Научная статья на тему 'Синтагматическая классификация китайской символики'

Синтагматическая классификация китайской символики Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1095
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимодействие символов / инь-янь / культура Китая / Символ / синтагматический ряд

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сюй Марина Вячеславовна

<i>Исследуется китайская символика с точки зрения взаимодействия символов разных групп. Показано, что зооморфные символы вступают в синтагматические ряды с наибольшим количеством групп, а жестовые символы взаимодействуют лишь с антропоморфными. Универсальность символа инь-ян может быть понята как взаимодействие со всеми без исключения символами.</i>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтагматическая классификация китайской символики»

Terra Humana

УДК 003.62 ББК 71.4

М.В. Сюй

СИНТАГМАТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КИТАИСКОИ СИМВОЛИКИ

Исследуется китайская символика с точки зрения взаимодействия символов разных групп. Показано, что зооморфные символы вступают в синтагматические ряды с наибольшим количеством групп, а жестовые символы взаимодействуют лишь с антропоморфными. Универсальность символа инь-ян может быть понята как взаимодействие со всеми без исключения символами.

Ключевые слова:

взаимодействие символов, инь-янь, культура Китая, символ, синтагматический ряд.

По аналогии с синтагматикой языка и художественного текста можно говорить о синтагматике символического универсума, то есть об определенных закономерностях сочетания символов. В основу синтагматической классификации положен принцип линейного взаимодействия символов из разных групп, а также внутри одной группы, то есть то, в каких конфигурациях и последовательностях символы контактно взаимодействуют и сочетаются.

Рассмотрим сочетание китайских символов на конкретных примерах. Бог долголетия изображается с персиковым деревом или с тремя друзьями, звездными богами счастья и изобилия. Он сидит на олене, часто держит в руке плод с мифического дерева пантао. Гуаньюнь - богиня милосердия. Ее иногда изображают в белых одеждах с ребенком на руках. Ей поклоняются те, кто желает иметь ребенка. Часто ее изображают сидящей верхом на мифическом животном Нои, чем-то напоминающем буддийского льва, символизирующего божественное вознесение Гуаньюнь над силами природы [2, с. 243]. Маньчжушри - бог мудрости. В руках он держит меч и священную книгу -буддийское священное писание, которое лежит на цветке голубого лотоса. Он едет на златогривом льве, что символизирует его силу, находящуюся превыше жизни и смерти. С антропоморфными символами вступает во взаимодействие целый комплекс бацзисян, который состоит из восьми буддийских сокровищ, атрибутов будд и бодхисатв. В этот комплекс входят: колесо лунь, символ духовного завоевания мира Буддой Шакьямуни; раковина ло - инструмент, подающий сигнал к началу богослужения; зонт сань - знак высшего достоинства (рис. 1); балдахин гай - символ покоя и благополучия; лотос ляньхуа - воплощение чистоты и совершенства; ваза гуань - сосуд с напитком бессмертия; рыбы юй - преодоленные Буддой радость и страдание, составляющие два главных течения человеческой жизни; вечный узел чан - символ бесконеч-

ности жизни [9, с. 243]. Также существует комплекс бабао, который образуют атрибуты восьми даосских бессмертных: веер шань, мухогонка иншуа, меч цзянь, сосуд для снадобий в виде тыквы-горлянки хулу, флейта ди, клюка гуай, корзина лань, наполненная плодами или цветами хуалань, кастаньеты юйгу, цветок лотоса на длинном стебле ляньхуа или ляньхэ [5, с. 123]. Изображения восьми бессмертных можно найти в бронзе, на слоновой кости и вышитыми на различных ткацких изделиях [2, с. 62].

Чаще всего взаимодействие наблюдается среди зооморфных символов. Символы этой группы сочетаются с антропоморфными, растительными, геометрическими, иероглифическими, пространственной ориентации, атрибутами быта и культовыми предметами, ландшафтными и архитектурными, а также с подобными себе. Например, пара львов. Такие скульптуры устанавливаются около зданий, входов в храмы, в садах. По древним легендам льву приписывается чрезмерное любопытство и любовь к зрелищам. Поэтому неудивительно, что одним из самых любимых танцев на китайских праздниках является красочный «танец льва». Скульптурное изображение льва нашло свое место возле буддийских храмов, так как в буддизме лев символизирует Будду. Скульптуры львов получили повсеместное распространение как элемент садового и городского декора. На юге и юго-востоке Китая фантазия мастеров в изображении львов достигла высочайшего предела. Скульптуры стали иметь ярко выраженный половой диморфизм: у самки в лапах появился детеныш, а у мужской особи - шар, как символ власти и могущества над миром [3, с. 45]. В большом количестве зооморфная символика представлена в различных комплексах захоронений, например, в Шисаньлин - комплексе захоронений династии Мин. От ворот начинается священная дорога, по обеим сторонам которой стоят каменные скульптуры священных животных, воинов и чиновников разных рангов. 24 скульпту-

ры животных (по 4 каждого типа) имеют следующие символические значения: лев -грозная сила, защита; слон -счастье; верблюд - символ бескрайней земли; конь - основное средство передвижения и перевозки; Сечжи (рис. 2) -как грозу демонов: почти все устрашители демонов изображались сидящими на тигре [8, с. 157]. На лбу тигра часто изображали иероглиф ван (царь).

Растительные символы вступают во взаимодействие с зооморфными, антропоморфными, растительными символами, атрибутами быта и культовыми предметами. Например, комбинации определенных зооморфных и растительных символов часто служили символами определенного времени года. Воробей с заснеженным бамбуком -символ зимы, сорока с цветущей сливой -символ весны, цапля и лотос - символ лета, феникс и хризантема - символ осени [1, с. 427]. Тыква-горлянка, являясь символом бессмертия, часто изображается с божествами бессмертия. В форме гриба чжи исполнялись такие образы, как облака, Лунная корица, жезл - жуи. Лан Тсай-хо -одна из восьми бессмертных, которую почитают как покровительницу цветоводов. Ее часто изображают с корзиной цветов.

Иероглифические символы взаимодействуют с зооморфными, растительными, пространственной ориентации и подобными себе. Сочетание иероглифических символов с символами других групп можно встретить на одежде и украшениях, где они служили важными элементами дизайна. Чаще всего встречаются изображения кучевых облаков, иероглифов шоу - «долголетие» и бабочек, летающих среди цветов. Проследить взаимодействие иероглифических символов можно на примере декоративных украшений. Например, на щитке серебряного кольца, найденного в восточнохань-ском погребении, вырезаны иероглифы «ли шоу», где «шоу» - «безупречность, чистота, высокие моральные качества», а «ли» - слива, символ чистоты, в то же время оба иероглифа могли употребляться в качестве имен собственных [5, с. 126]. Наиболее популярными иероглифическими символами

Рис. 2. Сечжи

в орнаментации китайских личных украшений признают иероглифы шоу - долголетие и фу - счастье (рис. 3). Эти иероглифы помещены на концах парных браслетов шоучжо позднеминского времени. Иероглиф си, особенно двойной, так называемый шуанси - двойное счастье, служил символом благополучия в браке [5, с. 127]. Иероглиф си распространен в женских украшениях. В период Цин иероглифами шуанси часто украшались свадебные уборы. Иероглифы «долголетие» и «счастье» можно было встретить в императорском дворце, где они были призваны обеспечить благоденствие императора [6, с. 203].

Минеральные символы чаще всего сочетаются с антропоморфными, зооморфными, геометрическими, пространственной ориентации, растительными, атрибутами быта и культовыми предметами. В «Шань хай цзин» («Книге гор и морей» Ш-1 в. до н.э.), где говорится, что «боги и духи небес и земли вкушают его по утрам и в полдень. Государи едят его, чтобы предотвратить несчастья» [5, с. 50]. Из нефрита делали круглые диски би с круглым отверстием в центре, связанные с культом неба, а также квадратные в сечении вытянутые предметы со сквозным цилиндрическим отверстием в центре типа цзун, которые символизировали землю [1, с. 81; 4, с. 10]. Семантика изделия отражает идею

п -> г.т и оплодотворения. Из

Рис. 3. Иероглиф фу «г

Рис. 1. Зонт сань

Общество

Terra Humana

нефрита вырезали прямоугольные таблички гуй - знак императорской власти, различные украшения - небольшие подвески, объемные фигурки животных, мелкие антропоморфные скульптуры. Существовало поверье, что красная разновидность жадеита растет на дереве высотой в 10000 локтей и шириной в 300 обхватов [2, с. 119]. Дерево находится в садах даосской богини Сиван-му, в горах Куньлунь. Листья и плоды этого дерева дарят бессмертие съевшему их.

Геометрические символы чаще всего вступают в синтагматические ряды с антропоморфными символами, пространственной ориентации, ландшафтными и архитектурными, а также с подобными себе. Е.В. Голосова отмечает, что в ландшафте китайских садов часто встречается круглая форма. В отдельных случаях круг символизирует луну и солнце, но чаще всего - Небо. В китайской традиции два сцепленных кольца шуанху-ань - символ счастья, встречающий посетителей при входе в сад [3, с. 158]. По мнению М.О. Суриной, цвет в китайской культуре вырастает до уровня универсального символа, маркирующего сакральные процессы космогенезиса, воплощает культурные интенции общества, фиксирует его традиции и законы [7, с. 12]. Изменение же цветовой палитры отражает тенденции, назревающие в обществе. Несмотря на многообразие цветов и их оттенков в повседневной жизни получили широкое распространение только пять, находящихся в соответствии с пятичленной моделью мироздания. Это желтый, который символизирует землю; красный -цвет огня; сине-зеленый - дерево; белый -металл; черный - воду. Желтый также символизирует императора, красный - феникса, сине-зеленый - небо, белый - белого тигра, черный - Сокровенного воина.

Ландшафтные и архитектурные символы взаимодействуют с геометрическими, зооморфными, атрибутами быта и культовыми предметами, а также с подобными себе. Например, многоэтажные пагоды, или пагоды в стиле башни вобрали в себя образы индийской ступы и китайской башни [3, с. 119]. Одним из обязательных элементов является колесо сансары на кровле.

Атрибуты быта и культовые предметы чаще всего встречаются в сочетании с антропоморфными символами, реже взаимодействуют с растительными и зооморфными. Например, Чунг-ли Чуан, глава восьми бессмертных, всегда изображается с веером, с помощью которого оживляет души мертвых. Лу Тунг-пин, ученый и затворник, познавший тайны даосизма с помощью Чунг-ли Чуана. В правой руке он держит веничек даосизма и свою эмблему - меч обычно пе-

Рис. 4. Жезл жуи

рекинутый через плечо [2, с. 64]. Этим мечом он может разрубить землю, порубить на куски дракона и освободить мир от зла на период до 400 лет. Жезл жуи (рис. 4) символизирует мистический лотос - он обычно выгравирован на конце меча.

Символы пространственной ориентации вступают во взаимодействие с геометрическими, зооморфными и антропоморфными символами. Например, известная в китайской мифологии трехногая жаба живет на Луне, которую она проглатывает во время затмения, поэтому она стала эмблемой всего недостижимого. Легендарный вождь Хоуи получил в дар от богини Сиванму эликсир бессмертия, а его жена Чан Э украла его и бежала на Луну, за что была превращена в жабу - ее внешность соотносится с рельефом лунной поверхности [9, с. 157] .

Жестовые символы сочетаются только с антропоморфными символами. Например, коутоу - обряд тройного коленопреклонения и девятикратного челобитья, который по китайскому дипломатическому этикету было принято совершать при приближении к особе императора.

Взаимодействие символов разных групп можно проследить на примере императорского одеяния династии Мин. На официальной одежде представлены ландшафтные символы, символы пространственной ориентации, зооморфные и атрибуты быта: солнце, луна и звезды обозначали обладание знаниями; горы - твердость и непоколебимость воли в необходимых ситуациях; дракон - наставление на путь добродетели; фазан - личный пример по культивированию добродетели; кубки с «пестрыми тварями» - духовную чистоту и бескорыстность устремлений; огонь - усердие; топор - справедливость при наказании зла; квадратные накидки - проницательность при отделении добра от зла [6, с. 22].

Особого внимания заслуживает известный символ инь-ян, представляющий

Зооморфные

Антропоморфные

минеральные

Растительны е

геометрические

Иероглифические

ландшафтные и архитектурные

антрспоморфные пространственной ориентации растительные зооморфные геометрические иероглифические атрибуаы быта и культовые предметы ландшафгные и архитектурные минеральные зооморфные

растительные

атрибуты быта и культовые предметы

геометрические

минеральные

Культовые предметы и атрибуты быта

пространственной ориентации

жестовые

антропоморфные

антропоморфные

зооморфные

теометрические

пространственной ориентации рстасттеилтьенлыьеные атрибуты быта и культовые предметы атзоромиобмруофтрныфыбнеыытеа и культовые предметы ааттопомотфные имниернаелрьанлыьеные растительные

рраатисрбтиуитбтыуелтбьыынтбыаыеитакуилкьутолвьытоевпыреедпмреетрыметы

пространственнойориентации зооморфные

антропоморфные

геометрические

минеральные зооморфные

растительные

иероглифические

пространствеичей ориентации

геометрические

зооморфные атрибуты быта и культовые предметы

ландшафтные и архитектурные

антропоморфные зооморфны е тарсотпиотмелоьрнфынеые минеральные

геометрические нызоеоморфные

манетриочпеосмкоирефные

минеральные антропоморфные

собой круг, разделенный волнистой линией на две половины - темную и светлую, в каждой располагается точка - светлая на темном фоне, темная на светлом. Согласно даосскому учению, в каждом объекте существует своя противоположность. В науке, культуре, искусстве и даже в быту мы постоянно сталкиваемся с идеей двуе-динства инь и ян. Соответственно нет такого символа, который не содержал бы в себе один из этих двух элементов. Таким образом, символ инь-ян вступает в синтагматические ряды со всеми группами символов.

Проследить взаимодействие символов всех групп можно на схеме слева.

Исследование китайской символики с точки зрения взаимодействия символов разных групп показало, что антропоморфные символы чаще вступают в синтагматические ряды с зооморфными символами и наоборот; растительные - с зооморфными; символы пространственной ориентации - с геометрическими и наоборот; атрибуты быта и культовые предметы - с антропоморфными; иероглифические - с зооморфными; минеральные - с антропоморфными; ландшафтные и архитектурные - с зооморфными. Выявлено, что жестовые символы вступают во взаимодействие лишь с группой антропоморфных символов. Возможно, причиной является их малочисленность. Таким образом, самой активной и востребованной группой является группа зооморфных символов, а самой пассивной - группа жестовых символов.

Список литературы:

[1] Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае / 2-е изд. - М.: Восточная литература, 2001. - 488 с.

[2] Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов (Восточный символизм) / Пер. с англ. -М.: Изд-во Царева, 2000. - 436 с.

[3] Голосова Е.В. Ландшафтное искусство Китая / Российская акад. наук, Гл. ботан. сад им. Н.В. Цицина. - М.: Наталис, 2008. - 328 с., ил.

[4] Меньшикова И.А. Сокровища древнего искусства Китая. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2007. - 40 с.: ил.

[5] Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII - начала XX веков). История, семантика, эстетика. - М.: Компания Спутник +, 1999. - 164 с., ил.

[6] Сидихменов В.Я. Китай: страницы прошлого. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1978. - 384 с., ил.

[7] Сурина М.О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. - Изд. 2-е, с измен. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Дону: Издательский центр «МарТ», 2005. - 152 с.

[8] №ЙФЯ4Ьжй^4^М±,

2008.5

[9] тШЩ-Х\ШШШ№АШАШо- ^#Ай№ |±, 2007.10

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.