СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ А.С. Агишевский, генеральный директор
ООО « Хохол Лоджистик», г. Воронеж
В статье обосновано построение системы информационно - логистического обеспечения управления в интегрированных организационно-производственных структурах, позволяющих обеспечить межфункциональную и межорганизационную логистическую координацию
Обзор состояния теоретических разработок в области построения и развития логистических и информационных систем позволяет автору определить систему информационно-логистического обеспечения управления в организационно-производственных структурах как систему управления движением информационных потоков, обеспечивающих процесс логистического управления предприятием. Однако, исходя из понимания того, что интегрированные организационно-производственные структуры (ИОПС), выступающие в качестве объекта настоящего исследования, - это группа кооперационно связанных между собой предприятий или их подразделений, образующих единую производственную цепочку на основе предоставления и совместного использования технологий, информации и ресурсов, направленное на увеличение экономических выгод всех участников, представляется возможным трактовать систему информационно-логистического обеспечения управления в такого рода структурах как логистическую информационную систему (ЛИС). По мнению авторов, ЛИС является высшей степенью интеграции бизнес-процессов, так как охватывает все звенья цепи поставок, включая внешние источники ресурсов и источники возникновения потребности. В этой связи система информационно-логистического обеспечения в ИОПС должна обеспечивать:
• отслеживание состояния внутренних и внешних материальных и информационных потоков в рамках логистических процессов в интегрированных организационно-производственных структурах в режиме реального времени;
• передачу в срок необходимых информационных потоков надлежащего качества, требуемого содержания и в установленной форме на требуемый уровень иерархии лицам, принимающим логистические решения;
• планирование и регулирование процессов принятия логистических решений;
• моделирование движения материальных и информационных потоков, с целью выявления «узких» мест, снижения логистических издержек, улучшения качества продукции и логистического сервиса;
• поддержание в рабочем состоянии каналов передачи информационных потоков;
• осуществление операций по минимизации отклонений в состоянии информационного потока путем совершенствования собственной структуры информационно-логистической системы.
Исходя из основных положений системного и процессного подходов, построение системы информационно - логистического обеспечения управления в интегрированных организационно-производственных структурах предполагает решение следующих задач:
1) определение состава элементов системы в количественном и качественном отношении;
2) определение характера взаимосвязей элементов системы и формирование структуры взаимоотношений;
3) разработка регламентов организационных процессов, происходящих в системе, и создание комплекса организационно-плановых и нормативных документов, содержащих основные положения этих регламентов;
4) установление кооперационных отношений между участниками цепи поставок на пути выполнения заказа.
Основными компонентами исследуемой системы в интегрированных производственных структурах, раскрывающими ее содержание, являются, по мнению автора, структура, формы организации информационно - логистического обеспечения, методы и принципы организации информационно - логистического обеспечения, функции, процесс, организационное управление и организационные отношения, возникающие между участниками логистической цепи, которые можно объединить в три группы подсистем:
- функциональные подсистемы (подсистемы закупки, производства и сбыта в интегрированных организационно-производственных структурах);
- подсистемы информационных потоков и информационных процессов (подсистема, описывающая состояние материальных и информационных потоков, и подсистема, управляющая процессом принятия логистических решений);
- обеспечивающие подсистемы (кадровая, технико-технологическая, методико-инструментальная, финансовая, нормативно-правовая подсистемы).
Функциональные подсистемы отражают процесс организации материальных и информационных потоков по звеньям цепочки поставок («Закупки - Производство - Распределение») с раскрытием функций
исполнителей и организационных отношений между ними. Они опираются на принципы и методы организации информационно- логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах.
Подсистема организации закупок сырья и материалов призвана решать следующие задачи:
- получение и доставка качественных материалов в производственные подразделения точно в срок;
- организация работ по подготовке материалов к потреблению;
- прогнозирование изменения цен и качества материальных ресурсов;
- создание и пополнение запасов материалов;
- организация непрерывного контроля и оперативного планирования поставок;
- документальное оформление заказа на поставку материалов и т.д.
Подсистема организации материальных и информационных потоков в производстве решает задачи выбора и реализации форм и методов их формирования и протекания, обеспечения взаимодействия материальных потоков, установления целесообразного уровня кооперации в системе собственного производства, хранения и перевозок, создания и поддержания необходимого уровня производственных запасов.
Подсистема организации распределения (сбыта) готовой продукции призвана осуществлять деятельность по изучению потребности в выпускаемой продукции, поиска потребителей, организацию рекламы, согласование планов производства и сбыта, обеспечение работ по реализации продукции и ее сервисному обслуживанию, выбор каналов распределения и форм доведения продукции до конечного потребителя, выбор посредников и пр. Причем формы доведения товара до потребителя определяются, прежде всего, характером самого товара, местом и условиями его производства, потребления и возможностями транспорта.
Кроме того, считается целесообразным выделение обеспечивающих подсистем, отражающих основные виды ресурсов, необходимые для организации информационно -логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах. К ним следует отнести:
1) кадровые ресурсы - персонал каждого звена цепочки поставок, который участвует в реализации потоковых процессов (функциональные специалисты отделов МТС, ПДО, продаж, начальники цехов, мастера и непосредственные исполнители производственных и логистических операций в первичных звеньях);
2) методические и инструментальные ресурсы -совокупность методического материала (положения, инструкции, методики), позволяющего осуществлять необходимые виды анализа и оценки каждой стадии организационного процесса, и программных продуктов, определяющих различные методы и средства до-
стижения целей организации материальных и соответствующих им информационных потоков;
3) финансовые ресурсы - совокупность денежных средств, необходимых для бесперебойного движения материальных и информационных потоков по всей логистической цепи;
4) технические ресурсы - компьютерная техника, которая при наличии соответствующего программного обеспечения позволит сократить время по моделированию потоков, обеспечению их функционирования и развития в пространстве и времени; оборудование, транспортные, складские и погрузочно-разгрузочные средства, необходимые для бесперебойного протекания материальных потоков по цепочке поставок;
5) нормативно-правовые ресурсы - законодательство РФ и субъектов РФ, а также других стран, если они являются участниками цепочки поставок, и нормативно-правовые документы предприятий-участников цепочки поставок.
Рассмотрим указанные выше компоненты, раскрывающие содержание системы информационно -логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах. Принципы отражают требования, предъявляемые к организации информационно - логистического обеспечения управления. Методы раскрывают способы, применяемые в организационной деятельности, т.е. указывают, как она осуществляется. Функции характеризуют содержание организационной деятельности, описывая действия субъекта - организатора. Процесс определяет порядок осуществления этих действий, а организационные формы и отношения - пространственные и временные взаимосвязи в ходе организации информационно - логистического управления в интегрированных производственных структурах.
Для определения состава элементов системы в количественном и качественном отношении и их размещения в пространстве, а также выявления характера взаимосвязей элементов системы и формирования структуры взаимоотношений можно воспользоваться методом морфологического анализа (методом сравнительной морфологии), позволяющим системно и в комплексе охватить все возможные решения определенной проблемы и выбрать наиболее приемлемый вариант; произвести моделирование процесса организации материальных и информационных потоков, которое позволит наглядно представить необходимый порядок действий субъектов формируемой системы над объектами на протяжении всей цепочки поставок с целью своевременной и комплектной поставки продукции в соответствии с хозяйственными договорами при минимально возможных затратах. Реализация метода морфологического анализа предполагает:
анализ проблемы (задачи) и составление перечня вопросов, требующих решения;
определение параметров изучаемого явления (элементов, функций, характеристик объекта проектирования);
выявление возможных вариантов осуществления или реализации каждого из параметров;
составление морфологической карты (матрицы);
анализ вариантов и их увязку в конкретное решение. При этом могут исключаться различные варианты решения по отдельным параметрам как заведомо нереализуемые или неэффективные;
сравнение отдельных решений проблемы (задачи), их качественная оценка и выбор окончательного варианта.
Что касается моделирования процесса организации информационно-логистического обеспечения управления в ИОПС, на сегодняшний день встречается множество методологий и стандартов его реализации. Существующие подходы можно разбить на три группы: функциональное моделирование; объектно -ориентированное моделирование; комплексное моделирование.
Наиболее полная классификация моделей содержится в стандартах IDEF (Integrated Computer Automated Manufacturing DEFinition) - семействе методов и технологий для создания моделей сложных систем и проектирования компьютерных систем: IDEF0 - моделирование функций; IDEF1 - информационное моделирование; IDEF1X - моделирование данных; IDEF2 - динамическое моделирование; IDEF3 - описание процессов; IDEF4 - объектно-ориентированные методы проектирования; IDEF8 -интерфейс пользователя; IDEF10 - техническое проектирование; IDEF14 - проектирование вычислительных сетей. В настоящее время успешно используются практически все перечисленные методологии, однако наибольшее распространение для описания и проектирования деятельности предприятия получила методология структурно-функционального анализа и проектирования SADT, лежащая в основе IDEF0, позволяющая:
- получить наглядную и целостную функционально-структурную модель процесса организации информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах, где функциональная модель - это иерархия блоков (функций и процессов), связанных потоками сырья, НЗП, готовой продукции и сопутствующей информации, а структурная модель - совокупность организационных единиц и служб предприятия (исполнительных механизмов);
- выделить основные операции, необходимые для формирования и обеспечения функционирования материальных и информационных потоков;
- заключить, что последовательно проведенная декомпозиция функций в дальнейшем позволит исследователю или работнику предприятия определить пути решения задач и способы достижения целей процесса организации информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах посредством анализа эффективности протекающих потоков.
Дальнейшее формирование системы организации информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах предполагает разработку регламентов организационных процессов, происходящих в системе, и создание комплекса организационно-плановых и нормативных документов, содержащих основные положения этих регламентов. Регламентация (документирование) процесса означает создание документации, определяющей ход, результаты и порядок управления процессом, осуществляемое на основе определенных внутренних стандартов и с владельцами процессов-поставщиков, с владельцами процессов-клиентов, с владельцами процессов-субподрядчиков. Для осуществления эффективного взаимодействия различных процессов внутри организации необходима увязка процессов по входам/выходам. Это требование означает, что выходы одного процесса (процесса-поставщика) должны соответствовать (по форме, техническим условиям, срокам и т.п.) входам другого процесса (процесса-клиента). После того, как между владельцами процессов достигнуто согласие по требованиям к входам/выходам, соответствующие владельцы процессов ставят свою подпись на титульном листе регламента процесса.
Заключительным этапом формирования системы информационно-логистического обеспечения управления в интегрированных производственных структурах является установление межфирменных кооперационных отношений между участниками цепочки поставок на пути выполнения заказа. Построение эффективных межфирменных кооперационных отношений предполагает разработку и реализацию определенной программы действий, включающей:
1. Определение руководством предприятия совместно с работниками снабженческих и сбытовых подразделений претендентов на стратегическое партнерство в цепочке поставок.
2. Заключение договоров или построение совместных предприятий с отражением ролей, полномочий и ответственности персонала каждого звена цепочки поставок.
3. Моделирование бизнес-процессов формирования и обеспечения функционирования материальных и сопутствующих информационных потоков от первого звена цепочки поставок (источника сырья) до последнего звена цепочки (конечного потребителя), а также отражение входов, выходов, управляющих механизмов и исполнителей каждой функции в рамках данного бизнес-процесса.
4. Создание единого информационного пространства между партнерами на базе совместного программного обеспечения (ИТ, ППП), позволяющего отслеживать состояние заказа в любой момент времени и в любом звене цепочки поставок с целью обеспечения синхронизации процессов по всей логистической цепочке.
5. Обеспечение конфиденциальности поступающих и исходящих информационных потоков и минимизация рисков.
Суть данного алгоритма - объединение партнеров с целью тесного сотрудничества, основанного на предоставляемых обеими сторонами материальных, технических, технологических, финансовых ресурсах и информации. После того, как определяются цели и предельные условия взаимодействия, начинается этап совместного прогнозирования. Прежде всего, составляется прогноз продаж исходя из требований общих бизнес-планов. Затем составляется календарный план важных событий и совместных мероприятий, которые могут повлиять на продажу продукции. После этого спланированные процессы и прогнозы переходят в практический бизнес-процесс, и начинается непосредственный процесс поставок от первого звена цепочки поставок (исходного источника сырья) до последнего (конечного потребителя).
Таким образом, достоинством системы инфор-мационно-логистичсекого обеспечения управления в интегрированных организационно-производственных структурах является то, что в ее рамках отражаются и формализуются все процессы, функции, принципы, методы, формы и связи, связанные с получением и выполнением заказа в цепочке поставок. Ее внедрение на отечественных предприятиях позволит не только оперативно согласовывать планы снабжения, производства и сбыта в долгосрочной и среднесрочной перспективе, но и обеспечивать сбалансированное текущее регулирование и контроль использования материальных ресурсов в производстве, запасов сырья и материалов, хранения и своевременной отгрузки го-
товой продукции с учетом постоянных изменений. Использование разработанной системы способно обеспечить значительные улучшения в работе предприятий, в частности, за счет уменьшения запасов, повышения производительности оборудования, сокращения простоев и длительности выполнения заказа.
Литература
1. Колобов А.А. Менеджмент высоких технологий. Интегрированные производственно-корпоративные структуры: организация, экономика, управление, проектирование, эффективность, устойчивость / А.А. Колобов, И.Н. Омельченко, А.И. Орлов. М.: Экзамен, 2008. 621 с.
2. Белоусова Ю.Г. Логистические принципы организации материальных и информационных потоков: учеб. пособие / Ю.Г. Белоусова, Т.В. Щеголева. Воронеж: ГОУВПО «ВГТУ», 2008. 120 с.
3. Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок: учебник / Л.Б. Миротин, А.Г.Некрасов. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 256 с.
э 89036535725
Ключевые слова: интегрированные организационно-производственные структуры, система информационно - логистического обеспечения управления, логистическая информационная система