14
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
УДК 811.114
СИНТЕЗ МЕДИАЖАНРОВ: О НЕКОТОРЫХ ТЕНДЕНЦИЯХ РАЗВИТИЯ
SYNTHESIS OF MEDIA GENRES: SOME DEVELOPMENT TRENDS
Н. В. Куницына
N. V. Kunitsyna
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Россия, 119991 г. Москва, Ленинские горы, 1 Lomonosov Moscow State University, 1, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: синтезированные жанры, интервью-очерк, интервью - ток-шоу, интервью-комментарий
Keywords: Essay, talk-show, commentary, convergence, interactivity, synthesized, composition
Аннотация. Современные условия развития медиамира - конвергентность и интерактивность -породили синтезированные публицистических жанры - явление новое, заслуживающее детального изучения
Resume. In this article we put an emphasis on synthesized development of media genres. The modern world is overabound with information, precise media format lets find in news' space important facts, gives possibility to interpret and comment events in an interesting way. The other features of new media genres that are considered contain interview-commentaty, interview-talk-show.
Далеким прошлым кажется советское и постсоветское время, когда соблюдение жанровых границ считалось стилистической нормой создания журналистского текста. Современные условия развития медиамира - конвергентность и интерактивность -отнюдь не умаляют значимость публицистических жанров. Синтезированные жанры -явление новое, заслуживающее детального изучения в медиаконтексте1 (представлены в схеме г).
Интервью-очерк интегрирует такие жанровые особенности, как разговорность и монологичность. С одной стороны, беседа предполагает обязательным условием принцип - вопрос-ответ, с другой стороны, беседа допускает преобладание в определенной ситуации монолога. Таким образом, интервью модифицируется (тенденция монологичности и разговорности), и реализуется формат - интервью-очерка (схема 2). 1
1 Куницына Н. В., Гурова Е. К. Дайджест-очерк как формат медиатекста // Журналистика и культура русской речи. - М., 2012. - № 4.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
15
В российском варианте журнала Esquire есть постоянная рубрика «Правила жизни»: интервью представлено не как традиционные «вопросы - ответы», отдельно выделены фразы-высказывания, которые продолжает рассказчик. Читатель вовлекается в контекст своеобразного внутреннего монолога героя. Конечно, нам интересно узнать о судьбе известных людей, глубже заглянуть в мир искусства, науки, бизнеса. Стоит отметить, что выбор интервьюируемого удачный и продуманный: это известные актеры, музыканты, писатели. Например, трендовый репер Конье Уэст раскрывается по-новому - более просто, по-человечески, привычный, публичный и глянцевый, облик музыканта уходит на второй план. Нередко проявляется юмор и самоирония героя-рассказчика:
У всего на свете есть правила
Есть правила у моды, и они требуют от людей одеваться во все черное. Есть правила у искусства, и они требуют светлых галерей. Есть правила у бетонных зданий и кирпичных стен. Есть даже правила того, как должна выглядеть бруклинская квартира. Но у мечты нет правил. Настоящая мечта их просто ни во что не ставит.
Как говорила моя бабушка, жизнь — это выступление перед публикой.
Моя мать много читала мне в детстве, но моими сказками на ночь были истории наподобие того, почему у сфинкса нет носа.
Есть вещи, которые я понимаю; есть вещи, которые я не понимаю; есть вещи, от которых мне хочется избавить свою память, и есть вещи, о которых я хочу говорить. Но когда речь заходит о любви, я вообще не знаю, что сказать. Я просто счастлив, что она у меня есть.
Рубрика «Правила жизни» продолжается в онлайн-версии журнала Esqure, героем интервью-очерка может стать каждый из нас. Так, расширяются границы журналистского текста: читатель активно вовлекается в своеобразную игру ассоциаций, находя начало или продолжение своих мыслей и переживаний. Текстоцентрическая рубрика «Правила жизни», несомненно, играет большую роль в формировании целевой аудитории: подобрать интересных героев, создать медиаконтекст - таковы цель и задачи журналистских проектов.
Интервью в печатном издании нередко соотносится с форматом ток-шоу, который так распространен и популярен на телеканалах. «CQ побеседовал с шеф-редактором холдинга РБК - самого яркого явления российской деловой прессы»2 - так начинается «большое интервью». Журнал CQ воспринимается как собирательный образ автора-ведущего, который приглашает К. Белова, главного редактора CQ, и Р. Сунера, журналиста, побеседовать с Е. Осетинской, которая «совсем недавно, возглавив медиахолдинг РБК, превратила его из сложносочиненной контентной помойки в одну из самых крупных медиаплощадок в российском Интернете». Разговор плавно перетекает от одной темы к другой: задача CQ - представить руководителя медиахолдинга и как опытного профессионала, и как человека со своими заботами, даже ошибками. Общая тональность интервью - ток-шоу - непринужденность, спонтанность: прослеживается светская манера поведения Е. Осетинской. Искушенный читатель может
CQ. - август, 2015.
16
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27
оценить умение бизнес-леди обходить «острые углы» и всегда оставаться спокойной и доброжелательной.
Вербальный контекст визуализируется, достигается эффект обратной связи. Мы можем не соглашаться с мнением Е. Осетинской о том, что «запрос на качественную журналистику в России сильно снизился», или, наоборот, поддерживать мысль о том, что «двадцатилетние люди обязательно все должны взорвать». Разные точки зрения, разные позиции - такова основная установка современного ток-шоу. Именно такой медиаформат предлагает журнал CQ.
В рубрике «Коллекция»3 в начале интервью-комментария дан небольшой подзаголовок: «Наши соотечественники, стяжавшие славу в самых разных сферах жизни, рассказывают, как с детских лет на них влияли картины, в окружении которых они засыпали и просыпались». Вопрос-тема - влияние искусства на формирование человека -объединяет людей разных профессий и возрастов. Создается современная медиаплатформа, центр общения, когда журнал вовлекает читателя в мир прекрасных ассоциаций. Умело представленные комментарии структурируют заявленную рубрику, выявляются стиль и образ мышления комментатора-интервьюируемого. Двухадресность журналистского текста - залог успеха - завоевать целевую читательскую аудиторию. Рассуждения галеристов, коллекционеров, писателей, актеров могут заинтересовать профессионалов в области искусства, а также людей широкого кругозора. Комментирующий принцип подачи информации - важная жанровая тенденция современных массмедиа. Комментарий специалиста или журналиста? Такая постановка вопроса далеко не альтернативная. В зависимости от целевой направленности информации делается акцент на расширенном или узкоспециализированном комментарии, который структурируется по принципу событие-медиасобытие-медиатекст. Жанр интервью-комментария распространился в современной журнальной периодике и заслуживает, несомненно, особого внимания.
Одна из основных тенденций развития публицистической «картины мира» -синтезированность - является стиле- и формообразующей. Разные медиаформаты активно используются в журнальных СМИ, что свидетельствует о востребованности интервью как жанра и как способа широкого и объективного информирования.
3 CQ. - август, 2015.