Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/69ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 19.11.2018; опубликована 17.01.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Воробей Е.К. Система государственной поддержки сферы рекреации и туризма: оценка отрасли и инвестиционная привлекательность (на примере Краснодарского края) // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/69ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Vorobey E.K. (2018). System of the state support of the sphere of a recreation and tourism: assessment of the industry and investment attractiveness (on the example of Krasnodar Region). The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/69ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 338.2 ГРНТИ 06.71.57
Воробей Елена Константиновна
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет», Сочи, Россия Декан факультета «Экономики и процессов управления» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: vorobei.sochi@yandex.ru
Система государственной поддержки сферы рекреации и туризма: оценка отрасли и инвестиционная привлекательность (на примере Краснодарского края)
Аннотация. Настоящая статья посвящена оценке прямого совокупного вклада туризма в валовой региональный продукт Краснодарского края. Проведён анализ объемов налоговых поступлений, отчисляемых предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере санаторно-курортного и туристского комплекса в состав консолидированного бюджета Краснодарского края за период с 2012 по 2018 гг. Исследуется динамика налоговых поступлений 2017-2018 гг. Оценены результаты, полученные в ходе осуществления эксперимента на территории Краснодарского края, связанного с разработкой и внедрением Закона «О курортном сборе». Автор статьи приводит динамику инвестиционных вложений, направленных в санаторно-курортной и туристский комплекс Краснодарского края за период с 2007 по 2018 гг. Выявлены ключевые принципы, позволяющие повысить уровень эффективности функционирование санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края. Дана оценка инвестиционного сектора Краснодарского края, а также продемонстрированы примеры эффективного практического осуществления крупных инвестиционных проектов и программ за период 2016-2018 гг. Приводится комплекс мер государственной поддержки, которые заключаются в освобождении от уплаты налога на имущество предприятий и налога на прибыль. Представлен пример эффективного практического осуществления госпрограммы «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса на территории Краснодарского края».
Ключевые слова: государственная поддержка; область рекреации и туризма; оценка отрасли; уровень инвестиционной привлекательности; инвестиционные программы; эффективность функционирования; налоговые поступления
Ключевое значение в рамках экономической системы Краснодарского края имеет сфера рекреации и туризма. Рассматриваемая сфера создаёт условия, благодаря которым Краснодарский край занимает лидирующие позиции в структуре российского туристского рынка, так как рассматриваемый регион выступает в качестве одного из приоритетных приморских бальнеологических и курортно-рекреационных центров.
В течение 2018 года на территории Краснодарского края осуществляли свою деятельность 2107 предприятий санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса. Итоговая ёмкость всех рассматриваемых предприятий составила 186742 койко-места, среди которых:
• санаториев и пансионатов с лечением - 139 (58 858 мест);
• пансионатов и домов отдыха - 38 (11 773 мест);
• учреждения отдыха и оздоровления детей - 11 (4 864 место);
• баз отдыха - 95 (6 389 мест);
• гостиничных организаций, отелей свыше 50 номеров - 181 (56 073 мест);
• гостиниц и иных средств размещения менее 50 номеров - 1 637 (48 462 мест);
• кемпингов - 2 (299 мест);
• бальнеолечебниц - 4 (24 места).
Показатель среднегодовой загрузки коллективных средств размещения на территории Краснодарского края достигает значения в 65,2 %.
Во время максимального развертывания номерного фонда на территории Краснодарского края за 2018 год приемом отдыхающих занимались свыше 4730 учреждений, осуществляющих свою деятельность в составе санаторно-курортного, оздоровительного и гостиничного комплекса Краснодарского края, при этом аналогичный показатель 2017 года составляет 4300 учреждений, вместимость рассматриваемых предприятий в 2018 году составляла в совокупности 413 тысяч койко-мест.
В составе территории региона присутствует свыше 500 км побережья Чёрного и Азовского моря. В составе Краснодарского края располагается 18 курортных территорий, при этом трём территориям присвоен статус федерального значения, в частности это Сочи, Геленджик и Анапа [1].
В течение летнего периода 2018 года курорты Краснодарского края посетили 10 400,0 тыс. туристов (динамические отклонения в сравнении с данными 2017 года составляют - 105 %).
Совокупное количество туристов, посетивших курорты Краснодарского края в 2017 году составляет свыше 16 млн человек. В соответствии с данными, полученными в конце 2018 года количество туристов, посетивших территорию Краснодарского края, достигло значения более 16,5 млн человек [2].
По данным 2016 года санаторно-курортная и туристическая отрасль Краснодарского края демонстрировала наибольший уровень динамичности в составе региональной экономической системы. К примеру, темп роста валового регионального продукта Краснодарского края в этот период составил 101 % в сравнении с данными 2015 года, показатели темпов роста совокупного объема услуг санаторно-курортного и туристского комплекса достигали значения в 108,5 %. Данный показатель является самым высоким структуре всех отраслей края.
Прямой вклад туризма в валовый региональный продукт (ВРП) Краснодарского края продемонстрирован наглядно в рамках исходной таблицы (таблица 1).
Таблица 1
Вклад туризма в ВРП Краснодарского края в 2016-2017 гг. [2]
Годы ВРП Краснодарского края млрд руб. Объем услуг санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд руб. Доля, %
2016 год 2133,9 117,4 5,5
2017 год 2 352,4 124,7 5,3
Принимая во внимание мультипликативный эффект можно отметить, что совокупный вклад в туристической отрасли в структуру региональной экономики по оценкам специалистов достигает значения в 14-17 %.
Благодаря развитию санаторно-курортного и туристического рынка формируются условия, позволяющие повысить уровень жизни населения, обеспечивают мобильность и занятость граждан, проживающих на территории Краснодарского края, кроме того создаются условия для обеспечения стабильного экономического роста экономики региона, объекты культурного и природного наследия региона используется рационально, а также развиваются международные контакты.
Благодаря работе предприятий, осуществляющих свою деятельность в структуре санаторно-курортного и туристического рынка на территории Краснодарского края, формируется весомый источник, обеспечивающий пополнение доходной части бюджетов Российской Федерации, а также региональных бюджетов.
Совокупный объём налоговых поступлений, отчисляемых предприятиями в сфере предоставления санаторно-курортных и туристических услуг на территории Краснодарского края за период с 2012 по 2016 гг. продемонстрирован графически на рисунке 1.
4
2012
2013
2014
2015
2016
7
0
Рисунок 1. Объем налоговых поступлений от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края, млрд руб. [2]
Проведя анализ данных, продемонстрированных на рисунке 1, можно отметить, что в исследуемом периоде отмечается рост налоговых поступлений. В частности, в течение 2016 года отмечается рост анализируемых показателей на 13,8 % в сравнении с аналогичными данными 2015 года. Средний рост показателей в течение последних 5 лет составляет 16,3 %. Удельный вес налоговых поступлений, отчисляемых предприятиями санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края в структуре общего дохода составляет 2,4 % за 2015 год, аналогичный показатель 2016 года составляет 2,8 %. В течение 2017 года отмечается
сохранение показателей предыдущего года, тем не менее, в целом отмечается повышение доходной части бюджета (таблица 2).
Отсюда можно заключить, что в сравнении с данными предыдущего периода отмечается рост удельного веса налоговых поступлений. Проведя анализ результатов, полученных в ходе аналогичных расчётов удалось установить, что за 2012 год данный показатель составлял -1,6 %, в 2013 - 1,9 %, а в 2014 - 2,4 %. Отсюда можно заключить, что удельный вес налоговых поступлений, направленных в консолидированный бюджет Краснодарского края предприятиями санаторно-курортного и туристического комплекса, за последние 5 лет демонстрирует рост в 1,56 раза.
Таблица 2
Объем налоговых поступлений от предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса в состав консолидированного бюджета Краснодарского края [2]
Период (год) Объем налоговых поступлений консолидированный бюджет края, млрд руб. Объем налоговых поступлений санаторно-курортного и туристского комплекса края, млрд руб. Доля, %
2016 229,6 6,6 2,8
2017 252,6 7,1 2,8
Структура налоговых поступлений, направленных в бюджет за 12 месяцев 2017 года постатейно продемонстрирована в таблице 3.
Таблица 3
Налоговые поступления за 12 месяцев 2017 года в разрезе налоговых платежей [2]
№ п/п Наименование налога План-прогноз доходов на 2017 год, тыс. рублей Факт 12 месяцев 2017 года, тыс. рублей Динамика поступлений, % Исполнение плана, %
1 Налог на прибыль организаций 660 000 864 583 86,3 131,0
2 НДФЛ 3 380 000 3 324 938 114,6 98,4
3 Налог на имущество организаций 2 000 000 2 124 820 112,1 106,2
4 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 97 500 95 819 98,4 98,3
5 Упрощенная система налогообложения 660 000 637 387 104,6 96,6
6 Патентная система налогообложения 40 200 41 637 118,0 104,1
ИТОГО 6 837 700 7 089 183 108,4 103,7
Структура налоговых поступлений за 9 мес. 2018 г. отчисляемых в бюджет постатейно продемонстрирована в таблице 4.
Таблица 4
Налоговые поступления за 9 месяцев 2018 года в разрезе налоговых платежей [2]
№ п/п Наименование налога План-прогноз доходов на 2018 год, тыс. рублей 9 месяцев 2018 года, тыс. рублей Динамика поступлений, % Испол. плана, %
1 Налог на прибыль организаций 907 812 432 922 87,4 47,7
2 НДФЛ 3 557 684 2 471 404 105,4 69,5
3 Налог на имущество организаций 2 252 309 1 876 024 128,1 83,3
Вестник Евразийской науки 2018, №6, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 6, Vol 10 https://esi.today
№ п/п Наименование налога План-прогноз доходов на 2018 год, тыс. рублей 9 месяцев 2018 года, тыс. рублей Динамика поступлений, % Испол. плана, %
4 Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 96 013 68 777 115,0 71,6
5 Упрощенная система налогообложения 675 630 553 462 120,4 81,9
6 Патентная система налогообложения 44 552 41 789 104,0 93,8
ИТОГО 7 534 000 5 444 377 111,9 72,3
За период с января по сентябрь 2018 года сумма налоговых поступлений, направленных в консолидированный бюджет Краснодарского края предприятиями, осуществляющими свою деятельность в сфере санаторно-курортной, гостиничной и туристской деятельности достигает значения в 5 444,4 млн рублей, темп роста 111,9 % (повышение показателя на 11,9 % в сравнении с данными аналогичного периода за 2017 год).
Правительством Краснодарского края был разработан проект Закона «О курортном сборе», а также был реализован комплекс мероприятий по пилотному внедрению данного закона в 2018 году. В течение двух месяцев, после того как был начат эксперимент (с 16 июля 2018 г.) совокупный объём сборов составил 52 млн руб., таким образом, фактический результат был выше запланированного на 39 %. В течение 2018 года плановый показатель ожидаемых поступлений от взимания курортного сбора составлял 70 млн руб. Согласно данным, полученным в декабре 2018 года, в процессе взимания курортного сбора было получено свыше 108 млн руб. Результаты эксперимента показали должный эффект, так как сумма собранных средств превышала годовой плановый показатель на 55 %. Нужно отметить, что сумма сбора является минимальной - 10 руб. в сутки, кроме того, в законе предусмотрены 19 льготных категорий граждан, а также от уплаты сбора освобождаются жители региона [3]. Губернатор края отметил, что в 2019 году не планируется вносить изменения в размер курортного сбора, также не планируется расширять географию его участников [2].
Динамика инвестиционных вложений, направленных на развитие санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края продемонстрирована графически на рисунке 2.
60
50 -
40
30 20 10
20,2 12,7
13,4
5,7
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рисунок 2. Инвестиции в санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края, млрд руб. [4]
Проведя анализ данных, продемонстрированных на рисунке 2 можно указать, что наибольший объем инвестиционных вложений, направленных на развитие санаторно-курортного и туристического комплекса Краснодарского края отмечается в течение 2013-2014 гг. Такая ситуация возникла в результате осуществления комплекса мероприятий в целях проведения XXII Олимпийских и XI Паралимпийских Зимних игр 2014 г. По оценкам специалистов в последующие годы таких пиковых инвестиционных потоков в развитии рассматриваемого экономического сектора ожидать не приходится. По этой причине следует провести работу по разработке программ для привлечения инвестиционных вложений в туристический сектор Краснодарского края. Предполагается, что прежде всего, наибольший эффект можно получить от таких мероприятий, как развитие системы государственно-частного партнерства, а также разработка программ, в рамках которых приоритетным направлением будет выступать поддержка малого бизнеса в туристической деятельности, в этих целях малым предприятиям должны быть предоставлены налоговые льготы и субсидии, частности в сфере агротуризма, гастрономического и эно-гастрономического туризма, детско-юношеского и экстремальных форм туризма.
В категорию основных принципов, при выполнении которых будут созданы условия для увеличения показателей эффективности деятельности предприятие санаторно-курортного и туристического комплекса на территории Краснодарского края, нужно включить принцип синергии, принцип мультипликативности и диверсификации. Практический опыт, полученный в ходе развития туристического сектора, свидетельствует о том, что каждый вложенный в развитие туристической деятельности рубль, может быть возвращен в процессе роста туристического потока, повышения объемов налоговых отчислений, повышение доходов местных производителей. Принимая во внимание мультипликативный эффект можно указать, что в случае развития туристической деятельности создаются благоприятные условия для социально-экономического регионального роста.
К началу 2019 года на территории Краснодарского края было заключено 23 соглашения в сфере инвестиционной деятельности, совокупный объем которых составляет более 18,6 млрд рублей [2, 5] отмечается всплеск инвестиционной активности в нескольких муниципальных образованиях и районах Краснодарского края, в частности это: Белореченский р-н, г. Краснодар, г. Новороссийск, город-курорт Анапа, город-курорт Геленджик, Крымский р-н, Савянский р-н, Темрюкский р-н, Туапсинский р-н.
Наибольший эффект от реализации инвестиционных программ был получен следующих субъектах:
• за 2016 год были воплощены такие проекты, как:
1. «Спортивно-туристический комплекс «Апарт-отель категории 3 звезды в Адлерском р-не г. Сочи», совокупный объем инвестиционных вложений составил 1,6 млрд рублей.
В процессе практического осуществления программы был построен гостиничный комплекс (Апарт-отель 3 звезды) «Скайпарк», располагающийся вблизи санно-бобслейной трассы. В ходе проведения строительных работ был осуществлен ввод в эксплуатацию таких объектов основных средств, как: 3 корпуса апарт-отеля, 16 бунгало и таунхаус. Гостиничный комплекс «СКАИПАРК» имеют общую вместимость, которая составляет 388 человек.
2. Гостиница «Ибис-Краснодар» в городе Краснодар, совокупный объем инвестиционных вложений - 800 млн рублей. В процессе практического осуществления мероприятий, запланированных в проекте, было осуществлено строительство гостиницы 3* на 500 койко -мест.
3. Был возведен в гостиничный комплекс апартаментного типа, располагающийся на территории муниципалитета город-курорт Анапа, совокупный объем инвестиционных вложений - 200 млн рублей.
4. Были осуществлены строительные работы в рамках возведения специализированного медицинского центра - бальонелогической лечебницы «Приазовье» в Славянском районе, совокупный объём средств, вложенных в строительство объекта - 40,0 млн рублей.
5. Был введён Курортный комплекс в с. Небуг Туапсинского района. Совокупный объём средств, вложенных в строительство объекта - 1800,0 млн рублей.
• течение 2017 года были реализованы такие проекты, как:
1. Возведен отель «Beton Brut» в г. Анапа, на строительство объекта было направлено 130,0 млн рублей.
2. Проведены работы по модернизации 2-го и 3-го этажей спального корпуса ЗАО «Санаторий «Предгорье Кавказа», а также проведены работы по модернизации 3-го этажа первого корпуса ЗАО «Санаторий «Горячий Ключ», совокупный объём средств, направленных на реализацию проекта составил 100,0 млн рублей.
3. Проведены строительные работы по возведению водно-развлекательного комплекса «Белые паруса», совокупный объём внебюджетных освоенных инвестиционных вложений достиг значения в 447,3 млн рублей.
• в течение 2018 года были осуществлены такие проекты, как:
1. Осуществлены строительные работы по возведению спального корпуса с помещениями курортного обслуживания пансионата «Анапчанка», совокупный объем инвестиционных вложений составил - 330,5 млн рублей.
2. Проведены строительные работы по возведению международного детского лагеря, совокупный объем инвестиций составил 145 млн рублей [2].
Как свидетельствуют статистические данные 2018 года, опубликованные на страницах инвестиционного портала Краснодарского края, на территории региона планирует осуществление 29 инвестиционных проектов в составе санаторно-курортное Туристской отрасли, совокупный объем средств, требующихся для их реализации, при этом составляет 30,459 млрд рублей, информация опубликована в целях поиска инвесторов либо со-инвесторов [6].
Перечень представленных инвестиционных проектов не утрачивает свою актуальность и находится в соответствии с основными целями и ключевыми направлениями развития туристической деятельности на территории Российской Федерации, регламентированными в рамках правительственного распоряжения от 31 мая 2015 года № 941-р «Об утверждении стратегии развития туризма в РФ на период до 2020 года».
В течение 2018 года в Краснодарском крае была одобрена 7 инвестиционных проектов санаторно-курортного комплекса (ООО «ИнвестГрупп-Отель» (Геленджик), НАО «Центр «Омега» (Сочи), ООО «РГС Сочи» (Сочи), ООО «Русский лес» (Краснодар), ООО «Надежда+Н» (Сочи), ООО «Новосити» (Новороссийск), ООО «Обер Хутор» (Сочи)) [7].
Перечисленные проекты получили государственную поддержку, которая заключается в освобождении от уплаты имущественного налога, согласно положениям, провозглашенным в Законе Краснодарского края от 26 ноября 2003 года № 620-КЗ «О налоге на имущество организаций», освобождение предоставляется на период срока окупаемости инвестиционной
программы, при этом он не может превышать срок более 3 лет в отношении имущественных объектов, создаваемых или приобретаемых в целях реализации инвестиционной программы, и не относящихся к составу налогооблагаемой базы до начала реализации на практике инвестиционной программы, а также в соответствии с положениями, провозглашенными в Законе Краснодарского края от 30 января 2008 года №1378-К3 «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края» течение периода окупаемости инвестиционной программы, который не превышает более 5 лет, когда удельный вес выручки от продажи товаров, работ или услуг, полученный рассматриваемыми предприятиями в процессе практического воплощения одобренной инвестиционной программы, в доходе от реализации, определенном в перечне требований, регламентированных в статье 249 НК РФ, будет составлять не менее 80 %, с условием выхода на проектные мощности и осуществления раздельного учёта доходов (расходов), полученных в ходе осуществления инвестиционного проекта, а также доходов (расходов), полученных в процессе реализации других видов деятельности [8].
Отмечается эффект от реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» [5, 7] за счёт средств краевого бюджета в течение 2018 года было осуществлено финансирование согласно закону о краевом бюджете (учитывая изменения, которые были рассмотрены в рамках сессии Законодательного собрания края 25 сентября 2018 года) на общую сумму - 507650,9 тыс. рублей, при этом средства для предоставления субсидий из краевого бюджета отчисляются также ряду муниципальных органов (г. Сочи, Апшеронский район); для продвижения курортов Краснодарского края; в целях проведения научных исследований; для предоставления грантов победителям региональных конкурсов; в целях продвижения возводимого горноклиматического курорта Лагонаки; для предоставления субсидий, направленных на создание условий для реализации государственного задания ГБУ КК «Курорты Краснодарского края» и т. д.
Сфера рекреации и туризма Краснодарского края на сегодняшний день выступает в качестве состоявшейся, хорошо структурированной экономической региональной системы, при этом присутствует существенный потенциал для её дальнейшего развития [9] высокий уровень инвестиционной привлекательности обеспечивается не только за счёт имеющихся природно-климатических аттракторами, а также позиционирования региона, как субъекта Федерации, имеющего устойчивую и динамично развивающуюся экономику, но и за счёт реализации эффективной системы государственной поддержки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг за 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/ standart-razvit-konkurencii/fües/rez_monit_2017.pdf (дата обращения: 14.12.2018).
2. https://min.kurortkuban.ru - официальный сайт Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края (главная страница). (дата обращения: 14.12.2018).
3. Курортный сбор [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/ deyatelnost/kurortnyiy-sbor/ (дата обращения: 18.12.2018).
4. Аналитический отчет по результатам мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынке санаторно-курортных и туристских услуг Краснодарского края [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.krasnodar.ru/ standart-razvit-konkurencii/files/2.3.trebov4.pdf (дата обращения: 14.12.2018).
5. Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/460270379 (дата обращения: 15.12.2018).
6. Отбор муниципальных образований Краснодарского края на получение субсидии из краевого бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годах [Электронный ресурс]. - URL: https://min.kurortkuban.ru/informatsiya/ munitsipalnym-obrazovaniyam/?ELEMENT_ID=3526 (дата обращения: 17.12.2018).
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. - URL: https://www.russiatourism.rU/content/2/section/26/detail/27/ (дата обращения: 17.12.2018).
8. Баранова А.Ю. Системный подход к формированию санаторно-курортных услуг // Вестник Академии знаний. 2018. № 3 (26). С. 43-50.
9. Воробей Е.К., Борисова Т.Г. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса: опыт и векторы развития (на примере туристского региона -Краснодарский край) // Экономика и предпринимательство, № 10 (ч.2), 2017 г., С. 403-408.
10. Elena Vorobey, Tatyana Borisova. Mechanism of state regulation of competitiveness of tourist territory Krasnodar territory, Russian Federation // MATEC WEB OF CONFERENCES. "International Science Conference SPbWOSCE-2017 "Business Technologies for Sustainable Urban Development". EDP Sciences 2018, p. 01023.
Vorobey Elena Konstantinovna
Sochi state university, Sochi, Russia E-mail: vorobei.sochi@yandex.ru
System of the state support of the sphere of a recreation and tourism: assessment of the industry and investment attractiveness (on the example of Krasnodar Region)
Abstract. In article an assessment of a direct contribution of tourism to a gross regional product of Krasnodar Region is given. Volumes of tax revenues from the enterprises of a sanatorium and tourist complex in the consolidated budget of Krasnodar Region from 2012 for 2018 are analysed. Dynamics of tax revenues of 2017-2018 is tracked. An assessment of the experiment in Krasnodar Region after development and deployment of the Law "About Resort Collecting" is given. The author presents dynamics of investments into a sanatorium and tourist complex of Krasnodar Region during the period from 2007 to 2018. The basic principles of increase in efficiency of functioning of a sanatorium and tourist complex of Krasnodar Region are defined. Assessment of the investment sphere of Krasnodar Region is made and examples of successful implementation of large investment projects during 20162018 are given. Measures of the state support in a form of remission of the property tax and income tax are presented. The example of successful realization the state program of Krasnodar Region "Development of a sanatorium and tourist complex" is given.
Keywords: state support; sphere of a recreation and tourism; assessment of the industry; investment attractiveness; investment projects; efficiency of functioning; tax revenues
69ECVN618