Раздел 2. МЕТОДИКА И ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Научная статья
УДК 377.112:371.14
РО!: 10.17853/2686-8970-2022-2-56-66
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ К УЧАСТИЮ В КОНКУРСАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация. Проанализировано явление профессиональных конкурсов мастерства для педагогических работников. Представлено краткое описание практики ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» по созданию системы подготовки педагогических работников колледжа к участию в конкурсах профессионального мастерства разного уровня: показаны механизмы вовлечения педагогических работников, описана система методической поддержки и стимулирования, представлена результативность созданной системы.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, педагогический работник, конкурс профессионального мастерства, профессиональная компетентность, проектное управление, наставничество, личностный рост, методическая поддержка
Для цитирования: Байдало Е. Н. Система подготовки педагогических работников к участию в конкурсах профессионального мастерства // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2022. № 2 (10). С. 56-66. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-56-66.
© Байдало Е. Н., 2022
56 ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
Елена Николаевна Байдало
заместитель директора по инновационно-методической работе
Екатеринбургский экономико-технологический колледж, Екатеринбург, Россия
e.n.baydalo@eetk.ru, https://orcid.org/0000-0003-3171-2564
Section 2. METHODS AND TECHNOLOGIES OF VOCATIONAL EDUCATION
Original article
THE SYSTEM OF TEACHER TRAINING FOR PARTICIPATION IN PROFESSIONAL SKILLS COMPETITIONS
Elena N. Baydalo
deputy director for innovation and methodological work
Ekaterinburg Economy and Technology College,
Ekaterinburg, Russia
e.n.baydalo@eetk.ru, https://orcid.org/0000-0003-3171-2564
Abstract. The article analyzes the phenomenon of professional skills competitions for teachers. The article describes the practice of Ekaterinburg Economy and Technology College in developing a system that prepares college teachers to participate in professional skills competitions at various levels: the mechanisms of involving teachers in competitions are shown, the system of incentives and methodological support is described, the effectiveness of the developed system is presented.
Keywords: vocational education, a teacher, professional skills competition, professional competence, project management, mentoring, personal growth, methodological support
For citation: Baydalo E. N. The system of teacher training for participation in professional skills competitions // INSIGHT. 2022. № 2 (10). P. 56-66. (In Russ.). https:// doi.org/10.17853/2686-8970-2022-2-56-66.
Задача развития кадрового потенциала образовательных организаций, стимулирования профессионального роста педагогических работников, в том числе через проведение конкурсов профессионального мастерства, является одной из ключевых в национальной системе профессионального роста педагогических работников Российской Федерации [1].
Значимость конкурсов профессионального мастерства как формы развития профессионализма и творчества педагогов, повышения профессиональной компетентности подтверждается тем, что сам феномен конкурса выступает предметом педагогических исследований. О. В. Ройтблат отмечает, что «конкурс как средство развития творческого потенциала педагога изучала Г. Ф. Привалова (2008); как средство повышения квалификации учителя - Е. М. Пахомова (2003); как механизм развития профессионализма педагогов - В. А. Дубровская (2007);
INSIGHT. 2022. № 2 (10)
57
как стимулирование творческой активности - Т. А. Соколова (1999). В настоящее время также интерес к конкурсу находит отражение в публикациях (И. Ю. Гирба, Н. И. Пекарских, Т. В. Пингачева, Н. А. Са-фарова, И. В. Серафимович, К. В. Сметанина и др.)» [2, с. 97].
И. В. Воробьева, А. А. Головкина, Н. А. Звонарева, Ю. Б. Никифоров, А. Ю. Петров, Т. Н. Семенова рассматривают конкурсы как инструмент выявления уровня профессиональной квалификации и «интенсивный курс обучения» [3, с. 161]. В свою очередь, M. Johnson под преподавательским мастерством понимает способность не только обучать предметным знаниям, но и воспитывать ценностные ориентации обучающихся [4]. Участие педагогического работника образовательной организации в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию и самой организации, поскольку участник конкурса становится носителем инновационных идей и проводником лучшего опыта коллег для своего коллектива. В работе И. В. Серафимович и Л. Н. Харавининой, посвященной исследованию организационно-педагогических условий проведения конкурсов профессионального мастерства, конкурсное движение рассматривается «как активная форма непрерывного профессионального образования педагогов» [5, с. 382]. По мнению авторов, конкурсное движение, с одной стороны, является своеобразным индикатором профессионализма педагогических работников, а с другой - механизмом мотивации их профессионального развития и саморазвития. А. А. Ковшова отмечает, что участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства способствует развитию профессиональной коммуникации в педагогическом сообществе через презентацию профессиональных достижений, своих научных исследований, «благодаря участию повышается уровень педагогического мастерства и уважения среди коллег, отмечается карьерный рост» [6, с. 9].
Н. И. Пекарских в своей работе говорит о важности создания организационно-управленческих условий конкурсов, к которым можно отнести разработку положений, приказов, иных регламентирующих документов, позволяющих участникам ориентироваться в цели и задачах конкурса, определение экспертной группы, соблюдение этапности и регламента, обеспечения максимальной объективности оценки пред-
58
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
ставленных результатов. «В свете этого нужно создать условия по психологической поддержке конкурсантов, обеспечить комфортные условия для участников в период подготовки и проведения соревнования» [7, с. 142]. А. Г. Обоскалов, А. В. Машуков, А. В. Коптелов, рассматривая конкурсы профессионального мастерства как особую практику повышения квалификации педагогов, отмечают важность научно-методического сопровождения участников и организаторов таких конкурсов, целесообразность «разработки и использования в практической работе персонифицированных программ повышения квалификации в рамках подготовки будущих участников конкурса... Необходимо сформировать систему, в которой участникам конкурса при подготовке будет обеспечена поддержка специалистов разной направленности, таких как психолог, методолог, дидактик, имиджмейкер, культуролог» [8, с. 68].
В настоящее время широкое распространение имеет практика участия педагогических работников образовательных организаций в конкурсах профессионального мастерства на уровне образовательных организаций, муниципалитетов, регионов и на федеральном уровне. В Свердловской области в 2018 г. в рамках указа губернатора Свердловской области (№» 411-УГ от 28.08.2018 г.) ежегодно проводятся областные конкурсы «Лидер в образовании», «Образование без границ», «Воспитать человека», «Мастер-наставник». Конкурсы «Мастер года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям» проводятся как региональные этапы всероссийских конкурсов, организованных Министерством просвещения Российской Федерации [9]. По данным Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2021 г. только в вышеназванных областных конкурсах профессионального мастерства (имеющих очень высокий профессиональный уровень) приняли участие 369 человек - представителей разного типа образовательных организаций: учителя, преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели, педагоги дополнительного образования и другие категории педагогических работников [10, с. 62].
ГАПОУ СО «Екатеринбургский экономико-технологический колледж» (далее ГАПОУ СО «ЕЭТК») в своей деятельности рассматривает вовлечение педагогических работников в конкурсы профессионального мастерства как одно из важнейших направлений работы
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
59
с кадрами с целью повышения качества подготовки специалистов для регионального рынка труда.
Образовательный ландшафт ГАПОУ СО «ЕЭТК», формируемый на базе современной инфраструктуры (мастерские, лаборатории, специализированные центры компетенций), - это открытое образовательное пространство, участниками которого являются разные категории граждан: школьники, студенты не только «ЕЭТК», но и других колледжей и техникумов Свердловской области, представители предприятий, лица предпенсионного и пенсионного возраста и др. В связи с этим меняются требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности педагогических работников колледжа, поскольку помимо педагогики и возрастной психологии они должны владеть основами андрагогики, быть уверенными пользователями онлайн-платформ, участвовать в сетевых формах реализации образовательных программ.
Наша позиция созвучна точке зрения Л. А. Филимонюк и Н. Н. Ивановой, подчеркивающих необходимость развития предметной, методической, научно-исследовательской, проектной, информационно-коммуникационной, рефлексивной компетенций современного педагогического работника системы среднего профессионального образования [11, с. 241]. Близка нам и точка зрения T. Wang, J. Ramdeo и C. McLaughlin, касающаяся роли изучения педагогических методик коллег других государств в профессиональном развитии [12]. Источниками мотивации непрерывного развития профессиональных компетенций педагога В. Д. Анисимова называет следующие факторы: «реализация новых ФГОС СПО, профессиональных стандартов, дуальное образование, повышающаяся конкуренция в международном конкурсе WorldSkills» [13, с. 30].
В рамках системы внутренней оценки качества образования в ГАПОУ СО «ЕЭТК» проводится ежегодное анкетирование среди педагогических работников в части удовлетворенности результатами профессиональной деятельности, а среди молодых педагогических работников - в части ожиданий от профессиональной деятельности [14]. Результаты анкетирования (рис. 1) показывают, что у педагогов колледжа с разным профессиональным стажем и уровнем квалификации
60
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
есть серьезный запрос на профессиональное и творческое развитие, отсутствие рутинной работы, карьерный рост.
Социальные гарантии
о о ш о
I- к о ш к ^
§: Процент педагогических ^ работников, отметивших важность показателя профессиональной деятельности
10 20 30 40 50 60 70
Рис. 1. Результаты анкетирования преподавателей «Ожидания от профессиональной деятельности», 2021 г.
Безусловно, потребность в творчестве и отсутствии рутины педагогический работник может в полной мере реализовать в рамках учебного или воспитательного занятия. Но в этом случае всегда есть риски ограничения горизонтов развития рамками деятельности единственной образовательной организации, поэтому участие в конкурсе профессионального мастерства позволит педагогическому работнику выйти на новые уровни взаимодействия с профессиональным сообществом и повысить уровень своей профессиональной компетентности.
Задача администрации ГАПОУ СО «ЕЭТК» - создание комплекса условий, мотивирующих педагогических работников к развитию таких важных составляющих профессиональной компетентности:
1) умение выбирать и результативно использовать в процессе образовательной деятельности педагогические технологии;
2) быть готовыми гибко внедрять в образовательные программы новое содержание в соответствии с запросами рынка труда;
3) способность анализировать результаты своей профессиональной деятельности;
4) готовность представлять собственные лучшие профессиональные практики в рамках педагогических форумов и конкурсов профессионального мастерства.
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
61
В условиях многозадачной деятельности педагогических работников и наличия ресурсных дефицитов (временных, кадровых, материально-технических и иных) «организации адаптируют свои формы управления под те обстоятельства, которые им диктует постоянная динамика социальной ситуации, новые требования к результатам обучения и воспитания, и создают условия для решения основных проблем. Необходимость быстрого и результативного реагирования на изменения требований ставит организации в ситуацию поиска современных результативных форм управления» [15, с. 78]. Об этом же рассуждают и исследователи А. Уаёау и А. РгакавЬ, особо выделяя среди влияющих на устойчивое профессиональное развитие педагогов факторов находчивость и активное участие в различных инициативах [16]. В ГАПОУ СО «ЕЭТК» управленческой технологией, закрепленной в «Программе развития ГАПОУ СО "ЕЭТК"» (версии до 2020, 2024 гг.) стало проектное управление на основе опорно-стратегической модели управления колледжем.
В портфель проектов входят такие проекты, как «Наставник под ключ» и «Профессиональные и социальные лифты для каждого», которые направлены непосредственно на развитие профессиональной компетентности и возможности построения вертикальной и горизонтальной карьеры любого педагогического работника колледжа. Участие в конкурсах педагогического мастерства - часть дорожных карт по реализации названных проектов. В зависимости от уровня квалификации, опыта, личностных особенностей педагога для него адресно создаются условия для участия в конкурсе профессионального мастерства на том уровне, который максимально позволит реализовать его потенциал и поставить задачи ближайшего профессионального развития.
Можно назвать основные системные принципы, на основе которых происходят вовлечение и подготовка педагогических работников ГАПОУ СО «ЕЭТК» к участию в конкурсах профессионального мастерства:
• непрерывность и последовательность развития профессиональной компетентности педагогов через системы дополнительного профессионального образования, в том числе по программам, реализуемым
62
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
на базе мастерских колледжа, через обогащение методического и технологического инструментария;
• использование технологий наставничества с помощью реализации моделей «преподаватель - преподаватель», «руководитель - преподаватель»;
• обеспечение личностного роста и формирования/развития управленческих компетенций на основе рефлексии собственных достижений, через проведение форсайт-сессий, вовлечение педагогических работников в работу проектных групп, в том числе в качестве руководителей проектов;
• ориентирование профессионального развития педагогического работника на формирование мотива достижения успеха в конкурсе и в постконкурсный период;
• создание действенных инструментов мотивации участия в конкурсах профессионального мастерства (моральное и материальное стимулирование: предоставление возможностей выстраивания вертикальной и горизонтальной карьеры, система стимулирующих и премиальных выплат).
Работа по содержательной подготовке и методической поддержке педагогических работников в ГАПОУ СО «ЕЭТК» ведется методической службой колледжа на протяжении всего учебного года, и включает в себя следующие элементы:
1) формируется портфолио профессионального развития каждого педагогического работника;
2) ежегодно составляется календарь участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства разных уровней: внутриколледжного, регионального, межрегионального, всероссийского.
Начальной ступенью для большинства педагогов колледжа стали ежегодные внутриколледжные конкурсы «Преподаватель - лидер "ЕЭТК"» (с призовым фондом) и конкурс методического обеспечения учебного занятия.
Действенность системы вовлечения педагогических работников колледжа в участие в конкурсах профессионального мастерства ГАПОУ СО «ЕЭТК» подтверждена результатами: ежегодное значение показателя участия в конкурсах профессионального мастерства раз-
МЭЮНГ. 2022. № 2 (10)
63
ного уровня составляет почти стопроцентную вовлеченность педагогического коллектива - 120-130 чел. (рис. 2).
2017
2018
2019
2020
2021 Год
Рис. 2 Динамика участия педагогических работников ГАПОУ СО «ЕЭТК» в конкурсах профессионального мастерства за 2017-2021 гг.
Начиная с 2013 г. по настоящее время, 13 преподавателей и мастеров производственного обучения стали призерами и победителями конкурса на соискание премии губернатора Свердловской области в номинациях «Мастер-наставник» и «Педагогический дебют», а директор колледжа В. В. Вертиль - призером этого конкурса в номинации «Лидер в образовании». Преподаватель колледжа, заведующий мастерской «Хлебопечение» Д. М. Кадочников стал победителем первого Всероссийского конкурса «Мастер года» в 2021 г.
Почему важно участвовать в конкурсах профессионального мастерства? На наш взгляд, конкурс любого уровня - это площадка профессионального общения, обмена мнениями, презентаций лучших практик.
В завершении приведем цитату С. И. Курицыной: «Что будет, если не участвовать в конкурсе? Конечно, Земля от этого не перестанет вращаться. Но многие проблемы педагогов так и останутся без решения, вспыхнувшее желание попробовать себя в новой роли будет отложено, но не забыто! В будущем сознание настойчиво напоминает человеку о его несбывшемся желании и необходимости что-то делать» [17, с. 76].
64
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)
Список источников
1. Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста: распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 3273-р: с изм. на 20.08.2021 г. URL: https://docs.cntd.ru/document/564112504.
2. Ройтблат О. В. Опыт подготовки учителей к конкурсам профессионального мастерства в Тюменской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 4 (28). С. 94-100.
3. Конкурсы в системе среднего профессионального образования как действенный инструмент развития / И. В. Воробьева [и др.] // Управление образованием: теория и практика. 2021. № 2 (42). С. 160-169. DOI: 10.25726/n6223-0778-9731-r.
4. Johnson M. Teaching excellence in the context of business and management education: Perspectives from Australian, British and Canadian universities // The International Journal of Management Education. 2021. Vol. 19, iss. 3. https://doi.org/10.1016/j.ijme.2021.100508.
5. Серафимович И. В., Харавинина Л. Н. Профессионализация мышления педагога и развитие профессиональных компетенций в условиях конкурсов профессионального мастерства // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 2 (27). С. 382-386. https://doi.org/10.26140/anip-2019-0802-0086.
6. Ковшова А. А. Конкурсы педагогического мастерства как инструмент профессионального развития педагога // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2021. № 7. С. 1-12. https://doi.org/ 10.24412/2304-120X-2021-11047.
7. Пекарских Н. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство самосовершенствования личностно-профессиональных качеств педагога // Педагогическое образование в России. 2013. № 5. С. 140-144.
8. Обоскалов А. Г., Машуков А. В., Коптелов А. В. Научно-методическое сопровождение участников конкурсов профессионального мастерства // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 3 (20). С. 64-70.
9. Конкурсы для педагогов // Минпросвещения России: официальный интернет-ресурс Министерства просвещения Российской Федерации. Раздел «Поддержка талантов». URL: https://edu.gov.ru/activity/ main_activities/talent_support/competitions_for_educators/.
INSIGHT. 2022. № 2 (10)
65
10. Основные итоги деятельности Министерства образования и молодежной политики Свердловской области в 2021 году и задачи на 2022 год: доклад. Екатеринбург, 2022. 119 с. URL: https://minobraz.egov66.ru/ upload/minobr/files/84/77/847785a79b85de970e06de46dc4ec260.pdf.
11. Филимонюк Л. А., Иванова Н. Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. Вып. 71, ч. 3. С. 241-244.
12. Wang T., Ramdeo J., McLaughlin C. Experiencing and experimenting: An exploration of teacher agency in an international collaborative teacher professional development programme using experiential learning // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 104. https://doi.org/10.1016/ j.tate.2021.103389.
13. Анисимова В. Д. Новые вызовы и инструменты подготовки рабочих кадров в системе СПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 28-30.
14. Положение о системе внутренней оценки качества образования в ГАПОУ СО «ЕЭТК» // Екатеринбургский экономико-технологический колледж: официальный сайт. URL: https://cloud.mail.ru/ public/dzDR/TZ1KbbygF.
15. Суйкова О. А. Проектный офис как инструмент реализации проектно-ориентированного управления в профессиональной образовательной организации // Инновационное развитие профессионального образования. 2021. № 4 (32). С. 77-84.
16. Yadav A., Prakash A. Factors influencing sustainable development integration in management education: An Empirical Assessment of management education institutions in India // The International Journal of Management Education. 2022. Vol. 20, iss. 1. https://doi.org/10.1016/ j.ijme.2022.100604.
17. Курицына С. И. Конкурсы профессионального мастерства как средство повышения уровня педагогической компетентности участников (размышления организатора) // Образовательная панорама. 2014. № 1 (1). С. 74-80.
Статья поступила в редакцию 04.04.2022; одобрена после рецензирования 26.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.
The article was submitted 04.04.2022; approved after reviewing 26.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.
66
ИНСАЙТ. 2022. № 2 (10)