Научная статья на тему 'Система работы по совершенствованию правописных навыков обучающихся в высших военных учебных заведениях'

Система работы по совершенствованию правописных навыков обучающихся в высших военных учебных заведениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОПИСНЫЕ НАВЫКИ / ПРАВИЛО-АЛГОРИТМ / РАЗВИВАЮЩИЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / BY SPELLING SKILLS / RULE-ALGORITHM / DEVELOPING DIDACTIC MATERIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крушинская Т. Ф.

В статье рассматриваются причины отсутствия устойчивого орфографического навыка у выпускников школ, пути повышения культуры письменной речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России. Автор анализирует достоинства правил-алгоритмов, позволяющих рационализировать работу по формированию правописных навыков у обучающихся в вузе; предлагает для выработки навыков применять развивающий, воспитывающий, социокультурный и профессионально ориентированный дидактический материал, что будет способствовать формированию высокоразвитой личности специалиста МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM IMPROVEMENT BY SPELLING SKILLS STUDENTS IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the reasons for the lack of sustainable spelling skills among high school graduates, ways to improve the culture of writing in cadets Civil Defense Academy EMERCOM of Russia. The author analyzes the advantages of rules-algorithms that streamline the work on the formation by spelling skills of students in the University; provides for development of skills to apply developmental, nurturing, and sociocultural professionally oriented didactic material that will contribute to the formation of a highly professional personality of EMERCOM of Russia.

Текст научной работы на тему «Система работы по совершенствованию правописных навыков обучающихся в высших военных учебных заведениях»

УДК 371.33

Т.Ф. Крушинская

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРАВОПИСНЫХ НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

В статье рассматриваются причины отсутствия устойчивого орфографического навыка у выпускников школ, пути повышения культуры письменной речи у курсантов образовательных учреждений системы МЧС России. Автор анализирует достоинства правил-алгоритмов, позволяющих рационализировать работу по формированию правописных навыков у обучающихся в вузе; предлагает для выработки навыков применять развивающий, воспитывающий, социокультурный и профессионально ориентированный дидактический материал, что будет способствовать формированию высокоразвитой личности специалиста МЧС России.

Ключевые слова: правописные навыки, правило-алгоритм, развивающий дидактический материал.

SYSTEM IMPROVEMENT BY SPELLING SKILLS STUDENTS IN HIGHER MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article discusses the reasons for the lack of sustainable spelling skills among high school graduates, ways to improve the culture of writing in cadets Civil Defense Academy EMERCOM of Russia. The author analyzes the advantages of rules-algorithms that streamline the work on the formation by spelling skills of students in the University; provides for development of skills to apply developmental, nurturing, and sociocultural professionally oriented didactic material that will contribute to the formation of a highly professional personality of EMERCOM of Russia.

Keywords: by spelling skills, rule-algorithm, developing didactic material.

Грамотная письменная речь - это не только показатель высокого интеллектуального развития личности, её воспитанности и образованности, но и необходимое условие успешности делового общения военнослужащего. Она помогает реализации способностей специалиста МЧС России в ходе профессиональной деятельности.

Сегодня, к сожалению, грамотность поступающих в вузы выпускников общеобразовательных учебных заведений катастрофически падает. Об этом свидетельствуют и снижение баллов при оценке работ единого государственного экзамена, и огромное количество ошибок, которые допускают абитуриенты, а потом и курсанты в деловых бумагах, учебных работах.

Причин отсутствия устойчивого орфографического навыка у выпускников школ немало. Во-первых, орфография не является самостоятельным разделом школьного курса русского языка, поэтому затрудняется её осмысление как системы, что в свою очередь ведет к снижению осознанности знаний. Во-вторых, интерес к предмету у школьников невелик, так как механическое заучивание правил и определений, чисто орфографическая тренировка при подготовке к тестовым заданиям ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ не способствуют повышению познавательной активности обучающихся. Кроме того, объективная сложность русской орфографии порождает у многих носителей русского языка мысли следующего содержания: правил (со всеми исключениями к ним) так много, что всеми овладеть всё равно невозможно. Да и сами формулировки правил часто вызывают у обучающихся отторжение, так как трудны в применении. Следует отметить, что фонетические и грамматические правила, реализуясь в живой речи, усваиваются обучающимися легче, чем орфографические, во многом искусственные и строящиеся по разным принципам.

Возникает проблема: как в вузе при минимальном учебном времени, отводимом на дисциплину «Русский язык и культура речи» (36 аудиторных часов в Академии гражданской защиты МЧС России), преодолеть проблемы письменной безграмотности.

Процесс освоения правописных норм, ликвидации ошибок на письме в связи с предельно малым количеством практических занятий по русскому языку - задача в большей степени самостоятельной работы курсантов, спланированная и контролируемая преподавателем-словесником. Этот процесс должен длиться весь период обучения в высшем учебном заведении.

Мастерство преподавателя состоит в том, чтобы мотивировать обучающихся к деятельности по совершенствованию правописных навыков, помочь увидеть проблемы, подвести обучающихся к орфографическому правилу, понятно и логично представить его, научить применять в речевой практике.

Несомненно, работа над правилом в системе обучения русскому языку является основной. Г.Н. Приступа в книге «Краткий курс методики русского языка» предлагает такую классификацию правил: «1) правило-указание, 2) правило-руководство, 3) правило-инструкция.

Правило-указание - это такое правило, в котором лишь констатируется, что в данном случае надо писать ту или иную букву, без мотивировки соответствующего написания, например: «В окончаниях глаголов единственного числа настоящего и будущего времени после ш пишется ь...».

Правило-руководство - это правило, излагающее условие, при котором следует выбрать именно данное написание, например: «В корне кас-кос пишется а, если за корнем следует суффикс а».

Правило-инструкция - это правило, в котором даётся указание о том, какие операции необходимо выполнить, чтобы установить соответствующее написание, например: «Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного в корне, слово надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы этот звук оказался под ударением...» [3].

Закономерно встаёт вопрос: какие правила рациональнее всего применять на этапе совершенствования и коррекции правописных навыков у обучающихся в вузе? Известно, что правило только тогда удовлетворяет в полной мере требованиям, вытекающим из самого понятия «правило», если оно является руководством к действию, если оно диктует, какие операции и в какой последовательности необходимо выполнить, чтобы выбрать правильное написание. Такое правило можно назвать алгоритмом.

Именно правило-алгоритм содержит все признаки орфограммы: 1) опознавательные (признаки, по которым учащийся выделяет орфограмму); 2) признаки, помогающие выбрать нужное правило, 3) признаки, определяющие написание. Профессор Н.Н. Алгазина так пишет о данной проблеме: «Индуктивный, или проблемный, метод объяснения орфографического правила используется в том случае, если в ходе применения правила необходимы:

1) опознавательный, выборочный и заключительный этапы анализа;

2) опознавательный и выборочный этапы анализа» [1].

Представление языковых сведений, которое нацеливает преподавателей на организацию «пошаговой» умственной деятельности обучающихся при работе с орфограммой, исключает выбор неправильного варианта написания слов. Важным является то, что формулировки, данные по одной схеме, хорошо усваиваются обучающимися и идеально подходят для практических занятий, где организуется обобщающее повторение, когда на основе нескольких сходных правил формулируется одно.

Особое значение придает алгоритмическим предписаниям при формировании обобщений разного уровня профессор Е.Г. Шатова. В статье «О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии» она отмечает: «Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат... тому, как наиболее экономно и правильно находить ответы при решении учебно-

познавательных задач. Процесс анализа материала, регулируемый обобщенной схемой умственных действий, и построение рассуждений на основе такой схемы предупреждает возникновение обобщений неточных или ошибочных» [4].

Необходимо сказать о том, что обобщенные алгоритмы эффективны только тогда, когда они просты и доступны, когда чётко описывают последовательность операций над орфограммой.

Приведем пример обобщенного правила-алгоритма, которое используется на занятиях и в процессе самостоятельной работы курсантов в Академии гражданской защиты МЧС России.

Н и НН в прилагательных и причастиях

Определите, от какой части речи образовано слово с орфограммой

4 4 4

От существительного Прил. От глагола

4 первооб- 4

Выделите суффикс разное Определите форму

4 4 4 4 4 4 4

ан, ян, нет онн, енн суф. н, н Краткая Полная

ин суф. н 4 а (синий, 4 4

4 4 нн основа зеленый, Определите часть речи Установите наличие

н н (оккупа- сущ., от пьяный, рдяный, хотя бы одного из

(кожа- (бараний, цион- кото- 4 4 признаков:

ный, вороний, ный) рого румяный, Прич. Прил. ■ приставка, кроме не;

сереб- олений, образо- рьяный, 4 4 ■ зависимое слово;

ряный, павлиний, Искл.: вано юный) н столько н, ■ суффикс ова-ева ;

гуси- сазаний, ветре- прил., (планы сколько ■ соверш. вид

ный) свиной, ный. на н давно в полной

Искл.: дере-вян-ный, тюлений, фазаний) Но: безветренный, подветренный, 4 нн (истинный) намечены) форме

(мысли возвышенны и чисты; речь 4 Есть 4 нн 4 Нет 4 н

оловянный, стек- наветренный путана и неясна) (изданный) (кошеный)

лянный

Обобщенное правило-алгоритм призвано облегчить самую непроизводительную работу обучающихся над применением правил и тем сократить сроки выработки и корректировки умений и навыков. Но важно не только ознакомить курсантов с рациональными приемами и способами определения правильного написания, но и дать возможность упражняться в их применении. Точно охарактеризовал психологическую природу навыков Л.М. Шварц: «Развитие навыков есть не что иное, как смена одних приемов другими, более совершенными, благодаря чему навык меняется качественно» [5].

Мастерство педагога проявляется в подборе упражнений, которые не станут однообразным повторением, а будут совершенствовать умственную деятельность в ходе анализа написания слов, ведь в дальнейшем обучающимся придется встречаться с языковыми ситуациями, отличающимися от тех, на которых шло обучение.

В работе с разнообразным развивающим языковым материалом происходит свертывание умственных операций, что по мере упражнений приводит к умению пользоваться алгоритмом, не вспоминая об его отдельных составных частях.

Профессор Д.Н. Богоявленский в статье «Повторение как совершенствование умственной деятельности» писал: «Правильно организованные упражнения должны вырабатывать обобщенные умения и сознательные навыки применять орфографические правила и оперировать грамматическими понятиями. Для этого они должны удовлетворять следующим требованиям:

а) упражнения должны иметь характер задач, вызывающих необходимость применять для их решения изученные учащимися приемы или способы умственной работы;

б) для закрепления и совершенствования этих приемов необходимо количество повторений, достаточное для автоматизации умений и навыков;

в) для выработки обобщенных умений следует варьировать языковой материал упражнений с тем, чтобы учащиеся привыкали применять понятия или правила к языковым фактам и явлениям, находящимся в разнообразном лексическом и синтаксическом контексте» [2].

Приведем для примера несколько вариантов упражнений, которые предлагаются обучающимся в Академии гражданской защиты МЧС России с целью не только автоматизации действий по алгоритмическому предписанию «О, Ё, Е после шипящих», но и развития мышления, речи, памяти, кругозора.

№ 1

Вставьте подходящее по смыслу слово в поговорку: мягко стелет, а_спать.

№ 2

Поставьте слова абордаж, ажиотаж, блиндаж, реванш, тираж в форму творительного падежа. Составьте небольшие предложения, в которых слова абордаж, ажиотаж, блиндаж, реванш, тираж употребите в форме творительного падежа.

Для правильного выполнения задания уточните значение этих слов.

Абордаж - старинный способ морского сражения - подход к неприятельскому кораблю вплотную и сцепление с ним для рукопашного боя; ажиотаж - 1) искусственное повышение или понижение курса биржевых бумаг или цен на товары с целью извлечения прибыли, 2) (перен.) сильное возбуждение, борьба интересов вокруг какого-либо дела, вопроса; блиндаж -оборонительное сооружение для защиты от огня противника; реванш - отплата за поражение (на войне, в игре), а также борьба, предпринятая с целью взять верх над прежним победителем; тираж -1) розыгрыш выигрышей в займе или в лотерее, 2) погашение облигаций займов или других бумаг учреждениями, выпустившими их, тираж - общее количество экземпляров печатающегося издания.

№ 3

Выпишите из следующих предложений слова с орфограммой о-ё-е после шипящих, вставив пропущенные буквы.

Ретуш..р - специалист по исправлению изображения на фотографиях и рисунках. Вояж..р -это путешественник. Коммивояж..р - разъездной торговый агент какой-либо фирмы. Монтаж..р -специалист по созданию киноленты из снятых для фильма кадров.

№ 4

Выпишите из стихотворения Александра Блока слова с опознавательными признаками орфограммы о-ё-е после шипящих и, следуя указаниям алгоритма, докажите выбор буквы:

Глушь родного леса, Жёлтые листы. Яркая завеса Поздней красоты. Замерли далече Поздние слова, Отзвучали речи -Память всё жива.

Выполнение упражнений, включающих слова с разными вариантами орфограммы, - это фактически погружение в многообразие языковых ситуаций.

Приведём пример дидактического материала для выработки навыка написания Н и НН в словах разных частей речи.

Задание. Прочитайте пословицы, поговорки, приметы, загадки. Спишите, вставив пропущенные буквы.

1. Сказа..ое словцо - серебря..ое, несказа..ое - золотое.

2. Много зва..ых, да мало избра..ых.

3. Зва..ый - гость, а незва..ый - пёс.

4. Топает, словно кова..ый волк.

5. Кто ходит незва..ый, редко уходит негна..ый.

6. Жела..ый гость зову не ждёт.

7. Сви..ые глазы не боятся грязи.

8. Глядеть в копчё..ое стекло.

9. Дуга золочё..ая, сбруя реме..ая, а лошадь некормле..ая.

10. На зва..ого гостя угодить надо.

11. Незва..ые гости гложут и кости.

12. Жела..ые вести - мил гонец.

13. Земля..ика красна - не сей овса напрасно.

14. Бесприда..ица - безобма..ица: что есть, то и есть.

15. Вышел дед семидесяти лет, вынес внучка старша себя (свяще..ик с Евангелием).

16. Дочку в колыбельку - прида..ое в коробейку.

17. Моше..ики повздорили - и правда наружу.

18. Не глиня..ый, от дождя не размокнешь.

19. На лече..ой кобыле недалеко уедешь.

Обширный, обоснованно подобранный дидактический материал позволяет преподавателю на основе примеров сформулировать разнообразные учебные задачи, организовать необходимое для образования навыков количество повторений. А дидактический развивающий, социокультурный материал в виде стихотворений классиков русской литературы, пословиц, загадок, афоризмов, составленный с целью выработки системы ценностей, опирающихся на народную культуру, эмпирически сложившуюся систему воспитания человека, способствует личностному развитию курсантов. В таком случае на занятиях идёт постоянное обращение к собственной истории и культуре, основам народной организации жизни.

Очевидно, что практические занятия, где организуется педагогом работа с обобщенными правилами-алгоритмами, должна иметь естественное, органичное продолжение в виде самостоятельной работы по орфографии. В ходе целенаправленной деятельности курсантов над формированием устойчивого навыка можно выявить и устранить те пробелы в знаниях, которые

имели место в ходе первичного изучения и закрепления орфографического материала в общеобразовательных заведениях, установить логические связи между сходными лингвистическими понятиями и явлениями, изучавшимися ранее, а также дать возможность обучающимся осознать орфографию как систему.

Мы должны готовить обучающихся к умению, а затем и к навыку действовать правильно в любых случаях, т.е. учить переносу усвоенного приема или способа на действия в изменившихся условиях. Для формирования умственных навыков, помогающих сформировать орфографические, требуются упражнения, цель которых - совершенствовать способы или приемы работы с языковым материалом. На занятиях по орфографии русского языка с курсантами обязательно должна быть организована работа с профессионально ориентированным текстом, в котором часто встречаются слова на прорабатываемое правило. Например, орфограмма «Н и НН в разных частях речи» может закрепляться благодаря использованию следующих текстов: «За 20 лет существования 294-го Центра по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» личным составом Центра проведе..о более тысячи спасательных, гуманитарных и специальных операций, в ходе которых спасе..а жизнь более 1300 человек, из районов чрезвычайных ситуаций эвакуирова..о более 5200 беженцев, ране..ых и больных; в различные регионы страны и мира доставлено более 71 тысячи тонн грузов гуманитарной помощи; обезврежено и уничтожено свыше 45 тысяч взрывоопасных предметов»; «На совести террористов сожжё..ые посёлки, взорва..ые мечети и храмы, разорё..ые кварталы. Иллюстрацией к безжалостному отношению к мирным людям была и запланирова..ая на этот раз акция. Однако расчеты террориста не подтвердились: взрывоопасная смесь была обнаружена своевреме..о на стадионе, у теннисной площадки, накануне соревнований».

Итак, совершенствование орфографических умений и навыков курсантов при работе с правилом-алгоритмом обеспечивается динамикой интеллектуальной деятельности обучающихся в процессе повторения, которое организовано как совершенствование приемов или способов применения правил. Это, в свою очередь, развивает логическое мышление курсантов, вырабатывает у них умение учиться.

Результатом организованного и управляемого процесса работы с правилом-алгоритмом, развивающим, воспитывающим, социокультурным и профессионально ориентированным дидактическим материалом является формирование навыка грамотного письма, что является атрибутом высокоразвитой личности специалиста МЧС России.

Литература

1. Алгазина Н.Н. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой / Н.Н. Алгазина, З.П. Ларских, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская; под ред. Н.Н. Алгазиной. - М. : Просвещение, 1996. С. 126.

2. Богоявленский Д.Н. Повторение как совершенствование умственной деятельности / Д.Н.Богоявленский // Повторение на уроках русского языка: сборник статей из опыта работы. - М. : Просвещение.-1978.-С. 17-18.

3. Приступа Г.Н. Краткий курс методики русского языка / Г.Н. Приступа. - Рязань, 1975. С. 134.

4. Шатова Е.Г. О способах описания обобщенных алгоритмов при обучении орфографии / Е.Г. Шатова // Русский язык в школе.-1991.-№ 4. С. 9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Шварц Л.М. Психология навыка чтения / Л.М. Шварц. - М. : Учпедгиз, 1941. С. 95.

Рецензент: доктор педагогических наук Федотова Ю.Г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.