ББК 85.153(3)
М.Е. Григорян
СИНТЕЗ ИСКУССТВ В ДОМЕ Е.И. ШАРОНОВА В ТАГАНРОГЕ
Таганрог - небольшой южный город на берегу Азовского моря - уникален и многолик. Уникален свой историей, архитектурой, а главное - людьми. Царями и повстанцами, прокурорами и контрабандистами, писателями и конструкторами. В Таганроге, как в чудесном крохотном кристалле, отобразилась история огромной страны и половины мира, к тому же сдобренная очень специфичным южным колоритом.
Характерной особенностью старого Таганрога являлось то, что население города, определяющее его лицо, состояло из нескольких ярких и материально достаточно обеспеченных сословий. Купечество - сословие, задававшее тон в торговом портовом городе, представляло собой удивительную смесь из людей разных национальностей, разных вероисповеданий, разного уровня образования и культуры, с деньгами, зачастую даже не соизмеримыми с масштабом небольшого провинциального городка. Градоначальники, среди которых, как и в современной России, бедных не было. Образованное духовенство с богатой паствой. И маститые деятели культуры, которыми этот город никогда не был обижен. Художественные предпочтения и многообразные способы выражения своего социального статуса столь разных людей и определили уникальность архитектурного облика Таганрога, в котором здания различных стилей и эпох находятся в прямом смысле бок о бок, а, точнее, стена к стене. Улицы города -это живые иллюстрации к учебнику по истории архитектурных стилей.
Об архитектурных памятниках Таганрога можно сказать немало, однако здания, выстроенные в стиле модерн - последнем крупном стиле в европейском искусстве XX в. - занимают совершенно особое место в современном облике города.
В России стиль модерн получил свое распространение на рубеже XIX и XX вв. Эстетическая программа модерна заключалась в утверждении красоты полезного, в стремлении найти такие формы декора, которые непосредственно вытекали бы из пространственно-планировочной и конструктивной основы сооружений. Особенно ярко в модерне проявилось стремление к своеобразному синтезу искусств, к сближению и взаимному обогащению живописи, архитектуры и прикладного искусства, к стиранию четких границ между ними. В российских условиях архитектура модерна была выражением не только чисто стилистических исканий, но и стремлением уйти от эклектических форм, свойст-
венных предшествующему периоду. За короткий срок своего существования модерн оставил заметный след в облике многих русских городов и Таганрог в этом смысле не составляет исключения, хотя памятники этого периода составляют сравнительно немногочисленную группу в поздней застройке города.
Одним из наиболее интересных примеров последовательного воплощения принципов модерна в его национально-романтическом варианте является дом хлеботорговца Е.И. Шаронова, расположенный по ул. Фрунзе (рис.1).
Рис. 1
Это здание предположительно было создано в 1912 г.; архитектура его уникальна, но, к сожалению, многолетние поиски проектной документации и материалов по истории строительства оказались безрезультатными. До сих пор неясно, кто был автором проекта, по эскизам какого художника выполнен фриз, скупы, противоречивы и обрывочны сведения о самом владельце здания -Е.Шаронове. Однако на основании стилистического анализа можно предположить, что автором проекта был выдающийся московский архитектор Ф.О. Шехтель, а майоликовый фриз выполнен в манере, характерной для работ Н.К. Рериха.
Особняк представляет собой одноэтажное с высоким цокольным этажом строение, обращенное главным своим фасадом в сторону улицы. В его сложной композиции, построенной на сочетании крупных, монументальных объемов, нашло свое отражение свойственное русской архитектуре того времени стремление к живописной асимметрии.
Вся верхняя часть лицевого фасада заполнена майоликовыми композициями, образующими единый красочный пояс, прорезанный оконными про-
емами. Выразительная по цвету майоликовая плитка великолепно сочетается с блеклой, светло-желтой облицовкой фасада.
Вход в особняк отмечен килевидным козырьком, в поле которого расположено изображение стилизованной женской фигуры в окружении цветов, заключенное в прямоугольную рамку. Под ним можно видеть типичный для ранней фазы модерна мотив - причудливые, "ползущие" цветы, пронизанные восходящим волнообразным движением. Те же характерные флоральные мотивы, но уже с изображением "никнущих" цветов в изысканных по форме вазонах, украшают отступающие от красной линии улицы части фасада.
На центральном ризалите здания расположена композиция, изображающая плывущие под парусами ладьи с воинами. Вдали на холме виднеются силуэты домов маленького городка. Насыщенные, интенсивные цвета майолики (ультрамарин, охра, зелень, кобальт) и подчеркнуто упрощенный рисунок помогают художнику передать особенный поэтический колорит далекой эпохи.
Правый ризалит особняка включает в себя два сюжетных панно, расположенных одно над другим. Верхняя композиция представляет собой сцену "Боя"
и сопровождается стилизованной надписью, составленной из букв старославян-
ского алфавита: "Сшиблись вдруг ладьи с ладьями и пошла меж ними сеча... брызжут искры, кровь струится, стон и вопль в бою сомкнутом". Подобные стилизованные надписи, включенные в композицию
фасадов, получили большое
распространение в конце 1900-х гг. Этот прием роднил
архитектуру с формальным
языком прикладного искусства и прикладной графики модерна (рис.2).
Под композицией "Боя"
можно видеть типичный
"декадентский" мотив начала XX в.: русалка со стрелой в руке, убегающая от первых лучей восходящего солнца. Художник предстает в этой сцене прекрасным колористом:
цветовая гамма изразца построена на гармоничном сочетании теплых
Рис.2
(охристых, светло-желтых, коричневых) и холодных (синих, зеленых, серых) тонов.
В целом, орнаментальные и сюжетные панно соединяются воедино благодаря чередованию западающих и выпуклых дугообразных плоскостей, использованию цветовых заставок, сопоставлению матовой и бликующей поверхностей изразцов, сложному ритму холодных и теплых тонов. Сочетание глазурованного кирпича, майолики, различных фактур штукатурки усиливают живописное восприятие асимметричного фасада. Этой же цели служат декоративно осмысленные архитектурные детали - сандрики, наличники, подоконные и штукатурные полочки, венчающий карниз.
Исключительно важную роль в восприятии композиции здания играют покрытия в виде трех башен, формирующих выразительный, подчеркнуто изысканный силуэт здания. Центральный ризалит увенчан трапециевидной формы кровлей с полукруглым слуховым окном и ажурным кованым гребешком; боковой - бочкообразной башней-кокошником; объем главного входа завершает высокий восьмигранный шатер, некогда увенчанный флюгером в виде флажка на небольшом, закругленном в нижней части конусе.
В иных стилизующих формах выполнены крыльцо, балкон дворового фасада и ворота с калиткой. Массивная плита балкона покоится на четырех фигурных бетонных столбах, которые являются опорой для металлических стоек, поддерживающих односкатный козырек. Ограждения балкона и крыльца представлены металлической решеткой с геометрическим рисунком, включающим в себя мотив спиралевидных завитков. Тот же мотив повторяется и в рисунке ограды ворот. Вкрапляясь в жесткую геометрическую решетку ворот, они перекликаются с арочными проемами бойниц, растительным рисунком гребешка, орнаментальными формами фриза. Динамичные вертикали столбов ворот с двускатными островерхими завершениями и узкими бойницами подчеркнуты пластично вылепленными масками львиц, изготовленными М.А. Врубелем в знаменитой на всю Россию Абрамцевской мастерской (рис.3).
Как говорилось выше, стилевые особенности дома Шаронова позволяют предположить, что автором его проекта был замечательный русский зодчий Ф.О. Шехтель - создатель Ярославского вокзала в Москве. Ведь именно на это здание так похож рассматриваемый нами особняк.
Как и в Ярославском вокзале, в его архитектуре в полной мере проявились основополагающие черты модерна - стилизация, свободная компоновка объемов, стремление к синтезу искусств. Сходство архитектурных решений обоих зданий не ограничивается лишь единством стилистических признаков. Оно проявляется также в идентичности кровель, в майоликовых композициях фа-
садов, в форме и пропорциях окон. И в трактовке архитектурных масс, и в рисунке деталей отчетливо проступают черты, свойственные индивидуальному, всегда
узнаваемому почерку Шехтеля.
Как особняк Шаронова, так и здание Ярославского вокзала -характернейшие примеры
неорусского варианта стиля модерн.
Их пластика и образный строй неотделимы от духовного климата 1900-х гг., периода, когда особенно ярко проявилась тенденция к сближению живописи, прикладного искусства и архитектуры. Дань ей отдали многие художники, но, пожалуй, в творчестве Шехтеля этот синтез нашел свое наиболее полное, последовательное и убедительное воплощение.
Своим образным строем и художественными достоинствами, своим, в определенной степени, "столичным" обликом, особняк Шаронова заметно выделяется среди других зданий Таганрога. И, конечно, мало вероятно, что проектировал его местный архитектор. Единственным же крупным мастером, работавшим в эти годы для Таганрога, был Ф.О. Шехтель (документально доказано, что он является автором проекта здания библиотеки им. А.П. Чехова, преподнесенного им городу в качестве дара).
Особняк хлеботорговца Е.И. Шаронова резко выделяется среди рядовой застройки провинциального Таганрога, сложившейся в основном в первой половине XIX в. в формах классицизма. В городской среде этот памятник лишний раз подчеркнул экзотику архитектурного облика города, предопределенную самим природным месторасположением Таганрога, его торговым процветанием и пестрой смесью населяющих его народов.
Рис.3