УДК 628.517.4: 004.942
СИСТЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ УСТРОЙСТВ ВИБРОЗАЩИТЫ КАБИНЫ СТРОИТЕЛЬНО-ДОРОЖНОЙ МАШИНЫ
В.С. Щербаков, И.И. Малахов
В статье рассмотрена система моделирования устройств виброзащиты строительно-дорожной машины на базе колесного трактора. Представлены блок-схема работы системы в целом и составляющие её модули. Рассмотрены используемые методы моделирования устройств виброзащиты
Ключевые слова: виброзащита, система моделирования, строительно-дорожная машина, МЛТЬЛБ, Бітиітк, БітМесИап^
Проблема снижения уровней вибрации и шума на строительно-дорожных машинах (СДМ) в настоящее время приобретает все большую актуальность. Повышенная вибрация снижает
ресурс силовых агрегатов СДМ, вызывает дополнительное потребление энергии в переходных режимах работы агрегатов, приводит к возникновению и развитию профессиональных заболеваний обслуживающего персонала. Повышенный уровень шума ухудшает
экологические показатели транспортных средств, увеличивая дискомфорт, что приводит к снижению производительности труда. Поэтому в нормативные документы вводятся жесткие требования по защите от вибрации и шума [1]. В связи с этим возникает необходимость на этапе проектирования СДМ обеспечивать необходимые параметры систем
виброзащиты и рассчитывать предполагаемую вибрационную нагрузку на рабочем месте человека-оператора.
Для решения задач виброзащиты была составлена обобщенная расчетная схема динамической системы СДМ «микрорельеф - базовая машина - кабина -человек- оператор», представленная на рис. 1.
Обобщенная расчетная схема динамической системы «микрорельеф - базовая машина - кабина -человек-оператор», представляет собой систему с шестью массами, звеньями которой являются:
— базовый трактор массой т1, включающей в себя массу обвязочной рамы. Центр масс имеет координаты (хг, уг, 7Г);
передний мост массой т2. Центр масс находится в точке (Хрт, Урт, грт);
отвал бульдозера массой т3, включающей в себя массу гидроцилиндра отвала. Центр масс находится в точке с координатами (хоЬ уоЬ г^;
кабина трактора массой т4. Центр масс находится в точке с координатами (хк, ук, 7к);
Рис. 1. Обобщенная расчетная схема динамической системы «микрорельеф - базовая машина- кабина- человек оператор»
Щербаков Виталий Сергеевич - СибАДИ, д-р техн. наук, профессор, тел. (3812) 65-04-55
Малахов Иван Игоревич - СибАДИ, аспирант, тел. (3812) 65-04-55
человек-оператор массой т5, включающей в себя массу кресла. Центр масс третьего звена находится в точке с координатами (ху, уу, ^);
щетка
снегоочистителя
массой
тб,
включающая в себя массу гидроцилиндра щетки.
Центр масс находится в точке с координатами (хсЬ,
у сЬ, ^сЬ)*
При описании динамической системы были приняты следующие допущения:
— связи, наложенные на колебательную систему СДМ, являются голономными и
стационарными;
— базовая машина представляет собой
шарнирно-сочлененный многозвенник с
наложенными на него упруго-вязкими
динамическими связями;
— люфты в шарнирах отсутствуют;
силы сухого трения в гидроцилиндрах отсутствуют;
— элементы ходового оборудования имеют постоянный контакт с грунтом;
04 Х4 У4 24 - с кабиной;
05 Х5 У5 25 - с человеком оператором;
06 Х6 У6 26 - со щеткой снегоочистителя.
Реакции грунта на элементы ходового и
рабочего оборудования представлены на расчетной схеме силами Бі, і = 1,.. .,6.
На основании этой расчетной схемы была составлена модель в пакете 8ітМесЬатсє, блок-схема которой показана на рис. 2.
Для каждого блока, моделирующего твердое тело, задается масса, координаты центра масс и характерных точек, осевые моменты инерции относительно осей локальных систем координат Іх, Іу, и центробежные моменты инерции 1ху, 1у7, 1x7, составляющие тензору инерции тела. Тела между собой связаны шарнирами,
ограничивающими их взаимное перемещение.
Рис. 2. Блок-схема динамической системы «микрорельеф - базовая машина -
обозначениях БтМесИап^
кабина - человек-оператор» в
элементы рабочего оборудования представлены как абсолютно жесткие стержни с сосредоточенными массами.
Пространственная колебательная
динамическая система рассматривается в правой инерциальной системе координат О0 Х0 У0 20, начало которой - точка О0 в состоянии покоя совпадает с точкой О1, координаты которой заданы в локальной системе координат О1 Х1 У1 2Ь связанной с рамой базовой машины. Ось Х0 совпадает с направлением движения, а ось 20 направлена вертикально вверх.
Положение звеньев расчетной схемы определяется положениями соответствующих правых локальных систем координат. Локальные системы координат связаны:
01 Х1 У1 21 - с рамой базовой машины;
02 Х2 У2 22 - с передним мостом;
О3Х3 У3 23 - с отвалом бульдозера;
Сформированная модель позволяет провести исследование динамической системы СДМ в статическом и динамическом режимах.
Рис. 3. Статические характеристики вертикального перемещения центра масс кабины: 1 - сила приложена к левому переднему колесу, 2 - к левому заднему колесу,
3 - к левым заднему и переднему колесу одновременно
Исследование статических характеристик проводилось путем приложения сил Бі к элементам ходового и рабочего оборудования. При этом
рассматривались угловые и линейные перемещения элементов расчетной схемы.
В качестве примера на рис. 3 приведены статические характеристики вертикального
перемещения центра масс кабины при воздействии на элементы ходового оборудования.
Исследование динамических характеристик проводилось методами как активного, так и пассивного экспериментов. В активном
эксперименте под элементы ходового и рабочего оборудования формировались единичные
ступенчатые воздействия, при пассивном
эксперименте формировались случайные
воздействия, соответствующие заданным
корреляционным функциям. На рис. 4 в качестве
примера представлена блок-схема подсистемы, моделирующей микрорельеф под элементами ходового оборудования. Подсистема реализована в виде диалогового т-файла.
Для возбуждения модели используются два блока системы моделирования: подсистема
моделирования микрорельефа и подсистема пересчета кинематического возбуждения в силовое.
На рис. 5 показана система пересчета
кинематического возбуждения, получаемого в результате моделирования микрорельефа, в силовое. Так как в подсистеме требуется несколько раз дифференцировать сигнал, то её удобнее реализовать в Б1ти1шк.
Рис. 4. Блок-схема подсистемы, моделирующей микрорельеф
Рис. 5. Подсистема пересчета кинематического возбуждения в силовое
В результате моделирования регистрировался сигнал виброускорения на кресле человека-оператора.
Для дальнейшего анализа полученных данных служит подсистема обработки вибрационного сигнала. Блок-схема обработки сигнала
представлена на рис. 6. Подсистема реализована в виде т-файла.
Передаточные функции фильтров Wk и Wf являются произведением полосовой функции и весовой передаточных функций:
И(р) = Ик (р) • Щ (р) • И (р) • И 5 (р),
где
Ні (7) =
1+7/
'®3
1+ 7(2 ■ ®4 К %4
/У г
/ 4 л 2
У 4 ■ л4
/4 ■ е4 + /2 ■ /2 ■ (1 —2 ■ 0-2 ]+/44 ■ е42
- переходная передаточная функция,
\2
Hs (7) =
НИ (7) =
1+72 •”%Т>7
1+/(°5 ■ ®5)+
^5
/
4
/ 4 + /14
06
05
1+Л°6 ■ ®6 )+[/®6
/ 4 ■ е52 + / 2 ■ /52 ■ ( 1—2^ е52]+/54 ■ е52
У4 е62 + / 2 /62 ■(1—2 е62 ]+/64 е62
фильтр верхних частот,
Ні (7) =
1
1+Л/2р/ +|р/ /®2 1/®2
фильтр нижних частот,
\Л/к. Wf — фильтры частотной коррекции по ГОСТ 31191.1-2004
/2
/4 + /24
ступенчатая передаточная функция.
Для фильтрации вибрационного сигнала в третьоктавных полосах использовались фильтры Баттерворта второго порядка [3].
Сигнал а(()
ІІ
И
а I ? ° ІІ 8 і II
Фильтрация сигнала |-1пста
Фильтрация сигнала
В04КЛ0СС
Фильтрация сигнала ■ » покосе
Номер* полосе соответствие ГОСТ 171(8
ш Л ■'0
»- * £/в «**<»)* —“ 20"1*^. 10-*5
Доза укачивания, м/с1-4
Среднеквадратично* >нач*ии* коррелированного ускорения *. [МЛ:1 и его логарифмический урО*«н» 1м [дБ].
Лик - фіктер I
пмх(і«.кі;
гУОУ - 1.4 а*.. Г,/4
Г£>Г
ж
[«„.(с)]**
Эквивалентная дом вибрации, м/с1 п Доза вибрации, м/с1 я
Мч11
і;/'1 к,м)!
\ Ат* Г_____________
___________________ Максимальное текущее
& уУПТ ■ гохх о. (Га ^ с редмек»»др»гичное тмим корректированного ускорения
Алгоритм ркчет* текущего среднеимдрапыцого ін*<ения корректиромжогоускореиия
Рис. 6. Блок-схема обработки вибрационного сигнала
2
2
1
2
В результате моделирования рассчитывались характеристики вибрации, позволяющие оценивать ее в соответствие с ГОСТ 31191.1 - 2004 и СН 2.2.4/2.1.8.556-96.
Программа реализована в приложении вШ пакета МЛТЬЛБ и от пользователя не требуется глубокого знания программных продуктов 8іти1іпк и 8ітМесЬапісє.
В общем виде блок-схема алгоритма
программы представлена на рис. 7.
В результате моделирования в рабочее окно МЛТЬЛБ выводятся численные значения
характеристики вибрации М8БУ, а„, Ь„, УОУ, еУБУ, МТУУ, пик-фактор, значения МТУУ/а„ и УБУ/а„Т14, а также строятся графические зависимости.
В качестве примера на рис. 8 приведены графические зависимости, полученные в результате моделирования: отфильтрованный вибрационный
сигнал (рис. 8а), спектр мощности
отфильтрованного сигнала (рис. 8в),
среднеквадратичное значение ускорения в третьоктавных полосах в сравнении с санитарными нормами (рис. 8б) и его логарифмические уровни (рис. 8г).
ІІЦіИішІІІ
іііііі
ч •» ч а» *
Рис. 8. Пример графических зависимостей, получаемых в результате моделирования
реологических сред / Б.А. Гордеев, В.И. Ерофеев, А.В. Синёв, О.О. Мугин. - М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2004. - 176 с.
2. Ануфриев И.Е. МЛТЬЛБ 7 / И.Е. Ануфриев, А.Б. Смирнов, Е.Н. Смирнова. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005. -1104 с.
3. ГОСТ 31191.1 - 2004. Вибрация и удар.
Измерение общей вибрации и оценка её воздействия на человека. Часть 1. Общие требования - М.:
Стандартинформ, 2008. - 28 с.
^биротая государственная автомобильно-дорожная академия ^ибАДИ)
SYSTEM OF THE MODELLING OF DEVICES VIBROZASHCHITY OF THE CABIN OF THE BUILDING-ROAD MACHINE
V.S. Scherbakov, I.I. Malakhov
In article the system of the modelling of devices protection against vibration the building-road machine on the basis of a wheel tractor is considered. The block diagram of work of system as a whole and modules making it is presented. Used methods of modelling of devices protection against vibration are considered
Key words: protection against vibration, system of the modelling, building-road machine, MATLAB, Simulink, SimMechanics
Предложенная система моделирования позволяет проводить оценку уровня вибрации на этапе проектирования машины, не требуя создания дорогостоящих физических моделей.
Литература
1. Гордеев Б. А. Системы виброзащиты с
использованием инерционности и диссипации