4. Нечушкин, А.Н. Ревенко, А.А. Карасев А.И. Электростимуляторы нейроадаптивные СКЭНАР: инструкция по применению. - Таганрог, 1999. - 30 с.
5. Перхурова И.С., Лузинович В.М., Сологубов Е.Г. и др. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. - М.: Изд-во «Кр. Палата», 1996. - 242 с.
6. Черчаго А.Я. Применение комплекса «РИСТА-ЭПД» для локализации зон обработки на кожной поверхности при СКЭНАР-терапии // СКЭНАР-терапия и СКЭНАР-экспертиза: сб. статей. - Таганрог. - 1997. - Вып. 3. - С. 76-81.
7. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации / Под ред. А.Н. Беловой, О.Н. Щепетовой. - М.: Антидор, 2002. - 440 с.
Статью рекомендовала к опубликованию к.м.н. Н.Ю. Золотарева.
Тупиков Владимир Алексеевич - МБУЗ «Детская городская больница»; e-mail: [email protected]; 346506 г. Шахты, пр-т Ленинского Комсомола, 50, кв. 49; тел.: 88636226172, +79281783406; врач хирургического отделения; к.мед.н.
Шамик Виктор Борисович - Ростовский государственный медицинский университет; e-mail: [email protected]; 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29; тел.: +79185577736; кафедра детской хирургии; д.м.н.; профессор.
Тупиков Максим Владимирович - e-mail: [email protected]; 346506, г. Шахты, пр-т Ленинского Комсомола, 50, кв. 49; тел.: +79289022821; кафедра травматологии и ортопедии; учебный ординатор.
Tupikov Vladimir Alekseevich - Children's City Hospital; e-mail: [email protected]; 50, Lenin Komsomol pr., apt. 49, Shakhty, 346506, Russia; phones: +78636226172, +79281783406; the doctor of surgical branch; cand. med. sc.
Shamik Viktor Borisovich - Rostov State Medical University; e-mail: [email protected]; 29, Nakhichevan, Rostov-on-Don, 344022, Russia; phone: +79185577736; the department of pediatric surgery; dr. of med. sc.; professor.
Tupikov Maxim Vladimirovich - e-mail: [email protected]; 50, Lenin Komsomol pr., apt. 49, Shakhty, 346506, Russia; phone: +79289022821; the department of traumatology and orthopedics; resident training.
УДК 004.043
М.А. Лядов, С.В. Фролов
СИСТЕМА ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕЛЯЦИОННОЙ МОДЕЛИ
Одним из основных направлений мониторинга здоровья школьников является оценка острой и хронической заболеваемости. В рамках всероссийского проекта по модернизации школьного питания возникла необходимость создания автоматизированной информационной системы сбора информации о здоровье школьников на уровне региона, одной из основных задач которой является оценка заболеваемости. В качестве математического аппарата для оценки заболеваемости была выбрана реляционная модель данных. С использованием построенной модели разработана информационная система мониторинга, которая установлена в 102 школах Тамбовской области. Полученные данные позволяют проводить оценку острой и хронической заболеваемости с учетом административно-территориальных и возрастнополовых факторов, что доказывает эффективность использования реляционной модели данных при проведении мониторинга здоровья.
Информационная система мониторинга; реляционная модель данных; здоровье детей.
M.A. Lyadov, S.V. Frolov
DATA PROCESSING SYSTEM BASED ON THE INCIDENCE PUPILS RELATIONAL MODEL
One of the main areas of monitoring is to assess the health of schoolchildren acute and chronic morbidity. As part of the All-Russian project to modernize the school feeding was necessary to create an automated information system for collecting information about the health of school children at the regional level, one of the main objectives is to estimate the incidence. As a mathematical tool to assess the morbidity was chosen as the relational data model. With the use of the model developed information system for monitoring, which is installed in 102 schools in the Tambov region. These data allow for evaluation of acute and chronic illness in view of the administrative-territorial and age and sex, which proves the efficiency of the relational model of data for monitoring health.
Information system for monitoring; the relational data model; children's health.
Источники данных о здоровье населения содержат информацию о физическом развитии, данные демографической и медицинской статистики (заболеваемости), а также результаты выборочных обследований, выявляющих, в том числе субъективные мнения о состоянии здоровья [1]. Заболеваемость детского населения изучается в основном по количеству обращений в медицинские учреждения и по результатам медицинских профилактических осмотров. Медицинский персонал, работающий в образовательном учреждении, тщательно собирает и детально анализирует всю медицинскую информацию, касающуюся каждого ученика, классов и всей школы в целом. В функциональные обязанности школьного врача входит анализ и обобщение данных о заболеваемости учащихся по результатам профилактических осмотров, а также по показателям острой заболеваемости, частоте и тяжести обострений хронических болезней, которые отражаются в справках из медицинских учреждений. Оценка показателей заболеваемости учащихся, как правило, проводится в конце учебного года за период с 1 сентября по 31 мая [2].
В настоящее время разработано множество информационных систем, которые обеспечивают учет заболеваемости. Однако проведенный анализ показывает, что большинство из отечественных информационных систем мониторинга здоровья детей, ориентированы для автоматизации деятельности в системе здравоохранения, а именно в лечебно-профилактических учреждениях, и не предназначены для использования в школах, а зарубежные системы в большинстве случаев предназначены для получения обобщенной статистики, позволяющей судить о состоянии развития общества [3].
В рамках всероссийского проекта по модернизации школьного питания в 2011 г. на кафедре «Биомедицинская техника» ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» разработана автоматизированная информационная система (АИС) сбора информации о здоровье школьников на уровне региона - АИС «Здоровье детей», одной из основных задач которой является оценка заболеваемости [3].
Основной целью исследований стала разработка модели оценки острой и хронической заболеваемости с учетом различных административно-территориальных и возрастно-половых факторов. При реализации АИС «Здоровье детей» наиболее предпочтительным оказалось использование языка программирования CodeGear C++Builder 2007 и системы управления базами данных MySQL. В качестве математического аппарата для оценки заболеваемости была выбрана реляционная модель данных, поскольку реляционная алгебра позволяет производить достаточно сложные операции с данными, а сбор всей информации мониторинга производится в единой реляционной базе данных.
Расчет показателей заболеваемости проводит медицинский работник школы. Для этого он ведет соответствующий журнал регистрации всех пропусков занятий детьми по болезни. Для полноты учета регистрируются не только справки, выданные детскими амбулаторно-поликлиническими учреждениями, но и записки от родителей.
Оценка проводится: по средней продолжительности одного случая заболевания; количеству случаев заболеваний у учащихся; количеству дней, пропущенных в связи с заболеваниями; количеству учащихся, часто болеющих (четыре и более раз в течение учебного года); количеству учащихся, не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»).
Основой реляционной модели данных являются отношения, которые в основном представляют собой данные о школьниках, структуре школьных классов, заболеваниях и пропусках занятий. Отношения, их атрибуты и домены рассмотрены в табл. 1.
В реляционной алгебре существуют различные обозначения операций, поэтому далее по тексту будут использоваться следующие обозначения: п - проекция, а - выборка, || - соединение. Также далее в работе условию «если» соответствует символ ^, функция count осуществляет подсчет количества кортежей, функция sum производит суммирование.
Теперь поочередно определим показатели заболеваемости:
1) количество случаев заболеваний в течение учебного года:
ХПЗК 1 = c0unt fam fan = nВ л у уВ (lуч. II1 заб. ))) (1)
2) количество дней заболеваний в течение учебного года:
ХПЗК2 = SUm fad fan = nВ л у = уВ (Iуч. ||1 заб. ))}’ (2)
3) средняя продолжительность одного случая (в днях):
jW + 0,5
(3)
4) количество детей, часто болеющих (4 раза и более раз в течение учебного года):
ХПЗК4 = c0Unt fak fan = пв л у = у В л count =m (fat=t =/уч. )))>4 (^уч.Ц ^заб. ))}’ (4)
5) количество детей, не болевших ни разу в течение учебного года («индекс здоровья»):
ХПЗК5 = C0unt fat fan = n В л у = у В лом = (fa ik =Iуч. )))=0 учЛ1 заб. ))} (5)
Поскольку средние показатели заболеваемости в отношении 1СПЗ представлены в расчете на 100 человек, то возникает необходимость перерасчета множества показателей ХПЗК:
100 • хПЗК
ХПЗКг = 77 = I V). (6)
C0unt = = = n В = J
Определим код типа среднего показателя заболеваемости в соответствии с границами диапазона средних показателей заболеваемости хНСПЗ и хВСПЗ:
(СГхТСПЗ =i ^СПЗ ))’
(а . =1СПЗ )}fa (а . =1СПЗ ))1 (7)
З ' ХТСПЗ =. ' СПЗ ’/ xВСПЗ ' ХТСПЗ =. ^ СПЗ //-Р
fax =i 7СПЗ ))
ВСПЗ ' ХТСПЗ =. х СПЗ //
1 ХПЗЮ < X,
2 ХПЗЮ £ fa X
3 ХПЗЮ > faX X
хпзкз
ХПЗК1
Таблица 1
Соответствие отношений, атрибутов и доменов при оценке заболеваемости
Отношения *1 ц о с Ученики /уч. о 2 к 9 м и ц о ю Л СО Тип показателя заболеваемости /тпз Средние показатели заболеваемости /спз Значения средних показателей /тспз
Атрибуты, А Домены, ёош(А)
р - код пола 1, 2
роб. — пол «Мужской», «Женский»
к - код ученика Множество целых чисел
&фио - Ф.И.О. ученика Строка
кяР - дата рождения Дата
п - код класса Множество целых чисел
5 - код заболевания МКБ-10 Множество целых чисел
5шифр - шифр заболевания МКБ-10 Строка
5назв. - название заболевания МКБ-10 Строка
т - код заболевания Множество вещественных чисел
ё - количество пропущенных дней Множество целых чисел
хктпз - код типа показателя заболеваемости 1, 2, 3, 4, 5
*тпз - тип показателя заболеваемости «Количество случаев заболеваний», «Количество пропущенных дней», «Средняя продолжительность одного случая», «Количество часто болеющих», «Индекс здоровья»
хнспз - нижняя граница диапазона среднего показателя Множество вещественных чисел
хвспз - верхняя граница диапазона среднего показателя Множество вещественных чисел
хктспз - код типа среднего показателя заболеваемости 1, 2, 3
ХКТСПЗ - тип среднего показателя заболеваемости «Ниже среднего», «Средний», «Выше среднего»
Показатель принимает значения {1, 2, 3}, что соответствует {«Ниже среднего», «Средний», «Выше среднего»}.
В АИС «Здоровье детей» все рассмотренные в табл. 1 отношения представлены взаимосвязанными таблицами в базе данных, а выражения (1)-(7) преобразованы в запросы на языке SQL. На рис. 1 представлена реализация пользовательского интерфейса по учету заболеваемости школьников.
Рис. 1. Форма учета заболеваемости класса
Разработанное программное обеспечение обеспечивает занесение данных заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни, а именно занесение данных медицинских справок, которые приносят ученики, в карту школьника: количество пропущенных по болезни дней и заболевание по МКБ-10. В конце учебного года АИС «Здоровье детей» обеспечивает для различных выборок (школьник, класс, школа, регион) суммирование количества случаев заболеваний и количества пропущенных дней по каждому заболеванию МКБ-10 в соответствии с формулами (1)-(7).
В настоящее время установлено 102 рабочих места АИС «Здоровье детей» в школах Тамбовской области. С использованием приведенной модели был проведен анализ состояния индивидуального здоровья 51 677 школьников, который подтверждает корректность построенных моделей. Таким образом, разработанная на основе реляционной модели система обработки данных позволяет производить оценку состояния здоровья школьников в АИС «Здоровье детей».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Денисов Б. П. Оценка состояния здоровья населения России // Международный журнал медицинской практики. - 2005. - № 3.
2. Рапопорт И.К. Оценка заболеваемости учащихся школы // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 2.
3. Фролов С.В., Лядов М.А., Комарова И.А. Региональная информационная система мониторинга здоровья школьников // Врач и информационные технологии. - 2011. - № 6. - С. 24-33.
Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор А. А. Арзамасцев.
Фролов Сергей Владимирович - Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный технический университет»; e-mail: [email protected]; 392000, г. Тамбов, ул. Советская, 106; тел.: +79204817586; кафедра биомедицинской техники; зав. кафедрой; д.т.н.; профессор.
Лядов Максим Алексеевич - e-mail: [email protected]; тел.: +79107529594; кафедра биомедицинской техники; аспирант.
Frolov Sergej Vladimirovich - State-Owned Educational Establishment of Higher Vocational Education «Tambov State Technical University»; e-mail: [email protected]; 106, Sovetskaya street, Tambov, 392000, Russia; phone: +79204817586; the department of biomedical engineering; head of the department; dr. of eng. sc.; professor.
Lyadov Maxim Alexeevich - e-mail: [email protected]; phone: +79107529594; the department of biomedical engineering; head of the department; postgraduate student.
УДК 081.3.06
Ю.Б. Ханжонков, В.В. Семенов, Ю.Г. Асцатуров ПРИБОР ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
Описан прибор для диагностики ишемической болезни сердца, генерирующий импульсы тока от 0 до 40 мА, длительностью от 1 до 10 мс и имеющий специальный пищеводный электрод, вводимый на глубину 30 см в рот или нос пациента, позволяющий на экране монитора электрокардиографа наблюдать полученные по специальной методике диагностике импульсы, по которым судят о наличии у пациента ишемической болезни сердца. Прибор в течение трех лет прошел опытную эксплуатацию в кардиологическом отделении городской больницы скорой медицинской помощи им. В.И. Ленина (г. Шахты) и использовался в лечебных и диагностических целях, а также для проведения научных исследований.
Цифровой прибор; чреспищеводная электрокардиостимуляция; диагностика ишемической болезни сердца; технология диагностики.
Yu.B. Khanzhonkov, V.V. Semenov, Yu.G. Astsaturov
THE INSTRUMENT FOR THE DIAGNOSIS OF CORONARY HEART
DISEASE
Brief Abstract: We describe the instrument for the diagnosis of coronary heart disease, which generates pulses of current from 0 to 40 mA, a duration of 1 to 10 ms and has a special esophageal electrode, injected to a depth of 30 cm in the patient's mouth or nose, allowing the monitor to watch electrocardiograph obtained by a special technique diagnostic pulses, which are judged on a patient with coronary heart disease. The device for three years has passed trial operation in the cardiology department of the city hospital emergency care to them. V.I. Lenin с. Shakh-ty and used in therapeutic and diagnostic purposes as well as for scientific research.
Digital device; transesophageal pacing; the diagnosis of ischemic heart disease; diagnostic technology.
В настоящее время чреспищеводная электрокардиостимуляция в диагностике и лечении нарушений ритма сердца находит широкое применение [1]. Метод электрокардиостимуляции используется наравне с такими методами, как велоэргомет-рия, стресс-эхокардиография, радиоизотопные методики, фармакологические пробы. Привлекательность этого метода состоит в том, что он обеспечивает высокую достоверность диагностирования ишемической болезни сердца [2].
Технология диагностики ишемической болезни сердца состоит в следующем. Пищеводный электрод вводится через нос или рот пациента натощак на глубину 35-45 см от ноздрей или передних резцов и соединяется с прибором для чреспи-щеводной электрокардиостимуляции.