ЭКОЛОГИЯ
УДК 504.06 77
Система добровольной экологической сертификации как инструмент внедрения наилучших доступных технологий
Т.В. Неваленова
д.э.н., директор1, член-корреспондент2, аудитор-эколог3, эксперт4 [email protected]
О.Н. Лаздина
заместитель директора1, эксперт4
1ООО НПФ «Уралпромтехно», Уфа, Россия Международная академия менеджмента, Москва, Россия
Национальная экологическая аудиторская палата, Москва, Россия 4секция «Экологические вопросы в топливно-энергетическом комплексе» Консультативный Совет при Председателе Думы Федерального собрания, Москва, Россия
Статья посвящена экономике природопользования. Рассматриваются вопросы оптимизации платежей за негативное воздействие на окружающую среду предприятий, ускорения внедрения наилучших доступных технологий и роли в этих процессах Системы добровольной экологической сертификации.
материалы и методы
Нормативно-правовая база экологической сертификации.
Ключевые слова
экология, сертификация, экономика природопользования, наилучшие доступные технологии, снижение платежей за негативное воздействие на окружающую среду
Основу экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды составляют экологические платежи, экономические санкции за нарушение законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды, а также экономическое стимулирование природоохранной деятельности.
Анализ ситуации в области природоохранной деятельности предприятий показал, что специалисты предприятий и крупных корпораций часто предоставляют недостоверную информацию разработчикам проектов предельно-допустимых выбросов, нормативов допустимого сброса, нормативов образования отходов и лимитов на их размещение предприятия, что связано не только с заведомым сокрытием информации, но и, зачастую, с недостаточной компетенцией персонала предприятия и (или) специалистов-проектировщиков. Это приводит к снижению финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов за счет выплаты штрафов, повышения сумм платежей за негативное
влияние на окружающую среду и выплат по возмещению вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 31 [1] экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации.
Необходимость подтверждения соответствия определена Главой 4 в [2] и ст. 31[1].
Достаточность подтверждения соответствия определена пунктами 9, 10 ст. 11[3]. Особенностью данной статьи является право юридического лица, индивидуального предпринимателя представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов, а должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченным представителем пояснения и документы,
Рис. 1 — Схема организационной структуры системы сертификациии РОСС RU.З1204.04ЖОК0
Рис. 2 — Укрупненная схема сертификации РОСС U.З1204.04ЖОК0
подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
В соответствии с действующим законодательством ООО НПФ «Уральские промышленные технологии» создало и зарегистрировало в Росстандарте Систему добровольной экологической сертификации подтверждения достоверности раскрытия информации и отчетности, оценочных обязательств и рисков при осуществлении хозяйственной и иной деятельности № РОСС ки.З1204.04ЖОК0.
В соответствии со ст. 2 [3] документом соответствия работ, услуг, выполняемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, является сертификат соответствия («Заявитель — физическое или юридическое лицо, которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия»).
При этом с целью повышения прозрачности и качества информации о деятельности организации в сфере рационального природопользования, охраны окружающей среды и экологической безопасности, особенно существенной для организаций, оказывающих на состояние окружающей среды как положительное, так и отрицательное воздействие, на основании письма Минфина РФ № ПЗ-7/2011 «О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации» указанная информация раскрывается в бухгалтерской отчетности организации.
Abstract
The subject of article is environmental economics. It were considered questions of optimization of payments for negative impact on the environment by enterprises, accelerate the implementation of the best available technologies and the role of system of voluntary environmental certification in this process.
Materials and methods
Rules and regulations of ecological certification.
Results
The system of voluntary environmental certification validation information
Итоги
Система добровольной экологической сертификации подтверждения достоверности раскрытия информации и отчетности, оценочных обязательств и рисков при осуществлении хозяйственной и иной деятельности № РОСС 1*и.З1204.04ЖОК0 направлена на:
• улучшение экологических показателей предприятия;
• оптимизацию затрат предприятий и повышение их капитализации.
Выводы
Проведение экологической сертификации выгодно как для предприятий, так и для государственных надзорных органов. Для предприятий - это не только создание экологического имиджа, но и механизм, позволяющий рационально распределить расходы, связанные с охраной окружающей среды, в том числе на выполнение природоохранных мероприятий, что повышает экономическую устойчивость и капитализацию предприятий.
Для государственных надзорных органов -это увеличение сумм поступления платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджеты всех уровней, улучшение экологической обстановки, достижение целевых показателей государственной программы «Охрана окружающей среды». Кроме того, добровольная экологическая сертификация позволит:
• сформировать эффективный механизм реализации Федерального закона
от 21.07.2014 N 219-ФЗ «О внесении
disclosure and reporting obligations and the evaluation of risks in the implementation of economic and other activities № ROSS RU.Z1204.04ZHOK0 aimed at:
• improving the environmental performance of the enterprise;
• optimization of business costs and increase their capitalization.
Conclusions
Conducting environmental certification is beneficial as for companies as for monitoring authorities.
For companies this is not only the creation of environmental image, but also a mechanism to efficiently allocate the costs
изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», например, при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
• ускорить модернизацию производства и внедрение наилучших доступных технологий;
• обеспечить эффективную защиту прав юридических лиц в судах и надзорных органах.
Список используемой
литературы
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ
2. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ
3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ
450096, г. Уфа, ул. Лесотехникума,24/1 www.uptufa.ru e-mail: [email protected] тел.: +7 (347)241-64-75
UDC 504.06
of environmental protection, including environmental protection measures that increases economic stability and capitalization companies. For monitoring authorities this is a way to increase the amount of income payments for negative impact on the environment in the budgets of all levels, improvement of the environment, the achievement of the state program "Environmental Protection" targets.
Keywords
ecology, certification, environmental economics, the best available technologies, reducing payments for negative impact on the environment
References 2. Federal Law "On Technical Regulation" dated entities and individual entrepreneurs in the
1. Federal Law "On Environmental Protection" 27.12.2002 № 184-FZ. exercise of state control (supervision) and
dated 10.01.2002 № 7-FZ. 3. Federal Law "On protection of rights of legal municipal control" dated 26.12.2008 № 294-FZ.
ENGLISH ECOLOGY
The system of voluntary environmental certification as implementation instruments of best available techniques
Author:
Tatyana V. Nevalenova — Sc.D., director1, corresponding member2, environmental auditor3, expert4; [email protected] Olga N. Lazdina — deputy director1, expert4
1SPC "Uralpromtechno", Ufa, Russian Federation
international Academy of Management, Moscow, Russian Federation
3National Environmental Audit Chamber, Moscow, Russian Federation
4department "Environmental issues in the fuel and energy complex " of Advisory Council under the Chairman of the Duma of the Federal Assembly, Moscow, Russian Federation