СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
===========================SOCIAL SCIENCES==========================
УДК 37:82 (Образование. Воспитание. Обучение. Художественная литература. Литературоведение)
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ШКОЛЕ
© 2016 И.А.Белова
Белова Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы
E-mail: belova ira [email protected]
Гимназия № 1 г.о. Самара. Россия
Столкнувшись с конкретной проблемой подготовки выпускников школы к итоговому сочинению, учителя-словесники лишний раз убедились в том, что были тысячу раз правы, предупреждая об опасности сведения курса литературы в школе к необязательным «беседам о прочитанном». Если школьный курс литературы не предполагает обязательных часов, отводимых на работу по формированию умений создавать собственные креативные тексты на основе чтения и тщательного разбора текстов и русской литературы, то требовать от школьников хороших результатов, самостоятельного решения проблемы создания публицистического текста на основе знания литературы в рамках школьной программы невозможно. В статье рассматриваются проблемы подготовки учащихся к написанию итогового сочинения по литературе, предлагается вариант использования различных приемов работы учащихся.
Ключевые слова: итоговое сочинение по литературе, система заданий по обучению и созданию собственного креативного текста.
По причине невероятно большого, почти необъятного, объема школьного курса литературы, втиснутого в немыслимо узкие рамки. Напомним, что за последние тридцать лет время, отводимое на изучение, например, романа Л.Н.Толстого «Война и мир», уменьшилось в три (!) раза, с 22 часов до 8, на изучение «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского - с 12 часов до 6 и т.д. Во-вторых, за этот же период вместо обязательных 10 - 12 часов «на развитие речи», т.е. по 1 - 2 урока на работу над сочинениям по каждой из тем курса, такая работа планироваться не может. Время на уроки внеклассного чтения по произведениям современной литературы, на материалах которых в реальности когда-то происходило обучение креативной постановке социально или нравственно важной для формирования мировоззрения школьников, проблемы на основе того или иного художественного текста, учитель должен сейчас найти в рамках мизерных часов, отпущенных на освоение программы курса. В-третьих, современных критериев оценки сочинений вообще и сочинений на публицистическую тему, в частности, ни в программах, ни в методических пособиях нет. Наконец, кропотливая работа по обучению написанию сочинений и проверке объемных работ практически не контролируется (учитываются лишь результаты тестирования) и не оплачивается. Таким образом, сложившаяся система обучения литературе на сегодняшний
день недостаточно ориентирована на развитие креативных способностей обучающихся в области создания собственного публицистического текста.
В нашей гимназии сложилась система организации работы учителя по организации прочтения больших программных произведений, включенных в курс литературы старших классов. Конечно, ведущей идеей формирования креативной компетентности по созданию собственных литературно-критических и публицистических работ выступает, с одной стороны, общее и литературное развитие личности школьника, а с другой -достаточно строгая система обучения способам подготовки к созданию таких текстов. Предлагаемые нами виды заданий не являются абсолютно новыми, эффективность достигается в силу четкости и систематичности их использования. Этапами продвижения к цели при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир» являются: 1) система проверки чтения художественного текста; 2) работа по осмыслению структуры сочинения на примере текста сочинения в табличной форме; 3) работа на основе макета сочинения (обучающиеся вставляют или создают самостоятельно недостающие фрагменты текста); 4) работа на основе критической статьи (при всех плюсах она позволяет еще минимизировать списывание, т.к. ученики ограничены рамками статьи при создании самостоятельного письменного высказывания); 5) работа на основе готового текста сочинения
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
(изложение / свободный диктант с предварительной подготовкой); 6) самостоятельное написание сочинения.
I. Система проверки хода и глубины осмысления текста каждого тома романа происходит на специально выделенных уроках. Такая «потеря времени» отчасти восполняется на уроках, посвященных анализу проблематики и системы образов произведения. Логика предложенных для контроля вопросов известна школьникам, поэтому по прошествии определенного времени (а такая работа по контролю за чтением ведется на уроках литературы с 5 класса) учащиеся, читая роман, исподволь готовят ответы на них.
Так, всегда есть группа вопросов, предполагающих проверку внимательности чтения. Для проверки характера прочтения и понимания эпизода романа, традиционно разбираемого в школе («Салон А.П.Шерер»), десятиклассники должны, например, знать, кого из гостей Анны Павловны, фрейлины императрицы, Толстой рисует на первых страницах романа, как Курагин отзывается о своих сыновьях, какой «обряд» совершали гости, приехавшие в салон и т.п. Качество чтения эпизода «Смотр в Браунау» проверяется по таким вопросам: зачем командиры переодевают солдат перед смотром в Браунау, как отреагировали Жерков, Несвицкий и Болконский на известие о разгроме армии Мака, как Николай Ростов про-
III. Другим вариантом является итоговое задание, направленное на формирование умений создания собственного текста на основе «макета» сочинения: учащиеся вставляют недостающие фрагменты текста в предложенный на первом этапе учителем, а впоследствии - в процессе работы в парах - макет. Например, по той же теме
явил себя во время операции по подрыву моста, что предложил Билибин А.Болконскому, когда стало известно о поражении союзнической армии, что можно сказать об обмундировании русских войск перед смотром в Браунау, в чем уличил Николай Ростов поручика Телянина и т.п.
Другая группа вопросов связана с узнаванием отрывков из текста (что важно и с точки зрения изучения языка и стиля писателя), так называемых вопросов-цитат (например, предлагается узнать по портретам или репликам гостей Анны Павловны). Подобные группы вопросов разработаны для двадцати пяти эпизодов романа - «Пьер в гостях у князя Андрея», «Николай Ростов во время Шенграбенского сражения» и т.д.
II. Работа по осмыслению структуры сочинения на примере текста сочинения в табличной форме может быть представлена в виде обучения написанию фрагмента сочинения по заданной теме. Учащимся, ответившим на вопросы по тексту эпизода, в качестве итогового задания предлагается более сложное задание, направленное на формирование умений создания собственного текста: продумать и сформулировать проблемный вопрос по заданной учителем теме, например, по теме «Срывание всех и всяческих масок в романе...». Один из учащихся предложил свой вопрос и подобрал тезисы для ответа на него.
«Срывание всех и всяческих масок в романе.» предлагается доработать такой «макет». «Буквально на первых страницах романа "Война и мир" Л.Н.Толстой, как ярый противник лжи и лицемерия, с беспощадной силой и непримиримой ненавистью срывает маски с представителей высшего света Петербурга. Давайте посмотрим,
Как изображен Ипполит Ипполит Курагин - гость А.П.Шерер. Л.Н.Толстой мимоходом рисует образ
ё со Курагин в этого молодого человека, но он один из тех, кто вносит свой «вклад» в целост-
ш Н салоне Шерер? ную картину светского общества Петербурга, циничного и пошлого.
а) глупость Ипполита; 1. Ипполит Курагин - абсолютно безобидное существо, тихий, «покойный
б) Ипполит о Наполеоне; дурак».
в) роль портретной детали 2. «Это не история о привидениях?... Я терпеть не могу историй о привиде-
в характеристике героя; ниях» - реакция Ипполита на исторический анекдот о Наполеоне виконта.
св и н и г) речевая характеристика 3. Портретная деталь: «Лицо его было отуманено идиотизмом».
Ипполита; 4. На ломаном русском он пытается рассказать анекдот и сам заливается
А 5 б) цинизм И.Курагина. смехом, так и не завершив рассказа.
5. После неприличных в отношении замужней женщины ухаживаний за Ли-
Ü зой Болконской Ипполит в ее адрес говорит: «А вы говорили, что русские
о Ч дамы не стоят французских. Надо уметь взяться».
ч: Каково истинное лицо Л.Толстой срывает с него маску, и становится очевидна мерзость и низость
о В д РЧ И.Курагина? этого человека.
как он это делает на примере некоторых гостей салона Анны Павловны Шерер. Вот перед нами...
Чем он / она занимается в салоне? На первый взгляд.
Однако на самом деле.
А вот, кажется, абсолютно безобидное существо. В салоне Анны Павловны...
Но отдельные штрихи, которыми автор рисует этот образ, не могут остаться незамеченными... Все это позволяет понять, что. Таким образом, за "приличием стянутыми масками" прячется.».
IV. Работа на основе критической статьи позволяет, во-первых, продемонстрировать учащимся образец литературно-критического текста, указав и на глубину анализа литературного материала, и на продуманный выбор автором стилистических и лексических средств и, во-вторых, минимизировать списывание, т.к. учащиеся ограничены рамками статьи при создании самостоятельного письменного высказывания.
Интересный материал для такой работы находим в блестящей книге Н.Г.Долининой «По страницам «Войны и мира» [1]. На материале главы «О чем заставляют задуматься страницы романа Л.Н.Толстого "Война и мир"?» (На примере образа Долохова) мы предлагаем прокомментировать текст литературоведа, выбрать необходимый материал, на основе которого составить план (простой, цитатный, тезисный) и написать на этой основе сочинение на тему: «Образ Федора Доло-хова в романе».
Другой тип «макета» может быть использован для учащихся, имеющих более высокий уровень подготовки к работе над собственным текстом. Например, на основе прочитанного первого тома такие ученики работают над темой «Герои и лжегерои войны 1805 - 1807 годов», самостоятельно подбирая доказательства к предложенному тезису. В перспективе работа с подобными макетами в рамках использования групповой технологии (работа в парах) позволяет постепенно усложнять задание, предлагая одному из учеников продумывать тезисы отдельных частей сочинения, дру-
План
1 «Долохов - жестокий и эгоистический человек, одинокий, как волк».
2 Портрет героя в начале романа. Портретная деталь.
3 Дуэль с Пьером.
4 Поведение в собственном доме. «Он слишком благороден и чист душою ... для нашего нынешнего, развращенного света...». «Его редкие понимают. Это такая высокая, небесная душа...».
5 Солдат в Браунау и в бою под Шенграбе-ном. «Долохов отстаивал свое достоинство перед смотром в Браунау и настойчиво напоминал генералу о своих заслугах в Шен-грабенском бою».
6 После боя.
7 Участие в сорвавшейся попытке Анатоля увезти Наташу.
8 Партизанский отряд Денисова и Долохова.
9 Мечта «встретить такое небесное существо, которое бы возродило, очистило и возвысило».
гому - доказательства к нему.
Элемент сочинения Тезис Доказательства
Вступление Л.Н.Толстой о войне как о тяжелом и страшном испытании. Убежденность Толстого в жестокости войны и в том, что она «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Основная часть I. I. Страшные картины кровопролитных сражений. 2. Гибель армия генерала Мака. 3. Огромные потери соединения Багратиона, защищавшего отступление русских войск. 4. Батарея Тушина. 5. Описание поля Аустерлица. II. 1. Диалог солдат перед Шенграбенским сражением. 2. Мужество и героизм солдат в Шенграбенском сражении. 3. Тимохин и Тушин на поле боя. 4. Прием антитезы в характеристики героев. 5. Толстой о «духе войска». 6. Подвиги русских солдат во время Аустерлицкого сражения. 7. Князь Андрей в шенграбенском и Аустерлицком сражениях. III. 1. Отношение к войне Жеркова, Долохова, Бориса Друбецкого. 2. Рассуждения Николая Ростова о заключенном Тильзитском мире.
Заключение Влияние войны 1805 -1807 годов на судьбы героев романа Нравственный кризис, пережитый Андреем Болконским.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки, т. 18, №2(2), 2016 Izvestiya of the Samara Science Centre of the Russian Academy of Sciences. Social, humanitarian, medicobiological sciences, Vol.18, no. 2(2), 2016
10 «Войдя в дом Николая Ростова, он попытался отнять у своего друга невесту. Соня отказала ему - Долохов не таков, чтобы не отомстить».
11 Долохов перед Бородинской битвой: встретив Пьера, он с серьезным видом просит у него прощенья.
12 Идеал Федора Долохова: прекрасные, преданные женщины, такие, такие, как его мать, Соня; сильные, бестрепетные мужчины, забывающие перед лицом общей опасности свою мелкую вражду - как сам он перед Бородинской битвой. Он хочет, чтобы жизнь была прекрасна, но она не соответствует его идеалу, она жестока и несправедлива. И потому Долохов тоже жесток и несправедлив.
13 Долохов - антитеза Пьера и князя Андрея.
14 Где будут герои 14 декабря? Не войдет ли Борис Друбецкой в состав следственной комиссии? Не будет ли Долохов тверд перед вопросами этой комиссии и по-прежнему одинок, и по-прежнему холоден в течение долгих лет каторги? А, может быть, он найдет себя на Сенатской площади и другим человеком станет в Сибири, на каторге? Может быть, там он смягчится душой и будет таким, каким до сих пор его знала только мать. Ему будет тогда сорок пять лет, но ведь и генерал Денисов не так уж молод в конце романа, в 1820 году и среди декабристов были немолодые люди... А сейчас только начался 1806 год, Долохову двадцать шесть.
15 Диалектика характера человека.
V. На основе готового текста сочинения в классе с невысоким уровнем сформированности
умений создания креативного текста мы используем прием создания собственного текста на основе уже существующего чужого в форме свободного изложения или свободного диктанта. Учащиеся получают задание собрать дома материал по заранее объявленной теме сочинения, сформулировать основной его тезис, составить вариант его плана, отобрать не менее трех эпизодов, которые могут служить доказательством тезиса. На уроке русского языка учащимся предлагается выслушать сочинение на заявленную тему как образец текста, построенного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к такого рода письменным работам. В классе учащиеся выслушивают текст, сравнивая его со своими записями, добавляя, уточняя и исправляя, если находят это необходимым, и создают черновик собственного сочинения. По желанию ученик может включиться в своем тексте в дискуссию с текстом, предложенным учителем.
Система отечественного обучения способствует реализации задачи подготовки старшеклассников к написанию итогового сочинения [см. библиографические источники 2 - 9]. Она позволяет стимулировать у учащихся умения формулировать собственные суждения и продуцировать собственные тексты, шире использовать рефлексивный подход в обучении, более полно реализовать личностный потенциал учащихся по овладению коммуникативной компетенцией.
1. Долинина, Н.Г. По страницам "Войны и мира": заметки о романе Л.Н.Толстого "Война и мир". Л., Изд-во Детская литература, 1989. 256 с.
2. Бочаров, С. Роман Л.Толстого "Война и мир". М., Художественная литература, 1987. 156 с.
3. Кандиев, Б.И. Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир": комментарий. М., Просвещение, 1967. 390 с.
4. Леушева, С.И. Война и мир Л.Н.Толстого. М., Академия педагогических наук РСФСР, 1954. 192 с.
5. Опульская, Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого "Война и мир": книга для учителя. М., Просвещение, 1987. 176 с.
6. Потапов, И.А. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир": современное историческое в романе, проблемы, композиции, роль пейзажа. М., Просвещение, 1970. 302 с.
7. Роман Л.Н.Толстого "Война и мир" в русской критике: сб. статей. Л., Изд-во Ленинградского государственного университета, 1989. 408 с.
8. Русская литература 19 - 20 веков: материалы для подготовки к устным ответам и сочинениям / авторы составители Риньери В.К., Факторович А.А. Ростов н/Д, Феникс, 2001. 383 с.
9. Сливицкая, О.В. Война и мир Л.Н.Толстого: проблемы человеческого общения. Л., Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1988. 192 с.
THE SYSTEM OF PREPARATION FOR THE FINAL COMPOSITION IN LITERATURE AT SCHOOL
© 2016 I.A.Belova
Irina A. Belova, Candidate of pedagogical sciences, teacher of Russian and literature. E-mail: belova ira [email protected]
Gymnasium No. 1 of the City district. Samara, Russia
Having faced a specific problem of training high school students for the final composition, language and literature teachers became convinced once again that they were a hundred times right warning about the danger of reducing the course of literature at school to unobliging "talks about books that have been read". It makes no sense to demand from a school leaver good results and an ability to produce a publicistic text on the basis of their knowledge of school program if literature syllabus does not provide for certain amount of time that is required for formation of relevant skills and abilities. A student can be taught to produce creative texts only in the time-consuming process of attentive reading and careful analysis of the works of Russian literature. The article looks at the problems of training students for writing of the final composition in literature. Various approaches to training students, as well as a system of tasks in training and producing of individual creative text are suggested.
Keywords: the final composition in literature, system of tasks in training and producing of individual creative text.
1. Dolinina, N.G. Po stranitsam "Voiny i mira": zametki o romane L.N.Tolstogo "Voina i mir" (Through "War and Peace": notes on the novel "War and Peace" by Leo Tolstoy ). L., Izd-vo Detskaia literatura, 1989. 256 s.
2. Bocharov, S. Roman L.Tolstogo "Voina i mir" (L. Tolstoy's novel "War and peace"). M., Khudozhestvennaia literatura, 1987.156 s.
3. Kandiev, B.I. Roman-epopeia L.N.Tolstogo "Voina i mir": kommentarii (L.N.Tolstoy's epic novel "War and peace": commentary). M., Prosveshchenie, 1967. 390 s.
4. Leusheva, S.I. Voina i mir L.N.Tolstogo (War and peace of L.N.Tolstoy). M., Akademiia pedagogicheskikh nauk RSFSR, 1954.192 s.
5. Opul'skaia, L.D. Roman-epopeia L.N.Tolstogo "Voina i mir": kniga dlia uchitelia (L.N.Tolstoy's epic novel "War and peace": the book for the teacher). M., Prosveshchenie, 1987.176s.
6. Potapov, I.A. Roman L.N.Tolstogo "Voina i mir": sovremennoe istoricheskoe v romane, problemy, kompozi-tsii, rol' peizazha (L.N.Tolstoy's novel "War and peace": the modern and the historical in the novel, problems of composition, role of the landscape). M., Prosveshchenie, 1970. 302 s.
7. Roman L.N.Tolstogo "Voina i mir" v russkoi kritike: sb. statei (L.N.Tolstoy's novel "War and peace" in the Russian criticism: collection of articles). L., Izd-vo Leningradskogogosudarstvennogo universiteta, 1989. 408 s.
8. Russkaia literatura 19 - 20 vekov: materialy dlia podgotovki k ustnym otvetam i sochineniiam (Russian literature of 19 -20 centuries: materials for preparation for oral answers and compositions) / avtory sostaviteli Rin'eri V.K., Faktorovich A.A.. Rostov n/D, Feniks, 2001. 383 s.
9. Slivitskaia, O.V. Voina i mir L.N.Tolstogo: problemy chelovecheskogo obshcheniia (War and peace of L.N.Tolstoy: problems of human communication). L., Izd-vo Leningrad. gos. un-ta, 1988. 192 s.