УДК 378.6:502.3
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ -БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ
SYSTEM OF VALUES BASED ON ENVIRONMENTAL AWARENESS AS PRESENTED IN TEACHING STUDENTS MAJORING IN ARCHITECTURE: ANALYSIS OF THE STATE
© 2015
И.Б. Мелик-Пашаева Самарский государственный архитектурно-строительный университет
(Россия, Самара)
I.B. Melik-Pashayeva Samara State Architecture and Construction University (Russia, Samara)
Один из четырех законов экологии, сформулированных Б. Коммонером, гласит: «Природа знает лучше». В контексте деятельности архитектора этот закон можно сформулировать так: «Творить совместно с природой». Одним из возможных способов достижения «этого идеала» является целенаправленная педагогическая деятельность по формированию системы экологических ценностей будущего архитектора, которая будет основой соответствующей деятельности. В предлагаемой статье приводятся результаты исследования, проведенного с целью определения исходного уровня сформированности системы экологических ценностей, мотивов экологического познания студентов - будущих архитекторов, отношения студентов к проблеме формирования экологической культуры.
One of the four laws of ecology formulated by B. Commoner, says: «Nature knows best». As far as architecture is concerned, this law could be formulated as follows: «When creating, get the nature involved». One of the ways to achieve these pattern relationships lies in the teaching activity aimed at developing future architects' ecological awareness that is the essential idea of teaching future architects. The article presents the results of estimating the students' environmental awareness, their motives of environmental cognition, attitude towards the issue of ecological culture.
Ключевые слова: экологическое образование; ценности; аксиология; экологические ценности; аксиологический подход; мотивы экологического познания; антропоцентрическая ориентация; экоцентри-ческая ориентация.
Keywords: environmental education; values; axiology; environmental values; axiological approach; motives of environmental cognition; anthropocentric orientation; ecocentric orientation.
На протяжении всей истории человечества деятельность архитектора была связана либо с преобразованием естественной окружающей среды, либо с созданием комфортной, гармонично вписанной в естественную среду искусственной среды. Участвуя в процессе архитектурного средообразования, архитектор должен иметь представление о способах влияния на окружающую среду, о том, как будут взаимодействовать создаваемая им искусственная среда и естественная природная среда, т.е. каковы будут результаты его деятельности [1]. В связи с этим задачу совершенствования экологического образования студентов - будущих архитекторов - сложно переоценить. Т.Я. Вавилова, подчеркивая сложность и важность этой задачи, отмечает: «Сферы
прикладной деятельности архитекторов-практиков и компетенции ученых-градостроителей, занимающихся проблемами урбоэкологии, находятся на стыке созидания и разрушения. С одной стороны, -творческие амбиции и желание создать нечто экстраординарное, с другой - необходимость разумного использования в потребительских целях ресурсов окружающей среды и, соответственно, необходимость регулирования меры возможных преобразований» [2].
Обеспокоенные уровнем экологического образования будущих специалистов в области архитектуры, признанные профессионалы в этой области связывают решение проблемы лишь с экоинформати-зацией и экологизацией различных предметных областей. Мы же считаем, что по-
лученные экологические знания без соответствующего уровня экологической культуры, не опирающиеся на систему экологических ценностей личности, могут остаться впоследствии невостребованными в профессиональной деятельности [3].
К исследованию проблемы экологического образования, формированию экологической ответственности, экологического поведения ученые подходят с различных точек зрения: общетеоретической
[4], мировоззренческо-аксиологической
[5], методической [6]. Ряд работ посвящен исследованиям в области экологического образования в высшей школе [7]. Следует также отметить исследования в области теории и практики естественнонаучного и экологического образования, посвященные вопросам формирования эмоционально-ценностного отношения к природе [8].
Исходной точкой нашего исследования является понятие «ценность». В отечественной философской науке идеи западноевропейских философов И. Канта, Г. Гегеля, Р. Лотце, В. Виндельбанда, Г. Рикерта, Э. Гуссерля, М. Шелера, Н. Гартмана, Ф. Ницше и др., занимавшихся исследованием проблемы ценностей, были переосмыслены и получили научную интерпретацию только в середине 60-х гг. ХХ в. Здесь необходимо упомянуть работы В.А. Василенко [9], В.П. Тугаринова [10] и др. Аксиологическое направление в отечественной науке развивается в трудах А.В. Бездухова [11],
B.П. Бездухова [12], Т.В. Жирновой [13],
C.С. Бубновой [14], А.Г. Здравомыслова [15], Д А. Леонтьева [16], В.А. Ядова [17] и др. Особо следует отметить исследования ученых, рассматривающих ценности как компонент духовной культуры [18]. Большой вклад в развитие теории ценностей сделан М. Рокичем [19], а также отечественными исследователями М.С. Каганом [20], Л.А. Микешиной [21], И.А. Су-риной [22].
Заметим, что в большинстве указанных исследований освещаются лишь общефилософские и аксиологические проблемы и практически не затронуты экологические аспекты.
Система экологических ценностей, являющаяся своеобразным регулятором поведения человека и общества в отношениях с природой, формируется в процессе экологического образования. Реализация экологических ценностей студентов способствует созиданию жизни на основе золотого правила нравственности, сущность которого в контексте морального выбора учителя раскрывают О.К. Позднякова, В.С. Поздняков [23].
Ценности выполняют ряд функций. Во-первых, они выступают в качестве критериев, в соответствии с которыми осуществляются выбор средств и способов решения экологических проблем, а также экспертиза результатов деятельности специалиста. Во-вторых, регулируя взаимодействие человека с природной средой, ориентируя его в мире природы, ценности являются мотивами его деятельности [24].
В настоящее время можно говорить об аксиологии как о науке междисциплинарного гуманитарного плана, претендующей на особое место в современной педагогической антропологии [25]. Очевидно, что задача формирования системы экологических ценностей студентов - будущих архитекторов может быть эффективно реализована только в рамках аксиологического подхода. Кроме того, в рамках этого подхода будущие молодые специалисты должны осознать свою профессиональную деятельность как систему социального действия, четко различая понятия целеориентированного действия и действия, ориентированного на ценности [26].
Отмечая важность и значимость обозначенных выше исследований, следует, однако, отметить, что проблема формирования системы экологических ценностей студента - будущего архитектора не являлась предметом специального исследования. Так, не исследовались вопросы, связанные с раскрытием сущности понятия «ценностная направленность архитектора», с установлением роли и места экологического образования в системе высшего профессионального образования
студента, с выявлением экологических аспектов деятельности архитектора, с определением подходов и принципов формирования системы экологических ценностей студента - будущего архитектора, а также ряд других значимых для решения проблемы вопросов.
В экспериментальной работе по изучению места экологических ценностей в системе общечеловеческих ценностей участвовали студенты первого курса архитектурного факультета Самарского государственного архитектурно-строительного университета. Численность экспериментальной выборки составила 92 человека.
Эксперимент проводился с целью определения исходного уровня сформиро-ванности системы экоценностей у студентов. Для этого, используя методику исследования ценностных ориентаций М. Рокича, мы попытались определить, какое место занимают экологические ценности в системе общечеловеческих ценностей будущих архитекторов. В соответствии с задачами нашего исследования мы провели коррекцию исходного списка ценностей М. Рокича.
Студентам был предложен список из двадцати трех ценностей: образование, семья, верные друзья, здоровье, жизнь как абсолютная ценность, гармоничное развитие личности, уважение товарищей, материальное благосостояние, самореализация, религиозно-духовные ценности, личная безопасность, культура (национальная и мировая), мир на планете, сохранение качества природной среды, целостность и единство природы, экологический профессионализм, коэволюция общества и природы, восстановление окружающей среды, множественность и устойчивость связей в природе, ценность биоразнообразия, человек - часть природы, экологически оправданная деятельность. От студентов требовалось определить для себя значимость каждой ценности в данный период своей жизни (самое важное необходимо было поставить на первое место и т.д.).
Данные, полученные в ходе исследования, были обработаны с использованием методов статистики: для каждого параметра (ценности) мы подсчитали его
среднее значение Х(, что позволило установить степень устойчивости субъективных оценок студентов, т.е. определить значение конкретной ценности в данный период их жизни. Затем мы проранжиро-вали ценности в порядке их значимости для студентов - будущих архитекторов.
Исследованием установлено, что в иерархии ценностей абсолютно доминируют: 1) семья (4,7174); 2) здоровье (6,2391); 3) образование (6,5543). Далее по степени важности для будущих архитекторов идут такие ценности, как: 4) верные друзья (6,6744); 5) самореализация (7,5435); 6) гармоничное развитие личности (8,3913); 7) материальное благосостояние (9,3478); 8) жизнь как абсолютная ценность (9,8370); 9) уважение товарищей (9,9783); 10) личная безопасность (10,4021); 11) мир на планете (11,5000); 12) культура (национальная и мировая) (11,6630); 13) религиозно-духовные ценности (12,4239); 14) сохранение качества природной среды (13,5978); 15) целостность и единство природы (15,2174); 16) восстановление окружающей среды (15,5326); 17) человек - часть природы (15,6739); 18) экологический профессионализм (16,0217); 19) природа как универсальная ценность (16,1522); 20) множественность и устойчивость связей в природе (16,6957); 21) коэволюция общества и природы (16,9891); 22) ценность биоразнообразия (17,1304); 23) экологически оправданная деятельность (17,3478).
Таким образом, в ходе проведенного эксперимента было установлено, что в иерархии ценностей экологические ценности в своем большинстве занимают самые низкие позиции (14-23 рейтинговые места).
В рамках эксперимента мы также установили, что побуждает студентов к получению экологических знаний, т.е. мотивы экологического познания будущих архитекторов.
Исследование показало, что большинство студентов, а именно 87%, считают необходимым получение экологических знаний прежде всего для сохранения здоровья. Анализ полученных результатов свидетельствует, что в экологическом по-
знании будущих архитекторов явно преобладают мотивы личностной и познавательной направленности: сохранение здоровья; «стать культурным и образованным человеком»; освоить экологические знания, которые входят в учебные курсы, изучаемые в вузе; интерес к проблемам окружающей среды и жизни природы (1, 2, 3, 4 ранговые места соответственно). Необходимость сохранения природы ради нее самой занимает пятую позицию. Неутешительным является тот факт, что мотивы, связанные с практической деятельностью (успешная профессиональная деятельность, ответственность за результаты своей экологической деятельности и участие в экологической деятельности), имеют соответственно 6, 7 и 8 ранг. И на последнем (9) ранговом месте находится такой мотив углубления экологических знаний, как умение разбираться в экологической обстановке.
Полученные результаты свидетельствуют об антропоцентрической ориентации студентов; преобладании познавательных мотивов над гуманистическими, тогда как последние должны иметь первостепенное значение, поскольку именно с позиций гуманистического отношения к природе следует оценивать результаты практической деятельности архитекторов.
Об антропоцентрической ориентации будущих архитекторов говорят и результаты следующего исследования. Студентам предлагалось проранжировать ряд утверждений по степени актуальности в настоящий момент. Первые пять утверждений отражают позицию антропоцентризма. Природа в них рассматривается в качестве пространства социальной деятельности человека. Вторую группу высказываний (следующие пять утверждений) составили соответствующие пониманию природы как универсальной ценности условия духовного развития человека, полноправного партнера во взаимодействии с человеком, что отражает экоцен-трическую позицию.
На основании полученных результатов заключаем, что наиболее высокие ранги имеют экологические ориентации, сформулированные с позиций антропоцентризма. Окружающая среда, природа рассматриваются студентами прежде все-
го как среда обитания человечества, источник ресурсов, необходимых для экономического развития общества.
В процессе исследования мы выяснили отношение студентов к проблеме формирования экологической культуры, а также выявили особенности представлений студентов об экологической культуре. Студентам было предложено ответить на следующие вопросы, подчеркнув выбранный вариант ответа:
1. Является ли экологическая культура неотъемлемой частью личности современного человека? (Да, нет, не знаю.)
2. Чем вызван экологический кризис в нашей стране? (Нестабильной экономикой, социально-политическим кризисом, духовным состоянием общества, экологической безграмотностью общества, экологической пассивностью общества.)
3. Верно ли то, что разрешить экологические проблемы под силу только экологически культурному обществу? (Да, нет, не знаю.)
4. Является ли экологическое воспитание и образование студентов такой же важной задачей обучения в вузе, как и задачи формирования знаний, умений и навыков по другим дисциплинам? (Да, нет, не знаю. )
5. Кому должна принадлежать инициатива по формированию социального заказа на экологическое образование и воспитание будущих специалистов? (Государству, обществу, образовательным учреждениям.)
6. Роль экологических ценностей в современном обществе, по Вашему мнению, растет, снижается или остается неизменной?
7. Какое из утверждений Вы считаете возможным отнести на свой счет? (Я экологически грамотная личность, Я являюсь личностью с твердой экологической позицией, Я не всегда совершаю экологически правильные поступки, Затрудняюсь ответить. )
85,9% студентов при ответе на первый вопрос выбрали ответ «Да», т.е. считают экологическую культуру неотъемлемым элементом личности современного человека. В качестве основной причины экологического кризиса в нашей стране (второй вопрос) 35,9% студентов назвали
экологическую пассивность общества, примерно одинаковое число студентов считают таковой экологическую безграмотность общества и духовное состояние нации (26,1% и 25,0% соответственно), 7,6% указали на нестабильность экономики и 5,4% студентов - на социально-политический кризис. На третий вопрос утвердительный ответ дали 66,3% студентов, т.е. они согласны с тем, что для выхода из экологического кризиса необходим определенный уровень экологической культуры общества.
С результатами ответов на первые три вопроса вполне согласуются и мнения студентов относительно важности экологического образования и воспитания в вузе (четвертый вопрос): 62,0% студентов считают, что экологическое образование и воспитание в вузе так же важно, как и приобретение новых знаний, умений и навыков по другим дисциплинам.
По мнению 54,4% студентов, инициатива по формированию социального заказа на экологическое образование и воспитание будущих специалистов (пятый вопрос) должна исходить от общества, чуть меньше, а именно 38,0%, уверены в том, что инициатива должна принадлежать государству, и 7,6% основную роль в этом вопросе отводят образовательным учреждениям.
Единого мнения относительно роли экологических ценностей в современном обществе (шестой вопрос) у студентов нет: 42,4% студентов говорят о возрастающей роли экоценностей, не согласны с ними - 57,6%, из которых 40,2% считают, что роль экологических ценностей вообще снижается, а 17,4% полагают, что она остается неизменной.
При ответе на седьмой вопрос 37,0% респондентов признали, что не всегда совершают экологически правильные поступки, 33,7% охарактеризовали себя как
личность с твердой экологической позицией, 20,7% считают себя экологически грамотной личностью, 8,6% студентов затруднились оценить себя.
Подведем итоги:
1) экологические ценности занимают невысокую позицию в иерархии общечеловеческих ценностей у студентов -будущих архитекторов, но, вероятно, с повышением уровня их экологической компетентности значимость экоценностей возрастет;
2) имеет место явное преобладание личностной и познавательной направленности экологического познания будущих архитекторов;
3) полученные данные свидетельствуют об антропоцентрической ориентации будущих архитекторов;
4) студенты не умеют свободно ориентироваться в современных экологических проблемах и оптимальных способах их разрешения;
5) существует разрыв между теоретическим экологическим знанием и его использованием на практике для решения профессиональных задач;
6) уровень развития духовно-нравственного и эмоционально-ценностного компонентов экологической культуры будущих архитекторов, по сравнению с информационно-интеллектуальным компонентом, низок;
7) выявлено противоречие между осознанием важности формирования экологической культуры и недостаточным развитием мотивов самообразования будущих архитекторов в этой области;
8) процесс формирования системы экологических ценностей будет эффективным только при внутренней активности личности студента, с опорой на общественно ценные побуждения (мотивы) к самовоспитанию и самообразованию.
•к "к "к
1. Мелик-Пашаева И.Б. Экологическое сознание и экологическая деятельность архитектора как предмет педагогической рефлексии // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2012. - Т. 14. № (2). - С. 324-327.
2. Вавилова Т.Я. Об опыте внедрения эколого-ориентированных дисциплин в курсовое и дипломное архитектурное проектирование // Вестник СГАСУ. - 2005. - Вып. 1. - Ч. 2. -С. 62-66.
3. Юсупова О.В., Мелик-Пашаева И.Б. К вопросу формирования экологической культуры студентов - будущих архитекторов и градостроителей // Воспитание в современном культурно-образовательном пространстве : сб. ст. / Под общ. ред. О.К. Поздняковой. - М. : НОУ ВПО «МПСУ», 2012. - 610 с., С. 564-567.
4. Зверев И.Д. О приоритетах экологического образования // Экологическое образование в России: теоретические аспекты. - М. : Педагогика, 1997. - С. 27-36 ; Мамедов Н.М. Культура, экология, образование. - Москва: Изд-во РЭФИА, 1996. - 52 с.; Моисеева Л.В. Альтернативные модели экологического образования. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 1997. -106 с. ; Моисеева Л.В. Регионализация экологического образования: теория и практика : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.01. - Екатеринбург, 1997. - 46 с.
5. Николина В.В. Аксиологический подход в исследованиях проблем экологического образования // Методологические и методические основы исследований в области биологического и экологического образования : мат-лы методол. семинара. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. - С. 8-30.
6. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.02. - М., 1986. - 32 с. ; Захлебный А.Н., Сура-вегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе : пособие для учителя. - М. : Просвещение, 1984. - 160 с. ; Зверев И.Д. Приоритеты экологического образования: Материалы I Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию. - М.: МНЭПУ, 1995. - 198 с.
7. Андреева Н.Д. Система эколого-педагогического образования студентов-биологов в педагогическом вузе : монография. - СПб. : РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 111 с. ; Урсул А.Д. Образование для устойчивого развития: научные основы. - М. : РАГС, 2004. - 126 с.
8. Николина В.В. Теоретические основы формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе в процессе обучения географии : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. -Б. м., 2000. - 345 с. ; Суравегина И.Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии : автореф. дис. .д-ра пед. наук. 13.00.02. - М., 1986. - 36 с.
9. Василенко В.А. Ценность и ценностные отношения // Проблема ценности в философии.
- Л. : Наука, 1966. - 244 с.
10. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблемы ценности в философии. - М.; Л. : ЛГУ, 1966. - С. 12-34. ; Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме.
- Л. : ЛГУ, 1968. - 124 с.
11. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара : СГПУ, 2000. - 185 с.
12. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара : СГПУ, 2000. - 185 с. ; Бездухов В.П. Функции ценностей и ценностных ориентаций // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2007. - №4. - С. 4-19; Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента : монография. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. -202 с.
13. Бездухов В.П., Жирнова Т.В. Нравственно-ценностная сфера сознания студента : монография. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 202 с.
14. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система.
- М. : Изд-во ИП РАН, 1998. - 24 с.
15. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М. : Политиздат, 1986. -
132 с.
16. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник московского университета. Сер. 14: Психология. - 1996. - №4. - C. 35-44.
17. Ядов В.А. Междисциплинарный подход к изучению соотношений между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением // Личность и ее ценностные ориентации : Информационный бюллетень. М., 1970. № 40. С. 10-53.
18. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. -
224 с.
19. Rokeach M. Long-term value change imitated by Computer feedback // Rokeach M. Understanding human values: individual and societal. - New York : Free press, 1979. - P. 210-255.
20. Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб. : Петрополис, 1997. - 205 с.
21. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. - М. : РОССПЭН, 2007. - 439 с.
22. Сурина И.А. Ценностные ориентации как предмет социологического исследования. -М. : Институт молодежи, 1996. - 132 с.
23. Позднякова О.К., Поздняков В.С. Золотое правило нравственности в моральном выборе учителя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - Самара : СНЦ РАН. - 2013. - Т. 15. № 2(4). - С. 907-913.
24. Аниськин С.В. Формирование экологической культуры будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Самара, 2005. -231 с.
25. Юсупова О.В. Пути и средства междисциплинарной интеграции в рамках современной педагогической антропологии : монография. - Самара : СГАСУ, 2006. - 269 с.
26. Юсупова О.В., Мелик-Пашаева И.Б. Аксиологический аспект экологического образования студентов — будущих архитекторов и градостроителей // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы : сб. ст. IX международ. науч.-практ. конф. - Пенза : Приволжский Дом знаний,2013.- С. 91-93.