Terra Humana
УДК 003.62 ББК 71.4
М.В. Сюй
СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КИТАИСКОИ СИМВОЛИКИ
Исследуется китайская символика с точки зрения взаимодействия символов разных групп. Показано, что зооморфные символы вступают в синтагматические ряды с наибольшим количеством групп, а жестовые символы взаимодействуют лишь с антропоморфными. Универсальность символа инь-ян может быть понята как взаимодействие со всеми без исключения символами.
Ключевые слова:
взаимодействие символов, инь-янь, культура Китая, символ, синтагматический ряд.
По аналогии с синтагматикой языка и художественного текста можно говорить о синтагматике символического универсума, то есть об определенных закономерностях сочетания символов. В основу синтагматической классификации положен принцип линейного взаимодействия символов из разных групп, а также внутри одной группы, то есть то, в каких конфигурациях и последовательностях символы контактно взаимодействуют и сочетаются.
Рассмотрим сочетание китайских символов на конкретных примерах. Бог долголетия изображается с персиковым деревом или с тремя друзьями, звездными богами счастья и изобилия. Он сидит на олене, часто держит в руке плод с мифического дерева пантао. Гуаньюнь - богиня милосердия. Ее иногда изображают в белых одеждах с ребенком на руках. Ей поклоняются те, кто желает иметь ребенка. Часто ее изображают сидящей верхом на мифическом животном Нои, чем-то напоминающем буддийского льва, символизирующего божественное вознесение Гуаньюнь над силами природы [2, с. 243]. Маньчжушри - бог мудрости. В руках он держит меч и священную книгу -буддийское священное писание, которое лежит на цветке голубого лотоса. Он едет на златогривом льве, что символизирует его силу, находящуюся превыше жизни и смерти. С антропоморфными символами вступает во взаимодействие целый комплекс бацзисян, который состоит из восьми буддийских сокровищ, атрибутов будд и бодхисатв. В этот комплекс входят: колесо лунь, символ духовного завоевания мира Буддой Шакьямуни; раковина ло - инструмент, подающий сигнал к началу богослужения; зонт сань - знак высшего достоинства (рис. 1); балдахин гай - символ покоя и благополучия; лотос ляньхуа - воплощение чистоты и совершенства; ваза гуань - сосуд с напитком бессмертия; рыбы юй - преодоленные Буддой радость и страдание, составляющие два главных течения человеческой жизни; вечный узел чан - символ бесконеч-
ности жизни [9, с. 243]. Также существует комплекс бабао, который образуют атрибуты восьми даосских бессмертных: веер шань, мухогонка иншуа, меч цзянь, сосуд для снадобий в виде тыквы-горлянки хулу, флейта ди, клюка гуай, корзина лань, наполненная плодами или цветами хуалань, кастаньеты юйгу, цветок лотоса на длинном стебле ляньхуа или ляньхэ [5, с. 123]. Изображения восьми бессмертных можно найти в бронзе, на слоновой кости и вышитыми на различных ткацких изделиях [2, с. 62].
Чаще всего взаимодействие наблюдается среди зооморфных символов. Символы этой группы сочетаются с антропоморфными, растительными, геометрическими, иероглифическими, пространственной ориентации, атрибутами быта и культовыми предметами, ландшафтными и архитектурными, а также с подобными себе. Например, пара львов. Такие скульптуры устанавливаются около зданий, входов в храмы, в садах. По древним легендам льву приписывается чрезмерное любопытство и любовь к зрелищам. Поэтому неудивительно, что одним из самых любимых танцев на китайских праздниках является красочный «танец льва». Скульптурное изображение льва нашло свое место возле буддийских храмов, так как в буддизме лев символизирует Будду. Скульптуры львов получили повсеместное распространение как элемент садового и городского декора. На юге и юго-востоке Китая фантазия мастеров в изображении львов достигла высочайшего предела. Скульптуры стали иметь ярко выраженный половой диморфизм: у самки в лапах появился детеныш, а у мужской особи - шар, как символ власти и могущества над миром [3, с. 45]. В большом количестве зооморфная символика представлена в различных комплексах захоронений, например, в Шисаньлин - комплексе захоронений династии Мин. От ворот начинается священная дорога, по обеим сторонам которой стоят каменные скульптуры священных животных, воинов и чиновников разных рангов. 24 скульпту-
ры животных (по 4 каждого типа) имеют следующие символические значения: лев -грозная сила, защита; слон -счастье; верблюд - символ бескрайней земли; конь - основное средство передвижения и перевозки; Сечжи (рис. 2) -как грозу демонов: почти все устрашители демонов изображались сидящими на тигре [8, с. 157]. На лбу тигра часто изображали иероглиф ван (царь).
Растительные символы вступают во взаимодействие с зооморфными, антропоморфными, растительными символами, атрибутами быта и культовыми предметами. Например, комбинации определенных зооморфных и растительных символов часто служили символами определенного времени года. Воробей с заснеженным бамбуком -символ зимы, сорока с цветущей сливой -символ весны, цапля и лотос - символ лета, феникс и хризантема - символ осени [1, с. 427]. Тыква-горлянка, являясь символом бессмертия, часто изображается с божествами бессмертия. В форме гриба чжи исполнялись такие образы, как облака, Лунная корица, жезл - жуи. Лан Тсай-хо -одна из восьми бессмертных, которую почитают как покровительницу цветоводов. Ее часто изображают с корзиной цветов.
Иероглифические символы взаимодействуют с зооморфными, растительными, пространственной ориентации и подобными себе. Сочетание иероглифических символов с символами других групп можно встретить на одежде и украшениях, где они служили важными элементами дизайна. Чаще всего встречаются изображения кучевых облаков, иероглифов шоу - «долголетие» и бабочек, летающих среди цветов. Проследить взаимодействие иероглифических символов можно на примере декоративных украшений. Например, на щитке серебряного кольца, найденного в восточнохань-ском погребении, вырезаны иероглифы «ли шоу», где «шоу» - «безупречность, чистота, высокие моральные качества», а «ли» - слива, символ чистоты, в то же время оба иероглифа могли употребляться в качестве имен собственных [5, с. 126]. Наиболее популярными иероглифическими символами
Рис. 2. Сечжи
в орнаментации китайских личных украшений признают иероглифы шоу - долголетие и фу - счастье (рис. 3). Эти иероглифы помещены на концах парных браслетов шоучжо позднеминского времени. Иероглиф си, особенно двойной, так называемый шуанси - двойное счастье, служил символом благополучия в браке [5, с. 127]. Иероглиф си распространен в женских украшениях. В период Цин иероглифами шуанси часто украшались свадебные уборы. Иероглифы «долголетие» и «счастье» можно было встретить в императорском дворце, где они были призваны обеспечить благоденствие императора [6, с. 203].
Минеральные символы чаще всего сочетаются с антропоморфными, зооморфными, геометрическими, пространственной ориентации, растительными, атрибутами быта и культовыми предметами. В «Шань хай цзин» («Книге гор и морей» Ш-1 в. до н.э.), где говорится, что «боги и духи небес и земли вкушают его по утрам и в полдень. Государи едят его, чтобы предотвратить несчастья» [5, с. 50]. Из нефрита делали круглые диски би с круглым отверстием в центре, связанные с культом неба, а также квадратные в сечении вытянутые предметы со сквозным цилиндрическим отверстием в центре типа цзун, которые символизировали землю [1, с. 81; 4, с. 10]. Семантика изделия отражает идею
п -> г.т и оплодотворения. Из
Рис. 3. Иероглиф фу «г
Рис. 1. Зонт сань
Общество
Terra Humana
нефрита вырезали прямоугольные таблички гуй - знак императорской власти, различные украшения - небольшие подвески, объемные фигурки животных, мелкие антропоморфные скульптуры. Существовало поверье, что красная разновидность жадеита растет на дереве высотой в 10000 локтей и шириной в 300 обхватов [2, с. 119]. Дерево находится в садах даосской богини Сиван-му, в горах Куньлунь. Листья и плоды этого дерева дарят бессмертие съевшему их.
Геометрические символы чаще всего вступают в синтагматические ряды с антропоморфными символами, пространственной ориентации, ландшафтными и архитектурными, а также с подобными себе. Е.В. Голосова отмечает, что в ландшафте китайских садов часто встречается круглая форма. В отдельных случаях круг символизирует луну и солнце, но чаще всего - Небо. В китайской традиции два сцепленных кольца шуанху-ань - символ счастья, встречающий посетителей при входе в сад [3, с. 158]. По мнению М.О. Суриной, цвет в китайской культуре вырастает до уровня универсального символа, маркирующего сакральные процессы космогенезиса, воплощает культурные интенции общества, фиксирует его традиции и законы [7, с. 12]. Изменение же цветовой палитры отражает тенденции, назревающие в обществе. Несмотря на многообразие цветов и их оттенков в повседневной жизни получили широкое распространение только пять, находящихся в соответствии с пятичленной моделью мироздания. Это желтый, который символизирует землю; красный -цвет огня; сине-зеленый - дерево; белый -металл; черный - воду. Желтый также символизирует императора, красный - феникса, сине-зеленый - небо, белый - белого тигра, черный - Сокровенного воина.
Ландшафтные и архитектурные символы взаимодействуют с геометрическими, зооморфными, атрибутами быта и культовыми предметами, а также с подобными себе. Например, многоэтажные пагоды, или пагоды в стиле башни вобрали в себя образы индийской ступы и китайской башни [3, с. 119]. Одним из обязательных элементов является колесо сансары на кровле.
Атрибуты быта и культовые предметы чаще всего встречаются в сочетании с антропоморфными символами, реже взаимодействуют с растительными и зооморфными. Например, Чунг-ли Чуан, глава восьми бессмертных, всегда изображается с веером, с помощью которого оживляет души мертвых. Лу Тунг-пин, ученый и затворник, познавший тайны даосизма с помощью Чунг-ли Чуана. В правой руке он держит веничек даосизма и свою эмблему - меч обычно пе-
Рис. 4. Жезл жуи
рекинутый через плечо [2, с. 64]. Этим мечом он может разрубить землю, порубить на куски дракона и освободить мир от зла на период до 400 лет. Жезл жуи (рис. 4) символизирует мистический лотос - он обычно выгравирован на конце меча.
Символы пространственной ориентации вступают во взаимодействие с геометрическими, зооморфными и антропоморфными символами. Например, известная в китайской мифологии трехногая жаба живет на Луне, которую она проглатывает во время затмения, поэтому она стала эмблемой всего недостижимого. Легендарный вождь Хоуи получил в дар от богини Сиванму эликсир бессмертия, а его жена Чан Э украла его и бежала на Луну, за что была превращена в жабу - ее внешность соотносится с рельефом лунной поверхности [9, с. 157] .
Жестовые символы сочетаются только с антропоморфными символами. Например, коутоу - обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья, который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе императора.
Взаимодействие символов разных групп можно проследить на примере императорского одеяния династии Мин. На официальной одежде представлены ландшафтные символы, символы пространственной ориентации, зооморфные и атрибуты быта: солнце, луна и звезды обозначали обладание знаниями; горы - твердость и непоколебимость воли в необходимых ситуациях; дракон - наставление на путь добродетели; фазан - личный пример по культивированию добродетели; кубки с «пестрыми тварями» - духовную чистоту и бескорыстность устремлений; огонь - усердие; топор - справедливость при наказании зла; квадратные накидки - проницательность при отделении добра от зла [6, с. 22].
Особого внимания заслуживает известный символ инь-ян, представляющий
Зооморфные
Антропоморфные
минеральные
Растительны е
геометрические
Иероглифические
ландшафтные и архитектурные
антрспоморфные пространственной ориентации растительные зооморфные геометрические иероглифические атрибуаы быта и культовые предметы ландшафгные и архитектурные минеральные зооморфные
растительные
атрибуты быта и культовые предметы
геометрические
минеральные
Культовые предметы и атрибуты быта
пространственной ориентации
жестовые
антропоморфные
антропоморфные
зооморфные
теометрические
пространственной ориентации рстасттеилтьенлыьеные атрибуты быта и культовые предметы атзоромиобмруофтрныфыбнеыытеа и культовые предметы ааттопомотфные имниернаелрьанлыьеные растительные
рраатисрбтиуитбтыуелтбьыынтбыаыеитакуилкьутолвьытоевпыреедпмреетрыметы
пространственнойориентации зооморфные
антропоморфные
геометрические
минеральные зооморфные
растительные
иероглифические
пространствеичей ориентации
геометрические
зооморфные атрибуты быта и культовые предметы
ландшафтные и архитектурные
антропоморфные зооморфны е тарсотпиотмелоьрнфынеые минеральные
геометрические нызоеоморфные
манетриочпеосмкоирефные
минеральные антропоморфные
собой круг, разделенный волнистой линией на две половины - темную и светлую, в каждой располагается точка - светлая на темном фоне, темная на светлом. Согласно даосскому учению, в каждом объекте существует своя противоположность. В науке, культуре, искусстве и даже в быту мы постоянно сталкиваемся с идеей двуе-динства инь и ян. Соответственно нет такого символа, который не содержал бы в себе один из этих двух элементов. Таким образом, символ инь-ян вступает в синтагматические ряды со всеми группами символов.
Проследить взаимодействие символов всех групп можно на схеме слева.
Исследование китайской символики с точки зрения взаимодействия символов разных групп показало, что антропоморфные символы чаще вступают в синтагматические ряды с зооморфными символами и наоборот; растительные - с зооморфными; символы пространственной ориентации - с геометрическими и наоборот; атрибуты быта и культовые предметы - с антропоморфными; иероглифические - с зооморфными; минеральные - с антропоморфными; ландшафтные и архитектурные - с зооморфными. Выявлено, что жестовые символы вступают во взаимодействие лишь с группой антропоморфных символов. Возможно, причиной является их малочисленность. Таким образом, самой активной и востребованной группой является группа зооморфных символов, а самой пассивной - группа жестовых символов.
Список литературы:
[1] Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / 2-е изд. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.
[2] Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов (Восточный символизм) / Пер. с англ. -М.: Изд-во Царева, 2000. - 436 с.
[3] Голосова Е.В. Ландшафтное искусство Китая / Российская акад. наук, Гл. ботан. сад им. Н.В. Цицина. - М.: Наталис, 2008. - 328 с., ил.
[4] Меньшикова И.А. Сокровища древнего искусства Китая. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 40 с.: ил.
[5] Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII - начала XX веков). История, семантика, эстетика. - М.: Компания Спутник +, 1999. - 164 с., ил.
[6] Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. - 384 с., ил.
[7] Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Изд. 2-е, с измен. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 152 с.
[8] №ЙФЯ4Ьжй^4^М±,
2008.5
[9] тШЩ-Х\ШШШ№АШАШо- ^#Ай№ |±, 2007.10
Общество