Рисунок 4 - Гистограмма относительных частот запаса безопасности, когда грузооборот измеряется в натуральных единицах
Железнодорожный транспорт как перевозчик грузов различного назначения является сложным объектом со многими компонентами, находящимися во взаимодействии между собой и внешней средой. Все это обосновывает, что для целенаправленной реформы и составления научно обоснованного плана развития любой дороги с системных позиций необходима моделирующая программа, основанная на методе Монте-Карло, которая позволяет количественно оценить комплексные показатели эффективности перевозки грузов, например, точку безубыточности, операционную прибыль, операционный риск и др.
Список литературы
1. Клир, Дж. Системология. Автоматизация решения системных задач [Текст] / Дж. Клир. - М.: Радио и связь, 1990. - 544 с.
2. Кельтон, В. Имитационное моделирование [Текст] / В. Кельтон, А. Лоу. СПб.: Питер, 2004. - 847 с.
3. Краковский, Ю. М. Управление доходностью перевозки пассажиров на основе вероятностного анализа безубыточности [Текст] / Ю. М. Краковский, Д. И. Жарий, А. С. Селиванов // Вестник ВНИИЖТа. - 2011. - № 6. - С. 35 - 39.
4. Шим, К. Основы бюджетирования [Текст] / К. Шим, Г. Сигел. - М.: Вершина, 2007. -368 с.
УДК 656.225.073:629.067
В. И. Медведев
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ ОПАСНЫХ ОТХОДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
В статье рассмотрены результаты проектирования системы безопасности при перевозке опасных отходов железнодорожным транспортом. Приведены основные элементы системы безопасности. Разработаны рекомендации по формированию программы безопасности транспортирования опасных отходов.
10.01.02 № 7-ФЗ; «Об отходах производства и потребления» от 24.06.98 № 89-ФЗ; «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 11.07.11 № 190-ФЗ; Уголовный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 13.06.96 № 63-Ф3, действует с 01.01.97). Практически все отходы в той или иной степени негативно воздействуют на человека, среду его обитания и объекты природной среды. Среди них выделяют те, которые требуют повышенных мер безопасности, и определяют их, как «опасные отходы» или «отходы I - IV класса опасности».
Перевозка опасных отходов осуществляется всеми видами транспорта. Проблема транспортирования опасных отходов приобретает все большее значение для железнодорожного транспорта, как и для экономики страны в целом. По нашему мнению, значение названной проблемы пока недооценивается и отсутствует комплексное представление о необходимом сочетании, взаимоувязке правовых, социальных, экономических, технико-технологических и иных ее аспектов. Формирование целостной системы безопасности транспортирования опасных отходов необходимо начать с обозначения ее структуры, наличия или отсутствия основных элементов, определения целевых показателей и критериев эффективности функционирования. В настоящей работе изложены некоторые результаты проектирования системы безопасности из комплексной программы, разработанной инициативно и подготовленной к представлению в Министерство транспорта Российской Федерации и Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).
Проведенный авторами анализ показал, что в законодательном и нормативно-правовом регулировании вопросов обращения опасных отходов, в том числе транспортирования, не решены многие научные и методологические проблемы [1 - 3]. Многие элементы системы регулирования неполны, неоднозначны и взаимно противоречивы. Требуется предпринять серьезные усилия по научно-методической переработке предметной области, что в дальнейшем позволит целенаправленно и содержательно изменять и дополнять нормативно-технические и нормативно-правовые акты, например [4 - 6], а также разрабатывать и оптимизировать алгоритмы решения частных практических задач, в том числе в интересах отечественного железнодорожного транспорта.
Авторы считают, что в рамках системы должны быть строго и однозначно определены базовые понятия, что до настоящего времени отсутствует и приводит к неоднозначным, порой ошибочным результатам [2, 3] даже на законодательном уровне. Отсутствуют теоретически и методологически обоснованные понятия «опасные отходы», «перевозка и транспортирование опасных отходов», «опасность отходов экологическая и при их перевозке» и т. д., которые бы однозначно понимались и принимались разработчиками законов и нормативно-технической документации, а также практиками.
До настоящего времени корректно не разграничено применение терминов «перевозка», «транспортировка», «транспортирование». В таблице 1 приведены наименования законов, в которых названные понятия трактуются практически как эквивалентные, но часто это неверно. Помимо возникающих по причине подобной неопределенности юридических коллизий, затрагивающих интересы исполнительных органов государственной власти и хозяйствующих субъектов [2], появляются трудности пользования поисковыми системами по ключевым словам, при котором массив поиска документов увеличивается, по нашим оценкам, в три -пять раз.
Российская Федерация является субъектом международного сотрудничества по вопросам предотвращения опасности и регулирования обращения опасных отходов.
Согласно пункту 9 «Рекомендаций по перевозке опасных грузов. Типовых правил» [6] отходы должны перевозиться с соблюдением требований, установленных для соответствующего класса опасности по транспортной классификации, и с учетом присущих им видов опасности, а также критериев, указанных в Типовых правилах [6, 7]. Отходы, которые не подпадают под действие этих правил, но охватываются «Базельской конвенцией», могут перевозиться в соответствии с требованиями, установленными для класса 9 опасных грузов.
Таблица 1 - Принятая терминология в ряде правовых и нормативно-технических актов в сфере транспорта
Термин применительно к отходам Документ
Перевозка Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22.03.89 (Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» № 49-ФЗ от 25.11.94) Федеральный закон «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.02 Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 190 от 11.07.11
Транспортировка Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02 Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 Уголовный кодекс Российской Федерации № 63-ФЗ от 13.06.96
Транспортирование Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98 Гражданский кодекс Российской Федерации ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения
Обращение Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.11 Федеральный закон «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 190 от 11.07.11
Ввоз Федеральный закон «Об охране окружающей среды» № -ФЗ от 10.01.02 Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98
Трансграничное перемещение Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» № 89-ФЗ от 24.06.98
В работе [6] авторами проведен дальнейший анализ терминологической неопределенности и предложены пути решения некоторых поставленных вопросов. Глава 1.2 Типовых правил ООН [6] дает следующее определение: «Перевозка - специальное перемещение груза от места его происхождения к месту назначения». ГОСТ 30772-2001. «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» содержит определение: «Транспортирование отходов - деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения и (или) уничтожения». Особенность рассматриваемой предметной области - обращение опасных отходов - заключается в необходимости учета законодательства и норм технического регулирования как в сфере обращения опасных отходов, так и в сфере перевозки опасных грузов. Целесообразной представляется такая система безопасности, которая бы максимально сближала исходные положения, классификационные признаки и другие условия. В соответствии с отечественным законодательством к перевозке могут быть допущены только те опасные отходы, которые классифицированы по двум системам:
на установление класса опасности согласно приказам Министерства природных ресурсов Российской Федерации № 511 от 15.06.01 «Об утверждении критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды» № 785 от 02.12.02 г. «Об утверждении паспорта опасного отхода» и № 786 от 02.12.02 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов»;
на установление класса опасности и других параметров в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, содержащими гармонизированные с Типовыми правилами ООН принципы классификации и критерии.
На основании проведенного анализа можно установить соотношение понятий «опасные грузы» и «отходы». Предложенное соотношение понятий «грузы» - «опасные грузы» -
«опасные отходы» - «отходы» схематично изображено на рисунке. В системе транспортной идентификации отходов авторами выделены две категории (1 и 2), две подкатегории (2.1 и 2.2), пять классификационных групп (1.1, 1.2, 2.1, 2.2.1, 2.2.2) и два блока (А - отходы опасные - и Б - отходы неопасные).
Грузы
опасные (классов 1 - 9)
Грузы неопасные
Блок А.
Категория 1.
Группа 1.1 -Опасные отходы, охваченные Базельской конвенцией и отвечающие критериям Типовых правил ООН
Блок А. Категория 1. Группа 1.2 - Опасные отходы, охваченные Базельской конвенцией, но не отвечающие критериям Типовых правил ООН, могут быть отнесены к опасным грузам класса 9
Блок А. Категория 2. Группа 2.1 - Опасные отходы, не охваченные Ба-зельской конвенцией (например радиоактивные), но отвечающие критериям Типовых правил ООН
Блок А. Категория
2. Группа 2.2.1 -
Отходы, не охваченные Базельской конвенцией и не отвечающие критериям Типовых правил ООН, но отнесенные к опасным по национальным предписаниям (правилам, нормам)_
Блок Б. Категория 2. Группа 2.2.2 - Отходы,
не охваченные Базельской конвенцией и не отвечающие критериям Типовых правил ООН
Отходы неопасные
Соотношение объектов, определяемых как «грузы», «опасные грузы», «отходы», «опасные отходы» (в стадии обращения). Классификационные признаки
Категория 1 - «Отходы, охваченные Базельской конвенцией», подразделяются на группы и включают в себя:
группу 1.1 - должны быть отнесены к опасным отходам и в сфере перевозки - к опасным грузам;
группу 1.2 - должны быть отнесены к опасным отходам и могут быть отнесены к опасным грузам класса 9.
Категория 2 - «Отходы, не охваченные Базельской конвенцией», подразделяется на следующие подкатегории:
2.1 - отвечающие критериям опасности Типовых правил ООН - должны быть отнесены к опасным отходам и в сфере перевозки - к опасным грузам, составляют группу 2.1;
2.2 - не отвечающие критериям опасности Типовых правил ООН, могут быть отнесены к группе 2.2.1 - к опасным отходам и опасным грузам на основании национальных регламентов;
группе 2.2.2 - к неопасным отходам и неопасным грузам.
Для разработки системы безопасности необходимо идентифицировать отходы категории 1 с позиции условий перевозки, в первую очередь присвоить номер ООН [6, 7]. В основу методики присвоения номера ООН легли положения п. 2.1.1.2 Типовых правил, выделяющие три сводных позиции: В (обобщенные позиции для точно определенной группы веществ или изделий, которые не являются позициями «не указаны конкретно (н. у. к.) »), С (конкретные позиции «н. у. к.», охватывающие какую-либо группу веществ или изделий, обладающих характерными химическими или техническими свойствами и не указанных конкретно) и Б (обобщенные позиции «н. у. к.», охватывающие какую-либо группу веществ или изделий, обладающих одним или несколькими опасными свойствами и не указанных конкретно).
Сравнение групп отходов Базельского списка и номенклатуры ООН осуществлялось по
принципу поиска совпадения существенных характеристических признаков:
- химический или биологический состав;
- назначение, области образования и применения;
- физико-химические, токсикологические, взрыво-, пожароопасные свойства;
- известные экологические характеристики и другие известные обстоятельства.
Был применен разработанный авторами и реализованный в правилах [4] подход, согласно которому осуществлялась группировка опасных грузов классов опасности 2, 3, 4.1, 4.2, 4.3, 5.1, 5.2, 6.1, 6.2, 8 и 9 по аварийным карточкам. Этот подход заключается в том, что совокупность характеристических параметров вещества, материала или изделия определяет опасность, величину риска и потенциальный ущерб - воздействие на человека, инфраструктуру и окружающую природную среду; последние в свою очередь детерминируют параметры системы предупреждения и реагирования. Однако следует отметить, что комплекс параметров не определяет однозначно условия перевозки железнодорожным транспортом и всю совокупность требований безопасности.
Основные результаты приведены в таблице 2. Установлено соответствие всех групп приложения I конвенции номенклатурным номерам [7]. Представляется, что для групп - категорий приложения II, а именно У46 и У47 - твердые бытовые отходы и продукты (остатки, зола) их сжигания - в первом приближении могут быть рекомендованы относящиеся к классу опасности 9 номенклатурные позиции 3077 и 3082.
Таблица 2 - Соответствие групп (категорий) опасных отходов Базельского списка номерам ООН обобщенных рубрик опасных грузов
Группа Наименование отходов Рекомендованные номера
отходов ООН опасных грузов
1 2 3
У1 Медицинские отходы, полученные в результате врачебного ухода за пациентами в больницах, поликлиниках и клиниках 3291, 2814, 2900, 3373, 3316
У2 Отходы производства и переработки фармацевтической продукции 3249, 3316
У3 Ненужные фармацевтические товары, лекарства и препараты 3249, 3316, 3242
У4 Отходы производства, получения и применения биоцидов и фитофармацевтических препаратов 3249, 3316
У5 Отходы производства, получения и применения консервантов древесины 1306, 1136
У6 Отходы производства, получения и применения органических растворителей 3082, 3077
У7 Отходы тепловой обработки и облагораживания материалов, содержащих цианиды 1945
У8 Ненужные минеральные масла, не пригодные для первоначально запланированного применения 3082, 3077
У9 Отходы в виде смесей и эмульсий масел/воды, углеводородов/воды 3082
У10 Ненужные вещества и продукты, содержащие полихлориро-ванные бифенилы (ПХБ) и (или) полихлорированные терфени-лы (ПХТ), и (или) полибромированные бифенилы (ПББ) или их примеси 2315, 3432, 3151, 3152
У11 Ненужные смолистые отходы перегонки, дистилляции или любой пиролитической обработки 1866,1999
У12 Отходы производства, получения и применения чернил, красителей, пигментов, красок, лаков, олифы 2801, 3066, 3147, 1210, 1263
У13 Отходы производства, получения и применения синтетических смол, латекса, пластификаторов, клеев/связывающих материалов 1133
Окончание таблицы 2
1 2 3
У14 Ненужные химические вещества, полученные в ходе научно-исследовательских работ или учебного процесса, природа которых еще не выявлена, и (или) которые являются новыми, и чье воздействие на человека и (или) окружающую среду еще не известно 3316
У15 Отходы взрывоопасного характера, не попадающие под иное законодательство 3380, 3319, 3357, 3343, 3379
У16 Отходы производства, получения и применения фотохимикатов или материалов для обработки фотоматериалов 3316, 3173, 2006
У17 Отходы обработки металлических и пластмассовых поверхностей 1139
У18 Остатки от операций по удалению промышленных отходов 3077
У19 Карбонилы металлов 3281, 3466
У20 Бериллий, соединения берилли. 1566
У21 Соединения шестивалентного хрома 1482,3214
У22 Соединения меди 3010, 2775, 3009, 2776
У23 Соединения цинка 1931
У24 Мышьяк, соединения мышьяка 1556, 1557, 3280, 3465, 2994, 2759, 2993, 2760
У25 Селен, соединения селена 3440, 2630, 3283
У26 Кадмий, соединения кадмия 2570
У27 Сурьма, соединения сурьмы 3141, 1549
У28 Теллур, соединения теллура 3284
У29 Ртуть, соединения ртути 2024, 2026, 2925, 3012, 2777, 3011, 1392, 3401, 3402, 2778
У30 Таллий, соединения таллия 1707
У31 Свинец, соединения свинца 2291
У32 Неорганические соединения фтора, за исключением фтористого кальция 3048, 1740
У33 Неорганические цианиды 1588
У34 Кислотные растворы или кислоты в твердом виде 3264, 3260, 3265, 3261
У35 Основные соединения или твердые основания 3262, 3263
У36 Асбест (порошок и волокна) 2212, 2590
У37 Органические соединения фосфора 3462, 3464, 3018, 2783, 3279, 3017,2784
У38 Органические цианиды. 3276, 3439, 3275, 3273
У39 Фенолы, фенольные соединения, включая хлорфенолы 3014, 2779, 3013, 3145, 3430, 2780
У40 Эфиры 3271, 3272
У41 Галогенезированные органические растворители 1992,3082
У42 Органические растворители, за исключением галогенизиро-ванных растворителей 1992, 3082
У43 Любые материалы типа полихлорированного дибензофурана 3082, 3077
У44 Любые материалы типа полихлорированного дибензопидиок-сина 3082, 3077
У45 Органогалогенные соединения, помимо веществ, указанных в таблице (например: У 39, У41, У43, У 44) 2996, 2761, 2995, 3277, 3361, 2742, 3362, 2987, 2986
Из данных таблицы 2, а также из определения группы 1.2 категории 1 опасных отходов следует особое значение этих позиций, к ним также отнесены соответственно следующие группы:
а) к ООН 3077 - «Вещества, опасные для окружающей среды, твердые, н. у. к.» - У6, У 8, У18, У43, У44, У46, У47;
б) к ООН 3082 - «Вещества, опасные для окружающей среды, жидкие, н. у. к.» - У6, У 8, У9, У41, У42, У43, У44, У46, У47.
Кроме того, следует принять во внимание такую номенклатурную позицию ООН 3316 -
«Комплект химических веществ и комплект первой помощи», которой по определенным показателям отвечают группы У1, У2, У3, У4, У14, У16.
Для гармонизации подходов Базельского списка и номенклатуры ООН разработаны предложения по детализации, структурированию номенклатурных позиций 3077, 3082, 3316. Это даст возможность однозначного установления условий перевозки соответствующих опасных отходов и адекватных мер безопасности. Результаты данной части разработки, а также предложения по применению и алгоритму определения «классификационного шифра» опасных отходов будут представлены в отдельной работе.
На основе анализа наличных и отсутствующих элементов системы безопасности авторы пришли к выводу о целесообразности разработки межотраслевых «Правил перевозки опасных отходов в Российской Федерации», включающих в себя основные требования к отправителю, перевозчику, получателю и другим заинтересованным участникам перевозочного процесса. Предложена структура и основные положения данного нормативно-технического документа.
В качестве головного разработчика может выступить Сибирский государственный университет путей сообщения, привлекая организации-соисполнители от видов транспорта и природоохранных структур, органов надзора за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, а также индивидуально экспертов. Согласующими ведомствами, по-видимому, должны выступить Министерство транспорта, Министерство природных ресурсов и экологии, Роспотребнадзор и, возможно, Ростехнадзор и МЧС России.
Концепция документа основывается на наших предыдущих разработках и представленных в настоящей статье результатах. Правила должны включать в себя следующие основные разделы: Введение и актуальность (преамбула). Законодательные положения и нормативно-технические требования. Глоссарий терминов. Общие положения. Классификация, свойства и характеристики опасных отходов. Требования к организациям, участвующим в сфере обращения опасных отходов. Требования к таре и упаковке. Требования к маркировке. Требования к подвижному составу. Оформление перевозочных документов. Требования к погрузо-разгрузочным операциям. Требования охраны труда. Требования к обеспечению пожарной и экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия. Заключительные положения.
Обязательными или рекомендованными приложениями должны выступить следующие материалы: 1. Рекомендуемые номера ООН опасных грузов для 47 групп (категорий) отходов Приложений I и II к Базельской конвенции. 2. Тесты и критерии отнесения отходов к опасным отходам и грузам. 3. Методические указания по отнесению отходов к номерам ООН 3077, 3082, 3316. 4. Методические рекомендации по оценке экологического риска опасных отходов на стадиях их обращения. 5. Методические рекомендации по оценке прямого и косвенного экологического ущерба от опасных отходов на всех стадиях их обращения. 6. Порядок регистрации информации об опасных отходах в государственном регистре. 7. Информационно-справочная система «Перевозка опасных отходов и порядок ликвидации аварийных ситуаций при их перевозке». 8. Типовые (рекомендуемые) схемы погрузки, размещения и крепления отходов на подвижном составе. 9. Методические рекомендации по оценке величины страховых платежей (гарантий) во внутреннем и международном смешанном грузовом сообщении.
Методологически корректным при данном подходе является разработка и применение дополнительных к [4] аварийных карточек на наиболее массовые опасные отходы, не охваченные действующими аварийными карточками, такие, как, например, асбестсодержащие изделия, старогодние шпалы, твердые бытовые отходы (ТБО) и зола от сжигания ТБО.
В качестве практического приложения к проектируемой системе авторами разработана по инициативе ряда железных дорог - филиалов ОАО «Российские железные дороги» - научно-техническая программа «Управление обращением опасных отходов на железнодорожном транспорте». В своем анализе помимо общесистемных положений мы исходили из пла-
нов государства по ужесточению экологических требований и экономических санкций в сфере обращения отходов. Платежи компании ОАО «РЖД» за образование и хранение отходов в последние годы составляют примерно 70 % от всего объема экологических платежей [8]. Следует также принять во внимание, что руководством страны было заявлено о планах резкого (до двадцатикратного) повышения экологических платежей в течение ближайших лет. В стратегии развития ОАО «РЖД» до 2030 г. ставится задача решения вопроса с образованием и утилизацией отходов.
В рамках программы предложено решение ряда проблем, актуальных для всех железных дорог сети. Одним из проектов явилась разработка по определению мест для создания площадок временного хранения нефтезагрязненного грунта на железной дороге - филиале ОАО «РЖД». Полученные результаты базируются на традиционном толковании понятия «железная дорога», однако даже в условиях реформирования ни исходные данные, ни алгоритм, ни результаты практически не изменяются. Анализ показал, что сбор, хранение и утилизация нефтезагрязненного грунта являются серьезной проблемой каждой железной дороги. Для железной дороги (или заменяющей ее структуры) должна быть выработана стратегия управления отходами, одним из результатов реализации которой могут стать «Методические рекомендации по оптимизации обращения опасных отходов (включая нефтезагрязненный грунт) на железной дороге - филиале ОАО «РЖД». Необходимо определить эколого-экономический оптимум с учетом действующих в настоящее время ставок, с прогнозом на перспективу. В основу стратегии должны быть положены следующие положения:
Снижение хозяйственных расходов по обслуживанию оборота отходов «образование -сбор - накопление - утилизация» и (или) передача их по договору специализированной организации», в том числе затрат на транспортирование;
снижение собственно экологических платежей в сфере обращения отходов.
Эколого-экономический расчет учитывает те обстоятельства, что полигон обращения каждой железной дороги уникален, однако ставки платежей устанавливает государство, и можно сказать, что они универсальны. Поэтому общие принципы оптимизации должны «накладываться» на конкретную географию зарождения объемов (потоков) отходов, мест их сбора и хранения и гашения этих объемов (потоков) путем переработки или передачи сторонним организациям. При этом важно определиться с хозяйствующим субъектом «железная дорога» (или заменяющая ее структура): экономические интересы входящих в него структурных подразделений должны быть идентичны.
На основе анализа статистических данных по сложившемуся положению в настоящее время разрабатывается несколько вариантов оптимизации транспортировки опасных отходов:
1) базовый - фактическая оценка на текущий момент;
2) базовый перспективный - с учетом прогнозируемой динамики изменения объемов отходов, ставок и тарифов;
3) оптимизационный стационарный - оценка производится на основе изменения схемы сбора, транспортирования, создания (ликвидации) временных полигонов хранения, возможности получения преференций по платежам;
4) оптимизационный динамический - оценка производится на основе всех факторов с учетом капитальных вложений на мобильные комплексы по переработке некоторых видов отходов, в том числе нефтезагрязненного грунта, на местах их зарождения или временного хранения.
Путем сравнения результатов по каждому варианту принимаются стратегия, программа и методические рекомендации по их реализации. В результате реализации проекта будут достигнуты цели, отвечающие стратегическим целям ОАО «РЖД»: сокращение издержек, повышение уровня экологической безопасности и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия на основе внедрения оптимизационной модели. Предполагается утверждение трех нормативных документов - методические рекомендации
по определению мест для создания площадок временного хранения нефтезагрязненного
грунта;
по сокращению издержек при сборе, хранении и транспортировании нефтезагрязненного грунта;
по оптимизации обращения опасных отходов на железной дороге - филиале ОАО «РЖД».
Основы предполагаемых методик разработаны впервые, подобные работы на транспорте не проводились, и результаты не имеют аналогов. Результат будет достигнут на основе существующей нормативно-правовой базы регулирования обращения отходов, сложившейся конфигурации предприятий железной дороги и оптимизационных моделей с учетом надежного прогноза динамики процесса на три - пять лет.
В качестве основных выводов работы констатируем, что система безопасности транспортировки опасных отходов должна включать в себя разработку следующих основных элементов.
1. Создание глоссария терминов, корректное и однозначное определение базовых понятий «опасные отходы», «транспортировка», «перевозка» и т. д.; смысловая и стилистическая корректировка законодательных и нормативно-технических актов, регламентирующих транспортировку опасных отходов.
2. Создание на основе Типовых правил ООН методики транспортной классификации отходов, в которую были бы включены все известные отходы (образующиеся отходы производства и потребления, а также накапливающиеся, хранящиеся и предъявляемые к перевозке), прежде всего базельских групп; определение основных параметров для установления условий их перевозки отходов, прежде всего класса опасности и номера ООН, соответствующего одной из сводных позиций - В, С или Б п. 2.1.1.2 Типовых правил. Разработка рекомендаций по внесению изменений и дополнений в номенклатуру Базельских отходов и опасных грузов ООН.
3. Включение в систему, наряду с железнодорожным, других видов транспорта, на которых осуществляется обращение опасных отходов. Придание преимущественного статуса железнодорожному транспорту как наиболее безопасному по статистическим критериям.
4. Разработка методики оценки риска обращения опасных отходов на всех стадиях (сбор, хранение, погрузка, перевозка, выгрузка с учетом безопасности, технико-экономической эффективности и экологических последствий) для решения задач выбора вариантов перевозки и установления оптимального, отвечающего интересам как хозяйствующего субъекта, так и государства; разработки системы реагирования на нештатные ситуации (инциденты, аварии).
Список литературы
1. Медведев, В. И. Разработка предложений по созданию системы управления опасными отходами в ОАО «РЖД» [Текст] / В. И. Медведев, Н. С. Лукьянчикова // Безопасность жизнедеятельности: Сб. науч. тр./ Уральский гос. ун-т путей сообщения. - Екатеринбург, 2009. -С. 95 - 99.
2. Лукьянчикова, Н. С. Экологическая политика в сфере обращения (транспорта) опасных отходов [Текст] / Н. С. Лукьянчикова // В мире научных свершений. - Красноярск, 2010. -№ 4. - С. 80 - 85.
3. Медведев, В. И. Проблемы безопасности транспортирования опасных отходов в России [Текст] / В. И. Медведев, И. О. Тесленко, Н. С. Лукьянчикова // Спассиб-Сиббезопасность-2012. Совершенствование системы управления, предотвращения и демп-ферирования последствий чрезвычайных регионов и проблемы безопасности жизнедеятельности населения: Сб. матер. междунар. науч. конгресса / Сибирская гос. геодезическая академия. - Новосибирск, 2012. - С. 89 - 92.
4. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам [Текст] / МПС и МЧС России. - М., 1997. - 434 с.
5. Теоретические вопросы транспортирования опасных отходов и практические приложения [Текст] / В. И. Медведев, Н. С. Лукьянчикова и др. // Инновационные факторы развития Транссиба на современном этапе. Тезисы междунар. науч.-практ. конф. / Сибирский гос. ун-т путей сообщения. - Новосибирск, 2012. - Ч. I. - С. 267 - 269.
6. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов. Типовые правила. Шестнадцатое пересмотренное издание, ST/SG/AC.10/1/Rev.17 [Текст] / ООН. - Нью-Йорк, Женева, 2011.
7. Recommendations on the transport of dangerous goods. Manual of tests and criteria [Текст]. Fourth revised edition // United Nations. - New York and Geneva, 2003. - 430 p.
8. Черкасов, В. В. Экологическая безопасность деятельности железных дорог [Текст] / В. В. Черкасов // Железнодорожный транспорт. - 2009. - № 11. - С. 71 - 74.