Научная статья на тему 'Система информирования и консультирования на территории республики Мордовия'

Система информирования и консультирования на территории республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
92
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОСПОТРЕБНАДЗОР / ИНФОРМИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / PROTECTION OF CONSUMER''S RIGHTS / FEDERAL SERVICE ON SURVEILLANCE FOR CONSUMER RIGHTS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING / PROVISION OF INFORMATION / COUNSELING / COUNSELLING CENTRE / COUNSELLING OFFICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тундыкова Юлия Викторовна, Мозгачева Ю. Н.

Представлено функционирование общероссийской сети консультационных центров и пунктов для потребителей на примере Республики Мордовия. Основной целью их создания является повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тундыкова Юлия Викторовна, Мозгачева Ю. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF INFORMING AND COUNSELING ON THE TERRITORIY OF THE REPUBLIC MORDOVIA

The functioning of the national network of the counselling centres and counselling offices for consumers is presented by the example of the Republic of Mordovia. The main purpose of their creation is to increase the level of juridical consumer competence and to develop on its basis of the Institute of self-help.

Текст научной работы на тему «Система информирования и консультирования на территории республики Мордовия»

42

ЗНиСО ОШШ №10 (247)

Основной вклад в его формирование внесли хром(У1) (62,41 %), бензол (20,50 %), формальдегид (15,39 %), этилбензол (1,09 %), бенз(а)-пирен (0,30 %) и остальные канцерогены (0,31 %). Популяционный канцерогенный риск составил 26,13 случаев на 110729 населения г.о. Новокуйбышевск (21,29 случаев на 15 146 детей, 27,05 случаев на 95 583 взрослых). Уровни канцерогенного риска и риска развития неканцерогенных эффектов у детей, взрослых и населения г.о. Новокуйбышевск представлены в табл. 2.

Суммарный индекс опасности (риск развития неканцерогенных эффектов) в среднем за период 2005—2011 гг. находился на уровне 8,00. Он определяется уровнем содержания в атмосферном воздухе меди (34,42 %), предельных углеводородов (С1—С10) (19,78 %), взвешенных веществ (8,7 %), диоксида азота (7,94 %), сероводорода (6,66 %).

Таким образом, высокая антропогенная нагрузка обусловливает повышенный уровень канцерогенного риска для населения г.о. Новокуйбышевск. Наибольший вклад в его формирование вносят хром(У1), бензол и формальдегид. Суммарный индекс опасности развития неканцерогенных эффектов превышает единицу в 8 раз. Первое ранговое место занимает медь, второе и третье — предельные углеводороды (С1—С10) и взвешенные вещества соответственно. Полученные результаты необходимы для разработки и проведения плановых оздоровительных

мероприятии по снижению уровней канцерогенного и неканцерогенного рисков здоровью населения г.о. Новокуйбышевск.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Березин И.И. Оценка состояния атмосферного воздуха на территории больниц промышленных центров / И.И. Березин, В.В. Сучков //Охрана труда и техника безопасности в учреждениях здравоохранения: двухмес. науч.-практ. журн. 2013. № 4. С. 23—28.

2. Неопределенности, связанные с химико-аналитическим обеспечением оценки риска для здоровья населения / Н.В. Зайцева, П.З. Шур, Н.Г. Атискова, А.Т. Шарифов //Здоровье населения и среда обитания: ежемес. информ. бюллетень. 2010. № 4 (205). С. 4—7.

3. Оценка влияния загрязненного атмосферного воздуха на заболеваемость населения в промышленном городе с развитой нефтехимией / З.Ф. Аскарова, Р.А. Аскаров, Г.А. Чуенкова, И.М. Байкина //Здравоохранение Российской Федерации: двухмес. науч.-практ. журн. 2012. № 3. С. 44—47.

4. Проблемы гармонизации нормативов атмосферных загрязнений и пути их решения / С.Л. Авалиани, С.М. Новиков, Т.А. Шашина, Н.С. Скворцова, В.А. Кислицын, А.Л. Мишина //Гигиена и санитария: двухмес. науч.-практ. журн. 2012. № 5. С. 75—78.

5. Риск для здоровья населения от химических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, в городе с развитой целлюлозно-бумажной промышленностью / Т.Н. Унгуряну, С.М. Новиков, Р.В. Бузинов, А.Б. Гудков //Гигиена и санитария: двухмес. науч.-практ. журн. 2010. № 4. С. 21—24.

6. Сергеева, М.В. Оценка риска влияния загрязнения окружающей среды на здоровье населения на муниципальном уровне / М.В. Сергеева, М.Ю. Якушева //Гигиена и санитария: двухмес. науч.-практ. журн. 2010. № 1. С. 21—23.

Контактная информация

Сучков Вячеслав Владимирович, тел.: 8 (846) 333-22-92, e-mail: [email protected]

Contakt Information:

Suchkov Vjacheslav, рЬопе: (846) 333-22-92, e-mail: [email protected]

-

СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Ю.В. Тундыкова, Ю.Н. Мозгачева

THE SYSTEM OF INFORMING AND COUNSELING ON THE TERRITORIY OF THE REPUBLIC MORDOVIA

Yu.V. Tundykova, Yu.N. Mozgacheva ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия» г. Саранск

Представлено функционирование общероссийской сети консультационных центров и пунктов для потребителей на примере Республики Мордовия. Основной целью их создания является повышение уровня правовой потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

Ключевые слова: Роспотребнадзор, информирование, консультирование, консультационный центр, консультационный пункт, защита прав потребителей.

The functioning of the national network of the counselling centres and counselling offices for consumers is presented by the example of the Republic of Mordovia. The main purpose of their creation is to increase the level ofjuridical consumer competence and to develop on its basis of the Institute of self-help.

Keywords: Federal Service on Surveillance for Consumer rights protection and human well-being, provision of information, counseling, counselling centre, counselling office, protection of consumer's rights.

Одним из важных направлений цивилизованного государства является направленность правового регулирования на защиту прав и интересов граждан. Данный процесс предполагает не только формирование соответствующей законодательной основы, но и знание населением своих прав и обязанностей, его способность применять их в различных ситуациях.

Каждый из нас ежедневно находится в зоне потребительского риска — права потребителей нарушаются повсеместно. Достаточно часто мы даже не замечаем, что нас вводят в заблуждение продавцы, изготовители, исполнители.

В данной ситуации создание структуры, которая призвана оказывать информационное содействие гражданам-потребителям, является необходимым.

Приказ Роспотребнадзора «О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей» от 06.04.2009 № 318 заложил основу для создания на базе Федеральных бюджетных учреждений здравоохранения «Центров гигиены и эпидемиологии» в субъектах РФ общероссийской сети консультационных центров и пунктов для потребителей[2]. Основной целью их создания является повышение уровня правовой

ОШШ №10 (247) ЗНиСО

43

потребительской грамотности населения и развитие на ее основе института самозащиты права.

По состоянию на 1 января 2013 г. эта система включала себя 84 консультационных центра и 586 консультационных пунктов для потребителей [3].

Консультационный центр в Республике Мордовия (далее — Консультационный центр) функционирует с 1 января 2010 г. Основными задачами его деятельности являются информирование и консультирование населения о потребительских правах граждан и по вопросам правоприменения потребительского законодательства в отдельных секторах потребительского рынка.

В октябре 2010 г. на базе каждого из пяти филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (далее — Учреждение) были созданы консультационные пункты для потребителей (далее — Консультационные пункты). Каждый филиал Учреждения обслуживает территорию нескольких районов Республики Мордовия, поэтому на сегодняшний день созданы 11 консультационных пунктов, где задействованы 19 специалистов, осуществляющих информирование и консультирование граждан.

В целях наибольшего охвата населения специалисты Консультационных пунктов практиковали выездной принцип консультирования: осуществляли прием граждан тех районов, где отсутствуют структурные подразделения Учреждения. Однако практика показала, что такой способ организации работы является нерациональным. Поэтому было принято альтернативное решение о заключении договоров о сотрудничестве с Администрациями муниципальных районов Республики Мордовия. Теперь при обращении человека в Администрацию за помощью в сфере защиты прав потребителей, ему бесплатно представляется возможность связаться со специалистами консультационного центра посредством программы ¿куре и получить квалифицированную юридическую помощь. В настоящее время жители половины районов республики могут получить консультационную помощь таким образом.

В соответствии с основными задачами деятельности консультационного центра и консультационных пунктов, работа ведется по двум основным направлениям: информирование и консультирование.

Практика работы с обращениями граждан свидетельствует о том, что наибольшую востребо-

Рис. 2. Структура обращений потребителей

Рис. 1. Количество обращений на 100 тыс. населения

ванность имеет деятельность консультационного центра и пунктов в области консультирования. В большинстве случаев потребитель обращается за консультацией с конкретной проблемой, которую требуется разрешить.

При этом на сегодняшний день для жителей республики созданы максимально благоприятные условия для получения консультационной помощи: можно выбрать наиболее удобную для них форму получения консультации. Услуги, предоставляемые специалистами Консультационного центра и пунктов, оказываются в основном на безвозмездной основе — это устное консультирование (на личном приеме и по телефону), консультации по электронной почте, посредством программы Бкуре, помощь в составлении обращений в органы контроля и надзора.

В 2012 г. Учреждение предложило потребителям новую форму получения консультаций. На местном Интернет-портале товаров и услуг, довольно популярном среди жителей республики, появился раздел, где, заполнив специальную форму, потребители имеют возможность задать вопрос и получить ответ от специалистов Консультационного центра.

Практика работы сети информирования и консультирования показала, что потребительская активность граждан из года в год возрастает.

Так, в 2010 г. показатель количества консультаций на 100 тысяч населения в Республике Мордовия составил 198. В 2011 г. он увеличился практически в 2 раза и составил 375. В 2012 г. эта цифра выросла до 450 (рис. 1).

В структуре обращений наибольший удельный вес занимают вопросы приобретения товаров — 77%, далее следуют обращения по вопросам оказания услуг — 14 %, а замыкают список консультации по выполнению работ — 9% (рис. 2).

В структуре обращений, связанных с приобретением товаров, наибольшую долю составляют вопросы по бытовой технике, далее в порядке убывания следуют обувь и одежда, мебель, радиоэлектронные товары, строительные материалы, иные виды товаров.

Консультационным центром был проведен ряд исследований, направленных на определение информированности населения о правах и обязанностях сторон потребительских отношений. Анализ результатов анкетирования показал, что около 90 % экономически активного населения

44

ЗНиСО О»4 №10 (247)

Сроки удовлетворения отдельных требований потребителей

Правила продажи отдельных видов товаров

Условия ущемляющие

права потребителей

Рис. 3. Категории вопросов по защите прав потребителей, вызывающих сложности у продавцов продовольственных товаров

сталкивается с приобретением некачественных товаров (работ, услуг).

При этом 70 % опрошенных прилагают усилия для защиты нарушенных прав, отстаивая их самостоятельно, посредством обращения в надзорные органы либо специально уполномоченными органами. Около трети опрошенных занимают пассивную позицию, считая, что предпринимаемые усилия не компенсируют полученного ущерба.

Анализ результатов тестирования позволяет сделать вывод, что уровень знаний населения по вопросам защиты прав потребителей является низким. Несмотря на это, больше половины опрошенных имеют удачный опыт отстаивания своих потребительских прав. Практически каждый из участников опроса считает, что ему недостает знаний в области защиты прав потребителей, а их восполнение способствовало бы более успешной защите своих потребительских прав.

В соответствии с распорядительными документами Роспотребнадзора, консультационный центр и консультационные пункты оказывают помощь в рамках своей компетенции как потребителям, так и предпринимательскому сообществу. Повышение уровня грамотности в сфере защиты прав потребителей данной категории населения осуществляется при проведении семинаров и лекций.

Специалистами Консультационного центра было проведено социологическое исследование степени просвещенности продавцов на примере лиц, осуществляющих деятельность в сфере продажи продовольственных товаров и оказания услуг общественного питания.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что у большей части интервьюированных вопросы по защите прав потребителей вызывают серьезные затруднения, что свидетельствует о необходимости проведения мероприятий, направленных на повышение уровня грамотности работников торговли в сфере защиты прав потребителей (рис. 3).

Наибольшее затруднение вызвали вопросы по срокам удовлетворения отдельных требований потребителей — 73 % респондентов ответили на поставленные вопросы неправильно.

Не смогли ответить верно на вопросы, связанные с правилами продажи отдельных видов товаров, 62 % опрошенных.

Задания, моделирующие ситуации, ущемляющие права потребителей, вызывают затруднение у 53 % опрошенных.

Низкий уровень знаний основ потребительского законодательства продавцов и исполнителей способствует росту нарушений прав потребителей.

Результаты социологических исследований подтверждают необходимость и востребованность работы сети информирования и консультирования по тематическому консультированию потребителей с одновременным проведением мероприятий, направленных на повышение грамотности как потребителей, так и продавцов.

Работа по информированию несет в себе превентивную функцию: призвана минимизировать число нарушений в сфере защиты прав потребителей. В связи с этим учреждением большое внимание уделяется созданию материалов, предназначенных для самоинформирования граждан. В целях популяризации информации специалистами консультационного центра разрабатываются тематические памятки, брошюры, схемы, буклеты, призванные донести информацию в области защиты прав потребителей до различных групп населения и способствовать благоприятному разрешению спорной ситуации.

Данная информация должна быть доступна для потребителей независимо от места их нахождения и социально-экономического положения. Роспотребнадзор является органом, уполномоченным на формирование и ведение государственного информационного ресурса в области защиты прав потребителей. Государственный информационный ресурс формируется в целях рас-

ОШбРЬ №10 (247) ЗНиСО

45

пространения актуальной и достоверной информации по вопросам защиты прав потребителей и реализации права потребителей на просвещение в данной области [1].

Информирование потребителей на территории Республики Мордовия происходит с использованием самых разнообразных средств и способов. При этом активно используется сайт учреждения, где размещаются все разработки консультационного центра, ведется тематическое консультирование. Практически во всех разделах сайта установлены счетчики, фиксирующие количество просмотров и позволяющие выявить самые популярные разделы. В настоящее время наиболее посещаемыми являются такие разделы сайта, как: «актуальная информация», «вопрос-ответ», «комиксы», «памятки» и «схемы».

Кроме того, в Консультационном центре и ряде Консультационных пунктов установлены информационные терминалы, оснащенные программным продуктом, позволяющим получить самую необходимую информацию в сфере защиты прав потребителей.

Специалистами консультационного центра большое внимание уделяется проведению разнообразных тематических мероприятий: выставки в библиотеках; Дни открытых дверей; правовые лектории в школах и высших учебных заведениях.

Консультационный центр тесно сотрудничает с телевидением, газетами и журналами РМ.

Представляется, что работа по информированию населения должна иметь приоритетное значение. Однако для получения стабильных результатов, свидетельствующих об эффективности проведенной работы, просветительские мероприятия должны охватывать все категории населения, начиная с учеников младших классов. Опыт деятельности сети информирования и консультирования учреждения свидетельствует, что информация по защите прав потребителей, адаптированная для детей и подростков в виде комиксов, хорошо и качественно усваивается, надолго сохраняя интерес к рассматриваемой области отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей: постановление Правительства РФ от 16.02.2013 №129 //Собрание законодательства РФ. 25.02.2013. № 8. Ст. 833.

2 О совершенствовании системы информирования и консультирования потребителей [Электронный ресурс] : приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 06.04.2009 № 318. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3 Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2012 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2013. 156 с.

Контактная информация:

ТУндыкова Юлия Викторовна, тел.: 8 (8342) 24-62-68, e-mail: [email protected] Contact Information: TUndykova Julia, рЬопе: 8 (8342) 24-62-68 e-mail: [email protected]

-♦♦♦-

РОЛЬ «СОЦИАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ» В СОСТОЯНИИ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В ГОДЫ РЕВОЛЮЦИЙ 1905-1918 ГОДОВ

Д.А. Горбачев, Нгуен Куок Хынг

THE ROLE OF SOCIAL DEFORMATIONS IS ABLE HABITAT AND POPULATION HEALTH IN THE YEARS OF REVOLUTIONS OF 1905-1918

D.A. Gorbachev, Nguyen Kuok Hyng ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств»

Показана роль социальных деформаций в состоянии здоровья населения и среды обитания населения Российской империи в 1905—1918 гг.

Ключевые слова: социальные отношения, социальные деформации, здоровье населения, среда обитания, жестокость, агрессия, революция, мораль, Мировая война.

The role of social deformations in a state of health of the population and habitat of the population of the Russian Empire in 1905—1918 is shown

Keywords: social relations, social deformations, population health, habitat, cruelty, aggression, revolution, morals, World war.

Во всех эпизодах своей жизни человек связан с другими людьми непосредственно или опосредованно, постоянно или спорадически, активно или пассивно. Социальные взаимосвязи имеют различные основания и множество разных оттенков, зависящих от личностных качеств индивидов, вступающих во взаимосвязь. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают необходимость их взаимодействия друг с другом и вызывают к жизни [1].

Вследствие дисбаланса нарушается нормальное функционирование социальных отношений, которое изменяет образ жизни и нормы поведения людей, ведет к различным социальным откликам

и реакциям. В обществе нарастает вал социальных проблем [2].

Этап развития общества и формирования социальных отношений в начале XX в. неразрывно связан с деформацией социальных отношений, обусловленной в свою очередь политическими, экономическими, социальными и культурными особенностями общественного развития [5].

В тени остаются проблемы здоровья населения и состояние среды обитания граждан государства, которые сыграли не меньшую, а то и решающую роль в революциях 1905—1917 гг. Кроме ранее указанных основных социальных деформаций, необходимо обратить особенное внимание на важнейшую причину революций 1905—1917 гг.: бурный рост деструктивной агрессии и жестокости в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.