быть единой командой и на основе использования принципов ХАССП в качестве инструмента организации всего производственного процесса реально обеспечить достижение поставленной цели - производство продукции, соответствующей всем гигиеническим нормативам.
Список литературы
1. ГОСТ Р 51705.1-2001. Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования.
2. ГОСТ Р 52969-2008. Масло сливочное. Технические условия.
3. ГОСТ Р 52054-2003. Молоко коровье сырое. Технические условия.
4. ГОСТ Р ИСО 22000-2007. Системы менед-
жмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции
5. Директива Совета Европейского сообщества от 14 июня 1993 г. № 93/43 ЕЭС «О гигиене продуктов питания». URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30006715 (дата обращения: 13.03.2015).
6. Инструкция по порядку и периодичности контроля за содержанием микробиологических и химических загрязнителей в молоке и молочных продуктах на предприятиях молочной промышленности. М., 1996.
7. СанПиН 2.3.2.1078-01. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов.
ДИМИТРИЕВ Алексей Димитриевич — доктор биологических наук, профессор, зав. кафедрой технологии продуктов общественного питания. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ТРОФИМОВА Наталья Владиславовна - магистрант. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
DIMITRIYEV, Aleksey Dimitrievich - Doctor of Biological Sciences, Professor, Head of the Department of Technology Products Catering. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
TROFIMOVA, Natalya Vladislavovna - Undergraduate. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 339.16
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Л.Н. Дмитриева
Рассмотрена система показателей устойчивости развития потребительской кооперации, охватывающая оценку хозяйственной деятельности, финансовой устойчивости, работы с пайщиками.
Ключевые слова: потребительская кооперация; финансовая устойчивость; экономический рост; хозяйственная деятельность; система показателей.
L.N. Dmitriyeva. INDICATORS SYSTEM OF THE ASSESSMENT OF THE SUSTAINABLE CONSUMER COOPERATION DEVELOPMENT
The indicators system of stability in consumer cooperation development covering an assessment of economic activity, financial stability, work with shareholders is considered.
Keywords: consumer cooperation; financial stability; economic growth; economic activity; system of indicators.
Необходимость устойчивого развития потребительской кооперации продиктована ее социальным предназначением, той ролью, которую она играет в совершенствовании общественных отношений в России. Специфическое ее свойство проявляется в многоотраслевом характере де-
ятельности. С одной стороны, потребкооперация осуществляет хозяйственно-финансовую деятельность, являясь субъектом рыночной экономики, с другой - она некоммерческая организация, деятельность которой направлена на удовлетворение потребностей пайщиков. Поэтому обеспечение
Экономические науки
43
устойчивости развития потребительской кооперации объективно необходимо и с точки зрения значимости ее функционирования для экономики России, и с точки зрения обеспечения жизнеспособности самой хозяйственной системы.
Процесс устойчивого развития потребительской кооперации заключается в целенаправленном изменении ее внутренней среды адекватно текущим и будущим изменениям внешней среды с одновременным достижением кооперативными организациями комплексной устойчивости, являющейся системой текущей и долгосрочной устойчивостей. В целях разработки комплекса мер, обеспечивающих достижение комплексной устойчивости, потребительской кооперации необходима оценка достигнутых ею результатов хозяйствования, базирующаяся на определенной системе показателей, позволяющих сделать такую оценку.
Большинство экономистов, занимающихся разработкой проблемы экономической устойчивости предприятий, традиционно сводят ее оценку к финансовым показателям деятельности. На наш взгляд, для потребительской кооперации, как социально ориентированной системы, должна быть разработана система по-
казателей, позволяющая дать комплексную оценку ее социально-экономической деятельности. Поэтому предлагаются следующие показатели, позволяющие оценить устойчивость развития потребительской кооперации, которые объединены в три укрупненные группы: показатели экономической, социальной и рыночной устойчивости (таблица).
Таким образом, система показателей устойчивого развития потребительской кооперации охватывает оценку хозяйственной деятельности, финансовой устойчивости, работы с пайщиками.
Механизм управления устойчивым развитием системы потребительской кооперации необходимо реализовывать поэтапно:
Этап 1. Формирование основ управления устойчивым развитием организации. Определение общих целей.
Этап 2. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации и оценка их влияния на уровень развития организации.
Этап 3. Анализ и оценка уровня устойчивого развития организации. Определение факторов, характеризующих устойчивость развития организации.
Этап 4. Разработка управленческих реше-
Оценка внутренней устойчивости Оценка внешней устойчивости
Показатели
1. Экономической устойчивости 2. Социальной устойчивости 3. Рыночной устойчивости
1.1. Объем оборота розничной торговли 2.1. Уровень кооперирования населения 3.1. Доля оборота розничной торговли потребкооперации в совокупном обороте территории
1.2. Ресурсоотдача 2.2. Доля непродтоваров в объеме оборота розничной торговли потребительской кооперации 3.2. Охват денежных доходов населения оборотом розничной торговли потребкооперации
1.3. Фондоотдача
1.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств
1.5. Производительность труда работника
1.6. Оборачиваемость товарных запасов 2.3. Льготы для пайщиков 3.3. Объем продажи на 1 жителя, обслуживаемого организациями потребкооперации
1.7. Оборачиваемость капитала
1.8. Рентабельность затрат
1.9. Ресурсорентабельность 2.4. Доля вновь созданных рабочих мест в общем их количестве 3.4. Объем услуг в расчете на 1 пайщика
1.10. Коэффициент текущей ликвидности
1.11. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 2.5. Количество магазинов в расчете на 1 тыс. жителей обслуживаемого населения 3.5. Доля товаров собственного производства в общем объеме оборота розничной торговли потребкооперации
1.12. Коэффициент общей платежеспособности
1.13. Затратоотдача 2.6. Размер выплат из фонда заработной платы в расчете на 1 работника розничной торговли потребкооперации 3.6. Объем продажи на 1 пайщика
1.14. Зарплатоотдача
1.15. Рентабельность капитала 2.7. Размер выплат из фонда заработной платы в расчете на 1 работника прилавка
1.16. Доля заемных средств пайщиков в общей сумме оборотных средств
Система показателей устойчивого развития потребительской кооперации
ний, направленных на обеспечение устойчивого развития организации.
Этап 5. Разработка схемы непрерывного контроля уровня устойчивого развития кооперативной организации.
Каждый этап необходимо дополнительно детализировать.
Следует отметить, что текущая и долгосрочная устойчивости кооперативных организаций будут обеспечиваться только в процессе развития потребительской кооперации, основанном на экономическом росте. Процесс развития, требуя ресурсы для своей организации, с одной стороны, может снижать текущую устойчивость, а с другой - способствовать повышению долгосрочной устойчивости. Сбалансированности этих противоположных типов устойчивостей может способствовать инновационная активность. Поэтому объективно необходимо систему показателей устойчивого развития потребительской кооперации расширить показателями, характеризующими эффективность инноваций (к примеру, прирост объема деятельности, прирост численности обслуживаемого населения, прирост чистой прибыли, прирост нематериальных активов, рентабельность инноваций, отношение выручки от внедрения инноваций к сумме прибыли, количество инновационных продуктов предприятия, внедренных в анализируемом периоде, доля реализованных инновационных идей в общем количестве выдвинутых новаций, др.).
Для обеспечения устойчивого развития кооперативных организаций чрезвычайно важно ориентировать управленческие мероприятия
на экономический рост. В данном случае проблема измерения устойчивости потребительской кооперации становится совершенно очевидной, решение которой по своей внутренней логике предполагает наличие научно обоснованных методических подходов в этой области.
Список литературы
1. Козырева Н.Н., Козырев Д.А. Роль потребительской кооперации в экономической составляющей устойчивого развития // Потребительская кооперация. 2013. № 1. С. 3-9.
2. Методические подходы к оценке устойчивого развития организаций потребительской кооперации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2007. № 1. С. 169-176.
3. Нуреева А.М. Теоретические подходы к понятию устойчивого развития потребительской кооперации // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2012. Т. 24. № 2. С. 28-30.
4. Семенов А.Г., Семенов А.Г. Значение потребительской кооперации малых форм хозяйствования на селе // Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. № 4(24). С. 143-146.
5. СуховаЛ.Ф., ВеличкоЛ.Н., ЛюбенковаЕ.П. Экономико-статистические методы анализа и оценки социального вклада организаций потребительской кооперации в развитие экономики региона // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 4(52). С. 140-145.
ДМИТРИЕВА Людмила Николаевна - кандидат экономических наук, доцент, проректор по учебной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
DMITRIYEVA, Lyudmila Nikolaevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Vice Rector for Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
УДК 330.59+332.146.2
НОВЫЕ РЕАЛИИ В УСЛОВИЯХ ЦИКЛИЧНОСТИ ЭКОНОМИКИ:
РЕЦЕССИЯ ИЛИ КРИЗИС
Т.Н. Егорова
Посвящено исследованию уровня развития региона на этапах экономического цикла с учетом характерных признаков и возможных причин рецессии, кризиса и спада, а также последствий и направлений выхода в новые реалии развития. Рассмотрен региональный аспект социально-экономического развития на примере Чувашской Республики.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие; экономические циклы; рецессия; кризис; спад.