Научная статья на тему 'Система музыкального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре'

Система музыкального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
282
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КОНЦЕРТНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUSICAL EDUCATION / NATIONAL ART CULTURE / CONSERT-EDUCATIONAL ACTIVITIES / PROFESSIONAL MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Текучев Виктор Вениаминович

В статье на основе документального материала автор осуществляет по-пытку ответить на вопрос: насколько готова система образования и культуры в Ханты-Мансийском автономном округе Югре к распространению музыки в обществе, в поддержке стремлений человека к овладению её тайнами, к профессиональной деятельности в её сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Текучев Виктор Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of music education in the Khanty-Mansi Autonomous District - Ugra

In article, by means of examples the author carries out attempt to answer a question: and cultures in Khantia-Mansia autonomous district-Jugra region the education system is how much ready to music distribution to a society, in support of aspirations of the person to mastering by its secrets, to professional work in its sphere.

Текст научной работы на тему «Система музыкального образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре»

ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 г. Выпуск 1 (16). С. 37-40

УДК 78 (571.122)

СИСТЕМА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В. В. Текучев

Для того, чтобы музыка стала частью культуры региона, была включена в процесс духовного и эстетического роста всех жителей Югры, обществу не обойтись без системы общего и специального музыкального образования. К концу 2008-209 учебного года в ХМАО насчитывается свыше 365 общеобразовательных школ, в которых более 172 тысяч учащихся. Все они на уроках изучают основы музыки, которые преподают около 348 учителей музыки. В некоторых школах уроки музыки проводятся по углублённой программе. В этом плане заслуживает внимания опыт Саранпаульской национальной начальной школы, где в рамках этнического воспитания в действующую программу по музыке вводится национальный компонент - музыкальная культура аборигенных народов. Главной задачей такой ориентации является пробуждение у школьников понимания характера, чувств, мыслей и настроений, выраженных в неповторимом колорите национальной музыки. За счёт проникновения в художественно-образную сущность лучших образцов этой музыки у детей формируется готовность к целостному восприятию музыкального наследия народов Югры.

Ярким примером распространения национальной художественной культуры в малых поселениях является деятельность Национального детского театра «Саль-лёнгх» («Оленьими тропами»), созданного в Саранпаульской национальной детской школе искусств (руководитель Д. Агеев) и популяризующего национальную культуру народов ханты и манси, включая и культуру музыкальную. Юные артисты и музыканты театра - постоянные участники конкурсов и форумов самого высокого ранга, включая и международные. Ханты-Мансийск, Петрозаводск, Йошкар-Ола, Одесса, Ханасааре (Финляндия), Анапа - такова география поездок и побед этого замечательного коллектива.

Более глубокое знакомство с музыкой и развитие опыта исполнительской деятельности учащихся происходит в музыкальных школах, которые есть во всех крупных и малых городах и поселениях округа. В Югре насчитывается более 20 детских музыкальных школ, около 50 школ искусств, четыре художественных школ и одна хореографическая. В них обучаются почти 16 тысяч детей (11,6 % от общего числа школьников). Деятельность каждой из этих школ своеобразна и неповторима.

К старейшим музыкальным школам округа принадлежит школа г. Ханты-Мансийска, открытая в 1957 году (позже - музыкально-художественная, Школа искусств и ремесел). С первых лет своего существования она решает одну из важнейших задач дополнительного образования - быть надежным помощником общеобразовательной школы в эстетическом воспитании детей, развивать коллективные формы музицирования.

Результат 40-летней деятельности Детской музыкальной школы № 2 им. Кукуевицкого г. Сургута - 1700 её выпускников, из которых свыше двухсот продолжили своё обучение в музыкальных учебных заведениях Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Ханты-Мансийска, а остальные несут музыку в своём сердце, приобщают к ней своих детей и внуков. С 2000 года на базе школы работает Детская филармония, организовывающая просветительские концерты для детей города. В 2003 году, впервые за всю историю г. Сургута, одна из юных пианисток школы, стипендиатка окружного Департамента культуры и искусства Маргарита Бакурина выступила с сольными программами и, пройдя три тура Международного юношеского конкурса имени Гнесиных в г. Москве, стала дипломантом этого престижного конкурса мирового уровня.

Своя особенность есть и у Детской музыкальной школы им. Ю. Д. Кузнецова г. Нижневартовска. В её учебный план введен предмет «Композиция». Школой издан сборник произ-

ведений учащихся, прошедших курс этой дисциплины. Примечателен факт, что рукопись названного сборника зарегистрирована в Российском авторском обществе.

Хор «Акварель» Нефтеюганской школы искусств № 1 награжден дипломом с «золотой печатью», а руководителю на конкурсе в финском городе Тампере присуждена премия в номинации «Лучший дирижер».

На достаточно высоком профессиональном и творческом уровне к самосовершенствованию подходят педагоги Детской музыкальной школы посёлка городского типа Пойковский. Значительным событием последних лет стало участие преподавателей этой школы в одном из самых престижных окружных конкурсов учительского мастерства «Сердце отдаю детям». «Первопроходцем» стала Г. Мазунина, защищавшая свою педагогическую концепцию в рамках программы развивающего обучения И. Манаковой «Музыка». Педагог Пойковской музыкальной школы заняла II место в районном конкурсе, позже подтвердив свои успехи в конкурсе окружного масштаба.

Внушительные заслуги в развитии музыкального образования Югры принадлежат Сургутскому музыкальному колледжу, подготовившему уже более 1000 специалистов. Его камерный оркестр «Каприччио» (руководитель Е. Попова), дипломант Международного конкурса-фестиваля им. Е. Мравинского (2001) был удостоен чести выступать в штаб-квартире ЮНЕСКО (Париж) и дважды - в Концертном зале им. П. Чайковского (Москва)

Значение, придающееся в Ханты-Мансийском округе музыкальному (и шире - художественному) образованию, ярко проявилось в создании в Ханты-Мансийске Центра искусств для одаренных детей Севера (ЦИОДС). За годы работы Центра искусств шесть творческих коллективов музыкального отделения и почти 80 солистов из числа учащихся школы и студентов колледжа приняли участие в более 100 региональных, всероссийских и международных конкурсах, занимая в них призовые места. Высокий уровень музыкального развития учащихся обеспечивается его сотрудничеством с Межрегиональным благотворительным фондом «Новые имена» (Москва), с известными музыкантами ведущих вузов страны. Творческие коллективы из Ханты-Мансийска с успехом выступали в Швейцарии, в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже и Нью-Йорке, в Генеральном консульстве в Страсбурге, на Форуме русской культуры в Гютерслоу, на Всемирной конференции КМЕ-ЦКЕБСО в Малайзии, на Международном фестивале в Тунисе, на концертах в Пекине, Брюсселе, городах Италии и Финляндии. Педагогов и учащихся Центра искусства с восторгом встречали в концертных залах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Екатеринбурга, Красноярска и других городов России. С 2000 года ЦИОДС является ассоциированным членом школ ЮНЕСКО, с 2004 года - членом КМЕ-ЦКЕБСО.

На базе Центра искусств для одарённых детей Севера формируется и система высшего профессионального образования. Здесь открыт Ханты-Мансийский филиал Российской Академии музыки им. Гнесиных - единственный в стране филиал этого знаменитого вуза. Обучение в филиале осуществляется по двум специальностям: «Инструментальное исполнительство» и «Вокальное искусство». Несмотря на относительно юный возраст этого учебного заведения, его студенты уже принимали участие в многочисленных музыкальных конкурсах:

Н. Загидуллина (домра) стала лауреатом первой премии Международного конкурса-фестиваля в Болгарии (2004), А. Невьянцев (вокал) завоевал звание лауреата (2-я премия) на II Всероссийском открытом конкурсе юных музыкантов «Новые имена» (2004), первой премией Международного конкурса «Кубок мира» (2006) отмечен аккордеонист В. Аникин.

В округе развивается и подготовка педагогов-музыкантов для общеобразовательных учреждений. В этой области по-прежнему значимой является деятельность средних профессиональных учебных заведений, в частности, Ханты-Мансийского педагогического колледжа, одного из самых первых специальных учебных заведений округа. В середине 90-х годов педагогический коллектив музыкального отделения, открытого еще в 1973 году, трудился над внедрением в практику экспериментальной программы по подготовке учителей музыки для национальных школ округа. Тогда же был разработан и новый учебный план, позволявший выпускникам музыкального отделения обучаться в вузе по сокращённой программе.

В течение почти двух десятилетий активную педагогическую, научно-исследовательскую и концертно-просветительскую деятельность осуществляет коллектив музыкального отделения Нижневартовского социально-гуманитарного (до 2000 года - педагогического) колледжа. За этот период состоялось 10 выпусков. В дальнейшем более половины выпускников музыкального отделения продолжили обучение в вузах России.

Но проблема подготовки учителей музыки с высшим образованием остается довольно острой. Так, среди педагогов, преподающих музыку в общеобразовательных школах, высшее специальное образование имеют 39,3 %, среднее специальное - 48 % (среди них собственно музыкально-педагогическое имеют 24 % учителей, а остальные являются выпусками музыкальных училищ). К сожалению, около 3 % учителей музыки вообще не имеют специального образования (историки, филологи, учителя младших классов и т. п.). Решение проблемы специалистов для общеобразовательных школ зависит от того, насколько успешно их подготовка будет осуществляться в вузах округа.

Учителей музыки высшей квалификации сегодня готовят на факультете искусств Югорского государственного университета и в музыкально-педагогическом отделении Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Специальность «Музыкальное образование» в названных вузах представлена приблизительно одинаковым числом обучающихся студентов - по 40 на дневном и заочном отделениях. В качестве регионального вузовского компонента в учебный план названной специальности введены такие дисциплины, как этика и этикет обско-угорских народов, музыкальный фольклор Сибири, национальные инструменты народов ханты и манси, творчество композиторов уральской школы. На кафедрах музыкального образования вузов Нижневартовска и Ханты-Мансийска работают методологические семинары: «Новые технологии музыкального образования», «Инновации в музыкально-педагогическом образовании», «Музыка как интегральная часть духовной культуры общества». На них разрабатываются новые подходы к совершенствованию преподавания музыкальных дисциплин и повышения музыкальной культуры студенческой молодежи округа.

Результаты активной научной и творческой работы преподавателей кафедр музыкального образования нашли отражение в их концертно-исполнительской деятельности. Так, четверо преподавателей Югорского государственного университета являются лауреатами III, IV и VI Российских открытых фестивалей-конкурсов педагогов-исполнителей музыкальных факультетов в г. Костроме. В 2002 году студентка-выпускница Нижневартовского педагогического института Е. Королёва стала дипломанткой II международного конкурса им. Д. Б. Кабалевского «Учитель музыки XXI века» (Москва). В 2005 году студенты-баянисты Нижневартовского социально-гуманитарного университета И. Имаев и Р. Шарафутдинов стали лауреатами и дипломантами нескольких престижных конкурсов Всероссийского и Международного уровней в номинациях «Сольное исполнение» и «Инструментальные ансамбли» (Пермь, Самара, Новосибирск).

Музыкальное образование в регионе осуществляется не только в учебных заведениях. Так, в Ханты-Мансийске силами продюсерского центра «Югра-Классик» (руководитель И. Ткаченко) создана просветительская программа «Мир через культуру». Программа предполагает установление тесных контактов с ведущими деятелями искусства, с театрами, музеями, выставочными и концертными залами, высшими учебными заведениями, готовящими специалистов в области культуры, способствует знакомству детей, подростков и зрелых людей с произведениями мирового искусства.

Таким образом, краткий обзор системы музыкального образования округа показывает, что она достойно выполняет миссию формирования музыкальной культуры населения, а также подготовки музыкантов высокого уровня, способных сделать музыку личной и общественной ценностью. Признанием успехов округа в формировании системы музыкального образование стало проведение в столице Югры Международного музыкально-педагогического форума, посвященного 100-летию со дня рождения Д. Б. Кабалевского (2004).

Понимая значение подлинной музыкальной культуры для человека, бывший Губернатор Ханты-Мансийского округа - Югры А. В. Филипенко в одном из своих выступлений отме-

тил: «Мы в автономном округе развиваемся вопреки так называемой массовой культуре, которая зачастую не пропагандирует, а даже противоречит нравственным нормам человека. Я очень рад, что мы идем по другому пути».

Будем надеяться, что жители округа в своем большинстве и в дальнейшем будут ориентированы на подлинную музыкальную культуру, а не на подделки под нее.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова, А. П. Состояние и перспективы художественного образования в Югре [Текст] / А. П. Козлова // Концептуальные основы формирования социально-культурного облика специалистов художественных профессий на современном этапе: сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции 4-5 октября 2007 г. - Ханты-Мансийск : Полиграфист, 2008.

2. Константинова, Н. Н. Особенности становления и развития музыкального образования в Ханты-Мансийске: 1930-80-е годы / Н. Н. Константинова. - Ханты-Мансийск : ИИЦ, 2008.

3. Abdullin, E. В. Music pedagogical education in Russia between the 20th аnd 21st centuries [Text] / E. В. Abdullin, E.V. Nikolaeva. - Moscow, Reprocenter - Prometeus Publishers, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.