Научная статья на тему 'Система академических степеней и послевузовское образование в КНР'

Система академических степеней и послевузовское образование в КНР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
854
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Житникова Марина Николаевна

Обсуждается система академических степеней и послевузовское образования КНР, их роль в построении национальной системы образования, ориентированной на ХХI век.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система академических степеней и послевузовское образование в КНР»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

СИСТЕМА АКАДЕМИЧЕСКИХ СТЕПЕНЕЙ И ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КНР

М.Н. ЖИТНИКОВА

Статья представлена доктором технических наук, профессором Прохоровым А.В.

Обсуждается система академических степеней и послевузовское образования КНР, их роль в построении национальной системы образования, ориентированной на ХХ! век.

Развитие образования Китая и, в частности, послевузовского образования обусловлено

рядом государственных программных документов. Это и долгосрочная стратегия возрождения страны благодаря развитию образования и науки, сформулированная в 1995г. на XIV Съезде компартии Китая, и утвержденная Госсоветом Китая в феврале 1999г. «Программа построения национальной системы образования, ориентированной на XXI век» [1], и официально обнародованная 3 марта 2004г. «Программа развития образования на 2003 - 2007гг.»[2], в которой определены основные цели, направления и задачи развития образования в Китае на ближайшие пять лет.

В ХХ веке, до момента образования Китайской Народной Республики, послевузовское образование занимало очень небольшой сектор в национальной системе образования: было подготовлено только около 200 магистров, а докторская подготовка полностью отсутствовала: все китайские граждане - обладатели докторской степени - получили ее в зарубежных университетах. После 1949г. под влиянием советской системы образования был введен двухлетний курс подготовки высших педагогических кадров, а с 1962г. - трехлетняя аспирантура. Однако во времена культурной революции в КНР послевузовское образование было полностью разрушено. Только в 1978 году, после провозглашения политики реформ и открытости, началось восстановление этой системы: впервые после 12-летнего перерыва на послевузовские программы было принято около 10 тыс. человек из 63 тыс. участвующих в экзаменах [3, с.3,4].

Одобренное и принятое Постоянным комитетом Госсовета «Положение об академических степенях в КНР» вступило в силу 1 января 1981 года [4]. Это был один из первых законов в области образования, принятый в «новом» Китае. В соответствии с этим Положением в КНР установлены три уровня академических степеней: бакалаврская, магистерская и докторская

степени, а также определены основные академические требования к их соискателям.

Закон КНР о высшем образовании, вступивший в силу 1 января 1999г., подтверждает существование в КНР трех академических степеней и нескольких типов программ высшего образования: короткие программы (программы специального курса продолжительностью обучения 2-3 года), программы основного курса продолжительностью обучения 4-5 лет, магистратура (2-3 года), докторантура (3-4 года).

В систему высшего образования КНР входят младшие колледжи, колледжи и университеты. В младших колледжах реализуются только короткие программы, в то время как в колледжах и университетах существуют как короткие, так и основные программы высшего образования. Послевузовские программы можно освоить как в университетах, так и в научноисследовательских учреждениях страны.

Основные программы продолжительностью 4-6 лет завершаются получением диплома, который только подтверждает успешное завершение программы обучения по определенной специальности. Только выпускнику вуза, уполномоченного Комитетом по академическим степеням Госсовета КНР присуждать степени бакалавра по соответствующей специальности, может быть присвоена первая академическая степень. Если вуз такого права не имеет, его

выпускник вправе обратиться в другое высшее учебное заведение с ходатайством о присвоении ему соответствующей степени. В случае, если выпускник удовлетворяет установленным в «Положении» требованиям: имеет хорошие академические результаты, обладает глубокими знаниями в фундаментальных и специальных дисциплинах по направлению подготовки, навыками проведения исследовательской работы или выполнения особой технической работы, он может стать обладателем свидетельства бакалавра, которое дает ему право на продолжение образования на последипломном уровне [4].

Комитет по академическим степеням Госсовета КНР проводит оценку учебной и научной деятельности всех вузов и научно-исследовательских учреждений, претендующих на присуждение магистерских и докторских степеней или уже имеющих такое право. Как и в случае с бакалаврскими степенями, только при наличии соответствующей аккредитации вуз или НИИ получает право присуждения академических степеней. В 2002г. магистерские степени имели право присваивать 726 вузов и научно-исследовательских учреждений, а правом присваивания докторских степеней обладали 245 университетов и колледжей и 55 НИИ Китая [5, с.46].

Выпускник магистерского курса может претендовать на присвоение ему магистерской степени, если, овладев прочными глубокими знаниями в фундаментальных дисциплинах и систематическими, специальными знаниями по направлению подготовки, навыками проведения научно-исследовательской работы или самостоятельной профессиональной деятельности, сдаст все необходимые экзамены и успешно защитит диссертационную работу [3, 4].

Докторская степень, наивысшая установленная в КНР академическая степень, присуждается выпускникам докторских программ аккредитованных высших учебных заведений или научно-исследовательских институтов. Необходимые требования - успешная сдача всех установленных экзаменов и успешная защита диссертационной работы. Кандидат должен продемонстрировать прочные и всесторонние глубокие знания в фундаментальных дисциплинах, полные и систематические специальные знания по направлению подготовки, способность проведения независимой научно-исследовательской работы, а также творческие достижения в науке или технологии [3, 4].

В тоже время в КНР действуют временные правила, позволяющие присваивать степени также тем лицам, которые не являлись студентами послевузовских программ, однако, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к кандидатам на получение степеней магистра или доктора. Временные правила присуждения академических степеней лицам, имеющим

работу, введенные в действие 1990г. и обновленные в 1998г., устанавливают следующие требования к соискателям, одновременно гарантируя уровень их подготовки: каждый

соискатель должен иметь пятилетний стаж работы в соответствующей области и печатные работы, содержащие основные результаты исследований, в национальных или иностранных научных журналах; сдать экзамены по иностранному языку и специальности [5, с. 47].

Каталог дисциплин и специальностей послевузовского обучения был утвержден Комитетом академических степеней Госсовета и Министерством образования в 1997г. В этом каталоге двенадцать основных направлений: философия, экономика, юриспруденция (включая политологию и социологию), образование (включая физическое воспитание), гуманитарные науки (включая филологию, различные специальности искусства, библиотечное дело), история, естественные науки, инженерные науки, сельскохозяйственные науки, менеджмент, медицина и военные специальности. Эти направления подготовки охватывают, в том числе, 88 специальностей подготовки магистров и 382 специальности подготовки докторов наук [5, с. 46].

Быстро развивающаяся экономика страны вскоре потребовала введения новых академических степеней по направлениям, которые не были включены в перечень: магистр делового администрирования, бакалавр и магистр архитектуры, магистр юриспруденции, магистр инженерных наук, магистр образования, магистр и доктор клинической медицины, магистр государственного управления, магистр и доктор ветеринарии, магистр и доктор стоматологии, магистр и доктор здравоохранения.

В настоящее время на каждом уровне послевузовского обучения существуют как программы подготовки будущих преподавателей университетов и научных работников, так и программы профессиональной направленности, например «Мастер делового администрирования», «Мастер инженерии», «Мастер образования», «Клинический доктор» [5, с.46].

Как следует из «Положения об академических степенях в КНР» в китайской системе образования отсутствует академическая степень, присуждаемая после двухлетнего курса высшего образования. Такая промежуточная степень (ассоциированная степень) присутствует во многих системах образования, имеющих в своей основе, как и система образования Китая, англо-американскую модель. Эта степень, как правило, дает ее обладателям возможность продолжить свое образование в колледжах и университетах по программам додипломного обучения с учетом предшествующей подготовки для получения степени бакалавра.

Короткие программы, так называемые программы специального курса, продолжительностью 3 года, завершаются получением свидетельства ^Ьиапке сертификата), этот документ не дает его обладателю права претендовать на присвоение бакалаврской степени, а также прямого доступа в магистратуру. Обладатели таких документов, после сдачи специальных экзаменов, могут только продолжить свое обучение по программам основного курса высшего образования (дополнительно 2 года обучения) и только после его завершения претендовать на получение бакалаврской степени.

Двухлетние профессиональные программы, реализуемые в высших профессиональнотехнических колледжах КНР, завершаются также только присуждением диплома, который по сути является профессиональным свидетельством.

Обладатели таких квалификаций, как правило, попадают на рынок труда в роли специалистов среднего звена промышленности и сферы услуг: техники, менеджеры, средний медицинский персонал, секретари, а отсутствие у них академической степени ограничивает их дальнейшие возможности в получении образования.

В условиях динамичного развития профессионального образования и формирования бинарной системы высшего образования Министерство образования КНР проводит эксперимент по введению основных программ в высших профессионально-технических учебных заведениях и установлению в этой системе профессиональной степени бакалавра. Введение таких профессиональных степеней в китайском высшем образовании перекликается с процессами, обусловленными развитием Болонского процесса в Европе. Можно предположить, что в ближайшем будущем, при успешном завершении эксперимента, такая степень будет законодательно введена.

Политика и принципы приема на послевузовские программы вырабатываются Министерством образования в соответствии с требованиями экономики и социального развития страны, а план приема определяется совместно Министерством образования, Государственной плановой комиссией.

Прием на послевузовские программы осуществляется по результатам вступительных экзаменов, организуемых в январе каждого года. Эти экзамены проводятся в два этапа: время и место проведения национальных (письменных) вступительных экзаменов определяет Министерство образования, а за проведение второго этапа отвечает принимающий вуз или научно-исследовательский институт. Национальные вступительные экзамены состоят из следующих испытаний: политическая теория, иностранные языки и три профессиональных дисциплины, при этом экзаменационные материалы по первым двум и частично по базовым дисциплинам готовит Министерство образования. Для вступительных экзаменов на докторские программы все экзаменационные билеты по специальности готовятся только в соответствующем принимающем институте.

Для выпускников университетов, имеющих практический опыт работы по специальности не менее четырех лет, вводятся отдельные вступительные экзамены на магистерские программы, контролируемые Министерством образования.

С изменением в 1999г. политики приема в национальные вузы в прошедшие годы постоянно увеличивался план приема и на послевузовские программы, однако, темпы роста численности слушателей магистерских и докторских программ, как видно из графика (рис. 1), отставали все эти годы от динамики численности студентов и выпускников вузов.

о

Ц.

S

-♦—принято на послевузовское обучение

-■—выпускники

додипломных

программ

д общая численность студентов додипломных программ

о

(N

о

(N

о

(N

о

(N

Рис. 1. Численность выпускников вузов и принятых на программы послевузовского обучения (магистратура и докторские программы) - По данным China Facts&Figures 2004, MOE PRC

По данным Министерства образования в 2004г. в вузы страны было принято 4,2 млн. абитуриентов, а в 2005г. на послевузовские программы смогут поступить 360 тыс. человек, что на 34 и 157 тыс. больше, чем в 2004 и 2002 гг. соответственно. Главным образом изменяется квота приема соискателей степени магистра, а прием на докторские программы увеличится незначительно. В настоящее время на послевузовских программах обучается 794,5 тыс. человек, из которых 143,5 тыс. - докторанты [8]. Увеличение численности слушателей магистерских программ связано, прежде всего, с недостатком высококвалифицированных педагогических кадров в вузах страны, что отрицательно влияет на уровень качества высшего образования.

Около половины китайских студентов, обучающихся за рубежом, являются студентами послевузовских программ: например, в университетах США в течение нескольких последних лет на послевузовских программах обучается около 80% китайских студентов. В 2003/2004 году, несмотря на некоторое снижение численности китайских студентов в США, в целом соответствующее общей тенденции и для ряда других государств, на магистерских и докторских программах было зарегистрировано более 50 тыс. человек [9]. Выбору таких программ китайскими студентами в вузах Великобритании, Германии, Франции, Австралии способствуют подписанные Китаем в последние два года с этими странами двухсторонние соглашения по взаимному признанию квалификаций высшего образования.

В Китае в 2003г. было 820 тыс. магистров наук и 110 тыс. человек, обладающих докторской степенью [8], однако, несмотря на успехи развития послевузовского образования в КНР, это пока все еще весьма незначительные показатели для государства с населением почти в 1,4 миллиарда человек.

ЛИТЕРАТУРА

1. Action Plan for Vitalizing Education for the 21st Century (People's Republic of China), Ministry of Education, December 24, 1998, Endorsed by State Council, January 13, 1999, Published February 25, 1999.

2. The 2003-2007 Action Plan for Invigorating Education, Ministry of Education, March 3,

2004.

3. Degree and Graduate Education in China. - Beijing: Department of International Cooperation & Exchanges; Ministry of Education; The People’s Republic of China, 1998. - 24 pp.

4. Regulations of the People’s Republic of China on Academic Degrees. Standing Committee of the National People's Congress. February 12, 1980.

5. Final Report. The Regional Convention on the Recognition of Studies, Diplomas and Degrees in Higher Education in Asia and Pacific. Seventh Session of the Regional Committee, Perth, Australia, 2003. - 167 P. -p. 45-53

6. Quality Assurance and Accreditation in Higher Education in East Asia and Pacific/ World Bank, Working Paper Series, Paper No. 2004-6, August 2004, p.64.

7. OECD Review of Financing and Quality Assurance Reform in Higher Education in The People’s Republic of China, CCNM/EDU(2003)2, p.24-25

8. Китайский информационный Интернет-центр. - http://www.china.org.cn/146835

9. Open Doors - 2004. Annual report on international student mobility. The Institute of International Education, USA.- 2004.

DEGREE AND GRADUATE EDUCATION IN CHINA

Zhitnikova M.N.

In this articles are considered a Degree and Graduate Education in China and their role in “Action Plan for Vitalizing Education for the 21st Century “.

Сведения об авторе

Житникова Марина Николаевна, окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (1982), начальник отдела обеспечения учебно-методической работы Центра международного образования МГУ им. Ломоносова, автор более 20 научных работ, область научных интересов - международное образование, проблемы признания документов об образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.