Научная статья на тему 'Система кочевий Калмыцкого ханства в контексте русско-калмыцких отношений во второй половине XVIII в'

Система кочевий Калмыцкого ханства в контексте русско-калмыцких отношений во второй половине XVIII в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
222
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ КОЧЕВЬЯ КАЛМЫКОВ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / РУССКО-ТУРЕЦКИЕ ВОЙНЫ / TRADITIONAL TERRITORIES WHERE THE KALMYKS ROAM / FOREIGN POLICY OF THE RUSSIAN EMPIRE / RUSSIAN-TURKISH WARS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батыров Валерий Владимирович

Статья посвящена описанию системы кочевий в Калмыцком ханстве в контексте русско-калмыцких отношений в XVIII в. Проведенное исследование свидетельствует о том, что большое значение для системы кочевий Калмыцкого ханства имела внешняя политика Российской империи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF TERRITORIES OF THE KALMYK KHANATE WHERE THE NOMADS ROAM IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN-KALMYK RELATIONS IN THE 18TH CENTURY

This article deals with the system of territories where the Kalmyks roam in the context of the Russian-Kalmyk relations in the 18th century. The large value for the system of nomadic camps of the Kalmyk khanate had foreign policy of the Russian Empire.

Текст научной работы на тему «Система кочевий Калмыцкого ханства в контексте русско-калмыцких отношений во второй половине XVIII в»

УДК 94 (47)

ББК 63.3 (2Рос=Калм)

В.В. Батыров

СИСТЕМА КОЧЕВИЙ КАЛМЫЦКОГО ХАНСТВА В КОНТЕКСТЕ РУССКО-КАЛМЫЦКИХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.

Аннотация. Статья посвящена описанию системы кочевий в Калмыцком ханстве в контексте русско-калмыцких отношений в XVIII в. Проведенное исследование свидетельствует о том, что большое значение для системы кочевий Калмыцкого ханства имела внешняя политика Российской империи.

Ключевые слова: традиционные кочевья калмыков, внешняя политика Российской империи, русско-турецкие войны.

V.V. Batyrov

SYSTEM OF TERRITORIES OF THE KALMYK KHANATE WHERE THE NOMADS ROAM IN THE CONTEXT OF THE RUSSIAN-KALMYK RELATIONS IN THE 18TH CENTURY

Annotation. This article deals with the system of territories where the Kalmyks roam in the context of the Russian-Kalmyk relations in the 18th century. The large value for the system of nomadic camps of the Kalmyk khanate had foreign policy of the Russian Empire.

Key words: traditional territories where the Kalmyks roam, foreign policy of the Russian Empire, Russian-Turkish wars

В традиционном кочевом обществе скот всегда являлся главным источником богатства и успеха. Состояние экономики Калмыкии всегда определялось сельским хозяйством, главной отраслью которого было скотоводство. В обстановке аридных территорий Нижнего Поволжья кочевое скотоводство было единственным условием сохранения традиционного образа жизни калмыков. Когда в 1827 г. приехавший в Астраханскую губернию сенатор Энгель интересовался сведениями о калмыцком хозяйстве, то Комиссия калмыцких дел (ККД) отмечала, что «примитивное» кочевое скотоводство является «обильным источником благосостояния» калмыков [2, оп. 1, д. 368, Л. 5].

Образование кочевого государства - Калмыцкого ханства - положительно повлияло на развитие системы сезонных миграций калмыцких улусов в XVII в. После прихода калмыков на Волгу на первом этапе формирования территорий Калмыцкого ханства в составе Российского государства прошли переговоры 30 марта 1657 г. у р. Кутумовой близ г. Астрахань. По мнению П. С. Преображенской, 1657 г. стал годом окончательного вхождения калмыков в русское подданство [9, С. 3]. Шерть (присяга, клятва на верность Русскому государству) 1657 г. установила первые, хотя и расплывчатые, границы кочевий - «по крымской стороне по нагорной, правой, стороне р. Волга) до Царицына, по ногайской по луговой, левой, стороне р. Волга) - до Самары» [3, оп. 1, д. 1, л. 7]. Несомненно, что определение шертью 1657 г. территорий узаконенных калмыцких кочевий является одним из признаков складывавшейся го сударственно сти.

Формирование Калмыцкого ханства привело к появлению постоянных территорий для летних и зимних кочевий улусов в конце XVII в. Это было обусловлено прежде всего условиями кочевого государства, поскольку требовался постоянный надзор за рядовыми кочевниками в целях предупреждения самовольных откочевок, бегства или захвата их неприятелем. В калмыцких улусах и аймаках был установлен порядок, по которому каждый калмык-простолюдин должен был проживать и кочевать в строго определенной местности и только в своем улусе. Данные указания были обусловлены политикой властей по ограничению и полному пресечению свободы передвижений податного населения. С образованием ханства главным собственником всех кочевий становился хан, который единолично распределял пастбищные угодья среди своих нойонов.

Для сезонных перекочевок калмыков характерно меридиональное направление, как и для всех номадов Центральной Азии. Весь скот круглогодично находился на подножном корме и перегонялся с места на место. Об устоявшемся порядке кочевания сообщал в 1730 г. и руководитель Калмыцких дел В.П. Беклемишев, что Це-рен-Дондук «кочюет на усть Кумы подле Каспискова моря для того, чтоб у Дасанга занять места в Мачагах, понеже оные места изо всех мест привольнее как скотцкими кормами зимою, также и пропитании рыбою, и надеюсь у Дасанга с Черен-Дондуком за вышеписанные места будет не без ссоры для того, что оными еще при хане (Аюке) всегда владел отец Дасангов Чапдержап» [8, С. 275].

Ср.: «В зимние три месяца в разсуждении стужи находимся мы в теплых местах на Куме реке, а в летние три месяца по озерам и снеговым водам, в осенние же три месяца по копаням и реке Волге кочевье имеем единственно для своей выгоды и пропитания скотского» [цит. по: 8, С. 273].

Участие калмыков в войнах России вынуждало калмыцкие улусы переходить на нагорную сторону р. Волги. Особое внимание российское правительство стало уделять кочеванию калмыцких улусов после большого «набега» крымского хана Селима I Гирея (Хаджи Селим Гирей) с войсками в районы Царицына, Пензы, Симбирска и Саратова в 1703-1704 гг. После набега крымских татар российские власти предприняли ряд мер по усилению охраны южных границ. Для обеспечения безопасности было принято решение направлять калмыков отдельными группами в приграничье. Так, в феврале 1703 г. к тайшам Баахану и Батырю, кочевавшим на земле войска Донского, из Москвы была послана грамота, где указывалось, что «впредь будут посланы к крымским местам, людей своих на стороне велено держать по небольшому числу, а многим людям там быть и кочевьями жить не велено» [10, С. 138].

Впоследствии главной причиной перехода калмыцких улусов на нагорную сторону р. Волги на протяжении всего XVIII в. являлись русско-турецкие войны. В преддверии войны с Османской Портой российскому правительству было необходимо сосредоточить калмыцкие войска в близости от театра будущих военных действий. 5 сентября 1710 г. казанский губернатор П. М. Апраксин встретился с ханом Аюкой на р. Даниловке, где была подписана шерть «О подданстве хана Аюки со своими тай-шами и людьми его Российскому государству» [11, С. 481]. Хан клятвенно пообещал, что «по его великого государя указу ноне будущей осенью пошлет к Дону против Монацкого городка, который недалеко от Черкасского, калмык с двумя тайшами с Чеметом Батыровым, да с Четерем Мункотемировым сыном кочевать 10 000 человек, и велит им кочевать от реки Дона в днище и на двух реках Салу и Манычу до весны» [11, С. 481].

Выполняя договор 1710 г., калмыцкие улусы на зиму стали перекочевывать на нагорную сторону Волги для защиты русских поселений от нападений крымских та-

тар. Сложившийся порядок кочевок впоследствии закрепился как постоянный, о чем в марте 1722 г. турецкий посол Миралем Мустафа-ага сообщал, что калмыки «по-всегодно ... под видом зимованья на их турецкую сторону переходят, на подданных турских ногайских татар и на абазинцев и на черкесов нападения чинят и великие грабежи и обиды приключают» [1, оп. 1, д. 8, Л. 20].

Между Калмыцким и Крымским ханствами отсутствовали острые политические и экономические противоречия, которые могли бы стать причиной последующих военных действий. Однако наличие неразрешимого конфликта между Россией и Османской Портой резко поменяло ситуацию. Для достижения своих внешнеполитических целей правительства двух стран сталкивали оба кочевых народа друг с другом, вовлекая их в свои конфликты. Примечательно, что главы Калмыцкого и Крымского ханств, осознавая этот факт, ввели особый пункт в мирном договоре: «когда русские с Турцией начнут войну и он [Аюка] - Б. В. с крымцами не будет в миру» [9, С. 9].

Данная система кочевок, когда зимой кочевали на нагорной стороне р. Волги, а летом - на луговой стороне, была также утверждена на съезде владельцев, собранных для дачи присяги наместнику ханства Церен-Дондуку 20 сентября 1724 г. Здесь владельцы признали, что «они зимою боятся кубанцев, а летом киргис-кайсаков» [7, С. 45, 47]. Но имели место и исключения, так, в марте 1727 г. в целях защиты от нападения кубанского султана Салат-Гирея все калмыцкие улусы снова перекочевали на луговую сторону. Благодаря этим мерам калмыцкие улусы остались недосягаемыми для кубанцев. Когда Салат-Гирей с кубанским войском вторгся на территорию Калмыцкого ханства, ему не удалось напасть на калмыцкие улусы, поскольку он не имел возможности перейти Волгу. В результате весеннего похода кубанского нураддина Салат-Гирея калмыцкие улусы остались на луговой стороне р. Волги вплоть до осени 1727 г., когда калмыки перекочевали на нагорную сторону и стали готовиться уже к ответному походу [1, оп. 1, д. 33, Л. 149, 152, 323].

Калмыки, «действуя в русле российской внешней политики, играли важную роль в укреплении военно-политических позиций на Кавказе и в Причерноморье» и фактически становились заложниками русско-турецких отношений [14, С. 53]. Во время русско-турецких войн калмыцкие улусы были вынуждены кочевать на нагорной стороне. Так, в 1769 г., накануне войны с Турцией, российское правительство задержало все улусы на нагорной стороне Волги. От бескормицы, вызванной чрезмерной «скученностью» улусов, произошел падеж скота. Весной 1770 г. наместник и владельцы стали усиленно просить разрешение на переход на луговую сторону. Передавая их просьбы Н. А. Бекетову, И. А. Кишенской подтверждал, «что они от удержания их прошедшим летом на горной стороне и от многого скота их упадка разорились... , а если удержать их и далее здесь, совершенно всего своего скота лишиться и в конечное разорение притти могут» [8, С. 281].

В системе сезонных перекочевок в ХУШ в. существовали исключения из правил. Они относятся к дербетским и табун-отоковым улусам Доржи Назарова. Первые почти постоянно кочевали по р. Сал. и р. Маныч, а вторые - в волжско-яицком междуречье. Объяснялось подобное обстоятельство тем, что дербетские нойоны часто конфликтовали с калмыцкими ханами, а улус Доржи Назарова выполнял функции защиты от возможных набегов казахов.

В 1767 г. наместник ханства Убаши дал подробные сведения о системе традиционных кочевий калмыков в своем «Описании мест кочевий в зимнее и летнее время всего калмыцкого народа». Он сообщал, что «Великой государыни подданные калмыки в каких местах в летнее время кочевье свое имеют. А имянно: наместник ханства

Убаши начав от Сассыколя идет вверх по Волге. И есть ли корма бывают хорошие, летует в рынах (Рын-Пески - массив песков в Прикаспийской низменности, на водоразделе рек Волга и Урал. Около 40 тыс. км. Травянистая и кустарниковая растительность). Ежели ж худые, то доходят до трех речек имянуемые Тарлык, а по збытии воды вниз по Волге до крепости Енотаевской <...>. От трех речек называемых Тарлык далее вверх большие и малые цоохоры, дербети, хошоутовы владелцы Тукчи, Эремпель, мои подвластные бакшин шабинеры, цаатаны, цойджингин шабинеры. В летнее время кочевье свое имеют в урочишах Топ Ту, Цаган Амане, Зегенеке, Иогисе (йогиса), Ялане, Биозинге, Хара Сале и Реписпе, Цахате, Харгакте, Бизулаке, Агула-ке. И доходят даже до Самары». [В зимнее время] «мои подвластные керети, запсары, Шакур ламаин шабинеры, хутуктуин шабинеры, ранжибайн шабинеры, владелцы Ян-дыкъ, Эмегенъ Убаша, Бусурманъ таджи, Моомуту, Бирю Хашха, Шеаренг, хошоутовы Замъян и Гунге Балжур кочевье имеют по всем мачагам по Куме до Кизляра, всех по Тереку до Моздока <...> [1, оп. 1, д. 39, Л. 104-104 об.].

Бамбар с своими родственниками в летнее время кочевье свое имеетъ от Самары вниз по Яику в урочищах Цеаджи, Цагане, Гашуне и доходит даже до урочища Усек. От урочищ Юзень и и Усека, подле морских кос, даже до Астрахани в летнее время кочевье имеют мои подвластные Шакур ламины шабинеры, хутухтуин шабинеры, керети владелцы, Яндык, Эмеген Убаша, Моомоту, Бусурман тайджи, Бирю Хашха, Шеаренг, хошоутовы Замъян и Гунге Балжур <...>.

«От устья Сарпы по всемъ рекамъ вышедшим из Дону, по Манычю, Бибале, Дон-гусле, Ашиле, Хурале даже до Моздоку в зимнее время кочуютъ обои цоохоры, дер-беты, хошоутовы владелцы Тукчеи, Эремпель, мои подвластные цаатаны, бароны, бакшинъ шабинеры, цойджингин шабинеры. Кочуютъ и в другихъ кроме вышепи-санныхъ местах смотря на состояние времени» [1, оп. 1, д. 390, Л. 104-104об.].

В конце XVIII в. сведения, данные наместником Убаши, были дополнены профессором П. С. Палласом, который побывал в Калмыцкой степи: «Калмыки со стадами своими зимою кочуют в полуденной стороне Волжской степи и вдоль берега Каспийского моря, но всегда в некотором отдалении от реки Яика, при которой тогда кочуют киргизцы, их вечные неприятели. При Каспийском море имеют они довольно камышу для употребления вместо дров и снегу там выпадает столь мало, что скотина сама находит себе корм на полях. По наступлении весны подаются они помалу к северу, и стараются в то время, когда Волга уберется в свои берега, и оставляет в лощинах богатый корм, сыскать холмистые и ключами изобильные места в средней степи; и кроме вышепомянутого степного хребта славны песчаные холмы, Ринпески называемые, о коих ниже упомянуто будет, да еще богатая ключами страна Калмыками Сон Худол, то есть сто ключей проименованная» [10, С. 481-482].

Таким образом, скотоводство волжских калмыков во многом было основано на сезонных кочевьях, которые позволяли, с одной стороны, наиболее оптимально распределять кормовые ресурсы для обеспечения скота, а с другой - постоянно рядовых кочевников в целях предупреждения их самовольных откочевок, бегства или захвата их. Большая часть калмыцких улусов кочевала в междуречье Урала и Волги, за исключением дербетских и табун-отоковых улусов, при этом решающую роль играла не только хозяйственное значение кочевий, но и сложившаяся политическая ситуация на Юге России. Участие калмыцких войск в войнах России часто вынуждало калмыцкие улусы переходить на нагорную сторону р. Волги.

Список литературы

1. Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК). - Ф. 36.

2. Национальный архив Республики Калмыкия (НАРК). - Ф. 145.

3. Российский государственный архив древних актов (РГАДА). - Ф. 119.

4. Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступков их ханов и владельцев. - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1995. - 156 с.

5. Батмаев М. М. Социально-политический строй и хозяйство калмыков в Х^1-Х^П вв. - Элиста: АПП «Джангар», 2002. - 400 с.

6. Новолетов М. Калмыки. Исторический очерк. - СПб.: Тип. В. Демакова, Нов. пер., 7, 1884. - 78 с.

7. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской империи. Часть 1. - СПб., 1809. - 532 с.

8. Полное собрание законов Российской империи с 1649 г. Т. IV. 1700-1712. -СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830. - 889 с.

9. Преображенская П.С. Калмыки в первой половине XVII в. Принятие калмыками (торгоутами и дербетами) русского подданства. Автореф. ... канд. ист. наук. - М., 1963. - 24 с.

10. Торопицын И. В. Противодействие тайного советника и губернатора В.Н. Татищева планам ханши Джан разыграть персидскую карту в русско-калмыцких отношениях в середине XVIII в. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2010. - № 1. - С. 52-56.

11. Шовунов К.П. Очерки военной истории калмыков (ХУП-ХК вв.). - Элиста: Калм. кн. изд-во, 1991. - 191 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.