Научная статья на тему '«Система финансов» и «Финансовая система», «Фонды денежных средств» и «Финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике'

«Система финансов» и «Финансовая система», «Фонды денежных средств» и «Финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18144
921
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / СИСТЕМА ФИНАНСОВ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ / FINANCIAL SYSTEM / FINANCIAL RESOURCES / FUNDS OF FUNDS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Покачалова Елена Вячеславовна

В статье рассматриваются актуальные вопросы соотношения таких финансово-правовых категорий, как «система финансов» и «финансовая система»; «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы». На основе анализа мнений ученых об определении указанных финансово-правовых понятий определяется их компонентная структура, выявляется соотношение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of finance" and "financial system" "Funds of funds" and "financial resources": problems their relations in the modern financial law and economics

The article deals with current issues of financial ratios such legal concepts as the “system of finance” and “financial system”, “funds of funds” and “financial resources”. Based on the analysis of scholarly opinions on the definition of these financial and legal concepts defined by their component structure, the ratio is detected.

Текст научной работы на тему ««Система финансов» и «Финансовая система», «Фонды денежных средств» и «Финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике»

Е. В. Покачалова

«Система финансов» и «финансовая система», «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы»: проблемы их соотношения в современном финансовом праве и экономике

В статье рассматриваются актуальные вопросы соотношения таких финансово-правовых категорий, как «система финансов» и «финансовая система»; «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы». На основе анализа мнений ученых об определении указанных финансово-правовых понятий определяется их компонентная структура, выявляется соотношение.

The article deals with current issues of financial ratios such legal concepts as the “system of finance” and “financial system”, “funds of funds” and “financial resources”. Based on the analysis of scholarly opinions on the definition of these financial and legal concepts defined by their component structure, the ratio is detected.

Ключевые слова: финансовая система, система финансов, финансовые ресурсы, фонды денежных средств.

Key words: financial system, financial system, financial resources, funds of

funds.

В рамках проблемы определения структуры финансовой системы Российской Федерации достаточно дискуссионными и требующими комплексного внимания как правоведов, так и экономистов, являются вопросы выявления соотношения таких финансово-правовых понятий, как «система финансов» и «финансовая система»; «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы», а также вопросы определения их компонентной структуры. Известный российский ученый, основатель саратовской школы финансового права, академии МАН ВШ, профессор Нина Ивановна Химичева, чей юбилей в этом году отмечает вся научная общественность, неоднократно подчеркивала в своих многочисленных учебниках, что выяснение понятий «финансы» и смежных с ними категорий имеет важное значение для того, чтобы «иметь четкое представление о финансовом

© Покачалова Е. В., 2013

праве, его предмете, методах правового регулирования, особенностях и отличиях от других отраслей права, что, в свою очередь, имеет важное значение для формирования эффективного законодательства и правильного его применения»1. Полагаем, что выявление содержания и соотношения базисных (категориальных) экономических понятий и понятий финансового права, к коим относятся «система финансов» и «финансовая система»; «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы», имеет также важное значение и для развития финансового права как науки и учебной дисциплины.

Рассматривая соотношение первой пары вышеуказанных категорий, полагаем возможным провести аналогию между соотношением других финансово-правовых понятий, относящихся к такой подотрасли финансового права, как налоговое право. Так, наукой налогового права проводится разграничение понятий «налоговая система» и «система налогов (сборов)». Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова первыми высказали мнение о том, «налоговая система» - понятие более широкое по сравнению, с термином «система налогов и сборов» и аргументированно обосновали, что «налоговая система характеризуется не только системой налогов сборов, но и принципами ее построения, закрепленными в существенных условиях налогообложения». При этом авторы особо указали, что налоговую систему определяют «порядок установления, введения, изменения, отмены налогов и сборов, порядок распределения налогов и сборов между бюджетам разных уровней, права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов), организация отчетности и налогового контроля, ответственность субъектов налоговых правоотношений и т. д.»2. Этот теоретический вывод был предопределен и сформулирован исключительно на основе изменений, внесенных в налоговое законодательство Налоговым кодексом РФ, где законодатель впервые в российской законодательной практике четко разграничил понятия «налоги» и «сборы». Это способствовало тому, что вся система действующих в России обязательных платежей стала именоваться не «налоговой системой», как это было установлено ст. 13-15 Закона РФ от

1 См., напр.: Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. (Серия учебно-методических комплексов). С. 90; Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 5-е изд. перераб. и доп. М., 2012. С. 22.

2 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Налоговое право: Вопросы и ответы. 3-е изд., испр. и доп. М., 2001. (Сер.: Подготовка к экзамену). С. 20.

139

27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы»3, а «системой налогов и сборов» (ст. 19-21 НК РФ)4.

И.И. Кучеров также обращал внимание на то, что содержащееся в Законе РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определение является слишком узким, в нем все сведено к простой совокупности налогов, взимаемых на территории РФ5. А.А. Тедеев,

В.А. Парыгина рассматривают налоговую систему как «основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права, складывающихся в сфере налогообложения общественных отношений субъектов права»6 и справедливо отмечают, в настоящее время понятие «налоговая система Российской Федерации не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства»7. По их мнению, налоговая система в целом «представляется совокупностью: 1) системы налогов и сборов РФ;

2) системы налоговых правоотношений; 3) системы участников налоговых правоотношений и 4) нормативно-правовой базы сферы налогообложения»8.

М.В. Кустова, О.А. Ногина, Н.А. Шевелева определяют налоговую систему как систему налогообложения, образованную организованными государством связями между государством, местным самоуправлением в лице их органов и физическими лицами (их организациями) по поводу установления, введения и взимания налогов и сборов, контроля за своевременностью и полнотой их уплаты, привлечения к ответственности за нарушение установленного порядка взимания налогов и сборов9, а также

3 См.: Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 11. Ст. 527. (Утр. силу с 1 янв. 2005 г. на осн. федер. закона от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3231.

4 См.: ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 28. Следует отметить, что первоначально на необходимость проведения различий между понятиями «налоги» и «сборы» обращалось внимание представителями науки финансового права, в частности, профессором Н.И. Химичевой (см.: Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 1996. С. 230-231).

5 См.: Кучеров И.И. Налоговое право России: курс лекций. М., 2001. С. 52.

6 Тедеев А.А., Парыгина В.А. Налоговое право: учеб. М., 2004. С. 219.

7 Там же. С. 218.

8 Там же. С. 220.

9 Важно заметить, что включение в понятие налоговой системы налоговой ответственности поддерживается многими французскими учеными. См., напр.: Qement G. Les poursuites penales pour fraude fiscale // Fiscalite et evitement de l,import: une comparaison Franco - Russe. France.Paris. 177-200; J -C. Nemery. Les aides fiscals des collectivites territoriales en faveur du developpement economique local. Paris. 1981. p. 105-180. Le role du conseil. P.U.F., 2002. p. 200-207; G.Kopits. Regards sur la fraude fiscale.France.Paris.Economica,

140

обжалования актов и действий должностных лиц государства (местного самоуправления). Авторы уточняют, что налоговую систему России можно определить как совокупность системообразующих связей между ее элементами. К последним авторы относят четыре группы элементов: представительные и исполнительные органы власти общей компетенции; органы специальной компетенции - налоговые, финансовые таможенные органы; органы государственных внебюджетных фондов; кредитные организации и исполняющие налоговую обязанность налогоплательщики и налоговые агенты, их представители; а также принципы построения и функционирования самой налоговой системы10.

Дискуссии специалистов в области финансового права относительно разграничения понятий «налоговая система» и «система налогов и сборов», порождают мысль о необходимости проведения аналогии относительно понятий «финансовая система» и «система финансов». Однако в научной литературе данный вопрос не получил, к сожалению, должного освещения. Между тем дискуссионность вопроса о составе звеньев (институтов) финансовой системы, полагаем, предопределена именно тем обстоятельством, что учеными не проводится каких-либо отличий между экономико-правовыми феноменами «финансовая система» и «система финансов», чего нельзя сказать о представителях современной науки экономики. В отличие от специалистов в области финансового права (финансоведов) экономисты в своих последних работах стали обращать достаточно пристальное внимание на необходимость таких разграничений. Так, М.В. Романовский и Г.Н. Белоглазова считают, что финансовая система более мобильна, чем система финансов. Финансовую систему они рассматривают как совокупность финансовых рынков, посредников организаций (учреждений) и финансовых инструментов. В целом предназначение финансовой системы заключается в том, что она «обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов, имеющих избыток этих ресурсов в определенный период времени, к экономическим субъектам, испытывающим недостаток в них»11. Однако будем критичны и к позиции

1986; S.Symansky. Le formalisme du droit fiscal. L,Harmattan, coll “Finance publiques”, 2002. p. 34-43.

10 См.: Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А. Налоговое право России. Общая часть: учеб. / отв. ред. Н.А. Шевелева. М., 2001. С. 33.

11 Финансы и кредит: учеб. / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М., 2006. С. 40.

экономистов, которые одновременно с рассмотрением финансовой системы как совокупности различных сфер финансовых отношений предлагают рассматривать ее в институциональной форме, т. е. как «инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами с соответствующим набором финансовых инструментов»12, куда включают помимо вышеперечисленных звеньев, т. е. государственных и муниципальных финансов и финансов хозяйствующих субъектов, также и государственную систему управления финансами. Кроме того, сюда же авторами включаются и Президент РФ, и Правительство РФ, и Минфин России, и Счетная палата, и другие финансовые министерства и ведомства. В состав финансовых инструментов экономисты в данном случае предлагают включать, в первую очередь, кредит13.

Под системой финансов России названные авторы понимают «совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются различные денежные фонды (доходы)»14, считая при этом понятие «система финансов» развитием более общей категории «финансы». Всю систему финансов России они подразделяют первоначально на две укрупненные подсистемы: государственные и муниципальные и финансы хозяйствующих субъектов. В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов укрупненные подсистемы подразделяются уже на более частные подсистемы (звенья). Так, государственные и муниципальные финансы, по мнению М.В. Романовского и Г.Н. Белоглазовой, объединяют в себе: 1) бюджетную систему (федеральный бюджет; территориальные бюджеты субъектов РФ; бюджеты муниципальных образований); 2) внебюджетные фонды; 3) государственный кредит. Подсистема «финансы хозяйствующих субъектов» включает: 1) коммерческие

предприятия и организации; 2) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты); 3) некоммерческие организации15. Несмотря на

12 Финансы и кредит: учеб. / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М., 2006.

13 См.: Схема финансовой инфраструктуры. Рис. 2.3. // Финансы и кредит: учеб. / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М., 2006. С. 41.

14 Финансы и кредит: учеб. / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. М., 2006. С. 36.

15 Там же. С. 38.

отдельные правовые неточности в определении понятия самой государственной бюджетной системы, куда, по мнению названных экономистов, включаются и бюджеты муниципальных образований, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ не к государственному, а местному уровню, отсутствие указания на то, что в данную систему включаются не все, а исключительно государственные внебюджетные фонды, а также применение некоторых устаревших названий и терминов (например, «республиканский бюджет РФ»), дифференцированный подход к экономическим понятиям «финансовая система» и «система финансов» имеет как научную, так и практическую ценность. Полагаем, что указанные выводы будут востребованы учеными не только для дальнейших экономических, но и правовых исследований в области финансового права.

Рассуждая об отличиях вышеуказанных понятий («финансовая система» и «система финансов»), следует исходить из того, что в науке финансового права сама категория финансов всегда рассматривалась в двух аспектах: как совокупность экономических отношений по поводу образования, распределения и использования денежных фондов специального назначения (т. е. в экономическом аспекте) и как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов (т. е. в материальном аспекте). Для юриста знание первого из указанных аспектов, а именно: рассмотрение и анализ процесса аккумулирования, распределения и использования средств указанных денежных фондов, очень важно, поскольку дает четкое понимание того, что является объектами финансового контроля и надзора. Обладание сведениями о размере того или иного денежного фонда в абсолютном (материальном) выражении (без знания предыдущих величин) не может представлять интерес для юриста, так как не может служить объектом финансового контроля, ибо правонарушение совершается именно в процессе создания, распределения и использования фондов денежных средств.

В экономической и финансово-правовой литературе советского периода общепринятым было мнение (отметим, абсолютно справедливое и обоснованное в соответствии с действующим в то время законодательством) о таком признаке финансов, как их «фондированность» («фондовость»). Так, А.М. Бирман писал, что государство, отрасли хозяйства и предприятия для осуществления возложенных на них задач и функций должны создавать фонды денежных средств, т. е. придавать

различным группам денежных средств строго целевое назначение16. Профессор Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право» (1987), характеризуя особенности категории «финансы», также отмечала, что финансы служат экономическим инструментом распределения общественного продукта и национального дохода. «При посредстве финансов, - подчеркивала автор, - путем создания и использования различных денежных фондов (курсив наш. - Е.П.) в СССР обеспечивается удовлетворение общественных потребностей... »17.

В современных учебниках по финансовому праву до настоящего времени признак «фондовости» сохраняет свою актуальность. «Фондирование», как известно, является формой реализации организационных распределительных денежных отношений, возникающих вследствие планомерного образования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных средств фондов18. Это положение является устоявшимся в финансово-правовой науке. При этом, как справедливо отмечает О.А. Дмитрик, «формирование фондов должно осуществляться исключительно на основании нормативноправовых актов, которые детально закрепляют права и обязанности субъектов таких правовых связей, то есть юридическое содержание финансовых правоотношений. Это, в свою очередь, - подчеркивает автор,

- позволит проследить зависимость между достижением целей такого фонда и теми средствами, которые аккумулируются в нем и направляются на соответствующие нужды, а значит, и охарактеризовать фактическое содержание финансовых правоотношений»19.

Не отрицая в целом логики вышеприведенных рассуждений, следует заострить научное внимание на проблеме, обусловленной в первую очередь изменениями, связанными не столько с финансовым, сколько с гражданским законодательством, но предопределившими видоизменение именно финансовых правоотношений. Так, нормы, вступившие в силу в связи с принятием ч. 2 ГК РФ (ст. 855 «Очередность списания денежных средств со счета»)20, внесшие изменения в порядок погашения платежей,

16 См.: Финансы торговли: учеб. / общ. ред. А.М. Бирмана. М., 1975. С. 10.

17 Советское финансовое право: учеб. М., 1987. С. 6.

18 См.: АлисовЕ.А. Финансовое право Украины: учеб. пособие. Харьков, 2000. С. 7.

19 Дмитрик О.А. Содержание и классификация финансовых правоотношений: моногр. / под ред. Н.П. Кучерявенко. Харьков, 2004. С. 75.

20 См.: Часть вторая Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (введена в действие с 1 марта 1996 г. (с изм. от 14 июня 2012 г. № 78-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2012. № 25. Ст. 3268.

144

предполагают наличие ситуаций, когда денежные средства одного хозяйствующего субъекта, поступившие на расчетный счет другого хозяйствующего субъекта за осуществленные им ранее работы (либо оказанные услуги), «не успевают» быть зачисленными в какой-либо денежный фонд второго из названных хозяйствующих субъектов, поскольку он сам был должен третьему хозяйствующему субъекту за оказанные ему (третьим субъектом) услуги. Учитывая, что платежный документ (в данном случае -платежное поручение) предполагает предварительное согласие на бездокументарное списание средств со счета предприятия-должника на счет предприятия-кредитора, банк сразу же при поступлении денежных средств на расчетный счет второго хозяйствующего субъекта обязан перечислить все причитающиеся суммы третьему контрагенту (хозяйствующему субъекту). Следовательно, возникает закономерный вопрос: можно ли, учитывая ранее высказанный тезис о таком обязательном признаке финансов, как фондовость (т. е. зачисление средств в определенный фонд, имеющий название, орган управления, оформленный по правилам бухгалтерского учета и т. д.), сделать вывод о том, что предприятие, не зачислившее денежные средства в какой-либо из своих фондов (заработной платы, амортизационных отчислений, жилищного строительства, страховой и пр.), не осуществляло финансовой деятельности?

Полагаем, что ответ на данный вопрос должен быть отрицательным. Никто не будет возражать против того, что любое предприятие (в том числе и в приведенном примере) осуществляет свою хозяйственную (предпринимательскую) деятельность исключительно в целях пополнения своих финансовых фондов. Однако правила нормы ст. 855 ГК РФ порой ограничивают такую возможность (причем вполне, как полагаем, обоснованно). Законодатель не закрепил требования по зачислению всех имеющихся у предприятия на расчетном счете в банковской кредитной организации средств, поступивших от осуществления им уставной деятельности, установив правила, в соответствии с которыми денежные средства предприятия-должника без предварительного зачисления денежных средств от другого предприятия-должника в фонды первого предприятия должны быть перечислены банком на расчетный счет последнего из названных предприятий.

В связи с этим возникает вопрос о необходимости осмысления хозяйствования и правового регулирования денежных расчетов предприятий, работающих в новых экономических условиях. В связи с этим, полагаем, актуальной становится отмена такого признака финансов, как фондовость, и замена понятия «денежные фонды» на «финансовые ресурсы». Обращает

145

на себя внимание применение указанного термина некоторыми ведущими специалистами в сфере финансового права, хотя и без какого-либо дополнительного объяснения. Так например, известный специалист в области финансового права, профессор Н.И. Химичева, давая определение материальному аспекту понятия финансов, указывает, что финансы «представляют собой денежные фонды и доходы государства, его территориальных подразделений (субъектов Федерации, муниципальных образований), предприятий, организаций, учреждений, используемые для потребностей общества и развития производства». И при этом автор делает короткую ремарку: «Точнее, это финансовые ресурсы страны»21. Ю.А. Крохина также при характеристике финансовой системы РФ неоднократно применяет понятие «финансовые ресурсы» наряду с термином «фонды»22.

Оценивая в целом состояние экономической и правовой научной мысли по обозначенной проблеме, следует отметить, что до настоящего времени единообразия во взглядах по данному вопросу не достигнуто. В частности, анализируя применение для характеристики экономической категории «финансы» вместо термина «фонды» (либо наряду с ним) вышеупомянутого более широкого понятия «финансовые ресурсы», следует заметить, что некоторые экономисты (так же, как и финансоведы) часто вообще не проводят граней и не различают указанных понятий, а наоборот, применяют унифицированный термин - «фонды финансовых ресурсов». Так например, А.М. Бабич, Л.Н. Павлова рассматривают финансы как совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте «при формировании, распределении и использовании фондов финансовых ресурсов»23, а соответственно государственные и муниципальные финансы - как «совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов»24.

С. В. Большаков, рассматривая сущность, организацию и управление финансами на предприятиях и отмечая, что «сущность финансов едина» и как категория «не зависит напрямую от места их практической

21 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. (Серия учебно-методических комплексов). С. 91.

22 См.: Крохина Ю.А. Указ. соч. С. 16.

23 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М., 2000. С. 176.

24 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. для вузов. М., 1999. С. 22.

реализации», подчеркивает, что «финансы остаются финансами, невзирая на то, где расположено и куда может быть причислено предприятие, фирма, компания, другая организация»25.

С. В. Большаков определяет общее понятие финансов (так же, как и финансов предприятий) через признак «фондовость». Так, автор пишет: «Финансы предприятий - экономическая категория, входящая в состав финансов государства. Для нее характерны основные черты, присущие категории финансов в целом. Это стоимостная, денежная, распределительная категория, связанная с фондированием (курсив наш. -Е.П.) финансовых ресурсов, действующая в общественном воспроизводстве как объективно сложившаяся часть производственных отношений»26. Аналогично определяют финансы предприятий и другие экономисты. Так, О.А. Хвостенко, также рассматривая финансы предприятий в качестве самостоятельной экономической категории (курсив наш. - Е.П.), определяет ее как «систему денежных отношений, посредством которых образуются и используются фонды денежных средств (курсив наш - Е.П.) для удовлетворения собственных нужд предприятий и потребностей государства»27.

Новая экономическая ситуация требует переосмысления указанной позиции. Не случайно в учебниках по финансовому праву, как отмечалось выше, категория «финансы» определяется не только через понятие «фонды денежных средств», но и понятие «финансовые ресурсы». Так, например, академик Н.И. Химичева в учебнике «Финансовое право» (2002) дает следующее определение: «финансы - это экономические денежные

отношении по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества»28. Однако уже в учебнике,

25 Большаков С.В. Финансы предприятий: теория и практика: учеб. М., 2005. С. 75.

26 Большаков С.В. Указ. соч. С. 76.

27 Хвостенко О.А. Финансовые отношения и принципы организации финансов предприятий различных организационно-правовых форм и видов собственности. Гл. 14 // Финансы и кредит: учеб. / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. Т.М. Ковалевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 252.

28 Финансовое право: учеб. / отв. ред. Н.И. Химичева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. С. 21.

изданном в 2005 г., автор корректирует указанное определение. Н.И. Химичева, уточняет, что указанные отношения (по формированию, распределению и использованию) возникают не только по поводу денежных фондов, но и по поводу «доходов государства, его территориальных подразделений» и т. д.29. Это позволяет констатировать, что автор при характеристике экономической составляющей категории финансов (и конечно же с учетом изменений правовых основ денежных расчетов) несколько расширяет рамки указанной категории, выходя за пределы «фондовости» финансов как их сущностной черты.

В связи с этим можно сделать вывод об актуальности исследования нового содержания категории финансов как с позиции правовой, так и экономической науки. Следует отметить, что и ранее упоминавшийся экономист С.В. Большаков также обращает внимание на то, что «общей особенностью функционирования финансовых ресурсов выступает преимущественная (курсив наш - Е.П.) организация их движения через формирование и использование денежных фондов. Через денежные фонды практически реализуют принцип разделения доходов и расходов в хозяйстве. Понятие денежного фонда, - подчеркивает при этом автор, - не есть понятие, связанное исключительно с названием или не упоминанием названия конкретного фонда в установленной отчетности. Например, полученные предприятием (организацией) ассигнования из бюджета на финансирование капитальных вложений, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в экономическом смысле выступают не иначе, как фонды бюджетных средств на вполне конкретные целевые подотчетные расходы. Деньги эти проходят по бюджетным счетам, часто с них и расходуются, содержание этих денежных средств - бюджетные ресурсы как разновидность финансовых». При этом автор делает важное замечание: «Науку о финансах предприятий представляют прежде всего финансовые ресурсы, которые имеют и отличные от денежных фондов формы существования (курсив наш - Е.П.). Денежные фонды предприятия, -как аргументированно отмечает ученый, - не образуются вне распределения финансовых ресурсов». И при этом, резюмируя, делает заключительный вывод: «финансовые ресурсы могут образовываться и существовать вне денежного распределения по фондам (курсив наш - Е.П.)»30.

29 Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое нраво / отв. ред. Н.И. Химичева. М., 2005. (Серия учебно-методических комплексов). С. 92.

30 Большаков С.В. Указ. соч. С. 78.

Таким образом, «финансовые ресурсы есть форма проявления денежных средств. Это более высокая в управленческом смысле форма. Она представляет собой во многом не поверхностное проявление денег, а синтетическое, фундаментальное отражение тех денежных средств, которые реально формируются и находятся в распоряжении предприятия для финансирования своих потребностей. Номинальные обороты денег на предприятии никогда не равны номинальным оборотам финансовых ресурсов (курсив наш - Е.П.)»31.

С.В. Большаков дает следующее определение: «финансовые ресурсы

- результатная форма проявления денег, которую нередко нельзя заметить в ходе движения в непрерывном кругообороте денежных средств. Денежный поток поглощает движение финансовых ресурсов, делая его незаметным. Наличие денежных средств не тождественно наличию финансовых ресурсов. Нет особого экономического смысла иметь деньги в части, которые вам не принадлежат, которые нужно сразу отдать, уплатить, перечислить, истратить или которые, будучи не перечисленными, имеют свойство самовозрастать в качестве вашего долга. Для предприятия, фирмы, компании имеют очевидное значение лишь те деньги, которые им непосредственно и по праву принадлежат, законно удерживаются, либо сохраняются и привлекаются на юридически оформленных, легитимных основаниях. Это и есть финансовые ресурсы, главная и подавляющая часть которых формируется за счет получаемой в результате финансовохозяйственной деятельности прибыли, возмещаемой и остающейся в денежном обороте амортизации, формируемых в минимальном размере устойчивых пассивов, привлекаемых извне денежных средств на условиях возвратности и платности, а также бесплатно»32.

С.В. Галицкая тоже рассматривает финансы как экономическую категорию и отмечает, что «под финансами предприятий (учреждений, организаций) как экономической категории понимается совокупность экономических (денежных) отношений, связанных с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств и накоплений (курсив наш - Е.П.) предприятий (учреждений и организаций)»33. Исходя из указанного определения, можно сделать вывод, что под финансами автор понимает «фонды денежных средств и накоплений». Однако

31 Большаков С.В. Указ. соч. С. 79.

32 Он же. С. 79.

33 Галицкая С.В. Деньги. Кредит. Финансы: учеб. М., 2005. (Высш. экон. образование). С. 334.

отличительных признаков перечисленных компонент С. В. Галицкая не называет. При этом ученый выделяет и такое понятие, как «финансовые ресурсы предприятий». Под ними С.В. Галицкая предлагает понимать «денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию работников»34.

Важно заметить, что в некоторых учебных изданиях по экономике понятие «финансовые ресурсы» соотносят уже не только с финансами предприятий, но и упоминают при общем рассмотрении финансов как экономической категории. Так, Е.Н. Шутяк определяет финансовые ресурсы как «конечные доходы субъектов рынка, которыми они могут распоряжаться, используемые, как правило, по определенным направлениям»35. А сами финансы в аспекте экономической категории определяет как «отношения, возникающие в процессе распределения денежного выражения стоимости валового национального продукта (в некоторых случаях - части национального богатства) в связи с формированием финансовых ресурсов (курсив наш. - Е.П.) у субъектов рынка и их использованием в процессе производства, накопления и потребления»36. При этом Е.Н. Шутяк особо отмечает, что «фондовый характер потребления финансовых ресурсов позволяет балансировать их с объемами использования, концентрировать на наиболее приоритетных направлениях, а также обеспечивать сочетание общественных, коллективных и личных интересов при распределении ВНП. Однако, -подчеркивает автор, - финансовые ресурсы могут использоваться и в нефондовой форме»37. В качестве примера использования в настоящее время в Российской Федерации финансовых ресурсов в нефондовой форме Е.Н. Шутяк называет использование амортизационных отчислений.

Известный ученый-экономист, профессор Т. М. Ковалёва определяет финансовые ресурсы следующим образом: «...это вся совокупность

34 Галицкая С.В. Указ. соч. С. 337.

35 Шутяк Е.Н. Финансы как экономическая категория. Гл. 7 // Финансы и кредит: учеб. / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. Т.М. Ковалевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 112.

36 Шутяк Е.Н. Указ. соч. С. 113. При этом национальное богатство, Е.Н. Шутяк определяет как «денежное выражение (по состоянию на определенную дату) всей совокупности потребительных ценностей, накопленных обществом за весь период его производственной деятельности» (Там же. С. 113).

37 Шутяк Е.Н. Указ. соч. С. 114.

денежных средств, которые потенциально могут быть использованы и используются для осуществления финансовой деятельности и выполнения финансовых (денежных) операций субъектами хозяйствования и органами государственной (муниципальной) власти и управления»38.

Изложенное позволяет сделать вывод о неравноценности понятий «фонды денежных средств» и «финансовые ресурсы» при характеристике современной категории финансов как базисной основы финансовоправового понятия «финансовая система». Это обусловлено, как было показано выше, не только изменениями экономических условий хозяйствования в Российской Федерации, и прежде всего, такого первичного звена финансовой системы, как «финансы предприятий и организаций, учреждений», но и изменениями гражданско-правового и финансово-правового регулирования в указанной сфере в условиях постсоветского пространства.

38 Финансы и кредит: учеб. / М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева, Т.Н. Кузьменко и др.; под ред. Т.М. Ковалевой. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 120.

151

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.