Библиографический список
1. Галъскова Н.Д. Образование в области иностранных языков: новые вызовы и приоритеты // Иностранные языки в школе. 2008. № 5.
2. Садохин А.П. Компетентность или компетенция в межкультурной коммуникации // Вестн. МГУ. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2007. № 3.
3. Бершадский Е.В. В каких значениях используется понятие «технология» в педагогической литературе? // Образовательные технологии. 2004. № 1.
4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. М., 2006. Т. 1.
5. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб., 2001.
6. Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Рефлексия и критическое мышление в контексте задач высшего образования // Педагогика. 2002. № 1.
7. МетаеваВ.А. Методологическое обоснование рефлексивных методик // Педагогика. 2006. № 7.
8. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М., 1995.
9. Романовская О.Т. Формирование иноязычной коммуникативной культуры будущих исследователей // Педагогика. 2008. № 3.
E.V. Ergle
The System of Training and Professional Development of Teachers for Schools of Russia: Historical Experience Relevance
The original historical forms of training and professional development of teachers in Russia are presented. The conclusion about the possibility of applying the domestic historical experience is made.
Key words and word-combinations: teachers' training in Russia, teachers' professional development, formation of the training system of teachers for Russian schools.
Представлены оригинальные исторические формы подготовки и повышения квалификации учителей в России. Делается вывод о возможности применения отечественного исторического опыта.
Ключевые слова и словосочетания: подготовка учителей в России, повышение квалификации учителей, становление системы подготовки учителей для школ России.
УДК 373.018.46.(09)(470)
ББК 74.03(2)
Е.В. Эргле
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ДЛЯ ШКОЛ РОССИИ: АКТУАЛЬНОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА
В^астоящее время в России происходят заметные трансформации государственной политики в области образования, что обусловлено сменой ориентиров общественного развития и внешне выражается в изменениях приоритетов образования, возникновении современных образовательных учреждений, создании и применении новых программ обучения юных граждан страны. Такие процессы не могут не отразиться на системе подготовки самих преподавателей, ответственных за работу по обучению и воспитанию молодежи.
Модернизация системы подготовки и повышения квалификации учителей на современном этапе приобретает особую значимость. Педагоги остро нуждаются в учебной литературе с новым содержанием. Меняются цели, задачи и функции системы подготовки и повышения квалификации, обновляются их структуры и содержание. Появляются новые виды учреждений дополнительного педагогического образования, оказывающих различные образовательные услуги. Осуществляется переход на многоуровневую и вариативную систему повышения квалификации учителей. В связи с этим особую актуальность приобретает российский исторический опыт, имеющийся в данной области.
Подготовка и повышение квалификации учителей для школ Российской империи и советской России осуществлялась в разнообразных формах: создавались педагогические музеи, проводились съезды учителей, действовали Союз учителей и педагогические общества, организовывались педагогические курсы, функционировали институты усовершенствования учителей. Каждая из этих форм способствовала развитию педагогического сообщества в нашей стране, становлению личности и росту профессионального мастерства школьных учителей.
Педагогические музеи. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был созданный в 1864 г. Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге. Первоначально перед ним ставились задачи систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганды передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, которые собирали широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали видные ученые и педагоги того времени -И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, М.Н. Пржевальский, С.М. Соловьев, Н.Х. Вессель. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие П.Ф. Капте-рев, Л.Н. Моздалевский, Н.А. Корф, много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. В методических статьях, публикуемых на страницах журнала «Сборник педагогического музея военно-учебных заведений», систематически обсуждались проблемы математического образования. Этот журнал просуществовал до 1917 г.
Съезды учителей были одной из важных форм общественно-педагогического движения, способствуя развитию педагогической мысли, консолидации учительства, стимулируя творческий поиск и обмен опытом. В работе съездов большое внимание уделялось повышению уровня знаний учителей, передовым приемам и методам преподавания и воспитания учащихся.
Съезды педагогов начали проводиться в 1860-е годы по инициативе земств, их работа совмещалась с организацией учительских курсов. Первый учительский съезд состоялся в 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии. В работе съезда учителей в Симферополе (1870 г.) принимал участие К.Д. Ушинский. В 1872 г. съезд при Всероссийской политехнической выставке собрал около 700 участников, перед которыми выступили видные педагоги и методисты.
В 1875 г. «Правила о временных педагогических курсах» ограничили проведение съездов педагогов, однако с начала 1880-х годов их работа активизировалась; организаторами съездов были Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Н.А. Корф, Д.И. Тихомиров [1, с. 264].
Со временем на съездах все большее внимание обращается на осмысление опыта учительской работы. В этом отношении показателен съезд учительниц-семинарок земской учительской школы П.П. Максимовича, проходивший в Твери 7-18 августа 1883 г. под руководством Д.И. Тихомирова. При направлении программ участникам съезда было выражено пожелание, чтобы они в своих сообщениях и рефератах держались ближе к жизни народной школы, рассказывали лишь о действительно существующем, предлагали только возможное и достижимое в тех условиях, в которых находится народная школа. В центре внимания работы съезда было чтение и обсуждение рефератов докладчиков, что позднее в системе повышения квалификации стало основным видом работы по обобщению, изучению и распространению педагогического опыта [2, с. 62]. По такой же схеме проходил в 1884 г. съезд учителей и учительниц народных училищ Петергофского уезда.
В 1885 г. в период контрреформ Александра III съезды учителей циркуляром министра народного просвещения были запрещены. Свою работу они возобновили только в 1890-х годах, став важной составляющей нового подъема общественного движения.
В начале XX в. наблюдается новая волна активности в проведении съездов как форме оказания помощи работающим учителям: в 1901 г. они прошли в Московском учебном округе, Феодосийско-Ялтинском районе Таврической губернии, Бежецком уезде, в городах Ардатове и Курмыше Симбирской губернии, Александрове Владимирской губернии. На этих съездах изучались и обсуждались вопросы методики преподавания русского языка и арифметики, организации работы школы. На съезде при Управлении Московского учебного округа, как и ранее, проводились курсы для учителей. Значимым в отношении вопросов повышения профессионального уровня педагогов стал состоявшийся в Москве в 1911 г. Первый общеземский съезд по народному образованию.
Большой интерес представляют материалы Первого Всероссийского съезда по вопросам народного образования (5-16 января 1914 г.). Здесь качество работы учителя рассматривалось во взаимосвязи с условиями труда, уровнем квалификации; ставился вопрос о необходимости постоянного повышения педагогического мастерства. На съезде была четко сформулирована потребность в повышении квалификации и сформулированы общие требования к учителю: учитель народной школы призван руководить всесторонним развитием подрастающего поколения, обязан расширять рамки своей деятельности за стенами школы и содействовать поднятию культурного уровня окружающей среды, должен обладать серьезным специальным педагогическим образованием, непрерывно работать над пополнением и углублением своих знаний.
Съезды организовывались по инициативе не только властей, но и общественных объединений. Так, в годы Первой русской революции радикальный Всероссийский учительский союз провел три съезда (1906-1907 гг.).
В период русских революций 1917 г. общественная активность учительства стала массовой и зачастую приобретала политически окрашенный характер. В 1918 г. состоялся первый съезд Союза учителей-интернационалистов, созданного в противовес Всероссийскому учительскому союзу. В работе съезда участвовало 700 делегатов. Были рассмотрены проблемы единой школы, внешкольного и дошкольного воспитания и одобрен проект Положения об единой трудовой школе РСФСР. С докладами выступили А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Покровский, П.Н. Лепешинский. 2-й съезд (1920 г.) этого Союза обсудил текущие вопросы образования, закрепив наметившиеся тенденции реформирования школы и создания советской системы образования. В итоге 1-й Всесоюзный учительский съезд (1925 г.) был призван показать переход основной массы учительства на позиции советской школы.
Весьма примечательно, что съезды, посвященные проблемам образования и подготовки учителей, проводили не только союзы педагогов: к примеру, созданное в 1923 г. общество «Долой неграмотность» провело соответствующие съезды в 1926 и 1929 гг.
Таким образом, в 1920-х годах наблюдается заметная общественная активность в сфере образования. Фигура учителя стала политически значимой, требовалось сформировать корпус педагогов, имеющих совершенно определенные ценностные установки и транслирующих их обучающимся. Политическая и идеологическая составляющая стали обязательным элементом профессиональной подготовки учителей.
В 1918 г. стремление советского руководства к администрированию общественной активности зримо воплотилось в создании в структуре Наркомпроса РСФСР отдела съездов, которым руководил В.П. Потёмкин. Деятельность отдела оказалась весьма плодотворной. Только в 1918 г. в стране состоялось 160 учительских съездов и 80 съездов работников народного образования. С 1919 г. в целях организации и координации деятельности местных отделов народного образования ежегодно проводились всероссийские съезды и конференции по вопросам обучения и воспитания молодежи.
Заметной тенденцией становилась организация «тематических» съездов. Так, в 1919-1928 гг. были созваны четыре съезда по дошкольному воспитанию. На 1-м и единственном съезде по внешкольному образованию (1919 г.) обсуждались вопросы создания государственной системы культурно-просветительных учреждений. С 1922 г. регулярно проходили съезды и совещания по ликвидации неграмотности. Вопросы образования и производственного обучения молодых рабочих были в центре внимания всероссийских съездов и совещаний рабочих факультетов (1921, 1923, 1928, 1929 гг.), 1-го Всероссийского съезда по образованию рабочих-подростков (1922 г.), 1-го Всесоюзного съезда по рабочему образованию (1924 г.). В 1930 г. состоялись 1-й Всероссийский съезд по политехническому образованию. Такая достаточно узкая специализация объективно способствовала углублению профессиональных знаний и навыков преподавателей, работающих с определенными контингентами обучаемых.
Отдельные съезды, расширенные совещания и конференции специально посвящались вопросам подготовки учителей. Реформа педагогического образования обсуждалась на 1-й Всероссийской конференции (1924 г.). В конце
1920-х годов прошли еще несколько аналогичных съездов работников просвещения. В 1930 г. состоялся Всероссийский съезд по всеобучу, в 1932 году - 8-й съезд работников просвещения.
С окончательным утверждением социалистического общественно-политического устройства в нашей стране и переходом к фазе развитого социализма тональность и проблематика съездов изменились. Например, в 1968 и в 1978 гг. созывались всесоюзные учительские съезды, а в 1978 г. - 3-й Всероссийский. Все они носили характер торжественных мероприятий с выступлениями-отчетами о достижениях в области образования, демонстрировавших активность педагогов в реализации решений съездов КПСС, что мало способствовало устранению застойных тенденций в системе народного образования.
В середине 1980-х годов с началом демократических преобразований в обществе началось активное обсуждение проблем образования, и прежде всего состояния школы. Состоявшийся в 1988 г. Всесоюзный съезд работников народного образования определил основные пути реформирования образования. Была актуализирована необходимость создания системы непрерывного образования, эффективного организационно-экономического и правового механизма развития школы; демократизации и гуманизации жизни образовательных учреждений. Как показала практика, подготовка и повышение квалификации педагогов с этого периода и по сей день исходят именно из данных установок.
Союз учителей. Организация профессионального союза учителей во многом была предопределена динамикой развития сферы образования в Российской империи. Этот вопрос впервые был прямо сформулирован в августе 1869 г. на съезде учителей русского языка уездных училищ в Нижнем Новгороде. Так, в материалах съезда [3], организованного союзом учителей Нижнего Новгорода, подробно описываются и анализируются показательные уроки по русскому языку в 1-3 классах учителей Н. Лемана, И. Игнатьева, В. Кудрявцева, Н. Кирилловского, В. Богородского, В. Раевского и уроки по старославянскому языку учителей А. Вольского и П. Анненкова; излагаются выступления по вопросам методики преподавания русского и старославянского языков; даются методики исправления диктантов и домашних письменных работ.
Первый Всероссийский съезд обществ взаимной помощи учителей (28 дек. 1902 - 6 янв. 1903 г.) собрал 70 педагогических союзов. Кроме учителей в работе съезда принимали участие также земские деятели, врачи, юристы. Съезд имел огромный общественный резонанс. В 1905 г. было создано одно из наиболее радикальных объединений педагогов - Всероссийский учительский союз, деятельность которого продолжалась и в революционные 1917-1918 гг. [2, с. 22-31]. Таким образом, союзы учителей способствовали организации системы их непрерывного образования, что создавало условия повышения методической и профессиональной компетентности педагога.
Педагогические курсы. В пореформенный период (вторая половина XIX века) образование стало массовым, соответствуя своему определению «народное». В связи с этим больше внимания стало уделяться и профессиональному педагогическому образованию. К.Д. Ушинским был разработан план подготовки учителей начальной школы, на который ориентировались все земские учительские
семинарии и школы. Им же высказана идея создания в университетах педагогических факультетов [3, с. 496]. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. Учителей для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ стали также готовить открывшиеся в 1860-70-е годы высшие женские курсы.
Поскольку наиболее востребованными в новых условиях оказались учителя начальной школы, самыми массовыми стали 4-6-недельные педагогические курсы повышения их квалификации. В 1869 г. на базе Новосельского училища Тульской области были проведены летние педагогические курсы. Уже в 1875 г. Министерство народного просвещения издало правила о проведении педагогических курсов, в соответствии с которыми устанавливался строгий надзор за их содержанием.
Педагогические общества. Одно из первых педагогических обществ возникло в Петербурге в 1859 г. и просуществовало около 20 лет. В конце 1902 г. в стране насчитывалось 70 таких обществ. Они издавали свои журналы, организовывали библиотеки: например, с 1866 г. выходил в свет журнал «Математический сборник», сыгравший большую роль в развитии методики преподавания математики. Содержательно эту деятельность можно оценить как одну из форм повышения квалификации учителей.
В 1884 г. талантливый ученый и замечательный педагог В. П. Ермаков начал выпускать популярно-методическое издание «Журнал элементарной математики» (1884-1886 гг.). Основатель журнала прекрасно понимал, что судьба математической культуры страны зависит от организации школьного математического образования и педагогического мастерства учителя.
Анализ материалов журнала показывает, что на его страницах была проведена большая работа по оказанию помощи учителям в повышении научного уровня их математической подготовки. Цели журнала и требования к его содержанию были подробно изложены во вступительной статье редактора в первом номере: «Содержание статей, предполагаемых к напечатанию в нашем журнале, насколько это возможно, должно быть интересным для большинства любителей математики. Этой цели можно достигнуть толковым изложением уже известных отделов как по высшей, так, отчасти, и по низшей математике» [5, с. 7]. В.П. Ермаков предполагал, что на страницах журнала необходимо помещать полемику по методам и приемам преподавания математики, материалы по истории математики, отзывы и рецензии на новые учебники. В заключение он писал: «Журнал основан еще и с той целью, чтобы привлечь к участию в нем, главным образом, преподавателей математики, чтобы дать им и средство для обогащения и возможность дальнейшего развития их математических знаний. Но было бы весьма желательно и полезно, чтобы в нашем издании приняли участие и лица, известные в науке, в особенности это желательно в первые годы существования журнала. Эти люди укажут нам направление, которому мы будем следовать далее» [5]. На страницах журнала печатались такие выдающиеся математики и методисты того времени, как А. Киселёв, А. Гольденберг,
С. Шохор-Троцкий. Выбор направления научной популяризации математики и определил то заметное влияние, которое журнал оказывал на совершенствование учительской культуры.
Институты усовершенствования учителей. Введение всеобщего начального образования [6, с. 21], задачи школ на новом этапе государственного строительства, дальнейшее развитие народного образования, увеличение числа школ и учителей актуализировали работу с учительством. В связи с этим требовалось создать специальные учреждения, которые занимались бы повышением квалификации педагогических кадров, изучением, обобщением и распространением опыта работы лучших школ и передовых учителей. С середины 1930-х годов в России начинает развиваться сеть таких учреждений. Органы народного образования содействовали созданию развернутой системы институтов и других учреждений усовершенствования.
Таким образом, основные формы повышения квалификации учителей в России сложились к началу 1920-х годов. Съезды, курсы, конференции, совещания, обмен опытом, взаимопосещение уроков, экскурсии, тематические журналы, педагогические выставки, самообразование, педагогические советы и общества стали доступными и результативными формами, благодаря которым педагоги росли в своем профессиональном мастерстве. Содержание педагогического образования определялось потребностями времени, запросами и интересами учителей.
Сегодня деятельность учреждения дополнительного профессионального образования многогранна: Она включает в себя и научно-исследовательскую работу, и повышение квалификации педагогических и руководящих работников региона, и их переподготовку, а также подготовку и аттестацию научных кадров высшей квалификации из числа разных категорий работников системы непрерывного образования. В современных условиях ставится актуальная задача создания и использования информационных ресурсов региональных систем образования и науки. По-прежнему востребованными в силу очевидной своей эффективности остаются такие формы работы с педагогами как организация научных и методических конференций, симпозиумов, семинаров, выставок; издание научных трудов.
Изучение исторических аспектов развития системы подготовки и повышения квалификации учителей для школ России позволило сделать следующие выводы:
1) Россия имеет полуторавековые традиции в организации различных форм подготовки и повышения квалификации учителей;
2) процесс развития отечественной системы повышения квалификации учителей неразрывно связан с совершенствованием школьного образования;
3) основными направлениями работы системы повышения квалификации учителей в России являются обновление предметных знаний учителей; обучение новым методикам; информирование о выходе в свет новой научно-методической литературы, учебников и учебных программ, а также об изменениях нормативной базы; освоение учителями информационных технологий, используемых в учебном процессе; аттестация педагогических кадров.
Современные теории образования и педагогической деятельности сходятся в одном: без высокого профессионализма учителя, его субъективной, авторской
позиции образовательные запросы современного российского общества реализованы быть не могут. Педагог должен быть готов профессионально, а также психологически стать главным субъектом обновления образования. Поэтому в современных условиях имеется потребность в производительной, адаптированной к быстро меняющимся условиям, гибкой, оперативной, сообразовывающейся не только с республиканскими, но и региональными потребностями развития общего образования системе подготовки и повышения квалификации учителей.
Библиографический список
1. Бердянский уездный земский съезд учителей и учительниц народных школ. Бердянск, 1884.
2. ТихомировД.И. Записки о губернских педагогических курсах в Курске. Курск, 1898.
4. УшинскийК.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / редкол.: МИ. Кондаков и др. М., 1988. Т. 2.
5. Журнал элементарной математики. 1884. № 12.
3. Циркуляры Казанского учебного округа. 1870. № 2. С. 13-16; №9 3. С. 20-24; № 4. С. 26-32; № 5. С. 36-44; № 6. С. 50-56; №° 7. С. 58-64; № 8. С. 74-75.
6. Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. М., 1953.
W. Maier
Education in the Integrated European Area: The European Qualifications Framework and National Qualification Systems
Features of the integration of the European Education Area are analyzed. Processes of Formation of the European Qualifications Framework and the resulting development directions of national education systems are revealed.
Key words and word-combinations: European integration, education, the European Qualifications Framework, national qualification systems.
Анализируются особенности интеграции европейского образовательного пространства. Показаны процессы формирования Европейской квалификационной рамки и обусловленные ею направления развития национальных образовательных систем.
Ключевые слова и словосочетания: европейская интеграция, образование, Европейская квалификационная рамка, национальные квалификационные системы.
УДК 371 ББК 74.04
В. Майер
ОБРАЗОВАНИЕ
В ИНТЕГРИРУЕМОМ
ЕВРОПЕЙСКОМ
ПРОСТРАНСТВЕ:
ЕВРОПЕЙСКАЯ
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ
РАМКА И НАЦИОНАЛЬНЫЕ
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
СИСТЕМЫ
Уже с начала 1960-х годов Европейское экономическое сообщество проводило работу в направлении взаимного признания квалификаций и документов, свидетельствующих об окончании профессионального обучения гражданами стран - участниц ЕЭС [1]. Процессы интеграции европейского пространства объективно требовали более тесного межвузовского сотрудничества и вза-