Научная статья на тему 'Система мировоззренческих оснований социальной философии Б. Н. Чичерина'

Система мировоззренческих оснований социальной философии Б. Н. Чичерина Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
457
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ / ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ДЕТЕРМИНАЦИЯ / OUTLOOK / THE BASIC ELEMENTS OF IDEOLOGY / PHILOSOPHICAL IDEAS / RELATIONSHIP / DETERMINATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лобеева Вера Михайловна

В статье выделяются и анализируются основные элементы мировоззренческой системы Б.Н.Чичерина. Формулируется и обосновывается вывод о тесной взаимосвязи мировоззрения и социальной философии ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System ideological grounds of social philosophy by B.N. Chicherin

In article stand and analyze the main elements ideological system B.N. Chicherin. Formulated and proved the conclusion of the close relationship worldview and philosophy scholar.

Текст научной работы на тему «Система мировоззренческих оснований социальной философии Б. Н. Чичерина»

Korotkikh V.I. B.N. Chicherin's theoretical philosophy in the context of the history of interpretation of Hegel's philosophy in Russia.

In article the general characteristic of the process of studying of philosophy of Hegel in Russia is given the XIX century, features of approach of B.N. Chicherin to Hegel's philosophy are defined ("a perception spontaneity" and "the practical relation"), the relation between the theoretical philosophy of B.N. Chicherin and Hegelian philosophical system is established, value of system as principle of creation of the philosophical text at B.N. Chicherin reveals.

Keywords: Hegel's philosophy, Russian philosophy, B.N. Chicherin's theoretical philosophy, principles of interpretation of the philosophical text, system.

УДК 1(091).1

СИСТЕМА МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

В.М. Лобеева

В статье выделяются и анализируются основные элементы мировоззренческой системы Б.Н.Чичерина. Формулируется и обосновывается вывод о тесной взаимосвязи мировоззрения и социальной философии ученого.

Ключевые слова: мировоззрение, основные элементы мировоззрения, философские идеи, взаимосвязь, детерминация.

В настоящей статье ставится задача показать обусловленность существенных положений философии Б.Н. Чичерина его мировоззрением. В этой связи мировоззрение Чичерина исследуется с опорой на распространенное в философской науке толкование понятия «мировоззрение». Согласно нему мировоззрение эксплицируется как система взглядов на объективный мир и самого себя, а также совокупность убеждений, жизненных принципов, ценностей и идеалов, обусловленных этими взглядами. Кроме того, мировоззрение Чичерина исследуется с учетом фактора исторического времени, взятого во всем многообразии его событийно-процессуального содержания, поскольку понятно, что оно было плодом духовной эволюции, продолжавшейся на протяжении всей его жизни. Такой анализ и описание его результатов не предполагает превращения в подробный биографический очерк, хотя и не исключает обращения к отдельным фактам биографии ученого. Данные предварительные замечания поясняют логику исследования, проводимого в настоящей статье.

По мнению автора статьи, в мировоззрении Чичерина наиболее значимыми являются интеллектуальный, религиозный, нравственный, идеологический и философский элементы. Совокупность этих элементов образует сложное духовное целое и выступает как система детерминирующих факторов, оказавших существенное влияние на проблематику философского учения, содержание теоретических построений, на формулируемые утверждения и выводы.

Фундаментальная образованность Чичерина - это плод колоссального и постоянного труда на протяжении всей жизни. Труд сформировал мощный интеллект, который был признан современниками и восхищает потомков. Уже в годы

учебы на юридическом факультете Московского университета (1845-1849) у юного Чичерина обнаружился широкий спектр специальных исследовательских интересов, связанных с историей русского права, государственным правом, историей, экономикой, философией, философией права.

Первым основательным научным сочинением Чичерина можно считать магистерскую диссертацию «Областные учреждения России в XVII веке», защищенную в 1856 году. Диссертация потребовала большого труда, научила кропотливой работе с историческими и юридическими источниками, умению находить, сопоставлять и анализировать открывающиеся в них факты. Известный российский историк Т.Н. Грановский, учитель и наставник Чичерина, в письме к нему в июне 1854 года отметил, что считает его диссертацию «прекрасным и истинно ценным трудом» [1].

В середине 50-х - начале 60-х годов XIX века Чичерин написал целый ряд серьезных научных работ, связанных с исследованием проблем философии истории, отечественной и зарубежной истории, внешней политики: «Священный союз и австрийская политика», «Современные задачи русской жизни», «Об аристократии, в особенности русской», «Очерки Англии и Франции», «Восточный вопрос с русской точки зрения 1855 года». Эти сочинения свидетельствовали о широте познавательного диапазона молодого исследователя и принесли Чичерину известность яркого и вдумчивого публициста, талантливого и перспективного ученого.

1858-1861 годы, которые Чичерин провел за границей, готовясь к будущей профессорской деятельности, в значительной степени повлияли на взгляды и убеждения ученого. В плодотворной поездке по Европе Борис Николаевич встречался с известными иностранными и русскими учеными и политиками: И.К. Блюнчли, Ф. Гизо, Р. Молем, Л.-А. Тьером, П.Й. Шафариком, Л. Штейном, А.И. Герценом, Н.А. Милютиным, Д.И. Менделеевым, И.М. Сеченовым. Пребывание в Европе духовно обогатило молодого ученого. Позднее в «Воспоминаниях» он отметит, что «собственными глазами видел высшее, что произвело человечество, в науке, в искусстве, в государственной и общественной жизни» [2]. Во многом под влиянием встреч и впечатлений Чичерин приходит к осознанию того, что единственный выход из общественных противоречий состоит в такой организации власти, которая, возвышаясь над обществом, могла бы приводить его к единству и развитию. Впоследствии эта идея развивается и обосновывается во многих сочинениях мыслителя.

В 1866 году Чичерин с успехом защищает докторскую диссертацию «О народном представительстве». В ней было проведено основательное и своевременное исследование различных форм правления, существа и особенностей демократии. Здесь же была сформулирована научная теория народного самоуправления, в котором Чичерин видел не только систему широкой горизонтальной власти, но и своеобразную, исходящую от общества, альтернативу государственному бюрократизму и деспотизму, а также активно распространявшимся в Европе идеям социализма.

Осенью 1861 года Чичерин выступает со знаменитой лекцией по государственному праву перед студентами юридического факультета Московского университета. Его слова не были формальным, отстраненным, менторским напутствием

студентам. В лекции Чичерин отчетливо формулирует свое интеллектуальное, нравственное и политико-правовое кредо. Он утверждает, что «государственные люди и общественные деятели вырабатываются не канцелярскою рутиной, не чтением газетных статеек и не шумными речами на площади, а серьезным и усидчивым трудом. <...> Менее всего достаточен тот дешевый либерализм, который, являясь ныне на всех перекрестках и пренебрегая наукой и трудом, питается журнальными крохами. Тут нужно изучение систематическое и серьезное. Государство - организм многосложный, который заключает в себе бесчисленное разнообразие отношений. В науку о государстве входят и философия, и история, и юриспруденция, и бытовые условия, и экономические вопросы» [3].

В этой же лекции была отчетливо выражена сущность философско-правовых принципов, которые впоследствии стали основой не только философии права, но и многих социально-философских сочинений Чичерина. Выражая понимание свободы и закона, важнейших доминант своей философии, ученый подчеркивает, что «закон связывает во единое тело разрозненные лица, подчиняя их единой государственной власти. Повиновение закону - вот первое требование правды, первый признак гражданственности, первое условие свободы. Свобода анархическая - преддверие деспотизма. Свобода, подчиняющаяся закону, одна может установить прочный порядок» [3, с. 379].

Исследование биографии, сочинений и мемуаров Чичерина показывает, что религиозный элемент его мировоззрения также как и интеллектуальная составляющая формировался и наполнялся истинным смыслом постепенно. Восприятие Бога взрослело вместе с Чичериным. В мемуарах отмечается, что «младенческая вера» [4] в Бога была утрачена им в самом начале обучения в Московском университете. В университете и в последующие молодые годы Чичерин переживает этап юношеского скептицизма, который, однако, не перерос в вульгарный материализм и примитивный атеизм. Этому во многом способствовали вдумчивое постижение науки, глубокая и строгая саморефлексия, свойственные Чичерину. А сильные экзистенциальные переживания, связанные с перенесенной тяжелой болезнью во время поездки по Европе совместно с наследником престола Николаем Александровичем, навсегда возвращают Чичерина к православной вере. Бесспорная значимость этого совершившегося духовного преображения собственной личности подчеркивается в «Воспоминаниях». Чичерин пишет: «Мне показалось непонятным, каким образом я мог в течение пятнадцати лет оставаться без всякой религии, и я обратился к ней с тем большим убеждением, что все предшествующее развитие моей мысли готовило меня к этому повороту» [5].

Глубокая личная религиозность во многом обусловила то, что для Чичерина-ученого феномен религии и философия религии становятся одними из основных предметов его научных интересов. Об этом свидетельствуют фундаментальные сочинения «Наука и религия» (1879), «Основания логики и метафизики» (1894), «Существо и методы идеализма» (1897), другие книги и статьи. В названных работах нет ни малейшего обособления разума от веры, напротив, подчеркивается и обосновывается их единство, ибо, по утверждению философа, «вера для разума составляет не точку исхода, которая принимается слепо, а объективное начало, которое исследуется в своем существе и в своих проявлениях» [6]. Более того,

в философской системе Чичерина неразрывно соединяются проблемы науки и религии, что во многом способствовало развитию философии как таковой. Иными словами, в его философии весомо проявилось обстоятельство, о котором И.В. Киреевский замечал так: «развитие философии, условливается соединением двух противоположных концов человеческой мысли: того, где она сопрягается с высшими вопросами веры, и того, где она прикасается развитию наук и внешней образованности» [7].

Важнейшей составляющей мировоззрения Чичерина являются нравственные убеждения. Чичерин был исключительно порядочным человеком, а потому не переносил угодничества, подлости, лжи, интриг в любом их проявлении как в частных, так и в общественных сферах. Он был тем редким человеком, для которого понятия о чести всегда стояли выше собственных практических интересов и доходили подчас до щепетильности. Так, например, известно, что ученый покинул Московский университет в знак протеста против неслыханного нарушения университетской автономии и, в частности, принятых правил выбора декана, определенных «Общим Уставом Императорских Российских Университетов» 1863 года [8]. Император Александр II обращался к Борису Николаевичу с личной просьбой остаться на службе. Несмотря на это, в 1868 году ученый все же вышел в отставку. Во многом решительный шаг был сделан по причине того, что с такой же просьбой государь не обратился к его коллегам С.М. Соловьеву, И.К. Бабсту, С.А. Рачинскому, М.К. Капустину, которые также покинули университет, выражая протест случившемуся.

Высокие нравственные требования, предъявлявшиеся Чичериным к себе и к другим, во многом помогают понять строгость выносимых им оценок в отношении отдельных людей, социальных институтов, общественных событий и процессов. Примером тому могут служить характеристики, данные знаковым деятелям его эпохи Н.А. Некрасову, М.Е. Салтыкову-Щедрину, Л.Н. Толстому, И.С. Тургеневу, Н.Г. Чернышевскому, многим другим лицам. Это яркие характеристики, часто неожиданно жесткие и даже резкие [4, с. 237-245, 303-306].

Нравственными убеждениями Чичерина во многом продиктована и оценка царствования Александра III (1881-1894), которое производило на ученого гнетущее впечатление. Главную проблему этого царствования он видел в том, что Россия не сумела оценить и продолжить масштабные либеральные реформы Александра II. Чичерин отмечает признаки системного кризиса в обществе и во власти, ибо «вместо новых, свежих сил для открывшихся всюду новых поприщ, оказалось умственное, нравственное и материальное оскудение. Независимые и образованные люди исчезли; пошлость царит всюду. Печать извратилась и изолгалась в конец; таланты все вымерли или заглохли. Правительство наполняется отребьем общества; все раболепное, низкопоклонное, бездарное лезет вверх и приобретает силу. Ложь господствует во всех сферах» [9]. Естественно, что подобная грустная аттестация общественного бытия побуждала философа к поискам теоретических способов изменения такого опасного состояния социально-политической жизни. Результатом поисков стала тщательно разработанная теория реформ, в которых Чичерин видел оптимальный способ объективации исто-

рического процесса, способный обеспечить развитие общества и противостоять силам государственного деспотизма и революционно-радикальным силам.

Идеологический элемент мировоззрения Чичерина является той его частью, которая активно обсуждалась в прошлом и вызывает значительный интерес современных исследователей. Оценки идеологических воззрений Чичерина варьируются в диапазоне от признания его «классическим либералом» до квалификации в качестве «выраженного консерватора» и даже «охранителя».

Такой спектр оценок отчасти можно объяснить тем, что в общественных науках и в политике постоянно велись прежде и ведутся в настоящее время дискуссии по поводу определения содержания таких важнейших политико-идеологических понятий как «либерализм» и «консерватизм», а также производных от них понятий «консервативный либерализм» и «либеральный консерватизм». Посредством этих понятий исследователи стремятся описать и объяснить идеологический элемент мировоззрения Чичерина.

Показательной является сама логика размышлений, связанная со стремлением ученых максимально адекватно определить сущность феноменов либерализма и консерватизма. Здесь целесообразно привести некоторые позиции дискуссии для большей убедительности формулируемых нами выводов. Так, В.В. Леонтович, представитель науки русского зарубежья, известный специалист в области политической истории и истории права, проведя теоретическое сравнение идеологий либерализма и консерватизма, отмечает моменты их аксиологичной близости. Наличие таких моментов приводит Леонтовича к выводу о том, что верно «настоящим либерализмом считать лишь либерализм консервативный» [10]. Принципиально важным представляется и суждение известного современного философа и политолога А. А. Кара-Мурзы. Указывая всю широту и многозначность понятия «либерализм», он пишет, что «в широком смысле либерализм (и русский либерализм здесь не исключение) - это сложнейшая гамма умонастроений и действий в пространстве между охранительством и радикализмом» [11].

Весьма ценными в контексте вопроса об идеологической составляющей мировоззрения Чичерина представляются суждения П.Б. Струве. Он отмечает, что «особое место Б.Н. Чичерина в истории русской культуры и общественности определяется тем, что он представлял в ней самое законченное, самое яркое выражение гармонического сочетания в одном лице идейных мотивов либерализма и консерватизма» [12]. Струве обращает внимание и на эволюцию идеологических воззрений ученого, выделяя основные ступени данной эволюции. «Вообще историческую позицию Чичерина, - отмечает Струве, - можно изобразить так: поскольку он верил в реформаторскую роль исторической власти, т.е. в эпоху великих реформ, в 50-х и 60-х годах, Чичерин выступал как либеральный консерватор, решительно борясь с крайностями либерального и радикального общественного мнения. Поскольку же власть стала упорствовать в реакции, Чичерин выступал как консервативный либерал против реакционной власти, в интересах государства отстаивая либеральные начала, защищая уже осуществленные либеральные реформы и требуя в царствование Александра III и, особенно энергично и последовательно, в царствование Николая II коренного преобразования нашего государственного строя» [12, с. 459].

В 1901 году Г.В. Плеханов, анализируя политические взгляды позднего Чичерина в рецензии на его работу «Россия накануне двадцатого столетия», дает им вполне адекватную оценку и отмечает, что он «умеренный либерал, убежденный противник существующего у нас политического порядка» [13].

В то же самое время В. И. Ленин, никогда не желавший видеть в российском либерализме сколь-нибудь положительную политическую силу, подверг критике идеи Чичерина, изложенные в статье «Задачи нового царствования», а самого автора язвительно назвал «вот этаким г. Чичериным» [14].

Современный польский исследователь, признанный знаток русской философской и социально-политической мысли XIX века, А. Валицкий называет Чичерина «наиболее последовательным представителем классического либерализма на востоке от Германии» [15]. Французская исследовательница, профессор лионской Высшей Нормальной Школы филологических наук С. Мартен не без оснований характеризует Чичерина как «русского либерала и русского патриота» [16].

По мнению известного отечественного исследователя политико-правового творчества Чичерина В. Д. Зорькина, в начале 1860-х годов Чичерин «обратился к правительству не потому, что был целиком за самодержавие, а потому, что только в нем он видел в то время орудие исполнения целей умеренного либерализма. Изобразить Чичерина как переметнувшегося на сторону самодержавия в результате народных волнений - значило бы упростить его политическую теорию и деятельность. Чичерин поддерживал самодержавие в тот период настолько, насколько вследствие объективно сложившейся расстановки политических группировок оно вынуждено было провести преобразования, совпадавшие с программным курсом умеренного либерализма» [17].

По мнению автора статьи, одна из наиболее точных и объективных оценок идеологической позиции Чичерина, представленная в современной литературе, принадлежит А.А. Кара-Мурзе. Обозначая идейно-мировоззренческую палитру мыслителя, он подчеркивает, что «Борис Чичерин - либерал-западник, но при этом государственник и в известном смысле «почвенник» [18].

Существенное уточнение в характеристику идеологической специфики мировоззрения Чичерина вносит И.А. Кацапова. Она замечает, что «в целом либерализм Чичерина этатистский и прагматичный, защищающий государственную дисциплину и порядок, поэтому в некоторых случаях в его концепции индивидуально-ценностное начало подчинялось нормативно-целому, а это в определенной мере выходило за рамки либеральной парадигмы, в которой ценность и норма, личное и общественное находятся в единстве. Чичерин трактовал эту позицию так: твердо и принципиально защищая права личности, он связывал с ними идею «порядка» и сознательно отстаивал твердую власть, решительно и резко осуждая все проявления революционного духа» [19].

Добавим к изложенному выше и оценку собственных идеологических воззрений, данную самим Чичериным. Он пишет, что «по своему характеру, по своим убеждениям я не человек оппозиции. Я держусь охранительных начал не в том, конечно, смысле, в каком нередко принимается у нас это выражение, которое выставляется каким-то пугалом, означающим врагов всякого улучшения, а в том смысле, какой может придавать ему разумный человек, любящий свобо-

ду, но понимающий необходимость чего-нибудь прочного в жизни. Я приверженец охранительных начал в том смысле, что я глубоко и живо чувствую потребность власти и порядка» [9, с. 346].

Отмеченные подходы и трактовки сущности феноменов либерализма и консерватизма, факты биографии Чичерина, анализ и обобщение имеющихся в научной и публицистической литературе оценок, касающихся характеристики идеологических воззрений философа, сопоставление их с материалами мемуаров позволяют автору статьи сформулировать следующие тезисы.

Во-первых, консервативно-либеральные идеологические принципы и установки, характеризующие мировоззрение зрелого Чичерина, формировались постепенно, поскольку его взгляды первоначально обратились к либерализму, а затем, через искания и размышления, трансформировались в консервативный либерализм. Из мемуаров Чичерина известно, что в молодости он восторженно встретил известия о европейских революциях 1848 года, полагая, что они ведут к свободе. Когда же стали известны трагические подробности кровавых столкновений, сопровождавших революционные действия жестокости, Чичерин навсегда разочаровался в революции как способе объективации исторического развития. Во многом формированию отчетливой консервативно-либеральной мировоззренческой позиции способствовала и поездка по Европе, встреча с А.И. Герценом, после которой у Чичерина сложилось отчетливое понимание того, что оптимальный путь исторического развития связан с осуществлением либеральных реформ, а не с революционными потрясениями.

Во-вторых, либеральная составляющая мировоззрения Чичерина выражена в его философии свободы. Консервативный либерализм социальной философии Чичерина состоит, прежде всего, в утверждении идеи о том, что в условиях России и для ее пользы действовать можно только правительственными мерами, отстранив от реформ и реакционеров, и радикалов-революционеров.

В-третьих, можно утверждать, что в мировоззрении Чичерина соединились ценности свободы (суть либерализм) и ценности традиции (суть консерватизм). Это нашло прямое отражение в содержании его социальной философии, которая предстает как философия свободы и стабильности и является жизнеспособной философской системой здравого смысла, а не умозрительной абстракцией. Такими основополагающими, не потерявшими своего конструктивного потенциала ценностями либерально-консервативной мировоззренческой и теоретической системы Чичерина следует считать утверждение ценности личности и ее свободы, утверждение верховенства в обществе права и справедливого закона, отстаивание стабильного существования и развития гражданского общества при сильной государственной власти. Обоснование важности соединения либеральных ценностей и сильной власти во имя блага граждан проходит через все социально-философское и политико-правовое учение Чичерина. Он был уверен, что подлинный либерализм состоит не в отрицании государственных начал, а в их укреплении с целью обеспечения в обществе свободы, основанной на законе и правопорядке.

Сильную государственную власть Чичерин считал особенно необходимой в условиях России. Он подчеркивал это, откликаясь на реальные события рос-

сийской истории. Так, 10 марта 1881 года (вскоре после убийства террористами Александра II) была написана знаменитая статья «Задачи нового царствования». В статье Чичерин требует от правительства принятия жестких мер против тех деструктивных общественных сил, которые посмели посягнуть на государственный порядок, на государственную власть. «Вся ходячая либеральная программа, с которой носятся известного разряда русские журналисты и их поклонники, должна быть устранена. Она ведет лишь к усилению разлагающих элементов общества, а нам нужно прежде всего дать перевес элементам скрепляющим. <...> Политическая свобода может быть отдаленным идеалом русского человека; насущная потребность заключается единственно в установлении живой связи между правительством и обществом для совокупного отпора разлагающим элементам и для внесения порядка в Русскую землю. <. > Либерализму придет свой черед, когда успокоятся умы и водворится порядок» [20].

Псевдозащитники либеральных ценностей часто критиковали и критикуют Чичерина за эти идеи. Но их критика представляется несправедливой и необоснованной. Во-первых, очевидной истиной является то, что консерватор - это отнюдь не реакционер. Во-вторых, российская история слишком часто давала примеры того, как стремление к свободе (в России - это практически всегда есть стремление к необузданной воле) оборачивалось полным попранием не только закона, но и здравого смысла.

Все обозначенные выше составляющие мировоззрения Чичерина тесно связаны с философским элементом, который также непосредственно проявляется в проблематике, содержании и выводах научных сочинений мыслителя.

Необходимо отметить, что на формирование философского мировоззрения Чичерина в значительной степени повлиял Т. Н. Грановский, встреча с которым произошла еще при подготовке юного Чичерина к поступлению в Московский университет. Эта подготовка шла под непосредственным руководством и влиянием Грановского, и именно он сформировал понимание важности и необходимости серьезного философского образования для всестороннего понимания жизни. Во многом отсюда и берет свое начало обширная социально-философская система Чичерина и системный подход, характерный для его научного анализа. Грановский научил видеть исторические явления и процессы в развитии. Отсюда, а еще от штудирования сочинений Гегеля, проистекает исторический подход в философских и правовых исследованиях. Грановский сам относился к прошлому «не с голым отрицанием, а с пониманием и сочувствием» [21], считая, что это помогает раскрыть «самый смысл исторического развития» [21, с. 6]. Это же исследовательское качество он привил Чичерину, для сочинений которого характерно чувство сопричастности к историческим событиям, их глубокое личностное переживание. Не без влияния Грановского сформировалось и твердое убеждение в значимости идеала свободы как стержня человеческого бытия. В «Воспоминаниях» Чичерин отмечает, что «для Грановского свобода была целью человеческого развития, а не непреложною меркою, с которой все должно сообразоваться. Он радостно приветствовал всякий успех ее в истории и в современной жизни; он всею душою желал расширения ее в отечестве» [4, с. 164].

Увлечение историей философии и в особенности философией Канта и Гегеля заложило основы философского образования Чичерина. Особенностью постижения истории философии стало критическое и «конструктивное усвоение отдельных положений» [22], а результатом такого постижения стал философский идеализм Чичерина.

В философском идеализме Чичерина, естественно, многое от Гегеля. Однако, несмотря на то, что, по оценкам исследователей, «Гегель оставался в его мировоззрении самодержцем» [23] и поэтому «неисправимый гегельянец смотрит на нас с каждой страницы его блестящих трактатов» [24], следует подчеркнуть: Чичерин относился к учению своего философского кумира творчески, зачастую критично, часто отходил от Гегеля, предлагая самостоятельные решения многих философских проблем. По словам Н.О. Лосского, он был из тех русских мыслителей, которые, «исходя из философии Гегеля, подвергли ее сложному и оригинальному преобразованию» [25].

Так, известно, что философская система Гегеля во многом базируется на схеме-триаде «тезис - антитезис - синтез». Чичерин в своей философии исходит из схемы, включающей четыре компонента: «отношение - единство-множество -сочетание». Гегель трактует Абсолют как саморазвивающуюся сущность. Чичерин рассматривает Абсолют как завершенное целое. Чичерин не был согласен с Гегелем в понимании религии как низшей ступени философского знания. У Чичерина религия и философия - это две формы человеческой духовности, гармонично дополняющие друг друга.

Существуют расхождения и в философской антропологии. Основное из них состоит в том, что Гегель не признает абсолютного значения личности, а для Чичерина - человек есть персона, обладающая метафизическими качествами и потому имеющая абсолютное значение. Анализируя историческое развитие, Гегель подчеркивает роль саморазвивающегося Абсолютного Духа, возвращающегося к себе, а Чичерин - роль активной, мыслящей и деятельной человеческой личности.

Существенные отличия в идеалистических системах Гегеля и Чичерина не позволяют однозначно отнести последнего, пользуясь его же терминологией, к «абсолютному идеализму» [26]. По мнению автора статьи, идеализм Чичерина носит теологическо-антропологический (богочеловеческий) характер. В пользу такого вывода свидетельствуют не только приведенные выше расхождения с Гегелем, но и идеи Чичерина о метафизических началах человека (свободе, религиозной вере, разуме).

Однако Чичерин отличается не только от Гегеля, но и от отечественных философов-идеалистов. Здесь его самобытность заключается, прежде всего, в строгой философской системе и многогранности анализируемой обществоведческой проблематики.

Подводя итог, подчеркнем, что мировоззрение Б.Н. Чичерина в значительной степени обусловило содержание, обобщения и выводы его социальной философии, которая, становясь все более известной нашим современникам, предстает как многоплановое учение об обществе и, в значительной степени, как теоретическая модель устойчивого развития, вполне созвучная вызовам современной российской действительности.

Литература

1. Грановский Т.Н. Письмо Б.Н. Чичерину. Июнь 1854 г. // Грановский Т.Н. Публичные чтения. Статьи. Письма / сост. А. А. Левандовский, Д. А. Цыганков, автор вступ. ст. и коммент. А.А. Левандовский, авторы коммент. В.Л. Семигин, Д.А. Цыганков. М.: РОССПЭН, 2010. С. 419.

2. Чичерин Б.Н. Путешествие за границу // Чичерин Б.Н. Воспоминания: В 2-х т. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2010. Т. 1. С. 460.

3. Чичерин Б. Н. Вступительная лекция по государственному праву, читанная в Московском университете 28 октября 1861 года // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С. 375.

4. Чичерин Б.Н. Москва сороковых годов // Чичерин Б.Н. Воспоминания: В 2-х томах. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2010. Т. 1. С. 169.

5. Чичерин Б.Н. Московский университет // Чичерин Б.Н. Воспоминания: В 2-х т. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2010. Т. 2. С. 113.

6. Чичерин Б.Н. Наука и религия. М.: Республика, 1999. С. 22.

7. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В., Киреевский П.В. Полное собрание сочинений: В 4-х т. Т. 1. Философские и историко-публицистические работы. Составление, примечания и комментарии А.Ф.Малышевского. Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 2006. С. 234.

8. Общий Устав Императорских Российских Университетов // Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе: В 55-ти т. СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1866. Т. 38 (1863). № 39752. С. 631.

9. Чичерин Б.Н. Земство и Московская дума // Чичерин Б.Н. Воспоминания: В 2-х т. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2010. Т. 2. С. 435.

10. Леонтович В.В. История либерализма в России (1762-1914) // Опыт русского либерализма. Антология. М.: Канон, 1997. С. 433.

11. Кара-Мурза А.А. Петр Бернгардович Струве и Михаил Андреевич Осоргин: Два лика российского либерализма // Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских политических мыслителях XIX-XX вв. М.: ИФ РАН, 2006. С. 126.

12. Струве П.Б. Б.Н.Чичерин и его место в русской образованности и общественности // Струве П.Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм. М.: Республика, 1997. С. 456.

13. Плеханов Г.В. Две рецензии о книгах Б. Чичерина // Плеханов Г.В. Сочинения: В 24-х т. М.-Л.: Государственное издательство, 1922-1927. Т. 12. 1925. С. 179.

14. Ленин В. И. Гонители земства и Аннибалы либерализма // Ленин В. И. Полное собрание сочинений. В 55-ти т. М.: Издательство политической литературы, 1979. Т. 5. С. 56.

15. Валицкий А. Нравственность и право в теориях русских либералов конца XIX -начала XX веков // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 29.

16. Мартен С. Б.Н. Чичерин - русский либерал и русский патриот // Борис Николаевич Чичерин. Годы и время / отв. ред. И.А. Ерохина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. С. 210-226.

17. Зорькин В. Д. Чичерин. М.: Юридическая литература, 1994. С. 84.

18. Кара-Мурза А.А. Борис Николаевич Чичерин и Иван Сергеевич Аксаков // Кара-Мурза А.А. Интеллектуальные портреты: Очерки о русских политических мыслителях XIX-XX вв. М.: ИФ РАН, 2006. С. 122.

19. Кацапова И.А. Идея национального и универсального в русской философии права: Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 137.

20. Чичерин Б.Н. Задачи нового царствования // Чичерин Б.Н. Философия права. СПб.: Наука, 1998. С. 532-537.

21. Чичерин Б.Н. Несколько слов о философско-исторических воззрениях Грановского // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 1 (36). С. 5.

22. Абрамов А.И. О русском кантианстве и неокантианстве в журнале «Логос» // Кант и философия в России. М.: Наука, 1994. С. 227.

23. Чижевский Д.И. Б.Н. Чичерин // Чижевский Д.И. Гегель в России. СПб.: Наука, 2007. С. 327.

24. Сыромятников Б.И. В.О. Ключевский и Б.Н. Чичерин // Дурновцев В.И., Тихонов В.В. Жизнь и труды историка Б.И. Сыромятникова. М.: Канон +, 2012. С. 156.

25. Лосский Н.О. История русской философии / пер. с англ. / Н.О. Лосский. М.: Высшая школа, 1991. С. 176.

26. Чичерин Б.Н. История политических учений. Т. 3. СПб.: РХГА, 2010. С. 245.

Lobeeva V.M. System ideological grounds of social philosophy by B.N. Chicherin. In article stand and analyze the main elements ideological system B.N. Chicherin. Formulated and proved the conclusion of the close relationship worldview and philosophy scholar.

Key words: outlook, the basic elements of ideology, philosophical ideas, relationship, determination.

УДК 17.02

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО И ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ

ГРАЖДАНСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРАВ В ПОЛИТИКО-ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ Б.Н. ЧИЧЕРИНА

С.Л. Чижков

В статье рассматривается эволюция концепции взаимосвязи гражданских и политических прав. Политические права в ранних работах понимались преимущественно как способ защиты гражданских прав. Ранние работы Чичерина содержат также противоречие между личной свободой и общей пользой, при этом личная свобода может ограничиваться по соображениям общей пользы. В своих поздних работах Чичерин отходит от утилитарной интерпретации понятия общей пользы и вырабатывает концепцию общественного блага, понимаемого в первую очередь как единство права и нравственности в публичной сфере. При этом гражданские и политические права начинают пониматься как формы реализации духовных начал в человеке.

Ключевые слова: гражданские права, политические права, свобода, гражданское общество, государство, общественное благо.

В вопросе о соотношении гражданских и политических прав классическая либеральная доктрина неизменно отдавала приоритет правам гражданским. Политические права, то есть права на определение власти, на участие во власти и ее отправлении в течение долгого времени виделись вторичными, лишь обеспечивающими гражданские права. Чичерин отмечал, что даже революции, как это ни покажется странным, демонстрируют вторичность политических прав и свобод: они, подчеркивал Чичерин, начинаются с выдвижения политических требований,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.