивных материалов. Так, согласно выпущенному в апреле 2017 года докладу Центра исследований проблем нераспространения оружия массового поражения в 2016 году выявлено 143 случая нелегальной поставки радиоактивных материалов в 19 странах мира. По мнению экспертов, проведение террористического акта с применением радиационных компонентов (материалов) — лишь вопрос времени4.
Кроме того, все возрастающая роль ядерных технологий в обеспечении устойчивого развития России приводит к постоянному увеличению количества объектов атомной энергетики, в том числе и отработавших свой нормативный срок и подлежащих выводу из эксплуатации. Они также могут стать объектом террористических атак, и нельзя исключать возможность возникновения на них технологических аварий с тяжелыми последствиями.
Серьезную угрозу РХБ безопасности представляют вспышки новых и вновь возникающих (возвращающихся) инфекционных болезней людей и животных в результате трансграничных заносов на территорию РФ неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов. По-прежнему актуальной остается проблема применения возбудителей
инфекционных заболеваний и токсинов биологического происхождения в террористических целях.
Развитие современной науки вместе со стремительной динамикой политических событий приводит к объективным изменениям взглядов на проблему биологического терроризма и связанные с ним угрозы5.
Особого внимания заслуживают достижения синтетической биологии, которая является одним из новых перспективных быстро развивающихся направлений молекулярной биологии и позволяет не только манипулировать реальными генами и геномами, но и создавать не существовавшие в природе последовательности ДНК и биологические системы. Вызывает озабоченность возможность использования данных технологий для создания биологического оружия нового поколения6.
В настоящее время появилась информация об активной деятельности ряда ведущих стран на территории республик бывшего СССР в целях получения штаммов опасных микроорганизмов. Это создает предпосылки для разработки средств скрытого поражения населения и воинских континген-тов под легендой активизации на нашей территории естественных очагов
возбудителей опасных инфекционных заболеваний. Например, опубликованные экс-министром госбезопасности Грузии Игорем Гиоргадзе документы7 подтверждают ранее возникшие опасения Минобороны России в отношении противозаконной деятельности США на территории Грузии, в том числе попыток обхода ими ряда положений Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия (КБТО) и об их уничтожении8. В частности, И. Гиоргадзе продемонстрировал выданный агентством США по патентам и товарным знакам патент № 8967029 на беспилотный летательный аппарат (БПЛА) для распространения зараженных насекомых в воздухе (рис. 1).
В описании к патенту указано, что применение данного устройства позволяет уничтожить или вывести из строя войска противника без риска для военнослужащих США9. По оценке экспертов Минобороны России, данное устройство является средством доставки биологического оружия. Кроме того, в Центре общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара, расположенном в Грузии (рис. 2), проводятся исследования опасных и особо опасных патогенов10.
Патент США № 8967029. Система распространения в воздухе инфицированных комаров-переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний: Конго-Крымской геморрагической лихорадки, Денге, Зика и др. Представляет собой дистанционно управляемый БПЛА вертолетного типа. Комары содержатся в специальных контейнерах
Рис. 1. Запатентованное в США средство доставки биологического оружия
Рис. 2. Центр имени Ричарда Лугара в Грузии
К сожалению, в настоящее время отсутствует действенный механизм международного контроля за соблюдением КБТО. Это прежде всего связано с позицией США, которые в 2002 году фактически сорвали международные переговоры по подписанию Протокола верификации Конвенции 1972 года, ссылаясь на невозможность контроля разработки биологического оружия, так как, по их мнению, нереально различить мирную и наступательную деятельность в этой области.
С тех пор США блокируют любые конструктивные попытки наладить предметную работу по созданию верификационного механизма в рамках КБТО. Так, на последней VIII Обзорной конференции Конвенции по запрещению биологического и ток-синного оружия (7—25 ноября 2016) инициативы России, поддержанные рядом государств-членов (Китай, Индия, Беларусь, Армения, Германия и др.), были вновь заблокированы США. Делегации данных государств вынужденно вступили в полемику с представителями Вашингтона и Лондона буквально по каждой строчке проекта итогового документа. В результате удалось лишь согласовать доклад декларативного характера, а основной вопрос — выстраивание межсессионной работы в период
до IX обзорной конференции Конвенции 2021 года — пришлось отложить11.
Таким образом, современная военно-политическая обстановка в мире характеризуется существенным нарастанием интенсивности, постоянным изменением качества вызовов и угроз национальной безопасности РФ, в том числе и РХБ характера. Между тем, по мнению ряда отечественных специалистов, на территории РФ уровень защиты населения и окружающей среды не достигает состояния, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда от воздействия РХБ опасных факторов12. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы РХБ защиты войск и населения как одного из важнейших и актуальных направлений укрепления национальной безопасности РФ.
Прежде всего требует, на наш взгляд, актуализации нормативно-правовая база в области обеспечения РХБ безопасности государства. Государственная политика РФ в данной сфере основана на общепризнанных нормах и принципах международного права, международных договорах. Наиболее общие положения, касающиеся защиты жизни и здоровья человека, обеспечения безопасности личности, общества и государства,
США блокируют любые конструктивные попытки наладить
предметную работу по созданию верификационного
механизма в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического
(биологического ) и токсичного оружия.
охраны окружающей среды и экологической безопасности определены в Конституции РФ13.
В Военной доктрине РФ, утвержденной Президентом РФ 24 декабря 2014 года, изложена система официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту РФ, указаны основные военные угрозы РФ, в том числе и РХБ характера. Распространение оружия массового поражения, а также реальная угроза проведения терактов с применением радиоактивных и токсичных химических веществ рассматриваются в числе основных внешних опасностей14.
Один из основных документов стратегического планирования в сфере обеспечения РХБ безопасности, в частности ядерной и радиационной, — «Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Указом Президента РФ 13 октября 2018 года15. В нем определены цели, задачи, основ-
ные направления и инструменты реализации государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на долгосрочную перспективу, перечислены основные факторы, определяющие политику государства в данной сфере. Документ отвечает современному состоянию системы РХБ защиты войск и населения и в полной мере учитывает современные вызовы и угрозы радиационной безопасности РФ.
В области обеспечения химической и биологической безопасности базовым документом считаются «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу», утвержденные Президентом РФ 1 ноября 2013 года16. В настоящее время готовится к утверждению его обновленная версия при непосредственном участии специалистов Минобороны России.
В целях совершенствования законодательной базы в сфере обеспечения РХБ безопасности разработаны и находятся на стадии согласования с органами государственной власти еще два важнейших документа: проекты федеральных законов «О химической безопасности» и «О биологической безопасности». В данных законопроектах изложены основные химические и биологические угрозы, определены комплексы мер по их нейтрализации, предупреждению и снижению соответствующих рисков, сформулированы основные принципы обеспечения химической и биологической безопасности, установлены полномочия органов государственного управления, механизмы и инструменты их реализации, права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также степени ответственности за нарушение законодательства в указанной сфере.
Необходимо отметить, что нередко проявляющиеся недостаточно адекватные представления о рисках применения радиоактивных веществ, высокотоксичных химикатов, патогенных биологических агентов в военных и гражданских целях снижают эффективность применения средств РХБ защиты войск и населения и повышает нецелевые затраты на их создание. В связи с этим специалисты научно-исследовательских организаций Министерства обороны РФ актуализировали и существенно расширили перечень современных угроз РХБ характера. В результате всестороннего изучения данного вопроса сделан вывод о том, что повышение эффективности обеспечения РХБ безопасности войск и населения РФ напрямую связано с совершенствованием координации и взаимодействия между всеми ветвями государственной власти (исполнительной, законодательной, судебной) и органами местного управления. Особенно ярко недостатки взаимодействия проявляются в вопросе обеспечения населения средствами индивидуальной защиты (СИЗ) как в мирное, так и в военное время17.
На обеспеченность населения СИЗ существенное влияние оказывают также объемы финансирования. В настоящее время более 80 % субъектов РФ — дотационные, получают
денежные средства из федерального бюджета и расходуют их в первую очередь на неотложные нужды. И это в значительной степени негативно сказывается на финансировании мероприятий, направленных на защиту от угроз РХБ характера (рис. 3).
В связи с этим назрела острая необходимость пересмотра позиций, касающихся обеспечения населения СИЗ, а также разработки единого порядка развития системы РХБ защиты с учетом интересов войск (сил) и населения, а также механизмов его реализации.
Кроме того, в настоящее время весьма затруднительно адекватно контролировать развитие системы РХБ защиты войск и населения ввиду отсутствия единого методического подхода федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) к оценке ее состояния.
В целях консолидации усилий ФОИВ в сфере обеспечения РХБ безопасности Минобороны России подготовило предложения по совершенствованию и развитию системы РХБ защиты войск и населения РФ в мирное и военное время на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. В данном документе определены цели, задачи и основные направления развития системы РХБ защиты войск и населения.
Основной целью развития системы РХБ защиты войск и населения в мирное и военное время с учетом новых вызовов и угроз предложено
Военнослужащие, обеспеченные СИЗ
Население, обеспеченное СИЗ, проживающее на территориях возможного радиоактивного и химического загрязнения (заражения)
Население, не обеспеченное СИЗ
Рис. 3. Обеспеченность военнослужащих и населения средствами индивидуальной защиты в военное время
считать достижение в минимально возможные сроки и с максимальной экономической эффективностью такого ее состояния, при котором обеспечивается снижение до допустимого уровня РХБ поражения войск и населения в ходе военных конфликтов, при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и совершении террористических актов.
В документе говорится, что для достижения данной цели необходимо вести постоянный мониторинг и оценку возможных угроз РХБ характера для войск и населения, а также разработать комплекс мероприятий по их парированию. Остаются актуальными вопросы совершенствования нормативно-правовой базы в сфере организации и осуществления РХБ защиты войск и населения. Повысить эффективность системы РХБ защиты войск и населения предусматривается путем оптимизации управления подчиненными силами и средствами, совершенствования систем мониторинга, прогнозирования, лабораторного контроля, оповещения и информирования войск и населения об угрозах РХБ характера.
Развитие мировой науки требует поддержания на современном уровне научно-производственной базы, обеспечивающей создание, производство, эксплуатацию и применение средств РХБ защиты войск и населения, а также постоянного совершенствования системы подготовки высококвалифицированных кадров. Для повышения уровня необходимых навыков военнослужащих и населения следует больше внимания уделять их практической подготовке к действиям в условиях влияния РХБ поражающих факторов с использованием современных СИЗ.
В настоящее время постоянно ведется работа по формированию и реализации государственной научно-технической политики в области создания, производства, эксплуатации, применения и утилизации средств РХБ защиты войск и населения (рис. 4). Налажено тесное взаимодействие заинтересованных ФОИВ по вопросам совершенствования нормативно-правовой базы в сфере РХБ защиты войск и населения.
Для повышения эффективности РХБ защиты войск и населения Министерством обороны РФ созданы мобильные диагностические груп-
Рис. 4. Межведомственное совещание по вопросу применения инновационных материалов для снижения заметности ВВСТ
пы, предназначенные для выполнения специальных задач по проведению радиационного и химического контроля различных объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с заражением радиоактивными материалами и токсичными химикатами (рис. 5).
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения научно-исследовательских организаций войск РХБ защиты ВС РФ новейшим оборудованием для создания современных средств РХБ защиты войск и населения (рис. 6), проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках гособоронзаказа по созданию и мо-
дернизации ВВСТ, а также их утилизации по завершении эксплуатации.
В военных учебных заведениях Минобороны России и в войсках организована целенаправленная профессиональная подготовка (переподготовка) кадров для органов управления и воинских формирований, предназначенных для выполнения задач по РХБ защите войск и населения (рис. 7).
Дальнейшее совершенствование системы РХБ защиты войск и населения позволит обеспечить снижение риска их РХБ поражения при возникновении военных конфликтов, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических актов, будет способствовать разработ-
Рис. 5. Мобильная диагностическая группа готова к выполнению задачи по предназначению
Рис. 6. Использование современного оборудования при разработке средств РХБ защиты
Рис. 7. Занятие по специальной обработке военной техники
ке и серийному выпуску образцов вооружения и средств РХБ защиты нового поколения, конкурентоспособных на внутреннем и внешнем рынках.
Кроме того, специалисты Министерства обороны РФ с участием МЧС, Росгвардии, ФСБ, Минздрава, Минпромторга и Роспотребнадзора России разработали единую методику оценки состояния системы РХБ защиты войск и населения. В настоящее время она находится в стадии апробации и доработки. Это позволит впервые на основе анализа конкретных показателей и единых методических походов объективно оценивать результаты выполнения мероприятий по развитию системы РХБ защиты войск и населения.
В заключение необходимо отметить, что в современных условиях на фоне нарастания напряженности военно-политической обстановки в мире происходит постоянное изменение качества вызовов и угроз РХБ безопасности РФ, что требует постоянного совершенствования системы
РХБ защиты войск и населения в целях существенного повышения ее эффективности.
Законодательная база, регламентирующая обеспечение РХБ безопасности, нуждается в доработке и конкретизации в вопросах улучшения защищенности войск и населения от РХБ опасных факторов в соответствии с современными вызовами и угрозами.
Реализация изложенных в настоящей статье предложений Министерства обороны РФ позволит вывести систему РХБ защиты войск и населения на качественно новый уровень развития, обеспечить оптимизацию структуры сил, номенклатуры и объемов средств РХБ защиты, нарастить научно-технический и производственный потенциалы, улучшить подготовку квалифицированных кадров. А внедрение в практику новой методики, разработанной совместно с заинтересованными ФОИВ, даст возможность впервые всесторонне и объективно оценивать состояние системы РХБ защиты войск и населения.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Террористы в Алеппо примени- газета. 2018. 30 октября. URL: https:// ли химическое оружие // Российская rg.ru/2016/10/30/terroristy-v-aleppo-
primenili-himicheskoe-oruzhie.html (дата обращения: 07.11.2018).
2 В Минобороны России прошел брифинг для представителей СМИ по ситуации в Сирии// Сайт Министерства обороны РФ. URL: https:// function.mil.ru/news_page/country/more. htm?id=12202184@egNews (дата обращения: 07.11.2018).
3 Восемь самых опасных химических аварий за всю историю человечества. И как себя вести во время химического ЧП. URL: http://www.like-a.ru/?p=8908 (дата обращения: 07.11.2018).
4 «Грязная бомба»: медицинские аспекты возможного использования импровизированных взрывных устройств с радиоактивным компонентом. Реферат 1 // Военно-медицинский журнал. 2017. № 8. Т. 338. С. 73.
5 Шабельников М.П., Михайлов В.Г., Комратов A.B. и др. К вопросу о биотерроризме в современных условиях // Военно-медицинский журнал. 2018. № 1. Т. 339. С. 24—29.
6 Онищенко Г.Г., Кутырев В.В., Одинокое Г.Н.у Сафронов В.А. II Синтетическая биология: риски и перспективы / Проблемы особо опасных инфекций. Вып. 3. 2014. С. 5-10.
7 Грузия: вчера, сегодня 3aBTpa.URL: https://samartali.net (дата обращения: 18.10.2018).
8 Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Москва — Лондон — Вашингтон, 10 апреля 1972). URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/chemweapons.shtml (дата обращения: 18.10.2018).
9 Кириллов H.A. Американский центр общественного здравоохранения им. Ричарда Лугара в Грузии — угроза биологической безопасности России // Вестник войск РХБ защиты. 2018. Т. 2. № 4. С. 7-9.
10 Обнародованы данные о массовых смертях в грузинской лаборатории. Московский комсомолец. 2018. 20 ноября. URL: https://www.mk.rU/politics/2018/l 1/20/
obnarodovany-dannye-o-massovykh-smertyakh-v-gruzinskoy-laboratorii.html (дата обращения: 26.11.2018).
11 VIII Обзорная конференция Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. Женева. 7—25 ноября 2016. URL: https://www.unog. ch/80256EDD006B8954/(httpAssets)/A25 3420702A15311C12580D800390807/$file/ BWCCONFVIII4+Russian.pdf (дата обращения: 18.10.2018).
12 Горбунов С.В., Старостин А.С.У Черных Г.С. Состояние и перспективы радиационной, химической и биологической защиты сил МЧС России // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 1 (6). Т. 4. С. 48—61; Васильев А.В., Бойко А.Ю., Литовский Д.Д. и др. Выполнение мероприятий радиационной, химической и биологической защиты с использованием робототехнических комплексов и беспилотных летательных аппаратов // Вестник академии военных наук. 2015. № 3 (52). Т. 4. С. 163—168.
13 Конституция Российской Федерации. URL: http://www.constitution.ru (дата обращения: 30.05.2018).
14 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2014. 30 декабря. URL: https://rg.ru/2014/12/30/doktrina-dok.html (дата обращения: 30.05.2018).
15 Основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/70190228/ (дата обращения: 30.05.2018).
16 Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70423098/ (дата обращения: 30.05.2018).
17 Концепция радиационной, химической и биологической защиты населения. Утверждена 17 июня 2014. URL: http:// www.mchs.gov.ru/upload/site l/document_ file/a5pMHNd7MQ.pdf (дата обращения: 30.05.2018).