Научная статья на тему 'Система образования Кыргызской Республики на современном этапе'

Система образования Кыргызской Республики на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3088
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жакупова Галина Спатаевна

В статье рассматриваются проблемы современной системы образования и требования при подготовке будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования Кыргызской Республики на современном этапе»

кружков. В художественном кружке участвовало двадцать два человека; в драматическом - тридцать человек, в политическом - девяносто человек, в литературном - девяносто девять человек и в профмилицейском - двести двадцать девять человек [10, с. 26]. В волостях и районах губернии сотрудники милиции были прикреплены к местным волостным и уездным библиотекам, у которых катастрофически не хватало денежных средств для того, чтобы своевременно приобрести учебники и периодические издания.

Убедившись в том, что кампания по ликвидации неграмотности и профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел проходит не вполне удовлетворительно по всей стране, руководство милиции республики возложило персональную ответственность за итоги этих мероприятий на губернских руководителей. Ужесточение дисциплинарной ответственности и некоторая стабилизация материального положения милиции привели к определенным положительным результатам - к концу 1923 года среди сотрудников милиции Челябинской губернии практически не осталось неграмотных. Далее предстояло приступить к решению вопросов специализированной профессиональной подготовки за счет создания краткосрочных милицейских курсов и школ милиции, действовавших в губернских городах по всей стране. Анализ архивных источников показывает, что жесткие административные меры, партийная ответственность и улучшение материального положения привели к тому, что к середине 1920-х годов проблема начальной профессиональной подготовки кадров милиции была фактически решена.

Примечание:

ОГАЧО - Объединенный государственный архив Челябинской области.

ЦДНИЧО - Центр документации новейшей истории Челябинской области.

Список литературы

1. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 126. Л. 7.

2. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 126. Л. 15.

3. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 126. Л. 16.

4. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 126. Л. 21.

5. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 126. Л. 31.

6. ОГАЧО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 98. Л. 7.

7. ОГАЧО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 98. Л. 8.

8. ОГАЧО. Ф. Р-10. Оп. 1. Д. 98. Л. 8.

9. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 574. Л. 26.

10. ЦДНИЧО. Ф. 77. Оп. 1. Д. 73. Л. 37.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Жакупова Г.С.

Жакупова Галина Спатаевна - старший преподаватель, кафедра педагогики, Ошский государственный университет, г. Ош, Кыргызская Республика

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы современной системы образования и требования при подготовке будущих специалистов. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, образование, методологические подходы.

Изменения, происходящие за последние несколько лет в Кыргызской Республике, повысили требования, предъявляемые к качеству образования. На сегодняшний день, во всем мире, развитие и модернизация процесса образования является одним из приоритетных направлений.

В системе педагогического образования Кыргызской Республики накопилось очень много проблем. Необходимость интеграции Кыргызской Республики в мировое образовательное пространство, введение новых государственных образовательных стандартов, в соответствии с законом Кыргызской Республики «Об образовании» [1], принятие целого ряда нормативно-правовых документов в сфере образования, а также согласно Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 2012-2020 годы [2], обозначили в качестве приоритетного направления подготовку молодого поколения, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, жить и действовать в информационном обществе, стремясь к преобразующей профессиональной деятельности с выходом за пределы стандартного опыта, отличающиеся инициативностью и самостоятельностью, кроме этого, особую ценность приобретают специалисты, обладающие, помимо профессиональных навыков и знаний, высокими моральными качествами и культурным уровнем. Для воспитания и обучения такого специалиста, государству требуется современная, эффективная, саморазвивающаяся, система образования.

Кыргызская Республика проводит активную модернизацию и совершенствование системы образования на всех ее уровнях - таких, как дошкольное и школьное, высшее и послевузовское образование. Все эти составляющие общей системы обладают своей спецификой и, в ходе развития, сталкиваются с различными проблемами.

К сожалению, процесс реформирования системы образования в Кыргызской Республике идет не системно, хаотично, характеризующийся отсутствием четко поставленных целей и программ. Вместе с тем, нынешняя ситуация выдвинула перед системой образования целый ряд социально-экономических, общественных, образовательных и управленческих проблем.

Социально-экономическое положение Кыргызской Республики привело к ощутимому снижению финансирования, что сказалось на бюджете образовательных организаций, особенно, на заработной плате педагогического состава и состоянии учебно-материальной базы учебных учреждений. Значительно снизилось качество подготовки учащихся образовательных организаций начального профессионального образования. Серьезной проблемой является ухудшение кадровых ресурсов и несоответствие количества, качества и профиля выпускаемых специалистов требованиям рынка труда. Из года в год растет количество выпускников вузов, не находящих себе работу, что связанно, как с отсутствием рабочих мест, так и с низким качеством профессиональной подготовки выпускников. Несовершенство существующих форм контроля, лицензирования и аттестации не дают гарантии качества получаемого образования, происходит девальвация дипломов отдельных ВУЗов, что так же создает проблемы с дальнейшим трудоустройством

Реформирование системы образования страны невозможно без конечного переустройства педагогического образования. В современном мире образование представляется ведущим ресурсом и фактором, обеспечивающим стабильное развитие цивилизации и человечества в целом. В системе образования формируется интеллектуальный, культурный и духовный потенциал общества. Особое внимание к системе современного качественного образования обусловлено тем, что образование как результат является основой для решения социально-экономических проблем общества, сохранения и развития науки, культуры, промышленности и технологии.

Современное высшее образование в настоящее время переживает значительные изменения, связанные с принятием Государственных стандартов третьего поколения, с социальными трансформациями и научно-технической модернизацией. Динамика технического обновления, компьютеризация и расширение коммуникативных каналов и

10

потоков в сфере производства, образования и науки сопровождается таким же динамичным изменением общественных потребностей в уровне и качестве профессионализма современных работников. Так, становится очевидным невостребованность одних специальностей в сфере общественного производства и потребность в новых специальностях с более высоким уровнем профессиональной компетентности. «Ежегодно в мировом хозяйстве отмирает свыше 500 старых профессий и возникает примерно столько же новых. И если прежде полученных в вузе знаний было достаточно для 20-25 лет успешной практической профессиональной деятельности, то сейчас оптимальный срок их эффективности составляет максимум 5-7 лет, а в отраслях определяющих научно-технический прогресс, - вдвое меньше» [3]. Данное положение подчеркивает необходимость нового методологического подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов.

В то же время подготовка будущего компетентного специалиста широкого профиля в рамках высшего образования потребует не только принципиально различных технологии на разных стадиях учебного процесса при изучении различных дисциплин, но и модернизации самой методологии профессионального обучения. Изменения образовательной парадигмы и подходов [4].

Методологической основой современного образования, в том числе высшего профессионального, является компететностный подход, что определено во многих современных источниках и нормативных документах. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, но результат (в отличие от традиционного подхода) рассматривается не как сумма усвоенной информации, а как умение действовать в различных, в том числе в проблемных и нестандартных ситуациях.

Компететностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов, связанных с задачей формирования компетенции у обучающихся [5].

В мировой образовательной практике понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового понятия», ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную навыковую составляющую образования, во-вторых, в понятие компететности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого от «результата»; в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким спектрам культуры и деятельности (информационной, правовой).

Компетентностный подход как методологический ориентир модернизации современного образования определяет новые методы и технологии обучения, способствующие развитию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у обучающихся, и ориентирующих их на конкретный эффективный результат.

Все исследователи, изучавшие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.

Таким образом, наступает весьма важный этап в образовании, как реализация компетентностного подхода, применение современных технологии как способа формирования компетентностей и использование современных оценочных средств как инструмента доказательства достижения заявленных результатов образования, в подготовке квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного и ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Список литературы

1. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 года № 92 (с изменениями и дополнениями от 22.02.2017 г. № 32).

2. Постановление Правительства Кыргызской Республики «О стратегических направлениях развития системы образования в Кыргызской Республике» от 23 марта 2012 года № 201.

3. Ибрагимова Л.А., Петрова Г.А., Трофименко Н.П. Компетентностный подход -методологическая основа современного образования // Наука и образование. М., 2010. С. 25-30.

4. Долматова Т.Н., Кригер Г.Н. к проблеме формирования профессиональной компетенции студентов экономических специальностей в условиях получения высшего образования // Наука и образование. Материалы 7 международной конференции. Белово, 2008. Ч. 2.

5. Калдыбаев С.К., Ногаев М.А. Компетентностный подход как основа модернизации отечественного образования // Высшее образование Кыргызской Республики. № 4/26 (9 декабря), 2014. С. 22-23.

СИСТЕМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ Нургожина А.А.

Нургожина Анар Амандыковна - заместитель директора по учебной работе, дефектолог, Специальная (коррекционная) школа-интернат № 1, г. Петропавловск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье анализируется система методической работы школы, ее цели, задачи, формы проведения.

Ключевые слова: педагог, система, методическая работа, методический совет, методическое объединение, аттестация.

Сложившаяся в стране и мире ситуация в качестве одного из приоритетов образования диктует становление и развитие творческой личности с ярко выраженной субъектной позицией, активной, способной быстро адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. При этом профессионально-личностное становление и развитие педагога соответствуют задачам, определённым в Программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, где он выделил три главных направления модернизации системы образования в Казахстане: 1) оптимизация образовательных учреждений; 2) модернизация учебно-воспитательного процесса; 3) повышение эффективности и доступности образовательных услуг [1].

Поэтому наша цель - создание условий для роста профессионального мастерства педагога. А для этого необходима действенная и эффективная структура методической работы в школе. Цели и задачи методической работы тесно связаны с системой внутришкольного управления, с жизнедеятельностью школы в целом, а значит, и конечным результатом деятельности всего педагогического коллектива.

В соответствии с методической проблемой школы «Пути повышения эффективности социальной адаптации школьников» методическая служба школы решает следующие задачи: диагностика методических затруднений педагогов школы и оказание им помощи; консультативная и коррекционная работа с педагогами различного уровня профессионального мастерства; организация семинаров по запросам педагогов; изучение, обобщение и распространение опыта учителей; организация и проведение методических предметных недель с целью повышения профессионального мастерства, популяризации опыта коллег, повышения

12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.