СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА, ОРИЕНТИРОВАННАЯ НА СОЗДАНИЕ АКЦИОНЕРНОЙ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
THE CONTROLLING SYSTEM, FOCUSED ON THE CREATION OF SHAREHOLDER VALUE Рухляда Наталия Олеговна
к.э.н., доцент кафедры «Финансы и денежное обращение»
ФГБОУ ВПО СПбГПУ [email protected]
Г аджиев Магомедрасул Магомедович,
к.э.н., доцент, профессор кафедры «Менеджмент» Г АОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»
Бучаев Яхья Г амидович
д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ректор ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный институт народного хозяйства»
Аннотация. В статье обоснован подход контроллинга акционерной добавленной стоимости для значительного улучшения процессов и результатов бюджетирования, что обусловливает как развитие внутрихозяйственного расчета, так и увеличение прибыли.
Abstract. The article is justified by the controlling shareholder value added approach to significantly improve the processes and outcomes of budgeting, resulting in development of on-farm, and increased profits.
Ключевые слова: контроллинг, акционерная добавленная стоимость, бюджетирование, прибыль.
Keywords: controlling, shareholder value added, budgeting, profit.
Введение
Применение принципов контроллинга на практике дает возможность значительного улучшения процессов и результатов бюджетирования, что обусловливает как развитие внутрихозяйственного расчета, так и увеличение прибыли.
1
Система контроллинга способна также сыграть очень важную роль в формировании, планировании и использовании бюджета движения денежных средств, а также проверки потоков финансовых ресурсов.
Контроллинг направляет руководство промышленных корпораций действовать исходя из финансовых критериев успешности их функционирования. Он дает стимул руководителям мыслить финансовыми категориями, перемещая технологическое управление сразу к производственному процессу.
Комплексная межфункциональная концепция управления корпорацией.
Контроллинг является функцией управления, без которой невозможно представить работу ни одной современной промышленной корпорации. В сущности, контроллинг - это комплексная межфункциональная концепция управления корпорацией, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения. Контроллинг с точки зрения процесса и образа мышления находится на пересечении профессиональной деятельности менеджера и контроллера при их командной работе (рис. 1).
Рис.1. Контроллинг как пересечение деятельности менеджера и контроллера1.
(Controller Verein e.V., S. 3)
Основополагающую идею и необходимость контроллинга в корпорации можно отразить через призму шести классических вопросов:
1. На каких продуктах корпорация на самом деле зарабатывает деньги и куда деньги следует инвестировать?
2. Как реализация отдельных мероприятий влияет на стоимость корпорации?
1 Источник: «Концепция контроллинга» Horvart&Partners, 2006
3. Каково значение прибыли корпорации согласно здравой логике (без искажений, возникающих в системе налогового учета)?
4. Насколько своевременно корпоративное управление узнает об отклонении от запланированной траектории развития?
5. Возможно ли конкретизировать стратегию развития корпорации в виде системы результатов и мероприятий?
6. Известны ли факторы, влияющие на величину косвенных затрат корпорации?
Процедура работы контроллера представлена на рисунке 2. Деятельность начинается с
планирования, когда устанавливаются показатели результативности работы корпорации в течение определенного периода. Планирование чаще всего базируется на использовании
имеющегося объема исходной информации. В свою очередь, система информационного обеспечения ориентирована на улучшение имеющегося объема исходной информации. Эта информация содержит сравнения плановых и фактических показателей, по результатам сравнения устанавливаются причины отклонений, устраняются ошибки и разрабатываются корректирующие мероприятия. После этого снова начинается процесс планирования, замыкая тем самым цикл.
Инструментами современного контроллинга являются:
2
Источник: «Концепция контроллинга» Ногуаг1&Раг!пе^, 2009
- Международные стандарты финансовой отчетности (англ. IFRS).
- Модели создания корпоративной стоимости (англ. Shareholder Value).
- Система сбалансированных показателей (англ. Balanced Scorecard).
- Процессно-ориентированное управление (англ. Activity-based management).
- Инструменты управления взаимоотношениями с потребителями (англ. Customer relationship management).
- Управление затратами на основе видов деятельности (англ. Activity based costing).
- Управление рисками и изменениями (англ. Enterprise risk management/Change management).
- Информационные технологии (англ. IT / IS).
Теперь подробнее рассмотрим процесс установления показателей результативности (рис.2) в совокупности с процессом поиска ответа на вопрос «Как реализация отдельных мероприятий влияет на стоимость корпорации?» (классический вопрос №2) и инструментом контроллинга - моделью создания корпоративной стоимости.
Ведущим инструментом системы управления, ориентированной на максимизацию стоимости компании, является концепция акционерной стоимости (англ. Shareholder Value). С помощью этой концепции осуществляется переход от расчета прибыли, ориентированного в прошлое, к расчету прибыли, ориентированному в долгосрочное будущее. Концепция направлена на оценку прибыльности отдельных стратегий, сфер деятельности и компании в целом с точки зрения инвестора. Данная концепция используется при выработке возможностей увеличения стоимости корпорации за счет, например, инвестиций и девестиций, реструктуризации, осуществления программ финансирования, покупки и продажи бизнесов. Формулируемые стратегии в рамках этой концепции подлежат финансовой оценке, а стратегические решения оцениваются с точки зрения роста стоимости компании.
Показатель акционерной добавленной стоимости (англ.сокр. SVA) является торговой маркой компании «L.E.K. Consulting» (Лондон) и используется при проведении работ в рамках оценки и управления стоимостью. Созданная компанией концепция «Shareholder Value Management» связывает стратегии менеджмента с материальной ценностью (которую генерирует стратегия) для акционеров предприятия.
Далее подробнее поговорим о показателе SVA. Акционерная добавленная стоимость SVA представляет собою стоимость компании для своих акционеров за вычетом обязательств и капитальных затрат. В зависимости от особенностей возможных инвестиций,
4
формула расчета SVA может слегка варьироваться. Однако стандартная формула может быть выражена как чистая операционная прибыль после уплаты налогов за вычетом средневзвешенной стоимости капитала, т.е. SVA=NOPAT - WACC.
Для того чтобы понять сущность данной формулы, необходимо понимание значения ее компонентов. Итак, NOPAT определяется как потенциальные наличные доходы компании без учета каких-либо неуплаченных долгов или обязательств, кроме уплаты налогов. В общем, NOPAT - это совокупный доход, полученный компанией после уплаты налогов. Формула расчета получается путем умножения текущей операционной прибыли компании на коэффициент (1 - Ставка налога на прибыль).
Средневзвешенная стоимость капитала (англ. WACC) рассчитывается путем определения средних затрат на капитал - каждый компонент капитальных затрат умножается на свой пропорциональный вес. Затем аналитики усредняют результаты, чтобы определить, сколько компания в среднем платит за накопленный капитал. Формула расчета WACC объединяет в себе стоимость собственного и заемного капитала, рыночную стоимость капитала и процентное соотношение финансовых издержек, относящихся к текущей ставке корпоративного налога.
Акционерная добавленная стоимость получается из фактических или прогнозируемых доходов корпорации и капитальных затрат, не стоит путать расчет SVA и добавленную рыночную стоимость MVA (англ. Market Value Added), которая рассчитывается путем вычитания текущей рыночной стоимости долга корпорации из ее текущей рыночной стоимости. Показатель MVA предусматривает более общий взгляд на относительную рентабельность корпорации относительно рынка.
Почему создание и управление акционерной стоимостью в последнее время становится своеобразным «кредо» крупных предприятий и корпораций? Существует множество причин измерения и управления акционерной стоимостью, среди которых:
- Рынки капитала становятся все более и более глобальными. Инвесторы с легкостью перемещают свои инвестиции за рубеж, ожидая больших финансовых выгод. -Корпоративное управление подвержено изменениям в связи с растущей ответственностью корпоративных управляющих перед акционерами предприятий. Проявлением возросшей уверенности среди акционеров можно считать возникшую необходимость выравнивания уровня дивидендных выплат и компенсации руководителями корпораций, а также опубликование в СМИ информации о «неблагополучных» (с т.з. финансовой деятельности) корпораций и уровне дохода их руководителей.
- Корпоративные управляющие подвержены проявлению «инстинкта самосохранения». Подробно освещенные в СМИ враждебные слияния и поглощения являются сигналом менеджменту всех уровней о необходимости совершенствования экономической эффективности и системы корпоративного управления. Риск потери контроля над корпорацией мотивирует многих управляющих к более глубокому пониманию необходимости измерения и управлением ожиданий акционеров и инвесторов.
Также стоит отметить недостаточность существующих показателей бухгалтерского учета и показателей рентабельности. Например, такой бухгалтерский показатель как прибыль на акцию (англ. earnings per share) и рост доходов (англ. growth in earnings) не учитывают стоимость инвестиций, необходимых для работы предприятия. Аналогично, показатель рентабельности активов обычно мотивирует менеджеров к принятию краткосрочных управленческих решений для поощрения недостаточного инвестирования корпорации. Более того, оба вида показателей эффективности не коррелируют в достаточной мере с реальными рыночными ориентирами и ценностями промышленных корпораций.
Для создания стоимости менеджеру необходимо понимание значения ключевых показателей, движущих стоимостью бизнеса. Существуют две причины, почему данное понимание является важным. Во-первых, организация не может напрямую влиять на стоимость. Она может влиять косвенно, через такие вещи, как степень удовлетворенности потребителя, расходы, капитальные затраты и т.п. Во-вторых, через вышеперечисленные факторы увеличения стоимости (англ. driver) высшее руководство учиться понимать принцип действия своей компании и устанавливает долгосрочные цели развития. Фактором увеличения стоимости может стать любая переменная, существенно влияющая на стоимость организации. В настоящее время различают четыре основных категории факторов увеличения стоимости:
- Нематериальные активы: инновационные технологии, деловая репутация;
-Текущие (операционные) расходы: рост продаж, размер прибыли, размер налога на прибыль;
- Инвестиции: оборотный/необоротный капитал;
-Финансовая категория: структура капитала.
Целью эффективного менеджмента является обеспечение стойкого и позитивного роста акционерной стоимости путем улучшения движения денежных потоков от операций и минимизации стоимости капитала путем выбора оптимальной структуры капитала. Стратегические направления деятельности предприятия отражены в табл.1.
Таблица 1. Стратегии, направленные на создание акционерной стоимости3
Цель стратегии Факторы увеличения стоимости Стратегические требования
Увеличение роста доходов. доступные барьеры для входа на рынок; поиск своего рыночного сегмента; создание инновационного продукта.
Увеличить денежный поток от опе- Снижение издержек и налога на прибыль. экономия от масштаба; доступность сырьевой базы; высокая эффективность в процессах производства, распределения, обслуживания; рациональное использование труда; эффективное налоговое планирование.
раций. Снижение капитальных затрат. эффективная покупка и надлежащее содержание активов; образование дочерних акционерных компаний; повышение коэффициента использования необоротного капитала; эффективное управление оборотным капиталом; вывод активов, негативно влияющих на создание акционерной стоимости.
Снизить ка- Снижение бизнес рисков. последовательная, эффективная и конкурентная операционная деятельность; заключение долгосрочных контрактов; проектное финансирование.
питальные расходы. Оптимизация структуры капитала. достижение и поддерживание структуры капитала, позволяющей минимизировать общие затраты; оптимизация налоговых льгот.
Снижение стоимости заемного капитала снижение волатильности доходов
Снижение стоимости собственного капитала последовательное создание стоимости
Существует множество примеров, когда компании применяют одну или несколько из этих стратегий для создания акционерной стоимости. Корпорация «3М» применяет стратегию непрерывного внедрения на рынок новой продукции; стратегия корпорации «Соге1» заключается в быстрой поставке продукции на рынок по цене ниже, чем у конкурентов; компания «^опу» выбрала стратегию презентации продукции высокого качества для потребителей, способных платить за них более высокую цену. Каждая организация использует соответствующее конкурентное преимущество для доминирования на рынке, таким образом, до тех пор, пока их деятельность и капитал управляются эффективно, акционерная стоимость будет создаваться с положительной динамикой. В жизни успешные компа-
3 Источник: IMA: Institute of Management & Accountants, США
7
нии применяют комбинацию вышеперечисленных стратегий для достижения конкурентных преимуществ, которые в свою очередь являются базисом для создания акционерной стоимости.
Процесс создания акционерной стоимости для предприятия может быть выражен через два простых правила. Первое правило говорит о том, что менеджмент должен создавать стоимость для акционеров. Второе правило заключается в том, что всех совладельцев должен устраивать способ создания акционерной стоимости. Способность компании привлекать капитал, обеспечивая стабильно возрастающую акционерную стоимость - это залог того, что компания сможет не только продолжать производство «привлекательной» для потребителя продукции, но и предоставлять «привлекательные» рабочие места и возможности выгодного сотрудничества для контрагентов.
Система контроллинга, ориентированная на создание акционерной добавленной стоимости - это современная методология координации управленческой деятельности, направленная на обеспечение стабильности и долгосрочного роста и развития предприятия. Скоординированная система контроллинга позволяет объективно и своевременно оценить ситуацию в компании и запланировать мероприятия по увеличению эффективности ее операционной деятельности.
Библиографический список:
1. Демиденко Д. С., Козловская Э. А., Яковлева Е. А., Гаджиев М. М. Оценка и управление стоимостью предприятия. общ. ред. проф. Э. А. Козловской; Федеральное агентство по образованию, Федеральное гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Южный федеральный ун-т". Ростов-на-Дону, 2009
2. Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование/ Horvart&Partners; Пер. с нем.-2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009.-269с.
3. Магомедов А.М. Экономика фирмы. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 080100 "Экономика" (квалификация (степень) "бакалавр") / А. М. Магомедов, М. И. Маллаева. Москва, 2012. Сер. Вузовский учебник (Изд. 2-е, доп.)
4. Магомедов А.М. Рентабельность: чтобы управлять следует правильно измерить // Управленческий учет. 2011. № 9. С. 83-92.
5. Магомедов А.М. Расчет коэффициентов рентабельности и нормы предпринимательского дохода // Экономика и предпринимательство, 2011, №5, с. 164-169.
6. Международная консалтинговая компания «L.E.K. Consulting» www.lek.com
7. Международная профессиональная организация “IMA” www.imanet.org
8. Козловская Э.А., Яковлева Е.А., Бучаев Я.Г., Гаджиев М.М. Методические подходы к оценке эффективности научных результатов. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 48 (12). С. 33.
9. Козловская Э. А., Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Финансовая стратегия прогнозирования промышленного предприятия (монография). Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 210
10. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Финансовый менеджмент. 1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»)) М.: Экономика, 2013. 372 с.: ил. - (Высшее образование).
11. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Оценка бизнеса.1-е издание (учебник: гриф УМО 080200 Менеджмент (профиль «Инновационный менеджмент»). М.: Экономика, 2013. 357 с.: ил. - (Высшее образование)
12. Яковлева Е.А. Принципы управления эффективностью предприятия. Научнотехнические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. Р. 2009. Т. 2-1. № 75. С. 144-148.
13. Яковлева Е.А. Модели дисконтирования дивидендов в управлении стоимостью предприятия. Тегга Есопотіс^. 2008. Т. 6. № 3-3. С. 230-232.
14. Яковлева Е.А., Бучаев Я. Г., Гаджиев М. М., Козловская Э. А. Управление стоимостью организации в инновационном процессе: эффективность инноваций в производственной сфере (монография) Махачкала: ИД «Наука плюс». 2012. с. 242 .
15. Яковлева Е.А. Особенности применения модели Эдвардса-Белла-Ольсона (ЕВО) для оценки рыночной стоимости предприятия. Научно-Технические Ведомости Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета. Экономические Науки. 2008. Т. 5. № 64. С. 172-177.
16. Яковлева Е.А. Управление стоимостью предприятия в инновационном процессе. Федеральное агентство по образованию, Санкт-Петербургский гос. политехнический унт. Санкт-Петербург, 2008.