Научная статья на тему 'Синтез публицистического и художественного в романе non-fiction (на материале «Хладнокровного убийства» Т. Капоте)'

Синтез публицистического и художественного в романе non-fiction (на материале «Хладнокровного убийства» Т. Капоте) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1031
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОМАН NON-FICTION / ФАКТОГРАФИЧЕСКАЯ ТОЧНОСТЬ / ПОГРУЖЕНИЕ / СЮЖЕТ / СЦЕНА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ / ДЕТАЛЬ / ГОЛОС / NON-FICTION NOVEL / ACCURACY / IMMERSION / STORYLINE / SCENE / BELLES-LETTRES STYLE / DETAIL / VOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бозрикова Светлана Алексеевна

В статье на материале романа non-fiction Т.Капоте «Хладнокровное убийство» рассматриваются ключевые категории этого гибридного жанра, в котором творчески комбинируются свойства публицистики и художественной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of JournalisM and Belles-lettres in Non-fiction NovelS (BASED on «In Cold Blood» by T.Capote)

Basing on «In Cold Blood» by T.Capote, the author of the paper considers the key components of a non-fiction novel which is a hybrid genre of literary journalism with journalistic and belles-lettres characteristics creatively combined.

Текст научной работы на тему «Синтез публицистического и художественного в романе non-fiction (на материале «Хладнокровного убийства» Т. Капоте)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №4(30)

УДК 821.09

СИНТЕЗ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В РОМАНЕ NON-FICTION (НА МАТЕРИАЛЕ «ХЛАДНОКРОВНОГО УБИЙСТВА» Т.КАПОТЕ)

© С.А.Бозрикова

В статье на материале романа non-fiction Т. Капоте «Хладнокровное убийство» рассматриваются ключевые категории этого гибридного жанра, в котором творчески комбинируются свойства публицистики и художественной литературы.

Ключевые слова: роман non-fiction, фактографическая точность, погружение, сюжет, сцена, художественный стиль, деталь, голос.

Роман non-fiction - это история о реальных людях и реальных событиях, изложенная с использованием драматических приемов, свойственных роману [1].

Родоначальником этого жанра считается американский писатель Трумэн Капоте, который в 1965 г. написал первый репортаж в форме романа «Хладнокровное убийство». Сам автор определил свое произведение как новый жанр - роман non-fiction. Книга сразу стала бестселлером и до сих пор считается одним из лучших романов non-fiction в мире [2].

Задача данной статьи - рассмотреть ключевые категории романа non-fiction как гибридного жанра, в котором творчески комбинируются публицистическое и художественное начала. Материалом для анализа послужил роман nonfiction Т.Капоте «Хладнокровное убийство», который практически не исследован в России.

Методология наших разысканий базируется на теории лингвистического нарратива, точнее на теоретической модели точки зрения как базовой единицы нарратива, объединяющей его основные композиционные планы [3: 35-36]. Пространственный и временной планы уже были предметом более ранних наших исследований [4: 11-14; 5: 33-41]. В данной статье мы фокусируем внимание на жанровых признаках романа nonfiction, главным образом на особенностях репрезентации речевого и модального планов.

Американские писатели и ученые в качестве ключевых компонентов романа non-fiction называют высокую фактографическую точность, драматическую структуру сюжета, художественный стиль, явно выраженный голос автора. Также обязательным условием написания романа nonfiction является погружение [6: 25; 7: 9; 8: 1; 9: 235-236], которое определяется как длительное пребывание автора среди героев будущей истории с целью всестороннего изучения ситуации, «прочувствования» ее изнутри. Погружение при

сборе материала роднит роман non-fiction с такими жанрами, как репортаж и журналистское расследование.

Фактографическая точность предполагает, что в романе non-fiction не создаются обобщенно-типические образы, а описываются реальные люди и события. Использование вымысла с целью более сильного воздействия на аудиторию неприемлемо, так как роман non-fiction только по форме художественное произведение, а по сути -публицистическое.

Драматическая структура предполагает использование традиционной схемы драматического сюжета, свойственной художественному произведению (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка), а также представление фактографически точной информации в виде оригинально монтируемых сцен, а не в типично информационном формате с обязательной ссылкой на источники.

Художественный стиль предполагает образное изложение фактуальной информации: с использованием художественных деталей, развернутых диалогов, внутренних монологов и т.д.

Наличие голоса автора в романе non-fiction означает, что задача писателя состоит не столько в представлении реально произошедших событий с максимальной беспристрастностью и объективностью, сколько в выражении собственной точки зрения, индивидуальной оценки произошедшего.

Рассмотрим особенности актуализации данных признаков в романе non-fiction Т.Капоте «Хладнокровное убийство».

Погружение

Т.Капоте при создании романа non-fiction находился непосредственно в центре событий, на протяжении 6 лет активно сотрудничая с полицией, регулярно встречаясь с преступниками и другими участниками событий. В результате у автора было достаточно материала, чтобы худо-

С.А.БОЗРИКОВА

жественно излагать события, опираясь исключительно на увиденное и услышанное, но не на выдуманное [10].

Фактографическая точность

Несмотря на то что по форме «Хладнокровное убийство» является романом, в нем описываются только реальные события, происходившие с ноября 1959 г. (подготовка преступников к убийству) по апрель 1965 г. (казнь убийц). Информация, представленная в книге (за исключением редких незначительных моментов), подкреплена документально: записями интервью, протоколами судебных заседаний, переписками и т.д. [10]. Осознание невымышленности образно описываемых событий заставляет читателя острее переживать прочитанное, задуматься над проблемой [11: 16].

Драматическая структура

Драматическое напряжение создается в произведении, во-первых, благодаря изложению событий в соответствии с традиционной схемой драматического сюжета: 1) предшествующий

убийству день: подготовка Смита и Хикока к преступлению и последний день жертв (экспозиция); 2) групповое убийство семьи Клаттеров (завязка действия); 3) расследование убийства (развитие действия); 4) арест преступников (кульминация); 5) казнь убийц (развязка); во-вторых, благодаря ритмичному чередованию сцен из жизни убийц и их жертв: завтрак отца Герба Клаттера - завтрак Перри Смита - пробуждение дочери Нэнси Клаттер - встреча Дика и Перри - обеденное время, ожидание мамы Джо-лен миссис Клаттер и Джолен - обед, отмывание после ремонта машины Диком и Перри и т. д.

Художественный стиль

Представление информации о групповом убийстве и его расследовании в «Хладнокровном убийстве» преследует двойную цель: как журналист Т.Капоте максимально точно и подробно освещает произошедшее, как писатель излагает события образно, эстетически воздействуя на читателя. Для создания живых образов автор не прибегает к типическому обобщению, а описывает конкретные предметы и явления, акцентируя внимание на ярких деталях. Например, создавая образ провинциального городка, где произошло громкое убийство, Т.Капоте описывает реальный город Холкомб, фокусируя внимание на «говорящих» деталях: «a stark old stucco structure, the roof of which supports an electric sign -dance - but the dancing has ceased and the advertisement has been dark for several years» (ветхое строение с неоновой вывеской «Танцы», которая давно не светится), «another building with an irrelevant sign, this one in flaking gold on a dirty win-

dow - Holcomb bank» (здание с размещенной на грязном окне позолоченной вывеской «Холкомб-ский банк», с которой стерлась почти вся позолота) [12: 143].

Голос автора

Роман non-fiction Т.Капоте - не сухое, беспристрастное изложение фактов, а повествование наблюдателя, имеющего свою точку зрения на сообщаемые факты, субъективно оценивающего их. Рассказчик, объективно характеризуя убийц Перри Смита и Ричарда Хикока как не вполне адекватных людей, опасных для общества, все же выражает негативное отношение к высшей мере наказания, давая понять, что смертная казнь

- такое же хладнокровное убийство, как и то, что совершили преступники. Т.Капоте не пропагандирует открыто отказ от высшей меры наказания, но на уровне нарратива читатель проникается жалостью к казненным преступникам, аналогично тому, что он чувствовал по отношению к жертвам в начале книги.

Таким образом, с одной стороны, «Хладнокровное убийство» представляет репортаж, являющийся результатом журналистского расследования, т.е. подробный фактографически точный отчет о произошедших событиях; с другой стороны, это художественное произведение, созданное по законам романа. Синтез публицистического и художественного в рамках романа nonfiction, во-первых, усиливает эстетическое воздействие на читателя и формирует эффект сопричастности (читатель активнее сопереживает героям, зная, что они - реальные люди), во-вторых, способствует более глубокому осмыслению событий (информация, представленная «читабельным» языком и в увлекательной форме, более понятна и близка, чем сухие факты).

Работа выполнена в рамках госзадания Министерства образования и науки РФ.

1. Non-fiction novel // Encyclopedia Britannica 0nline.2012 // URL: http://www.britannica.com (дата обращения 09.09.2012).

2. Jensen V. Writing history: Capote’s novel has lasting effect on journalism // LJWorld. 2005 // URL: http://www. LJWorld.com (дата обращения

09.09.2012).

3. Татару Л.В. Нарратив и культурный контекст. -М.: ЛЕНАНД, 2011. - 288 с.

4. Бозрикова С.А. Специфика представления нарративного пространства в романе нон-фикшн Т.Капоте «Хладнокровное убийство» // Вестник Томского гос. ун-та, 2012. - № 359. - С. 11 - 14.

5. Бозрикова С.А. Сцена как жанрообразующий элемент нарративной журналистики // Когнитивная поэтика: современные подходы к исследованию

СИНТЕЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ.

художественного текста:

2011. - C. 33 - 41.

6. Franklin J. Writing for story: oaft secrets of dramatic nonfiction by a two-time Pulitzer prize winner.

- PlumeBook. 1986. - 284 p.

7. Sims N. The art of literary journalism // Literary Journalism: a new collection of the best American nonfiction. Ballantine Books. 1995. - 480 p.

8. Minot S. Literary nonfiction: the fourth genre. Longman. 2002. - 152 p.

9. Ricketson M. Writing feature stories: how to research and write newspaper and magazine articles. Allen and Unwin. 2004. - 284 p.

Plimpton G. The Story behind a non-fiction novel // The New York Times January. 1966. - № 16. // URL: http://www.nytimes.com/ (дата обращения

09.09.2012).

11. Whiteman G. The Role of Narrative Fiction and Semi-Fiction in Organizational Studies. 2006. - 34 p. // URL: http://repub.eur.nl/res/pub/9731/ERS-2006-079-0RG.pdf (дата обращения 09.09.2012).

12. Бозрикова С.А. Особенности художественно -

документального нарратива («Хладнокровное убийство» Т.Капоте и «і 0 і -й километр»

М. Осипова) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2011. - № 4(2). -С. 141 - 144.

ДОКУМЕНТ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

межвуз. сб. науч. тр., 10.

SYNTHESIS OF JOURNALISM AND BELLES-LETTRES IN NON-FICTION NOVELS (BASED ON «IN COLD BLOOD» BY T.CAPOTE)

S.A.Bozrikova

Basing on «In Cold Blood» by T.Capote, the author of the paper considers the key components of a nonfiction novel which is a hybrid genre of literary journalism with journalistic and belles-lettres characteristics creatively combined.

Key words: non-fiction novel, accuracy, immersion, storyline, scene, belles-lettres style, detail, voice.

Бозрикова Светлана Алексеевна - аспирант кафедры литературы Балашовского института (филиала) Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

E-mail: bozrix@mail.ru

Поступила в редакцию 11.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.