УДК 371.14
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ОО
Тетина C.B.
Аннотация. В статье рассматривается система повышения квалификации учителей английского языка на базе ГОУ ДПО ЧИППК-РО, раскрываются основные формы, цели н принципы построения системы непрерывного образования педагогов в современных условиях введения ФГОС.
In article the author considers the system of the improvement of the professional skill of teachers of English language on the basis of The Chelybinsk Institute of Retraining and Improvement ofprofessional skill of Educators, the basic forms, the purposes and principles of creating system of continuous training of teachers in modern conditions of introduction of FSES reveal.
Ключевые слова: качество образования, профессиональный рост, мотивация, курсовая подготовка, самообразование, принципы системы образования, конкурентность, ФГОС, информационные технологии, дистанционное образование.
Quality of education, professional development, motivation, course training, self-education, education system principles, competition, FSES, information technologies, remote education.
Образование - это то, что у вас останется, когда вы забудете всё, чему учились.
Б.Ф. Скиннер
В сфере образования главное место занимает «политика качества» образования. Высокое качество образования - стратегический национальный ресурс, главный конкурентный капитал, одно из фундаментальных условий устойчивого, динамического развития общества. В современных условиях требуется не только постоянное накопление, но и обновление этого капитала, формирование личностного механизма саморазвития.
Цель повышения квалификации - предоставить возможность для профессионального роста и непрерывного профессионального образования, а также способствовать развитию компе-
тенций для внедрения изменений в практику преподавания английского языка в школах.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации учителей английского языка осуществляется профессорско-преподавательским составом института повышения квалификации. Наряду с традиционной курсовой подготовкой в институте практикуется проведение модульных курсов, учебно-методических семинаров с привлечением специалистов вузов, ведущих методистов издательств, авторов учебно-методических комплексов, дистанционные курсы, круглые столы, мастер-классы и творческие лаборатории на базе образовательных учреждений.
Задача современного педагога - научить своего ученика учиться. Но прежде самому педагогу нужно привить потребность учиться на протяжении всей жизни. Низкая мотивация учителей на профессиональную переподготовку, освоение современных образовательных технологий связана с отсутствием независимой системы оценки качества их работы в соответствии с современными требованиями. Новые требования к выпускникам всех ступеней (начального, основного и общего среднего образования) стимулируют учителей английского языка непрерывно повышать свою квалификацию, т.е. заниматься самообразованием.
Какие формы повышения квалификации можно предложить учителю английского языка?
Попробуем выстроить систему приоритетных шагов: очные курсы повышения квалификации на базе НПК; очно-заочные курсы; курсы по модульно-накопительной системе; дистанционные курсы; сетевые сообщества, учебно-методические семинары; мастер-классы учителей-практиков; самообразование и др.
Сегодня повышение квалификации не должно сводиться к получению «корочки» о прохождении курсов. Учитель вправе сформировать свои пожелания, высказать запросы и выбрать индивидуальную образовательную траекторию повышения квалификации. Программы повы-
Яаучпое обеспечение системы повышения квалификации кадров
Система повышения квалификации работников образования в услов ия^ внедрения фТОС
ЧИППКРО
шения квалификации формируются с учётом интересов учителей английского языка. При формировании образовательной траектории повышения квалификации «мнение самого учителя о том, каким бы он видел соотношение теории и практики, не является весовым основанием в отборе содержания повышения квалификации», отмечает Д.Ф. Ильясов в своей статье. По мнению учёного, «учитель отдаст предпочтение в пользу практики, недооценив тем самым роль теории в своей педагогической деятельности». [1]
Выявление запросов и оказание образовательных услуг по повышению квалификации учителей английского языка происходит на условиях:
— учёта уровня подготовки учителя английского языка;
— права учителя выбрать содержание и формы повышения квалификации;
— создания банков образовательных программ и модулей, обеспечивающих открытость и доступность информации об образовательных услугах;
— обеспечения тьюторского сопровождения индивидуальных траекторий повышения квалификации;
— консолидации и партнёрского взаимодействия всех участников процесса повышения квалификации.
Задача ИПК - успевать за развитием современного общества, информационных технологий и иметь кадры нужной квалификации.
Сегодня требуется большая динамика в работе системы повышения квалификации.
Современный институт повышения квалификации не должен быть оторван от школы. Работнику ИПК, чтобы не потерять квалификацию, необходимо работать в школе учителем. Квалификация и знания, компетенции и компетентность являются неоспоримыми преимуществами в современном обществе. Ведь конкурентоспособность учителя, грамотность и компетентность очень важны для успеха самого учителя и успехов его учеников. Образование педагогов должно быть непрерывным, поэтому предложения ИПК по системе повышения квалификации должны быть актуальными и разнообразными по форме. Концептуальные подходы и принципы создания современной системы
повышения квалификации ориентированы на достижение новых приоритетов в развитии общего образования, содержащихся в Национальной образовательной стратегии «Наша новая школа», стандартах основного общего образования. Ключевые позиции, обозначенные в данной концепции, регулируются также Болонской конвенцией и направлены на повышение конкурентоспособности российского дополнительного профессионального педагогического образования на международном рынке образовательных услуг.
Интеграция учебной и профессионально-педагогической деятельности слушателя курсов повышения квалификации основана на принципе компетентностно-деятельностного подхода к содержанию образования.
Развитие экспертной, проектной и исследовательской деятельности, привлечение ведущих методистов и учителей-практиков для передачи своего опыта - принцип соединения науки и практики.
Принцип оперативности включает в себя быстрое реагирование на запросы потребителей образовательных услуг.
Обеспечение качественного повышения квалификации, максимально приближенного к месту работы педагогов, в любое удобное для них время и есть принцип доступности.
Принцип индивидуализации образовательного процесса - это возможность свободного выбора для учителя содержания, места, времени и формы получения образовательных услуг, отвечающих его запросам.
Пространственно-временная организация учебного процесса осуществляется за счёт мо-дульно-накопительных курсов повышения квалификации и основывается на принципе непрерывности образования. Принцип ориентации на конечный результат является критерием оценки качества образовательных услуг по повышению квалификации, осуществляемого с помощью механизмов подготовки и переподготовки слушателей и их последующей аттестации на соответствующие категории.
Принцип гибкости обеспечивает максимально широкий спектр образовательных услуг, разнообразных по содержанию, формам организации, объёму и месту их проведения, отвечающий запросам учителей английского языка и соответствующий индивидуальным
(Выпуск • 2011 "Новой ИГ^оле - Новые Стандарты
образовательным траекториям. Принцип мобильности предполагает разнообразие образовательных услуг и возможностей их перестройки в соответствии с изменяющимися условиями и целями деятельности.
Происходит модернизация непрерывного педагогического образования, осуществляется переход на многоуровневую систему подготовки и повышения квалификации учителей. Осуществляется частичный переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей. Дистанционное обучение приобретает всё большее значение в системе повышения квалификации, а также всё большую популярность среди учителей английского языка. В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учителями английского языка посредством информационных коммуникационных сетей, из которых особенно выделяется среда интернет-пользователей. Обучение с использованием Интернета представляется творческим процессом, позволяющим развивать и разрабатывать новые методические приемы. В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование информационной культуры учителя.
ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Судьба всех технических новинок в сфере образования практически одинакова: сначала их боятся и запрещают, потом используют экспериментально, и только после долгих споров, препирательств и исследований они занимают своё «место под солнцем».
Сейчас электронные устройства в образовательном процессе применяются достаточно широко. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта - информационных технологий. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства, как компьютер и Интернет.
Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно
реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Благоприятные возможности создают компьютеры и для организации самостоятельной работы учителей английского языка. В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками, как комплексность, универсальность, интерактивность. Возможность учитывать уровни языковой и методической подготовки учителя английского языка является основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого учителя.
Всё вышеперечисленное приобретает ещё большее значение в период введения ФГОС. Диагностика уровня подготовленности учителей -слушателей курсов позволяет выявить затруднения педагогических работников в период перехода на новые стандарты и их причины:
1) принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);
2) упрощенное понимание сущности и технологии реализации системно-деятель-ностного подхода;
3) сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока, необходимость отказа от устаревших поурочных разработок, накопившихся за многие годы и др.
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров. Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации постоянно работает над приведением структуры, содержания и форм повышения квалификации работников образования в соответствие с современными потребностями системы образования и обеспечивает высокое качество и доступность образовательных услуг. В свою очередь, кафедра языкового и литературного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО в условиях внедрения ФГОС планирует работу по повышению квалификации с учетом потребностей учителей образовательной области «Филология». Так, учителям английского языка предлагаются сле-
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров
Система повышения квалификации работников образования в услов ия^ внедрения фТОС
ЧИППКРО
дующие модульные курсы: «Концептуальные основы ФГОС общего образования», «Особенности реализация системно-деятельностного подхода», «Формирование метапредметных знаний и умений на уроках иностранного языка», «Современная система оценивания достижения результатов освоения образовательной программы по иностранному языку». На этих модульных курсах раскрываются и обсуждаются следующие вопросы:
— создание условий для решения стратегической задачи развития российского образования - повышения качества образования, достижения новых образовательных результатов;
— формирование общеучебных действий как надёжный путь кардинального повышения качества обучения;
— активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач, использование различных способов поиска информации (в справочных источниках и открытом учебном и информационном пространстве);
— требования к уровню подготовки выпускников;
— контрольно-измерительные материалы для оценки качества образования.
При освоении содержания модулей слушатели получат как теоретическую, так и практическую подготовку по проблеме реализации ФГОС в ходе обучения английскому языку. В связи с этим они выполняют задания как проблемно-теоретического, так и учебно-практического характера.
Программа модульных курсов повышения квалификации может быть освоена слушателями курсов как на занятиях в аудитории с использованием современных информационных технологий, так и самостоятельно в ходе дистанционного обучения с опорой на рекомендованную литературу.
Требования к результатам деятельности в ФГОС представлены как личностные, мета-предметные и предметные. Такое понимание результатов образования требует обращения к технологиям личностно-ориентированного развивающего образования, где центральное место будет занимать оценочная деятельность педагога. Именно оценочная деятельность учителя
должна обеспечить получение информации, позволяющей оценить эффективность организуемой им деятельности и увидеть индивидуально-личностное продвижение в образовательном процессе.
Новое понимание образовательных результатов влечёт за собой необходимость обновления традиционной оценочной деятельности педагога, её развития. Развитие оценочной деятельности должно происходить не периодически - на курсах повышения квалификации, а непрерывно, включая самообразование в межкурсовой период. Профессорско-преподавательский состав и методисты ИПК владеют одновременно и теоретическими вопросами содержания, методики преподавания предмета, знанием нормативно-правовых документов, вопросами состояния и качества преподавания предмета и практическими аспектами работы учителя в школе.
ИПК играет немаловажную роль в оперативном информировании педагогов, динамичном реагировании на изменение ситуации в образовании.
Взаимодействие ИПК и учителя - самый эффективный способ оказания профессиональной помощи и создания условий для совершенствования, профессионального и личностного роста учителя.
Формирование инвариантного компонента наряду с вариативной частью образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителей английского языка необходимо для сохранения единых критериев системы повышения квалификации и системы профессиональной переподготовки. В современных условиях необходимо учитывать требования ФГОС в аттестации учительских кадров.
Все указанные курсы должны быть минимально достаточными по времени, оптимально информативными по содержанию, актуальными по проблеме, прикладными по существу и признанными системой образования.
Литература 1. Ильясов, Д.Ф. Проектирование содержания дополнительного профессионально-педагогического образования на основе принципа философской антропологии [Текст] /Д.Ф. Ильясов // Научное обеспечение системы повышения
(Выпуск • 2011 "Новой Школе - Новые Стандарты
квалификации кадров. - Челябинск: ИУМЦ «Образование», 2009. - № 1. - С. 66.
2. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению
гражданского общества [Текст] / А.Г. Асмолов // Вопросы образования. - 2008. - № 3.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. // Серия «Стандарты второго поколения». - М.: Просвещение, 2009.
Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров