Научная статья на тему 'СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ'

СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
361
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ / ВИДЫ КОНТРОЛЯ / ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМАМ КОНТРОЛЯ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бароненко Е. А., Райсвих Ю. А., Скоробренко И. А.

Введение. В контексте обеспечения качества подготовки будущих учителей иностранного языка одной из актуальных проблем становится выбор адекватных форм контроля уровня сформированности лексико-грамматических навыков. В данной статье авторы анализируют особенности применения нетрадиционных форм контроля, а также обосновывают необходимость синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля как для повышения качества обучения бакалавров педагогического образования, так и для формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка. Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей; рассмотрены преимущества традиционных и нетрадиционных форм контроля, а также дано обоснование необходимости органичного включения нетрадиционных форм контроля в традиционную систему проверки уровня сформированности лексико-грамматических навыков у обучающихся. Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета подтвердил предположение о том, что интеграция нетрадиционных форм контроля в традиционную систему оценки уровня сформированности лексико-грамматических навыков не только повышает результативность объективной оценки, но и способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом. Обсуждение. Приводится обоснование необходимости синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля как для повышения объективности оценивания сформированности лексико-грамматических навыков, так и для более эффективной организации процесса обучения в целом. Заключение. Изучение применения традиционных и нетрадиционных форм контроля в процессе обучения иностранному языку подтвердило их эффективность как в процессе контроля, так и в процессе обучения иностранному языку. Основные положения: - сделан обзор традиционных форм контроля и их видов, применяемых на занятиях по иностранному языку; - определены нетрадиционные формы контроля, выявлены их преимущества для проверки уровня сформированности лексико-грамматических навыков; - особое внимание уделено проблеме синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля для более эффективной организации процесса обучения иностранному языку на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNTHESIS OF TRADITIONAL AND NON-TRADITIONAL FORMS OF CONTROL AS A FACTOR OF INCREASING THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Introduction. In the context of ensuring the future foreign language teachers’ training’s quality, one of the urgent problems is the choice of adequate control forms of the level of lexical and grammatical skills’ formation. In this article, authors analyze the features of the use of non-traditional control forms, and also substantiate the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control, both to improve the quality of teaching pedagogical education bachelors and to form a stable positive motivation for learning a foreign language. Materials and methods. The article presents the following research methods: review of Russian and foreign scientists’ works; the advantages of traditional and non-traditional forms of control are considered, and the justification for the need for organic inclusion of non-traditional control forms into the traditional system of checking the lexical and grammatical skills formation’s level among students is given. Results. The experience of work at the Foreign Languages Faculty of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University confirmed the assumption that the integration of non-traditional forms of control into the traditional system for assessing the level of lexical and grammatical skills’ formation not only increases the efficiency of an objective assessment, but also contributes to an increase in the efficiency of the educational process as a whole. Discussion. The substantiation of the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control is given, both for increasing the objectivity of assessing the lexical and grammatical skills’ formation and for a more efficient organization of the learning process as a whole. Highlights: An overview of traditional forms of control and their types used in foreign language classes is made; Non-traditional forms of control are identified, their advantages for checking the level of lexical-grammatical skills formation are revealed; Special attention is paid to the problem of synthesis of traditional and non-traditional forms of control for a more effective organization of the process of foreign language teaching at the Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный

СИНТЕЗ ТРАДИЦИОННЫХ И НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

DOI 10.25588/CSPU.2020.158.5.001 п

УДК 42/49(07): 378 |

ББК 81.2-9: 74.480.223 2

|

Е. А. Бароненко1, Ю. А. Райсвих2, И. А. Скоробренко3 к

1ORCID № 0000-0001-6638-6610 к

о

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка °

и методики обучения немецкому языку, Южно-Уральский государственный х

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. °

е

E-mail: [email protected]

а

2ORCID № 0000-0001-5980-5450 J

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры немецкого языка и методики о

ж ЕЕ

гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. ^

E-mail: [email protected]

3ORCID № 0000-0001-6644-4091 |

|

Магистрант кафедры теоретической и прикладной психологии факультета О

психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, г. Челябинск, Российская Федерация. а

E-mail: [email protected] ^

а

3

а о № О*

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ I

&

Щ

Аннотация ^

л

Введете. В контексте обеспечения качества подготовки бу- |

в

дущих учителей иностранного языка одной из актуальных проблем | становится выбор адекватных форм контроля уровня сформиро- 5

к

о к

о х

О а

ванности лексико-грамматических навыков. В данной статье авто- 1 о

а -к

ры анализируют особенности применения нетрадиционных форм | ^ контроля, а также обосновывают необходимость синтеза традици- 1 о

онных и нетрадиционных форм контроля как для повышения каче- ^ е

а I

ства обучения бакалавров педагогического образования, так и для к &

формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранного языка.

Материалы и методы. В статье представлены следующие методы исследования: обзор работ отечественных и зарубежных исследователей; рассмотрены преимущества традиционных и нетрадиционных форм контроля, а также дано обоснование необходимости органичного включения нетрадиционных форм контроля в традиционную систему проверки уровня сформированности лекси-ко-грамматических навыков у обучающихся.

Результаты. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета подтвердил предположение о том, что интеграция нетрадиционных форм контроля в традиционную систему оценки уровня сформированности лексико-грамматических навыков не только повышает результативность объективной оценки, но и способствует повышению эффективности образовательного процесса в целом.

Обсуждение. Приводится обоснование необходимости синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля как для повышения объективности оценивания сформированности лексико-грамматических навыков, так и для более эффективной организации процесса обучения в целом. о

к Заключение. Изучение применения традиционных и нетради-

^ ционных форм контроля в процессе обучения иностранному языку подтвердило их эффективность как в процессе контроля, так и в

процессе обучения иностранному языку.

Ключевые слова: традиционные формы контроля; нетрадиционные формы контроля; виды контроля; требования к формам

о

а

¡53

К" а «о

и »а

контроля; лексико-грамматические навыки.

^ Основные положения:

2> §

а

а о

- сделан обзор традиционных форм контроля и их видов, применяемых на занятиях по иностранному языку;

- определены нетрадиционные формы контроля, выявлены их преимущества для проверки уровня сформированности лексико-

^ грамматических навыков;

мир. Основным компонентом содержания дисциплины «Иностранный язык» является формирование знаний, языковых навыков и

Проблеме контроля результатов обучения иностранному языку посвящены работы отечественных и зарубежных методистов (Ю. К. Бабанский, И. Л. Бим, А. В. Конышева, А. А. Миролюбов, Е. И. Пас-

Р

ж

- особое внимание уделено проблеме синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля для более эффективной организации процесса обучения иностранному языку на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета.

1 Введение (Introduction)

Владение иностранным языком сегодня выступает одним из 3

а

важных условий успешной интеграции человека в современный к

к о ж ж о* X

речевых умений. Осознание обучающимся правильности своих ж действий способствует дальнейшему развитию формируемых язы- Ц ковых навыков и умений. Не имея объективных данных от учителя, к

8 -К

обучающийся оценивает себя самостоятельно, что может привести ж

к неадекватной оценке уровня сформированности тех или иных

ж

языковых навыков и умений.

о ж

3 о

С целью рационального управления процессом обучения иностранному языку необходимо так организовать мониторинг усвоения учебного материала, чтобы получить объективную оценку уровня сформированности целевых навыков и умений. От его §

Ж

правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом, который предполагает, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, изучение иностранного языка.

ж

В последние десятилетия ученым-методистам и учителям- I

практикам удалось добиться значительных результатов в приори- ^

тете именно практической роли обучения иностранному языку,

к

вследствие чего значительным образом расширилась область при- ж

о

а

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

менения контроля, увеличилось поле его положительного воздей- ж

о

ствия на учебный процесс и были созданы предпосылки для со- § ж

3

а

вершенствования контроля как компонента данного процесса. р о

а

X о

3 f

I ж ж

а к

сов, Е. Н. Соловова С. Ф. Шатилов и другие). Хотя методика как наука добилась определённых результатов в выборе методов и форм обучения иностранному языку, формы и виды контроля представляют собой сегодня один из проблемных этапов образовательного процесса.

Одной из задач педагога на современном этапе обучения иностранному языку является поиск оптимальных способов побуждения обучающихся к активной познавательной деятельности, значительная роль при этом отводится мотивации, познавательному интересу, умению ориентироваться в коммуникативных ситуациях. Данной позиции мы придерживаемся вслед за И. А. Болкуно-вым, который отмечает, что «процедура проверки и оценки знаний во многом влияет на мотивацию обучаемых, определяет их отношение к обучению», а «эффективность различных методов и форм обучения, качество методических разработок, доступность содержания образования, интерес к предмету самым тесным образом связаны с вопросами контроля» [1, 165].

Являясь основой культурного наследия каждой этнической группы, иностранный язык способствует, с одной стороны, формированию у обучающихся национального самосознания, с другой стороны, осознания себя частью поликультурного мира. Владение иностранным языком, позволяющее личности почувствовать себя активным субъектом поликультурного мира, будет способствовать ее духовному и интеллектуальному росту, откроет новые горизонты для получения полноценного гуманитарного образования.

С помощью иностранного языка происходит обогащение ^ лингвистического кругозора обучающихся. Иностранный язык оказывает влияние на общее речевое развитие обучающихся, а также способствует формированию культуры общения. В этом находит выражение междисциплинарность языковых курсов, что в свою очередь закладывает базис филологической образованности человека.

языку заключается в формировании коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, является залогом успешного меж-^ культурного общения, то есть позволяет общаться на равных с но-

ний приведет к формированию коммуникативной компетенции у

Ж

ж

сителем языка, а именно, включает в себя умение достичь поставленную цель в решении коммуникативной задачи. Кроме того, сегодня очевиден тот факт, что результатом профессиональной подготовки современного выпускника «должна стать личность, обладающая самой широкой палитрой положительных качеств, таких, как толерантность, другодоминантность, открытость к ведению межкультурного диалога с позиций аксиологических доми- ~

нант человеческого общества» [2, 22]. д

8

Уровень сформированности умений диалогической и моно- 8

о

логической речи прямо пропорционален степени овладения лекси- ж

ко-грамматическими навыками, начиная от самых элементарных и 8

ж

заканчивая сложными на этапе их автоматизации. Поэтапность в | формировании лексико-грамматических навыков и речевых уме- д

-К о

обучающихся, которая представляет собой, по мнению Е. В. Беляе- ж вой, «способность к коммуникации в устной и письменной формах ^

на русском и иностранном языках для решения задач межличност- ^

о

ного и межкультурного взаимодействия» [3, 75]. Ж

И

Как лексика, так и грамматика выступают в качестве главных о составляющих в процессе обучении иностранному языку. В акте ре- а

чевой деятельности сложно разграничить лексические и граммати- ^

а

ческие навыки. Грамматические навыки являются базисом для организации лексических единиц в продуктивное речевое высказывание.

Продуктивная речевая деятельность на иностранном языке невозможна без овладения определённым вокабуляром. Сложность формирования лексико-грамматических навыков выдвигает на первый план задачу поиска адекватных форм проверки уровня их е сформированности. Исходя из этого, текущий контроль служит гарантией качественного обучения иноязычному общению, основой

которого являются сформированные на должном уровне лексико- жо

с ^

грамматические навыки. ^ §

Язык как средство общения немыслим без умения граммати- Ж О

Ж а

чески правильного сочетания слов, генерирования словосочетаний и ^ ^

предложений, исходя из коммуникативной задачи. В качестве базиса * Ж

а 8

для овладения всеми видами продуктивной иноязычной речи высту- ^ ^

ж о

№ О*

Ж 8

¡0

Ж №

Ж о

О

пают иноязычные лексико-грамматические навыки. Поэтому наряду с другими компонентами учебного процесса необходим контроль за уровнем их сформированности, функциональность которого, по мнению А. Н. Шамова, находит выражение «в решении коммуникативных задач на основе освоенных лексических единиц», причем «в ходе решения такого вида задач обучающиеся должны уметь выражать собственные мысли с помощью выученных лексических единиц» [4, 342]. Разделяя данную точку зрения и опираясь на теоретические положения, высказанные А. Н. Шамовым, мы полагаем, что не следует ограничивать роль контроля в обучении иностранным языкам и выпускать из внимания его положительное влияние на процесс обучения при условии синтеза традиционных и нетрадиционных форм контроля и его внедрения в процесс обучения иностранным языкам, что, безусловно, создаст положительную мотивацию и благоприятные психологические условия для успешного овладения иностранным языком.

В методическом словаре дается следующая дефиниция контроля: процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса [5]. Исходя из этого определения, можно утверждать, что контроль в учебном процессе может являться самостоятельной

ж

^ частью этого процесса, направленной на выявление знаний, умений ^ и навыков обучающихся, соответствующих дидактическим и мето-^ дическим требованиям конкретного предмета обучения.

В педагогической и методической литературе обычно выделяются следующие виды контроля: предварительный, текущий, периодический, итоговый. Предварительный контроль немыслим без диагностики актуального уровня сформированности знаний, умений ^ и навыков, что даёт возможность организовать обучение на адекватном уровне сложности изучаемой темы. Текущий контроль является

ж

а

к" ж

50

О

»а

а

^

| одним из главных видов проверки сформированности знаний, уме-к ж

ний и навыков обучающихся. Такой контроль позволяет учителю управлять процессом обучения иностранному языку, вносить необ-^ ходимые корректировки. Принято считать, что такой контроль, не

индивидуальный и фронтальный, устный и письменный, одно-

формами контроля, без которых учебный процесс немыслим.

К нетрадиционным формам контроля можно причислить, например, интеграционные формы (сочетание отдельных элементов разных форм в нестандартных комбинациях), деловые игры,

Ж

ж

прерывая процесс обучения, не нарушая его логической структуры, предоставляет в распоряжение учителя возможность соответствующим образом управлять обучением, вносить необходимые изменения в свою деятельность и деятельность обучающихся.

Периодический (рубежный, спорадический, тематический) контроль служит диагностике уровня усвоения конкретного материала согласно учебному плану. Его проводят после прохождения § определённых тем. Итоговый контроль нацелен на анализ резуль- ^ татов деятельности на финальном этапе обучения, что делает воз- 8

о

можным определение уровня полученных в процессе обучения | иностранному языку знаний и умений. 8

Сегодня педагоги-методисты делят формы контроля на тра- § диционные и нетрадиционные. К традиционным формам относят ^

-К о

язычный и двуязычный опрос. Эффективность процесса обучения ® иностранному языку измеряется и определяется традиционными ^

о ж

о

а

интерактивные формы проведения контроля. Целью данной статьи ^

а а

3

ж о № О*

№ ж

So

является интеграция нетрадиционных форм контроля в процесс обучения иностранному языку.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

В процессе преподавания иностранного языка на факультете

иностранных языков Южно-Уральского государственного гумани- щ

Ж

тарно-педагогического университета мы интегрировали в процесс Ж обучения как традиционные, так и нетрадиционные формы контроля, которые соответствовали определенным требованиям. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения позволило жо

с 3

не отойти от требований, предъявляемых к формам контроля. По- 3 о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лагаем, что следует рассмотреть эти требования более подробно и Ж R

£ а

раскрыть их сущность. ^ ^

Во-первых, контроль за уровнем сформированности исследу- ~ Ж

а 5

емых умений и навыков следует производить в системе. Контроль ^ ^

к

№ ж

о

О

представляет собой лонгитюд. Это способствует формированию умений самообразования, что означает непрерывную осознанную работу по формированию практических умений и навыков иностранного языка.

Во-вторых, контроль должен быть всесторонним. Под этим предполагается проверка уровня владения каждым обучающимся всеми видами речевой деятельности, по возможности всем изученным материалом.

В-третьих, приоритет при контроле отдаётся дифференциации способностей, а также умений и навыков обучающихся, что позволяет учитывать зону развития каждого из них.

В-четвертых, одним из главных условий успешности образовательного процесса является объективность контроля знаний, умений и навыков обучающихся. Это определяется существующими критериями оценки, при этом учитель должен строго руководствоваться этими критериями для того, чтобы обеспечить объективность оценки.

Традиционные формы контроля позволяют дать достаточно объективную оценку уровня сформированности лексико-грамматических навыков обучающихся, тогда как нетрадиционные формы дают возможность снять психологическое напряжение, раскрыть свои возможности, почувствовать себя увереннее. Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются матричный контроль, тестовый контроль, игровые формы проведения контроля. о

к Матричный контроль является одной из первых нетрадици-

^ онных форм контроля. Обучающиеся получают отличные друг от ^ друга варианты заранее предложенных в матрице ответов, обозна-

чая только один верный знаком «X» или «+». По завершении кон-^ троля преподаватель получает матрицы обучающихся и сравнивает их с контрольным вариантом путём наложения. Это позволяет в

а

50

с

»а

значительной мере оптимизировать процесс контроля и суще-

2>

ственно сократить время проверки.

Тестам присуща объективная оценка достижений обучаю-

ко

еЖ щихся, ибо они отвечают конкретным критериям и дидактическим

Же

о а

требованиям к контрольно-измерительным материалам. Это приобретает особое значение в свете Основного государственного эк-^ замена и Единого государственного экзамена, которые представле-

ны по большей части в тестовой форме, что требует от обучающихся особой качественной подготовки.

Каждый тематический блок имеет свой лексический минимум, который нужно перевести из пассивного в активный словарный запас, что необходимо для решения коммуникативной задачи ^ в каждом акте иноязычного общения. Этот вокабуляр следует ис- | пользовать в качестве базиса для наполнения нетрадиционных | форм контроля, таких, как шарады, головоломки, кроссворды,

^

а д к

сканворды, ребусы. -§

о

Соревновательная деятельность может выступать как одна |

х к ж

из нетрадиционных форм контроля, как в процессе парной, так и в процессе групповой работы. Одной из наиболее эффективных ме-

тодик является «обучение по станциям», которая может реализо- д

к -к к о

ляя, кроме того, «подойти к процессу обучения Ж

вывать при ёё правильном наполнении функцию контроля, позво-

дифференцированно, так как каждый студент работает в своем ин- ^ дивидуальном темпе и по своему индивидуальному плану» [6, 234235]. В процессе подготовки каждая пара или группа получает ° маршрутный лист с названиями станций, где обучающиеся выполняют определённые задания, направленные на проверку сформиро-

а

ванных в процессе обучения умений и навыков иностранного язы- ^

а а

ж о № О*

ж к

¡0

ка. Подобный контроль возможен на всех уровнях владения иностранным языком.

Применение этой формы контроля не только снимает психологическое напряжение, но и позволяет обучающимся почувствовать себя субъектами межкультурного общения. Это пробуж- щ дает интерес, способствует становлению ситуации успеха и, таким е образом, стимулирует познавательную активность, развитие кото- | рой являет собой «процесс, происходящий в активной связи теории с практикой, опосредованный реализацией деятельностного и ком- | к

петентностного подходов» [7, 171]. 1

а -к

Сочетание средств изобразительной наглядности с элемен- Ж £

Ж а

тами проблемного обучения в нетрадиционных формах контроля | ^

позволяет, с одной стороны, дать объективную оценку творческому а Ж

применению сформированных знаний и умений, то есть объектив- ^ ^

ж

№ ж

о

£

но оценить владение сформированными навыками и умениями в нестандартной ситуации, с другой стороны, они стимулируют познавательный интерес обучающихся, повышают положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

Современный методический инструментарий позволяет эффективно видоизменить традиционные формы опроса. В качестве примера хочется остановиться на такой форме письменного контроля лексико-грамматических навыков, как изложение. Обучающимся предъявляется текст объемом 2000 знаков, содержащий изученные лексические единицы. Каждый обучающийся получает карточку с заданием, в соответствии с которым ему следует письменно изложить содержание текста, изменив его стиль: деловая переписка, научная статья, эссе, протокол и так далее. Индивидуальный устный опрос легко можно трансформировать в творческое задание с элементами исследования. Согласно требованиям к устному монологическому высказыванию, обучающиеся должны уметь высказать и аргументировать свою точку зрения. Так, к примеру, при работе над темой «Книги в жизни человека» обучающиеся получают задание взять интервью у представителей различных целевых групп, обобщить полученные результаты, предъявить их в монологическом высказывании, обосновать их.

Следовательно, интеграция нетрадиционных форм контроля

о

к в традиционную систему проверки качества усвоения знаний поз-^ воляет не только повысить эффективность усвоения учебного ма-

о3

ко териала, но и создать стимулирующий механизм для дальнейшего ^ развития познавательного интереса. Таким образом, нетрадицион-

^ ные формы контроля удачно сочетают проверочную функцию с

я

| мотивационно-стимулирующей и развивающей. Таким образом,

«

правильно и грамотно организованный контроль не только моти-

^ вирует обучающихся к активной познавательной деятельности, но

о

^ и развивает познавательный интерес.

| 3 Результаты (Results)

же

о

3

а

Опыт работы на факультете иностранных языков ЮжноУральского государственного гуманитарно-педагогического уни-^ верситета позволил дать наиболее объективную оценку эффектив-

ности использования разработанной нами системы использования нетрадиционных форм контроля. Акцент в опытно-экспериментальной работе был сделан на синтезе традиционных и нетрадиционных форм контроля, представленных матричными, тестовыми, игровыми формами проведения контроля. ^ Таким образом, обобщив полученные результаты, можно |

сделать вывод о том, что при систематическом сочетании традиционных и нетрадиционных форм контроля видна положительная ди-

а

U

намика уровня сформированности лексико-грамматических навы- S

о

ков у обучающихся. Количество обучающихся, показавших |

х s ж

высокий уровень, значительно увеличилось, в то время как обучающихся с низким уровнем стало гораздо меньше. Многолетний

опыт преподавательской деятельности позволил убедиться в про- ^

ж -к ж о

ванности проверяемых навыков с целью повышения эффективно- ®

дуктивности нетрадиционных форм контроля уровня сформиро-

сти образовательного процесса. ^ 4 Обсуждение (Discussion)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В педагогической науке в настоящий момент ведётся актив- § ная дискуссия о методах контроля. Многие учёные говорят о необходимости инноваций в оценке результатов. Так, например, Г. В. Сороковых, О. С. Кутепова и коллектив ученых-методистов говорят о ^ проблемно-задачных инструментах оценивания результатов учебной деятельности, и полагают, что их применение будет способствовать эффективному развитию проблемного мышления у обучающихся [8].

А. В. Конышева много внимания уделяет обучающей функ- щ

ции контроля, делая акцент на том, что содержание, приемы и мето- е дика должны носить обучающий характер [9].

Точка зрения З. М. Султановой нам представляется особенно актуальной. Анализируя педагогические условия организации | ж

О JS

самостоятельной работы студентов, З. М. Султанова утверждает, J 1

что «необходимым условием развития самостоятельности познава- § с

Ж а

тельных действий, чувства ответственности за результаты собствен- ^ ^

г ^ Ч

ного учения является контроль и оценка усвоения учебного матери- ~ Ж

а и

ала студентами» [10, 183]. s ^

«

ж №

Ж |

О

Многие педагоги придерживаются единого мнения, что имеющая система контроля знаний и навыков обучающихся не удовлетворяет ни самих обучающихся, ни педагогов, так как она направлена на контроль необходимой суммы знаний и на его воспроизведение. Поэтому, по мнению А. С. Милевич в процесс обучения необходимо внедрять новые формы контроля и самоконтроля, целью которых является самостоятельный поиск знаний и их применение в практической деятельности [11].

Подобной точки зрения придерживается и О. В. Юсупова, которая полагает, что «контроль является, безусловно, мощнейшим инструментом развития и совершенствования учебной деятельности современного вуза», но «при его организации сегодня следует помнить о приоритетах образования в настоящий момент и переходить от оценки знаний к оценке умений и способностей, от оценки результата к оценке процесса, от традиции экзаменов и зачетов к многообразию оценивания» [12, 14].

С. А. Свешникова, анализируя результаты практической педагогической деятельности в вузе, отмечает, что нетрадиционные формы контроля лексических навыков «способствуют снижению уровня стресса при проверке знаний, умений и навыков, формированию благоприятной учебно-познавательной и соревновательной атмосферы на занятиях» [13, 76].

Нельзя не согласиться с мнением М. Н. Соломатиной о том,

о «

ж

^ что «для улучшения качества оценки знаний студентов необходимо § пересмотреть соотношение всех элементов, увеличить долю не ито-

о

к" а

50

и »а

а

йн

^

2> §

» легой К. Н. Машковской, которая утверждает, что «при обучении ж

о ^

а

гового контроля, разнообразить виды контроля, выработать четкие критерии оценки дисциплины», поскольку «правильно организованный контроль, комплексность оценки является объективным отражением знаний студентов и удовлетворяет потребности учебного ^ процесса современной системы высшего образования» [14, 172].

Мы также полностью соглашаемся с нашей белорусской кол-

иностранному языку нетрадиционные формы контроля благоприятствуют хорошему усвоению материала, представленного на заняти-^ ях, при этом осуществляется не только проверочный контроль зна-

нии, но и реализуется воспитательная, мотивационно-стимулирующая и развивающая функции» [15, 187]. 5 Заключение (Conclusion)

Актуальность данного исследования детерминирована необходимостью сочетать различные формы контроля для эффек- ^ тивного управления процессом обучения иностранному языку. Это | диктует необходимость интегрировать в систему традиционных | форм контроля такие, которые, с одноИ стороны, дают адекватную ^

оценку уровня сформированности лексико-грамматических навы- -§

о

ков, а с другоИ стороны, повышают уровень мотивации и стимули- | руют познавательный интерес к изучаемому предмету. s

Опыт работы на факультете иностранных языков Южно- 1

Уральского государственного гуманитарно-педагогического уни- д

s -к s о

традиционных и нетрадиционных форм контроля в процессе под- g

верситета наглядно продемонстрировал эффективность синтеза

готовки будущих учителей иностранного языка. ^

Проведенное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование межкультурной текстовой компетенции подразумевает, с одной стороны, необходимость интегрировать в процесс обучения иностранному языку рассмотренные

а

формы работы, с другой стороны, позволяет осуществлять эту ра- ^

а а

боту с обучающимися, исходя из уровня их языковой подготовки и необходимости ознакомиться с тем или иным типом текстов. Опыт работы на факультете иностранных языков Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета позво- | лил сделать вывод об эффективности представленных типов заданий при подготовке обучающихся к будущей профессиональной л деятельности в условиях глобализации мирового сообщества.

Библиографический список к

ж ^

1. Болкунов И. А. Дополнительное профессиональное образование: ор- £ я

а ^

ганизация контроля учебной деятельности // Актуальные проблемы гуманитар- ^

Ж л

ных наук : труды IV Всероссийской научно-практической конференции. Симфе- ж £

рополь : Ариал, 2018. С. 164-168. 8 о

2. Аксиологические аспекты подготовки бакалавров педагогики к меж- | Ч

а Ж

культурному взаимодействию в рамках курса «Основы межкультурной комму- § |

о к н

е р

о

оро

а

и в с

»а

а

^ 2>

,ко

н е н

о р

а

никации» / Е. А. Бароненко [и др.] // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 6. С. 21-26.

3. Беляева Е. В. Освоение студентами коммуникативной компетенции в процессе изучения иностранного языка // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2020. Т. 12. № 3. С. 75-86. (Образование. Педагогические науки).

4. Шамов А. Н. Контроль лексических навыков на уроках иностранного языка и специфика его проведения // Качественное образование: проблемы и перспективы : сборник научных статей. Москва : МГПУ, 2016. С. 333-344.

5. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Современный словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). Москва : Русский язык. Курсы, 2018. - 496 с.

6. Белова Л. А., Быстрай Е. Б., Слабышева А. В. Развитие механизмов самоконтроля у студентов вузов при изучении иностранного языка // Перспективы науки и образования. 2019. № 5 (41). С. 229-242.

7. Скоробренко И. А., Ворожейкина А. В. Роль самостоятельной работы студентов педагогического вуза в процессе формирования информационно -аналитической компетенции будущих учителей // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2019. № 4 (44). С. 16-174.

8. Современные средства оценивания качества иноязычной компетенции: теория и практика : монография / Г. В. Сороковых [и др.]. Москва : УЦ «Перспектива», 2019. - 280 с.

9. Конышева А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. Санкт-Петербург : Каро, 2004. - 144 с .

10. Султанова З. М. Педагогические условия организации самостоятельной работы студентов // Мир детства и образование : сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. Магнитогорск : МГТУ, 2016. С. 181-184.

11. Милевич А. С. К вопросу о современных технологиях контроля знаний студентов // Современные проблемы науки и образования. 2009. № 6-1. С. 61-64.

12. Юсупова О. В. Контроль как инструмент управления учебной деятельностью в вузе // Новая стратегия оценивания учебной деятельности : сборник статей. Самара : СамГТУ, 2016. С. 10-16.

13. Свешникова С. А. Формы закрепления и контроля лексического минимума по специальности на уроках иностранного языка в неязыковом вузе // Вопросы педагогики. 2018. № 4-2. С. 72-76.

14. Соломатина М. Н. Контроль знаний студентов: опыт китайских вузов // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 168-172.

15. Машковская К. Н. Нетрадиционные формы контроля при обучении иностранному языку // Теория и практика обучения иностранным языкам: Традиции и перспективы развития : сборник статей по материалам IV Международной студенческой научно-методической онлайн-конференции. Москва : ИИУ МГОУ, 2019. С. 185-187.

Ye. A. Baronenko1, Yu. A. Reiswich2, I. A. Skorobrenko3

1ORCID No. 0000-0001-6638-6610 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of German Language and German Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical

S

University, Chelyabinsk, Russia. §§

s

E-mail: [email protected]

2

ORCID No. 0000-0001-5980-5450 °

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Pedagogic Sciences, r

Associate Professor at the Department of German Language and German i

Language Teaching Methods, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

Materials and methods. The article presents the following

o s

ö

-

ö s

3ORCID No. 0000-0001-6644-4091 §

The master's student student of Department of Theoretical and Applied a

Psychology of the Faculty of Psychology, South-Ural state tt

Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. §

E-mail: [email protected]

R>

«I

9

THE SYNTHESIS OF TRADITIONAL AND NON-TRADITIONAL FORMS OF CONTROL

AS A FACTOR OF INCREASING |

THE EFFICIENCY OF THE PROCESS OF TEACHING s

FOREIGN LANGUAGES |

c |

§

o

S ö

Abstract

Intioduction. In the context of ensuring the future foreign language teachers' training's quality, one of the urgent problems is the choice of adequate control forms of the level of lexical and §• grammatical skills' formation. In this article, authors analyze the 5 features of the use of non-traditional control forms, and also sub- i stantiate the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control, both to improve the quality of teaching pedagogical education bachelors and to form a stable positive 5 motivation for learning a foreign language. 0 0

C6 §

o 0 5 c

ds

s o

research methods: review of Russian and foreign scientists' ^^

n

works; the advantages of traditional and non-traditional forms of U ° control are considered, and the justification for the need for or- s d

ganic inclusion of non-traditional control forms into the traditional system of checking the lexical and grammatical skills formation's level among students is given.

Results. The experience of work at the Foreign Languages Faculty of the South Ural State Humanitarian-Pedagogical University confirmed the assumption that the integration of non-traditional forms of control into the traditional system for assessing the level of lexical and grammatical skills' formation not only increases the efficiency of an objective assessment, but also contributes to an increase in the efficiency of the educational process as a whole.

Discussion. The substantiation of the need for the synthesis of traditional and non-traditional forms of control is given, both for increasing the objectivity of assessing the lexical and grammatical skills' formation and for a more efficient organization of the learning process as a whole.

Conclusion. The study of the use of traditional and non-traditional forms of control in the process of teaching foreign language has confirmed their efficiency, both in the process of control and in the process of teaching a foreign language.

Keywords: Traditional forms of control; Non-traditional forms of control; Types of control; Requirements for forms of control; Lexical-grammatical skills. Highlights:

An overview of traditional forms of control and their types used in foreign language classes is made;

Non-traditional forms of control are identified, their advantages for checking the level of lexical-grammatical skills ^ formation are revealed;

Special attention is paid to the problem of synthesis of tra-

■J*

en ditional and non-traditional forms of control for a more effective ^ organization of the process of foreign language teaching at the ^ Faculty of Foreign Languages of the South Ural State Humanitaria ian-Pedagogical University.

References

1. Bolkunov I.A. (2018), Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie: organizaciya kontrolya uchebnoj deyatel'nosti [Additional professional education: organization of learning activity control]. Trudy IV Vserossijskoj nauch- ^

kommunikacii" [Axiological aspects of preparing bachelors in education to intercultural interaction within the framework of the "Fundamentals of inter-

s1

no-prakticheskoj konferencii "Aktual'nye problemy gumanitarnyh nauk" [Pro- S

ceedings of the IVth All-Russian Scientific -Practical Conference "Actual "s

problems of the humanities"]. Arial, Simferopol', 164-168. (In Russian).

2. Baronenko Ye.A., Bystraj Ye.B., Rajsvih Yu.A. & Shtykova T.V.

(2017), Aksiologicheskie aspekty podgotovki bakalavrov pedagogiki k ^

mezhkul'turnomu vzaimodejstviyu v ramkah kursa "Osnovy mezhkul'turnoj i

i S' s a

-

s

cultural communication" course]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo d

pedagogicheskogo universiteta, 6, 21-26. (In Russian). °

3. Belyaeva E.V. (2020), Osvoenie studentami kommunikativnoj kom- ^ petencii v processe izucheniya inostrannogo yazyka [Development of stu- si dents' communication skills in a foreign language learning]. Vestnik Yuzhno- § Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya "Obrazovanie. Pedagog-icheskie nauki", 12, 3, 75-86. (In Russian). 3

4. Shamov A.N. (2016), Kontrol' leksicheskih navykov na urokah in- °

ostrannogo yazyka i specifika ego provedeniya [Control of lexical skills in for- ^

§

R> s

eign language lessons and the specifics of its conduct]. Sbornik nauchnyh statej "Kachestvennoe obrazovanie: problemy i perspektivy" [Collection of scientific articles "Qualitative Education: Problems and Prospects"]. Moskovskiy gosu- a darstvennyy pedagogicheskiy universitet, Moscow, 333-344. (In Russian). <

3

5. Azimov E.G. & Shchukin A.N. (2018), Sovremennyj slovar' r metodicheskih terminov i ponyatij (teoriya i praktika obucheniya yazykam) ^ [Modern dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice r of teaching languages)]. Russkijyazyk. Kursy, Moscow, 496 p. (In Russian). g

6. Belova L.A., Bystraj Ye.B. & Slabysheva A.V. (2019), Razvitie g mekhanizmov samokontrolya u studentov vuzov pri izuchenii inostrannogo f yazyka [Development of self-control mechanisms of students during the les- gg sons of a foreign language at the university]. Perspektivy nauki i obrazovani-

ya, 5 (41), 229-242. (In Russian).

7. Skorobrenko I.A. & Vorozhejkina A.V. (2019), Rol' samostoyatel'noj raboty studentov pedagogicheskogo vuza v processe formirovaniya informacion- e

^ r

no-analiticheskoj kompetencii budushchih uchitelej [The role of pedagogical ° 3

university's students' independent work in the process of forming the future g- S

teachers' information-analytical competence]. Vestnik Shadrinskogo gosudar- f, f

a ^

stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 4 (44), 169-174. (In Russian). g a

s <

8. Sorokovyh G.V., Zharkova T.I., Gerasimova A.M., Vishnevskaya g g E.M., Ivanova N.V., Kutepova O.S., Volkova N.S. & Bobunova A.S. (2019), s g

Sovremennye sredstva ocenivaniya kachestva inoyazychnoj kompetencii: te-oriya i praktika: monografiya [Modern means of assessing the quality of foreign language competence: theory and practice: monograph]. Uchebnyy tsentr "PERSPEKTIVA", Moscow, 280 p. (In Russian).

9. Konysheva A. V. (2004), Kontrol' rezul'tatov obucheniya inostran-nomu yazyku [Monitoring the results of teaching foreign language]. Karo, Saint Petersburg, 144 p. (In Russian).

10. Sultanova Z.M. (2016), Pedagogicheskie usloviya organizacii sa-mostoyatel'noj raboty studentov [Pedagogical conditions of forming independent student's work]. Mir detstva i obrazovanie. Sbornik materialov of the X ochno-zaochnoj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [The world of childhood and education. Collection of materials of the Xth intramural international scientific-practical conference]. Magnitogorskiy gosudarstvennyy tekhnich-eskiy universitet imeni G. I. Nosova, Magnitogorsk, 181-184. (In Russian).

11. Milevich A.S. (2009), K voprosu o sovremennyh tekhnologiyah kontrolya znanij studentov [To an issue of modern technologies for monitoring students' knowledge]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 6-1, 61-64. (In Russian).

12. Yusupova O.V. (2016), Kontrol' kak instrument upravleniya uchebnoj deyatel'nost'yu v vuze [Control as a tool to manage learning activities in the university]. Novaya strategiya ocenivaniya uchebnoj deyatel'nosti: sbornik statej [New strategy for assessing learning activities: a collection of articles]. Samarskiy gosudarstvennyy tekhnicheskiy universitet, Samara, 101 6. (In Russian).

13. Sveshnikova S.A. (2018), Formy zakrepleniya i kontrolya leksicheskogo minimuma po special'nosti na urokah inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze [Forms of consolidation and control of the lexical mini-

| mum in the specialty in foreign language lessons in a non-linguistic university]. Voprosy pedagogiki, 4-2, 72-76. (In Russian). o 14. Solomatina M.N. (2015), Kontrol' znanij studentov: opyt kitajskih

£

vuzov [Control of students' knowledge: experience of Chinese universities].

Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, 6, 168-172. (In Russian).

15. Mashkovskaya K.N. (2019), Netradicionnye formy kontrolya pri obuchenii inostrannomu yazyku [Nontraditional forms of control in teaching tti a foreign language]. . Sbornik statej po materialam IV Mezhdunarodnoj stu-

^ dencheskoj nauchno-metodicheskoj onlajn konferencii "Teoriya i praktika

ks

^ obucheniya inostrannym yazykam: Tradicii i perspektivy razvitiya " [Tradi-

p

^ tions and development prospects. Collection of articles based on the materi-

§ als of the IVth International Student Scientific and Methodological Online

o|

Conference "Theory and practice of teaching foreign languages"]. Infor-^ matsionno-izdatel'skoye upravleniye Moskovskogo gosudarstvennogo

¡¿j oblstnogo universiteta, Moscow, 185-187. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.