УДК 372.881.111.1
СИСТЕМА МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЯЗЫКОВОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Слепцова Л.А., Клименко М.В.
Статья посвящена актуальным вопросам использования мобильного обучения как способа оптимизации процесса языковой подготовки студентов. В работе раскрывается понятие "mobile-learning", его методологические основы и ведущие принципы построения процесса обучения на основе использования мобильных устройств для организации групповой и самостоятельной работы студента, интерактивных видов деятельности, контроля и оценивания, индивидуализации обучения и как дополнительного источника мотивации учебной деятельности студентов. Ключевые слова: компетенция, коммуникация, мобильное обучение, мобильные устройства, обучение иностранному языку, междисциплинарные связи, аутентичный материал.
M-LEARNING SYSTEM IN LANGUAGE TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS
Sleptsova L.A., Klimenko M.V.
The article is devoted to the topical issues of the use of mobile learning as a method of improvement of the process of language training of students. It reveals the concept "mobile-learning", its methodological basis and leading principles of the training process design on the ground of use of mobile devices for the organization of group and independent work of the student, interactive types of activity, control and assessment, individualization of training and as additional source of motivation of students educational activities. Keywords: competence, communication, mobile learning, mobile devices, foreign language training, interdisciplinary links, authentic material.
Традиционно обучение иностранным языкам связано с использованием технических средств, которые постоянно обновляются и совершенствуются (лингафонные кабинеты, аудио- и видеоуроки, обучающие программы, электронные словари и т.д.). Это обеспечивает высокую информативную емкость материала, активизирует познавательную активность учащихся, повышает наглядность урока, интенсивность его проведения, способствует индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Современный уровень развития технических средств привел к появлению новых подходов к обучению языку - на основе специализированных приложений для мобильных устройств. Это тренажеры по грамматике и лексике, разнообразные словари, приложения, интегрированные с сайтами, где можно не только учить слова, но читать и слушать тексты, проходить лингвистические квесты.
Понятие «мобильное обучение» появилось в зарубежной педагогической литературе более десятилетия назад. Термин мобильное обучение (м-обучение) или mobile learning (m-learning) обозначает использование мобильных и портативных устройств, например, мобильных телефонов, ноутбуков и планшетных персональных компьютеров, в преподавании и обучении [1]. Проблема внедрения мобильных технологий в образовательный процесс рассматривается на уровне ЮНЕСКО. Повседневное использование учащимися мобильных телефонов и других устройств в настоящее время рас-
сматривается как основной стимул массового распространения мобильного обучения, которое понимается как обучение, основанное на использовании обучающих возможностей, предоставляемых мобильными технологиями [2].
Компьютеры и Интернет являются неотъемлемой частью процесса обучения на современном этапе развития образования во всем мире. Методы мобильного обучения обладают значительными преимуществами по сравнению с другими, так как имеют неформальный и индивидуализированный характер, что обеспечивает большую свободу обучающегося в выборе места и времени обучения. Это снижает стрессовую нагрузку на студента, которому свойственно клиповое мышление, а не долгая рутинная работа с учебным материалом. Эту идею подтверждает определение С. Геддеса, где мобильное обучение понимается как "получение знаний и навыков посредством мобильных технологий в любое время, в любом месте, что ведет к определенным изменениям в поведении и менталитете ученика" [5].
Уже на стыке тысячелетий мобильное обучение определялось как «предвестник обучения будущего» [7]. Описанием методических основ и дидактических свойств мобильных технологий занимались О.В. Пустовалова (2012), А.П. Авраменко (2013) С.В. Титова (2014), Н.Г. Бондаренко (2014) и др. Но, несмотря на активное распространение мобильного обучения, отечественные и зарубежные ученые отмечают его незрелость с точки зрения педагогической проработки и должного применения [3; 8]. Следовательно, вопрос ис-
пользования мобильного обучения в практике преподавания иностранного языка в вузе является актуальным и требует детального анализа.
Рассматривая использование мобильного обучения на занятиях по практической фонетике английского языка, необходимо отметить, что оно позволяет в полной мере реализовывать ряд ведущих педагогических принципов, необходимых для достижения поставленных целей и задач: принцип наглядности (применение мобильных устройств позволяет визуализировать необходимую для усвоения информацию); принцип сознательности и активности (студенты выступают активными субъектами-участниками процесса обучения, создавая мобильную среду для поиска решения проблемной ситуации, выявления определенных языковых закономерностей); принцип доступности и посильности (преподаватель в соответствии с программой обучения и уровнем языковой подготовки каждой отдельной группы студентов подбирает систему заданий, реализуемых на платформе мобильных устройств и учитывающих индивидуальные особенности каждого обучаемого); принцип межпредметной координации (использование мобильных устройств расширяет возможности создания прочных межпредметных связей на занятиях по практической фонетике английского языка, так как позволяет использовать аутентичные материалы по тематике дисциплины «Практика устной и письменной речи английского языка» как основной материал для работы над фонетической стороной речи).
Безусловно, мобильные технологии понимаются очень широко, они предполагают возможность свободного перемещения участников
образовательного процесса, расширение его рамок, реализацию дистанционного обучения и т.д. В рамках проведенного нами исследования был рассмотрен такой аспект, как использование мобильных устройств на занятиях по дисциплине «Практическая фонетика английского языка» со студентами 1 курса факультета иностранных языков. В процессе обучения данному предмету было реализовано мобильное обучение как на разных этапах изучения материала в рамках разделов и тем учебной программы, так и на разных этапах занятия: фонетическая разминка, закрепление пройденного материала, как средство оценки уровня усвоения и владения теми или иными произносительными умениями и навыками и т.д.
С целью выявления насколько часто обучаемые обращаются к помощи мобильных устройств и гаджетов при подготовке к занятиям и каких аспектов обучения языку это чаще всего касается, был подготовлен опросный лист. Опрос студентов первого курса факультета иностранных языков (направление обучения «Педагогическое образование» профиль подготовки Иностранный язык (английский) и иностранный язык (немецкий) в количестве 35 человек) показал, что студенты используют свои мобильные устройства в учебных целях в основном для поиска информации и работы со словарями или электронными переводчиками, но довольно малое время уделяют специфическим видам деятельности, таким как аудирование или просмотр учебных видео, при этом большинство студентов хотят использовать свой телефон на занятии.
Полученные результаты представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Опросный лист
Вопрос Ответ
1. Используете ли Вы мобильный телефон (МТ) в учебных целях? Если да, то для каких именно:
• словари 86 %
• поиск информации в Интернете 81 %
• запись и хранение учебной информации 63 %
• аудирование 27 %
• чтение книг 63 %
• просмотр учебных видео 27%
• консультация с товарищами по учебе 75%
• иное 26%
2. Сколько времени в день Вы пользуетесь МТ для учебных целей (в среднем)? 2,5 часа
3. Пользуетесь ли Вы какими-нибудь учебными приложениями на МТ? Да - 36%, Нет - 64%
4. Хотели бы Вы пользоваться МТ на уроке в учебных целях? Да - 88%, Нет - 12%
После обработки результатов опроса был проведен блок занятий по практической фонетике английского языка на базе внедрения и использования мобильных устройств.
Работа над вводно-коррективным разделом, направленным на формирование общего представления о фонетическом строе английского языка, особенностях артикуляции звуков и их сочетаний, фонетических явлениях и интонации, предполагала проведение фонетической зарядки (phonetic drill), нацеленной на тренировку правильной постановки артикулирующих органов речи. На данном этапе включение мобильного обучения представляется логичным для выполнения следующего задания: студентам предлагается, используя устройства мобильной связи или иные гаджеты, снять на видео себя в качестве ведущего этой зарядки и потом по очереди на каждом занятии демонстрировать полученные видео в группах из 3-4 человек. Применение данного приема способствует развитию навыков контроля, оценки, коррекции и саморегуляции. Студенты развивают умения действовать по предложенному плану (этапы фонетической зарядки), сверять свои действия с ним, выявлять и исправлять ошибки при неоднократном просмотре собственной видеозаписи и ее сравнении с предъявляемыми требованиями. Также формируется социальная компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, поскольку организация фонетический разминки предполагает взаимодействие ведущего с группой студентов, координацию их действий, проверку правильности выполнения задания.
Кроме того, после проведения фонетической зарядки при помощи видео-ведущего можно обсудить со студентами каждый видеоролик и определить самого активного и профессионального члена группы в рамках данного задания. Это означает, что уже на самом раннем этапе обучения реализуется педагогический компонент обучения иностранному языку, формируются навыки, необходимые в дальнейшем для успешного прохождения производственной (педагогической) практики в средних общеобразовательных школах при работе с учащимися различных ступеней обучения.
Далее в соответствии с учебной программой предусмотрено изучение различных фонетических явлений, которые наблюдаются при произнесении звуков в потоке речи. Для закреп-
ления навыков обнаружения данных фонетических явлений в текстах в рамках нашего исследования были предложены следующие приемы мобильного обучения:
I. На этапе знакомства с новым материалом преподаватель после объяснения того или иного фонетического явления предлагает студентам, используя свои мобильные устройства, перейти по заранее подготовленным им ссылкам и проиллюстрировать изложенную информацию на реальных примерах из аутентичных аудио- и видеоисточников (видеоролики, клипы, лекции). На этапе объяснения нового материала также возможным представляется организовать самостоятельную индивидуальную работу студента с опорой на мобильные устройства с выходом в Интернет следующим образом: перейти по ссылке (например, [4; 6]) на сайт, прослушать лекцию по предложенной теме и сделать краткий конспект, который позже необходимо представить в виде доклада. При этом студентам могут быть предложены как одинаковые, так и разные ссылки, что варьирует изучаемый материал и значительно расширит и углубит его содержание, с одной стороны. С другой стороны, студенты будут иметь возможность совершенствовать навыки восприятия аутентичной иноязычной речи на слух, способность работать с информацией и выделять главное.
II. На этапе закрепления пройденного материала и отработки формируемых навыков студентам предлагается, используя мобильный телефон или иной гаджет, найти в сети Интернет материал в соответствии с изучаемой темой по практике устной и письменной речи английского языка и подчеркнуть все известные фонетические явления (преподаватель сам может предоставить необходимые ссылки и QR-коды, чтобы студенты переходили по ним, находили нужную информацию и работали над полученным фонетическим заданием). При выполнении данного задания студенты приобретают навыки работы в сети Интернет, самостоятельного поиска и обработки информации. Дальнейшая работа с найденным материалом может предполагать индивидуальные, парные или групповые виды деятельности.
Необходимо отметить, что подобного рода задания реализуют идею междисциплинарных связей. В качестве иллюстрации можно предложить работу на материале дисциплины «Практика устной и письменной речи английского языка», который сам по себе демонстрирует связь
языкового, культурологического, исторического, психологического и т.д. аспектов:
- при изучении темы People and their Relationship (Люди и их взаимоотношения) - характеристику различных знаков зодиака, рекламные объявления о знакомствах, психологические характеристики, тесты, опросы и т.п.;
- при изучении темы Food and Meals (Еда) студентам предлагается найти рецепт приготовления какого-либо блюда;
- при изучении темы Houses and Homes (Дома) - рекламное объявление о покупке, продаже или аренде жилья.
При изучении раздела Conversation (диалог), предполагающего знакомство студентов с особенностями речевых клише, использующихся в английском языке при знакомстве, начале или завершении диалога, выражении согласия или несогласия, запросе информации и т.д., можно предложить следующее задание как элемент мобильного обучения: на учебном занятии при условии доступа к сети Интернет организовать работу в парах, когда необходимо найти видеоролик диалога на заданную тему на сайте youtube.com и воспроизвести его, используя изученные клише и выражения (согласия/несогласия, начала разговора и др.).
III. На завершающем этапе работы или в качестве домашнего задания при использовании элементов мобильного обучения студентам было предложено осуществлять аудиозапись чтения текстов с учетом изучаемых интонационных моделей. При этом созданные аудиозаписи можно в установленный срок загружать в электронную систему обучения ВУЗа, в которой преподаватель будет их оценивать и давать комментарии. Подобного рода задания значительно снизят уровень напряженности и негативных эмоций у тех студентов, которые по тем или иным причинам стесняются выполнять задания перед группой, или же у которых на занятии чтение вслух того или иного материала вызывает затруднения
[9].
IV. На этапе итогового контроля за уровнем усвоения пройденного материала для студентов было организовано групповое и индивидуальное прослушивание (материалы: http://leamenglish.britishcouncil.org/en/stories-poems). При этом для реализации принципа индивидуализации обучения преподаватель создает несколько вариантов заданий по работе с прослушанным монологом (диалогом/полилогом), каждое из которых студенты получают при переходе по QR-коду, полученному после прослу-
шивания. При этом идея индивидуальной образовательной траектории может быть реализована посредством учета при составлении заданий текущей успеваемости отдельных студентов, имеющихся пробелов в знаниях, выявленных по результатам текущего контроля.
На завершающем этапе работы был проведен повторный опрос студентов с целью выявления изменений в уровне их заинтересованности в применении мобильных устройств на занятиях и при подготовке к ним. Результаты опроса показали, что практически все респонденты (97%) стали использовать мобильные устройства для поиска учебной информации в Интернете, а количество студентов, использующих их для просмотра учебных видео и аудирования возросло на 15% и 24% соответственно. Промежуточный контроль уровня усвоения материала программы по дисциплине «Практическая фонетика английского языка» выявил повышение качества знаний на 25%.
Таким образом, использование мобильного обучения можно рассматривать как средство организации групповой работы, интерактивных видов деятельности, самостоятельной работы студента, процесса индивидуализации, контроля и оценивания и как дополнительный источник мотивации учебной деятельности студентов, изучающих иностранный язык. С опорой на мобильные технологии можно построить современный урок иностранного языка, который будет отвечать государственным стандартам, создаст индивидуальную траекторию обучения в многогранности и разнообразии способов получения, хранения и обработки информации, расширит перечень технического и мультимедийного оборудования и усовершенствует систему языкового образования в целом.
Литературоведение
Список литературы
1. Герасименко Т.Л., Гулая Т.М., Грубин И.В., Жидкова О.Н., Зенина Л.В., Лобанова Е.И., Романова С.А. Лингвострановедческий аспект обучения иностранным языкам с применением современных интернет технологий: коллективная монография. М., МЭСИ. 2013. 119 с.
2. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение. Аналитическая записка. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. С. 1-2. URL: http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf (дата обращения: 10.08.2016)
3. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-3. С. 591-595.
4. Ashworth E. An introduction to articulatory phonetics. URL: https://www.youtube.com/watch?v=mOd3iDQLnKE (дата обращения 18.11.2016).
5. Geddes S. Mobile learning in the 21st century: benefit for learners. 2004. URL: http://knowledgetree.flexiblelearning.net.au/edition06/download/geddes.pdf (дата обращения 20.04.2016)
6. International Phonetic Alphabet (IPA). English Pronunciation. URL: https://www.youtube.com/watch?v=o8KppNXfx2k (дата обращения 18.11.2016).
7. Keegan D. The future of learning: From eLearning to mLearning. URL: http://eric.ed.gov/?id=ED472435 (дата обращения 13.08.2016)
8. Traxler J. Current State of Mobile Learning. International Review on Research in Open and Distance Learning (IRRODL) 8, no. 2. 2007. URL: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/article/view/346/882 (дата обращения 12.08.2016)
9. Yannick J. "M-Learning: A pedagogical and technological model for language learning on mobile phones". In: Blended Learning, Joseph Fong, Fu Lee Wang (Eds), 2007. Pp.327-339.
Об авторах
Слепцова Лариса Аркадьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, l.sleptsova@gmail.com
Клименко Марина Викторовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка и методики его преподавания, Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, kmv0604@yandex.ru