СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
СИСТЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ
В Г. АРХАНГЕЛЬСКЕ. ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ Шестаков А.В. Email: [email protected]
Шестаков Александр Владимирович - магистрант, кафедра государственного и муниципального управления,
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: в статье проанализированы основные теоретические и практические аспекты функционирования системы муниципального жилищного контроля на территории города Архангельска, охарактеризовано текущее состояние жилищного фонда города, дана оценка действующего законодательства и муниципальных нормативных правовых актов и основных административных процедур в сфере жилищного контроля. Также в статье описаны основные полномочия управления муниципального жилищного контроля в соответствии с существующим административным регламентом и основные подходы к определению степени эффективности осуществления муниципального жилищного контроля в г. Архангельске.
Ключевые слова: жилищный кодекс, многоквартирные дома, жилищный фонд, муниципальный жилищный контроль, функция, полномочия, управляющие организации.
SYSTEM OF MUNICIPAL HOUSING CONTROL IN ARKHANGELSK. SPECIAL ASPECTS AND DEVELOPMENT PROBLEMS
Shestakov A.V.
Shestakov Aleksandr Vladimirovich - Undergraduate, DEPARTMENT OF STATE AND MUNICIPAL MANAGEMENT NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV,
ARKHANGELSK
Abstract: the article analyzes the main theoretic and practical aspects of the municipal housing control system functioning on the territory of Arkhangelsk. The current municipal housing stock is described in the article. The applicable legislation, municipal normative legal acts and basic administrative procedures of housing control are assessed. In the article the main powers of the Department of municipal housing control are presented in accordance with official regulations. Also there are principal aspects to determine efficiency of municipal housing control in Arkhangelsk.
Keywords: housing code, blocks of flats, housing stock, municipal housing control, function, authorization, management organizations.
УДК 332.872
Цель статьи охарактеризовать муниципальный жилищный контроль и его место в структуре муниципальных органов власти, характер полномочий соответствующих органов, обозначить существующие проблемы и дать оценку действующего законодательства.
В настоящее время, как впрочем, и десятилетия назад вопрос нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства в России стоит достаточно
остро. В особенности это касается качества управления жилищным фондом. Не смотря на внушительную кампанию по приватизации жилья, значительная часть его продолжает оставаться в государственной и муниципальной собственности. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что деятельность по управлению многоквартирными домами не просто вид предпринимательской деятельности, а приоритетный и социально направленный. На территории Архангельска усложняет ситуацию и то обстоятельство, что длительное время значительное число многоквартирных домов, преимущественно в деревянном исполнении и с нулевым уровнем благоустройства находились на балансе лесопильных и деревообрабатывающих предприятий и массово, в сложные 90-е годы, передавались на баланс муниципалитета. С одной стороны, лесозаводы избавились от непрофильных активов и функций, а муниципалитет приобрел дополнительную «головную боль» в виде дополнительных затрат местного бюджета на содержание и эксплуатацию жилищного фонда, который находился в изношенном состоянии.
Не смотря на то, что контрольные полномочия органов местного самоуправления были предусмотрены еще Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный жилищный контроль является достаточно «молодым» видом контроля. Детальную конкретизацию контрольных полномочий законодатель осуществил лишь в 2008 году, когда был принят федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Система муниципального жилищного контроля на территории города начала функционировать пять лет назад. 1 апреля 2013 года вышло соответствующее Постановление мэра города Архангельска [1].
Муниципальный жилищный контроль осуществляется управлением муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «Город Архангельск», которое с июня 2017 года стало самостоятельным функциональным органом местного самоуправления. Необходимо отметить, что данный вид муниципального контроля осуществляемого на территории города Архангельска является самым объемным по объектному составу - более 4 тысяч домов с жилыми помещениями, находящимися в муниципальной собственности, а это более 70% от общего количества многоквартирных домов.
Исполнение функции по осуществлению муниципального жилищного контроля в настоящее время регламентируют порядка 20 нормативных правовых актов [2].
Основным, документом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [3]
Анализ данных нормативных правовых актов, а также складывающаяся практика осуществления муниципального жилищного контроля может свидетельствовать о несовершенстве законодательной базы и как следствие четкого разграничения полномочий между надзорными функциями регионального уровня и муниципальным контролем.
В соответствии с Положением об управлении муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «Город Архангельск» на управление возложены функции по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями в многоквартирных домах, а также соблюдение правил содержания и ремонта многоквартирных домов и соблюдения нормативов обеспечения коммунальными услугами. [4]
Несмотря на первый взгляд скромность данных полномочий, перечень требований к управляющим компаниям, за обязательным выполнением которых, следит управление муниципального жилищного контроля, достаточно обширен. Значительному количеству управляющих компаний соблюдать все обязательные требования при управлении многоквартирными домами достаточно сложно в силу разных причин. Причины эти носят как субъективный, так и объективный характер, и их можно классифицировать по двум группам: 1) управленческие и 2) финансовые. Вне зависимости от природы возникновения случаев неисполнения надлежащим образом условий договора управления многоквартирным жилым домом, нарушение прав и законных интересов собственников жилых помещений является основанием для осуществления мероприятий по муниципальному жилищному контрою. И, к сожалению, количество проверок имеет тенденцию к росту. Необходимо отметить, что значительное увеличение количества проверок (более чем на 33,5%), проведенных в 2017 году по сравнению с 2016 годом, сопровождается не значительным, но снижением количества проверок, по итогам которых выявлены правонарушения - на 3,8%. Однако, делать выводы о повышении управляющими компаниями качества исполнения обязательств по договорам управления многоквартирными домами, было бы преждевременным.
По фактам выявленных нарушений в области жилищных отношений органами муниципального контроля принимаются соответствующие меры реагирования. По результатам проверок, где выявлены нарушения, выдаются предписания, обязательные для исполнения, с указанием срока устранения недостатков.
С целью контроля исполнения ранее выданного проверяемому лицу предписания об устранении выявленных нарушений, срок, для исполнения которого истек, проводятся повторные проверки по каждому выданному предписанию. В случаях выявления фактов неисполнение выданных предписаний составляется протокол по статье 19.5 ч.1 КоАП РФ, материалы дела направляют для рассмотрения в мировой суд. В случае неисполнения готовится иск о понуждении исполнить предписание.
В случае неприбытия на проверку УК привлекается к административной ответственности по ст. 19.4.1 КоАП РФ «Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа муниципального жилищного контроля».[5]
Не смотря на то, что административные штрафы за нарушение данных статей не велики, общее количество исполненных управляющими компаниями предписаний от общего количества выданных предписаний в 2017 году составило 77%. Это, на наш взгляд, достаточно хороший показатель.
Теперь несколько слов об оценке эффективности муниципального жилищного контроля. Ежегодно в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» и подготавливается Доклад об осуществлении муниципального жилищного контроля и об эффективности такого контроля на территории МО «Город Архангельск». [6] На региональном уровне процесс подготовки Доклада
регламентируется Постановлением Правительства Архангельской области от 16 октября 2012 года № 478-пп «Об утверждении Правил подготовки сводных докладов об осуществлении на территории Архангельской области регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [7]. Правила подготовки доклада строго регламентируется названными документами. Удивительно, но данными документами не предусмотрены весовые коэффициенты определения эффективности. Кроме этого, следует отметить, что в настоящее время отсутствует единый подход к интерпретации эффективности, т.е. отсутствует ясность, должны ли показатели расти или же наоборот снижаться, а также не определено значение самой динамики.
Не так давно, в феврале 2018 года министерством строительства и ЖКХ РФ на своем сайте была размещена информация о рейтинге Государственных жилищных инспекций субъектов Российской Федерации. Самым весомым показателем качества работы инспекций является количество исполненных предписаний в соотношении с общим количеством выданных предписаний. Этот критерий занимает 85% веса. Кроме этого есть такие показатели как доля проверок признанных недействительными и своевременность подготавливаемых отчетов, наличие и функционирование горячей линии. Что примечательно, объем установленных и собранных штрафов в критериях отсутствует. Если применять данную аналогию к муниципальному жилищному контролю и вес критериев, которые мы перечислили будет 2-3%, то можно смело сказать, что эффективность муниципального жилищного контроля в г. Архангельске высокая.
О высокой эффективности муниципального жилищного контроля в г. Архангельске может свидетельствовать и то обстоятельство, что за отчётный период 2017 года не проведено ни одной проверки, результаты которых были бы признаны недействительными органами надзора и судебными органами.
В 2017 году из всего количества управляющих компаний, осуществляющих в г. Архангельске деятельность по управлению многоквартирными домами только четверть являлась субъектом муниципального жилищного контроля. При этом общее количество управляющих компаний на протяжении трех последних лет остается стабильным - 95-100. Этот показатель косвенно также может свидетельствовать об эффективности контроля и о положительной динамике в качестве предоставляемых услуг по управлению многоквартирными домами. По итогам 2017 года можно сделать вывод, что деятельность управления муниципального жилищного контроля в целом способствовала обеспечению соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных федеральными, областными и муниципальными правовыми актами.
Рынок управления МКД постепенно складывается, не смотря на то, что законодательство о муниципальном жилищном контроле, фактически, не успев сформироваться, продолжает регулярно изменяться и дополняться.
Список литературы /References
1. Постановление Мэра города Архангельска от 1 апреля 2013 года N 209 «О внесении дополнения и изменения в Положение о департаменте городского хозяйства мэрии города Архангельска» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462602098 (дата обращения: 18.06.2018).
2. Муниципальный контроль. Муниципальный жилищный контроль на территории муниципального образования «Город Архангельск». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arhcity.ru/?page=1842/3/ (дата обращения: 18.06.2018).
3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст.6249.
4. Постановление Главы муниципального образования Город Архангельск» от 30 мая 2017 года N 568 «Об утверждении Положения об управлении муниципального жилищного контроля Администрации муниципального образования «Город Архангельск» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462631470/ (дата обращения: 18.06.2018).
5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения: 18.06.2018).
6. Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 апреля 2010 года № 215 «Об утверждении Правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12174815/ (дата обращения: 19.06.2018).
7. Постановление Правительства Архангельской области от 16 октября 2012 года № 478-пп «Об утверждении Правил подготовки сводных докладов об осуществлении на территории Архангельской области регионального государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/462600162/ (дата обращения: 19.06.2018).