УДК 621.396 С 78 © Д. В. Стаханов
Д. В. Стаханов, Н. В. Жирный СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ, РЕАЛИЗУЕМЫХ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
Рынок телекоммуникационных услуг Российской Федерации последние десять лет характеризуется большими темпами развития. Однако в условиях кризиса особую актуальность приобретает анализ качества предоставляемых интернет-услуг и выбор привлекательного инвестиционного проекта с использованием метода экспертного опроса. В статье рассмотрены бальная и взвешенная оценки привлекательности инвестиционных проектов, которые позволят выбрать приоритетную стратегию развития.
Ключевые слова: интернет-услуги, ИЕ-технологии, инвестиционный проект, экспертная оценка, матрица стратегий, телекоммуникационные компании.
^^"елекоммуникационная отрасль как важней-I ший сектор экономики обеспечивает согла-I сованную работу всех отраслей народного хозяйства. Рынок телекоммуникационных услуг является динамично развивающимся рынком России, он является основой интеграции РФ в мировое экономическое и информационное пространство.
В условиях кризиса (дефицит государственного бюджета, низкие темпы ВВП, недостаточный рост инвестиций, невысокий уровень доходов населения) особую актуальность приобретает анализ рынка телекоммуникационных услуг, изучение формирования и стимулирования спроса на услуги.
Научная новизна исследования заключается в разработке системы показателей привлекательности инвестиционных проектов, обеспечивающих комплексное развитие телекоммуникационных систем и позволяющих определять особенности реагирования производственной подсистемы на тенденции и проблемы, возникающие во внутренних и внешних средах.
Успешное развитие организаций, функционирующих в сферах электронного предпринимательства, определяется использованием инструментария стратегического менеджмента, информационной логистики и информационных систем при совершенствовании бизнес-процессов в телекоммуникационной отрасли.
Содержание электронного бизнеса, как показало эмпирическое тестирование, можно рассматривать в трёх аспектах: 1) вид экономической деятельности; 2) бизнес-модель; 3) совокупность бизнес-процессов [1, 5, 9, 10]. Электронный бизнес представляет собой бизнес-модель, в которой бизнес-процессы осуществляются на основе интеграции в сети Интернет и направлены на создание потребительской ценности для клиентов за счёт использования новых рыночных возможностей.
Бизнес-модель отражает синтез операционного содержания (процессов), структуры управления, что свидетельствует о возможности создания ценности электронного бизнеса через развитие деловых возможностей и ресурсного потенциала. Эффективная бизнес-модель является основой для использования управленческих и операционных инноваций, а также важным источником создания
ценности фирмы, её поставщиков, партнёров и клиентов.
Виртуальные рынки расширяют понятия инновации и инновационных процессов, предложенных И. Шумпетером [8], за счёт использования уникальных операционных методов, что способствует новым формам сотрудничества между фирмами. В то же время инновации не могут быть единственным источником создания ценности в электронном бизнесе. Согласно ресурсной концепции и мнению Г. Хамела и К. Прахалада [7], долгосрочный успех компании зависит от наличия у неё неповторимых ресурсов и организационных способностей (компетенций), которые недоступны соперникам и определяют конкурентные преимущества компании.
Устойчивый рост компании электронного бизнеса обусловлен выполнением следующих условий: 1) разработка конкурентной стратегии и выбор оптимальной бизнес-модели; 2) подбор команды менеджеров; 3) эффективные маркетинговые и рекламные стратегии, таргетирование опИпе-аудитории; 4) клиентоориентированность и персонализация; 5)создание сайта для целевого сегмента и привлекательный контент;
6) интеграция через многоканальный доступ;
7) инвестирование в электронный бизнес;
8) логистика и логистические провайдеры.
Преимущества электронного бизнеса заключаются в глобальном формате масштабирования деятельности, улучшении цепочек поставок, открытости бизнеса, персонализации, быстром выводе товара на рынок, онлайн-продаже услуг и уменьшении порогов выхода на рынок [2].
Развитие новых сетевых технологий, обеспечивающих предоставление всё большего числа разнообразных услуг, заставляют мировое телекоммуникационное сообщество взглянуть на вопросы качества услуг связи и систему их управления как на один из важнейших факторов эффективного развития конкурирующего рынка предоставления услуг связи [6].
В сентябре 2015 г. нами было проведено исследование мнения потребителей по части качества предоставляемых ОАО «МТС» Интернет-услуг, а также оценка потребительских предпочтений. В
исследовании приняло участие 324 респондента, из них 212 - юридические лица. В табл. 1 представлены результаты обработки анкетирования.
Наиболее важными «проблемами» с точки зрения потребителей являются: высокая стоимость трафика, небольшие скорости приема и передачи, по сравнению со «стационарным», невысокое качество связи. Выявленные проблемы необходимо решать в первую очередь.
Дальнейшим развитием мировых телекоммуникационных технологий в области мобильной связи являются разработка и внедрение стандартов четвёртого поколения (4б), обеспечивающих ещё большие скорости передачи данных и, как следствие, повышение качества предлагаемых пользовательских услуг при общем снижении издержек в эксплуатации телекоммуникационного оборудования [4]. Наиболее актуальными техноло-
гиями, позволяющими решить насущные задачи современных телекоммуникаций, являются:
• технология Long Term Evolution, или, сокращённо LTE-технология. Соответственно этому, сети мобильной связи, реализованные на основе такой технологии, называют LTE-сети;
• NFC - технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия;
• GPON - пассивная оптическая сеть, обеспечивающая многофункциональный широкополосный доступ в Интернет на беспрецедентно высоких скоростях - до 1 Гбит/с.
• WiMAX - телекоммуникационная технология, разработанная с целью предоставления универсальной беспроводной связи на больших расстояниях для широкого спектра устройств.
Таблица 1
Оценка мнений потребителей интернет-услуг, предоставляемых ОАО «МТС» в Таганроге [составлено _авторами]_
Наименование оцениваемой характеристики
Важность проблемы, 5
Оценка качества параметра, балл
Приоритет решения, с учетом важности, балл
Стоимость трафика мобильного интернета в несколько раз превышает стоимость трафика в наземной, широкополосной связи
12,12
0,48
Высокая зависимость от географических свойств местности
Потеря данных при передаче
Небольшие скорости приема и передачи, по сравнению со "стационарным"_
Не предоставляется выделенный ip адрес
9,09
0,09
Невысокое качество связи
12,12
0,48
Необходимость установки специального программного обеспечения для подключения модема к ПК, что повышает стоимость услуги_
Неудобные навигация и ввод текста
3,03
0,12
Ограниченные возможности открытия полученных файлов и сложности в прикреплении_
Низкии уровень защиты персональных данных
9,09
0,27
Высокая вероятность проникновения спама
9,09
0,18
Длительное время установления соединения Сумма
6,06 100
0,12
В табл. 2. приведен обобщенный анализ наиболее перспективных технологий для развития сетей провайдеров в зависимости от их текущего состояния и сетевой инфраструктуры.
Из табл. 2. видно, что технология LTE имеет безусловное преимущество по таким параметрам, как потенциал развития и уровень конкуренции по сравнению с другими. Сети, построенные на базе WiMAX, имеют преимущество по стоимости або-
нентского оборудования, а также по затратам и окупаемости сетей - позиции пассивных оптических сетей здесь, безусловно, хуже. Наряду с этим, следует отметить, что конкуренция среди операторов, предоставляющих услуги передачи данных на базе технологии GPON, уже достаточно высока в отличие от LTE.
Таблица 2
Сравнительный анализ технологий [составлено авторами]
Т
Т
т
Параметр характеристи-
ка сети
ИРС
бРСЖ
\ViMAX
1.ТЕ
Стоимость строительства и организации сети
средняя
средняя
Уровень конкуренции среди операторов по технологии
среднии
среднии
Срок окупаемости
долгии
долгии
среднии
быстрый
Пропускная способность
высокая
высокая
средняя
Стоимость абонентского оборудования_
высокая
высокая
средняя
низкая
Потенциал развития
высокии
высокии
среднии
высокии
Качество предоставляемых услуг_
среднее
Защита данных
средняя
Используя сказанное, выбор направления инвестиционных вложений определяется двумя факторами: привлекательностью инвестиционного проекта для целей развития организации и возможностями организации для его реализации. Для оценки привлекательности инвестиционного проекта был использован метод экспертного опроса. В экспертном опросе приняло участие пять респон
Также была проведена экспертная оценка возможности реализации инвестиционного проекта. В табл. 5-6 приведена оценка возможности
дентов - менеджеров высшего звена ОАО «МТС». Им было предложено по 100-бальной шкале оценить привлекательность возможности реализации инвестиционного проекта, а также по пятибалльной шкале произвести ранжирование факторов, которые влияют на оцениваемые показатели. В табл. 3-4 приведена оценка привлекательности инвестиционных проектов в разрезе критериев.
Таблица 3
Таблица 4
реализации инвестиционных проектов в разрезе критериев.
Бальная оценка привлекательности инвестиционных проектов [составлено авторами]
Т
Критерий привлекательности
Ранг
Инвестиционный проект
ИГС
1.ТЕ
бРСЖ
\ViMAX
Стоимость строительства и организации сети
94,91
76,92
44,96
21,98
Уровень конкуренции среди операторов по технологии
84,92
64,94
59,94
29,97
Срок окупаемости
59,94
84,92
54,95
18,98
Пропускная способность
74,93
94,91
74,93
24,98
Стоимость абонентского оборудования
79,92
96,90
39,96
36,96
Качество предоставляемых услуг
64,94
79,92
49,95
32,97
Взвешенная оценка привлекательности инвестиционных проектов
Т
Критерий привлекательности
Ранг
Инвестиционный проект
ИРС
1.ТЕ
бРСЖ
\ViMAX
Стоимость строительства/организации
0,13
13,09
10,61
6,20
3,03
Уровень конкуренции среди операторов по технологии
0,17
-I
14,64
-I-
11,20
-I-
10,33
5,17
Срок окупаемости
0,17
10,33 14,64
9,47
3,27
Критерий привлекательности
Ранг
Инвестиционный проект
ИРС
1.ТЕ
бРСЖ
\ViMAX
Пропускная способность
0,17
12,92
16,36
12,92
4,31
Стоимость абонентского оборудования
0,2
16,54
20,05
8,27
7,65
Качество предоставляемых услуг
0,13
8,96
11,02
6,89
4,55
Итого, привлекательность
76,48 83,88
54,09
27,97
Бальная оценка возможностей реализации проектов [составлено авторами]
Таблица 5.
Т
Критерий возможности
Ранг
Инвестиционный проект
ИРС
+
НЕ
+
бРСЖ
+
\ViMAX
Дает ли реализация проекта прочное преобладание над конкурентами?_
34,965 39,96 63,93 79,92
49,95 ^ 64,93 ^ 62,93 ^
Н-1-ь
Насколько реалистичны основные планистические принципы инвестиционного проекта?_
74,92
Возможные отрицательные последствия неосуществления конкретных мероприятий_
54,945
79,92
97,90
45,95
Можно ли будет реализовать инвестиционный проект, учитывая умения и ресурсы, а также эффективность руководящих кадров?_
69,93
97,90
83,91
66,93
Привлекательность инвестиционного проекта учетом отрасли_
64,935
61,93
45,95
85,91
Привлекательность для потребителя
74,92
75,92
66,93
83,91
Взвешенная оценка возможностей реализации инвестиционных проектов
Т
Таблица 6
Критерий возможности
Ранг
Инвестиционный проект
ИРС
т
1.ТЕ
т
бРСЖ
Т
\ViMAX
Дает ли реализация проекта прочное преобладание над конкурентами?
0,12
4,20
4,80
9,59
9,59
Насколько реалистичны основные планистические принципы инвестиционного проекта?_
0,2
9,99 12,99 14,99
14,99
Возможные отрицательные последствия неосуществления конкретных мероприятий_
0,16
8,79
12,79
7,35
7,35
Можно ли будет реализовать инвестиционный проект, учитывая умения и ресурсы, а также эффективность руководящих кадров?
0,08
5,59
7,83
5,35
5,35
Привлекательность инвестиционного проекта с учетом отрасли_
0,24
15,58
14,87
20,62
20,62
Привлекательность для потребителя
0,2
14,99
15,18
16,78
16,78
Итого, возможность
59,14 68,45
74,69
74,69
По полученным данным была получена матрица выбора приоритетных стратегий, которая представлена на рис. 1.
90 80 8 '/О
а
а ¡60
§ ЭО *0 30 21) 10
Зона сомнения вРОМ (^у Зона успеха_ тмлхШ Л Зона высокого приоритета ЬТЕ
Зона поражения Зона среднего успеха —
Зона поражения N Зона поражения Зона среднего успеха
10
20
30
40
50
60
70
80
Привлекательность Рис. 1. Матрица выбора приоритетного инвестиционного проекта
В отличие от конкурирующего стандарта WiMAX, LTE является дальнейшим развитием сетей UMTS (HSDPA/HSUPA). Приоритетным инвестиционным проектом является проект внедрения LTE технологии. LTE - новый стандарт сетей четвертого поколения (4G), который в данный момент активно разрабатывается крупнейшими телекоммуникационными компаниями [3].
Выводы.
1. Интернет входит в фазу активного роста при этом изменения в экономике стимулируют постановку инновационных задач и приводят к использованию в практике управления развития бизнеса новых типов моделей и бизнес-процессов.
2. Прогнозирование развития электронного бизнеса и его сегментов должно опираться на
объективный анализ факторов роста и риска, а также тенденции их изменения.
3. Методом эксперимента необходимо определять наиболее существенные факторы сравнительного анализа инновационных технологий с оценкой силы их влияния в заданный момент времени.
4. Выбор направления инвестиционных вложений с анализом привлекательности инвестиционных проектов и возможностью его реализации может быть использован в северных и восточных регионах РФ в связи с неравномерностью их развития, имеющими огромный не реализованный потенциал.
Библиографический список
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации часть первая от 30.11.1994 № 51 - ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14 - ФЗ, часть третья от 26.11.2001 № 146 ФЗ. // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Габович, Б.А. Стохастическая модель принятия инвестиционных решений в условиях риска [Текст] / Б.А. Габович, А.З. Данг, А.В. Мищенко // Финансовый менеджмент. - 2012. - №4. - С.56-63.
3. Ильина, О.В. Классификация и маркетинговый анализ рыночного потенциала услуг предоставляемых на базе систем широкополосного доступа [Текст] / О.В. Ильина //Труды военной академии связи. С-Пб. 2009, №74. - С. 24-30.
4. Ильина, О.В. Анализ сегментации потребителей телекоммуникационного оборудования стандарта 4G [Текст] / О.В. Ильина // Труды VII международной научно-технической конференции «Радиолокация, навигация, связь», Воронеж 2011. № 1. - С.49-51.
5. Трачук, А.В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на бизнес-модели современных компаний [Текст]. / А.В. Трачук, Н.В. Линдер, Д.А. Антонов // Эффективное антикризисное управление. - 2014. - № 5. - С. 60-69.
6. Трифонов, П.В. Анализ влияния факторов окружающей среды на развитие электронного бизнеса в России [Текст]. / П.В. Трифонов // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 11-3. - С. 413-421.
7. Хамел, Г. Ключевая компетенция корпорации [Текст]. / Г. Хамел, К. Прахалад // Вестник СПбГУ. Серия 8. - 2003. - Вып. 3. - № 24. - С. 18-41.
8. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития: учебник [Текст] / Й.А. Шумпетер. - Изд-во «Директмедиа Паблишинг», 2008. - 401с.
9. Amit R., Zott Chr., Massa L. The Business Model: Recent Developments and Future Research // Journal of Management. - Vol. 37. - No. 4. - July 2011. - P. 1019-1042.
10. Mahadevan B. Business-models for Internet-based e-commerce: http://www.researchgate.net/profile/B_Mahadevan/publication/228718351 /
References
1. The civil Code of the Russian Federation part one from 30.11.1994 № 51 - FZ, part II from 26.01.1996 № 14 - FZ, part three from 26.11.2001 № 146-FZ. // Legal reference system "Garant".
2. Gabovich, А. В., Dang, Z. A., Mishchenko A.V. Stochastic model of investment decision-making under risk / B. A. Gabovich, Dang Z. A., Mishchenko V. A. // Financial management. 2012. No. 4. - S. 56-63.
3. Ilyina О. V. The Classification and marketing analysis of the market potential of services based on broadband wireless access systems. / Ilyina О. V. //proceedings of the military communications Academy. -Pb. 2009, No. 74. - S. 24-30.
4. Ilyina О. V., Piskunov N. N. Analysis of segmentation of consumers of telecommunications equipment 4G. / Ilyina О. V. // proceedings of the VII international scientific-technical conference "Radiolocation, navigation, communication", Voronezh 2011. No. 1. - P. 49-51.
5. Trachuk A. V., Linder N. In., Antonov D. A. The Impact of information and communication technologies on the business models of modern companies. / Trachuk A. V., Linder N. In., Antonov, D. A. // Effective crisis management. - 2014. - No. 5. - S. 60-69.
6. Trifonov P. V. Analysis of the influence of environmental factors on the development of electronic business in Russia. / Trifonov P. V. // Economics and entrepreneurship. - 2014. No. 11-3. - S. 413-421.
7. Hamel G., Prahalad C. The core competence of the Corporation / Hamel G., Prahalad C. // Bulletin Of St. Petersburg State University. Series 8. - 2003. - Vol. 3. - No. 24. - S. 18 to 41.
8. Schumpeter J. I. Theory of economic development: textbook / Schumpeter J. I., - Publishing house "DirectMedia publishing", 2008. - The 401c.
9. Amit R., Zott Chr., Massa L., The Business Model: Recent Developments and Future Research II Journal of Management. - Vol. 37. - No. 4. - July 2011. - P. 1019-1042.
10. Mahadevan, B. Business models for Internet-based e-commerce: http://www.researchgate.net/profile/B_Mahadevan/publication/228718351 /.
THE SYSTEM OF INDICATORS OF THE ATTRACTIVENESS OF INVESTMENT PROJECTS IMPLEMENTED IN
TELECOMMUNICATION SYSTEMS
Abstract. The telecommunications market of the Russian Federation for the last ten years is characterized by large growth rates. However, in the crisis of particular relevance is the analysis of the quality of Internet services and the selection of an investment project using the method of expert survey. In the article the ball and balanced assessment of attractiveness of investment projects, which will allow you to choose the priority development strategy.
Keywords: Internet service, LTE technology, investment project, expert estimation, the matrix of strategies for a telecommunication company.
Сведения об авторах:
Стаханов Дмитрий Викторович - доктор экономических наук, профессор Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Николай Васильевич Жирный - кандидат экономических наук, доцент Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)» (г. Таганрог, Российская Федерация), e-mail: [email protected].
Статья поступила в редакцию 01.12.2015.
professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university
associate professor, Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of Rostov state economic university