УДК 39(510)
Белая Евгения Григорьевна
кандидат исторических наук, доцент.
Дальневосточный федеральный университет
belaya25@mail. ru
Evgenia G. Belaiy
candidate of historical sciences,
associate professor.
Far East federal university
belaya25@mail.ru
СИСТЕМА ДЕРЕВЕНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ НА ЮГЕ-ВОСТОКЕ И СЕВЕРО-ВОСТОКЕ КИТАЯ
THE VILLAGE OF UPBRINGING AND EDUCATION SYSTEM IN THE SOUTH-EAST AND NORTH-EAST OF CHINA
Аннотация. В статье представлены результаты полевого исследования различий в системе воспитания и образования в деревне Синькайджэнь и Люй-хуа. В настоящее время фактически ликвидируется неграмотность китайского населения в деревне, обязательным является девятилетнее обучение. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что современный этап модернизации образования в Китае повлиял на то, что даже в таких отдаленных деревнях, как Синькайджэнь и Люйхуа, в последнее время происходят существенные перемены. По мере развития человека и общества в целом изменялось воспитание и обучение деревенских детей. Образование, интересная работа, карьера, пространственная и социальная мобильность, потребительство, компьютеры, развлечения, деньги - таковы новые ценностные ориентации современной китайской молодежи.
Ключевые слова: образование, воспитание, деревня, Китай, неграмотность, население, модернизация, перемены.
Annotation. The article presents the results offield studies of differences in the system of upbringing and education in the village Sinicizing, Liuhua complex branch. At present virtually eliminated illiteracy Chinese population in the village is compulsory nine-year education. According to the results of the study concluded that the current stage of modernization of education in China has been influenced by the fact that even in such remote villages Sinicizing, Liuhua complex branch recently there are significant changes. With the development of man and society in General had changed care and education of rural children. Education, interesting work, career, spatial and social mobility, consumerism, computers, entertainment, money - these are the new values of the modern Chinese youth.
Key words: education, upbringing, countryside, China, illiteracy, population, modernization, changes
Традиционно с самого рождения в китайской семье детям прививают основные моральные требования, правила поведения и приличия. Процесс воспитания имеет определенные нравственные устои, жизненные ценности, которые формирует семья. Отмечаемые изменения качества воспитания в последнее десятилетие, прежде всего, связаны с новыми социально-экономическими условиями китайского общества.
Современное воспитание в Китае - это не тотальный контроль, а весь образ жизни и мыслей родителей. Учитывая традиционно высокий престиж образования, острейшее соперничество за привлекательные рабочие места и важность сохранения «лица» семьи, борьба за дисциплину в китайском детском саду или школе никогда не кажется чрезмерной даже родителям детей. Обучение начинается с ранних лет, когда дети попадают в детский сад. Там они ежедневно обучаются письму, счету, пению и рисованию. Нерадивость в учебе строго наказывается. Распространенной мерой воздействия является отстранение провинившегося от какой-либо совместной деятельности учащихся и публичное осуждение. И все же важнейшая роль в воспитании ребенка принадлежит семье, где человек получает первый опыт социального взаимодействия.
Китайская семья, с одной стороны, руководствуется традиционными нравственными принципами, с другой - испытывает сильное давление современных общественных норм. Если раньше конфуцианские нормы поведения предписывали строгое обращение с ребенком, а дети воспитывались в глубочайшем почтении к родителям, сегодня единственное чадо, «маленький император», получает от родителей все, что захочет, а потому растет избалованным и привыкшим к опеке многочисленной родни, нередко превращаясь в деспота всей семьи.
В 2013 г. нами было проведено полевое исследование в деревне Синь-кайджэнь провинции Цзянси на Юге - Востоке Китая, которой насчитывается 103 года. Жители деревни - это более 2000 крестьян. В основном у жителей трехпоколенные семьи, они сохраняют традиционные родственные связи и состоят из родителей, женатого сына и внука.
Из опроса местных жителей выяснилось, что в семьях, где родился сын, не хотят больше иметь детей, объясняя тем, что ребенок в современной жизни очень дорого обходится. Сын необходим для продолжения рода, для поддержания культа предков, а дочь после замужества будет принадлежать роду мужа. В семьях, у кого родилась девочка, тоже не торопятся планировать второго ребенка.
Одной из главных ценностей в китайской семье является образование детей, которое начинается с дошкольного воспитания.
В деревне есть кирпичный трехэтажный детский сад, работает с 7.30 до 19.00 часов, принимают детей с 3лет. Функционируют такие возрастные группы: две младших, три средних, три старших. В каждой группе около 25 детей, работают два воспитателя, которые проходят специальную подготовку и аттестацию. При поступлении в детский сад на ребенка заводят карту и выдают персональный бейджик с фотографией и краткой информацией о ребенке. Введена также специальная спортивная форма, в каждой группе она разная.
Существует строгий распорядок дня: с 8.30 -завтрак, в основном состоит из рисовой каши, маньтоу с различными начинками. С 9 часов воспитатели проводят занятия: учат иероглифы, рисуют, поют песни, танцуют и смотрят образовательные мультфильмы. В 12 часов детей выводят на игровую площадку строем по 2 человека, у каждого ребенка свой рюкзак и бейджик на шее. С 13.00 до13.30 ч. обед, обычно меню состоит из жидкого супа, или постного риса, в гарнир входит мясо, рыба, овощи. С 14.00до 15.00 часов сонный час, спят дети на полу, на специальных матрасах в комнате, где проходят занятия и игры.
В конце каждой недели родителям выдают листок с результатами творчества ребенка. Из опроса родителей выяснили, что их дети с удовольствием посещают детский сад и считают, что такая система помогает создать оптимальные условия для полноценного, всестороннего развития личности ребенка и для его успешного вхождения «в большой мир».
Все выпускники детсада умеют читают и писать. Оплата за пребывания в детском саду примерно около 350 юаней.
С 6 лет детей записывают в школу. Первые 9 лет обучения (включая начальное и среднее образование первой ступени) относится к обязательному образованию. В деревне двухэтажная школа находится на центральной улице. В школе 9 классов, в них стоят столы, стулья и весит большая доска. В каждом классе примерно 60 человек. Учителя ведут уроки с наушным микрофоном. За каждым классом закреплена собственная аудитория, - из кабинета в кабинет ходят учителя. Каждый день у ребят по 5-7 уроков. Отчислить могут из школы, если ученик пропустил 11-12 уроков без уважительной причины.
В школе ни у кого из детей мы не увидели телефонов, планшетов, т.к. они запрещены администрацией школы. На перемене почти все дети играют на улице, мальчики предпочитают бегать с мячом. Для китайцев очень важно бывать на свежем воздухе. Перед школой стоит информационный стенд, где каждую четверть вывешивают портреты учителей, ученики которых набрали больше баллов.
Режим дня школьников жесткий. Встают в 6 часов утра, умываются, завтракают в 6.30, в 7.00 часов в сопровождении родителей идут в школу младшие дети. Возвращаются дети в сопровождении родителей или дедушек, бабушек, которые ждут их около школы, так как на территорию школы вход посторонним запрещен.
Возраст учащихся школы от 6-7 до 15-16 лет. В школе дети учатся с 8.00 часов утра до 14.00. Обед с 14.00 часов в классе, в основном обходится 2-6 юаня с возможностью выбрать гарнир. Некоторые дети обед берут с собой, у каждого ученика всегда с собой специальный контейнер с водой. В школу дети ходят в одежде европейского стиля, только для занятий по физкультуре существует специальная форма.
После обеда школьники делают домашнее задание в классе, или на улице, так как во многих домах нет определенной школьной зоны, а затем идут домой. В школе нет никаких дополнительных кружков, внеклассных мероприятий. На Юго-Востоке Китая отопления в зданиях нет, поэтому зимой все дети сидят в классе одетыми. Год обучения в этой школе стоит 500 юаней.
Второе исследование мы провели в деревне Люйхуа, Северо-Восточной провинции Ляонин, которая находится примерно в 6 часах езды на автобусе от г. Шэньяна. Эта очень маленькая деревня, ей 128 лет, проживает 360 жителей, основное занятие - выращивание кукурузы. Детского сада в деревне нет, детей дошкольного возраста воспитывают в основном бабушки и дедушки дома.
На центральной улице стоит 12 домов и одноэтажная начальная школа (xiaoxue). В школе всего 4 класса по 16 человек. В каждом классе стоят столы, стулья и железная печь, в которую во время занятий зимой учитель подкидывает сухие стволы кукурузы. Дровами и углем помещения школы не отапливают, очень дорого. Температура в помещении зимой плюс 5-12о, поэтому все дети сидят в классе одетыми.
Дети встают в 6 часов утра, умываются на улице, даже зимой, завтрак обычно состоит из пампушки из пресного теста - «манътоу» или жидкой рисовой каши «сифанъ». В 7 часов в сопровождении родителей идут в школу. Возвращаются дети в основном сами.
Возраст учащихся начальной школы от 6-7 до 12-13 лет. В школе с 1-го по 4-й класс дети учатся с 8.00 часов утра до 16.00 с обеденным перерывом с 12.00 до 13.00 часов. Все обедают в школе за своей партой. Большинство ребят приносят обед из дома в контейнере. Обед состоит из слегка вареных овощей с кукурузой, риса, тыквы, томатов. Вместо десерта после обеда жареные орехи, семечки. В любое время года традиционный китайский чай заменен холодными соками, колой, спрайтом или простой водой. Но есть и специальный человек, который приносит готовые обеды и предлагает желающим, обед можно купить за 2-4 юаня.
Начиная с 1 класса, задания на дом задают много, в основном упор делают на такие предметы, как математика и китайский язык. После уроков дети делают домашнее задание в классе. В этой школе тоже нет дополнительных кружков, внеклассных мероприятий. Для занятий дома у большинства детей нет своего стола и стула. В школу дети ходят в той же одежде, что и дома. За неделю наблюдения родители ни разу не переодели ребенка в другую одежду. Год обучения в этой школе стоит 300 юаней.
С 2008 года во всех школах Китая было введено бесплатное начальное образование, но фактически бесплатно выдают только тетради, за все остальные услуги необходимо платить.
Чтобы перейти в среднюю школу, все учащиеся сдают государственные экзамены в другой независимой школе и принимают эти экзамены посторонние учителя, оценивая школьников по 100 бальной системе. Средняя школа (zhongxue) имеет срок обучения 6 лет, в течение которых учащиеся переходят из средней школы низшей ступени (chuzhong), где учатся 3 года, в среднюю школу высшей ступени (gaozhong). Возраст учащихся, поступающих в обычную полную среднюю школу - 15-16 лет. Выпускники средней школы высшей ступени по результатам прямых общенациональных экзаменов могут поступать в вузы.
Исследование показывает, что современный этап модернизации образования в Китае повлиял на то, что даже в таких отдаленных деревнях, как Синь-
кайджэнь и Люй-хуа, в последнее время происходят существенные перемены. По мере развития человека и общества в целом изменялось воспитание и обучение деревенских детей. Образование, интересная работа, карьера, пространственная и социальная мобильность, потребительство, компьютеры, развлечения, деньги - таковы новые ценностные ориентации современной китайской молодежи.
В последние годы правительство реализовывало стратегическую линию, ориентированную на «поддержание страны наукой и образованием». Именно образование стало рассматриваться в Китае как решающее условие экономического процветания нации, поскольку именно оно позволяет удовлетворить потребности в хорошо подготовленной рабочей силе и, прежде всего, в кадрах высококвалифицированных специалистов.
Литература:
1. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: ООО «Изд-во Астрелъ»: ООО «Изд-во АСТ», 2003. - 627 с.
2. Малявин В.В. Мудрость Китайского быта: Успех. Здоровье. Радость. М:, 2003. - 464 с.
3. Сидихменов В.Я. Китай. Страницы прошлого. Смоленск: Русич, 2003. - 464 с.
4. И Чжунтянъ. Праздные разговоры о китайцах. Шанхай, 2006. - 298 с.
Literarute:
1. Maliavin V.V. Kitaiskaia tsivilizatsia. M.: IPTS «Dizain. Informatsia. Kar-tografia»:OOO «Izd-vo Astrel '»:OOO«Izd-vo AST», 2003. - 627р.
2. Maliavin V.V. Mydrost' kitaiskogo bita: Yspeh. Zdorov'e. Radost'. М:, 2003. - 464р.
3. Sidihmenov V. IA. Kitai. Stranitsi proshlogo. -Smolenck: Rusich, 2003. -
464р.
4. Yi Zhungtian Xianhua zhungguoren. Shanghai yanyi chubanshe. Shanghai, 2006. - 298 р.