Научная статья на тему 'Система менеджмента качества как средство обеспечения качества продукции на предприятии'

Система менеджмента качества как средство обеспечения качества продукции на предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ПРОИЗВОДСТВО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА / МОНИТОРИНГ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТЕРИ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА / БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА / ПРОЦЕССНЫЙ THE APPROACH / POLICY(POLITICS) IN THE FIELD OF QUALITY / MANUFACTURE OF DIESEL FUEL / MONITORING / TECHNOLOGICAL LOSSES / PRODUCTIVITY OF PROCESS / ECONOMICAL MANUFACTURE / INDUSTRIAL SAFETY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патракова Г. Р., Михайлова Г. Н.

Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрена система менеджмента качества ОАО «ТАИФ-НК» на основании требований ИСО 9001:2008 с применением процессного подхода, с применением бережливого производства, с устранением негативных последствий главных источников непроизводительных затрат

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific novelty of work consists that the system of management of quality ОАО " « ТАИФ НК " is considered on the basis of the requirements ИСО 9001:2008 with application процессного of the approach, with application of economical manufacture, with elimination of negative consequences of the main sources of unproductive expenses

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества как средство обеспечения качества продукции на предприятии»

УДК 658.5.012.2

Г.Р.Патракова, Михайлова Г.Н.

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Ключевые слова: процессный подход, производство дизельного топлива, мониторинг, технологические потери, результативность процесса, бережливое производство, промышленная безопасность, политика в

области качества

Научная новизна работы заключается в том, что рассмотрена система менеджмента качества ОАО «ТАИФ-НК» на основании требований ИСО 9001:2008 с применением процессного подхода, с применением бережливого производства, с устранением негативных последствий главных источников непроизводительных затрат

Key words: процессный the approach, manufacture of diesel fuel, monitoring, technological losses, productivity of process, economical manufacture, industrial safety, policy(politics) in the field of quality

The scientific novelty of work consists that the system of management of quality ОАО "«ТАИФ-НК" is considered on the basis of the requirements ИСО 9001:2008 with application процессного of the approach, with application of economical manufacture, with elimination of negative consequences of the main sources of unproductive expenses

Основополагающей базой современных подходов к менеджменту является процессный подход. Система менеджмента качества ОАО «ТАИФ-НК» построена на основании требований МС ИСО 9001:2008 с применением процессного подхода, который обеспечивает непрерывность управления процессами в рамках системы. На данном этапе своего развития на ОАО «ТАИФ-НК» функционируют 12 процессов [1]. К ним относятся: управляющие процессы, бизнес-процессы и поддерживающие процессы. Для анализа функционирования процессного подхода на ОАО «ТАИФ-НК» был рассмотрен процесс АЗ4 «Производство дизельного топлива». Цель процесса А34 - производство дизельного топлива в

соответствии с требованиями нормативной документации, договоров (контрактов) на поставку продукции и планами производства.

Владелец процесса - заместитель генерального технолога по производству дизельного топлива. Руководитель процесса - начальник производства. Ответственность за разработку, внедрение, внесение изменений в карту процесса, а также за мониторинг, измерение и оперативное управление процессом несёт руководитель процесса. Ответственность за выделение ресурсов, анализ результатов, улучшение процесса несёт владелец процесса [2].

Результативность - достижение

запланированных результатов. Измерение процесса осуществляется по критериям результативности (в соответствии со шкалой результативности):

- Критерий № 1. Превышение планового уровня материальных затрат в цеховых расходах. Это процент материальных затрат к установленному лимиту. Лимит оформляется на каждый месяц и утверждается генеральным директором.

- Критерий 2. Фактический уровень технологических потерь при производстве дизельного топлива. Этот отношение количества

несоответствующей продукции к сумме количества годной продукции сданной на склад по акту.

- Критерий 3. Фактический уровень

технологических потерь при производстве дизельного топлива.

Таблица 1—Оценка результативности процесса

Зна- чение Шкала оценки результативности процессов:

Более 95% Устойчивые положительные результаты. Процесс функционирует результативно. Необходимо наблюдение за процессом и разработка мероприятий по улучшению.

от 80% до 95% Большинство результатов имеют положительную тенденцию, но имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует преимущественно результативно. Необходимо разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса.

от 50% до 80% Большинство результатов не изменилось, имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует условно результативно. Необходима обязательная разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса.

ниже 50% Незаметные изменения, имеются несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует нерезультативно .Необходим внеочередной анализ протекания процесса, разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса.

Этот критерий рассчитывается, как отношение общего количества несоответствующей продукции в тоннах к количеству годной продукции сданной на склад плюс общее количества несоответствующей продукции [2,3].

На рис.1. представлены значения результативности процесса за каждый месяц с 2009 по 2011 года. Линии тренда - линейная результативность. Она наглядно демонстрирует тенденцию изменения данных. Если оценить данные в соответствии с таблицей 1, то практически 70% времени процесс показывает результат от 80 до 95%.

2009 по 2011 годы

Большинство результатов имеют

положительную тенденцию, но имеются

несоответствия в протекании процесса. Процесс функционирует преимущественно результативно. Необходима разработка корректирующих и предупреждающих мероприятий, а также мероприятия по улучшению процесса [8,9].

Линия тренда показывает динамику к уменьшению результативности процесса. В связи с этим можно прогнозировать и дальнейший спад. Соблюдение предприятием всех требований стандарта ИСО 9001 не достаточно для наилучшего эффекта от производства. С одной стороны необходимо ежеквартально внедрять мероприятия по улучшению процесса. Но с другой стороны, необходимо пересмотреть сами критерии, которые существуют на предприятии. Их необходимо ужесточить, добавить новые или убрать старые, демонстрирующие ежемесячно положительные результаты. По графику видно, что конечная точка (декабрь 2011 года) находится на отметке в 100 процентов. Это подтверждает необходимость перемен в самих критериях.

Второй путь развития эффективности и результативности процесса - это применение на предприятии бережливого производства. Основное положение данного принципа - всегда нужно стремиться устранить или ослабить негативные последствия семи главных источников непроизводительных затрат:

- лишних движений;

- лишних запасах;

- дефектах продукции;

- внутризаводских перевозках;

- перепроизводстве;

- простоях.

Бережливое производство применяется на ОАО «ТАИФ-НК» несколько лет. Применение принципов бережливого производства, а также пересмотр имеющихся критериев результативности положительно скажется на предприятии ОАО «ТАИФ-НК».

Основными целями Компании в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды являются:

ориентация на лучшие практики и технологии нефтепереработки, создание и развитие собственного бренда и формирование европейского имиджа компании;

совершенствование системы мониторинга требований рынка и удовлетворенности потребителей.

Политика в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды является основной функционирования и постоянного улучшения интегрированной системы менеджмента в соответствии с принципами и требованиями международных стандартов ИСО 9001:2008, ИСО 14001:2004, А8 9100В:001 и ОН8А8 18001:2007.

Руководство Компании берет на себя обязательства по выполнению поставленных целей и призывает каждого сотрудника участвовать в реализации настоящей политики.

Политика ОАО «ТАИФ-НК» в области качества, промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды утверждена генеральным директором А. А. Бабыниным 21 января 2011 года.

В целом работы по обеспечению качества ведутся не в полной мере. В ходе исследования были выявлены следующие недостатки, связанные с условиями внешней среды:

- доля экспорта имеет положительную динамику на протяжении исследуемого периода с 2009 года по 2011 год. Это позволяет судить о восстановлении позиций на западном рынке, где в связи с финансовым кризисом в 2009 произошел спад потребления данной продукции в целом и в частности продукции ОАО «ТАИФ-НК»;

- наблюдается высокая степень зависимости

от внешних источников финансирования. Об этом позволяют судить документы финансовой

отчетности, где долгосрочные обязательства, занимают весомое место, хотя имеется положительная динамика по их сокращению.

Безусловно, 2009 год был тяжелым для

исследуемого предприятия;

- высокая степень зависимости от внешних условий, что наглядно демонстрирует ситуация 2009 года.

При рассмотрении условий внутренней среды, было выявлена низкая инициатива управленческого персонала и работников

участвовать в процессах принятия совместных управленческих решений, документооборот который ведется как на электроном, так и бумажном носителях, что увеличивает объем работ и раздражает персонал, недостаточное доверие управленческого персонала к работникам предприятия, персонал не до конца понимает, что качество касается абсолютно всех работников, а не только службу качества.

Принимаемые меры поддержания и развития интегрированной системы менеджмента качества привели к росту объемов продаж, как на внутреннем так и на внешнем рынках.

Реализация продукции производства ОАО «ТАИФ-НК» осуществляется как на внутреннем рынке, так и за рубежом.

Целевыми рынками сбыта продукции для Общества являются:

- для внутренних продаж - главным образом рынки Республики Татарстан и Приволжского округа;

- для продажи на экспорт - рынки западного направления, включая страны Северо-Западной Европы, и рынки Средиземноморья.

Общий объем оптовой реализации продукции нефтепродуктов в 2011 году составил более 8 млн. тонн.

На внутреннем рынке в 2011 году

реализовано около 20 видов нефтепродуктов

производства ОАО «ТАИФ-НК», наибольший объем продаж пришелся на следующие продукты:

дизельное топливо, автомобильные бензины, прямогонный бензин, мазут топочный марки М-100, топливо печное бытовое.

Доля реализации нефтепродуктов в Республике Татарстан в отчетном году составила порядки 77% от общего объема поставок на внутренний рынке. Основные оптовые покупатели

на внутреннем рынке: ОАО

«Нижнекамскнефтехим», ОАО ХК

«Татнефтепродукт» и компании группы

«Татнефть»[10, 11].

Литература

1. Г0СТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Изд-во стандартов, 2001. - 590 с.

2. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» -М.: ИПК Издательство стандартов, 2001. - 46 с.

3. Аристов О.В. Управление качеством: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2009.-239 с.

4. Бузов, Б.А. Управление качеством продукции. Технический регламент, стандартизация и сертификация : учеб. пособие для вузов / Б.А. Бузов. - 3-е изд., доп. - М. : Академия, 2008. - 176 с.

5. Васильков Ю.В., Белкова Е.А. Улучшения в системах менеджмента качества и внутренний аудит: Учебнометодическое пособие. - Ярославль: академия Пастухова, 2007. - 60 с.

6. Васюкова, А.Т. Организация производства и управление качеством продукции в общественном питании : учеб. пособие / А.Т. Васюкова, В.И. Пивоваров, К.В. Пивоваров. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Дашков и К, 2009. -328 с.

7. Вдовин, СМ. Система менеджмента качества организации [Текст] : учеб. пособие / СМ. Вдовин, Т.А. Салимова, Л.И. Бирюкова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 299 с.

8. Голенкова Е.А. Технология выбора инновационной стратегии развития предприятия на основе состояния его инновационного потенциала/ Е.А. Голенкова// Вестник КНИТУ. №1, 2013. С. 297-299.

9. Шинкевич А.И., Варданян Э.А. Проблемы развития малого предпринимательства на региональном уровне/ А.И.Шинкевич, Э.А.Варданян//Вестник КНИТУ, №2, 2013.—С.229-231.

10. www.standard.ru - Стандарты качества

11. www.taifnk..ru/about/investoram/god_otchet

© Г.Р. Патракова - канд.. геогр. наук, доцент кафедры процессов и аппаратов химических технологий НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ», e-mail: [email protected]; Г. Н. Михайлова - студент НХТИ ФГБОУ ВПО «КНИТУ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.