УДК 519.85:004.421
СИСТЕМА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ
© 2012 г. А.П. Попов
Южный федеральный университет, Southern Federal University,
г. Ростов-на-Дону Rostov-on-Don
Дано полное описание системы компьютерного тестирования АЛЬФА, созданной в отделе контроля качества образования ПИЮФУ. Обсуждается структура комплекса компьютерного тестирования; показана также схема взаимодействия между различными компонентами комплекса. В заключение очень кратко рассматриваются возможности применения системы для контроля качества образования.
Ключевые слова: система компьютерного тестирования; модель процесса тестирования; редактор тестов; программа тестирования в режиме online; модуль обработки данных.
A full description of computer testing system ALPHA, created in department of education quality control of PI SFU, is given. The structure of complex of computer testing is discussed; the scheme of interactions between different components of complex is shown also; some particularities of system ALPHA are pointed out. In conclusion the possibilities of application of system to education quality control are considered very briefly.
Keywords: computer testing system; model of testing process; test editor; program of testing in online regime; unit of data treatment.
Очевидно, что любая полноценная система компьютерного тестирования (СКТ) должна опираться на некую теоретическую модель. Теоретической базой СКТ АЛЬФА служит принципиально новая модель тестирования, подробно описанная в работах [1 - 6].
Программные средства
Система компьютерного тестирования содержит полный набор программных средств, необходимых для подготовки и проведения сессий компьютерного тестирования:
1. Редактор баз тестовых заданий;
2. Web-приложение для проведения сессий тестирования;
3. Модуль обработки данных сессий тестирования.
Редактор баз тестовых заданий. Редактор имеет удобный пользовательский интерфейс и позволяет создавать новые и модифицировать имеющиеся базы тестовых заданий (БТЗ). Имеются готовые шаблоны форм ввода заданий закрытого, открытого типа, на установление соответствия и упорядочение.
Интерфейс редактора показан на рис. 1: слева видна древовидная структура редактируемой БТЗ, а в правой части окна находится поле редактирования, которое выполняется средствами текстового процессора MS Word, возможности которого хорошо знакомы большинству пользователей. Имеются готовые шаблоны для создания заданий закрытого и открытого типа, на установление соответствия и на упорядочение. Возможно изменение структуры БТЗ, добавление новых блоков и новых тестовых заданий.
Web-приложение для проведения сессий тестирования. Web-приложение предназначено для проведе-
ния сессий тестирования в режиме online и содержит следующие компоненты:
- модуль аутентификации;
- генератор индивидуальных тестов;
- модуль приема-передачи и преобразования данных в ходе сессии компьютерного тестирования;
- модуль вывода итоговых данных сессии тестирования.
Пользовательский интерфейс программы тестирования копирует иными программными средствами удобный, дружелюбный, не утомляющий и не раздражающий пользователя интерфейс модуля testexam, который используется в технологиях Интернет-экзамена ФЭПО и в процедуре аккредитационного тестирования.
Модуль обработки данных сессии тестирования. Обработка данных сессии тестирования позволяет оценить трудность, вероятность и среднее время правильного решения каждого тестового задания. Результаты обработки сохраняются в спецификации базы тестовых заданий и дают возможность объективно оценить необходимое время тестирования, а также сделать обоснованное заключение о необходимости изменения структуры и содержания базы тестовых заданий или сценария и режима тестирования.
Назначение и структура используемых баз
Одной из важнейших составных частей любой системы компьютерного тестирования являются базы служебных данных, базы тестовых заданий и другие вспомогательные базы.
База служебных данных содержит сведения о контингенте испытуемых (как правило, ФИО и номер зачетной книжки), необходимые для проведения процедуры аутентификации.
Рис. 1. Интерфейс редактора баз тестовых заданий
<£> ^ВОБВВВВ 4 Я
Рис. 2. Пользовательский интерфейс программы тестирования
База тестовых заданий, содержащая тестовые за- одинаковую трудность. Последнее условие необходи-
дания по данной дисциплине, разбивается на блоки, в мо для формирования индивидуальных тестов одина-
пределах которых задания объединяются по темати- ковой трудности, что ставит всех испытуемых в рав-
ческому признаку и должны иметь хотя бы примерно ные условия.
База служебных данных
База тестовых База индивидуальных
заданий тестов и данных тестирования
Модуль аутентификации ■ Модуль генерации индивидуальных тестов
A
Модуль приема-передачи и обработки данных
Клиент 1
Брузер
-ж-
Клиент 2
Клиент 3
Клиент 4
Рис. 3. Структура взаимодействия Web-приложения с клиентами и базами данных
В базе индивидуальных тестов и данных тестирования хранятся ссылки на тексты тестовых заданий, включенных в индивидуальный тест испытуемого. Здесь хранятся также итоговые данные сессии тестирования, которые по специальному запросу передаются затем в модуль обработки данных. Особо следует подчеркнуть, что в отличие от других систем компьютерного тестирования в СКТ АЛЬФА итоговые данные сессий тестирования включают не только правильность, но и время выполнения тестовых заданий каждым испытуемым.
Описание процедуры тестирования
После прохождения испытуемым процедуры аутентификации, генератор индивидуальных тестов формирует тест и сохраняет сведения о нем во временной базе индивидуальных тестов. Модуль приема-передачи и обработки данных предоставляет испытуемому интерфейс прохождения тестирования и сохраняет все сведения о процессе тестирования. Связь с Web-приложением может осуществляться с помощью Internet Explorer или любого другого браузера. После завершения сессии тестирования модуль вывода данных формирует три файла, предназначенных для передачи в модуль обработки данных сессий тестирования.
Схема обмена данными между компонентами комплекса компьютерного тестирования и испытуемыми показана на рис. 3.
О перспективах применения СКТ для контроля качества образования в вузе
В связи с последними решениями руководства Ро-собрнадзора результаты аккредитационного тестиро-
Поступила в редакцию
вания студентов оказывают решающее влияние на итоги аттестации и аккредитации вузов. С учетом этого должна возрасти и роль компьютерного тестирования как одной из наиболее действенных и объективных форм контроля знаний студентов, а также контроля качества образования в целом. Созданная в отделе контроля качества образования ПИ ЮФУ система компьютерного тестирования позволяет использовать единые технологии для входного, промежуточного и итогового контроля знаний. Как показывает опыт, при внедрении системы в практику вуза наибольшие трудности представляет организация работы по созданию баз тестовых заданий, однако эти трудности вполне преодолимы, а затраты на создание баз окупаются с лихвой.
Литература
1. Попов А.П., Богомолов А.А., Попова Л.А. Новая математическая модель тестирования // Наука и образование. 2005. № 3. С. 221.
2. Попов А.П. Новое направление в теории тестирования // Изв. ЮФУ. Педагогические науки. 2008. № 1-2. С. 24.
3. Попов А.П., Попова Т.Ю., Акулов С.Ю. О принципиально новом направлении в теории тестирования // Грани познания: электронный журн. ВГПУ. 2009. №4(5). URL: http: // www.grani.vspu.ru
4. Попов А.П. О возможности создания единой системы компьютерного тестирования в России // Вестн. Марийского гос. ун-та. 2010. № 5. С. 164.
5. Попов А.П., Железняк Е.Ю. Структура современного комплекса компьютерного тестирования // Сб. тр. НПК ИТО 2009. Ростов-на-Дону, 29 - 30 октября 2009 г. Ростов н/Д., 2009. С. 113.
6. Попов А.П., Акулов С.Ю., Попова Т.Ю. Модуль обработки данных в системе компьютерного тестирования // Сб. тр. Там же. 2009. С. 113 - 114.
3 ноября 2011 г.
Попов Александр Петрович - канд. физ.-мат. наук, доцент, начальник отдела контроля качества образования, Южный федеральный университет. Тел. (8863) 250-78-74. E-mail: [email protected]
Popov Alexander Petrovich - Candidate of Physics and Mathematics Science, assistant professor, chief of department of education quality control, Southern Federal University. Ph. (8863) 250-78-74. E-mail: [email protected]