ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
УДК 141
Т. И. Коваль
канд. филос. наук, доцент, кафедра социальной философии, религиоведения и теологии, ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет»
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ:
РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ
Аннотация. Статья раскрывает понятие общества знаний, определяя его основные отличия от информационного общества и рассматривая роль образования в его формировании. Автор приходит к выводу о существовании тревожных тенденций в развитии российской системы образования и их возможном влиянии на успешность формирования национального знаниевого общества.
Ключевые слова: общество знаний, информация, знание, система образования, уровни образования, высшее образование, система непрерывного образования.
T.I. Koval, Russian State Social University
THE EDUCATION SYSTEM AS A FACTOR IN FORMATION OF A KNOWLEDGE SOCIETY:
RUSSIAN REALITY
Abstract. The article considers the concept of the knowledge society, defining its main differences from the information society and showing the role of education in shaping it. The author comes to the conclusion that there are disturbing trends in the development of the Russian education system and its impact on the success of forming a national knowledge society.
Keywords: knowledge society, information, knowledge, education, levels of education, higher education, continuous training system.
В 60-70-е годы прошлого века практически параллельно с развитием концепции информационного общества проходило становление концепции общества знаний. Оно базировалось на предложении Р. Хатчинсом и Т. Хусеном модели обучающегося общества (learning societу), где приобретение знаний становится постоянной потребностью, и введении П. Дракером понятия общества знания (knowledge society), где важнее всего «научиться учиться». Однако время сместило акценты в сторону информационного аспекта. В 2005 году международная организация ЮНЕСКО во Всемирном докладе «К обществам знания» провозгласила идею перехода от информационного общества к обществам знания (множественное число, используемое в определении нового социального уровня, неслучайно: тем самым исключается существование единственной универсальной модели общественного развития). По мнению составителей документа, этот переход необходим для преодоления негативных последствий информационного общества, основными из которых признаны чрезмерная технификация, грозящая унификацией социума, и рост социальной разобщенности как на национальном, так и на международном уровне. Если «вынести за скобки» детальный процесс сравнения множества характеристик, определяющих информационное общество и
общества знаний, то новый конструкт представляется определенной, более совершенной стадией в развитии пока еще не окончательно сформировавшегося информационного общества, в которой осуществится минимизация проявившихся опасностей последнего.
Для понимания принципиального различия этих состояний необходима дифференциация часто отождествляемых понятий «знание» и «информация». Под знанием понимается особый продукт когнитивной деятельности человека, который предполагает осмысленность, наличие цели и ценностно-личностного компонента, системность, апробированность практикой. Информационному обществу присуще не создание интеллектуального продукта, а распространение сведений о нем посредством печатных изданий, телевидения, а теперь и сети Internet. Следовательно, уровень информированности современного человека определяется не объемом знаний, а его участием во все большем количестве коммуникаций. В глобальной сети Internet колоссально возрастают возможности осуществления коммуникаций, но это не тождественно приращению нового знания. Информацию, таким образом, можно рассматривать лишь как намек на представляемое знание. Кроме того, неструктурированность, противоречивость, фрагментарность перманентного информационного потока, обрушивающегося на сознание людей, способствует формированию столь же противоречивой и фрагментарной картины мира, негативно влияет как на индивидуальное, так и на общественное сознание.
Всемирный доклад ЮНЕСКО «К обществам знания», предостерегая от переоценки значения информационных обменов, констатирует: «Информация - инструмент знания, сама по себе она знанием не является» [2, с. 21]. Важное различение знания и информации проводит Г. Бехманн: «знание создает способность действия (знание -предпосылка действия), в то время как информация представляет собой знание, обработанное для целей использования» [1, с. 108]. Принципиально важно смещение основного акцента с усвоения значительных объемов информации, накопленной впрок, на овладение способами непрерывного приобретения новых знаний и умение учиться самостоятельно, освоение навыков работы с любой информацией, с разнородными противоречивыми данными, формирование самостоятельного критичного, а не репродуктивного типа мышления.
Главной задачей современности становится качественное превращение информации в знание - «общественное достояние, которое должно быть доступным для каждого» [2, с. 20]. Необходимо создание системы образования, способной готовить не носителей или обладателей информации, а активных пользователей, и не только позволять, но и обязывать человека непрерывно учиться. В отличие от информации понятие «знание» предполагает обязательный морально-этический компонент: ведь концепция нового социального развития постулирует необходимость формирования новой этики свободы и ответственности, основанной на совместном использовании знаний.
Таким образом, показателем общественного развития становится уровень освоения знаний. В этих условиях значение системы образования приобретает новое социально-политическое и философское звучание. Современное образование не может ограничиваться разовой специализацией в определенной сфере: для адаптации к социальным и экономическим изменениям в нестабильной действительности человек
должен быть готов к смене специальностей в течение жизни. Но непрерывное образование имеет не только профессионально-экономический аспект. Обучение на протяжении всей жизни определяет личное и культурное развитие, необходимое для каждой личности, а также социальный компонент, отражающий место человека в обществе, его гражданскую позицию.
В течение человеческой жизни выделяется несколько этапов обучения и образования. Первый - этап дошкольного образования. Следующий - базовый школьный. Третий начинается после обязательного школьного и обеспечивается в том числе системой высшего образования. Отличие высшего образование от начального и среднего заключается не только в возрасте и уровне знаний обучающихся, но и в том, что «в его системе создаются и используются новые знания в культурной, социальной и экономической сферах общества» [2, с. 100]. Над этими социально-организованными уровнями находится система непрерывного образования, необходимого не только для осуществления функции адаптации человека к постоянным изменениям в сфере занятости, но и для возможности осуществления выбора деятельности по собственным интересам и вкусам. Таким образом, системе высшего образования принадлежит особая роль в формировании общества знания.
На этом уровне очевиден ряд задач, из которых особенно актуальными для российского образовательного пространства являются ниже перечисляемые.
Современное образование невозможно представить без использования новейших достижений в сфере информационных и коммуникационных технологий, колоссально возросшего объема информации, однако ее использование необходимо в качестве не готового знания, а прежде всего исходного элемента для создания знаний и источника их обновления.
Система образования, а значит, и будущее общества знаний, в существенной степени зависит от уровня профессиональной подготовки и переподготовки преподавателей, способных трансформировать новую информацию в знания. Вряд ли росту этого уровня и возможности регулярного повышения квалификации может способствовать планируемое значительное сокращение численности преподавательского состава средних, средних специальных и высших учебных заведений и, как следствие, увеличение учебной нагрузки (распоряжение Правительства РФ №2620-р от 30.12.2012).
Для отказа от идеи «готовых к употреблению знаний» Всемирный доклад ЮНЕСКО предлагает введение с начальной школы изучения как минимум двух иностранных языков в качестве действенного инструмента познания иных культур, но до сих пор российский специалист с высшим образованием, свободно владеющий одним языком, если он не выпускник языкового вуза, - нечастое явление.
Знаниевое общество ориентирует образование на гуманитарные и этические ценности, однако в национальной образовательной сфере определяющими являются материальные интересы и экономическая целесообразность, а не ценностные и духовные ориентиры.
Итак, в процессе формирования общества знаний образование является ключевым фактором и важнейшим условием его создания. Как отмечалось, концепция общества знаний исключает унифицированный подход и навязывание единой модели системы образования, но ряд тревожных тенденций свидетельствует о возможности
развития российского образования по особому пути. Список литературы:
1. Бехманн Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний/ пер. с нем. А.Антоновского и др. М.: Логос, 2011. 248 с.
2. К обществам знаний: Всемирный доклад ЮНЕСКО. М.: Издательство ЮНЕСКО, 2005. 239 с.
List of reference:
1. Bechmann G. Modern society: risk society, information society, knowledge society/ trans. Germ. By A.Antonovskiy etc. Moscow: Logos. 2022. 248 p.
2. Towards Knowledge Societies: UNESCO World Report. Moscow: UNESCO Publishing. 2005.
239p.