Гупанова Ю.Е.
канд. экон.наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета и аудита Дальневосточного государственного технического рыбохозяйственного университета
управление качеством:
принципы и правила
система принципов управления качеством
Управление качеством является одной из важнейших функций и подсистем управления производством и, как неотъемлемая часть общего менеджмента, должно опираться на соответствующую
научную методологию управления.
Под научной методологией управления понимается совокупность общих принципов, методов и организации управления, которые формируются на основе познания и использования экономических законов, закономерностей и исследования факторов, влияющих на объект управления [3].
Из этого следует, что в основе методологии управления качеством также должны лежать принципы управления, которые являются общими правилами, положениями или требованиями к управлению качеством. В учебнике В.М. Мишина под принципом управления понимается объективно обоснованное руководящее правило, которое должно соблюдаться при осуществлении управления, чтобы оно (управление) отвечало своему назначению и было эффективным [1].
Восемь принципов менеджмента качества
На сегодняшний день наиболее передовые концепции построения систем менеджмента качества (СМК) нашли отражение в международных стандартах ИСО серии 9000 , в основу которых положены следующие восемь принципов менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководства; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к управлению; постоянное улучшение; принятие решений, основанное на фактах; взаимовыгодные отношения с поставщиками. Данные принципы являются универсальными для любых видов деятельности, отражают базовые концепции философии всеобщего качества, закладывают основу для эффективной системы качества, создавая основные требования к ее устойчивому функционирова-
управление качеством
55
управление качеством
является одной из важнейших функций и подсистем управления производством
нию, ориентируют предприятия на выявление процессов для определения потребительских запросов и ожиданий.
При этом, несмотря на универсальность указанных принципов, они в большей степени носят практический характер и не могут быть единственными при формировании научной методологии управления качеством. По мнению ряда ученых (3, 6] совокупность научно обоснованных принципов управления качеством представляется как единство общих, общесистемных и специальных принципов, где принципы стандартов ИСО 9000 относятся к последней категории.
Что касается основного общего принципа, то, по сложившемуся мнению, он заключается в том, что системное управление качеством должно быть органичной составляющей системного управления всем предприятием (3], то есть СМК необходимо рассматривать как часть всей системы управления предприятием. Данный подход прямо следует из стандарта ИСО серии 9000 и согласуется со специальными принципами управления качеством.
Далее наряду с общими принципами управления применительно к управлению качеством целе-
сообразно руководствоваться общесистемными принципами (6], так как управление качеством в настоящее время рассматривается со стороны системного подхода. Анализ научных источников (3, 4] по данной проблематике позволил выделить следующие общесистемные принципы управления качеством: целенаправленность; делимость СМК; иерархичность; комплексность; взаимосвязанность СМК со всеми другими системами предприятия; замкнутость общих функций управления качеством в управленческом цикле; систематичность выполняемых работ; преемственность при создании и совершенствовании СМК; простота, необходимая для понимания каждым работником всего, что касается управления качеством.
Специфические принципы управления качеством
В свете рассматриваемой проблемы необходимо отметить, что кроме указанных подходов, другими учеными отмечается, что качество в первую очередь необходимо рассматривать как главный фактор конкурентоспособности, поэтому применительно к управлению качеством целесообразно выделять еще и специфические принципы (1, 7] . По нашему мнению, данные принципы в обозначенной ранее системе могут занимать равное положение со специальными, отмеченными в стандартах ИСО 9000, поскольку и те, и другие по своей сути направлены на укрепление позиций предприятия в рыночной среде.
Исследование работ отдельных авторов (5, 6, 7] позволяет обоб-
российское предпринимательство, 2009, № 2 (1)
щить следующие специфические принципы управления качеством:
1) принцип единства количества и качества, обусловленный его двойственной природой, отражающей техническую и экономическую стороны качества, которые формируются и проявляются в процессе производства и потребления;
2) принцип непрерывности и комплексности контроля качества, позволяющий реализовать не только своевременную корректировку несоответствий, но их оперативное предупреждение;
3) принцип экономического стимулирования, базирующийся на осознании возрастающей ценности человеческого ресурса и необходимости соответствующего механизма мотивации персонала для повышения качества;
4) принцип эффективности качества, предусматривающий единство и неразрывность качества и эффективности производства.
В этой связи важно заметить что, на наш взгляд, данный перечень специфических принципов является неполным, так как он не в полной мере отражает систему отношений по управлению качеством.
Еще один ряд специфических принципов управления качеством
Теоретический анализ научных фактов (2, 3, 4, 5, 7], тенденций и закономерностей управления, их обобщение и систематизация, позволили нам дополнительно сформулировать следующие специфические принципы управления качеством:
1. Сочетание интересов производителя и потребителя в повышении
качества товара. Данный принцип вытекает из рыночных законов и направлен на разрешение противоречия между экономическими интересами производителя, стремящегося к получению максимальной прибыли в условиях рынка, и потребителя, заинтересованного в снижении цен на товары. В связи с этим производителю необходимо стремиться к повышению качества и минимизации цены товара, чтобы обеспечить сбалансированность спроса и предложения. Этим производитель создаст предпосылки для наиболее полного удовлетворения запросов потребителей и получения своей прибыли. Тем самым будет обеспечено высокое качество и цена, доступная для массового потребления. 2. Минимизация стоимости жизненного цикла товара. Данный принцип тесно взаимосвязан с предыдущим и предполагает постоянное снижение затрат на качество как важного резерва уменьшения себестоимости и цены, а также тесно увязан с концепцией всеобщего менеджмента качества, конечной целью которой является достижение абсолютного качества при нулевом количестве дефектов и, соответственно, минималь-
системное управление качеством должно быть органичной составляющей системного управления всем предприятием
управление качеством
только самоорганизующаяся система менеджмента качества способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия
ной стоимости жизненного цикла товара.
3. Надежность СМК. Принцип предполагает надежное, безотказное функционирование системы качества и является интегративным — он базируется на предыдущих специфических принципах и, в свою очередь, является основой их эффективного применения. Любая СМК должна обладать синергетичес-ким эффектом, проявляющимся в приросте эффекта от взаимодействия ее составляющих, что должно стать залогом ее саморегуляции и самоорганизации. Только самоорганизующаяся СМК способна к адекватному реагированию на внешние и внутренние воздействия и обладает характеристиками надежности и безопасности, что является гарантом удовлетворения потребностей общества в качественных товарах.
Таким образом, сформулированные принципы, на наш взгляд, дополняют имеющуюся систему принципов управления качеством, отвечают сложившимся условиям формиро-
вания экономики и развивают научную методологию менеджмента качества. Практическая реализация указанной системы принципов должна стать основой планирования мер по постоянному совершенствованию и улучшению качества в краткосрочной и долгосрочной перспективе, а также ядром формирования действенных систем качества.
Литература
1. Мишин В.М. Управление качеством: учебник для вузов / В.М. Мишин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
— 463 с. — ISBN 5-238-00857-0.
2. Эванс Дж. Управление качеством: учеб. пособие для вузов: пер. с англ ./ Дж. Эванс. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 671 с. — ISBN 5-23801062-1.
3. ИСО 9001: может ли этот стандарт быть лучше? / Диринг Дж. // Стандарты и качество. — 2008. — № 3. — С. 90-93.
4. Принципы СМК: когда они начнут работать? / Котенко Ю.В. // Стандарты и качество. — 2008. — № 7. — С. 101-102.
5. Гиссин В.И. Управление качеством / В.И. Гиссин. — 2 — изд., пере-раб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ», 2003.
— 400 с. — ISBN 5-241-00269-3.
6. Шевченко Д.К., Груздев В.В. Организация и управление качеством: монография / Д.К. Шевченко, В.В. Груздев. — Владивосток: Дальрыбвтуз, 1998. — 221 с. — ISBN 5-88871-055-5.
7. Шубенкова Е.В. Тотальное управление качеством / Е.В. Шубенкова.
— М.: Издательство «Экзамен», 2005. — 256 с. — ISBN 5-472-00382-2.
5оссийское предпринимательство, 2009, № 2 (1)
О