Научная статья на тему 'Система государственного управления в южной конфедерации племен Древней Руси в эпоху правления князя Аскольда'

Система государственного управления в южной конфедерации племен Древней Руси в эпоху правления князя Аскольда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
431
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Novogardia
Область наук
Ключевые слова
АСКОЛЬД / ПЛЕМЕННАЯ КОНФЕДЕРАЦИЯ / ПЛЕМЕННОЙ СОЮЗ / ВЕЛИКИЕ КНЯЗЬЯ / ВЕЧЕ / ЖРЕЦЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Козлов М. Н.

В исследовании проведена историческая реконструкция системы управления в южной конфедерации племен древней Руси в эпоху правления одного из самых успешных древнерусских правителей киевского князя Аскольда. При написании статьи были использованы проблемно-хронологический и историко-аналитический методы научного исследования. Автор, основываясь на данных древнерусских летописей, сообщениях арабских и византийских авторов, проанализировал функции таких центральных институтов государственной власти как великие князья и вече в южной племенной конфедерации 60-ых-80-ых годов IX в. Автор подчеркивает в своей статье значительную роль служителей языческого культа в системе управления киевской конфедерацией племен в эпоху правления князя Аскольда. В статье была проведена также реконструкция системы управления племенных союзов и небольших племенных и родовых общин. В исследовании подчеркивается, что зависимость племенных союзов от великих князей заключалась в выплате дани и обязательном участии воинов подвластных племенных союзов во всех крупных военных акциях киевской державы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система государственного управления в южной конфедерации племен Древней Руси в эпоху правления князя Аскольда»

СТАТЬИ

УДК 930.85 ББК 63,3 (29)

DOI 10.25797/Ш.2019.2.2.001

М.Н. Козлов

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЮЖНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ ПЛЕМЕН ДРЕВНЕЙ РУСИ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ КНЯЗЯ АСКОЛЬДА

Аннотация: В исследовании проведена историческая реконструкция системы управления в южной конфедерации племен древней Руси в эпоху правления одного из самых успешных древнерусских правителей — киевского князя Асколь-да. При написании статьи были использованы проблемно-хронологический и историко-аналитический методы научного исследования. Автор, основываясь на данных древнерусских летописей, сообщениях арабских и византийских авторов, проанализировал функции таких центральных институтов государственной власти как великие князья и вече в южной племенной конфедерации 60-ых-80-ых годов IX в. Автор подчеркивает в

В отечественной истории остается еще немало белых пятен. Так, нам практически ничего неизвестно об эпохе правления одного из первых крестителей Древней Руси — князе Аскольде. В «Повести временных лет» он упоминается лишь в связи с двумя эпизодами: походом киевской дружины в 866 году на Константино-

своей статье значительную роль служителей языческого культа в системе управления киевской конфедерацией племен в эпоху правления князя Аскольда. В статье была проведена также реконструкция системы управления племенных союзов и небольших племенных и родовых общин. В исследовании подчеркивается, что зависимость племенных союзов от великих князей заключалась в выплате дани и обязательном участии воинов подвластных племенных союзов во всех крупных военных акциях киевской державы.

Ключевые слова: Аскольд, племенная конфедерация, племенной союз, великие князья, вече, жрецы.

поль и захватом князем Олегом в 882 году Киева. В большинстве других древнерусских летописей лишь повторяется информация, сообщенная в «Повести временных лет». Исключение составляют относительно поздняя Никоновская летопись, в которой можно найти уникальное описание нескольких исторических событий,

произошедших в период правления князя Аскольда1.

Несколько дополняют данные древнерусских летописей сообщения персидских авторов второй половины IX — начала X вв., в которых можно найти описание первых древнерусских племенных конфедераций и восточнославянских обычаев той эпохи. Наиболее важными в свете интересующей нас темы являются «Книга путей и стран» Аль-Истахри, «Книга дорогих ценностей» Ибн-Русте и «Пределы мира от востока к западу» Персидского Анонима.

В исследовании использовались также труды византийских авторов, описывающих походы первых древнерусских князей на византийские земли. Они в основном относятся к эпохе, предшествующей исследуемому периоду. Однако в силу того, что древнерусские воинские традиции не изменялись на протяжении нескольких веков, византийские источники также играют важную роль в данном исследовании.

В отечественных исследованиях, посвященных правлению князя Аскольда, обычно анализируются происхождение данного правителя, а также различные

1 Уникальный отрывок, сообщающий о правлении князя Аскольда в составе Никоновской летописи в настоящее время идентифицируется некоторыми современными исследователями, как поздняя вставка, не имеющая исторической ценности (Рычка В.М. «Летопись Аскольда»: об источниковедческих мнимостях и казусах историографии // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 9. М., 2012. С. 15-27). Однако следует признать, что информация, сообщенная в данном отрывке летописи, находит подтверждение в текстах иностранных письменных источников, что убедительно доказывает ее подлинность.

детали похода киевской дружины на Константинополь 866 года2.

Существенно обогатившаяся в последнее время археологическая база исследования позволила детально реконструировать различные аспекты восточнославянского язычества и древнерусской культуры второй половины IX в.3

Однако о системе управления южной племенной конфедерацией с центром в Киеве в эпоху правления князя Аскольда нам практически неизвестно. Историческая реконструкция системы управления в киевской конфедерации племен в 60-х -начале 80-ых годах IX в. — главная цель данной статьи.

Когда сформировались первые восточнославянские конфедерации племен нам доподлинно неизвестно4. Письменные

2 Серяков М.Л. Рюрик и Волжско-балтийский торговый путь // Исторический формат №4. 2016. С.176-178; Никольский Е.В. Святой благоверный киевский князь Аскольд — миссионер и геополитик IX столетия // БШ^а Нитап^а^Б. 2015. № 2. 1^1..: www.st-hum.ru; Котляр М.Ф. Кш'вськ князi Кий i Аскольд // Военна iсторiя. № 1. 2002. С.26-38.

3 Каприцын И.И. Религиозная культура Киевской Руси накануне крещения: социально-философский анализ мировоззренческих трансформаций // Международный научно-исследовательский журнал. №3-5 (45). 2016. С.15-16.; Жиртуева Н.С. Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и средневекового Крыма // Философия и культура. 2015 №6 (90) С.843-852.; Козлов М.Н.: 1) Восточнославянское язычество: от рождения до гибели богов. М., 2017.; 2) «Жряху им, наричюще богы»: источники содержания древнерусских языческих святилищ и их служителей // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. Т. 159. №4. 2017.. С.779-790.

4 В данном исследовании по отношению к

политическим объединениям, предшествую-

источники свидетельствуют лишь о том, что уже во второй половине IX в. существовало несколько подобных восточнославянских политических объединений. Так, персидский путешественник второй половины IX — нач. X в. Аль-Истах-ри, опирающийся в своем произведении на труды авторов IX в. называет в своей «Книге путей и стран» три восточнославянские политические образования: Сла-вию, Куявию и Артанию5.

О существовании в данный период неких политических образований у ильменских славен и полян сообщает нам и «Повесть временных лет». Так, согласно данному источнику, северная конфедерация восточнославянских племен, ядром которой были ильменские слове-

щим образованию Древней Руси используется словосочетание «племенные конфедерации». По нашему мнению, именно данный термин, введенный в научный оборот Седовым В.В. (Седов В.В. Конфедерация северно-русских племён в середине IX в. // Древнейшиие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А.П. Новосельцева. М., 2000. С.240-249), лучше всего соответствуют имеющейся у нас на данный момент источниковедческой базе исследования. Горский А.А вовсе отрицает существование у наших предков каких-либо племенных объединений, первые восточнославянские племенные конфедерации он называет Сла-виниями (Горский А.А.: 1) Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004. С. 10-14.; 2) Славянское расселение и эволюция общественного строя славян // Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. СПб., 2011. С. 129-181). Однако данный термин, по нашему мнению, неясен и размыт.

5 Аль-Истахри. Книга путей и стран // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М., 2009. С.85

не, включала в свой состав чюдь, словен, мерю и всех кривичей6. Административным центром северной конфедерации, по мнению современных археологов, было Рюриково городище или Ладога7. Видимо, это и была Славия из рассказа Истахри.

Упоминает «Повесть временных лет» и некое политическое образование с центром в Киеве, платящее дань хазарам, однако о его составе в источнике ничего не сообщается. Если вычесть из списка племенных союзов, участвующих в походе на Византию 907 года те из них, что входили в северную конфедерацию или были присоединены к Древней Руси князем Олегом, то останутся те, что находился в зависимости от Киева в период правления там князя Аскольда. Так, согласно «Повести временных лет»: «В лъто 6415. Иде Олегъ на грекы, пояле множество варяг, и словенъ, и чюдь, и кривичи, и мерю, и де-ревляны, и радимичи, и поляны, и северо, и вятичи, и хорваты, и дульбы, и тиверци, яже суть толковины: си вси звахуться от грекъ Великая Скуфь»8.

Новгородские словене, чудь, меря и кривичи входили в состав северной конфедерации. Северян и радимичей, согласно тому же источнику, князь Олег освободил от хазарской зависимости и «възложи на нь дань легъку», а значит во второй половине IX в. в зависимости от

6 Повесть временных лет / Под редакций и с предисловием В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. С.12-13

7 Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., 1990. С. 49-50; Кирпичников А.Н. Государственной России 1150 лет // Староладожский сборник. Выпуск 10. СПб., 2013, С. 7-18.

8 Повесть временных лет. С.16.

Киева они еще не находились. С тиверцами, согласно Повести, Олег «имяше рать»9. Видимо, присоединить их к своей державе он не смог. Не случайно в отрывке, описывающим начало похода Олега на Византию они названы «толковина-ми», то есть «переводчиками» или «союзниками». Остаются собственно сами поляне, древляне, вятичи, белые хорваты и дулебы. Видимо, эти племенные союзы и входили в состав «Куявии», о которой сообщил Истахри.

Существующие в данный период времени политические образования представляли собой конфедеративные союзы племен, объединенные общим административным центром и князем-правителем. Во главе племенных конфедераций стояли великие князья. Персидский автор второй половины IX — нач. X вв. Ибн-Ру-сте в своем труде «Книга дорогих ценностей» называет их «главами глав» или «царями царей»10.

Главной функцией великих князей была защита конфедерации, и ее интересов, как от внешних врагов, так и внутреннего сепаратизма. Так, князь Аскольд, согласно целого ряда древнерусских летописей, был довольно успешным полководцем. Из Никоновской летописи мы узнаем о его победах над печенегами11. Летописный свод 1497 года сообщает нам о походах Аскольда против племенных союзов

9 Там же. С. 16.

10 Ибн-Русте. Книга дорогих ценностей // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М., 2009. С. 46.

11 ПСРЛ. Т. 9. Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб., 1862. С. 9.

древлян и уличей12. Первая новгородская летопись сообщает о походе Аскольда на

13

кривичей13.

Из «Повести временных лет» и целого ряда других древнерусских летописей мы узнаем об опустошительном походе русского войска в 866 году во главе с Асколь-дом на столицу тогдашней Византии14.

Великие князья, очевидно, были не только верховными военачальниками, но и главными дипломатами в своих владениях. Так, после неудачного для руссов похода на Константинополь 866 года, согласно Никоновской летописи русские князья Аскольд и Дир: «Сътвори мирное устроение»15. Византийские источники сообщают нам о том, что предводители русских дружин сами возглавляли мирные переговоры еще задолго до княжения Аскольда.

Так, интересные данные мы находим, например, в «Житии Георгия Амастрид-ского», в котором описывается поход князя руссов на византийский город Ама-стриду в середине IX в. Согласно данному источнику, после некоего знамения свыше (русского князя и его дружину якобы парализовало из-за разорения одного из христианских храмов) предводитель русского войска объявил о «примирении и сделке с византийцами»16.

12 ПСРЛ. Т.28. Летописный свод 1497 года. Летописный свод 1518 года. (Уваровская летопись). М.-Л., 1963. С. 13.

13 ПСРЛ. Т.3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950. С. 4.

14 Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950. С.59; Повесть временных лет. С. 13; Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. С. 9.

15 Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. С. 9.

16 Василевский В.Г. Собрание трудов. Т.3. Пе-

троград, 1915. С. 68.

Согласно данным арабских историков, во второй половине IX в., русские князья были и высшими судьями в своих владениях. Так, Ибн-Русте, использовавший в своих произведениях труды среднеазиатских авторов IX ст., сообщает следующее: «если кто-либо из руссов возбудит дело против другого, то зовет его на суд к князю, перед которым они и спорят. Когда же князь произнес приговор, исполняется то, что он велит. Если же обе стороны недовольны приговором царя, то по его приказанию дело решается оружием, и тот, кому бог поможет и чей из мечей острее, тот и побеждает. На этот поединок родственники обеих сторон приходят вооруженными и становятся. Затем соперники вступают в бой, и кто одолеет противника, выигрывает дело». Если же в стране руссов будет пойман вор, то князь приказывает его удушить17.

Важной функцией первых великих киевских князей был сбор веча. Так, в «Хро-нографии» Продолжателя Феофана содержится любопытный рассказ о древнерусском вече, собранном князем Асколь-дом в Киеве в 874 году по случаю прибытия в город византийского архиепископа: «Князь этого племени, собрав подданных и председательствуя с окружающими его старцами, которые по причине долгой привычки более других были подвержены суеверию»18.

Однако, как видно из данного источника, власть великого князя не была абсолютной. Приезд византийского архи-

17 Ибн-Русте. Книга дорогих ценностей. С. 47,

49.

18 Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915. С. 280-281

епископа в Киев должен был быть санкционирован лично князем Аскольдом. Во многих письменных источниках как отечественных, так и зарубежных содержатся туманные намеки на то, что сам великий князь принял христианство. Скорее всего, епископ был приглашен князем, для обращения в христианство жителей Киева, но как свидетельствует тот же источник, «местный правитель ни в чем

19

не преуспел»19.

Данный отрывок прямо указывает на тот факт, что основные вопросы, связанные с существованием Киевской державы наши предки решали на вече. Оно существенно ограничивало власть великих князей. В отечественной исторической науке сложились две точки зрения относительно значимости вече как политического института в К—К вв. Так, согласно мнению советских историков Б.Д. Грекова и П.П. Толочко вече было традиционным восточнославянским демократическим органом самоуправления с древнейших времен вплоть до первой половины XV в.20 В наше время данной точки зрения придерживается М.А. Несин21. По мнению С.В. Юшкова, М.Н. Покровского и П.В. Лукина, в вв. веча не существовало, а в письменных источниках упоминаются лишь племенные собрания,

19 Там же. С.281.

20 Толочко П.П. Древняя Русь. Киев., 1987. С. 230; Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004. С. 452-453.

21 Несин М.А. Некоторые черты социальной трансформации в 1Х-Х веках в восточнославянском обществе в летописной социальной терминологии // Социальная мобильность в тради-

ционных обществах: история и современность. Ижевск, 2012.

не имеющие ничего общего с традицион-

22

ным вечем22.

По нашему мнению, никакого принципиального различия между племенными собраниями в вв. и классическим

вече в древнем Новгороде или Киеве нет. Во всех случаях народные собрания-веча играли роль народного органа самоуправления. К тому же, из вышеупомянутого отрывка видно, что вече, собранное Аскольдом по случаю приезда византийского епископа, например, никак нельзя назвать племенным собранием. Согласно данным, сообщенным автором «Хроно-графии», это было классическое вече, на котором решался вопрос, затрагивающий судьбу всей южной конфедерации племен.

С другой стороны, к сожалению, установить состав веча, описанного в «Хро-нографии» на данный момент не представляется возможным. Не знаем мы и кем были эти «старцы», возглавляющих вече вместе с князем Аскольдом. Логично бы было предположить, что это были киевские жрецы. Именно они были «более других подвержены суеверию».

О том, что древнерусские жрецы играли важную роль в восточнославянских землях той эпохи, свидетельствует отрывок из труда Ибн-Русте: «Есть у них (руссов — Авт.) знахари, из которых иные управляют

22 Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.-Л. Изд-во Академии наук СССР, 1939. С.194; Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Москва, 2018. С. 247; Юрайт, 2018 С. 247; Лукин П.В.: 1) Вече, «племенные» собрания и «люди градские» в начальном русском летописании // Средневековая Русь. Вып. 4 М., 2004.; Средневековая «демократия»: «народные собрания» в Новгороде и Венеции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. № 4 (74) 2018.

царями, будто они их начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, лошадьми. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказ никак нельзя»23. Данные Ибн-Русте подтверждает и Персидский Аноним IX вв.: «Большую власть у них имели волхвы, которые пользовались правом убийства мужчин и женщин»24.

О том, что истинными хозяевами Киева во второй половине IX в. были не великие князья, а местные жрецы, косвенно свидетельствуют и данные археологии. Так, в центре тогдашнего Киева на Старокиевской горе находилось крупное языческое святилище УГ^ вв., обнаруженное

B.В. Хвойкой в 1908 году. Никаких следов княжеских дворцов, относящихся к IX в. здесь археологами найдено не было. Великокняжеский дворец, прозванный исследователями «теремом княгини Ольги» был построен уже в середине X в., то есть в эпоху значительного укрепления великокняжеской власти. Он находился в нескольких километрах к северо-востоку от Старокиевской горы недалеко от нынешнего Боричева спуска.25

Интересно, что, согласно Повести временных лет, князь Олег во время своего исторического похода на Киев застал Ас-кольда и Дира не в самом Киеве, а в его пригороде Угорском, где и состоялась последняя для Аскольда битва: «И при-

23 Ибн-Русте. Книга дорогих ценностей. С.47.

24 Персидский Аноним. Пределы мира от востока к западу // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М., 2009. С. 55

25 Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1989.

C. 22-27

доста къ горамъ хъ киевьскимъ, и увда Олегъ, яко Осколдъ княжита, и похорони вой въ лодьях, а другия назади оста-ви, а самъ приде, нося Игоря дътьска. И приплу подъ Угорьское, похоронивъ вой своя...И убиша Асколда... и несоша на гору, и погребоша й на горе, еже ся ныне зоветь Угорьское, кде ныне Олъминъ дворъ».26

Скорее всего, великие князья со своими дружинами за пределами тогдашнего укрепленного Киева. Данный факт косвенно свидетельствует о том, что в самом городе административную и хозяйственную деятельность контролировали местные служители языческого культа.

Важной функцией великих князей был также сбор дани с подвластных земель. Так Ибн-Русте сообщает в своем труде о том, великий князь лично ежегодно объезжает свои владения и собирает от каждой

27

семьи ценные вещи.27

У персидского автора Гардизи, использующего в своем труде «Украшение известий» не дошедший до нашего времени отрывок сочинения Ибн-Хордадбеха (автора IX в.) находим указание на размер дани, собираемой при полюдье: «Царь их взимает с торговли десятину. Всегда же сто или двести из них (руссов) ходят к славянам и силой берут у них на свое содержание, пока там находятся.28

Скорее всего, система сбора дани во второй половине IX в. была аналогична той, что описал в своем труде «Об управлении империей» X в. Константин Багрянородный. Так, в данном источнике мы

26 Повесть временных лет. С. 13.

27 Ибн-Русте. Книга дорогих ценностей. С. 47.

28 Новосельцев А.П. Древнейшие государства

Восточной Европы. М, 2000. С. 403.

находим следующий текст: «Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава и отправляются в полюдия, что именуется «кружением», а именно — в Славинии верви-анов, другувитов, кривичей, севериев и прочих славян, которые являются пактио-тами россов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растет лед на реке Днепр, возвращаются в Киав».29

Как видно из данного текста, зависимость племенных союзов от великих князей заключалась в выплате дани и содержании великокняжеской дружины в период полюдья. Кроме того, как следует из описания военных походов на византийские земли, подвластные племенные союзы должны были учувствовать во всех крупных воинских акциях своего государства.

В остальном же, очевидно, племенные союзы во второй половине IX в. — середине X в. были абсолютно автономны от Киева. Система управления племенных союзов, вероятнее всего, представляла собой микромодель системы управления племенной конфедерации. Так, согласно, дошедшим до нашего времени письменным источникам, племенные союзы, как и конфедерации племен, имели свой административный центр и своего правителя — князя. Не случайно, в Новгородской первой летописи в рассказе о начале междоусобной войны на севере Руси говорится о том, что после изгнания варягов

29 Константин Багрянородный. Об управлении империей // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.2. Византийские источники. М., 2010. С. 166-167

князья племенных союзов начали войну между собой: «людие, рекомии Словени, и Кривици и Меря свою волость имъли. И въсташа Словенъ и Кривици и Меря и чудь на Варягы, и изгнаша я за море. И въсташа сами на ся воевать, и бысть межи ими рать велика и княжа уособица, и въсташа град на град и не бъше в нихъ правды»30.

Все важные вопросы племенного союза решались на вече в местном административном центре. Важную в этом отношении информацию находим в Лаврентьев-ской летописи под 1176 г. Рассказывая о том, как в упорной борьбе со старшими городами Ростовом и Суздалем младший город Владимир взял верх, летописец сообщает драгоценную деталь: «Новгород-ци бо изначала и Смолняне, и Кыяне, и Полочане, и вся власти якоже на думу на веча сходятся; на что же старейшие сду-

31

мають, на томь все и станут»31.

Точно также, согласно Повести временных лет, уже в середине X в. собрались на вече доведенные до отчаянья древляне, уставшие от бесконечного грабежа дружины Игоря: «Слышавше же деревляне, яко опять идеть, сдумавше на вече со кня-земъ своимъ Маломъ»32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В свою очередь, племенным союзам подчинялись небольшие племенные и родовые общины, управляемые местными старейшинами и жрецами. Так, согласно данным археологии, во второй половине IX в. восточные славяне жили небольшими гнездами поселений. Администра-

30 ПСРЛ. Т. 3. С.106.

31 ПСРЛ. Т. 1. Лаврентьевская и Суздальская летописи по Академическому списку. М., 1962. С. 160.

32 Повесть временных лет. С. 27.

тивными центрами этих гнезд поселений выступали городища-святилища и городища-убежища. Помимо административных функций эти городища играли также роль сакральных центров своих округ. В городищах-святилищах и городищах-убежищах археологами были найдены языческие святилища и длинные дома, в которых осуществляли различные религиозные церемонии и решали свои главные наболевшие вопросы. По мнению Тимощука Б.А., племенные вече обычно собирались в общественной части городищ-святилищ в так называемых «длинных домах»33.

Скорее всего, система управления небольших племен и родовых общин была аналогичной той, что существовала у западных славян в более поздний период. Так, германский монах Бруно, один из авторов «Жития Оттона Бамберзского» сообщил в своем труде о том, что жители западнославянского города Волина собирались обычно на территории местного святилища в большом доме, где стоял стол, за которым собирались наиболее уважаемые местные жители. Председательствовали на этих собраниях местные жрецы. Здесь решались главные вопросы жизнедеятельности племени34.

Решение вече было обязательно для всех, и горе было несчастному, осмелившемуся выступать против уже принятого решения. Так, Титмар Мерзенбургский, например, о племенных собраниях племени лютичей сообщает следующее: «Об-

33 Тимощук Б. А., Русанова И.П. Славянские святилища на среднем Днестре и в бассейне Прута // Советская археология. №4. 1983. С. 167.

34 Котляревский А.А. Собрание сочинений в 3-х т. Т.2.Погребальные обычаи древних славян. СПб., 1893. С.355.

судив в народном собрании то или иное решение, они все должны дать согласие на приведение его в исполнение. Если же кто-то из соплеменников выступит против принятого решения, его бьют палками; а если он и вне собрания открыто противится ему, то теряет вследствие сожжения и полного разграбления все свое имущество35.

Таким образом, можно сделать вывод, что в эпоху правления князя Аскольда в Киеве существовало двоевластие. Великий князь и его дружина защищали южную конфедерацию племен от внешних врагов, совершали походы на соседние земли и сепаратистов. Великие князья

35 Титмар Мерзенбургский. Хроника в 8 книгах / Под редакцией И.В. Дьяконова. М., 2009. С.103.

были также верховными судьями в своих владениях, собирали дань в подвластных землях и могли самостоятельно заключать мирные договоры. Все важные внутригосударственные вопросы решались на вече, в котором главенствующую роль играли служители языческого культа.

Киевской державе подчинялись несколько племенных союзов, имеющих аналогичные с киевской державой системы управления своими землями. Племенные союзы учувствовали во всех походах киевских князей, а также платили дань Киеву и содержали киевскую дружину во время полюдья.

В свою очередь, конфедерациям племен подчинялись небольшие племенные и родовые общины, управляемые местными служителями языческого культа.

Библиография

Источники:

Аль-Истахри. Книга путей и стран // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М., 2009.

Василевский В.Г. Собрание трудов. Т.3. Петроградк, 1915.

Ибн-Русте. Книга дорогих ценностей // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М., 2009.

Константин Багрянородный. Об управлении империей // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.2. Византийские источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. С.146-171.

Персидский Аноним. Пределы мира от востока к западу // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.3. Восточные источники. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2009. С.51-56

Повесть временных лет / Под редакций и с предисловием В.П. Адриановой-Перетц. М.-Л.:, 1950. 239 с.

ПСРЛ. Т.1: Лаврентьевская и Суздальская летописи по Академическому списку. М., 1962.

ПСРЛ. Т.3: Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л., 1950.

ПСРЛ. Т.9: Летописный свод, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. СПб., 1862.

ПСРЛ. Т.28. Летописный свод 1497 года. Летописный свод 1518 года. (Уваровская летопись). М.-Л., 1963

.Приселков М.Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л., 1950.

Продолжатель Феофана. Хронография // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Под редакцией Джаксон Т.Н. и Коноваловой И.Г. Хрестоматия. Т.2. Византийские источники. М. 2010.

Титмар Мерзенбургский. Хроника в 8 книгах / Под редакцией И.В. Дьяконова. М., 2009. 256 с. Литература:

Горский А.А. Русь: от славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

Горский А.А. Славянское расселение и эволюция общественного строя славян // Великое переселение народов. Этнополитические и социальные аспекты. СПб., 2011.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 2004.

Дубов И.В. Новые источники по истории Древней Руси. Л., 1990.

Жиртуева Н.С. Модификации византийского исихазма в культуре Киевской Руси, Московской Руси и средневекового Крыма // Философия и культура. № 6 (90). 2015.

Каприцын И.И. Религиозная культура Киевской Руси накануне крещения: социально-философский анализ мировоззренческих трансформаций // Международный научно-исследовательский журнал. №3-5 (45). 2016.

Кирпичников А.Н. Государственной России 1150 лет // Староладожский сборник. Выпуск 10 — СПб., 2013, С. 7-18

Котляревский А.А. Собрание сочинений в 3-х т.: Т.2.: Погребальные обычаи древних славян. СПб., 1893. 493 с.

Козлов М.Н. Восточнославянское язычество: от рождения до гибели богов. М., 2017.

Козлов М.Н. «Жряху им, наричюще богы»: источники содержания древнерусских языческих святилищ и их служителей // Ученые записки Казанского университета. Серия: гуманитарные науки. Т. 159. №4. 2017.

КотлярМ. Ф. Кш'вськ князi Кий i Аскольд // Военна iсторiя. № 1. 2002. С.26-38.

Лукин П.В. Вече, «племенные» собрания и «люди градские» в начальном русском

летописании // Средневековая Русь. Вып. 4 М., 2004

Лукин П.В. Средневековая «демократия»: «народные собрания» в Новгороде и Венеции // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. №4 (74).2018.

Несин М.А. Некоторые черты социальной трансформации в 1Х-Х веках в восточнославянском обществе в летописной социальной терминологии // Социальная мобильность в традиционных обществах: история и современность. Ижевск, 2012.

Никольский Е.В. Святой благоверный киевский князь Аскольд — миссионер и геополитик IX столетия // БШ^а Нитап^аШ. 2015. № 2. иви www.st-hum.ru

Новосельцев А.П. Древнейшие государства Восточной Европы. М., 2000.

Покровский М.Н. Очерк истории русской культуры. Москва: Юрайт, 2018. 265 с.

Россейкин Ф.М. Первое правление Фотия, патриарха Константинопольского. Сергиев Посад, 1915.

Рычка В.М. «Летопись Аскольда»: об источниковедческих мнимостях и казусах историографии // Казус: Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 9. М., 2012.

Седов В.В. Конфедерация северно-русских племён в середине IX в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти чл.-кор. РАН А. П. Новосельцева. М, 2000.

Серяков М.Л. Рюрик и Волжско-балтийский торговый путь // Исторический формат №4. 2016.

ТимощукБ.., Русанова И. П. Славянские святилища на среднем Днестре и в бассейне Прута // Советская археология. №4. 1983.

Толочко П.П. Древняя Русь. Киев, 1987.

Толочко П.П. Древний Киев. Киев, 1989.

Юшков С.В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси. М.-Л.,1939.

Сведения об авторе:

Козлов Михаил Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры Истории Севастопольского государственного университета Область научных интересов: восточнославянское язычество, христианизация Руси. E-mail: kmn_75@mail.ru

M.N. Kozlov

SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SOUTHERN CONFEDERATION OF ANCIENT RUSSIA TRIBES IN THE EPOCH OF THE ADMINISTRATION OF PRINCE ASKOLD

Annotation: The study conducted a historical reconstruction of the control system in the southern confederation of the tribes of ancient Russia during the reign of one of the most successful ancient Russian rulers — Prince Askold of Kiev. When writing the article, the problem-chronological and historical-analytical methods of scientific research were used. The author, based on the data of ancient Russian chronicles, reports of Arab and Byzantine authors, analyzed the functions of such central institutions of state power as the grand dukes and veche in the southern tribal confederation of the 60s-80s of the 9th century. The author emphasizes in

his article the significant role of priests of the pagan cult in the management system of the Kiev confederation of tribes during the reign of Prince Askold. The article also carried out a reconstruction of the management system of tribal unions and small tribal and clan communities. The study emphasizes that the dependence of the tribal unions on the great princes was to pay tribute and the mandatory participation of the soldiers of the subordinate tribal unions in all major military actions of the Kiev state.

Keywords: Askold, tribal confederation, tribal alliance, grand dukes, veche, priests.

References

Sources:

ANstahri. Kniga putej i stran [Book of ways and countries]. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov. Pod redakciej Dzhakson T.N. i Konovalovoj I.G. Hrestomatiya. vol. 3. Vostochnye istochniki. M., 2009. . (In Russian).

Vasilevskij V.G. Sobranie trudov [collection of works]. vol. 3. Petrograd, 1915. (In Russian). Ibn-Ruste. Kniga dorogih cennostej [Book of valuables]. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov. Pod redakciej Dzhakson T.N. i Konovalovoj I.G. Hrestomatiya. vol. 3. Vostochnye istochniki. M. 2009. (In Russian).

Konstantin Bagryanorodnyj. Ob upravlenii imperiej [About empire management]. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov. Pod redakciej Dzhakson T.N. i Konovalovoj I.G. Hrestomatiya. vol. 2. Vizantijskie istochniki. M., 2010. (In Russian).

PersidskijAnonim. Predely mira ot vostoka k zapadu [The limits of the world from east to west]. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov. Pod redakciej Dzhakson T.N. i Konovalovoj I.G. Hrestomatiya. vol. 3. Vostochnye istochniki. M., 2009. (In Russian).

Povest' vremennyh let [Tale of Bygone Years]. Pod redakcij i s predisloviem V.P. Adrianovoj-Peretc. M.-L., 1950. (In Russian).

PSRL. T.1. Lavrent'yevskaya i Suzdal'skaya letopisi po Akademicheskomu spisku. M., 1962. (In Russian).

PSRL. T.3. Novgorodskaya pervaya letopis' starshego i mladshego izvodov. M.-L., 1950.(In Russian).

PSRL. T.9. Letopisnyy svod, imenuyemyy Patriarshey ili Nikonovskoy letopis'yu. SPb., 1862. (In Russian).

PSRL. T.28. Letopisnyy svod 1497 goda. Letopisnyy svod 1518 goda. (Uvarovskaya letopis'). M.-L., 1963. (In Russian).

Prodolzhatel' Feofana. Hronografiya [Chronology]. Drevnyaya Rus' v svete zarubezhnyh istochnikov. Pod redakciej Dzhakson T.N. i Konovalovoj I.G. Hrestomatiya. vol. 2. Vizantijskie istochniki. M., 2010. (In Russian).

Priselkov M.D. Troickaya letopis'. Rekonstrukciya teksta [Trinity chronicle. Text Reconstruction]. M.-L., 1950. (In Russian).

TitmarMerzenburgskij. Hronika v 8 knigah [Chronicle in eight books]. Pod redakciej I.V. D'konova. M., 2009. (In Russian).

Researches:

Gorskij A.A. Rus': ot slavyanskogo rasseleniya do Moskovskogo carstva [Russia from the Slavic settlement to the Moscow kingdom].M., 2004. (In Russian).

Gorskij A.A. Slavyanskoe rasselenie i evolyuciya obshchestvennogo stroya slavyan [Great segregation and evolution of the social system of the Slavs] // Velikoe pereselenie narodov. Etnopoliticheskie i social'nye aspekty. SPb., 2011. (In Russian). GrekovB.D. Kievskaya Rus' [Kieva n Rus]. M., 2004. (In Russian).

Dubov I.V. Novye istochniki po istorii Drevnej Rusi. [Book of ways and countries]. L., 1990. (In Russian).

Zнirtueva N.S. Modifikacii vizantijskogo isihazma v kul'ture Kievskoj Rusi, Moskovskoj Rusi i srednevekovogo Kryma [Modifications of the Byzantine Hesychasm in the culture of Kievan Rus, Moscow Russia and the medieval Crimea] // Filosofiya i kul'tura, no 6 (90), 2015. (In Russian).

Kapricyn I.I. Religioznaya kul'tura Kievskoj Rusi nakanune kreshcheniya: social'no-filosofskij analiz mirovozzrencheskih transformacij [Religious culture of Kievan Rus on the eve of baptism: a socio-philosophical analysis of ideological transformations] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, no 3-5 (45), 2016. (In Russian).

KirpichnikovA.N. Gosudarstvennoj Rossii 1150 let [State of Russia 1150 years] // Staroladozhskij sbornik. vol. 10. SPb., 2013. (In Russian).

Kotlyarevskij A.A. Sobranie sochinenij v 3-h t. vol. 2. Pogrebal'nye obychai drevnih slavyan. [Funerary customs of the ancient Slavs]. SPb.,1893. (In Russian).

Kozlov M.N. Vostochnoslavyanskoe yazychestvo: ot rozhdeniya do gibeli bogov [East Slavic paganism: from birth to the death of the gods]. M., 2017. (In Russian).

Kozlov M.N. "ZHryahu im, narichyushche bogy": istochniki soderzhaniya drevnerusskih yazycheskih svyatilishch i ih sluzhitelej ["Sacrament to them, godly gods": the sources of the content of the ancient Russian pagan shrines and their servants] // Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta. Seriya: gumanitarnye nauki. Vol. 2, no 4, 2017. (In Russian).

Kotlyar M.F. Ki'vs'ki knyazi Kij i Askol'd [Kiev princes Kyi and Askold] // Voenna istoriya, no 1, 2002. (in Ukrainian)

Lukin P.V. Veche, «plemennyye» sobraniya i «lyudi gradskiye» v nachal'nom russkom

letopisanii [Veche, "tribal" meetings and «lyudi gradskiye» in the initial Russian chronicling]]//

Srednevekovaya Rus'. Vyp. 4. M., 2004. (In Russian).

Lukin P.V. Srednevekovaya «demokratiya»: «narodnye sobraniya» v Novgorode i Venecii [Medieval "democracy": "people's meetings" in Novgorod and Venice] // Drevnyaya Rus'. Voprosy medievistiki, no 4 (74), 2018. (In Russian).

Nesin M.A. Nekotorye cherty social'noj transformacii v IX-X vekah v vostochnoslavyanskom obshchestve v letopisnoj social'noj terminologii [Some features of social transformation in the IX-X centuries in the East Slavic society in the chronicle social terminology] // Social'naya mobil'nost' v tradicionnyh obshchestvah: istoriya i sovremennost'. Izhevsk: Izdatel'stvo «Udmurtskij universitet», 2012. (In Russian).

Nikol'skij ЕУ. Svyatoj blagovernyj kievskij knyaz'Askol'd — missioner i geopolitik IX stoletiya [Holy Prince of Kiev Kiev Askold — missionary and geopolitics of the IX century] // Studia Humanitatis. № 2. 2015. URL: www.st-hum.ru. (In Russian).

Novosel'cevA.P. Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy [The most ancient states of Eastern Europe]. M., 2000. (In Russian).

PokrovskijM.N. Ocherk istorii russkoj kul'tury. [Essay on the history of Russian culture]. M., 2018. 265 р. (In Russian).

RossejkinF.M. Pervoe pravlenie Fotiya, patriarha Konstantinopol'skogo [The first reign of Photius, Patriarch of Constantinople]. Sergiev Posad, 1915. 324 р. (In Russian).

Rychka V.M. «Letopis' Askol'da»: ob istochnikovedcheskih mnimostyah i kazusah istoriografii ["The Chronicle of Askold": on the source-based imaginations and incidents of historiography] // Kazus: Individual'noe i unikal'noe v istorii.vol. 9. M., 2012. (In Russian).

Sedov V.V. Konfederaciya severno-russkih plemyon v seredine IX v. [Confederation of the North-Russian tribes in the middle of the IX century] // Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 1998. M., 2000. (In Russian).

SeryakovM.L. Ryurik i Volzhsko-baltijskij torgovyj put' [Rurik and the Volga-Baltic trade route].// Istoricheskij format, no 4, 2016. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

TimoshchukB.A., Rusanova I.P. Slavyanskie svyatilishcha na srednem Dnestre i v bassejne Pruta [Slavic shrines on the middle Dniester and the Prut basin] // Sovetskaya arheologiya, no 4,1983. (In Russian).

Tolochko P.P. Drevnyaya Rus'. [Ancient Russia]. Kiev., (In Russian).

Tolochko P.P. Drevnij Kiev. [Ancient Kiev]. Kiev., 1989. (In Russian).

Yushkov S.V. Ocherki po istorii feodalizma v Kievskoj Rusi. [Essays on the history of feudalism in Kievan Rus]. M — L. 1939. (In Russian).

About the author:

Kozlov Mikhail N., Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History of Sevastopol State University, Sevastopol (Russia). E-mail: kmn_75@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.