УДК623.438.3
О.И. Чикирев, O.I. Chikirev, e-mail: [email protected] П.М. Варлаков, P.M. Varlakov, e-mail: [email protected]
A.С. Маркелов, A.S. Markelov, e-mail: [email protected]
B.П. Погодаев, V.P. Pogodaev, e-mail: [email protected] Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
СИСТЕМА АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УЧЕТА РАБОТЫ МНОГОЦЕЛЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН
THE SYSTEM OF AUTOMATED ACCOUNTING OF WORK MULTIPURPOSE TRACKED AND WHEELED VEHICLES
Одним из приоритетных направлений модернизации и развития отечественного танкостроения является повышение эффективности работы многоцелевых гусеничных и колесных машин. Благодаря современной электронике, предлагаемая система позволяет намного упростить процесс технической диагностики и обслуживания спецтехники.
One of the priorities of modernization and development of the domestic tank development is to improve the efficiency of multi-tracked and wheeled vehicles. Thanks to modern electronics, the proposed system allow for a much easier process of technical diagnostics and maintenance of machinery.
Ключевые слова: еистема сбора данных, датчик, запоминающее устройство
Keywords: the data collection system, a sensor, a memory device
В XXI веке характерным для использования транспортных средств в бою является одновременное массированное их применение, предполагающее чередование длительных маршей на большие расстояния и ведение боевых действий.
Успешное решение этой задачи в значительной мере зависит от технического состояния транспортного средства. Для, поддержания транспортных средств в постоянной готовности в Вооруженных силах России нашла применение планово-предупредительная система обслуживания и ремонта.
Наряду с известными преимуществами эта система имеет и недостатки. Главный из них заключается в том, что она является по существу разомкнутой системой управления и строится на базе среднестатистического подхода к техническому состоянию конкретных машин.
Таким образом, одной из задач является автоматическое и постоянное накопление основных параметров работы транспортного средства с одновременной защитой систем от неправильных действий водителя и внешних факторов, передачу информации водителю о критических состояниях систем транспортного средства в виде речевой информации.
Для решения данной проблемы предлагается использовать регистратор параметров работы транспортного средства, содержащий датчики измерения различных параметров. Функциональные связи блоков и датчиков представлены на рис. 1.
Из существующих аналогов подобной система наиболее близкой к описанной выше, является аппаратно - программный комплекс «БОРТ», предназначенный для диагностирования и управления теплотехническим состоянием дизель-генераторных установок тепловозов и специального подвижного состава.
Основными отличительными особенностями разработанной системы от аналога является отсутствие у прототипа датчика количества боеприпасов и системы голосовой аварийной сигнализации.
Реализация подсистемы сбора данных о количестве боеприпасов заключается в доработке существующего запоминающего устройства. На танках Т-72Б, Т-72С, имеющих комплекс управляемого вооружения, устанавливается запоминающее устройство, изображенное на рис. 2.
Перемещение ползунов 4 - по определенному токосъемному кольцу («У», «Б», «К», «О») обеспечивает запоминание типа и количества заряженных боеприпасов.
Рис. 1. Функциональная схема регистратора параметров: 1 - блок накопления информации; 2 - блок сопряжения; 3 - датчики контроля за состоянием силовой установки; 4 - топливоизмерительные датчики; 5 - датчики контроля за состоянием системы гидроуправления силовой передачи; 6 - датчики контроля системы питания двигателя воздухом; 7 - датчики контроля за системой подогрева двигателя; 8 - блок аварийной сигнализации; 9 - карта памяти водителя; 10 - карта памяти транспортного средства; 11 - коммутационный блок; 12 - считывающее устройство; 13 - персональный компьютер; 14 - датчик давления масла в системе смазки двигателя; 15 - датчик температуры масла в системе смазки двигателя; 16 - датчик температуря охлаждающей жидкости; 17 - датчик частоты вращения коленчатого вала; 18 - датчик скорости и пройденного пути; 19 - датчик учета времени работы силовой установки; 20 - датчик количества боеприпасов , 21, 22, 23 - датчики уровня топлива в баках; 24 - датчик обнаружении воды в топливе; 25 - датчик давления в системе гидроуправления силовой передачи; 25 - датчик предельного разряжения в воздухоочистителе; 27 - датчик уровня охлаждающей жидкости; 28 - датчик включения предпускового подогревателя; 29 - блок выработки речевой информации; 30 - сигнальное табло; 31 - коммутационный блок.
Экспериментальным путем выявлено, что сопротивление каждого ползунка составляет 180 Ом. При наличии одного и более ползунков на любой из дорожек приводит к изменению полного сопротивления токосъемного кольца и как следствие изменение протекающего тока. При одновременном считывании данных с четырех информационных дорожек запоминающего устройства, возможен контроль и запись показаний в блок накопления информации. Реализация такого устройства возможна с использованием современных электронных компонентов, например микроконтроллера (МК). Современные МК на своем борту имеют 12 разрядные аналого-цифровые преобразователи (АЦП) с возможностью работы в режиме мультиплексора, что позволят практически одновременно измерять 8 и более каналов данных. Наглядная схема изображена на рисунке 3.
Рис. 2. Запоминающее устройство: 1 - разъем; 2 - гайка; 3 - крышка запоминающего устройства; 4 - ползуны; 5 - токосъемные кольца; 6 - электромагниты; 7 - корпус запоминающего устройства; 8 - ротор; 9 - кнопка; 10 - крышка кнопки
Рис. 3. Мультиплексная структура АЦП Библиографический список
1. Устройство бронетанковой техники [Текст] : учеб. пособие для вузов по направлению "Транспортные машины и транспортно-технологические комплексы": в 2 ч. / И. Ю. Лепешинский [и др.] ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - ISBN 978-5-8149-1079-0. Ч. 1. - 2011. - 154 с.
2. Шпак, Ю. А. Программирование микроконтроллеров / Ю. А. Шпак : учеб. пособие. - 2-е изд. - Киев : «МК-Пресс»; СПБ : «КОРОНА-ВЕК», 2011.