Статья поступила 23.10.2024
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ: СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ
РД.Л. Скипин,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
ТА Кольцова,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
А.В. Шаргина,
инспектор, Счетная палата Тюменской области
Ключевые слова: цифровизация, информационное общество, электронные платформы, электронные государственные услуги, портал «Госуслуги», качество услуг, мониторинг качества услуг, портал «Ваш контроль», экономическая безопасность, риски электронных госуслуг
Key words: digitalization, information society, electronic platforms, electronic government services, the «Gosuslugi» portal, quality of services, monitoring the quality of services, the «Vash control» portal, economic security, risks of electronic government services
Актуальность темы. Актуальность темы обусловлена тем, что в век цифровизации население и государство активно взаимодействуют друг с другом на электронных платформах. От эффективной и бесперебойной работы такой системы напрямую зависит и экономическая безопасность государства. Связь государства с населением происходит посредством глобальной компьютерной сети, то есть с помощью электронного взаимодействия. В данном случае население выступает в роли клиента, который приобретает какую-либо услугу у государства (представителя услуги).
Сегодня информационно-коммуникационные технологии позволяют органам власти функционировать, предоставляя электронную форму своих услуг. В особенности такой формат стал популярен и получил свое развитие в период пандемии, в то время когда стандартные, привычные для населения способы взаимодействия «вживую» оказались в действительности невозможны. Это значительно упростило и сократило период обработки информации. Тогда и началось активное проникновение цифровой связи во все части нашей
страны, которое позволило сделать доступным для каждого гражданина РФ электронные государственные услуги.
С каждым годом аудитория, использующая сеть Интернет для получения государственных услуг, прирастает. Число пользователей портала «Госуслуги» с 2019 г. увеличилось почти в два раза и достигло к концу 2023 г. 109 млн человек1. Но с приходом глобальной цифровизации общества пришли и новые угрозы и риски, которые могут повлиять на экономические процессы, связанные с взаимодействием государства и общества. Чтобы этого избежать, система предоставления услуг строится на отдельном подходе для каждого получателя услуги, автоматически формируется сама услуга для гражданина, а также устанавливается конкретный список документов на основе машиночитаемого регламента.
Цель исследования - оценка сформировавшейся системы предоставления электронных государственных услуг населению, их качества, выработка направлений дальнейшего развития.
1 Число пользователей «Госуслуг» составило 109 млн человек к концу 2023 года // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : сайт. - URL: https:// digital.gov.ru/ru/events/49226 (дата обращения: 10.10.2024). - Текст : электронный.
Материалы и методы исследования. Материалом для исследования послужили нормативно-правовые акты по заявленной теме, данные Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики. При их обработке использованы теоретические и эмпирические методы экономических исследований.
Результаты исследований. С каждым годом численность активных абонентов, которые пользуются фиксированным, мобильным доступом к сети Интернет, растет значительными темпами. Количество абонентов мобильного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения возросло с 47,8 в 2011 г. до 115,9 в 2023 г. (на 68,1 ед.), а пользователей фиксированного широкополосного доступа в Интернет на 100 человек населения за аналогичный период - с 12,2 до 25,1 (на 12,9 ед.)1. Причиной стремительного увеличения пользователей мобильного Интернета является рост различных мобильных устройств, которые помогают свободно выйти в Интернет практически из любой точки. Также это свидетельствует о том, что уро-
вень проникновения Интернета в стране находится на высоком уровне.
Доля населения, использовавшего сеть Интернет для получения государственных и муниципальных услуг в общей численности населения, получившего государственные и муниципальные услуги, представлена на рисунке 1.
График показывает, что доля граждан, взаимодействующих с государственными органами посредством электронной связи, растет. В 2023 г. она увеличилась в 2,8 раза, по сравнению с 2013 г., и достигла 87,9%. Вместе с тем наибольший темп роста пользователей по отношению к предыдущему году отмечался в 2016 г. (129,5%), в 2017-2018 гг. прослеживается незначительное замедление (125,3% и 116,3%, соответственно), а с 2019 г. - значительное снижение темпов роста доли граждан, получающих государственные услуги в электронном формате. В 2023 г. зафиксирован минимальный за весь период прирост пользователей услуг - 1,5%. Более быстрыми темпами растет доля сельского населения, получавшего государственные и муниципальные услуги в электронной форме, с 71,2% в 2020 г. до 80,0% в 2022 г. Тогда как в городской местности эти показатели составляют 83,7% в 2020 г. и 88,6% в 2022 г.2
Рис. 1. Доля населения, использовавшая механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронном формате в 2013-2023 гг.3
1 Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики : сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 12.10.2024). - Текст : электронный.
2 Индикаторы цифровой экономики : 2024 : статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абд-рахманова, К. О. Вишневский [и др.] ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. - URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/892389163.pdf (дата обращения: 12.10.2024). - Текст : электронный.
3 Мониторинг развития информационного общества в Российской Федерации // Федеральная служба государственной статистики : сайт. - URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 25.09.2024). - Текст : электронный.
В 2023 г. среди самых востребованных госуслуг в электронном формате были запись к врачу, выплата единого пособия и выписка из трудовой книжки1 . В 2022 г. детские пособия оформили более 17 млн семей с детьми, почти 20 млн раз граждане записались к врачу, купили 18 млн билетов по Пушкинской карте, 4 млн записей в образовательные учреждения и более 3 млн поданных заявлений в ЗАГС2.
Среди причин отказа населения от использования интернета при получении государственных и муниципальных услуг наибольший удельный вес (более 50%) занимает предпочтение личного визита и персональных кон-
тактов. Недостаточность навыков и знаний отмечают более 17% респондентов. Опасения по поводу защиты и безопасности персональных данных высказали примерно 2% населения. Такой же процент опрошенных считает, что нет немедленной реакции (ответа) на обращение. Такая тенденция сохраняется на протяжении 2020-2022 гг.3
На Минэкономразвития России Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. № 12844 возложен перманентный мониторинг качества предоставляемых услуг. Мониторингу подлежат оценки, представленные в таблице 1.
Таблица 1
Оценка деятельности государственных органов со стороны граждан,
подлежащая мониторингу
№ п/п Варианты оценки Формат обратной связи
1 оценка по 5-балльной шкале - СМС; - инфоматы
2 оценка по 8 критериям опросной формы - единый портал «Госуслуги»; - региональные порталы услуг; - сайт «Ваш контроль»
3 текстовые отзывы - текстовые комментарии граждан с официальных ресурсов
4 анкеты обратной связи от субъектов малого и среднего предпринимательства, заполненные на портале «Бизнес-навигатор МСП» - анкеты обратной связи
Начиная с 2023 г., Минэкономразвития России и Минцифры России ввели автоматизированный мониторинг качества предоставления государственных услуг. Производится оценка с помощью информационной системы в соответствии с Постановлением Правитель-
ства РФ от 25.05.2022 № 9515. Параметрами оценки являются такие, как несоблюдение сроков оказания услуги; необоснованные отказы; ошибки выгрузки статусов работы с заявлениями; ошибки портальных форм и др. Показатели рассчитываются отдельно для го-
1 Дмитрий Чернышенко назвал самые популярные госуслуги среди граждан в 2023 году // Правительство России : сайт. - URL: http://government.ru/news/49268/ (дата обращения: 11.10.2024). - Текст : электронный.
2 В России в 2022 году оказывали свыше 18 млн цифровых госуслуг в месяц // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации : сайт. - URL: https://digital.gov.ru/ru/events/42323/ (дата обращения: 14.10.2024). - Текст : электронный.
3 Там же (дата обращения: 12.10.2024). - Текст : электронный.
4 Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей : Постановление Правительства Российской Федерации от 12.12.2024 №1284 // Гарант.ру : сайт. - URL: https://base.garant.ru/70282224/ (дата обращения: 16.10.2024). - Текст : электронный.
5 О мониторинге качества предоставления государственных и муниципальных услуг независимо от формы их предоставления и внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» : Постановление Правительства Российской Федерации от 25 мая 2022 г. № 951 // Гарант.ру : сайт. - URL: https://base.garant.ru/404754349/ (дата обращения: 16.10.2024). - Текст : электронный.
сударственных услуг и электронных сервисов, предоставляемых федеральными ведомствами (федеральные услуги), и государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальные услуги).
Проанализируем результаты мониторинга качества электронных государственных услуг за 3 квартал 2024 г. в сравнении с аналогич-
Мониторинг показал, что в 2023 г. высокий процент запросов, по которым заявитель не был проинформирован о ходе предоставления услуги (показатель 2). Это относится, прежде всего, к региональным и муниципальным услугам (83,2%). Неинформирование заявителя нарушает его законные права и интересы, лишает возможности отслеживать своевременность, соблюдение порядка рассмотрения запроса, узнавать о готовности документа как результата оказания услуги. Отрадно,
ным периодом 2023 г. по данным Министерства экономического развития Российской Федерации (табл. 2).
Достаточно большой процент незарегистрированных запросов (показатель 1), в первую очередь, в отношении федеральных услуг, возможен по двум причинам: некорректная работа информационных систем или несоблюдение требований административного регламента к запросу.
что в 3 квартале 2024 г. отмечается значительное улучшение ситуации. Только треть граждан, обратившихся за региональными и муниципальными услугами, не получила полной информации о процессе оказания услуги.
Отказ в предоставлении услуги (показатель 3) специалисты связывают с недостаточной информированностью заявителя о своих правах на получение конкретной услуги или незнанием административного регламента. Процент отказов достаточно высок в 3 квар-
Таблица 2
Результаты мониторинга электронных государственных услуг
№ п/п Показатели 3 квартал 2024 г.1 3 квартал 2023 г.2
федеральные услуги региональные и муниципальные услуги федеральные услуги региональные и муниципальные услуги
1 доля запросов, зарегистрированных уполномоченным органом от принятых, % 49,1 79,4 55,6 80,0
2 доля запросов, по которым заявитель не уведомлен о ходе предоставления услуги, % 16,2 31,9 48,4 83,2
3 доля отказов в предоставлении услуг, % 17,1 25,3 19,9 15,4
4 доля запросов с нарушением сроков регистрации/предоставления услуг, % 13,2/5,6 данные отсутствуют 20,8/10,0 данные отсутствуют
5 доля «критических» ошибок при предоставлении услуг, % 3,25 0,44 0,48 0,11
6 средняя оценка качества услуг заявителями, балл 4,4 4,8 4,2 4,6
7 доля жалоб,% 0,9 0,1 0,8 0,2
8 доля жалоб, неурегулированных в досудебном порядке, % 71,0 51,3 73,5 56,4
1 Мониторинг качества предоставления государственных и муниципальных услуг за 3 квартал 2024 года // Министерство экономического развития Российской Федерации : сайт. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/a78708f61a4e124cd54611e6aa1bda49/ocenka_kachestva_ gosuslug_3kv_2024.pdf (дата обращения: 16.10.2024). - Текст : электронный.
2 Мониторинг предоставления государственных и муниципальных услуг за 3 квартал 2023 года // Министерство экономического развития Российской Федерации : сайт. - URL: https://www. economy.gov.ru/material/file/7e7a5bd7b6af6c5bd169fae977dbf4ad/monitoring_III_kv_2023.pdf (дата обращения: 16.10.2024). - Текст : электронный.
тале 2024 г. по региональным и муниципальным услугам (25,3%).
Результаты мониторинга свидетельствуют, что государственные электронные услуги оказываются с нарушением срока как регистрации, так и исполнения (показатель 4). К такой ситуации может привести, в частности, неинформирование заявителя о регистрации запроса. Средняя величина просрочки на один запрос по федеральным услугам в 3 квартале 2024 г. составляет примерно 4 дня.
При предоставлении услуг в электронной форме возникающие ошибки подразделяют на «временные», после устранения которых оказание услуги возобновляется, и «критические» (после получения статуса об ошибке оказание услуги прекращается). Из таблицы видно, что значение показателя 5 низкое, значит, работа информационных систем стабильная на всех этапах предоставления услуги.
Средняя оценка качества услуг заявителями в баллах (показатель 6) говорит о более высоком уровне качества региональных и муниципальных услуг по сравнению с федеральными. Это характерно как для 3 квартала 2023 г., так и 2024 г. Стоит отметить, что в 3 квартале 2024 г. баллы возросли на 0,2, в т.ч. и за федеральные услуги.
Желающих обжаловать качество электронных услуг менее 1% (показатель 7). Основные причины - нарушение сроков предоставления услуг и отказ от их предоставления. Именно это и можно назвать детерминантами снижения общего уровня удовлетворенности заявителей качеством предоставленных услуг.
Более половины жалоб по региональным и муниципальным услугам становятся предметом рассмотрения в судебном порядке (показатель 8), увеличивая нагрузку на судебные органы. А по федеральным услугам этот показатель составляет более 70%.
Узнать о качестве предоставления государственных и муниципальных услуг помогает и цифровой проект «Ваш контроль». Каждый гражданин, который приобретал услуги при взаимодействии с государственной властью, может поделиться своим опытом и дать объективную оценку посредством прохождения опроса о качестве услуг и оставления положительного или отрицательного отзыва. Сам проект позволяет оставить свою оценку только после того, как была пройдена официальная регистрация на сайте государственных услуг, то есть для отражения своего мнения по качеству предоставления той или иной услуги необходимо иметь учетную запись на
портале «Госуслуги». При отправке лицо, оставившее свой отзыв, обязательно в анкете выбирает, в какой форме была представлена услуга: в электронной или обычной. Таким образом, данный портал ведет сбор информации о качестве предоставленных услуг как в электронном, так и в обычном виде.
Выводы. По уровню цифровизации государственных услуг наша страна обоснованно является одним из наиболее развитых мировых лидеров. Зарегистрировать автомобиль, оплатить штраф, записать ребенка в детский сад или сделать регистрацию по месту жительства/проживания можно за несколько минут, используя лишь компьютер или телефон. И невзирая на непростую геополитическую ситуацию, порталы по предоставлению государственных услуг не прерывают свое развитие и активно взаимодействуют с гражданами. Это подтверждают статистические данные. Растет и удовлетворенность населения качеством предоставляемых услуг, о чем свидетельствуют результаты мониторинга, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации. Вместе с тем для более качественного построения системы взаимодействия населения и государства в сети Интернет следует решить ряд вопросов, связанных, в частности, с обеспечением экономической и цифровой безопасности. Использование цифровых технологий несет в себе не только положительные аспекты, такие как эффективность, скорость, качество и доступность услуг, но и влечет за собой различные угрозы и риски для государства и граждан в отдельности. Электронные системы развиваются быстрыми темпами, а правовое регулирование за ними не всегда успевает, действующих норм недостаточно. В результате мошенникам проще использовать информацию, добытую из цифровых систем, в корыстных целях. С каждым годом наблюдается рост мошенничества в сфере цифровых технологий, граждане все чаще задаются вопросом об обеспечении кибербезопасности - защите денежных средств и личных данных. В связи с этим государство в приоритет ставит контроль над защитой, хранением и использованием большого объема персональных данных, которые относятся к конкретному человеку или организации. Для оперативной реакции на какие-либо сигналы опасности государство должно ориентироваться на развитие квалифицированных специалистов для работы в цифровой сфере, способных разрабатывать и контролировать систему
электронных платформ и в то же время быть конкурентоспособными. Государство уже сейчас делает уклон на программы с цифровым обучением. Приведение всех этапов оказания государственных услуг в электронный вид помогает устранить механические ошибки человека в оказании услуги, а также приводит к минимуму уровень коррупции и повышает качество самой услуги. Руководителям государственных органов проще обработать статистические данные по их работе и принять эффективное управленческое решение.
В целом, развитие электронных государственных услуг увеличивает потенциал развития России. Цифровизация дает возможность улучшить жизнь населения, развивать направления:образование,здравоохранение, недвижимость, транспорт, семья и дети. Рабочие процессы становятся более оптимизированы, и повышается инвестиционная привлекательность российской экономики.
Рекомендации. Анализируя современное состояние предоставления электронных государственных услуг, можно выделить следующие основные проблемы предоставления и использования населением государственных электронных услуг (табл. 3).
Проблемы, возникающие на электронных платформах, подвергают риску как каждого гражданина в отдельности, так и систему безопасности государственного управления.
Каждая рисковая ситуация, которая может произойти в момент функционирования системы государственных электронных услуг, влечет за собой серьезные экономические последствия и влияет на экономическую и информационную безопасность государства. Экономическая и информационная безопасность России в настоящее время является эффективной, но все же вся информация, личные данные граждан требуют более высокого уровня защиты. Для этого надо оградить от возможных рисков, возникающих в сети Интернет, граждан, которые являются активными пользователями государственных электронных услуг. Проработав систему защиты «со всех сторон», можно обезопасить государство от кибератак и финансового мошенничества. Риски и меры по их снижению, возникающие для граждан в процессе пользования электронными государственными услугами, даны в таблице 4.
Из анализа проблем и возможных рисков следует, что не всегда быстрый переход к цифровизации это хорошо, возможность ока-
зать услугу в электронном, дистанционном формате вроде бы всегда будет, но не все имеют возможность получить услугу в полном объеме, и на это могут быть разные причины: проблемы со здоровьем; пожилой возраст; цифровая и финансовая неграмотность; неумение пользоваться электронными сервисами или не развитая сеть Интернет в определенных регионах. Это свидетельствует о том, что абсолютный отказ от предоставления услуг «вживую» может ущемлять права некоторых групп населения. А ведь именно уязвимые группы населения нуждаются в большей помощи со стороны государства, для многих из них стандартная форма получения услуги в привычном для них формате - это единственная возможность получить услугу. В этом случае для граждан электронная система связи с государством должна не заменять полностью привычную для них форму получения услуг, а дополнять ее. И может тогда, со временем, им проще будет адаптироваться к условиям цифровизации, ведь сейчас каждый гражданин имеет право на выбор, в каком виде получить услугу от государства -в электронном или традиционном.
Кроме того, у многих граждан при проведении какой-либо операции онлайн, часто возникает множество вопросов, им необходима консультация специалиста. При получении госуслуг в электронном формате может ощущаться нехватка клиентской поддержки и дальнейшего сопровождения операций. В основном обратная связь поступает от шаблонных чат-ботов или автоответчиков, которые не всегда могут понять запрос пользователя.
В основе удобного для человека электронного портала лежит не только качественная работа разработчиков, но и дизайнеров, цель которых - создать удобный интерфейс для каждого гражданина, учитывая его особенности и возможности.
Для решения поставленных проблем нужен их четкий анализ и при необходимости модернизация цифровых операций для удобства пользователей и эффективности работы государства. Совершенствование информационной и экономической безопасности должно постоянно сопутствовать развитию электронных государственных услуг в стране и финансироваться на должном уровне для поддержания качественной и оперативной системы работы [6].
Предоставление государственных услуг в электронном виде стало повседневным явле-
Таблица 3
Основные проблемы предоставления и использования населением государственных электронных услуг, пути их решения
Тип проблемы Виды проблем Пути решения
системные - проблемы с регистрацией; - затруднение с доступом к сайту; - при открытии система выдает ошибку 404; - не функционирует электронная подпись; - портал открывается, но не дает получить услугу; - сбои в работе из-за большого количества пользователей на сайте; - не открываются сообщения на «Госуслугах»; - забыли пароль и логин - проверка интернет-соединения; - открытие платформы в другом браузере; - пользоваться порталом рано утром или поздно вечером, чтобы избежать большого количества пользователей на сайте (не будет зависания при прогрузке); - обновление приложения «Госуслуги» (на мобильном устройстве); - обратиться в службу технической поддержки
в процессе получения услуги - нарушение срока регистрации запроса на услугу; - непринятие документов; - требование дополнительных документов, платы; - несоблюдение сроков предоставления услуги; - отказ в исправлении ошибок; - непредоставление услуги - подача жалобы на официальном портале «Госуслуг»
отраслевые 1)здравоохранение: - не получается записаться к врачу; - отсутствует прикрепление к больнице; - неверно заполнена личная информация; - система не дает записаться в поликлинику через портал; 2) транспорт: - подача заявления на регистрацию транспорта выдает ошибку - пройти полный алгоритм регистрации на портале - подтвердить учетную запись; - встать на учет в необходимой поликлинике; - внимательно при вводе проверять свои данные; - учреждение не поддерживает сотрудничество с интернет-порталом, запись только очно; - проверить, все ли сопроводительные документы подкреплены (не превышен ли размер файла, тот ли формат); обновить страницу и подать заявку заново, обратиться в техподдержку
3) пенсия: - не приходит ответ на обращение в «Госуслугах»; - пропажа стажа и пенсионных баллов; 4) налоги и финансы: - появление ошибки для оплаты налога на портале; 5) недвижимость: - пропажа данных об имуществе в личном кабинете - направить жалобу в прокуратуру о неполучении ответа; - временный технический сбой, надо подождать и стаж вернется, запросить выписку о состоянии лицевого счета, написать обращение в ПФР и собрать все подтверждающие документы; - проверить статус личного кабинета (все ли персональные данные указаны), ФНС ещё не обработала данные - надо подождать, проверить, не оплачивался ли налог ранее; обратиться в службу технической поддержки; - скорее всего это технический сбой, можно запросить свежую выписку из ЕГРЮЛ и убедиться, что с имуществом все в порядке
деятельность отдельных граждан - кража персональных данных; - получение данных к электронной подписи; - получение доступа к личной информации о гражданине; - получение микрозаймов; - оформление возвратов - использовать надежный пароль для входа в личный кабинет; - не переходить по подозрительным сайтам; - установить лимит на банковскую карту; - обратиться в службу технической поддержки; - повышать финансовую и киберграмот-ность
Таблица 4
Риски и меры по их снижению, возникающие для граждан в процессе пользования электронными государственными услугами
№ Описание риска Последствия реализации риска Уровень риска Меры по снижению риска
1 доступ к персональным данным мошенниками посредством использования ненадёжного пароля гражданином - потеря персональных данных; - потеря денежных средств с банковской карты (кредиты в микрофинансовых организациях, несуществующий бизнес); - получение налогового вычета злоумышленником; - заражение телефона вирусами и вредонос- высокий 1) создание длинного, трудного пароля: - не использовать последовательные комбинации клавиш; - не отражать в пароле личные данные; - использование комбинации слов, а не одного слова; - уникальность (разные пароли на разных сервисах); 2) не сохранять пароль автоматически при вводе; 3) применять двухфакторную аутентификацию (логин + код); 4) хранить пароли в тайне, не сообщать никому
2 проникновение в мобильное устройство злоумышленниками средний 1) создание автоматической блокировки экрана телефона; 2) дополнительно присваивать пароли особо важным файлам и приложениям; 3) скачивать проверенные приложения, не пользоваться подозрительными ссылками; 4) не пользоваться бесплатным вайфаем; 5) установка на телефон программы для удаленной блокировки телефона; 6) важные данные с телефона можно пересохранять на съемный диск, а с телефона удалять
3 фишинг -интернет-мошенничество посредством электронных писем ными программами; - использование данных для шантажа, вымогательства средний 1) проверять адрес отправителя письма; 2) не пользоваться подозрительными ссылками; 3) внимательно изучать текст; 4) постоянно менять пароль; 5) скачивать проверенные программы; 6) повышать уровень киберграмотности
4 сообщение личных данных по телефонному звонку средний 1) не принимать поспешных решений; 2) при необходимости заблокировать банковскую карту; 3) не сообщать данные, которые приходят для подтверждения операции через СМС; 4) подключить на телефон программу для определения звонков; 5) не отправлять деньги на незнакомый номер телефона
нием. Переход управленческих процессов в онлайн-формат дает ощутимый социальный и экономический эффект. Вместе с тем, имея представление об отрицательных и положительных аспектах оказания государственных электронных услуг, можно выделить следующие перспективы его развития. Они представлены на рисунке 2. Можно сказать, что, толь-
ко развивая и постоянно поддерживая электронную систему предоставления услуг, можно достичь масштабной информационной среды, которая в действительности обеспечит эффективную и качественную систему для развития государства, населения и бизнеса и даст возможность использовать по максимуму электронные способы управления.
Улучшение социальной и культурной жизни населения
Привлечение граждан к участию в политической _жизни страны_
Постоянная модернизация предоставления услуг, создание максимально удобной и эффективной в использовании системы электронного взаимодействия
Развитие в направлении образования, здравоохранения, бизнеса, недвижимости, транспорта, налогов и финансов, семьи, детей
Упрощение системы для обеспечения личностного и карьерного роста граждан
Развитие нормативно-правовой базы
Продвижение во всех направлениях информа-ционно-телекоммуни-капиоиных технологий
Обеспечение доступа
к сети Интернет всех групп населения
Усиление системы противодействия коррупции (общественный контроль за деятельностью органов, открытая система оценки)
Повышение инвестиционной привлекательности российской экономики
Сокращение издержек населения
Оптимизация информационных потоков и ускорение документооборота
Рис. 2. Перспективы развития государственных электронных услуг населению
Библиографический список
1. Бестолкова, Г. В. Государственные электронные услуги : виды и особенности / Г. В. Бестолкова. - Текст : электронный// Государственное управление. Электронный вестник. -2017. - № 65. - С. 23-44. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennye-elektronnye-uslugi-vidy-i-osobennosti (дата обращения: 24.09.2024).
2. Завьялова, Е. А. Цифровая трансформация государственных и муниципальных услуг / Е. А. Завьялова, И. Ю. Погадаева. - Текст : электронный // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия : политические, социологические и экономические науки.
- 2021. - Т. 6. - № 2 (20). - С. 219-228. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-trans-formatsiya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug (дата обращения: 13.10.2024).
3. Круг, Э. А. Оценка качества государственных услуг в условиях цифровизации (на примере портала государственных услуг) / Э. А. Круг, Н. В. Федюкова, О. А. Карецкая. - Текст : электронный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2022. - № 6 (120).
- С. 130-132. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/otsenka-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-v-usloviyah-tsifrovizatsii-na-primere-portala-gosudarstvennyh-uslug (дата обращения: 05.10.2024).
4. Курбатова, О. В. Государственные услуги в условиях цифровизации государственного управления / О. В. Курбатова, Л. Л. Сакулина.
- Текст : электронный // Вестник Московского университета МВД России. - 2020. - № 4. - С. 186-189. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ gosudarstvennye-uslugi-v-usloviyah-tsifro-vizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (дата обращения: 13.10.2024).
5. Морозова, С. С. Гражданин и государство : особенности взаимодействия в условиях цифровизации государственного управлении / С. С. Морозова, Ю. Г. Смирнова, А. В. Аничкина. - Текст : электронный // Креативная экономика. - 2023. - Т. 17. - № 5. - С. 1883-1896.
- URL: https://creativeconomy.ru/lib/117973 (дата обращения: 29.09.2024).
6. Рязанов, Я. Н. Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме : проблемы и пути решения / Я. Н. Рязанов. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2019. - № 26 (264). - С. 238-240. -URL: https://moluch.ru/archive/264/61220/ (дата обращения: 21.09.2024).
7. Сулейманова, Л. И. Проблемы оказания электронных услуг населению / Л. И. Сулейманова. - Текст : электронный // Формула менеджмента. - 2018. - № 2. - С. 5-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-oka-zaniya-elektronnyh-uslug-naseleniyu (дата обращения: 14.10.2024).
8. Ткаченко, Д. В. Механизм повышения эффективности и качества государственных услуг / Д. В. Ткаченко. - Текст : электронный // Вестник ВГУИТ. - 2020. - № 1. - Т. 82. - С. 380-388. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/
mehanizm-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-gosudarstvennyh-uslug (дата обращения: 05.10.2024).
References
1. Bestolkova, G. V. State electronic services: types and features / G. V. Bestolkova. - Text: electronic // Public administration. Electronic Bulletin. - 2017. - No. 65. - P. 23-44. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstven-nye-elektronnye-uslugi-vidy-i-osobennosti (date of access: 09/24/2024).
2. Zavyalova, E. A. Digital transformation of state and municipal services / E. A. Zavyalova, I. Yu. -Text: electronic // Bulletin of Kemerovo State University. Series: political, sociological and economic sciences. - 2021. - Vol. 6. - No. 2 (20). -P. 219-228. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovaya-transformatsiya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug (date of access: 13.10.2024).
3. Krug, E. A. Assessment of the quality of public services in the context of digitalization (on the example of the public services portal) / E. A. Krug, N. V. Fedyukova, O. A. Karetskaya. - Text: electronic // International Research Journal. -2022. - No. 6 (120). - P. 130-132. - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/otsenka-kachestva-gosudarstvennyh-uslug-v-usloviyah-tsifrovizatsii-na-primere-portala-gosudarstvennyh-uslug (date of access: 05.10.2024).
4. Kurbatova, O. V. Public services in the context of digitalization of public administration / O. V. Kurbatova, L. L. Sakulina. - Text: electronic //
Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - No. 4. -P. 186-189. - URL: https://cyberleninka.ru/artic-le/n/gosudarstvennye-uslugi-v-usloviyah-tsifro-vizatsii-gosudarstvennogo-upravleniya (date of access: 13.10.2024).
5. Morozova, S. S. Citizen and the state: features of interaction in the context of digitalization of public administration / S. S. Morozova, Yu. G. Smirnova, A. V. Anichkina. - Text: electronic // Creative economy. - 2023. - Vol. 17. - No. 5. - Pp. 1883-1896. - URL: https://creativeconomy.ru/ lib/117973 (date of access: 09/29/2024).
6. Ryazanov, Ya. N. Provision of state and municipal services in electronic form: problems and solutions / Ya. N. Ryazanov. - Text: electronic // Young scientist. - 2019. - No. 26 (264). - Pp. 238-240. - URL: https://moluch.ru/archi-ve/264/61220/ (date of access: 21.09.2024).
7. Suleimanova, L. I. Problems of providing electronic services to the population / L. I. Su-leimanova. - Text: electronic // Formula of management. - 2018. - No. 2. - Pp. 5-8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-oka-zaniya-elektronnyh-uslug-naseleniyu (date of access: 14.10.2024).
8. Tkachenko, D. V. Mechanism for improving the efficiency and quality of public services / D. V. Tkachenko. - Text: electronic // Bulletin of VSUET. - 2020. - No. 1. - T. 82. - Pp. 380-388. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/meha-nizm-povysheniya-effektivnosti-i-kachestva-gosu-darstvennyh-uslug (date of access: 05.10.2024).
Контактная информация: Скипин Дмитрий Леонидович
доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
625003, Российская Федерация, г. Тюмень,
ул. Ленина, 16
E-mail: [email protected]
Кольцова Татьяна Александровна
доцент, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля, ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет»
625003, Российская Федерация, г. Тюмень,
ул. Ленина, 16
E-mail: [email protected]
Шаргина Анастасия Владимировна
инспектор, Счетная палата Тюменской области E-mail: [email protected]
Contact Information: Skipin Dmitriy Leonidovich
Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, System Analysis and Control of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Tyumen State University", 625003, Russian Federation, Tyumen, Lenin Street, 16 E-mail: [email protected]
Koltsova Tatyana Alexandrovna
Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economic Security, System Analysis and Control of the Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "Tyumen State University", 625003, Russian Federation, Tyumen, Lenin Street, 16 E-mail: [email protected]
Shargina Anastasia Vladimirovna
Inspector, Accounts Chamber of Tyumen Oblast E-mail: [email protected]