СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА, ИНТЕГРИРОВАННАЯ С КОНТРОЛЛИНГОМ ПРЕДПРИЯТИЯ Н.А. Шичков
Проблема создания эффективной интегрированной системы управления на основе международных стандартов менеджмента качества и контроллинга является весьма актуальной на коммерческих предприятиях производственной системы регионов. В настоящей статье рассматривается методология разработки и освоения процессной модели управления для организаций, осваивающих управленческий учёт. Рассматриваются методы управления и контроля показателей результативности и эффективности производственных процессов с учётом налоговых платежей, входящих в структуру операционных затрат. Использование «процессного подхода» позволяет систематизировать деятельность организации, направить ресурсы и усилия на повышение результативности и эффективности деятельности. Совмещение информационно-аналитических систем управленческого учёта и системы менеджмента качества реализует задачи организации производственного процесса, обеспечивающего заданные потребительские свойства продукции и услуг
Ключевые слова: менеджмент, процесс, эффективность, результативность
Система менеджмента качества предприятий и организаций является одним из инструментов инновационного менеджмента, обеспечивающего производство и реализацию продукции, имеющую конкурентные преимущества на внешнем рынке. Рассмотрены проблемные вопросы освоения международных стандартов менеджмента качества на предприятиях и организациях, являющихся градообразующими и определяющими налогооблагаемую базу бюджетов субъекта федерации и муниципальных образований.
Согласно Налоговому Кодексу РФ основными налоговыми платежами, входящими в структуру операционных затрат предприятия, являются налог на имущество юридических лиц, включающий налог на землю, используемую предприятием в операционном процессе, налог на доходы физических лиц и налог на операционную прибыль. Перечисленные налоговые платежи для предприятий являются операционными затратами, а для органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований налоговыми доходами. Учитывая дуализм этих затрат необходимо в оценке результативности работы предприятий относить эти параметры к эффективности работы предприятия с точки зрения внешней среды.
Многие предприятия активно осваивают инструменты инновационного менеджмента,
основанные на управленческом учёте. Речь идёт об организации производства на основе трансферта затрат и потребительских свойств продукции по производственно-технологическим системам, являющихся центрами финансовой ответственности. Следует иметь ввиду, что формирование центров финансовой ответственности следует в зависимости от характера продукции, а не по организационной структуре предприятия. Это связано с тем, что зоной финансовой ответственности может быть технологический передел или готовая продукция, имеющие рыночную стоимость. В свою очередь стандарты системы менеджмента качества, как правило, формируются по управленческим структурам. При этом информационно-аналитическая система контроллинга (управленческого учёта) и системы менеджмента качества дополняют друг друга.
Комплексная база данных, сформированная на основе метрологического обеспечения параметров производственных процессов, является исходной для бухгалтерского и налогового учётов предприятия. Кроме того информационная база используется при стратегическом бизнес - планировании.
Для оценки эффективности деятельности любой организации следует разработать и освоить «процессную модель», а именно:
^ сформировать зоны финансовой ответственности для данного продукта,
> уточнить их последовательность и формы трансферта операционных затрат и потребительских свойств продукции или переделов,
^ распределить ответственность и полномочия в рамках производственных процессов,
^ установить и контролировать показатели результативности и эффективности процессов.
Процессом принято считать «совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы в выходы».
Материальные потоки Информационные потоки
Рис. 1. Схема управления процессом
Выходом процесса (рис. 1) является его результат - продукция или передел процесса. На выходе процесса может быть материальный объект или информация в денежном эквиваленте. Материальный объект (продукция или производственный передел) сопровождается информацией об его потребительских свойствах, поэтому имеет место комбинация материальных и информационных потоков.
Три группы входов процесса представляют собой:
> непосредственно «вход», являющийся технологическим переделом т.е. то, что преобразуется каждым последующим переделом (зоной финансовой ответственности) в ходе процесса,
^ управляющие воздействия (технология, материальные и нематериальные активы),
> операционные затраты.
Процессы реализуются на различных уровнях управления организацией (рис. 2).
Основными системообразующими процессами в организации являются бизнес-процессы, в которых непосредственно осуществляется производство продукции или технологического передела, имеющего рыночную стоимость (предоставление услуги). На вход бизнес-процессов поступает продукция или услуги поставщиков, а на выходе - готовая продукция или передел.
Основная задача процессов управления состоит в том, чтобы преобразовать информацию о функционировании системы менеджмента качества и контроллинга и требования потребителей в управляющие воздействия для бизнес-процессов и процессов ресурсного обеспечения, а также в требования к последующим переделам.
Задача процессов ресурсного обеспечения состоит в управлении персоналом, объектами инфраструктуры и производственной средой.
Требования потребителей
Материалы и комплектующие изделия
Процессы управления
' ▲ ' 1 ▼ 1
Бизнес-процессы
i к
Требования к поставщикам
Продукция
Процессы ресурсного обеспечения
Рис. 2. Системообразующие процессы
Любой процесс может быть оценен по следующим группам показателей (рис. 3):
> показатели, характеризующие результативность процесса: степень достижения запланированного результата процесса и вероятность достижения запланированного результата (риски для результата процесса);
> эффективность процесса, которая характеризуется соотношением достигнутого
результата и затраченных ресурсов. Показатели, характеризующие эффективность процесса: операционные затраты, связанные с выполнением процесса, и время, затраченное на процесс;
^ дополнительные показатели процесса: показатели воздействия на окружающую среду, потенциальные риски для персонала и др.
Рис. 3. Показатели процессов в зонах финансовой ответственности ОРГАНИЗАТОР ПРОИЗВОДСТВА. 2014. № 3
Время, затраченное на выполнение процесса, обычно характеризует его эффективность, но в ряде случаев его следует отнести к показателям результативности. Например, если продолжительность процесса является требованием потребителя.
Для того чтобы выявить показатели процесса, требующие метрологического обеспечения в зонах финансовой ответственности, необходимо ответить на вопросы:
> с какой целью данный процесс реализуется в организации,
> кто является потребителем результата процесса,
> какие требования предъявляет потребитель к процессу и его результату?
Ответы на данные вопросы позволят определить наиболее важные показатели результативности процесса, требующие мониторинга.
На следующем этапе следует определить факторы риска, которые могут повлиять на результат процесса, и выявить показатели, в наибольшей степени характеризующие данные факторы риска.
Создавая механизм управления процессами не останавливаться на показателях результативности, важных для потребителей, а постараться выявить требования других заинтересованных сторон и установить соответствующие показатели выполнения этих требований. Так, например, для акционеров будут важны стоимостные показатели, для общества - экологические показатели, для персонала - социальные показатели и показатели профессиональной безопасности.
Для различных процессов организация может остановиться на различных уровнях мониторинга (рис. 4).
Уровень 1: Оценка показателей результата процесса
Уровень 3: Оценка дополнительных показателей процесса.
Уровень 2: Оценка рисков для результата процесса (вероятности достижения запланированного результата).
Рис. 4. Уровни мониторинга процессов
Первый уровень мониторинга «Оценка показателей результата процесса» необходимо применять ко всем процессам организации. Для вспомогательных процессов мониторинг обычно ограничивают первым уровнем. Мониторинг производственного процесса необходимо проводить, как минимум, на втором уровне.
Основные факторы, влияющие на достижение результатов процессов, и соответствующие показатели представлены в таблице.
На третьем уровне мониторинга самым
важными показателями процесса обычно являются показатели эффективности. Основными показателями, влияющими на эффективность процесса, будут:
- затраты времени;
- использование материальных и нематериальных активов;
- использование операционных затрат.
Использование «процессного подхода»
позволяет систематизировать деятельность организации, направить ресурсы и усилия на повышение результативности и эффективности деятельности.
Факторы и показатели риска
Факторы риска Показатели
Персонал Компетентность персонала (образование, подготовка, навыки, опыт)
Оборудование, программное обеспечение Характеристики, текущее состояние, режимы и параметры работы оборудования (программного обеспечения)
Внешняя среда Атмосферные условия, законодательство, политические и экономические условия
Материалы, комплектующие изделия Характеристики материалов и комплектующих изделий
Управляющие воздействия Процедуры, планирование, контроль
Совмещение информационно-
аналитических систем управленческого учёта и системы менеджмента качества реализует две взаимодополняющие задачи организации производственного процесса, обеспечивающего заданные потребительские свойства продукции и услуг, выявление задач и программ инновационных процессов, направленных на освоение продуктовых, технологических и аллокационных инноваций. В результате органы государственной власти субъектов федерации и органы местного самоуправления могут планировать и отслеживать темпы поступления налоговых платежей.
Литература
1. Шичков, Н. А. Эволюция и интеграция систем менеджмента / Н. А. Шичков // В сборнике «ИСО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение систем менеджмента качества». - СПб.: Издательство «Форум Медиа», 2012.
2. Шичков, Н. А. Менеджмент качества в системе образовательных услуг / Н. А. Шичков // Инновации. - 2009 (специальный выпуск). - С. 6-8.
3. Шичков, Н. А. Результативность корректирующих действий / Н. А. Шичков // В
сборнике «ИСО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение систем менеджмента качества». - СПб.: Издательство «Форум Медиа», 2008.
4. Шичков, Н. А. Экономическая эффективность управления качеством продукции / Н. А. Шичков // В сборнике «ИСО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение систем менеджмента качества». - СПб.: Издательство «Форум Медиа», 2007.
5. Шичков, Н. А. Построение процессной модели СМК. Практические рекомендации / Н. А. Шичков // В сборнике «ИСО 9001. Разработка, внедрение, сертификация, улучшение систем менеджмента качества». -СПб.: Издательство «Форум Медиа», 2006.
6. Шичков, Н. А. Менеджмент качества на современном предприятии / Н. А. Шич-ков, А. В. Владимирцев, О. А. Марцынков-ский и др. - СПб.: Издание «Ассоциации по сертификации «Русский регистр», 2003.
7. Шичков, Н. А. Выбор методов измерения процессов системы менеджмента качества / Н. А. Шичков // Методы менеджмента качества. - 2005. - №2. - С. 14-17.
8. Шичков, А. Н. Ситуационный анализ рыночного уклада в муниципальном округе (районе): монография / А. Н. Шичков. -Вологда: ВоГТУ, 2013. - 208 с.
Шичков Николай Александрович, кандидат технических наук, доцент, директор Учебно-методического центра «Бизнес Класс» (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), [email protected]
SYSTEM OF QUALITY MANAGEMENT, INTEGRATED WITH MANAGEMENT ACCOUNTING (CONTROLLING) OF THE ENTERPRISE
N.A. Shichkov, Training Center "Business Class", St. Petersburg, Russian Federation, [email protected]
The problem of creation an effective integrated management system is based on international standards of quality management and controlling. It is very actual problem for the commercial enterprises of a production system in regions. This article presents a methodology for the development and implementation of a process model management for organizations, working on the management accounting. Methods of management and control indicators of the effectiveness and efficiency the production processes are considered in the paper. They are discussed considering tax payments included in the structure of operating costs. Applying the "process approach" allows to systemize the activities of the organization; to allocate resources and efforts to improve effectiveness and efficiency. The combining informational-accounting and quality management system implements tasks of the organization production process to ensure the specified properties of consumer products and services
Key words: management, process, efficiency, effectiveness.
References
1. Shichkov N.A. Jevoljucija i integracija sistem menedzhmenta [Evoution and integration of management systems]. V sbornike «ISO 9001. Razrabotka, vnedrenie, sertifikacija, uluchshenie sistem menedzhmenta kachestva» [Conference proceedings "ISO 9001. Elaboration, implementation, certification and enhancement of quality management systems"]. St.Petersburg: Forum Media, 2012.
2. Shichkov N.A. Menedzhment kachestva v sisteme obrazovatel'nyh uslug [Quality management in the system of educational services]. Innovatsii [Innovations]. 2009 (special edition). pp. 6-8.
3. Shichkov N.A. Rezul'tativnost' korrektirujushhih dejstvij [The efficiency of corrective actions]. V sbornike «ISO 9001. Razrabotka, vnedrenie, sertifikacija, uluchshenie sistem menedzhmenta kachestva» [Conference proceedings "ISO 9001. Elaboration, implementation, certification and enhancement of quality management systems"]. St.Petersburg: Forum Media, 2008.
4. Shichkov N. A. Jekonomicheskaja jeffektivnost' upravlenija kachestvom produkcii / N. A. Shichkov [The economic efficiency of product quality management]. V sbornike «ISO 9001. Razrabotka, vnedrenie, sertifikacija, uluchshenie sistem menedzhmenta kachestva» [Conference proceedings "ISO 9001. Elaboration, implementation, certification and enhancement of quality management systems"]. St.Petersburg: Forum Media, 2007.
5. Shichkov N.A. Postroenie processnoj modeli SMK. Prakticheskie rekomendacii [Creating the process model of the quality management system. Practical recommendations]. V sbornike «ISO 9001. Razrabotka, vnedrenie, sertifikacija, uluchshenie sistem menedzhmenta kachestva» [Conference proceedings "ISO 9001. Elaboration, implementation, certification and enhancement of quality management systems"]. St.Petersburg: Forum Media, 2006.
6. Shichkov N.A., Vladimircev A.V., Marcynkovskij O.A. et al. Menedzhment kachestva na sovremennom predprijatii [Quality management of a modern company]. St.Petersburg: the edition of the Certification Agency "Russkiy Registr", 2003.
7. Shichkov N.A. Vybor metodov izmerenija processov sistemy menedzhmenta kachestva [Selecting the methods of measuring the quality management system]. Metody menedzhmenta kachestva [Quality management methods], 2005, no 2, pp. 14-17.
8. Shichkov A.N. Situacionnyj analiz rynochnogo uklada v municipal'nom okruge (rajone): monografija [The situational analysis of market economy in a municipal district (area): a monograph]. Vologda: Vologda State Technical University, 2013. 208 p.