Научная статья на тему 'Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях'

Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
514
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Македонский В. А.

The article deals with the formation and development of the Russian military school and the stages of military specialists' training within the so-called system of continuous professional training showing itself to advantage in practice. The system is a unique one in the sphere of qualitative training of highly qualified military specialists for the Russian Armed Forces in modern conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of military specialists' continuous professional education in modern conditions

The article deals with the formation and development of the Russian military school and the stages of military specialists' training within the so-called system of continuous professional training showing itself to advantage in practice. The system is a unique one in the sphere of qualitative training of highly qualified military specialists for the Russian Armed Forces in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях»

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В.А. Македонский

Makedonsky V.A. The system of military specialists’ continuous professional education in modem conditions. The article deals with the formation and development of the Russian military school and the stages of military specialists’ training within the so-called system of continuous professional training showing itself to advantage in practice. The system is a unique one in the sphere of qualitative training of highly qualified military specialists for the Russian Armed Forces in modern conditions.

Система военного образования Российской Федерации - уникальное социальное явление мирового масштаба. Исторически сложилось так, что более трех столетий назад именно военное образование стало праматерью профессионального образования страны.

Вполне закономерно, что сегодня оптимизация системы военного образования стала одним из приоритетных направлений проходящей реформы Вооруженных Сил Российской Федерации. В основе этого процесса должен лежать принцип бережного отношения к историческому наследию, многовековому опыту и позитивным результатам предшествующих военных реформ.

Лицо армии всегда определяет офицерский корпус - стержень армии, основа ее существования. Именно офицерский корпус концентрирует и воплощает в себе национальные военные традиции, в его среде вырабатывается преемственность поколений носителей воинской славы страны. Каков офицер - такова и армия [1].

Со дня образования Российских Вооруженных Сил прошло более 10 лет, но жизнь постоянно ставит перед системой военного образования новые проблемы совершенствования. Сегодня подготовку военных кадров для Вооруженных Сил по 327 военным специальностям осуществляют 77 вузов: 16 академий, 3 военных университета и 58 училищ (военных институтов) [2, 3].

Необходимость совершенствования системы военного образования определяют следующие факторы [4, 5]:

- сокращение численности, изменения задач и структуры Вооруженных Сил РФ;

- существующий значительный некомплект младших офицеров на первичных должностях;

- состояние экономики страны, недофинансирование (около 70-75 %) системы военного образования и Вооруженных Сил в целом;

- «дробление» специальностей, дублирование подготовки офицеров по тождественным профессиям;

- снижение качества подготовки командных кадров, обусловливаемое обучением курсантов по двум специальностям - военной и родственной ей гражданской;

- низкая эффективность допризывной подготовки молодежи;

- несовершенство организационного и экономического механизмов управления военным образованием.

Отечественный опыт подготовки офицерских кадров убедительно указывает на необходимость, разумную достаточность и соответствующее качество подготовки военных специалистов.

В свете событий нашего времени государство заботится о кадрах Вооруженных Сил страны. Подготовка специалистов для Российских Вооруженных Сил осуществляется в так называемой системе непрерывного профессионального военного образования: в средних и высших военных училищах, военных институтах, на военных факультетах при гражданских государственных высших учебных заведениях, военных университетах и военных академиях.

Сегодня в России 16 суворовских военных училищ и кадетских корпусов Министерства обороны, 30 кадетских школ и школ-интернатов в системе Министерства образования, где подростки вместе с общеобразовательными предметами изучают «военное дело настоящим образом». С 1943 г. в нашей стране появились суворовские училища, и государство фактически взяло под

свою опеку детей войны. Это направление активно развивается и сейчас.

Уже с 1948 г. военные училища стали получать высокообразованное, всесторонне подготовленное пополнение. Выпускники суворовских военных училищ и нахимовских морских военных училищ становились в дальнейшем хорошими военными специалистами, быстрее других осваивали должностные обязанности и продвигались по служебной лестнице. Многие из них в кратчайшие сроки заслужили право поступления в военные академии, успешно реализовали себя в науке [6].

Военные авиационно-технические училища являются средними военно-учебными заведениями. Они готовят офицеров-техни-ков по всем специальностям, необходимым для Военно-воздушных сил и авиации Сухопутных войск. Военные авиационно-технические училища относятся к числу лучших средних профессиональных образовательных учреждений в России. Они располагают квалифицированным преподавательским составом, самой современной учебно-материальной базой и вполне сложившимися традициями обучения.

Высшие военные училища являются основными военно-учебными заведениями, осуществляющими подготовку молодых офицеров для всех видов Вооруженных Сил и родов войск. Они дают свыше 70 % ежегодного пополнения офицерского корпуса.

Военные институты решают те же задачи, что и высшие военные училища, но отличаются более мощным научно-педагогическим потенциалом, большими масштабами научных исследований и подготовки научнопедагогических кадров. Например, в Военном инженерно-строительном институте, емкость которого невелика по сравнению с гражданскими вузами, преподавательскую и научную работу ведут 24 доктора и 250 кандидатов наук. Три военных института: инженерно-строительный в г. Санкт-Петербурге, автомобильный в г. Рязани и радиоэлектроники в г. Воронеже - преобразованы из соответствующих высших военных училищ в 1993-1994 гг. В ближайшие годы количество военных институтов будет возрастать за счет преобразования в институты ведущих высших военных училищ.

Военный институт:

- реализует профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров (младших и старших) для определенной области военнопрофессиональной деятельности;

- ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Военные факультеты при гражданских государственных высших учебных заведениях значительно различаются по своему предназначению. Военный финансово-экономический факультет решает в своей области задачи, возложенные на военные академии: он готовит офицеров на руководящие должности в системе финансовой службы Министерства обороны. На учебу принимаются только офицеры, имеющие высшее образование и необходимый служебный опыт. На военномедицинский и военно-ветеринарный факультеты принимаются только студенты, успешно окончившие 3 или 4 курса соответствующих гражданских вузов. Юноши, имеющие среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование, принимаются только на Военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории [7-9].

В военных университетах как новом виде военно-учебного заведения сосредоточена подготовка офицеров по основным гуманитарным и социально-экономическим специальностям, необходимым для армии и флота. Университет готовит юристов, психологов, журналистов и переводчиков-референтов. Основной контингент обучающихся составляют юноши, а на юридическом факультете и девушки, не имеющие офицерских званий. Кроме того, из числа офицеров, имеющих высшее образование и опыт военной службы, университет готовит юристов и преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин для других высших военно-учебных заведений.

Военный университет:

- реализует профессиональные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;

- осуществляет подготовку, переподготовку, профессиональную переподготовку и (или) повышение квалификации офицеров (младших и старших) для определенной области военно-профессиональной деятельности;

- выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.

Послевузовское профессиональное образование в Министерстве обороны представляет собой образование, получаемое военнослужащими на базе высшего профессионального образования с целью подготовки их к самостоятельной педагогической и научно-исследовательской деятельности. Система послевузовского профессионального образования предоставляет офицерам возможность повышения уровня образования, научной и педагогической квалификации в военной докторантуре, адъюнктуре (очной, заочной), путем соискательства ученых степеней с прикреплением соискателей к вузам без зачисления в военную докторантуру и адъюнктуру [10].

Дополнительное профессиональное образование в Министерстве обороны представляет собой образование, получаемое военнослужащими на базе ранее полученного профессионального образования с целью обеспечения непрерывного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков офицеров в ходе прохождения ими военной службы.

Дополнительное профессиональное образование постоянного состава вузов осуществляется путем обучения по программам дополнительного профессионального образования, проведения стажировок, а также с использованием внутривузовских форм: на сборах, в системе командирской подготовки и в процессе самостоятельного совершенствования военно-профессиональных знаний и навыков. Обладая необходимой учебной материально-технической базой, опытным преподавательским и инструкторским составом, центры позволяют оперативно осуществлять переподготовку офицерского состава на новые виды вооружения и военной техники, осваивать современные способы ее применения, а также готовить офицеров по направлениям, не предусмотренным основными образовательными программами военно-учебных заведений. Сеть структурных подразделений дополнительного профессионального образования вузов включает более тридцати фа-

культетов профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а также академических и офицерских курсов, организационно входящих в состав военных академий, военных университетов, военных институтов и их филиалов [10].

Военные академии являются ведущими учебно-методическими и научными центрами в системе военного образования.

Сегодня основное предназначение академий - подготовка высококвалифицированных офицеров, уже имеющих высшее образование и опыт офицерской службы, на высшие должности. Академии дают своим выпускникам второе высшее образование как специалистам по управлению крупными воинскими коллективами или в области всестороннего обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время. Выпускники назначаются на должности, как правило, не ниже полкового звена. Академии располагают высоким научно-педагогическим потенциалом и самой современной учебноматериальной базой. Это позволяет им в широких масштабах вести фундаментальные, прикладные и поисковые исследования в интересах Вооруженных Сил и укрепления обороноспособности страны. Большое место в их работе занимает подготовка научно -педагогических кадров высшей квалификации, а также переподготовка и повышение квалификации офицеров.

В настоящее время наряду с офицерами принимают на учебу юношей, не имеющих офицерских званий, со средним (полным) общим или средним профессиональным образованием. Военно-медицинская академия готовит врачей, а восемь академий - инженеров по наиболее сложным специальностям, связанным, как правило, с перспективными направлениями развития вооружений и военной техники. Выпускники получают усиленную по сравнению с выпускниками училищ инженерную подготовку, в которой сочетаются глубокие фундаментальные знания с навыками проведения научных исследований. Они предназначаются для работы не только в войсках, но прежде всего в научных учреждениях и военно-учебных заведениях [10].

Военная академия Генерального штаба -одно из старейших высших военно-учебных заведений России. За более чем 170 лет в ее стенах накоплен огромный опыт подготовки

специалистов государственного и высшего военного уровней управления.

Главной задачей Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ была и остается подготовка офицерских кадров высшей военной квалификации оперативностратегического уровня для работы на руководящих командных, штабных и других должностях в Генеральном штабе, главных штабах видов ВС РФ, штабах родов войск, главных и центральных управлениях оперативных объединений и высших военноучебных заведениях, а также подготовка специалистов в области обороны и обеспечения безопасности РФ из числа гражданских лиц - работников федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

Окончившие академию слушатели способны решать задачи любой сложности, которые могут быть поставлены перед войсками и силами флота как в мирное, так и в военное время [11].

Таким образом, система непрерывного профессионального образования военного специалиста имеет глубокие корни своего исторического развития, хорошо зарекомендовала себя на практике и заслуженно является уникальной школой качественной подготовки высококлассных военных специали-

стов для Вооруженных Сил Российской Федерации.

1. Лобов В.Н. О долге и чести воинской в Российской армии. М., 1990. С. 186.

2. Панков Н.А. Не ломать, а модернизировать // Российское военное обозрение. М., 2004. Вып. 9. С. 22-25, 73-74.

3. Топоров В.А. У российской военной школы есть история, есть будущее. М., 1991. С. 30-33.

4. Российская газета. 1992. 1 апр. С. 4.

5. О руководстве Вооруженными Силами РФ. Приказ МО РФ от 09.09.1992 г. М., 1992. С. 18.

6. Шаров А.А. // Парламентская газета. 2000. № 582. С. 8.

7. Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М., 1974. С. 25-30.

8. Смирнов А. Т., Фролов М.П. и др. Основы безопасности и жизнедеятельности. М., 1997. С. 17-25.

9. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. М., 1996. С. 35.

10. Организация и ведение образовательного процесса в высшем военно-учебном заведении: сб. метод. рекоменд. / под ред. Н.А. Панкова. М., 2003. С. 17-18, 142-150.

11. Кузьмин В.А. // Армейский сборник. 2003. № 25. С. 23-24.

Поступила в редакцию 8.11.2006 г.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН В ВВУЗЕ Н.И. Биркун

Birkun N.I. The intersubject connections for teaching general professional courses in military educational establishment. The profession of the military presupposes different kinds of activities and requires qualified individuals in all branches of the Armed Forces. The most urgent problem touches upon highly skilled specialists in the sphere of information security. The article discusses key features and techniques used in “The bases of information security” teaching. The author suggests constructing the model of subject teaching the subject which is based on the relationship between different courses studied in Academy of FGS. The offered model involves several parts: the component of motivation, the objective component, the substantial component, the component of form and techniques and the control component. The articles has presented the form and content of each component. The article is addressed to the people interested in both civil and military specialists’ teaching.

Публикации последних лет свидетельствуют о растущем осознании научно-педагогической общественностью необходимости коррекции традиционной дифференцирован-

но-дисциплинарной дидактической модели обучения, обладающей ограниченными возможностями в формировании взаимосвязанных систем знаний у будущих военных спе-

2бб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.