Научная статья на тему 'Система финансового стимулирования работодателей и работников, участвующих в государственных и корпоративных пенсионных программах'

Система финансового стимулирования работодателей и работников, участвующих в государственных и корпоративных пенсионных программах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / СТИМУЛ / НАЛОГОВЫЙ МЕХАНИЗМ / РАБОТОДАТЕЛЬ / РАБОТНИК / КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данишевская И. В.

При отсутствии достойной государственной пенсии и непривычности добровольно-личных пенсионных накоплений, корпоративные пенсии единственный выход для пенсионеров жить достойно. Для интенсификации развития негосударственного пенсионного обеспечения рассматривается государственная поддержка на основе косвенного финансирования, реализуемого с помощью налоговых стимулирующих механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система финансового стимулирования работодателей и работников, участвующих в государственных и корпоративных пенсионных программах»

18 (60) - 2011

Пенсионное обеспечение

УДК 336.027

СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И РАБОТНИКОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И КОРПОРАТИВНЫХ ПЕНСИОННЫХ ПРОГРАММАХ

И. В. ДАНИШЕВСКАЯ,

аспирант кафедры финансов и кредита Е-mail: goncharova. [email protected] Волгоградский филиал Российского государственного торгово-экономического университета

При отсутствии достойной государственной пенсии и непривычности добровольно-личных пенсионных накоплений, корпоративные пенсии - единственный выход для пенсионеров жить достойно. Для интенсификации развития негосударственного пенсионного обеспечения рассматривается государственная поддержка на основе косвенного финансирования, реализуемого с помощью налоговых стимулирующих механизмов.

Ключевые слова: системный подход, стимул, налоговый механизм, работодатель, работник, корпоративные пенсионные программы.

Развитие института негосударственного пенсионного обеспечения в России должно основываться не только на усилении роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в системе обязательного пенсионного страхования, но и последовательном развитии добровольных индивидуальных и корпоративных пенсионных программ.

Некоторые НПФ предлагают гражданам России и корпоративным клиентам выгодные для них пенсионные продукты, которые дают возможность, накопив пенсионный капитал, иметь достойное пенсионное обеспечение в старости. Однако сегодня социально ответственный работодатель,

желающий сформировать пенсионный капитал, вынужден заплатить страховые взносы на сумму пенсионных отчислений в НПФ.

При инвестировании эти средства облагаются налогом на прибыль организаций, а выплачиваемая негосударственная пенсия — налогом на доходы физических лиц. Если гражданин решил самостоятельно из своих собственных средств формировать дополнительный пенсионный капитал, он сначала заплатит из этих средств налог на доходы физических лиц, потом при инвестировании — налог на прибыль. Поэтому для развития системы частного пенсионного обеспечения необходимо, как минимум, иметь более справедливую систему, не допускать двойного налогообложения. Чтобы сформировать инструментарий финансового стимулирования работодателей и льготирования налогообложения доходов работников, рассмотрим содержание системы добровольного индивидуального и корпоративного пенсионного обеспечения.

Содержание и векторы развития корпоративного пенсионного обеспечения за рубежом и в россии. Корпоративная пенсионная программа (КПП) представляет собой совокупность мероприятий и

нормативных актов, определяющих порядок взаимодействия руководства компании, работников или их представителей в лице профсоюза и пенсионного провайдера (страховая компания или НПФ) для создания эффективной системы формирования и выплаты дополнительной пенсии работникам компании [6].

Уровень развития дополнительного пенсионного обеспечения в развитых странах зависит в первую очередь от уровня обеспечения, предоставляемого по государственной программе. Чем ниже относительный уровень государственного пенсионного обеспечения, тем большую роль играют дополнительные системы и наоборот. Например, в Швеции дополнительное пенсионное обеспечение охватывает 90 % работающего населения, в Нидерландах — более 80 %, в США — 70 %. Доля НПФ колеблется от 5 % валового внутреннего продукта (ВВП) во Франции, до 95 % ВВП в Великобритании [1].

Во многих странах предоставление корпоративной пенсии является законодательным требованием к работодателю. Если, например, в США такого требования нет, то при этом работодатель обязан участвовать в государственной пенсионной программе своих сотрудников. Кроме того, давление рынка таково, что крупные компании в массе своей предоставляют и корпоративные планы. В США функционируют 720 тыс. корпоративных пенсионных программ, в которых участвуют 95 млн работников. Причем оба показателя проявляют тенденцию к росту. За предыдущие полтора десятилетия число программ увеличилось на 42 %, а число их участников — на 58 % [9].

В ФРГ практикуются несколько видов производственного пенсионного обеспечения. Прежде всего, на многих предприятиях (на половине из выплачивающих производственную пенсию) есть пенсионный фонд, который образуется преимущественно за счет взносов администрации. Государство участвует в его финансировании, но дотации из госбюджета незначительны. Кроме того, на ряде предприятий выплата производственной пенсии осуществляется посредством вычетов из заработной платы, а также ассигнований специальных пенсионных касс и касс вспомоществования. В последнем случае финансовую основу выплат составляют взносы как предприятия, так и самих работников [9].

Во Франции на предприятиях и в учреждениях в обязательном порядке образуются специальные фонды, составляющие основу для выплаты работ-

никам производственной пенсии. В обеспечении денежных выплат пенсионерам она играет роль дополнительной пенсии относительно базовой, или основной, выплачиваемой из фондов национальной (государственной) системы социального страхования. В отличие от базовой пенсии, формируемой на основе поступлений от государства, и регулируемых государством целевых взносов работников и предприятия (предпринимателя) дополнительная пенсия складывается из специальных отчислений работников пропорционально их заработкам. Соответственно, размер дополнительных пенсионных выплат учитывает величину этих отчислений [9].

Зарубежный опыт корпоративных пенсионных программ показывает, что реализация пенсионных обязательств в коллективных негосударственных фондах значительно снижает стоимость администрирования и проверки гарантий платежеспособности. Более того, такие дорогие и плохо предсказуемые актуарные риски, как риск увеличения продолжительности жизни пенсионного населения, могут быть хеджированы в очень больших пенсионных фондах, страхующих как людей в активной фазе жизни, так и пенсионеров.

Первые корпоративные пенсионные программы в России финансировались исключительно работодателями. Впервые применять КПП начали крупнейшие предприятия: металлургические, нефтяные, а также естественные монополии (ОАО «Газпром», ОАО РАО «ЕЭС России») [10]. Например, корпоративная система негосударственного пенсионного обеспечения в ОАО «ЛУКОЙЛ» образована в 1994 г. и является важной составляющей социальной политики компании. Первые назначения негосударственных пенсий в компании состоялись в 1997 г. [1]. Общее количество получающих негосударственную пенсию растет из года в год, причем ежегодный прирост составляет около 120—150 тыс. чел. (рис. 1).

Основной предпосылкой развития корпоративной системы негосударственного пенсионного обеспечения крупнейшими предприятиями явилось то, что сотрудники имели доходы выше среднего по стране. При выходе на пенсию коэффициент замещения их доходов составлял от 10 до 20 %. Кроме того, многие производства находились в районах Крайнего Севера, и после выхода на пенсию люди стремились переселиться в места с более благоприятным климатом, а для обустройства на новом месте также нужны были деньги. Наконец, дошло до того, что компании почти перестали

1,4

1,2

0,8

0,6

0,4

0,2

1,34

1,27

-цз-

1,03

0,87

0,7

0,5

2004 2005 2006 2007 2008 2009

2010

Рис. 1. Количество получающих негосударственную пенсию в России в 2004-2010 гг., млн чел. [2]

принимать на работу молодых квалифицированных сотрудников: пенсионеры не хотели уходить на заслуженный отдых, занимая рабочие места. И тогда крупные корпорации начали внедрять программы материальной помощи своим сотрудникам. Однако постепенно они столкнулись с тем, что адресная материальная помощь — дело затратное, а корпоративная пенсионная программа позволяет удешевить сам процесс оказания материальной помощи и приводит к тому, что сотрудник уходит на пенсию, абсолютно не нуждаясь ни в какой дополнительной поддержке [10].

Для реализации КПП компания на добровольных началах должна заключить с НПФ договор негосударственного пенсионного обеспечения (НПО). Согласно этому договору компания уплачивает в фонд пенсионные взносы за своих сотрудников (ежемесячно, ежеквартально, ежегодно, единовременно — в зависимости от условий пенсионного договора). Негосударственный

пенсионный фонд аккумулирует эти средства и организует их дальнейшее инвестирование для увеличения будущей пенсии (самостоятельно или через управляющую компанию). При выходе на пенсию сотрудника компании-вкладчика фонд производит расчет и выплату ему негосударственной пенсии. В итоге при уходе на заслуженный отдых сотрудник компании помимо государственной пенсии (обязательное пенсионное страхование) будет получать дополнительную негосударственную пенсию. Сама КПП оформляется, как правило, в виде пакета документов, которые подробно разъясняют права и обязанности работников в рамках получения корпоративной пенсии [7].

Пенсионная программа может финансироваться самим работодателем либо на паритетных началах с работниками. Каждый НПФ обычно предлагает на выбор несколько пенсионных схем. Они различаются в зависимости от размера, условий, периодичности выплат (пожизненно или в течение определенного периода времени), от возможности наследования пенсии и по другим параметрам (табл. 1). В связи с тем, что пенсионные программы рассчитаны на длительное время, накопления в фондах подлежат индексации.

Разработкой пенсионных планов занимается НПФ по запросу компании. Работодатель посылает в фонд свои пожелания по содержанию КПП; фонд, в свою очередь, формирует и предлагает заказчику вариант программы. Итоговая КПП может представлять собой совокупность нескольких

Таблица 1

Финансовые схемы корпоративного пенсионного обеспечения в России

0

Финансовая схема Вкладчик Источник финансирования Период выплат Финансовые риски

С установленным размером пенсионных взносов и именными счетами Предприятие. Предприятие и работник (паритетная схема). Работник Взносы в сумме не более 12 % от суммы расходов на оплату труда уменьшают налогооблагаемую прибыль До исчерпания средств на именном счете, но не менее 5 лет/пожизненно НПФ

С установленным размером пенсионных взносов и солидарными счетами Предприятие Взносы работодателя из чистой прибыли От 2 до 30 лет/ пожизненно НПФ

С установленным размером пенсионных выплат и именными счетами Предприятие. Предприятие и работник (паритетная схема). Работник Взносы работодателя из чистой прибыли Пожизненно Вкладчик

С установленным размером пенсионных выплат и солидарными счетами Предприятие Взносы работодателя из чистой прибыли От 2 до 30 лет/ пожизненно Вкладчик

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 53

пенсионных планов, зависимых или не зависимых друг от друга.

Существует множество вариантов реализации пенсионных планов. Например, участником программы может быть весь трудовой коллектив или избранные сотрудники, или какое-либо подразделение (отдел) организации.

При наступлении оснований для пенсии накопления могут быть выплачены единовременно или предоставлены в виде регулярного пенсионного обеспечения в течение определенного количества лет или на протяжении всей оставшейся жизни. После смерти пенсионера пенсия может быть назначена пережившему супругу или несовершеннолетним детям, либо пенсионная сумма может быть выплачена единовременно. В общем случае основанием для получения корпоративной пенсии становится соблюдение тех же самых условий, что и при получении государственной пенсии, а именно:

- наступление пенсионного возраста;

- потеря трудоспособности;

- потеря кормильца;

- достижение раннего пенсионного возраста (в связи со специальными рабочими условиями), за выслугу лет и др.

Кроме того, работодателем могут быть предусмотрены дополнительные условия для начала пенсионных выплат: увольнение сотрудника, наличие определенного стажа работы в компании и другие [4].

Реализация корпоративной пенсионной программы позволяет работодателю обеспечить не только финансовые гарантии своим работникам, но дополнительно:

- мотивировать персонал к эффективной работе, так как у сотрудников появляется уверенность в материальном обеспечении после выхода на пенсию;

- снизить уровень текучести кадров и удержать в организации наиболее ценных сотрудников благодаря внедрению программы. В то же время дополнительное пенсионное обеспечение стимулирует выход на пенсию работников предпенсионного и пенсионного возраста и таким образом позволяет снижать средний возраст штатных сотрудников.

В России негосударственное пенсионное обеспечение развивается преимущественно в форме корпоративных пенсионных программ. Об этом свидетельствует анализ источников пенсионных взносов в НПФ, который подтверждает, что для

российских фондов характерно существенное преобладание взносов юридических лиц. К тому же большинство договоров о негосударственном пенсионном обеспечении НПФ с юридическими лицами являются договорами с организациями-учредителями.

Однако в последние годы наблюдается и увеличение доли взносов физических лиц в общей сумме пенсионных взносов. С начала пенсионной реформы (2002 г.) их доля стабильно возрастала и в 2008 г. достигла 18,6 %. При этом если по сравнению с 2002 г. общая сумма взносов в НПФ увеличилась почти в 5 раз, то сумма взносов физических лиц (непосредственно работников) — более чем в 14 раз, чему способствовал ряд следующих факторов [5]:

- появление и активное развитие программ с паритетным финансированием, которые являются самыми распространенными в мире;

- повышение доверия граждан к НПФ, в результате чего они начинают самостоятельно формировать свою пенсию в открытых фондах. Это уже своеобразный шаг к восприятию и развитию индивидуального пенсионного обеспечения, которое еще не столь распространено среди граждан.

В 2009—2011 гг. в среднем около 90 % от совокупных резервов НПФ приходилось на фонды, которые принадлежат крупнейшим корпорациям [5]. Так, работники газовой промышленности обслуживаются в НПФ «Газфонд», сотрудники РЖД — в НПФ «Благосостояние», собственные фонды есть у ОАО «АК «Транснефть», ОАО Сбербанк России, ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Северсталь», ОАО «Мечел» [8]. Таким образом, на российском рынке большинство КПП разрабатываются кэптивными фондами (табл. 2).

Кэптивный фонд — это венчурный капитал, вложенный в дочерние компании промышленных или торговых монополий или банков [11].

Распределение участников НПФ в зависимости от размера компаний крайне неравномерно. В первую очередь КПП обслуживают сотрудников крупных отечественных и иностранных компаний, действующих в России. В них работает около 18 % занятых. В организациях же, относящихся к субъектам малого предпринимательства, в которых, по данным Росстата, работают порядка 47 % занятых, негосударственное пенсионное обеспечение практически отсутствует.

В первую очередь такая ситуация связана с системой налогообложения и нечеткой законодательной базой, регулирующей создание и функци-

Таблица 2

Рейтинг НПФ в негосударственном пенсионном обеспечении за период с 30.09.2009 по 30.09.2010

Место Наименование НПФ Пенсионные накопления на 30.09.2010, тыс. руб. Пенсионные накопления на 30.09.2009, тыс. руб. Доля на рынке на 30.09.2010, % Доля на рынке на 30.09.2009, %

1 НПФ «Газфонд» 277 924 430 244 058 181 45,41 47,12

2 НПФ «Благосостояние» 125 379 828 95 854 367 20,49 18,5

3 НПФ «Транснефть» 25 670 303 19 082 690 4,19 3,68

4 НПФ электроэнергетики 23 228992 18 797 526 3,8 3,63

5 Ханты-Мансийский НПФ 22 408 992 23 028 958 3,66 4,45

6 НПФ «Телеком-Союз» 13 520 320 11 068 194,8 2,21 2,14

7 НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» 13 471 245 11 503 057,3 2,2 2,22

8 НПФ «Нефтегарант» 12 504 260 9 596 784,2 2,04 1,85

9 НПФ «Норильский никель» 9 041 920 7 996 852,2 1,48 1,54

10 «Национальный НПФ» 8 027 290,7 5 954 635,1 1,31 1,15

12 НПФ «СтальФонд» 5 985 067 6 202 401,6 0,98 1,2

Всего... 612 040 000 518 010 000 100 100

Источник: составлено автором по данным [2].

онирование КПП. Но и для крупных компаний, особенно в условиях экономической рецессии, тройное налогообложение тоже весьма обременительно. Однако ситуация несколько изменилась. Взносы работодателей в НПФ за своих сотрудников по договорам НПО, начиная с 1 января 2010 г., освобождены от налогообложения. Эта мера может стать действенным стимулом для средних и малых компаний к внедрению программ дополнительного пенсионного обеспечения.

В целом же уровень развития НПФ в России по таким показателям, как сохранность накоплений при смене работы, возможность их перевода в другой фонд, выбор инвестиционной стратегии, налоговые преференции участникам программ еще не соответствует зарубежным стандартам. В России, как и в большинстве стран мира, сейчас преобладают пенсионные схемы с установленными взносами [5]. Это очень важное достижение корпоративных пенсий, так как самостоятельно копить на пенсию наши работники еще не готовы ни морально, ни зачастую материально. Для работодателя такие пенсионные программы являются более дешевыми, и, следовательно, доступны большему числу организаций [1].

Несмотря на все улучшения, наблюдаемые в последние годы в сфере корпоративного пенсионного обеспечения, остаются нерешенные проблемы, противодействующие интенсивному развитию этого направления. К факторам, препятствующим развитию корпоративного пенсионного обеспечения, можно отнести [5]:

- малольготный характер налогового законодательства, которое не способствует накоплению

средств в системе негосударственного пенсионного обеспечения;

- недостаточность и неточность нормативно-правовой базы, регулирующей реализацию корпоративных пенсионных программ;

- ограниченность реинвестирования средств, накопленных в ходе реализации пенсионной программы, в экономику предприятия. Так, НПФ могут вкладывать в бумаги своих учредителей не более 5 % пенсионных резервов;

- низкий уровень пенсионной культуры населения, связывающего свои надежды на достойное пенсионное обеспечение исключительно с государственной пенсионной системой. Государством, начиная с 2011 г., установлен предел страхуемого заработка в размере 463 тыс. руб. в год (135 % среднего заработка по стране), выше которого страховые взносы начисляться не будут. Таким образом, более обеспеченные граждане должны самостоятельно накапливать пенсии, что будет способствовать постепенному их выводу из системы государственного пенсионного обеспечения;

- неосведомленность руководителей компаний о возможностях и условиях НПО, их неготовность к внедрению пенсионных программ. Развитие негосударственного пенсионного

страхования, как корпоративного, так и индивидуального, требует поддержки государства. В национальном докладе [6] отмечены меры, которые будут способствовать накоплению средств в системе негосударственного пенсионного обеспечения (рис. 2).

Налоговый механизм стимулирования работодателей, участвующих в государственных и корпо-

Установление налоговых льгот на средства, направляемые в корпоративные пенсионные программы (КПП)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возможность реинвестирования пенсионных средств в деятельность компании

Совершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность КПП

Более активная политика НПФ и УК по продвижению своих услуг

Введение КПП конкурентами

Другое

7

38,6 ] 40,9

] 88,6

0

20

40 60 80

Щ Компании без корпоративных | | Компании с корпоративными

пенсионных программ пенсионными программами

Рис. 2. Меры, способствующие развитию негосударственного пенсионного обеспечения

в России, % [3]

100

щих работников, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента внесения таких изменений в условия указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров либо их расторжения.

По мнению автора, существующая система налогового стимулирования работодателей недостаточно развита и эффективна, в связи с чем, предлагается внести ряд изменений в налоговое законодательство.

ративных пенсионных программах. Государственный финансовый механизм стимулирования как работодателей, так и работников содержит два функциональных элемента.

Первый — исключение из налогооблагаемых сумм определенной части как по налогу на доходы физических лиц, так и по налогу на прибыль организаций для субъектов, участвующих в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии.

Второй — предоставление налоговых вычетов в определенных суммах как по налогу на доходы физических лиц, так и по налогу на прибыль организаций для субъектов, участвующих в индивидуальных или корпоративных пенсионных программах.

Система налоговых льгот, предоставляемых работодателям, участвующим в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии своих работников и корпоративных пенсионных программах, представлена на рис. 3.

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий до исчерпания средств на именном счете участника, но в течение не менее пяти лет, или пожизненно, а договоры добровольного пенсионного страхования — выплату пенсий пожизненно. Если же предприятие решает изменить условие программы, т. е. внести изменение в договор, взносы работодателя по таким договорам в отношении соответствую-

Эффективность предлагаемых преобразований рассмотрим на следующем модельном примере (табл. 3). Допустим, на предприятии работает 100 человек, из них 70 человек участвуют в корпоративной пенсионной программе. Фонд оплаты труда из месяца в месяц может колебаться, примем среднюю заработную плату по предприятию 20 000 руб. /мес. Таким образом, расходы на оплату труда составят у участников КПП 1 400 000 руб. Возникает вопрос: расходы на оплату труда участвующих в программе или нет, что не уточнено в НК РФ? Автор предлагает уточнить соответствующее положение НК РФ — только участвующих в программе.

Только при очень незначительных суммах взносов по договорам НПО (0,05 % от зарплаты) работодатель может покрыть свои расходы. Если сравнить отчисления работодателя по обязательному пенсионному обеспечению по условиям нашего примера (20 000 руб. х 26 % = 5 200 руб.), то получится, что государство гарантирует уровень накоплений в 5 раз больший, чем система НПО.

Поэтому автор предлагает в рамках организационно-методологических принципов формирования социально ориентированной системы финансового обеспечения пенсионных накоплений постепенно повышать предельный размер суммы расходов по договорам НПО до 25 %. Заранее стоит оговориться, что неограниченный размер расходов неприемлем, поскольку может привести к использованию некоторыми хозяйствующими субъектами

3

Выручка (нетто) от продажи

товаров, продукции, работ, услуг

Валовой доход

Постоянные расходы

Переменные расходы

Расходы

Налогооблагаемые доходы

Налогооблагаемые расходы

Доходы от реализации

Внереализационные доходы

Доходы, не учитываемые в целях налогообложения

Материальные расходы

Расходы, связанные с производством и реализацией

Внереализационные расходы

_______I________

Расходы на оплату труда

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

Суммы начисленной амортизации

т

А.

Прочие

расходы т

Включаются суммы взносов работодателей, уплачиваемых в соответствии с Федеральным законом

от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах

на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке

формирования пенсионных накоплений», а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам

негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным в пользу работников, но в размере, не превышающем 12% от фонда оплаты труда

Включаются суммы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование

Не подлежат обложению страховыми взносами взносы работодателя, уплаченные в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования

пенсионных накоплений», в размере уплаченных взносов, но не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника

Налогооблагаемая прибыль

Налоговая ставка (20%)

Нераспределенная прибыль

Сумма налога

* В бюджет

Источник: составлено автором.

Рис. 3. Налоговые льготы в финансовом механизме формирования прибыли предприятия, участвующего в государственных и корпоративных пенсионных программах

незаконных схем отмывания доходов.

Повышение предельного размера суммы расходов по договорам НПО также положительно отразится на росте финансовых потоков предприятия: уменьшит налоговую базу и сумму налога на прибыль организаций и, очевидно,увеличит нераспределенную прибыль (табл. 4).

Налоговый механизм стимулирования работников, участвующих в государственных и корпоративных пенсионных программах. Действующий механизм налогового стимулирования физических лиц, участвующих в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии и индивидуальных негосударственных пенсионных программах представлен на рис. 4.

В налогообложении доходов физических лиц основным стимулирующим инструментом являются налоговые вычеты, в контексте предмета исследования — социальный налоговый вычет. В развитии системы налогового стимулирования физических лиц, а также их мотивации к пенсионным накоплениям возможны следующие приоритетные направления: - вывести вычет по договорам НПО из структуры со-

Таблица 3

Расчет предельной суммы расходов по договорам НПО по действующему и измененному законодательству

+

+

+

+

х

Показатель 12 % | 15 % | 25 %

Средняя заработная плата на одного работника, руб. 20 000

Количество работников, участвующих в КПП, чел. 70

Фонд оплаты труда, чел. 1 400 000

Предельная сумма платежей по договору НПО, которую можно учесть в расходах организации, руб. 168 000 210 000 350 000

Общая величина взносов, уплаченная за работников, участвующих в КПП, при взносе 1 000 руб. /мес. 70 000

Общая величина взносов, уплаченная за работников, участвующих в КПП, при взносе 3 000 руб. /мес. 210 000

Общая величина взносов, уплаченная за работников, участвующих в КПП, при взносе 5 000 руб. /мес. 350 000

Источник: составлено автором.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ^ 57

Таблица 4

Влияние расходов по договорам НПО на формирование финансового результата предприятия

Показатель 12 % 15 % 25 %

Налоговая база по налогу на прибыль, руб., при взносе 1 000 руб. /мес. Полностью уменьшится на 70 000 руб.

Налог на прибыль, руб., при взносе 1 000 руб. /мес. Уменьшится на 14 000 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль, руб., при взносе 3 000 руб. /мес. Увеличится на 42 000 руб. Полностью уменьшится на 210 000 руб.

Налог на прибыль, руб., при взносе 1 000 руб. /мес. Увеличится на 8 400 руб. Уменьшится на 42 000 руб.

Налоговая база по налогу на прибыль, руб., при взносе 5 000 руб. /мес. Увеличится на 182 000 руб. Увеличится на 140 000 руб. Полностью уменьшится на 350 000 руб.

Налог на прибыль, руб., при взносе 1 000 руб. /мес. Увеличится на 36 400 руб. Увеличится на 28 000 руб. Уменьшится на 70 000 руб.

Источник: составлено автором.

Работодатель

Работник — пенсионер

выплачивает негосударст венную

пенсию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

по достижению пенс-ионного возраста

При получении негосударственной пенсии должен исчислить и уплатить

НДФЛ

Уплачивает стрвжовые

63НЖЫ

по договору

НПО

Уплачивает страховые

взносы по договору

НПО

НПФ

УК

ПФР

ЯДФЛ

Физическое лицо

Физическое лицо — пенсионер

Выплачивает негосударственную

пенсию

по достижению пенсионного

возраста

Совфинансирование накопительной части пенсии

Софинансирование накопительной части

пенсии, но в сумме не более 12 тыс. руб.

Софинансирование накопительной части

пенсии, но в сумме не более 12 тыс. руб.

X

Бюджет

Государство

Источник: составлено автором.

Возврат НДФЛ, но в размере, не превышающем 15 600руб.

Предоставляет право на социальный налоговый вычет в сумме уплаченных пенсионных взносов по договору НПО, но в размере, не превышающем 120 тыс. руб.

Рис. 4. Система налогового стимулирования физических лиц, участвующих в государственных и индивидуальных пенсионных программах

циальных налоговых вычетов, определив его как пенсионный налоговый вычет; предоставлять пенсионный налоговый вычет в сумме фактически произведенных расходов по договорам НПО, но в сумме не более 250 тыс. руб. Производить отчисления по договорам с НПО в размере 120 тыс. руб. (как сейчас установлено НК РФ), доступно только тем лицам, чей доход не ниже 40—50 тыс. руб. /мес. и более. Эта мера будет стимулировать работников с более высокими доходами формировать свою негосударственную пенсию;

- для лиц, участвовавших в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, отменить обложение НДФЛ получаемой негосударственной пенсии, которая формировалась работодателем по договору НПО с НПФ. Гражданин, участвующий в программе государственного софинансиро-вания накопительной части трудовой пенсии, гарантированно получит от государства от 30 до 180 тыс. руб. и при условии непрерывного участия в программе дополнительно получит до 15 тыс. руб. (табл. 5);

Таблица 5

Финансовый эффект от участия в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, руб.

Год Взнос физического лица Гарантированное государственное софинансирование Стимулирующее государственное софинансиро-вание

2008 > 2 000 2 000 - 12 000 1 000

2011 > 2 000 2 000 - 12 000 1 000

2023 > 2 000 2 000 - 12 000 1 000

Всего... > 30 000 30 000 - 180 000 15 000

Источник: составлено автором.

- для лиц, участвующих (участвовавших) в программе государственного софинансирова-ния накопительной части трудовой пенсии с начала действия программы и до конца, за каждый год участия в программе увеличить государственное софинансирование на 1 тыс. руб., с освобождением всей указанной суммы от обложения НДФЛ (табл. 5). Реализация предложенных мероприятий как в отношении работодателей, так и граждан, участвующих в программе государственного софинанси-рования накопительной части трудовой пенсии, а также в индивидуальных или корпоративных пенсионных программах, увеличит финансовые потоки, направляемые предприятиями и гражданами на накопительную часть пенсии, и будет способствовать развитию и укреплению системы негосударственного пенсионного обеспечения в целом. Эти меры составляют инструментарий социально ориентированной политики финансового обеспечения пенсионных гарантий, повысят социальную защищенность граждан и позволят привлечь в отечественную экономику долгосрочные финансовые ресурсы.

Таким образом, при отсутствии достойной государственной пенсии и непривычности добровольно-личных пенсионных накоплений корпоративные пенсии — единственный выход для людей жить достойно в преклонном возрасте. Корпоративные пенсионные программы, где работник сам финансирует свою будущую пенсию — это первый шаг к последующему развитию индивидуального пенсионного страхования.

Профессионально разработанная корпоративная пенсионная программа позволяет достичь баланса интересов в решении наиболее острых проблем — сокращение численности работающих пенсионеров, стимулирование высококвалифицированного персонала, закрепление кадров.

Однако без государственного участия на основе косвенного финансирования, реализуемого с помощью налоговых стимулирующих механизмов, негосударственное пенсионное обеспечение должным образом развиваться не сможет. Только системный подход к финансовому стимулированию работодателей и льготированию налогообложения доходов работников сделает более интенсивным их участие в государственных и корпоративных пенсионных программах, сконцентрирует их регулярные взаимосвязанные финансовые потоки для развития института негосударственного пенсионного обеспечения.

Список литературы

1. Волкова А. Корпоративные пенсионные программы — эффективный инструмент социальной политики предприятия / А. Волкова // Мой тезис — научное сообщество: Публикации. URL: http://www.moitezis.ru/blog/view/134.

2. Все инструменты частных инвестиций на фондовом рынке, коллективные инвестиции, частные инвестиции. URL: http://investfunds.ru.

3. Капустина Н. Кому выгодны корпоративные пенсионные программы? // Российская газета, 2007. 14 марта.

4. Михайленко М. Б. Организация корпоративных пенсионных программ // Организация продаж страховых продуктов. 2009. № 1.

5. Мерзликина О. Корпоративная «пенсион-ка»: открытие Америки. URL: http://www. finansmag.ru/articles/62678.

6. Национальный доклад «Пенсионная система России: роль частного сектора» / Ассоциация менеджеров России. URL: http://shop.amr. ru/upload/iblock/911/100407_2.pdf.

7. Пастухова Н. Пенсионные программы как инструмент мотивации // Финансовый директор. 2008. № 6.

8. «РОСНАНО» запитается из фонда электроэнергетики // Коммерсантъ, 2009. 01 июля.

9. Стрелков В., Власова Т. Добровольная ответственность. Зарубежный опыт реализации корпоративных социальных программ // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 12.

10. ТришинаМ. Настоящее и будущее корпоративных пенсий // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 9.

11. Финам.га — инвестиционная компания. Словарь. Кэптивные фонды. URL: http://www. finam. ru/dictionary/wordf0195E00025/default. asp?n=1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.