УДК 65.018.2
К.С. Старухина
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕГРАТИВНЫХ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ
В статье рассмотрен вопрос создания интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, которые обеспечат высокое качество поставки продукции. Охарактеризованы перспективы применения процессного подхода в проектировании логистической системы с опорой на 7 правил логистики и принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM), которые позволяют выстроить процессы и оценить их эффективность. В результате научного исследования получен вывод, что интеграция принципов системы менеджмента качества и логистики дают возможность создавать эффективные логистические системы, в которых реализуются требования потребителей относительно качества.
Ключевые слова: система менеджмента качества, логистическая система, интегративные свойства, Всеобщий менеджмент качества (TQM), правила логистики, процессный подход.
Логистика - это процесс организации, планирования, контроля и регулирования движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя. Логистическая система - это совокупность взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов (звеньев), позволяющая управлять потоками. Устойчивость логистическая система достигает благодаря интегративным свойствам. Интегративные свойства - «качества, присущие всей системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности» [1, с. 82]. Интегративные (эмерджентные) свойства логистической системы проявляются в семи правилах логистики:
1) продукт должен быть необходим потребителю;
2) продукт должен быть соответственного качества;
3) продукт должен быть в необходимом количестве;
4) продукт должен быть доставлен в нужное время;
5) продукт должен быть доставлен в нужное место;
6) продукт должен быть доставлен конкретному потребителю;
7) продукт должен быть доставлен с минимальными затратами.
Интегратизм - «путь от простого к сложному в познании явлений» [2] как процесс включается в себя три этапа интеграции частей и целого:
1) возникают системы связей между частями;
2) в составе целого части утрачивают свои первоначальные идентификационные качества;
3) у возникающей целостности появляются новые характеристики, обусловленных как свойствами частей, так и новыми межчастными связями.
Внутренняя интеграция затрагивает логистические потоки, циркулирующие на этапах снабжения (приобретение продуктов и материалов у поставщиков), обеспечения производства (планирование и поддержка производственного процесса), физического распределения (обслуживание потребителей). Внешняя интеграция предполагает вовлечение в систему потребителей и поставщиков.
Одной из основных задач логистики является создание интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, которые обес-
© Старухина К.С., 2014.
печат высокое качество поставки продукции. «Наиболее эффективной рабочей моделью качества в настоящее время является модель Всеобщего Управления Качеством» [3, с. 3-4], - констатируют исследователи, поскольку, если конкурент быстрее внедряет модель качества, он добивается конкурентной скорости, увеличивающей расстояние между ним и другими компаниями. Поэтому в основе проектирования логистических систем должны лежать принципы Всеобщего менеджмента качества (TQM). Подход к управлению организацией TQM предполагает участие всех её членов и достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителя. В арсенале TQM существует различные методические материалы. Условия для сравнимости логистических систем с точки зрения выполнения качества создают стандарты. Действующие в России документы, в которых отражен международный опыт управления качеством, - серия стандартов ИСО 9000. В них заложены восемь принципов, которые предлагают лишь выдержки из философии качества, сформулированной за годы исторического развития и научного и практического осмысления:
1) Ориентация на потребителя;
2) Лидерство руководителей;
3) Вовлечение работников;
4) Процессный подход;
5) Системный подход к менеджменту;
6) Постоянное улучшение;
7) Основанный на фактах подход к принятию решений;
8) Взаимовыгодные отношения с поставщиками [4].
Требования и рекомендации стандартов серии ИСО 9000 ориентированы на способность предприятия поддерживать стабильность качества продукции (ориентируясь на схему жизненного цикла продукции). Однако принципы, изложенные в стандартах, позволяют сформулировать принципы для процессов. Так, проектирование интегративной логистической системы осуществляется с опорой на 7 правил логистики, которые соотносятся с принципами менеджмента качества, так у системы появляется своя программа совершенствования [рис. 1].
J1 # / у
ГОСТ ИСО
9001:2011 —>
Интеграция элементов системы Рис. 1. Пути развития системы менеджмента качества [5, с. 325-333]
Как отмечают исследователи, непрерывное улучшение процессов - необходимая стратегия действий на конкурентном рынке, так как степень приверженности потребителя зависит от величины ценности, приобретаемой у компании; компания для этого должна постоянно улучшать и совершенствовать свои процессы. [6, с. 82-88]. Правило «десятикратных затрат» гласит, что «затраты на производство некачественной продукции, на обнаружение брака возрастают десятикратно при переходе со стадии маркетинга, проектирования на стадию производства, а также от стадии производства к стадии эксплуатации» [7, с. 11], иными словами «контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию)» [8, с. 667]. Эффективный кон-
троль может обеспечить система менеджмента качества (СМК) - «система, предназначенная для установления политики в области качества, а также для достижения этих целей в этой области» [7, с. 47].
Модель системы менеджмента качества стандарта ГОСТ ИСО 9001:2011 основана на процессном подходе и иллюстрирует связь между процессами. Там же изложены основные требования к процессам: точность, воспроизводимость, выполнение плановых заданий в плановые сроки с плановыми результатами, временные и материальные затраты, эффективность использования ресурсов на единицу продукции или времени. Процессный подход в проектировании логистической системы предлагает рассматривать каждую функцию как процесс. Таким образом, принципы системы менеджмента качества и правила логистики должны быть заложены в каждый подпроцесс.
Рис. 2. Формирование модели процесса [10, с. 81]
Добиться представления системы в виде процессов можно посредством следующего алгоритма [9]:
1) выстраивание системы процессов, необходимых для менеджмента качества; определение их последовательности, взаимосвязи и взаимодействия;
2) выявление ключевых процессов с позиций стратегических целей и планов;
3) поиск сотрудника, ответственного за каждый отдельный процесс и вручение ему полномочий владельца процесса;
4) определение заказчика или потребителя процесса, описание выхода процесса (требований к качеству результатов функционирования);
5) определить поставщика/ов процесса (требования к элементам входа процесса, к ресурсам);
6) определение критериев эффективного менеджмента каждого процесса и выбор показателей измерения; планирование процессов измерения показателей качества и эффективности процесса;
7) визуальное представление/описание процесса с учетом системы менеджмента процесса;
8) определение входных и выходных документов процессов (регламент, должностные инструкции, рабочий журнал...);
9) обеспечение информационных потоков, необходимых для эффективного менеджмента и мониторинга процесса;
10) регулярная оценка, мониторинг и анализ данных процесса;
11) систематические корректирующие и предупреждающие действия, направленные на достижение целей процесса;
12) определение порядка внесения в процесс изменений.
Моделирование процессов эффективно проводить в нотации структурного анализа IDEF0, соответствующей подходу к описанию процессов в стандартах серии ИСО 9000. В контексте процессного подхода логистика может рассматриваться как процесс, позволяющий полно и наглядно проследить движение материального, информационного и сервисного потоков и оценить качественные изменения. Необходимо отметить, что функции логистики могут быть представлены в как структуры в этой нотации, что позволяет проследить изменение, приращение ценности. Декомпозиция процессов предлагает их конкретизацию и детализацию потоков данных и информации, подразумевающую определение входных и выходных потоков, управляющего воздействия, а также необходимых ресурсов [рис. 2].
Так, стандарт IDEF0 позволяет отражать процессы, формируя из них модели стандартного типа.
Совершенствование логистической системы в рамках процессного подхода может осуществляться по циклу PDCA (plan-do-check-act), где постоянный контроль и измерение процессов продукции влечет за собой корректирующие действия, выработанные благодаря мониторингу, измерению, анализу и улучшению посредством внутреннего аудита. Условиями развития логистических систем и формирования программы качества становятся правила логистики и принципы системы менеджмента качества, которые определяют показатели эффективности функционирования системы.
Интеграция принципов системы менеджмента качества и логистики дают возможность создавать эффективные логистические системы, в которых реализуются требования потребителей относительно качества. Таким образом, логистическая система, спроектированная на основе принципов системы менеджмента качества и правил логистики, может стать эффективной системой управления любого производства, нацеленной на удовлетворение потребителей качественной продукцией и услугами.
Библиографический список
1. Гаджинский А.М. Логистика: учебник. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. 432 с.
2. Чапаев Н.К. Структура и содержание теоретико-методологического обеспечения педагогической интеграции : диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01. Екатеринбург, 1998. 462 с.
3. Глудкин, О. П. Всеобщее управления качеством :учебник для вузов /О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Гуров, Ю. В. Зорин : под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия. Телеком, 2001. 600 с.
4. ГОСТ ИСО 9001:2011 Системы менеджмента качества. Требования : межгосударственный стандарт. Введ. 2011-12-22. М.: Стандартинформ, 2012. 36 с.
5. Business Exellence in the New Millenium - Quality for Society: Speeches of the 44th Congress of the European Organisation for Quality / edited by Prof. Dr. P. Molnár, Dr. F. Boross - Budapest, EOQ, 2000. -344 с.
6. Гарднер Р. Преодоление парадокса процессов // Стандарты и качество. 2002, № 1. С. 82-88.
7. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов и вузов, обучающихся по специальности «Упр. качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. 4 изд., стер. М.: Омега-Л, 2007. 400 с.
8.Управление проектами: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / И. И. Мазур, [и др.] ; под. общ. ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. 6-е изд., стер. -М.: Омега-Л, 2010. 960 с.
9.Положай Н.В. Влияние процессного подхода на работу предприятий / Н.В. Положай, Л.Н. Масюк // Конференция «Проблемы стандартизации и сертификации в регионе». Донецк, 2005.
10. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 544 с.
СТАРУХИНА Карина Сергеевна - магистрант, Тольяттинский государственный университет.