Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО (ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО) ФЛОТА В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО (ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО) ФЛОТА В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
721
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВСОСТАВ / СУДА / ТЕХНИЧЕСКИЙ (ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЙ) ФЛОТ / МОРЕХОДНЫЕ ШКОЛЫ / МАТРОСЫ / МОТОРИСТЫ / МАШИНИСТЫ / ЛЕБЕДЧИКИ / ТЕХНИКУМЫ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА / СТРОИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКУМЫ / СРЕДНИЕ МОРЕХОДНЫЕ УЧИЛИЩА / УЧАЩИЕСЯ / КУРСАНТЫ / ШТУРМАНЫ-БАГЕРМЕЙСТЕРЫ / СУДОВОДИТЕЛИ-БАГЕРМЕЙСТЕРЫ / СУДОМЕХАНИКИ / ЭЛЕКТРОМЕХАНИКИ / РАДИОСПЕЦИАЛИСТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скрынник А. М., Семчугов В. А.

В статье проведен краткий историко-правовой анализ зарождения и развития системы подготовки кадров плавающего состава судов технического (дноуглубительного) флота в отраслевых учебных заведениях СССР: рядового, младшего командного, среднего и старшего командного составаThe article provides a brief historical and legal analysis of the origin and development of the system for training personnel of floating vessels of the technical (dredging) fleet in branch educational institutions of the USSR: ordinary, Junior command, middle and senior command staff

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО (ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО) ФЛОТА В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

РАЗДЕЛ I. МОРСКОЕ ПРАВО

Для цитирования: Скрынник А.М., Семчугов В.А. Система подготовки кадров плавсостава для судов технического (дноуглубительного) флота в СССР: краткий историко-правовой аспект // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 4-13.

Скрынник А.М.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и

государственной службы при Президенте РФ.

Кафедра процессуального права юридического факультета, к.э.н., доцент

Семчугов В.А.

Донской государственный технический университет, кафедра «Технические средства аквакультуры», направление подготовки - водные биоресурсы и аквакультура

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ПЛАВСОСТАВА ДЛЯ СУДОВ ТЕХНИЧЕСКОГО (ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО) ФЛОТА В СССР: КРАТКИЙ ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В статье проведен краткий историко-правовой анализ зарождения и развития системы подготовки кадров плавающего состава судов технического (дноуглубительного) флота в отраслевых учебных заведениях СССР: рядового, младшего командного, среднего и старшего командного состава Ключевые слова. Плавсостав, суда, технический (дноуглубительный) флот, мореходные школы, матросы, мотористы, машинисты, лебедчики, техникумы водного транспорта, строительные техникумы, средние мореходные училища, учащиеся, курсанты, штурманы-багермейстеры, судоводители-багермейстеры, судомеханики, электромеханики, радиоспециалисты.

THE SYSTEM OF TRAINING PERSONNEL FOR TECHNICAL (DREDGING)

VESSELS IN THE USSR: A BRIEF HISTORICAL AND LEGAL ASPECT

Abstract. The article provides a brief historical and legal analysis of the origin and development of the system for training personnel of floating vessels of the technical (dredging) fleet in branch educational institutions of the USSR: ordinary, Junior command, middle and senior command staff

Keywords. seafarers, ships, technical (dredging) fleet, sailing school, sailors, engineers, machinists, lebedike, polytechnics, water transport, building technical schools, secondary Maritime school, students, cadets, navigators-bagermeyster, skippers-bagermeyster, engineers, electrical officers, radio personnel.

Для строительства морских гидротехнических сооружений, морских портов, судоремонтно-судостроительных заводов, а также для производства дноуглубительных работ (капитальных и ремонтных) в морских портах и на подходах к ним, в морских каналах использовались ранее и используются в настоящее время специальные морские суда технического флота - дноуглубительные снаряды.

Дноуглубительные снаряды подразделяются на: землесосные и землечерпательные снаряды (самоходные и несамоходные), грунтоотвозные суда (шаланды) и др. Большую группу судов технического флота представляют различные вспомогательные суда - буксиры, мотозавозни, промерные катера, брандвахты и др. , которые объединялись для выполнения подрядных работ в земкараваны судов[1].

Следует обозначить, что строительством и ремонтом морских гидротехнических сооружений и производством морских дноуглубительных работ (капитальным и ремонтным), с применением имеемого технического (дноуглубительного) флота, в различные периоды существования СССР занимались различные ведомства и в их составе специальные структурные подразделения. Это определялось Положением о ведомстве и закреплялось Положением о его структурном подразделении.

I. Производство ремонтных дноуглубительных работ с применением имеемого технического (дноуглубительного) флота и гидротехническое строительство было возложено на:

1. Отдел водного строительства (Оводстрой) Главного управления государственных сооружений ВСНХ СССР (1920-1924 г.г.);

2. Отдел водного строительства (Оводстрой) Наркомата путей сообщения СССР (1924-1931 г.г.);

3. Центральное управление портов (Цупорт) Наркомата водного транспорта СССР (1931-1934 г.г.);

4. Главное управление гидротехнических работ (Главгидрострой) Наркомата морского флота (1939-1940 г.г.);

5. Всесоюзный трест по морским дноуглубительным работам «Союзднотрест» при Наркомате морского флота СССР и подчиненные ему на морских бассейнах дноуглубительные базы - Архангельская, Азовская, Каспийская, Балтийская, Дальневосточная (1940-1943 г.г.) [2]. Приказом наркома морского флота от 29 апреля 1940 года для судов технического (дноуглубительного) флота «Союзднотреста» был установлен вымпел. После упразднения «Союзднотреста» суда технического (дноуглубительного) флота носили вымпел, установленный для всех судов нарком(мин)морфлота;

6. Центральное управление морских путей (Цуморпуть) Наркомата морского флота и подчиненные ему на морских бассейнах управления морских путей - Азморпуть, Архморпуть, Балтморпуть, Дальморпуть (в 1946 году «Дальморпуть» передан в подчинение треста «Дальгидрострой» наркомвоеноморстроя и получил наименование управление «Дальтехфлот»), Каспморпуть, Рейдморпуть (1943-1945 г.г.);

7. Главное управление морских путей (Главморпуть) Министерства морского флота (1945-1953 г.г.);

8. Главное управление по строительству морских и речных сооружений (Главморречстрой) Министерства морского и речного флота (1953-1954 г.г.);

9. Главное управление морских путей и портов (Главморпуть) Министерства морского флота (1954-1991 г.г.).

Созданные в 1943 году бассейновые управления морских путей: Азморпуть (г. Ростов-на-Дону), в дальнейшем - Черазморпуть (г. Одесса), Архморпуть (г. Архангельск), Балтморпуть (г. Ленинград-Рига), Каспморпуть (г. Баку) и Рейдморпуть (г. Астрахань) - осуществляли свою деятельность в системе морского транспорта до распада СССР. В российский период все они акционировались. В дальнейшем - морской технический (дноуглубительный) флот минморфлота СССР.

II. Капитальное гидротехническое строительство и производство дноуглубительных работ с применением имеемого морского технического (дноуглубительного) флота было возложено на:

1. Главное управление специального гидротехнического строительства (Главспецгидрострой) Наркомата строительства СССР (1939-1946 г.г.). Приказом наркома строительства СССР от 9 июня 1941 года для судов технического дноуглубительного флота «Главспецгидростроя» был установлен вымпел;

2. Главное управление технического флота (Главтехфлот) Наркомата строительства военных и военно-морских предприятий СССР (1946 - 1949), Министерства строительства военных и военно-морских предприятий СССР (1946 - 1949). Приказом минвоенмостроя от 7.9.1948 года был утвержден Устав службы на судах технического флота Министерства строительства военных и военно-морских предприятий;

3. Главное управление специальных и гидротехнических работ (Главспецгидрострой) Министерства строительства предприятий машиностроения СССР (1949 - 1953);

4. Главное управление гидротехнических работ (Главгидрострой) Министерства строительства СССР (1953 - 1957);

5. Главное управление морского гидротехнического строительства (Главморстрой) Министерства транспортного строительства СССР (1954 - 1963);

6. Главное управление по строительству морских и речных гидротехнических сооружений (Главморречстрой) Государственного производственного комитета по транспортному строительству при Госстрое СССР (1963 - 1965 г.г.). Приказом от 24. 02. 1962 г. № 82-П был утвержден новый Устав службы на судах морского технического флота;

7. Главное управление по строительству морских и речных гидротехнических сооружений (Главморречгидрострой) Министерства транспортного строительства СССР (1965 - 1991 г.г.).

6 марта 1946 года в структуре Наркомвоенморстроя СССР были организованы специализированные управления морского технического (дноуглубительного) флота: военно-морское управление дноуглубительных работ бассейна Черного моря -«Черномортехфлот» (г. Одесса), военно-морское управление дноуглубительных работ бассейна Балтийского моря - «Балтмортехфлот» (г. Ленинград) и военно-морское управление дноуглубительных работ бассейна Тихого океана - Дальтехфлот (г. Находка, Приморский край)[3]. Эти специализированные управления при очередных реорганизациях и ведомственной передаче подчинялись вышестоящим главным управлениям и осуществляли свою деятельность до распада СССР. В российский период все они акционировались. В дальнейшем - морской технический (дноуглубительный) флот минтрансстроя СССР.

III. Капитальное гидротехническое строительство и производство дноуглубительных работ с применением имеемого морского технического (дноуглубительного) флота было возложено на:

1. Главное управление гидротехнического строительства (Главгидрострой) Наркомата внутренних дел СССР (1940-1941 г.г.);

2. Главное управление лагерей гидротехнического строительства (Главгидрострой) Министерства внутренних дел СССР (1947-1949 г.г.);

3. Главное управление гидротехнического строительства Волго-Донского канала (Главгидроволгодонстрой) Министерства внутренних дел СССР (1949-1952 г.г.);

4. Главное управление гидротехнического строительства Волго-Балтийского канала (Главгидроволгобалтстрой) Министерства внутренних дел СССР (1952-1953 г.г.).

Главное управление гидротехнического строительства (Главгидрострой) Наркомата внутренних дел СССР было создано Постановлением СНК СССР от 11 сентября 1940 года № 1668 «Об организации Главного управления Гидротехнического строительства НКВД СССР» и проработало до начала Великой Отечественной войны -1941 года. С 1 ноября 1941 года Главгидрострой расформировали, но вместо него в составе Главпромстроя НКВД СССР создали Отдел гидротехнических работ, курировавший «сверхлимитные стройки».

Вновь, Главное управление лагерей гидротехнического строительства МВД СССР организовано в декабре 1947 г. на основании Постановления СМ СССР от 20 октября 1947 года № 3612 «Об организации Главного управления лагерей гидротехнического строительства Главгидрострой МВД СССР» и приказа МВД СССР от 10 ноября 1947 года № 0688 «Об организации Главного управления лагерей гидротехнического строительства Главгидрострой МВД СССР».

В 1948 г. в состав Главгидростроя вошли Управление строительства ВолгоДонского водного пути и Управление строительства Волго-Балтийского водного пути.

В 1949 г. Главгидрострой получил название Главного управления строительства Волго-Донского водного пути (Главгидроволгодонстрой) МВД СССР. В связи с завершением строительства Волго-Донского канала Главгидроволгодонстрой приказом по МВД СССР от 3 июня 1952 г. был переименован в Главное управление строительства Волго-Балтийского водного пути (Главгидроволгобалтстрой) МВД СССР.

На основании постановления Совета Министров СССР от 1 марта 1951 года № 633 «О расширении подготовки инженеров и техников гидротехнических специальностей», приказом Министра внутренних дел СССР от 15 мая 1951 года № 334 «О расширении подготовки инженеров и техников гидротехнических специальностей для строительств МВД СССР» в целях подготовки кадров для системы гидротехнического строительства МВД СССР был организован Куйбышевский гидротехнический техникум (с 1961 года стал именоваться как Куйбышевский энергетический техникум).

С целью обеспечения квалифицированными кадрами строительства Куйбышевской ГЭС приказом Министерства высшего образования от 6 апреля 1951 года № 506 Куйбышевский строительный институт был реорганизован в Куйбышевский гидротехнический институт. В 1952 году в институте состоялся ускоренный выпуск инженеров-гидротехников, защиту дипломных проектов принимала Госкомиссия под председательством представителя МВД СССР - начальника «Куйбышевгидростроя» генерал-майора технический службы И.В. Комзина[4].

По такому же принципу была произведена реорганизация Одесского инженерно-строительного института в Одесский гидротехнический институт приказом Министра высшего и среднего специального образования в 1951 году с образованием новых факультетов:

речного гидротехнического строительства;

морского гидротехнического строительства[5].

10 марта 1953 г. Главгидроволгобалтстрой был передан в Министерство морского и речного флота СССР. В дальнейшем - морской технический (дноуглубительный) флот МВД СССР.

Следует отметить, что учебных заведений (или отделений, кафедр, факультетов, филиалов при них), готовящих кадры именно плавсостава для находящегося в ведении МВД СССР морского технического (дноуглубительного) флота, не создавалось.

Строительство морских гидротехнических сооружений и производство морских дноуглубительных работ с использованием морского технического (дноуглубительного) флота, происходившее в советский период, предопределяло подготовку кадров плавсостава массовых профессий (рядового и младшего командного состава) и командиров (среднего и старшего) для работы на этих специфических судах.

История начального профессионального морского технического образования плавсостава технического флота шла параллельно с общим развитием этого образования в стране, вплоть до создания специальных отраслевых учебных заведений - мореходных школ морского транспортного флота и морского технического флота (1943г.) в системе Государственных трудовых резервов СССР (далее, Рострудрезервов, организована в 1940 году) для работы на судах.

В начальный период советской власти в РСФСР (1917-1920 г.г.) подготовку кадров рабочих специальностей осуществляли: профтехшколы (срок обучения 3-4г.), школы-клубы на предприятиях для общеобразовательной, профессиональной и политической подготовки работающей молодёжи (2 г.), школы ученичества для подготовки рабочих начальных разрядов (5-6 месяцев).

После 20-х гг. в стране были созданы школы фабрично-заводского ученичества (далее, ШФЗУ), положившие начало новому, социалистическому типу профессионально-технических учебных заведений. Имелись ФЗУ промышленные, ж.-д., речного и морского транспорта, сельского хозяйства, строительные и др. Вначале срок обучения был 3-4 г., а с 30-х гг. - 1-2 года.

В системе Рострудрезервов были приняты уже 3 новых типа профессионально-технических учебных заведений: школы фабрично-заводского обучения (далее, ШФЗО), ремесленные училища (далее, РУ) и железнодорожные училища. РУ (срок обучения - 2 года) готовили квалифицированных рабочих для промышленности, транспорта, связи и др., а ШФЗО (срок обучения - 6 месяцев) - рабочих массовых профессий для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной и пищевой промышленности. Училища комплектовались по призыву (мобилизации), а также за счёт свободного приёма молодёжи окончившей 7-летнюю общеобразовательную школу, а ШФЗО - начальную школу. Учащихся находились на полном государственном обеспечении: питание, форменное обмундирование, проживание, обучение.

Массовая подготовка кадров рядового плавсостава технического флота на тот период включала: курсовые мероприятия, индивидуально-бригадное ученичество, учебно-курсовые комбинаты, ФЗУ и РУ, а также обучение непосредственно на производстве и сдача в Государственных квалификационных комиссиях морского флота (транспортного строительства) экзаменов и получения Аттестата или Свидетельства по присвоенной специальности плавсостава.

В целях дальнейшего планового пополнения судов морского транспортного и, в том числе - технического (дноуглубительного) флота и предприятий наркомморфлота квалифицированными рабочими кадрами и плавсоставом постановлением ГКО СССР № 4255 от 5.10.1943 г. «О подготовке кадров массовых профессий для судов и предприятий наркомморфлота СССР» (далее, постановление ГКО-4255) были приняты решения: о реорганизации 6 ремесленных училищ в специальные ремесленные училища морского флота и организации 3 специальных ремесленных училища морского флота в г.г.: Баку; Архангельск; Астрахань; Николаевск-на-Амуре; Владивосток; Ростов-на-Дону; Батуми;

Красноводск (далее, РУ МФ); организации 6 школ мореходного обучения для подготовки кадров плавсостава в г.г.: Баку, Астрахань, Архангельск, Владивосток, Сухуми, Мариуполь (далее, ШМО); реорганизовано 3 школы ФЗО в специальные школы ФЗО морского флота - Мариинский Посад, Астрахань, Архангельск, Николаевск-на-Амуре, Советская Гавань, Находка, Красноводск, Сухуми, Сочи, Махач-Кала (далее, СШ ФЗО МФ). Согласно п.2 постановления ГКО-4255 все учащиеся ШМО, РУ и ШФЗО морского флота после окончания обучения направлялись только на предприятия наркомморфлота. Постановление ГКО-4255, продублировано совместным приказом начальника Главного управления трудовых резервов при СНК СССР и наркомморфлота СССР №143/355 от 09.10.1943 г.

После освобождения Прибалтики от немецко-фашистских оккупантов был организован ряд начальных учебных заведений для подготовки кадров для морского флота, в том числе - технического (дноуглубительного). На них было распространено распоряжение СНК СССР от 08.01.1945 № 347 «О распространении на организуемые в Латвийской ССР при предприятиях наркомморфлота ремесленные училища, школы мореходного обучения и школы ФЗО постановления ГОКО от 5 октября 1943 г. № 4255».

Законом СССР от 15.03.1946 г. Народный комиссариат морского флота СССР был преобразован в Министерство морского флота СССР (далее, минморфлот). В ноябре 1948 г. минморфлоту были переданы из системы Государственных трудовых резервов школы мореходного обучения (ШМО), одновременно переименованные в двухгодичные (в последующем, начиная с 1956 года в одногодичные) мореходные школы (далее, МТТТ минморфлота), готовившие кадры рядового плавсостава, в том числе для морского технического (дноуглубительного) флота: матросы; мотористы; электрики; водолазы и др. До 1957 г. они находились в непосредственном ведении Отдела учебных заведений ММФ СССР, а в 1957 г. будут переданы на балансы морских пароходств, также находящихся в ведении ММФ (13 по состоянию на 1957 г.).

По состоянию на 1991 год кадры рядового плавсостава для морского технического (дноуглубительного) флота минморфлота СССР готовились в 17 МШ минморфлота, находившихся в непосредственном ведении морских пароходств: Архангельская, Астраханская, Бакинская, Владивостокская, Евпаторийская, Ждановская, Килийская (в дальнейшем, Измаильская), Корсаковская, Ленинградская, Находкинская, Николаевская, Новороссийская, Одесская, Пярнуская, Рижская, Клайпедская, Мурманская и 16 ПТУ и ТУ, находившихся в непосредственном ведении Государственного Комитета СССР по профессионально-техническому образованию, но готовившие кадры для минморфлота СССР[6].

Относительно системы подготовки кадров рядового плавсостава для судов морского технического (дноуглубительного) флота, находящихся в ведении минтрансстроя СССР следует отметить, что в 1943 году Рострудрезервом была организована школа фабрично-заводского обучения № 8 по подготовке массовых профессий строителей и плавсостава для судов «Дальгидростроя», которая просуществовала по 1946 год.

В 1946 году школа фабрично-заводского обучения № 8 была разделена на два самостоятельных учебных заведения, в числе которых и организована школа морского обучения № 5 Рострудрезервом на базе Дальневосточного морского технического флота «Дальтехфлот».

На основании Постановления Совета Министров СССР № 4816 от 22 ноября 1952 года «О мерах по улучшению подготовки рядового плавсостава для укомплектования судов технического флота министерства транспортного строительства предприятий машиностроения» Школа морского обучения № 5 была передана из Рострудрезерва в систему отдела учебных заведений и подготовки кадров Министерства строительства предприятий машиностроения и реорганизована в двухгодичную мореходную школу технического флота[7].

В конце 1953 года, ввиду слияния министерств, мореходная школа технического флота перешла в ведение управления учебных заведений Министерства строительства СССР, в подчинение которого находилась по 1957 год.

В 1954 году было организовано Министерство транспортного строительства СССР, которому на основании Положения о нем были вменены функции по морскому

гидротехническому строительству. На основании распоряжения Совета Министров СССР от 12 июля 1957 № 1877-р [8] Находкинская и Одесская мореходные школы технического флота были переданы в управление кадров и учебных введений Министерства транспортного строительства.

Мореходные школы минморфлота и минтрансстроя СССР осуществляла бесплатное; равное для всех граждан право на образование и готовила следующие профессии: судовые матросы 1 -го и 2-го класса, судовые мотористы 1 -го и 2-го класса, судовые котельные машинисты, судовые машинисты, судовые электрики, и радиооператоры. Следует отметить, что этим учебным заведениям был установлен статус «закрытых учебных заведений». Учащиеся (в системе Рострудрезервов) и курсанты (в системе минморфлота и минтрансстроя) школ мореходного обучения на период обучения находились на полном государственном обеспечении: им выдавалось в личное пользование морское флотское обмундирование, бесплатное питание и проживание в береговых экипажах, стипендия - бесплатно, за счет государства. В то же время, выпускники мореходных школ не получали среднее техническое образование.

В 1954 г. для выпускников средней школы были открыты технические училища (далее, ТУ, 1-2 года срок обучения). В 1958-1959 г.г. все типы профессионально-технических учебных заведений были реорганизованы в городские и сельские профессионально-технические училища (далее, ГПТУ и СПТУ) и переданы в ведение комитетов по профессионально-техническому образованию союзных республик. В ПТУ (1-2 г. обучения) принималась молодёжь, окончившая 8-летнюю школу. Учащихся обеспечивались бесплатным питанием, установленной форменной одеждой (или стипендией), проживанием.

Законами СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» 1969г. и «О совершенствовании системы профессионально-технического образования» 1972г. был создан новый тип профессионально-технических училищ - средние профессионально-технические училища (далее, СПТУ). Наряду с рабочей специальностью они давали учащимся общее среднее образование. В них принимались юноши и девушки, окончившие 8 классов (срок обучения 3-4 г.). Профессионально-технические учебные заведения Госкомитета СССР по профессионально-техническому образованию СССР готовили так же кадры и для плавсостава технического (дноуглубительного) флота, например: ПТУ № 9 города Астрахань. В основном в ПТУ обучались профессии: судовой повар, буфетчик и др. В 1987 году был утвержден Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах «Сборник 5. Профессии транспорта, связи, морского и речного флота, рыбного хозяйства» [9].

Краткий вывод. Подготовка кадров рядового и младшего командного плавсостава (массовых профессий) для работы на судах технического (дноуглубительного) флота СССР: матросов 1 -го и 2-го класса; машинистов; мотористов; электриков; токарей; лебедчиков; операторов; радиотелеграфистов; донкерманов; водолазов; судовых поваров (коков); буфетчиков и младшего командного состава: судоводителей - судомехаников маломерных судов; шкиперов брандвахт; боцманов на 1 декабря 1991 года осуществлялась в 2 мореходных школах минтрансстроя (Одесская и Находкинская), в мореходных школах минморфлота, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) системы минморфлота СССР и минтрансстроя СССР, в профтехучилищах системы Госпрофобразования СССР.

Подготовка кадров среднего и старшего командного плавсостава для работы на судах технического (дноуглубительного) флота минморфлота СССР с 1920 года по 1924 года осуществлялась на гидротехническом отделении Ростовского техникума водного транспорта. Техникум готовил техников-гидротехников. В то же время, желающие после сдачи дополнительного экзамена имели право на получение квалификации инженера узкой специальности[10]. С 1924 года по 1940 года гидротехническое отделение Ростовского политехникума водного транспорта продолжило готовить техников-гидротехников[11]. С 1940 года по 1944 года гидротехническое отделение Ростовского морского техникума имени Г.Я. Седова готовило техников-гидротехников с правом производства морских дноуглубительных работ[12].

5 марта1944 года было принято знаковое постановление Государственного Комитета Обороны СССР за №5311 «О мероприятиях по подготовке командных кадров для морского флота» (далее, постановление ГКО-5311). Во исполнение постановления ГКО-5311, приказа Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР № 135 от 11.04.1944 г., распоряжения СНК СССР № 10732-р от 16.05.1944 г. приказами наркомморфлота № 94 от 10.03.1944 г. «О проведении мероприятий по подготовке командных кадров морского флота» и № 229 от 07.06.1944 г. «О реорганизации морских техникумов в высшие мореходные и мореходные училища» на базе морских техникумов были созданы два высших - Ленинград и Владивосток мореходных училища, вновь создано Одесское высшее мореходное училище и реорганизовано семь морских техникумов в средние мореходные училища - Архангельск, Баку, Батуми, Николаевск-на-Амуре, Одесса, Ростов-на-Дону, Херсон. Зачисленные на обучение в высшие и средние мореходные училища были переведены на полное государственное обеспечение: бесплатное питание, бесплатное обмундирование, стипендия и проживание в общежитиях (экипажах) по нормам курсантов военно-морских училищ. Обучающиеся в высших мореходных и мореходных училищах закрытого типа получили правовой статус «курсант»[13].

В начальный период преобразования морских техникумов и создания (1944 год) мореходных училищ в системе морского транспорта СССР, гидротехнические отделения были открыты в следующих средних специальных морских учебных заведениях: Астраханском, Бакинском, Одесском, Батумийском, Ростовском-на-Дону, Рижском и Таллинском»[14]. Однако, в 1946 году, после утверждения Министерством высшего образования специальности среднего специального образования 1616 «дноуглубительные работы и судовождение технического флота», передачи задачи гидротехнического строительства морских объектов в систему Министерства строительства военных и военно-морских предприятий, гидротехнические отделения мореходных училищ были упразднены (1946 год)[15].

С 1944 года по 1946 год отделение дноуглубления и путевого хозяйства Ростовского мореходного училища имени Г.Я. Седова (далее, РМУ имени Г.Я. Седова) готовило техников морских путей, с правом производства морских дноуглубительных работ.

С 1946 года отделение дноуглубления и путевого хозяйства РМУ имени Г.Я. Седова было переименовано в дноуглубительное отделение, которое готовило кадры командного плавсостава состава уже по специальности - 1616 «Дноуглубительные работы и судовождение технического флота», квалификация-техник-штурман-багермейстер (установлена ранее приказом Министерства высшего образования СССР в 1946 году и в последующем подтверждена приказом Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР от 13.06.1979 г. № 796 «Об утверждении перечня специальностей средних специальных учебных заведений СССР). В 1950 году в РМУ имени Г.Я. Седова был произведен 1-ый выпуск техников-штурманов-багермейстеров [11].

Начиная с 1987 года, дноуглубительное отделение РМУ имени Г.Я. Седова было переименовано в отделение «судовождения и эксплуатации технического флота», специальность 2410 - «судовождение и эксплуатация и технического флота», квалификация выпускников - техник-судоводитель-багермейстер (введена приказом Мин-ва высшего и среднего специального образования СССР от 27.11.1987 г. № 810 «Об утверждении перечня специальностей средних специальных учебных заведений СССР).

С момента введения этой уникальной специальности плавсостава для морского технического (дноуглубительного) флота в РМУ имени Г.Я. Седова было подготовлено большое количество высококвалифицированных специалистов в сфере производства морских дноуглубительных работ - багермейстеров. Следует отметить, что наряду с квалификацией багермейстера, выпускники дноуглубительного отделения РМУ имени Г.Я. Седова получали также квалификацию штурмана морских судов. После прохождения плавательной практики и набора плавценза они получали выданный капитаном морского порта первоначальный судоводительский морской квалификационный диплом (так называемый - рабочий, т.е. дающий право занимать определенные Конвенцией ПДМНВ-78/95 и нормативными актами СССР должности

командного состава морских судов) - штурман малого плавания. Как правило, он получался сразу после окончания мореходного училища, вместе с учебным дипломом. В последующем, работая в командных должностях плавсостава помощника капитана (3-й, 2-ой) на судах морского технического (дноуглубительного) флота, специалист мог обменять рабочий диплом на диплом - капитан малого плавания и занимать более высокую должность старшего командного состава - старшего помощника капитана и капитана судна. Но были и изъяны. Для получения рабочих дипломов штурмана дальнего плавания и капитана дальнего плавания необходим был первоначально учебный диплом по судоводительской специальности. Поэтому многие выпускники дноуглубительного отделения РМУ имени Г.Я. Седова поступали вновь на выпускной курс заочного отделения любого мореходного училища по судоводительской специальности, успешно заканчивали его, и, получали учебный диплом техника-судоводителя по специальности «морское судовождение». Пройдя этим удлиненным путем, некоторые из выпускников дноуглубительного отделения РМУ имени Г.Я. Седова в дальнейшем стали капитанами судов дальнего плавания различного спектра морской деятельности: транспортных, рыболовных, научно-исследовательских и геологоразведочных.

Для строительства морских и речных гидротехнических сооружений, морских портов и других объектов морской транспортной инфраструктуры, проведения капитальных дноуглубительных работ и с целью подготовки техников - штурманов -багермейстеров, техников-механиков для работы на судах дноуглубительного флота и техников-гидротехников в 1944 году был основан «Одесский строительный техникум» (приказ Наркома строительства СССР №184 от 16 ноября 1944 года) [16]. В дальнейшем, Одесский строительный техникум передавался из одного общестроительного ведомства СССР - в другое: Наркомат по строительству СССР (1944-1946 г.г.); Наркомат (Министерство) строительства военных и военно-морских предприятий СССР (194619549 г.г.); Министерство строительства предприятий машиностроения СССР (1949-1953 г.г.); Министерство строительства СССР (1953-1957 г.г.) [17, 18].

Постановлением Совета Министров СССР № 87912 от 24 октября 1952 года «Одесский строительный техникум» министерства строительства СССР был переименован на «Одесское мореходное училище технического флота» (далее, ОМУ ТФ) [16]. В 1957 г. Одесское мореходное училище технического флота передано в состав учебных заведений Министерства транспортного строительства СССР. В составе транспортного строительства ОМУ ТФ оставалось до распада СССР[16].

25 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны СССР в годы Великой Отечественной войны был основан Комсомольский-на-Амуре строительный техникум. Его основание было связано с правительственным решением о необходимости укрепления дальневосточных рубежей страны, дальнейшим наращиванием промышленных мощностей оборонного комплекса. В соответствии с этим решением город Комсомольск-на-Амуре должен был получить дальнейшее развитие. Предполагалось мощное строительство новых предприятий горнодобывающей и деревообрабатывающей отраслей и связанное с этим строительство объектов социальной и культурной сфер. Для решения грандиозных задач требовались квалифицированные кадры строителей, специалистов, обслуживающих и обеспечивающих строительство. Задача по подготовке специалистов возлагалась на Комсомольский-на-Амуре строительный техникум. В 1952 году в нем было открыто вечернее отделение, и началась подготовка специалистов по специальностям: «Морское гидротехническое строительство» и «Дноуглубительные работы и судовождение технического флота»[19].

Краткий вывод: по состоянию на 1 декабря 1991 года подготовка кадров среднего и старшего командного плавсостава для судов технического (дноуглубительного) флота СССР осуществлялась 2-мя мореходными училищами: дноуглубительным отделением Ростовского-на-Дону ордена «ЗНАК ПОЧЕТА» мореходного училища имени Г.Я. Седова минморфлота СССР и дноуглубительным отделением Одесского мореходного училища технического флота минтрансстроя СССР по специальности 1616: техник-штурман-багермейстер (рабочий диплом - штурман малого плавания) и судомеханическими отделениями мореходных училищ минморфлота по специальности: техник-судомеханик (рабочий диплом - судовой механик 3-го разряда) [20].

Мореходные училища минморфлота и минтрансстроя СССР осуществляли бесплатное и равное для всех граждан право на средне-техническое образование, этим учебным заведениям был установлен статус «закрытых учебных заведений». Курсанты мореходных училищ на период обучения находились на полном государственном обеспечении: им выдавалось в личное пользование морское флотское обмундирование, они получали бесплатное 3-х разовое котловое питание и проживали в береговых экипажах, получали стипендию за счет государства.

Многие выпускники мореходных училищ, мореходных школ работая в плавсоставе на судах морского технического (дноуглубительного) флота продолжили и повысили свое образование в высших морских и речных учебных заведениях по гидротехнической, эксплуатационной, судоводительской и судомеханической специальностям и в других высших учебных заведениях по другим специальностям.

Историко-правовой аспект системы морского транспортно-строительного образования по направлению - дноуглубительные работы и судовождение технического флота в СССР закончился с 01.01.1991 г., в связи с изданием Постановления Государственного Совета СССР от 14 ноября 1991 года № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР», после упразднения минтрансстроя СССР и провозглашения независимости Россией 12.06.1991

г. [21].

Историко-правовой аспект системы морского транспортного образования по направлению - дноуглубительные работы и судовождение технического флота и судовождение и эксплуатация технического флота в СССР закончился с 01.01.1992 г., в связи с изданием приказа минморфлота СССР № 75 от 04.12.1991 г. «Об упразднении министерства морского флота СССР», после упразднения минморфлота СССР и провозглашения независимости Россией 12.06.1991 г. [22].

В настоящее время в Российской Федерации учебными заведениями, подведомственными Росморречфлоту или иному органу исполнительной власти, не ведется подготовка специалистов - багермейстеров. В действующих на 2020 год перечнях специальностей высшего образования и среднего профессионального образования таковые отсутствуют. В текущий период развития России морской технический (дноуглубительный) флот пополняется новыми морскими судами -земснарядами и в ближайшее время заменить ушедших с флота на заслуженный отдых дипломированных багермейстеров - ветеранов и преподавателей спецдисциплин из числа практиков будет проблематично. Возникает вопрос, а что необходимо сделать, чтобы избежать кадрово-профессионального коллапса? Ответ один - ввести в учебный план, как первый шаг, дисциплину «осуществление дноуглубительных работ с использованием земснарядов при производстве морских (речных) гидротехнических работ» на всех гидротехнических отделениях средних профессиональных учебных заведений (техникумов, колледжей) и гидротехнических факультетах высших учебных заведений (институтов, академий, университетов). Как второй шаг, реанимировать специальность СПО и ВО: «судовождение и эксплуатация технического флота».

Пристатейный библиографический список:

1. Бородулин Я.Ф., Сущенко Б.Н. Дноуглубительный флот и дноуглубительные работы. М. «Транспорт», 1973, 432 с.

2. Манжин В.В. Сборник законов и распоряжений по морскому транспорту (Руководящие материалы) / Составил В.В. Манжин; Министерство морского флота СССР. - М.; Л.: Издательство «Морской транспорт», 1948. - 601 с.

3. Постановление СНК СССР от 6 марта 1946 года № 5126 «Об утверждении сети организаций и предприятий наркомвоеномстроя»//docs.cntd.ru>document

4. gregorkon.wordpress.com//город на реке Самара

5. odaba.edu.ua>rus/academy/institutes-and-faculties// Одесский гидротехнический институт

6. Макаров И.В, Корж С.М. Морские профессии - М.: Транспорт, 1982.

7. Постановление Совета Министров СССР от 20 ноября 1952 года № 4816 «О мерах по улучшению подготовки рядового плавсостава для укомплектования судов технического флота министерства транспортного строительства предприятий машиностроения»//rusarchives.ru>state/primorskiy.gorodskoy-okrug Архивный отдел Городского административного округа г. Находка Приморского края

8. Распоряжение Совета Министров СССР от 12 июля 1957 № 1877-р «О передаче Находкинской мореходной школы технического флота и Одесской мореходной школы технического флота в ведение управления кадров и учебных введений Министерства транспортного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

строительства»//rusarchives.ru>state/primorskiv.gorodskov-okrug Архивный отдел Городского административного округа г. Находка Приморского края

9. Перечень профессий для подготовки квалифицированных рабочих в средних профессионально-технических училищах. Сб. 5. Профессии транспорта, связи, морского и речного флота, рыбного хозяйства. 1987 год//КонсультантПлюс

10. Ивановский А. В. Ростовский-на-Дону политехникум водного транспорта//Донской временник. Год 2016-й / Дон. гос. публ. б-ка. Ростов-на-Дону, 2015. Вып. 24. С. 64-67.

11. Алекумов В.М. «Мореходным классам - быть!..» Ростов-на-Дону: МП КНИГА». 2002.

12. Справочник для поступающих в морские техникумы наркоморфлота СССР в 1940 году. Госмориздат. Москва. 1940.

13. Постановление Государственного Комитета Обороны СССР от 05 марта 1944 года № 5311 «О подготовке командных кадров для морского флота»//Госархив РФ. Фонд 5446. Опись 1

14. Справочник для поступающих в мореходные училища наркомморфлота СССР в 1944 году. Издательство «Морской транспорт», Москва -1944. Колесников В.И. Из истории морского образования в Астрахани (к 60-ти летию мореходного училища - морского колледжа и 128-летию морского образования в Астрахани). ООО «Типография «Нова»», 2004

15. Справочник для поступающих в мореходные училища Министерства морского флота /Центр. упр. учеб. заведениями. - Москва: Мор. транспорт, 1946 - 24 с.: ил.; 20 см.

16. рт^^^аУ/официальный сайт Одесского морского колледжа технического флота Одесской национальной морской академии

17. Справочник для поступающих в техникумы Министерства строительства военных и военно-морских предприятий в 1947(8) году. - Москва: Отд. учеб. заведений и подготовки кадров, 1947 (тип. Хозупр. М-ва военморстроя СССР). - 27 с. : ил.; 20 см.

18. Справочник для поступающих в техникумы Министерства строительства предприятий машиностроения в 1949 году - Москва, 1949, (тип. Хозупр. МСПМ), 55 с.

19. кпазк.ги//официальный сайт Комсомольского-на-Амуре строительного колледжа.

20. Справочник для поступающих в средние специальные заведения СССР (техникумы, училища, школы) в 1991 году//Авт.-сост. Л.И. Алешина, В.А. Слюсаренко, Т.Б. Горшкова, Л.И. Личинина М.: Высшая школа, 1991.574 с.

21. Постановление Государственного Совета СССР от 14.11.1991 года № ГС-13 «Об упразднении министерств и других центральных органов государственного управления СССР»//КонсультантПлюс

22. Приказ минморфлота СССР № 75 от 04.12.1991 г. «Об упразднении министерства морского флота СССР»//КонсультантПлюс

Для цитирования: Иванова А.А., Полищук А.В. Организационно-правовое регулирование международного сотрудничества в области охраны и защиты морской среды // Океанский менеджмент. 2021. № 1(10). С. 1317.

Иванова А.А.

Севастопольский государственный Университет Юридический институт, магистрант Научный руководитель: Полищук А.В.

Севастопольский государственный Университет Юридический институт, к.и.н., доцент

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ЗАЩИТЫ МОРСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация. В данной статье рассматривается нормативно-правовая база международного сотрудничества в области охраны и защиты морской среды. Показан исторический аспект сотрудничества государств по защите Мирового океана от загрязнения.

Ключевые слова. Загрязнение, морская среда, Мировой океан, международное сотрудничество в области охраны и защиты морской среды.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL REGULATION OF INTERNATIONAL COOPERATION IN THE FIELD OF PROTECTION AND PROTECTION OF THE

MARINE ENVIRONMENT

Abstract. This article discusses the legal framework for international cooperation in the protection and protection of the marine environment. The historical aspect of the cooperation of States in protecting the oceans from pollution is shown.

Keywords. pollution, marine environment, oceans, international cooperation in the field of protection and protection of the marine environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.