УДК 377 И. В. Хоменко, преподаватель Южноуральского
энергетического техникума (ЮЭТ), Челябинская обл., г. Южноуральск, e-mail: [email protected]
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ СТУДЕНТАМИ ЮЖНОУРАЛЬСКОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА
В статье представлена выстроенная в Южноуральском энергетическом техникуме система работы с одаренными студентами, приведены формы и технологии работы с этой категорией обучающихся, методики выявления и сопровождения развития одаренности, достижения студентов политехнического отделения за период с 2013 по 2016 гг.
Ключевые слова: система работы, одаренность, одаренные дети, развитие, талант.
Среди самых любопытных и таинственных явлений природы одаренность занимает одно из ведущих мест. Внимание к ней во все времена, включая настоящее время, очень велико, что объясняется общественными потребностями, прежде всего потребностью общества в творческой личности.
Стремление сделать открытие, проникнуть в самые заветные тайны жизни появляется еще в ранней юности. Поэтому так важно выявлять всех тех, кто интересуется разными областями науки, выводить их на путь научного поиска, помогать обучающимся претворять в жизнь планы и мечты, максимально полно раскрывать свои способности.
Организация условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных обучающихся, осуществление их потенциальных возможностей, является одной из главных задач современного общества.
Нашу задачу в этом направлении видим в том, чтобы технологически проработать вопросы организации деятельности с одаренными обучающимися на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы по их выявлению и развитию их способностей.
Прежде всего мы попытались выяснить суть понятия «одаренность», так как в современной науке нет единого мнения на этот счет. Педагогический словарь рассматривает одаренность как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [1].
Мы познакомились с работами современных психологов и педагогов (Д. Б. Богоявленская, Т. Н. Джумагулова, Г. М. Коджаспирова, А. М. Матюшкин, Н. К. Федотова и др.). Часть
из них настаивает, что одаренные дети наблюдаются крайне редко, базируясь на предположении о том, что одаренность — это редкое явление, синоним гениальности. Другие предполагают, что все обучающиеся от природы одарены. Это две противоположные точки зрения. Для нас ближе третья, приверженцы которой вместо понятия «одаренный ребенок» часто пользуются выражением «ребенок с признаками одаренности», или «потенциально одаренный». Потенциальная одаренность, говорят они, свойственна всем здоровым обучающимся (ведь одаренность — это ребенок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одаренность показывает небольшая часть детей.
Различают следующие виды одаренности:
- академическая одаренность — обусловливается успешностью обучения;
- социальная одаренность — анализируется как сложное, многоаспектное явление, во многом обусловливающее успешность в общении, связанное с обнаружением лидерских способностей;
- творческая одаренность — устанавливается теми теоретическими устройствами, на ко -торых базируется само понимание творчества [2].
Все эти виды одаренности проявляются разнообразно и встречают характерные барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения обучающегося.
Считаем существенным в работе с одаренными обучающимися, чтобы усилия педагогов носили регулярный и целенаправленный характер. Все вышесказанное привело к необходимости разработать программу работы с одаренными обучающимися, в которую входит работа в урочное и внеурочное время, вовлечение обучающихся во внеклассную дея-
Образовательные технологии: наука и практика
тельность, и приступить к ее реализации. Была разработана такая программа на 2013-2018 гг.
Цель программы — развитие у обучающихся природного таланта, помощь способным и одаренным детям в самореализации и самопознании; подготовка к олимпиадам и конкурсам различного уровня.
Задачи программы:
1) повышать познавательный интерес обучающихся к учебной дисциплине;
2) формировать творческую инициативу, исследовательскую инициативность и интеллектуальные способности обучающихся;
3) учить принимать нестереотипные решения и предсказывать результат;
4) формировать коммуникативный потенциал обучающихся для формирования их общих и профессиональных компетенций.
Данная программа разработана по трем направлениям:
- работа с обучающимися;
- работа с родителями;
- работа с педагогическим коллективом.
Формами работы с одаренными обучающимися стали:
- кружковая деятельность в техникуме;
- занятия в секциях НОУ техникума;
- участие в конкурсах, внеклассных мероприятиях, научно-практических конференциях, олимпиадах.
Система нашей работы с одаренными студентами включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных обучающихся;
- формирование творческих способностей;
- формирование способностей во внеурочной деятельности;
- создание условий для всестороннего развития одаренных обучающихся.
Выявление одаренных обучающихся начинается с анкетирования при поступлении на I курс и в дальнейшем происходит на основе наблюдения, исследования психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными обучающимися, их поиск, выявление и развитие является одной из главнейших задач нашей деятельности.
Условно выделяем три категории одаренных студентов:
1) обучающиеся с очень высоким общим уровнем умственного развития при равных условиях;
2) обучающиеся с признаками специальной умственной одаренности в области науки, искусства, спорта и в др. видах деятельности;
3) обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но располагающие яркой познавательной активностью, своеобразием психического склада, исключительными умственными запасами.
Нам в основном приходится работать с обучающимися третьей категории.
Определив таких обучающихся, мы строим работу так, чтобы предпринять все возможное для формирования их способностей. В своей педагогической деятельности стараемся применить современные педагогические технологии. Вся работа по воспитанию и развитию творчески одаренного обучающегося осуществляется по принципу постепенного усложнения задания, имеет интегрированный характер.
В процессе обучения и воспитания применяются различные современные образовательные технологии работы с одаренными детьми.
В своей работе применяем инновационные образовательные технологии: интерактивную (стимулирование познавательной деятельности и самостоятельности студентов) и здоровьесбе-регающую. Для этого пытаемся использовать дифференцированный подход: для способных обучающихся предлагаем сложные задания. Стараемся убедить студентов, что формирование творческих способностей нужно всем людям, в разных сферах деятельности и различных ситуациях, для этого применяем беседы и конкретные примеры. Так, главной задачей является убедить и настроить студентов на большую увлекательную творческую работу, которая поможет им подготовить себя к освоению профессии и выходу в большую жизнь.
На политехническом отделении огромное внимание придаем вовлечению талантливых студентов во внеурочную деятельность, одной из форм которой является организация проектов, презентаций в рамках кружков «Формула здорового питания», «Карвинг», «Волонтеры», «Узнай себя» (50 обучающихся), проведение научно-исследовательской работы в рамках секций НОУ «Я и мой Мир», «Краеведение», «Поиск», «Естественно-научные дисциплины» (25 обучающихся). Студенты принимают активное участие в научно-исследовательской работе, ежегодно свои результаты они представляют на техникумовском и областном уровнях.
Достижения обучающихся политехнического отделения за 2013-2017 гг.
2013 г.:
- I место на VII Международном фестивале кулинарного искусства в номинации «Кулинарное искусство и сервис-класс»;
- I место в городском конкурсе снежных фигур в номинации «Неофициальный символ города».
2014 г.:
- II место на VIII Международном фестивале кулинарного искусства в номинации «Кондитерское искусство»;
- II место на отборочных соревнованиях WorldSkills Russia — Челябинск.
2015 г.:
- II место в областном конкурсе профессионального мастерства по профессии «повар, кондитер»;
- I место в областном конкурсе «Портрет любимой игрушки»;
- III место на областной выставке достижений образовательных хозяйств в рамках проведения III регионального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills Russia — Челябинск.
2016 г.:
- II место в областном конкурсе «Я уверен, мое будущее — моя профессия»;
- I место в номинации кулинарного фестиваля «Карвинг»;
- II место в номинации кулинарного фестиваля «Кулинарное искусство и сервис»;
- III место в командном зачете на X Международном фестивале кулинарного искусства.
Конечно, работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не толь-
ко для обучающихся, но и для педагогических работников. Грамотно организованная и систематически осуществляемая работа по формированию одаренности развивает у обучающихся склонность к интеллектуальному саморазвитию, вырабатывает творческие способности, навыки проектно-исследовательской работы.
Для определения и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали диагностики, которые помогают педагогическим работникам в работе с одаренными детьми (перечень представлен в таблице 1).
В заключение следует отметить, что одаренные студенты:
- имеют более значительные по сравнению с другими обучающимися интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности;
- в качестве преобладающей имеют деятельную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Процесс работы с одаренной молодежью двунаправленный. С одной стороны, мы следим за тем, чтобы творческий потенциал студента в процессе обучения в техникуме не был растрачен впустую, а приумножался. С другой стороны, работа с талантливой молодежью предъявляет высокие требования к педагогическому работнику, стимулируя необходимость постоянно самосовершенствоваться.
Таблица 1
Методики выявления и сопровождения развития одаренных детей
Раздел диагностики Наименование методики
Общие способности 1. Анкета для обучающихся «Мои способности». 2. Анкета для педагогических работников «Способности ребенка»
Уровень развития интеллекта 1. Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (модификация СБ 2 А). 2. Тест структуры интеллекта (Т81) Р. Амтхауэра
Социальные контакты, статус в коллективе Методика «Моя группа» по О. И. Моткову
Креативность Тесты Е. Е. Туник «Творческое мышление» (модификации тестов Гилфорда и Торренса), рисуночный тест Р. Сильвер; вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И. С. Авериной, Е. И. Щеблановой
Библиографический список
1. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М. : Изд. центр «Академия», 2013. — 176 с.
2. Джумагулова, Т. Н. Одаренный ребенок : дар или наказание [Текст] / Т. Н. Джумагулова, И. В. Соловьева. — СПб. : Речь, 2011. — 160 с.