Научная статья на тему 'Система активной защиты Крымского моста'

Система активной защиты Крымского моста Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1091
279
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Крымский мост / система активной защиты / зенитная ракетная система / беспилотный летательный аппарат / крылатая ракета / Crimean bridge / active defense system / anti-aircraft missile system / unmanned aerial vehicle / cruise missile

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Александр Григорьевич Лузан

В статье рассматриваются наиболее приемлемые структура и состав системы активной защиты Крымского моста, обусловленные его особенностью как объекта защиты и возможным типажом средств воздушно-космического нападения. Обосновывается, что обеспечить надежную защиту Крымского моста может комплексная система, включающая в свой состав как классические средства ПРО-ПВО, так и средства, построенные на новых физических принципах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The active protection system of the Crimean bridge

The article discusses the most appropriate structure and elements of the Crimean bridge self-protection system which are determined by the bridge characteristics as of the object of protection. The possible types of air and space threats are also considered. A complex system, combining traditional antimissile defense and novel means employing new physical principles, is proved to provide a reliable protection of the Crimean Bridge.

Текст научной работы на тему «Система активной защиты Крымского моста»

УДК 629.7.08 DOI: 10.30981/2587-7992-2018-94-1-32-40

THE ACTIVE PROTECTION SYSTEM OF THE CRIMEAN BRIDGE

Alexander G. LUZAN,

Doctor of Technical Science,

laureate of State prizes,

Lieutenant General, Retired, Moscow, Russia,

[email protected]

/

W

7 Шш л

№i L '

ABSTRACT I The article discusses the most appropriate structure and elements of the Crimean bridge self-protection system which are determined by the bridge characteristics as of the object of protection. The possible types of air and space threats are also considered. A complex system, combining traditional antimissile defense and novel means employing new physical principles, is proved to provide a reliable protection of the Crimean Bridge.

Keywords: Crimean bridge, active defense system, anti-aircraft missile system, unmanned aerial vehicle, cruise missile

II

Использованы фото: most.life, мост.рф

Александр Григорьевич ЛУЗАН,

доктор технических наук, лауреат Государственной премии, генерал-лейтенант в отставке, Москва, Россия, [email protected]

АННОТАЦИЯ I В статье рассматриваются наиболее приемлемые структура и состав системы активной защиты Крымского моста, обусловленные его особенностью как объекта защиты и возможным типажом средств воздушно-космического нападения. Обосновывается, что обеспечить надежную защиту Крымского моста может комплексная система, включающая в свой состав как классические средства ПРО-ПВО, так и средства, построенные на новых физических принципах.

Ключевые слова: Крымский мост, система активной защиты, зенитная ракетная система, беспилотный летательный аппарат, крылатая ракета

П

с

АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ КРЫМСКОГО МОСТА

ПОЛУОСТРОВ КРЫМ И КРЫМСКИЙ МОСТ

Для полномасштабного включения Республики Крым в состав Российской Федерации и ликвидации по сути блокадной ситуации руководством страны было принято решение о строительстве моста, соединяющего полуостров с материковой частью России. Строительство подобного моста рассматривалась и ранее, но такой острой потребности в его сооружении не возникало.

Проведенные изыскания показали, что возводимый мост должен быть комбинированным: автомобильным и двухколейным железнодорожным. Его протяженность составляет 19 километров. Он строится в рамках целевой программы развития Крыма и Севастополя до 2020 года за счет средств федерального бюджета. Запуск автомобильного движения по нему запланирован на конец текущего года, а железнодорожного -на декабрь 2019-го.

Строящийся мост, который соединит Краснодарский край и Крымский полуостров, - самый крупный в Европе, сооружается российскими фирмами, из российских материалов, по российскому проекту и на основе российских технологий.

Безусловно, Крымский мост - колоссальное событие экономического характера, грандиозный инфраструктурный проект страны. Он представляет собой стратегическую артерию, с помощью которой Россия обеспечит экономический рост Крыма, а также снабжение своей войсковой группировки на полуострове. Но одновременно Крымский мост - это стратегически важный объект и с военной точки зрения, потенциальная цель для ударов средств воздушно-космического нападения (СВКН).

Давайте в этой связи вспомним высказывание одного из патриархов нашей военной науки, ветерана Великой Отечественной войны, президента Академии военных наук генерала армии М. Гареева, который отметил, что «...ведущие государства мира главную ставку делают на проведение в самом начале войны массированных воздушно-космических операций с нанесением ударов по стратегическим и жизненно важным объектам». Это как раз наш случай.

А результаты агрессии США и стран НАТО против Югославии? Ведь практически все мосты через Дунай, в том числе в Белграде, были уничтожены в ходе вторжения, что фактически прервало всякое сообщение внутри страны.

Таким же стратегическим и жизненно важным объектом является и Крымский мост, и он требует скорейшей разработки и создания высокоэффективной системы активной защиты (САЗ).

Разговоры о том, что мост защищен в общей системе противовоздушной обороны региона, не выдерживают критики.

Размещение зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400 в районе Севастополя, о чем сообщают в СМИ, вряд ли усилит защиту Крымского моста от ударов средств воздушно-космического нападения (СВКН). Нужны средства непосредственного прикрытия, размещаемые вблизи или в составе самого объекта прикрытия. Это косвенно подтверждают и удары боевых дронов в Сирии по нашим авиабазам в январе текущего года. Именно средства непосредственного прикрытия, выполнявшие функции системы активной защиты, предотвратили возможный ущерб от ударов.

СРЕДСТВА ВОЗДУШНО-КОСМИЧЕСКОГО НАПАДЕНИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИМЕНЯТЬСЯ ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ УДАРОВ ПО КРЫМСКОМУ МОСТУ

Для ударов по Крымскому мосту как объекту атак наиболее вероятно применение тактических и оперативно-тактических баллистических ракет (ТБР и ОТБР) и крылатых ракет наземного и морского базирования (КРНБ и КРМБ). Нанесение авиаударов по мосту менее вероятно из-за достаточно эффективной и дальнобойной системы ПВО Крыма.

Однако нанесение ударов с территории Украины по Крымскому мосту с помощью ОТБР типа «Гром-2» или КР типа «Коршун» практически возможно только в период развертывания полномасштабных боевых действий с Российской Федерацией, то есть войны, что само по себе маловероятно.

Более вероятно нанесение ударов по Крымскому мосту с помощью беспилотных летательных аппаратов (БЛА) - боевых дронов. Руководству Украины такие удары можно легко отнести на счет «нелегальных» террористических группировок или псевдопатриотов, якобы не подчиняющихся центральным властям, как это было, скажем, с отключением Крыма от энергоснабжения или с железнодорожной блокадой.

В Сирии террористы ИГ (запрещенной в России террористической организации) для ударов по нашим базам применили самодельные БЛА, правда, оснащенные ультрасовременным навигационным оборудованием (скорее всего, производства США или Израиля).

На Украине и этого делать не надо. Так, еще в 2016 году все теми же США на Украину были поставлены беспилотники ИД-ПВ на общую сумму более 12 млн долларов. Сейчас там используются

Азовское море

Полуостров Крым

Керчь

КРЫМСКИЙ МОСТ - стратегический и жизненно важный объект, который требует скорейшей разработки и создания высокоэффективной системы активной защиты (САЗ)

БЕСПИЛОТНЫЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ (БЛА) - боевые дроны -основные потенциальные средства нанесения ударов по Крымскому мосту с территории Украины

Крымский мост способен будет ^ выдерживать землетрясение силой до 9 баллов по шкале Рихтера

»^ЛЛ

Мост не создает преград для движения судов

Л

полосы движения

m^ih

Российский проект. Строительство ведут российские фирмы на основе отечественных технологий, используя российские материалы

до

40 000

автомобилей в сутки

ОООООО Q

-CP СТО СТО <П>

, железнодорожных пути

4

до

пар поездов в сутки

Автомобильное движение по Крымскому мосту планируют открыть уже в конце 2018 года, а железнодорожное ■ в декабре 2019 года

КРЫМСКИЙ МОСТ - самый длинный в России и Европе, его протяженность - 19 км (на сегодняшний день самый длинный действующий мост в Европе -мост Васко да Гама - 17, 2 км)

Краснодарский

Черное море

край Тамань

Воздушно-космическая сфера I Aerospace Sphere Journal №1(94) 2018 35

беспилотники собственного производства, а также БЛА, приобретенные в других странах, прежде всего в США, Израиле, Польше и Франции. Пока это в основном БЛА разведывательного типа, но дооборудование их в боевые дроны никакой сложности не представляет. Да и «интеллектуализация» БЛА, и применение их в виде самонастраивающихся роев также достижимы.

В связи с изложенным как раз ударные БЛА, в том числе в виде роев, и следует рассматривать в качестве основных потенциальных средств нанесения ударов по Крымскому мосту с территории Украины.

ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ АКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ КРЫМСКОГО МОСТА

Назначение, состав, решаемые задачи и возможная структура типовых САЗ обоснована и подробно изложена в статьях автора «Быстрый глобальный контрудар» и «Система активной защиты объектов», опубликованных в СМИ в 2017 году [1], [2]. Возможная система защиты Крымского моста представлена в статье В. Мура-ховского и А. Леонкова «Крымский мост: всера-курсная защита» [3].

Однако в статьях автора рассмотрены типовые структуры САЗ, не привязанные к конкретным объектам, эти работы ориентированы в первую очередь на противостояние концепции «быстрого глобального удара», разрабатываемой США. Статья В. Мураховского и А. Леонкова о защите Крымского моста не в полной мере учитывает возможный типаж и состав СВКН, которые могут применяться для нанесения ударов, структуры объекта прикрытия и носит, скорее, заявочный характер. В связи с этим хотелось бы более подробно и основательно остановиться на конкретных особенностях САЗ Крымского моста.

Из рассмотрения типажа и состава СВКН, которые вероятнее всего могут быть использованы для нанесения ударов по Крымскому мосту, следует, что это высокоточные оперативно-тактические ракеты, крылатые ракеты нового поколения наземного и морского базирования, применяемые с территории Украины или акваторий Азовского и Черного морей, и в первую очередь - боевые беспилотные летательные аппараты (боевые дроны).

В связи с этим активные средства, составляющие основу подсистемы защиты от ударов СВКН, да и систему защиты Крымского моста в целом, должны иметь в своем составе компоненту борьбы с ОТБР с дальностью пуска 200-500 километров, компоненту борьбы с КР, способными ле-

теть в боевой зоне к цели на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности, а также высокоэффективную и малозатратную компоненту борьбы с боевыми дронами.

Эту триединую достаточно сложную задачу можно эффективно решить при сочетании в системе обороны современных зенитных ракетных средств и средств, использующих нетрадиционные способы поражения воздушных целей, в первую очередь боевых дронов. Возможная структура и размещение на местности средств такой системы для активной защиты Крымского моста приведены на рис. 1.

Оценка возможностей современных зенитных ракетных средств показывает, что одновременную эффективную борьбу с высокоточными ОТБР, в том числе использующими в полете как баллистические, так и аэробаллистические траектории, а также с крылатыми ракетами, действующими на предельно малых высотах, способна обеспечить многоканальная зенитная ракетная система (ЗРС) средней дальности «Бук-М2».

Максимальная скорость поражаемых этой системой баллистических целей составляет до 1200 м/с, а минимальная эффективная отражающая поверхность - менее 0,1 м2. Но главной особенностью ЗРС «Бук-М2», ее изюминкой, являются значительно расширенные возможности по борьбе с современными крылатыми ракетами, летящими на предельно малых высотах, за счет введения в состав ЗРС радиолокатора подсвета и наведения (РПН) с высокоподнятой антенной системой, что существенно расширяет радиогоризонт и увеличивает дальность обнаружения и поражения КР.

ЗРС «Бук-М2» обеспечивает высокую вероятность поражения ОТБР и КР за счет высокоточного наведения зенитных управляемых ракет (ЗУР), а также реализации режима распознавания (автоматического определения) типа цели и адаптации боевого снаряжения ЗУР для максимально эффективного поражения распознанной цели. Этот же режим позволяет сократить средний расход ракет на одну сбитую цель.

Учитывая такие возможности ЗРС «Бук-М2», именно ее следует рассматривать как основу подсистемы борьбы с СВКН в САЗ Крымского моста. Применение в этой системе зенитных ракетных средств других типов (ЗРС ДД С-400 «Триумф», ЗРС СД нового поколения «Бук-М3» и других) неоправданно, так как подобные системы менее эффективны для прикрытия такого специфического объекта, как Крымский мост, по ряду характеристик избыточны и в результате существенно проигрывают ЗРС «Бук-М2» по критерию «эффективность - стоимость».

возможная структура и размещение на местности средств системы активной защиты крымского моста

нМ

ЛЛ/J

Комплексный узел разведки

Крымский мост

Возможный удар боевыми дронами и ОТБР с территории Украины

Азовское море

Дальние границы зон поражения: ЗРС «Бук-М2» ЗРК «Тор-М2»

го_г

КП

ПОРИ

зук-М2

4

Группа

боевого

управления

рэП"^ ps

Тор-М2

ГЭМИ-1

Подсистема защиты от ударов СВКН

Защ от НП J

Краснодарский край

Черное море

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Группа

технического обеспечения

Возможная структура системы активной защиты Крымского моста

Возможный удар крылатыми ракетами морского базирования с нейтральной акватории Черного моря

Учитывая возможности зеЕитной раЕстной системы«Бук-М2», именно ее следует рассматривать как основу подсистемы борьбы с СВКН в системе активной защиты Крымского моста

Активные средства, составляющие систему защиты Крымского моста в целом, должны иметь в своем составе компонен ту борьбы с ОТБР с дальностью пуска 200-500 к м, компон енту борьбы с КР, способными лететь в б о е в о й з оне к цели на предельно малых высотах с огибаниемрель ефа местности, а также высокоэффективную и малозатрасную компоненту борьбы с боевы м и дронами

Остаются нерешенными еще два вопроса: защита ЗРС «Бук-М2» от возможных ударов проти-ворадиолокационными ракетами (ПРР) и борьба с боевыми дронами.

На сегодня доказано и понятно, что для защиты ЗРС «Бук-М2» от ударов ПРР ее нужно применять совместно с многоканальным зенитным ракетным комплексом (ЗРК) «Тор-М2», что снижает вероятность поражения такой системы в 8-12 раз и в целом в разы повышает ее боевую эффективность. В связи с этим ЗРК «Тор-М2» должен быть включен в состав САЗ Крымского моста.

Но в САЗ Крымского моста ЗРК «Тор-М2» используется не только для активной защиты ЗРС «Бук-М2» от ударов ПРР. Он обеспечивает поражение малогабаритного скоростного высокоточного оружия (ВТО) и БЛА среднего класса на дальностях 6-8 км, крылатых ракет на дальностях 8-10 км и пилотируемых средств воздушного нападения (СВН) на дальностях 12-15 км, практически реализуя принцип «одна ракета - одна цель». По интегральной оценке боевых характеристик и по критерию «эффективность - стоимость» ЗРК «Тор-М2» не имеет аналогов в мире, превосходя новейшие зарубежные ЗРК, в том числе французский «Кроталь-НЖ».

Однако этих возможностей ЗРК «Тор-М2» недостаточно для обеспечения высокоэффективной борьбы с БЛА малого и сверхмалого классов, особенно оснащенных элементами искусственного интеллекта и применяемых в виде роев и воздушных стай. Борьба с роями малогабаритных БЛА по принципу «одна ракета - одна цель» даже при использовании недорогой ракеты ЗРК «Тор-М2» неоправданно затратна и малопроизводительна.

Учитывая значительную насыщенность БЛА бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО), представляется возможным реализовать функциональное поражение БЛА (вывод из строя БРЭО) с помощью электромагнитного излучения (ЭМИ) - сверхмощного ультракороткого (наносе-кундного) электромагнитного импульса. В прессе уже промелькнула информация о том, что «российские "оборонщики" нашли управу на роевой интеллект. Специалисты Объединенной приборостроительной корпорации (ОПК), входящей в состав Ростеха, сообщили, что противорое-вое оружие в России уже создано» [4]. Речь идет о наземных генераторах ЭМИ (ГЭМИ), обеспечивающих функциональное поражение БРЭО БЛА.

В то же время имеющийся на сегодня опыт показывает, что наземные ГЭМИ, функционально поражая БРЭО основных целей - БЛА, через боковые лепестки антенной системы способны вывести из строя радиоэлектронику своих рядом стоящих боевых средств. Другими словами, возникает проблема электромагнитной совместимости

своих же радиоэлектронных средств (РЭС). В связи с этим наземные ГЭМИ правильнее было бы рассматривать как первый этап, но, учитывая ограниченные сроки, связанные с введением Крымского моста в эксплуатацию, рекомендовать их к применению в составе САЗ.

Более перспективным способом функционального поражения БРЭО малого и сверхмалого классов БЛА, особенно используемых в виде роев, следует считать применение взрывомагнитных генераторов (ВМГ), которыми возможно оснащать ЗУР вместо классической боевой части [5].

ВМГ обеспечивает прямое преобразование энергии взрыва смесевого заряда в энергию электромагнитного импульса с помощью специального встроенного СВЧ-генератора. При массе ВМГ до 12-15 кг, что приемлемо для ЗУР, применяемой в ЗРК «Тор», излучаемой СВЧ-боеприпасом энергии достаточно для функционального поражения бортовой электроники роя БЛА в радиусе до 300500 м от точки подрыва, что обеспечивает реализацию принципа «одна ракета - N целей роя».

Возможные пути совершенствования средств ПВО малой дальности для обеспечения эффективной борьбы со сверхмалыми и малыми БЛА и средствами ВТО путем их функционального поражения показаны на рис. 2.

Применение в составе ЗРК «Тор-М2» ЗУР с ВМГ не требует дополнительного решения задач электромагнитной совместимости своих РЭС, приведет к упрощению структуры САЗ и может быть реализовано в кратчайшие сроки при минимальных затратах. Введение в состав ЗРК «Тор-М2» второго типа ЗУР приемлемо, такая ситуация уже применялась и применяется в других системах и комплексах, а наличие в составе РЭС ЗРК «Тор-М2» режима распознавания типов целей позволит расчету использовать необходимый тип ракеты для максимально эффективного их поражения.

Кроме подсистемы защиты от ударов СВКН в САЗ Крымского моста входит подсистема РЭП GPS, комплексный узел разведки СВКН, командный пункт системы, подсистема борьбы с наземным противником, охраны и обороны, а также группа технического обслуживания. Их структура и назначение рассмотрены в статьях «Быстрый глобальный контрудар» и «Система активной защиты объектов» [1], [2].

Необходимо особо отметить, что для эффективной защиты Крымского моста от потенциально опасных СВКН в САЗ пришлось использовать совместно классические средства ПРО-ПВО и средства, построенные на новых физических принципах (рис. 3), что и предопределило высокую эффективность и долговечность создаваемой системы.

возможные пути совершенствования средств пво малой дальности для обеспечения эффективной иорниы со сверхмалыми и малыми бла и средствами вто

Сверхмаисе или маисе БЛА, в том числе с роевым интеллектом

Крылатые ракеты различного базирования I, КРМБ)

г

Наземный генератор ЭМИ

ЗРК Тор-М2 с каналом функционального поражения

Наземный генератор сверхмощного ЭМИ

Основные характеристики Величины

1. Расчетная дальность функционального поражения бортового оборудования цели до 30 км

2. Размер луча функц. поражения 1,00 х 1,50

3. Пределы работы: - по азимуту - по углу места 3600 (1200) 0 - 780

4. Импульсная мощность до 1012 ГВт

5. Длительность импульса, наносекунды 3 .„5

6. Мощность первичного источника питания до 500 КВт

Канал функционального поражения в составе ЗРК

Основные характеристики Величины

1. Тип боевой части ЗУР канала функционального поражения БРЭО цели Взрывомагнитный генератор (ВМГ)

2. Энергия излучения бортового ВМГ 8...50 МДж в зав. от типа ЗУР

3. Радиус функционального поражения БРЭО цели до 500 м в зав. от типа ЗУР

4. Способ подрыва БЧ ЗУР в районе цели командный

применение классических средств пво совместно со средствами функционального поражения для обеспечения эффективной защиты крымского моста

Группы боевых дронов

(в том числе с роевым интеллектом)

Самолеты-носители ПРР

j Н пор

12£ 9 6 3

0

3 6

12 15 18 21 23 Дп, км

Основные характеристики системы

Характеристики Величины

Максимальная дальность поражения ЗРК «Тор-М2У»: - в штатном режиме: - БЛА - ПРР «Харм» - в режиме функционального поражения: - мини-БЛА до 15 км до 8 км 10-12 км

Максимальная дальность функц. поражения ГЭМИ-1 мини-БЛА: - на высоте до 200 м - на высоте более 500 м 10-12 км д о 25 км

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Литература

1. Лузан А. Г. Быстрый глобальный контрудар. «Томагавкам» не суждено достичь целей II Военно-промышленный курьер. 2017. №12. С. 6-7; №13. С. 4.

2. Лузан А. Г. Система активной защиты объектов II Арсенал Отечества. 2017. №5. С. 50-57.

3. Мураховский В. И., Леонков А. В.

Крымский мост: всеракурсная защита II Арсенал Отечества. 2017. №5. С. 58-62

4. Рой получит по мозгам II Военно-промышленный курьер. 2016. № 42. С.10.

5. Слюсар В. И. Генераторы супермощных электромагнитных импульсов в информационных войнах II Электроника. Наука. Технология. Бизнес. 2002. №5. С. 60-67.

References

1. Luzan A. G. Bystryy global'nyy kontru-dar. «Tomagavkam» ne suzhdeno dostich' tseley. Voenno-promyshlennyy kur'er, 2017, no. 12, pp. 6-7, no. 13, p. 4.

2. Luzan A. G. Sistema aktivnoy zashchity ob"ektov. Arsenal Otechestva, 2017, no. 5, pp. 50-57.

3. Murakhovskiy V. I., Leonkov A. V. Kryms-kiy most: vserakursnaya zashchita. Arsenal Otechestva, 2017, no. 5, pp. 58-62.

4. Roy poluchit po mozgam. Voen-no-promyshlennyy kur'er, 2016, no. 42, p. 10.

5. Slyusar V. I. Generatory supermoshch-nykh elektromagnitnykh impul'sov v informatsionnykh voynakh. Elektronika. Nauka. Tekhnologiya. Biznes, 2002, no. 5, pp. 60-67.

© Лузан А. П, 2018 История статьи:

Поступила в редакцию: 18.02.2018 Принята к публикации: 22.02.2018

Модератор: Дмитрюк С. В. Конфликт интересов: отсутствует

Для цитирования:

Лузан А. Г. Система активной защиты Крымского моста // Воздушно-космическая сфера. 2018. №1. С. 32-40.

Строительство Крымского моста действительно является событием, значимость которого трудно переоценить. На Украине понимают, что с введением в строй моста через Керченский пролив экономическая связь Крыма с остальными регионами России многократно усилится, вот только примириться с этим не могут, угрозы со стороны радикальных националистических группировок и даже официальных лиц Украины только возрастают.

В связи с этим создание современной активной защиты Крымского моста, способной парировать возможные удары СВКН, является крайне актуальным. Проведенный анализ и расчеты показывают, что противостоять возможным типам СВКН, которые вероятнее всего могут быть применены для нанесения ударов по Крымскому мосту, может комплексная система активной защиты, включающая в свой состав как классические средства ПРО-ПВО, так и средства, построенные на новых физических принципах. Прогноз показывает, что именно с помощью таких комбинированных систем, функционирующих на разных физических принципах, удастся добиться высоких результатов и сохранить за ними статус современного оружия вплоть до 2030-2035 года.

В качестве классических средств ПРО-ПВО в САЗ Крымского моста предлагается использовать ЗРС СД «Бук-М2» и ЗРК МД «Тор-М2». В связи с этим целесообразно рассмотреть вопрос о расширении серийного производства этих средств.

В настоящее время ЗРК «Тор-М2» выпускается как на гусеничном шасси, так и на колесном и в контейнерном исполнении, что наиболее подходит для его использования в составе САЗ. ЗРС «Бук-М2» выпускается только на гусеничном шасси, но следует напомнить, что в модификации «Бук-М2-1», которая специально разрабатывалась для ЗРВ Войск ПВО страны и в свое время успешно прошла государственные испытания, боевые сред-

ства ЗРС размещались на колесных шасси. На базе этой модификации ЗРС возможно создание системы и в контейнерном исполнении в короткие сроки при незначительных затратах.

В качестве средств функционального поражения БРЭО крылатых ракет, ВТО и БЛА, в том числе с элементами роевого эффекта, на первом этапе предлагается использовать наземный генератор ЭМИ, разработанный Объединенной промышленной корпорацией, входящей в состав Ростеха. В последующем для решения этих задач целесообразно разработать и использовать в составе ЗРК «Тор-М2» специальную зенитную ракету, оснащенную взрывомагнитным генератором (вМг).

САЗ Крымского моста, будучи автономной и самодостаточной, должна обеспечивать взаимодействие с системами и средствами ПРО-ПВО, развернутыми в Крыму и в Краснодарском крае, и являться одним из звеньев общей системы ПРО-ПВО ВКС.

Предлагаемая САЗ Крымского моста ориентирована на применение серийно выпускаемого вооружения, и ее создание не требует больших затрат. Скорее всего, расходы будут значительно меньше, чем возможный предотвращенный ущерб.

«Стратегически важные, дорогостоящие объекты рано или поздно будут нуждаться в средствах активной защиты и нести на себе, как панцирь, эти средства», - считает генеральный конструктор «Научно-производственной корпорации "КБМ"» В. М. Кашин, который еще в советские годы под руководством легендарного С. П. Непобедимого занимался разработкой и созданием системы защиты шахтных пусковых установок от ударов МБР. С этим трудно не согласиться.

Хорошо, если бы с этим согласилось и руководство Минобороны, и руководство ВПК, а быть может -и других ведомств.

Уж очень нам дороги престиж и безопасность нашей Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.