УДК [502:33]+553 Е.Н. Плотникова СГГА, Новосибирск
СИСТЕМА ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ
Система экологической оценки быстро эволюционирует. В практике управления природопользованием все большее значение приобретает применение экономических инструментов, прежде всего принципа платности природопользования. Современные представления о процессе экологической оценки проектов состоят в том, что он должен начинаться на самых ранних стадиях разработки проекта и производиться параллельно с процессом проектирования. При этом результаты экологической оценки проекта используются не только для «обоснования» уже принятых проектных решений и разработки специальных природоохранных мероприятий, но для принятия ключевых решений по выбору технологии и места размещения объекта.
Предметом экологической оценки является воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду. Целью системы экологической оценки является минимизация негативного воздействия деятельности человека на окружающую среду и подготовка мероприятий по смягчению воздействий. В процессе проведения экологической оценки проектов информация о существенных экологических воздействиях должна приводить к выбору между предложенными альтернативами или к поиску новых проектных решений, направленных на их смягчение. Под смягчением понимается предотвращение или уменьшение воздействий (например, путем установки очистных сооружений или использования технологии, приводящей к меньшим выбросам), ликвидация или уменьшение ущерба, нанесенного окружающей среде, и, наконец, различные формы компенсации окружающей среде, в том числе выплата компенсаций местному населению.
С экологической точки зрения в проектах разработки месторождений готовятся планы экологического менеджмента, которые подробно описывают, каким образом будут выполняться предлагаемые меры по смягчению негативных воздействий, которые обычно также включают программы мониторинга реальных воздействий для сравнения их с предсказанными.
Таким образом, элементы экологической оценки присутствуют на различных этапах подготовки проекта. Содержание работ по оценке воздействия на окружающую среду определяется главным образом требованиями к содержанию соответствующей проектной и предпроектной документации.
При эколого-экономической оценке проектов в РФ по сей день формально действует «Временная типовая методика определения экономической эффективности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды», одобренная постановлением
Госплана СССР, Госстроя СССР и Президиума АН СССР от 21 октября 1983 г. И хотя на конгрессе по экологической экономике, проходившем в Москве осенью 2001 года, во многих выступлениях подчеркивалось, что лучшей методики с 1983 года создано не было, используемые в настоящее время подходы не позволяют достаточно адекватно оценивать уровень эколого-экономического ущерба. От качества оценки существенно зависит эффективность проведения эколого-экономического анализа и принятия решений в сфере промышленного природопользования. Не проработан состав эколого-экономических показателей и показателей социальных последствий функционирования производственно-хозяйственных объектов в разделах «Охрана окружающей среды» инвестиционных проектов и проектов строительства.
Эколого-экономический анализ является важнейшим элементом средозащитного менеджмента при проектировании и строительстве новых производств, функционировании предприятий как субъектов природопользования, управлении действующими объектами, принятии решений в сфере управления средозащитной деятельностью, оценке эффективности природоохранных мероприятий, экономическом стимулировании поддержания нормативного качества окружающей среды, возмещении ущерба при его нарушении, экологическом страховании и многих других случаях.
Комплексный учет эколого-экономических и социальных составляющих проектов разработки позволит с применением математических методов и моделей эффективно решать следующие задачи:
- Эколого-экономический анализ и оптимизация инвестирования средств в проекты разработки месторождений, транспортировки сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, производства продукции, организации системы сбыта и т. П. На разных стадиях жизненного цикла инвестиционного проекта;
Эколого-экономический анализ и оптимизация инвестирования средств в ресурсосберегающие мероприятия и проекты;
- Эколого-экономический анализ и оптимизация инвестирования средств в превентивные мероприятия и проекты, направленные на снижение риска возникновения аварий и уменьшение их негативных последствий;
Эколого-экономический анализ и оптимизация сценариев ограничения и ликвидации последствий аварий;
- Эколого-экономический анализ и оптимизация социальных составляющих проектов;
Эколого-экономическая оптимизация формирования нормативов и лимитов выбросов в атмосферу, сбросов в водные объекты и лимитов размещения отходов;
- Эколого-экономический анализ воздействия на окружающую среду функционирующего производственно-хозяйственного объекта и
использование его результатов для эффективного управления производством и средозащитной деятельностью.
Оценку эколого-экономических затрат в проектах разработки месторождений углеводородного сырья можно выполнять ресурсным методом или на основе банка данных о стоимости ранее построенных или запроектированных объектов-аналогов. Ресурсный метод определения стоимости - калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения. Ресурсный метод определения стоимости осуществляется прямой калькуляцией затрат для двух-трех наиболее вероятных технико-технологических альтернатив разработки месторождения.
Разработка месторождения представляет собой динамичный процесс, поэтому для его описания целесообразно использовать потоки экологических затрат в соответствии с этапами обустройства и эксплуатации месторождения. К внутренним параметрам проекта относятся способы разработки, режимы (уровни) годовой добычи, поэтапное освоение месторождения, сроки разбуривания и ввода дожимных компрессорных станций. К внешним факторам проекта относятся будущий уровень инфляции и возможные изменения базовых цен (налогов) за загрязнение окружающей среды.
Порядок и методы эколого-экономической оценки разработки месторождений должны учитывать специфику эколого-ресурсных компонентов окружающей природной среды каждого субъекта Российской Федерации и варианты разработки месторождений, которые одновременно учитывают ущерб окружающей среде и уровень социальной компенсации, основанные на соблюдении экологических норм и требований по критериям оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
В эколого-экономических затратах следует учитывать показатели финансирования мероприятий по охране окружающей среды, направленных на предотвращение ущерба природе, и систему платежей за пользование природными ресурсами, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов. Плата за пользование природными ресурсами взимается за землю, недра, воду, местные строительные материалы, леса и растительность, животный мир, площади рекреационного использования и другие, предусмотренные законодательством РФ и субъектов РФ.
Исходные данные для эколого-экономических расчетов должны включать:
Развернутые во времени технико-технологические показатели разработки месторождения, необходимые для расчета экологических затрат;
- Капитальные вложения (затраты) природоохранного назначения;
- Платежи за пользование природными ресурсами или денежную оценку ресурсов и объектов окружающей среды;
- Налоги за загрязнение окружающей среды.
Структура базовой информации для эколого-экономической оценки разработки месторождения включает три группы показателей, используемых
для интеграции экологических представлений в экономическую оценку проекта.
Первая группа показателей характеризует совокупные затраты, требуемые для предотвращения или минимизации воздействия на окружающую среду. Вторая группа показателей характеризует объем компенсационных затрат, исходя из реального факта невозможности полного исключения воздействия на воздух, поверхностные воды, земельные и биоресурсы (в том числе рыбные). Третья группа представляет показатели, направленные на улучшение качества окружающей среды и уменьшение воздействий от производственной деятельности, оперируя экономическими и экологическими категориями управления (плата за загрязнение, рекультивация земель, экологическое страхование).
Структура данных и содержание показателей должны соответствовать системе оценки экологических показателей принятых регламентами составления проектных документов по разработке газовых и газоконденсатных месторождений и экологического обоснования проектов разработки нефтегазоконденсатных месторождений севера Тюменской области, а также требованиям "Методических указаний по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации". МДС 81-1.99. Приняты и введены в действие с 1 июля 1999 г. постановлением Госстроя России от 26 апреля 1999 г. № 31 и пособия по разработке раздела "Охрана окружающей среды" к "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений", СНиП 11 -01-95.
Средства финансирования природоохранных мероприятий следует относить к капитальным затратам. Важнейшими показателями капитальных вложений в охрану окружающей среды являются затраты:
- На строительство природоохранных объектов и сооружений;
- На урегулирование социальных отношений в регионе;
- На компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде;
- На организацию производственного экологического мониторинга;
- На прекращение функционирования объекта к концу его жизненного цикла (затраты на ликвидацию).
К текущим издержкам относятся следующие средства финансирования природоохранных мероприятий:
- Плата за пользование природными ресурсами;
- Плата за загрязнение природной среды;
- Прочие накладные расходы, включая затраты на экологическое страхование и текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения.
Платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение природной среды относятся на себестоимость продукции.
Технико-технологические показатели разработки месторождения, необходимые для расчета экологических затрат с перечнем цехов и производственных объектов, должны содержать также средние дебиты, состав и плотности свободного и растворенного газов, сжигаемых при освоении скважин, состав и плотности газов, сжигаемых на ДКС и НКС.
Для расчета эколого-экономических показателей в проектах разработки должна быть приведена геоинформационная система по размещению объектов обустройства месторождения с государственной земельно-кадастровой информацией, включая данные государственного земельного, водного и лесного кадастров; границы горного отвода и продолжительность разработки месторождения; схемы размещения основных технологических объектов с указанием площади земельных участков; схемы кустования и количество скважин в кусте; схемы внутрипромыслового сбора газа, конденсата, нефти (с указанием длины, диаметра и способа прокладки трубопроводов); категории и протяженность внутрипромысловых автомобильных дорог; схемы внешнего транспорта газа, конденсата, нефти и перевозки грузов.
ГИС должна базироваться на ландшафтно-экологической карте и содержать максимально полные сведения обо всех геосистемах исследуемой территории, включая информацию о наличии промысловых видов природных ресурсов, о степени устойчивости к техногенным нагрузкам и о характере изменений компонентов геосистемы, а также информацию о наличии и стоимости промысловых видов природных ресурсов (экономическая составляющая). Рекомендуемый масштаб карт ГИС 1:25 000 - 1:100 000.
Развитие нормативно-правовой базы оценки воздействия на окружающую среду должно осуществляться путем решения следующих задач.
1. Обеспечение соответствия этапов оценки воздействия на окружающую среду этапам подготовки обосновывающей документации по намечаемой деятельности (предпроектная, проектная документация и т. п.).
Эта задача не может быть решена в общем виде (для намечаемой хозяйственной и иной деятельности), она требует детального соотнесения вопросов информационного обеспечения и содержания реализуемых этапов проектирования. В частности, необходимо соотнести этапы организации проекта с этапами оценки воздействия на окружающую среду.
2. Взаимосвязанное развитие оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы.
Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза развиваются при проектировании разработки месторождений без увязки друг с другом. В то же время эти виды деятельности являются взаимосвязанными механизмами учета экологических факторов в системе принятия решений.
3. Преемственность политики в области ОВОС и экологической экспертизы.
"Революционные" изменения в нормативной базе вряд ли могут сказаться положительно на развитии практического опыта. Более
эффективным представляется развитие нормативной базы через устранение противоречий и заполнение пробелов. При этом предпочтение следует отдать "достраиванию" нормативной базы отраслевых и региональных документов. Изменения в действующих нормативных документах целесообразно минимизировать, вводя их лишь в случае доказанной практикой необходимости.
4. Подготовка разъясняющих нормативных и/или методических документов в области оценки воздействия на окружающую среду.
5. Разработки типового содержания ОВОС. В качестве основы разработки содержания ОВОС представляется логичным принять документацию ЕБРР, которой придерживается при разработке ОВОС Европейское сообщество и которая проверена международной практикой.
Одной из наиболее актуальных задач развития методологии оценки воздействия является информационно-методическое обеспечение. Поэтому целесообразно уделить максимум внимания созданию системы информационной поддержки (базы данных), а также необходима организация доступа к обосновывающей документации в части оценки воздействия на окружающую среду по ранее проведенным проектам.
© Е.Н. Плотникова, 2007