Научная статья на тему 'Сирия в новых геополитических условиях на Ближнем Востоке'

Сирия в новых геополитических условиях на Ближнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
491
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахмедов В.

«Восток (Oriens)», М., 2005 г., № 4, с. 159-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сирия в новых геополитических условиях на Ближнем Востоке»

врагами ислама, а не строительство исламского государства. На одной из видеозаписей, полученных арабским телеканалом «Аль-Джазира», Айман аз-Завахири говорит: «Америка должна задаться вопросом, почему ее так ненавидят?». Любопытно, что многие публицисты, в том числе и обозреватель саудовской газеты «Аль-Хаят», издающейся в Лондоне, Мухаммед Салах, расценили эту фразу как явную угрозу США, тогда как Махфуз Азам интерпретировал послание своего племянника совсем по-другому: «Ничто в его словах не говорит о том, что он имеет в виду террор или какую-либо агрессию. Он говорит о том, что американский народ должен просить свое правительство подумать о проводимой политике в арабском и мусульманском мире, и он высказывал мнение миллионов людей мусульманского мира».

Айман аз-Завахири принадлежит к тем силам, которые ведут борьбу против врагов ислама, в первую очередь, против США и их союзников. Подтверждением этому служат как террористическая деятельность аз-Завахири, доказательства которой имеются у мировых спецслужб, так и его публичные выступления. Представляется не столь важным, какое именно место в иерархии «Аль-Каиды» занимает аз-Завахири. Более существенным является то, что он весьма авторитетная фигура в мусульманском мире и особенно в среде радикально настроенных исламских кругов. Мнение аз-Завахири может иметь решающее значение при выработке действий террористического характера, как это было продемонстрировано 11 сентября 2001 г.

«Азия и Африка сегодня», М., 2005 г., № 10, с. 29-32.

В.Ахмедов,

востоковед

СИРИЯ В НОВЫХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ

Россия имеет долгую и богатую историю отношений со странами Ближнего и Среднего Востока и стремится к развитию взаимовыгодного сотрудничества со всеми странами региона. В последние годы ее отношения с государствами Ближнего Востока приобрели устойчивую положительную динамику, что позволяет рассчитывать на успешное развитие уже в ближайшем будущем двустороннего и многостороннего сотрудничества в экономической, научно-технической и гуманитарной сферах. Визит президента России В.В.Путина на Ближний Восток в

апреле 2005 г. продемонстрировал геостратегическую значимость для России региона Ближнего Востока и определил основные направления внешнеполитической стратегии России на Ближнем и Среднем Востоке. Россия заинтересована в обеспечении мира и стабильности на Ближнем Востоке, непрерывности и поступательности мирного процесса в регионе на основе выполнения положений «Дорожной карты» и соответствующих резолюций СБ ООН. Важным аспектом политики России на Ближнем и Среднем Востоке является налаживание прямых связей с ближневосточными странами. Поддержка Россией политического курса Сирии свидетельствует о том, что сирийское направление занимает далеко не последнее место в сегодняшней политике России в регионе.

13 апреля 2005 г. в Институте востоковедения РАН состоялся круглый стол «Сирия в новых геополитических условиях на Ближнем Востоке», организованный по инициативе директора Института востоковедения РАН Р.Б.Рыбакова. В работе данного форума приняли участие представители профессорско-преподавательского состава, студенты, специалисты, магистранты Восточного университета ИВ РАН и Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, а также видные российские ученые востоковеды-арабисты: В.В.Наумкин, Р.Г.Ланда, Л.И.Мед-ведко,

В.Э.Шагаль, Е.С.Мелкумян, А.Ж.Хасянов, Э.П.Пирбудагова

и др. Присутствовали представители российских и арабских СМИ, общественных организаций и дипломатических представительств.

Открывая заседание, Р.Б.Рыбаков, в частности, отметил, что исторически сложившиеся дружеские связи России с Востоком, в том числе с Арабским миром, в настоящее время активно развиваются не только в области внешней политики, но и в научной сфере. Что касается Сирии, подчеркнул Р.Б.Рыбаков, то научные контакты с сирийскими коллегами всегда отличались стабильностью и достаточно высоким уровнем. Немалый вклад в разработку «сирийской» темы вносят ученые ИВ РАН. В качестве примера Р.Б.Рыбаков упомянул недавно изданную институтом монографию В.М.Ахмедова «Сирия при Башаре Асаде. Региональный опыт модернизации в условиях внешней нестабильности», а также ряд других работ. Как положительный факт оценил Р.Б.Рыбаков преимущественно молодежный состав участников конференции, что внушает определенный оптимизм с точки зрения перспектив развития отечественной арабистики и востоковедения.

Зам. директора института В.А.Исаев отметил, что подготовка квалифицированных кадров для сирийских научных организаций и

учреждений является важным направлением в деятельности института. Граждане Сирии, защитившие диссертации в институте, нередко занимают руководящие посты у себя на родине. У института налажены неплохие научные контакты с Сирией. Заключено соглашение о научном сотрудничестве и обмене студентами с Дамасским государственным университетом и Высшим институтом политических наук. Сегодня Сирия переживает непростой период своей истории. Дамаск находится в сложном положении и испытывает на себе политическое давление со стороны США, которые стремятся изолировать Сирию и превратить ее в «страну-изгоя» на международной арене. Россия придерживается иной точки зрения и проводит в отношении Сирии и на Ближнем Востоке в целом взвешенную политику, констатировал В.А.Исаев. У Дамаска сложились и развиваются нормальные, добрососедские отношения со странами региона. Еще при жизни Хафеза Асада Сирия в числе немногих стран региона смогла добиться самообеспечения продовольствием и превратилась из аграрной в индустриально-аграрную страну. После прихода к власти в САР президента Башара Асада наступил новый этап в развитии страны. Дамаск стоит на пороге важных и серьезных изменений в своей внутренней и внешней политике. Сирия последовательно выступает за мирное урегулирование арабо-израильского конфликта, отметил В.А.Исаев.

Происходящие сегодня в САР события нельзя рассматривать в отрыве от общей политической ситуации в регионе и наоборот, подчеркнул Р.Г.Ланда (ИВ РАН). Сирия - это сердце Арабского мира и происходящее в ней оказывает в той или иной степени влияние на все страны региона. Вместе с тем события в Ливане и Ираке, проблема палестино-израильского урегулирования непосредственно воздействуют на внутриполитическую ситуацию в Сирии, и новому политическому руководству страны приходится считаться с этим, указал Р.Г.Ланда.

Говоря о проблеме вывода сирийских войск из Ливана и ее влиянии на Сирию, Л.И.Медведко (ИВ РАН) обратил внимание на негативные в целом последствия практического воплощения на арабской почве западных неоконсервативных теорий глобализма.

Ближневосточный регион, особенно Сирия, - это колыбель человеческой цивилизации и трех мировых монотеистических религий. В России издревле уживаются представители разных вероисповеданий и национальностей. С этой точки зрения богатые традиции православноисламского диалога в России могут содействовать сближению народов России и Сирии и стать ценным капиталом для выработки формулы

взаимодействия различных культур и цивилизаций Ближнего Востока, подчеркнул Л.И.Медведко.

В.Э.Шагаль (ИВ РАН) отметил необходимость тщательного изучения и анализа традиционной и современной литературной традиции арабских стран молодыми учеными, без чего им будет сложно понять арабский менталитет, а соответственно, наладить продуктивный диалог со своими арабскими партнерами.

После завершения официальной части начались выступления основных докладчиков. Преподаватель кафедры востоковедения МГИМО М.А.Сапронова рассказала об «Основных этапах конституционного развития и механизме формирования высших органов государственной власти в САР». Отметив, что современное государственно-политическое устройство Сирии, установленное Конституцией 1973 г., отражает особенности различных типов республиканского строя, она осветила историю развития конституционного движения в Сирии с начала прошлого столетия, проанализировала политические условия принятия прошлых конституций и их основные положения с точки зрения эволюции государственной власти в стране. Приход к власти в САР в 1970 г. Хафеза Асада ознаменовался новым этапом в политико-правовом развитии страны. Правовые основы государственного строя были закреплены новой Конституцией, одобренной в ходе всенародного референдума и вступившей в силу 13 марта 1973 г Действующая Конституция Сирии исходит из принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, хотя в политической жизни страны, как и в других арабских республиках, превалировала исполнительная ветвь власти во главе с президентом, перед которым правительство несло ответственность. Кроме того, на функционирование системы высших органов власти и управления большое влияние оказывала правящая партия, формировавшая внутреннюю и внешнюю политику страны. Центральное место в государственном механизме Сирии занимал институт президента, обладавшего обширными полномочиями в различных областях государственной деятельности. Президент занимал ключевые позиции в системе высших органов власти и сосредоточивал в своих руках важнейшие рычаги воздействия на другие органы, осуществляющие управление государством. На примере соответствующих статей Конституции М.А. Сапронова скрупулезно исследовала прерогативы президента на всех уровнях власти в САР. Важную роль в системе высших органов государственной власти в Сирии, по ее мнению, играет также правительство. Как и в других

арабских странах, оно занимало в целом подчиненное положение по отношению к главе государства, что находило свое выражение в порядке его формирования, компетенции и практической деятельности. Своеобразие процедуры формирования правительства в САР состояло в том, что она сочетала в себе элементы, характерные для президентской и парламентской республик. Детально проанализировав полномочия правительства, М.А. Сапронова пришла к выводу, что ряд положений Конституции открывает возможность дальнейшего расширения полномочий исполнительной власти. Высшим органом законодательной власти в САР является Народный совет (парламент), который избирается всеобщим, прямым и тайным голосованием сроком на четыре года и «представляет весь народ». К числу важнейших полномочий парламента традиционно относилось осуществление контроля над деятельностью исполнительной власти. Его эффективность во многом зависела от взаимоотношений парламента с правительством. М.А.Сапронова рассмотрела процедуру выборов в Народный совет, порядок осуществления им своих властных полномочий, а также дала анализ судебной системы САР. Особое внимание было уделено рассмотрению основных свобод, прав и обязанностей граждан. Сирийская конституция исходит из ряда общепринятых в мировой практике демократических принципов по данному вопросу. Так, все граждане провозглашаются равными перед законом в правах и обязанностях, а на государство возлагается задача обеспечения равных возможностей всем гражданам. При этом Конституция в качестве основного принципа общества и государства закрепляет принцип верховенства закона, а граждане осуществляют свои конституционные права и свободы только в соответствии с законом. В заключение М.А.Сапронова отметила, что система государственных органов САР основана на верховенстве парламента, однако роль Народного совета в формировании других органов государственного управления незначительна, а его компетенция ограничена полномочиями главы государства и правительства.

Вопросы государственного устройства в САР были затронуты и в докладе Д.Ю.Таратынова (МГИМО) «Основные направления внутренней политики Сирии при Башаре Асаде». Он проанализировал основные преобразования в социально-экономической сфере после прихода к власти в Сирии Башара Асада. По оценке Д.Ю.Таратынова, политика нового политического руководства страны на рассматриваемом этапе реформ не выходила за рамки модернизации и не предполагала системных изменений и широкой демократизации в САР. В качестве

главного направления реформ Башар Асад рассматривал прежде всего преобразования в сфере экономики и осуществление широкой административной реформы. Суть политики сирийского президента сводилась «не к подрыву, а к изменению существующей реальности». Основное внимание Б.Асад уделял повышению эффективности экономики и административного управления. Большое значение придавалось программам кадровых замен в бюрократическом аппарате и омоложению персонального состава политической и административной элит путем ввода молодых и более образованных работников. Вместе с тем эти преобразования имели ограниченный характер в плане изменений структурных аспектов политической системы. Мероприятия властей касались в первую очередь изменений прежних форм партийного плюрализма и повышения веса «фасадных» институтов государства.

Происходившие в Сирии события в значительной мере были связаны с личностью Башара Асада. Е.М.Ктитрова в докладе «Башар Асад - арабский лидер новой формации», рассмотрела его личные и деловые качества. Башар Асад никогда не думал о карьере крупного государственного деятеля. Однако после трагической смерти своего старшего брата - Баселя, которого Хафез Асад готовил себе в преемники, с проблемой наследования власти в САР пришлось столкнуться Башару Асаду. Проанализировав основные этапы восхождения к власти Башара Асада, Е.М.Ктитрова сделала следующий вывод. Спустя шесть лет жизни, целиком и полностью посвященной политике, он занял президентское кресло подготовленным к управлению страной, молодым и энергичным политиком, хорошо знающим внутреннюю и внешнюю ситуацию в САР и ясно представляющим себе свои цели как президента и пути их достижения, несмотря на все препятствия. Во время принесения президентской присяги в июле 2000 г. Башар Асад обратился к сирийскому народу с призывом «обновить старые и дать новые идеи». Молодой сирийский президент объявил курс на либерализацию экономической жизни в стране и встретил всенародную поддержку своих планов реформ. Одним из первых действий президента по курсу либерализации политической жизни страны было согласие на издание в Дамаске первой независимой газеты. Башар Асад решился и на реформирование правящей партии (ПАСВ). Президент также дал понять, что следующие президентские выборы, намеченные на 2007 г., он хотел бы провести на альтернативной основе. Особое внимание президент уделял экономике, особенно реформированию банковской системы. Новое, сформированное Башаром Асадом, правительство приняло ряд

программ по борьбе с безработицей среди молодежи, на осуществление которой из бюджета выделена крупная по масштабам республики сумма 1,7 млрд. долл. Во внешней политике Башар Асад проводил сбалансированный, миролюбивый курс. После событий 11 сентября 2001 г. Сирия присоединилась к глобальной борьбе с терроризмом. Подводя итог первых лет президентства Башара Асада, Е.М.Ктитрова указала, что его огромной заслугой в условиях реформ стало сохранение стабильности внутриполитической ситуации в САР. В то же время тот факт, что Башару Асаду удалось сохранить баланс сил в стране, во многом объяснялся отсутствием каких-либо кардинальных перемен в регионе. Сегодня положение изменилось, и сирийскому руководству приходится пересмотреть свою прежнюю политику.

Одной из важных задач, стоящих в настоящее время перед сирийским руководством, является достижение национального согласия в стране и обеспечение участия в политической жизни САР всех групп населения. Этим вопросам были посвящены доклады Э.Горгулия «Северокавказская диаспора в САР» и Е.В.Загорновой (обе - ИВ РАН) «Курдский вопрос в САР». Подробно рассказав об истории появления выходцев с Северного Кавказа на территории стран Ближнего Востока, в том числе в Сирии, где они известны под общим названием «черкесы», Э. Горгулия рассмотрела особенности жизни и деятельности «черкесской» диаспоры в Сирии, акцентируя внимание на ее абхазском землячестве. Общая численность северокавказской диаспоры в Сирии составляет немногим более 100 тыс. человек. Несмотря на свою относительную малочисленность, сирийские «черкесы» достаточно активны в социальном и политическом отношении. Их представители занимают ряд руководящих постов в государственном аппарате, парламенте, армии, здравоохранении. Они внесли определенный вклад в развитие Сирии, которая стала для них второй родиной. Некоторые добились мировой известности. Как, например, Ахмад Бакр - первый из врачей Арабского мира, самостоятельно выполнивший пересадку сердца. Значительная часть сирийских «черкесов» традиционно дружески настроена к России. Многие считают Россию своей первой родиной, часто навещают там своих родственников, принимают активное участие в культурной жизни Северокавказского региона РФ и мечтают вернуться на свою историческую землю. В связи с этим северокавказская диаспора САР может рассматриваться в качестве важного фактора укрепления отношений между Сирией и Россией, народами двух стран. Сложнее обстоит дело с курдским населением Сирии, значительная часть которого

в результате непродуманной политики сирийских правительств еще до прихода к власти партии Баас (1963) оказалась фактически выключена из активной социально-политической жизни Сирии. В условиях жестко централизованной власти X. Асада и серьезных геополитических изменений в регионе курдское население не проявляло повышенной политической активности, ограничиваясь, как правило, требованиями об улучшении своего бытового положения. Однако после войны в Ираке, создания автономного курдского района на севере страны и в связи с общей активизацией курдского движения в регионе Ближнего и Среднего Востока позиция сирийских курдов также изменилась, причем не в лучшую с точки зрения властей сторону. Сегодня новое политическое руководство Сирии пересматривает прежнюю политику в курдском вопросе, стремясь исправить ошибки своих предшественников и обеспечить 300-тысячному курдскому населению Сирии равные права и возможности наряду с другими гражданами САР.

М. С. Коновалова (МГИМО) отметила, что весьма болезненным вопросом внутренней политики САР является отношение общества и власти к радикальным исламистским движениям Сирии. Речь идет прежде всего об организации «Братья-мусульмане». Деятельность организации была запрещена после того, как «братья» выступили с оружием против существующего строя. Это привело к кровавым столкновениям в САР в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Сегодня умеренное крыло этой организации выступает за отказ от насилия, диалог с сирийским правительством и стремится принять участие в политической жизни под флагом демократических преобразований в САР. Данное явление характерно не только для Сирии, но и для других стран региона, например Египта. Большинство египтян обеспокоено общей тенденцией развития антизападных настроений в мусульманской среде, что во многом обусловливает рост массовых народных симпатий к исламистским движениям, активно выступающим против вестернизации. В данном случае опасность представляет не влияние ислама как такового, а подверженность общества «воинственному», или радикальному, исламу.

Важным направлением деятельности нового политического руководства Сирии является внешняя политика, основными задачами которой на данном этапе являются удержание региональных и международных позиций Сирии после вывода сирийских войск из Ливана и возврат утраченных территорий путем возобновления мирного диалога с Израилем. Об этом шла речь в докладе В.И.Вагиной «Основные

направления внешней политики Сирии при Башаре Асаде». Она подробно проанализировала место и роль Сирии в мирном процессе, отношения с арабскими странами, основными региональными партнерами (Турция, Иран), США и ЕС. Когда Башар Асад пришел к власти, обстановка на Ближнем Востоке и в мире в целом благоприятно складывалась для Сирии. Однако последовавшее вслед за этим развитие событий на Ближнем Востоке и в мире не позволило Башару Асаду сконцентрироваться исключительно на решении внутренних вопросов реформ. В то же время новое политическое руко-водство САР стремилось выстраивать внешнюю политику с учетом обеспечения социально-экономических и внутриполитических преобразований в Сирии. При Башаре Асаде внешняя политика Сирии стала более активной и открытой. Молодой президент стремился таким образом укрепить свои позиции в мире и регионе. Много внимания уделялось развитию публичной дипломатии, особенно на Западе, и прежде всего в США. В то же время основополагающие интересы нынешней политики и национальной безопасности Сирии оставались неизменными.

Одним из важных аспектов в развитии отношений САР со своими соседями в Арабском мире и регионе в целом является вопрос о воде. Этой теме был посвящен доклад М.Р.Прозоровой «Проблема водных ресурсов на Ближнем Востоке в контексте сирийско-турецких отношений». Рассмотрев состояние водной проблемы в регионе с точки зрения взаимоотношений основных участников данного процесса (арабских стран, Израиля и Турции), она пришла к следующим выводам. Справедливое решение проблемы распределения водных ресурсов на Ближнем Востоке может содействовать разблокированию региональных конфликтов и, наоборот, односторонние действия в этом вопросе, продиктованные политическими амбициями одной из сторон, способны лишь привести к новому витку напряженности в регионе. Начавшийся с конца 1990-х годов процесс нормализации сирийско-турецких отношений, в том числе и по вопросу о распределении вод Тигра и Евфрата, исторические визиты президента САР в январе 2004 г. в Турцию и турецкого президента в Сирию в апреле 2005 г. не только вывели двусторонние сирийско-турецкие отношения на качественно новый уровень, но и создают благоприятные условия для продвижения мирного процесса на Ближнем Востоке. В условиях глобализации важным инструментом политики стран, претендующих на лидирующие позиции в мировом масштабе, является содействие развитию. С этой точки зрения политическое и экономическое участие России в деле

решения водной проблемы на Ближнем Востоке органично вписывается в рамки задач по повышению международного авторитета России, защите наших национальных интересов в регионе и укреплению позиций России в «восьмерке».

Серьезной проблемой не только для руководства САР, но и Ливана стал вывод сирийских войск из этой страны. Этой теме был посвящен доклад П.А.Рассадина (МГИМО) «Последствия вывода сирийских войск для Ливана в контексте будущих сирийско-ливанских отношений». После гибели бывшего премьер-министра Р.Харири обстановка в Ливане резко обострилась, и внутриливанский кризис приобрел международный характер. Главным результатом этих событий стал вывод сирийских войск, который не может не повлечь за собой серьезные изменения в социально-политической обстановке в стране. Сохраняется вероятность всплеска христианского экстремизма, который может быть направлен против потенциальных союзников Сирии в «новом» Ливане. Возможной угрозой безопасности ливанского общества, прежде всего его христианской части, может стать усиление ливанских исламистских организаций. В то же время и после вывода войск сирийское влияние в Ливане сохранится, в основном благодаря системе созданных Дамаском политических союзов. Таким образом, нынешний ливанский кризис развивается по своему традиционному сценарию. Поощряемые извне внутренние противоречия открывают страну для иностранного влияния и могут превратить Ливан в арену для противоборства крупных региональных и внерегиональных держав.

По словам А.Ж.Хасянова (ИВ РАН), история Сирии и Ливана неразделима. Судьба их народов переплетена и скреплена общими достижениями и горечью поражений. Именно Сирии принадлежит заслуга сохранения территориальной целостности и суверенитета Ливана, которые были поставлены под угрозу в результате кровавой гражданской войны. Проводя последовательную региональную политику, Сирии удалось не только прекратить дальнейший процесс кантонизации Ливана, который был способен вылиться в нерегулируемый распад государства, но и способствовать восстановлению в значительной степени контроля центральных властей над различными, ранее неподконтрольными районами страны. В этих условиях положение резолюции СБ ООН № 1559 о «роспуске и разоружении всех ливанских и неливанских» полувоенных формирований, интерпретируемое некоторыми силами в Ливане и на Западе в форсированном и нажимном ключе, способно не

только нарушить хрупкий мир в Ливане, но и спровоцировать новый гражданский конфликт в ливанском обществе.

Вопросы отношений Сирии и России получили освещение в докладе B.C.Кирпиченко (МГИМО) «История российско-сирийских отношений». Докладчик констатировал, что военно-политическая и экономическая поддержка СССР молодой Сирийской Республики обеспечила поступательное развитие Сирии по пути национальной независимости и ее превращение во влиятельную региональную силу. Данное обстоятельство стало залогом последующего развития российско-сирийских отношений и после распада СССР. Государственный визит Башара Асада в Москву в январе 2005 г. предоставил новые возможности для расширения поля сотрудничества между Россией и Сирией. Списание около 80% сирийского долга, заключение шести соглашений в торговоэкономической и культурной сфере, поставка современного российского вооружения в САР обозначают не только политическую поддержку Россией позиции Сирии, но и создают важные предпосылки для формирования новой внешнеполитической стратегии России на Ближнем Востоке.

Подводя итоги круглого стола, его ведущий В.М.Ахмедов (ИВ РАН) отметил, что происходящие сегодня на Ближнем Востоке процессы объективно ставят регион в центр мировой политики и оказывают все возрастающее влияние на общую ситуацию в мире, во многом определяя взаимоотношения США, Европы и России в XXI в. Если уже в ближайшие годы Ближний Восток будет находиться в центре международных усилий по установлению новой системы международных отношений, то тем самым регион в значительной степени будет определять основные параметры развития мировой политики. Данное обстоятельство, несомненно, повлияет и на рост интереса к региону со стороны российской общественности, в частности, создаст предпосылки для дальнейшего развития связей между научными учреждениями и политическими организациями России со странами региона. Учитывая значение Ближнего Востока как центра развития мировой политики российским политическим и управленческим структурам, очевидно, предстоит переосмыслить свои приоритеты, гармонично сочетая западное и восточное направления российской внешней политики. Общие закономерности и региональные особенности ближневосточной политики России, в той или иной степени характерные для всех стран Ближнего Востока, проявляются и в отношениях с Сирией. Сирия переживает переходный период своей новейшей истории.

Происходящие в Сирии процессы имеют, конечно, свою специфику, но в то же время могут служить региональной моделью реформ в условиях смены правящих элит и внешней нестабильности. В ряду других стран Арабского Востока Сирия по многим показателям более восприимчива к демократическим преобразованиям. Политические институты Сирии глубоко интегрированы в структуру общества. Население в массе своей образованно и политически активно. Существует достаточно дееспособный средний класс. Оппозиционные силы носят системный характер, отвергают насилие как средство достижения политических перемен и готовы на основе диалога с властью поддержать ее программу постепенного перехода к демократии. И главное - страной управляет «президент надежды», чьи планы реформ не только пользуются поддержкой значительной части сирийского общества, но и породили в нем надежду на перемены к лучшему. Башар Асад продолжил начатые его отцом преобразования и приступил к социально-экономическим и политическим реформам в Сирии. В отличие от прежней власти, сегодняшнее политическое руководство САР отдает явный приоритет в руководстве страной решению задач экономических преобразований с целью создания условий для последующей политической демократизации. Одновременно новое политическое руководство вынуждено выстраивать политику реформ таким образом, чтобы она не противоречила по основным параметрам прежним государственным установкам. В то же время изменение геополитической ситуации в регионе после войны в Ираке и вывода сирийских войск из Ливана, несомненно, оказывает серьезное воздействие на ход внутриполитических процессов в этой стране. Запланированный на начало июня 2005 г. X съезд правящей в САР партии (Базе), как ожидается, будет способствовать кардинальным изменениям не только в ней, но и окажет большое влияние на государственно-политическое устройство страны. Сирия действительно играет активную роль в ближневосточных делах, но не может полностью контролировать процесс развития важнейших событий в регионе. Поэтому региональная ситуация и отношения с соседними странами и ведущими мировыми державами серьезно влияют на развитие внутренних процессов в стране.

Сирию связывает с Россией полувековая история отношений дружбы и сотрудничества. Дамаск являлся нашим надежным внешнеполитическим партнером и одной из главных опор советской внешней политики на Ближнем Востоке. Данное обстоятельство заложило прочный фундамент последующего развития российско-

сирийских отношений. Государственный визит Башара Асада в Москву в январе 2005 г. и его встречи с президентом России В.В.Пути-ным, другими российскими руководителями способствовали снятию существовавших барьеров на пути развития двусторонних отношений и вывели их на качественно новый уровень. Во время проходившего 24 апреля 2005 г. заседания постоянной российско-сирийской комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Россия и Сирия договорились по ряду крупных проектов в области гидроэнергетики, нефте- и газодобычи, промышленности, сельского хозяйства и туризма. Именно Сирия стала той страной на Ближнем Востоке, с которой Россия договорилась о создании совместного российско-сирийского банка и установлении корреспондентских отношений между банками. Это позволит российским банкам выступать в качестве гаранта реализации конкретных проектов не только в Сирии, но и других государствах региона. Характерно, что по наиболее острым проблемам региона позиции России и Сирии во многом совпадают, что проявилось, в частности, во время ставших регулярными в последние годы политических контактов, в том числе на высшем уровне. Как и Россия, Сирия поддерживала решение иракской проблемы мирным путем и заинтересована в скорейшей нормализации обстановки в Ираке. Исходя из своих интересов стабилизации региона и придания импульса реформам, сирийское руко-водство продолжает добиваться справедливого и всеобъемлющего решения ближневосточного конфликта. В связи с этим Сирия поддерживает усилия России и других членов «квартета» по реализации положений «Дорожной карты», которые предусматривают продвижение и на сирийско-ливанском направлении ближневосточного урегулирования. Дамаск также не отвергает идею созыва международной мирной конференции по Ближнему Востоку, полагая, что всеобъемлющий и прочный мир в регионе может быть достигнут только в ходе многосторонних переговоров при активном участии России в качестве ко-спонсора, а не наблюдателя ближневосточного мирного процесса. Развитие двусторонних российско-сирийских отношений и, соответственно, повышение роли России в миротворческом процессе на Ближнем Востоке способны придать ему дополнительный импульс и наполнить новым содержанием роль основных региональных участников конфликта в его разрешении. При этом восстановление в полном объеме российско-сирийских отношений не направлено против какой-либо третьей стороны в регионе и не ставит целью противодействие интересам ведущих

мировых держав на Ближнем Востоке. Речь скорее может идти о попытках Сирии и России сформировать совместно с другими государствами региона и ведущими членами мирового сообщества условия для создания нового климата международных отношений на Ближнем Востоке, более сбалансированных и безопасных. Ведь как для России, так и для Сирии императивом внешней политики служат обеспечение собственных экономических интересов развития страны и решение проблем ее безопасности.

«Восток (Опвт)», М., 2005 г., № 4, с. 159-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.