Исследование и параметрический анализ различных аспектов реализации инвестиционно-строительных проектов, оказывающих наибольшее влияние на степень заинтересованности инвестора [4], позволили выявить и систематизировать основные факторы инвестиционной привлекательности проектов развития недвижимости, которые представлены на рис.2.
Анализ подходов к оценке инвестиционной привлекательности показал, что с точки зрения соответствия сформулированным принципам оценки наиболее обоснованным является тот, который предполагает расчет показателей стоимости или экономической эффективности в качестве основы для определения критериев инвестиционной привлекательности. Однако он требует усовершенствования, поскольку без применения дополнительного инструментария его методики не способны отразить наличие различных сценариев развития проекта, дополнительную стоимость, которую создают возможности для оказания управленческого воздействия, внесения изменений и корректировок в условиях меняющейся обстановки и условий реализации проекта на разных этапах его жизненного цикла.
Анализ методик, отнесенных к данному подходу, позволил сделать следующие выводы относительно основ оценки, техник и инструментария для учета отдельных влияющих факторов инвестиционной привлекательности проектов развития недвижимости:
- концептуальная основа методик - создание новой стоимости, определяемой на основе анализа дисконтированных денежных потоков проекта, соотнесения разновременных затрат и доходов;
- необходимость включения поправки на риск в соответствующем компоненте денежных потоков проекта, различное влияние факторов риска на положительные и отрицательные денежные потоки [3];
- понимание экономической сущности риска как диапазона возможного отклонения будущего результата от прогнозного определяет подход к учету динамических рисков проекта;
- необходимость построения дополнительного показателя, отражающего соотношение оценки проекта определенным инвестором с его рыночной оценкой;
- необходимость поиска дополнительного инструментария для учета факторов управления.
Таким образом, в качестве критерия инвестиционной привлекательности строительного проекта наиболее целесообразно, по мнению автора, выбрать величину чистой текущей стоимости, полученную в результате оценки экономической эффективности, или его инвестиционную стоимость. При этом необходимо отметить, что инвестиционная стоимость строительного проекта не всегда превышает рыночную. В данной ситуации вне зависимости от величины инвестиционной оценки, инвестору выгоднее продать его по рыночной цене, нежели эксплуатировать. Таким образом, для определения инвестиционной привлекательности девелоперского проекта необходимы два критерия: величина его инвестиционной стоимости для данного инвестора, а также показатель, отражающий соотношение инвестиционной и рыночной стоимостей проекта.
Литература:
1. Моисеенко Н.А. Разработка строительной части инвестиционного проекта. - М.: ГУУ, 2005.
2. Наумов Г.Н. Инвестиционное обеспечение жилищного строительства в регионе // Экономика строительства. — 1999. — № 11.
3. Платонов, А. М. Управление рисками в строительстве на основе теории самоорганизации / А. М. Платонов // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 2. - С. 81-84.
4. Соколов, П.А. Инвестиционно-строительная деятельность: правовые основы, налогообложение, учет / П.А. Соколов. - М.: Изд-во «АиН», 2009.
5. Управление инвестиционно - строительными проектами. Международный подход / Под ред. И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. - М.: Аваллон, 2004.
СИСТЕМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ НА МЕЗОУРОВНЕ С УЧЕТОМ РОЛИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЛАСТЕЙ
Табунов И.В., к.э .н., доцент Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (ННГАСУ)
В статье рассматривается источники финансирования инновационной инфраструктуры, обеспечивающие эффективное развитие и определение перспективных направлений развития регионов. Представлены основные блоки формирования инновационной инфраструктуры мезоуровня в современных условиях. Проанализированы меры по поддержке инновационной деятельности и предложена модель комплексного финансирования инновационной среды с учетом возможностей регионов.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, мезоуровень, источники финансирования.
THE SYSTEM OF FINANCING OF INNOVATION INFRASTRUCTURE IN THE MESOLEVEL, TAKING INTO ACCOUNT THE ROLE OF REGIONAL AUTHORITIES
Tabunov I., cand.econ.sci., the associate professor of the Nizhniy Novgorod state architecturally-building university
This article discusses the sources of financing innovation infrastructure to ensure effective development and definition of perspective directions of development of regions. The main blocks the formation of mesolevel of innovation infrastructure in themodern world. Analyzed measures to support innovation and a model of integratedfinancial innovation environment taking into account the capacities of the regions.
Keywords: the innovative infrastructure, the mesolevel, sources of financing.
Обычно при обсуждениях необходимости перехода к инновационной экономике мы говорим о роли государственного центра -президента, федеральной законодательной и исполнительной власти. Действительно, федеральный центр провозгласил и начал создавать инновационную систему в виде наукоградов, особых экономических зон, технопарков, бизнес-инкубаторов. Действительно и другое: для осуществления инновационного перевода экономики очень многое зависит от стимулирующей роли вырабатываемой центром налоговой, амортизационной, таможенной, бюджетной политики, других прямых и косвенных мер центра направленных на то, чтобы возбудить интерес предпринимателей к перестройке производства. Хотелось бы подчеркнуть: жизнь доказала, что без интереса предпринимателей разрабатывать и вводить в производство новые технологии инновационного развития России, как и
любой другой страны, немыслимо. Меры, предпринимаемые государством, должны расположить предпринимательское сообщество к выводу о том, что инновации - путь к высоким и устойчивым прибылям.
Однако, говоря о государственном воздействии на перевод российской экономики на инновационные рельсы, мы не можем оставлять за скобками роль государственной власти на уровне субъектов федерации и муниципалитетов. Более того, такой подход явно неполноценен в условиях, когда экономическая роль местных властей увеличивается и будет еще больше расти по мере экономической децентрализации в России. А объективная необходимость этого очевидна.
Управление инновациями предполагает такой подход, который затрагивает вопросы организации, планирования, стимулирования,
контроля реализации инновационных проектов на макроуровне (федеральный уровень), мезоуровне (региональный уровень, уровень кластера, уровень интегрированных бизнес-групп) и микроуровне (разработка и реализация инноваций отдельными предприятиями и организациями).
Основной элемент начала реализации инновационного процесса
- генерация идеи. На практике выделяют два источника генерации идеи: первый - вузы, институты академий наук, отраслевые институты; второй - крупные корпорации, промышленные комплексы, имеющие в своем составе структурные научные подразделения. Следовательно, элементы инновационной инфраструктуры для осуществления инновационного процесса в регионах, где преобладающим источником новых знаний являются вузы, академические и отраслевые институты, и для регионов, где преобладающим источником новых знаний выступают научные подразделения крупных корпораций или промышленных объединений. В регионах, где вузовская, научная составляющая имеет одинаковое значение с научными подразделениями предприятий с точки зрения генерации новых знаний, инновационная инфраструктура может быть смешанной. Инфраструктура инновационного предпринимательства представляет собой прежде всего систему, обеспечивающую предпринимательство, которая обособляется и «подгоняется» под его вид, который определен как инновационный. Оно как бы соединяет исследовательско-проектировочный сектор инновационной системы с реальным сектором экономики и конечным потребителем.
На рис. 1 представлена графическая модель инновационной инфраструктуры в современных условиях.
В свою очередь, инновационная инфраструктура региона обеспечивает реальные условия для формирования и развития других отраслей, осуществления преобразований во всех базовых элементах рыночной и социальной инфраструктуры на мезоуровне. При непосредственном участии инноваций создается значительная часть валового регионального продукта, которая может быть направлена
на решение проблем интеллектуальной инфраструктуры.
Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности регионов России. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды.
Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступенька инновационной деятельности развития всей страны. Региональным органам самоуправления следует осуществлять следующие меры по поддержке изобретательской, инновационной деятельности на местах:
■ подвергать вычетам в размере понесенных налогоплательщиком убытков суммы налога, уплаченные им при реализации продукции, работ и услуг, цена которой снижена по сравнению с ценой в предыдущем налоговом периоде за счет использования в продукции, работах и услугах изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;
■ применять налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для заслуженных изобретателей СССР и РФ, уплачивающих в данном регионе региональный налог;
■ освободить от уплаты долю налога на прибыль предприятий и организаций, приходящуюся на региональный налог, полученную в течение первых пяти лет: благодаря использованию в собственном производстве российских изобретений и других объектов интеллектуальной собственности;
■ от уступки прав на ОИС российским лицензиаром российскому лицензиату;
■ от использования российским лицензиатом по лицензионному соглашению с российским лицензиаром изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности;
Рис.1 Модель инновационной инфраструктуры.
■ компенсации роста фискальной нагрузки на фонд оплаты труда для компаний, занятых в сфере информационных технологий, для резидентов технико-внедренческих зон и средств массовой информации. Для них ставка страховых взносов будет повышаться не сразу, а плавно в течение переходного периода;
■ субсидирования процентных ставок инновационноактивным компаниям региона;
■ налоговое стимулирование инновационной деятельности на уровне региона.
На практике применение льготы по НДС и ряда других налоговых льгот имеет достаточно много юридических проблем, к ним относятся:
■ отнесение работ к научно-исследовательским;
■ определение статуса организаций, имеющих право на освобождение выполняемых ими научно-исследовательских работ.
Проблемой также является непредсказуемость государственной политики, которая, ввиду отсутствия опыта в подобных ситуациях не дает возможности планирования дальнейшей работы организаций.
В настоящее время важная роль в поддержке инновационного бизнеса отводится региональным и муниципальным органам власти, которые в связи с близостью к субъектам хозяйствования, расположенным на соответствующей территории, способны наиболее эффективно управлять, проводить текущий мониторинг, контролировать их деятельность и оценивать их вклад в социально-экономическое развитие региона. Наряду с прямым финансированием и налоговыми методами стимулирования инновационной деятельности в регионах применяются и другие формы поддержки субъектов инновационной деятельности. Систематизируем их по следующим направлениям.
■ Создание условий для развития инновационной деятельности.
■ Ресурсное обеспечение инновационно-технологического развития.
■ Содействие продвижению продукции высокотехнологичных отраслей промышленности. Взаимодействие исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с организациями при формировании инновационной и промышленной политики.
■ Информационная поддержка инновационно-технологического развития.
Региональная инновационная политика реализуется в виде мер региональной поддержки, формирования благоприятного инновационного климата, повышения инновационной активности и инновационной восприимчивости регионов. В современных условиях задачей первостепенной важности является сохранение и последующее усиление инновационно-промышленного потенциала региона, повышение степени его воздействия на экономическую эффективность производства. Без этого недостижимо обеспечение устойчивости регионального развития.
Региональную систему финансовой поддержки инновационной деятельности составляют источники формирования финансовых ресурсов, механизм аккумуляции средств, поступающих из этих источников, механизмы контроля и возвратности инвестированных
средств мезоуровня. К источникам финансовых ресурсов относятся: субсидии и субвенции из федерального бюджета; целевые средства местных бюджетов; отчисления государственных внебюджетных фондов для реализации проектов, имеющих региональное и федеральное значение; отчисления из региональных пенсионных фондов на поддержку развития малого инновационного предпринимательства (2-5 %); доходы от реализации региональных программ и проектов. Целевая аккумуляция средств вышеперечисленных источников осуществляется в региональном фонде, носящем в различных субъектах федерации разное название: региональный инновационный фонд, фонд технологического развития, фонд рискового финансирования.
Модели фонда, аккумулирующего средства для региональных инновационных программ и проектов, также отличаются от государственной некоммерческой бесприбыльной структуры, не имеющей права юридического лица и лишь мобилизующей средства бюджетов разных уровней. Формами финансирования за счет аккумулирования в фонде средств являются субсидирование, льготное кредитование, финансовый лизинг. Вполне логично, что региональный фонд должен контролировать использование ресурсов на мезоуровне, выделяемых исполнителями региональных инновационных программ.
В обобщенном виде схема финансового обеспечения инновационной инфраструктуры представлена на рис. 2.
Внебюджетное финансирование инновационной деятельности мезоуровня включает в себя следующие модули:
1. Внебюджетные средства на финансирование инновационной деятельности привлекаются из государственных и негосударственных источников. Субъекты инновационной деятельности самостоятельно определяют источники, структуру и способы привлечения внебюджетных средств.
2. Собственные средства организаций и предприятий, которые разрешается использовать на осуществление инновационной деятельности, включают нераспределенную прибыль за вычетом налогов, дивидендов и банковских процентов, полученную как внутри страны, так и за рубежом; амортизационные отчисления; накопления в виде доходов от инвестиций в ценные бумаги, средств от продажи и аренды активов, выплат органов страхования; движимое и недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения, земельные участки, машины и оборудование, измерительные и испытательные средства, оснастку и инструмент, любое другое имущество, используемое в производстве или обладающее ликвидностью; промышленную, научно-техническую и интеллектуальную собственность; имущественные права, в том числе права пользования землей и другими природными ресурсами, права аренды имущества, имущественные права, вытекающие из авторского и патентного права (секреты производства, лицензии на передачу прав промышленной собственности - патентов на изобретения, свидетельств на полезные модели и промышленные образцы, товарные знаки и фирменные наименования, сертификаты на продукцию и технологию производства и др.), а также акционерный капитал (средства от размещенной эмиссии акций).
3. Затраты на выполнение работ инновационного характера, в
Рис.2 Финансовое обеспечение инновационного рынка
том числе затраты на проведение научно-исследовательских работ, приобретение патентов, лицензий и «ноу-хау», включаются в себестоимость продукции. Разрешается применение методов ускоренной амортизации при осуществлении инновационной деятельности.
4. Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме кредитных инвестиций, инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), имитируемые субъектами инновационной деятельности; прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности; путем использования финансового лизинга и иных способов привлечения инвестиций, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
5. Субъекты инновационной деятельности с целью осуществления инновационных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, могут использовать различные формы кооперации при финансировании и реализации рисковых инновационных проектов, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций. Венчурные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов и специализируются на инвестициях в акционерный капитал инновационных предприятий, создаваемых для реализации рисковых инновационных проектов.
Что касается привлечения внебюджетного капитала в инновационную сферу, то ключевым направлением в этом деле на сегодняшний день является развитие системы венчурного инвестирования. Венчурное инвестирование является одним из основных источников финансирования в сфере малого и среднего инновационного бизнеса. Развивающееся предприятие может получить венчурные инвестиции тогда, когда иные финансовые источники воздерживаются от рискованных вложений, особенно в условиях отсутствия залогового обеспечения. И сегодня наша задача - создание инфраструктуры поддержки венчурного предпринимательства в инновационной сфере.
Рассмотрим предложенную структуру на примере источников финансирования Технопарка НГТУ Нижегородской области:
I. Бюджетные средства:
■ средства государственного бюджета, выделяемые целевым образом на развитие инфраструктуры технопарка;
■ федеральная целевая программа, направленная на формирование территории инновационного развития в Нижегородской области;
■ средства государственного бюджета, выделяемые целевым образом на научно-техническую программу «Создание и развитие научных и технологических парков высшей школы РФ»;
II. Внебюджетные средства:
1. Собственные средства:
■ целевые средства участников технопарка;
■ прибыль, получаемая в результате защиты инноваций как объектов интеллектуальной собственности;
2. Средства инвесторов:
■ средства организаций и предприятий, заинтересованных в развитии конкретных научно-технических направлений;
■ средства региональных структур, заинтересованных в развитии научно-технического потенциала региона;
■ средства, полученные технопарком за счет собственной деятельности;
■ капитал коммерческих банков (привлекается путем создания системы гарантий и страхования кредитов за счет ресурсов государственных фондов поддержки инновационной деятельности);
■ использование лизинга.
Использование лизинга очень часто практикуется не только технопарком НГТУ, но и другими субъектами инновационной деятельности на территории Нижегородской области. Это обусловлено наличием на рынке лизинговых услуг Нижегородской области развитой и вполне успешной лизинговой компании ОАО «Нижегородская лизинговая компания», созданной при участии Городского Фонда поддержки предпринимательства, Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства, Фонда поддержки малого
предпринимательства Нижегородской области. Фирма принимает активное участие в реализации программы, разработанной Департаментом поддержки и развития предпринимательства Администрации Нижегородской области, направленной на развитие малого и среднего бизнеса в регионе.
Конечно, при этом в стороне не могут остаться проблемы тесного сотрудничества по вопросам инновационного развития между центром и периферией. Необходимы уточнения и в сфере разделения функций (например, увеличение на местах полномочий по выработке условий для инвесторов в наукоемкое производство), и корректировка нынешнего бюджетного федерализма, и переориентация местных бюджетов. Переход России на инновационные рельсы не может не сопровождаться борьбой против рейдерства, осуществляемого в регионах крупными банками (такие случаи были зафиксированы на Урале, Саратовской области), устранением причин, мешающих развитию венчурного предпринимательства и так далее.
Очень важно, чтобы в регионах не просто поддерживали инновационные, венчурные предприятия и предоставляли в меру своих возможностей льготы и т.д., а стремились выстроить полный комплекс: от появления идеи (а это требует создания хорошей научной базы) до создания пробной партии (т.е. необходимо всячески поддерживать венчурный бизнес) и до организации серийного выпуска инновационных изделий (следовательно, нужно заинтересовать в налаживании выпуска крупные предприятия и по мере возможности на первых порах помочь им со сбытом). Например, в Камчатском крае неплохо отработана вся цепочка от инновационной идеи до внедрения. А Якутия координирует эту работу с другими регионами, и это верно, потому что отрасль, в которой появляются инновации, не ограничивается, естественно, одним регионом. Вообще, отраслевой подход мог бы быть весьма результативным: во-первых, это гарантия распространения инновации на территории всей страны, во-вторых, в отрасли легче «проработать» всю цепочку, в-третьих, в формате отрасли проще решить вопросы с кредитной поддержкой, со льготами...
По мнению ряда экспертов, нужно ориентировать налоговую службу на принципиальные изменения во взаимодействии с налогоплательщиками. Нужно помогать бизнесу грамотно использовать предоставленные возможности, а не преследовать за несущественные ошибки. Государство также будет постепенно подталкивать бизнес к внедрению новых технологий, ужесточая нормы технического регулирования, вводя современные стандарты экологической безопасности и энергосбережения.
Литература:
1. Медынский В.Г., Шаршукова Л.Г. Инновационное предпринимательство// Учебное пособие. - М.: ИНФРА- М., 1997. - 240 с.
2. Фоломьев А., Ревазов В. Инвестиционный климат регионов России // Вопросы экономики. -№ 9. - 1999, с. 57.
3. Кармышев, Ю.А., Инновационный тип развития как фактор динамизации социально-экономических процессов// Сборник научных трудов ТГУ им. Г.Р. Державина-Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р Державина, 2002. Вып. 1.
4. И.В. Табунов. Управление инвестиционными процессами в строительстве на основе развития инженерной инфраструктуры городских территорий. // - Нижний Новгород: Из-во ННГАСУ,2006.-140 с.
5. Гусаров М.А. Исследования инновационного амплуа городов // - М., 1995.
6. Государственная служба государственной статистики: www.gks.ru
7. URL: http://bishelp.ru/str_podderzki/detail.php?ID=86028 (дата обращения: 15.03.2012).