Как вы можете пояснить, что из протокола допроса следует, что вы свободно излагали события преступления, а не путём вопросов и ответов? Подсудимый: Я ничего не могу пояснить по этому вопросу. Адвокат: Оглашённые показания, данные вами на предварительном следствии, кто записывал? Подсудимый: Оглашённые показания записывал следователь. В жанре допроса эти роли непостоянны. В одном случае агенс на свой вопрос получает «желательный» ответ, поддерживающий отстаиваемую им точку зрения, в другом случае - «нежелательный», и тогда роль допрашиваемого меняется, он вольно или невольно становится коагенсом в паре с противной стороной.
Данный метод описания семантики коммуникативных ситуаций позволяет рассматривать роли участников дискурса как особые типы модального отношения, выявлять избирательность институциональных взаимодействий и возможность сочетания ролей (ролевые рамки), доминантные роли и их трансформации на протяжении всего его развития, определять типы скриптов коммуникативного поведения в каждом конкретном случае.
список литературы
1. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Гнозис, 2002. C. 144.
2. Костанов Ю.А. Слово и «дело»: судебные речи: избранное. М.: Verte, 2007. C. 110.
3. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. Л.А. Седова и А.Д. Ковалёва; под ред. М.С. Ковалёвой. М.: Аспект Пресс, 1998. C. 18.
4. Смирнов А.В. Типология судопроизводства : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001.
5. Стенограмма судебного заседания по уголовному делу Орлова О. [Электронный ресурс]. URL: http://www.memo.ru/2010/09/24/2409101.htm.
6. Стенограмма судебного 61 заседания Верховного суда Северной Осетии по делу Кулаева Н.А. [Электронный ресурс]. URL: http://pravdabeslana. ru761-160206.htm.
7. Fillmore C.J. The Case for Case Reopened //
Grammatical Relations. N.Y. etc., 1977. P. 59-81. * * *
1. Karasik V.I. Jazyk social'nogo statusa. M.: Gnozis, 2002. C. 144.
2. Kostanov Ju.A. Slovo i «delo»: sudebnye rechi: izbrannoe. M.: Verte, 2007. C. 110.
3. Parsons T. Sistema sovremennyh obshhestv / per. s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaljova; pod red. M.S. Kovaljovoj. M.: Aspekt Press, 1998. C. 18.
4. Smimov A.V. Tipologija sudoproizvodstva : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk. M., 2001.
5. Stenogramma sudebnogo zasedanija po ugolovnomu delu Orlova O. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.memo.ru/2010/09/24/2409101.htm.
6. Stenogramma sudebnogo 61 zasedanija Verhovnogo suda Severnoj Osetii po delu Kulaeva N.A. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://pravdabeslana. ru/61-160206.htm.
7. Fillmore C.J. The Case for Case Reopened // Grammatical Relations. N.Y. etc., 1977. P. 59-81.
Status characteristics of court discourse participants
There are considered the status characteristics of court discourse participants: institutional position and its intentional correlation with other positions in the institutional communicative space, genre modality of communicative action, formula organization of the discourse.
Key words: court discourse, institutional status, communicative role, modality of communicative action, script of communicative behavior, court ceremonies.
(Статья поступила в редакцию 14.12.2015)
а.р. калашникова
(волгоград)
синтагма как основная единица ритма прозаического текста
(на материале газетной публицистики)
Показана синтагма как основная единица ритмической организации прозаического текста. Приводится ритмический анализ публицистического текста и выявляются индивидуально-авторские черты ритмической текстовой организации.
Ключевые слова: синтагма, синтагматическое членение, ритмическая модель, ритмический сбой, динамика ударности.
Изучение ритма прозы как одного из тек-стообразующих факторов приобретает все большую актуальность в современной лингвистике, но в сфере интересов ученых оказыва-
О Калашникова А.Р., 2015
ется обычно ритм звучащей речи. Это связано с тем, что ритм, как упорядоченное явление, обладает структурными единицами, которые наиболее отчетливо выделяются в звучащих текстах. «Речевой ритм возникает в процессе речепроизводства в результате чередования ударных и безударных слогов, быстрого и медленного темпа, высокого и низкого тона, долгих и кратких звуков, длинных и коротких синтагм, фраз и сверхфразовых единств, повторяющихся и не повторяющихся единиц всех языковых уровней. За основную единицу ритма < ... > принята синтагма» [1]. Ритм письменного (не звучащего) текста состоит, на наш взгляд, из схожих элементов, т. к. в нем присутствуют чередования ударных и безударных слогов, длинных и коротких синтагм, фраз (под фразой мы понимаем предложение) и сверхфразовых единств (абзацев). Мы разделяем мнение В.В. Данилиной о том, что основной единицей ритма прозаического текста является синтагма, но при этом считаем целесообразным разграничить первичные и вторичные средства текстовой ритмизации.
На первичном уровне ритм формируется именно за счет чередования синтагм и чередования ударных и безударных слогов внутри синтагмы (внутрисинтагменного ритма), а также за счет соотношения количества ударений с длиной синтагмы. Для обозначения последнего параметра мы вводим понятие динамики ударности. Если в синтагме ударны в среднем каждый 3-4-й слог (например, в синтагме из трех фонетических слов, составляющих 10 слогов, ударным является примерно каждый третий слог: «Образ затаившегося врага/...»), то динамика ударности средняя. Если в синтагме ударный в среднем каждый второй слог (например, в синтагме из 9 слогов, составляющих четыре фонетических слова, но характеризующейся пятью ударениями, ударным является примерно каждый второй слог: «.../Франк-Вальтер Штайнмайер заявил/... (лексема «Штайнмайер» характеризуется двумя ударениями)), то динамика ударности интенсивная. Если в синтагме ударным является каждый 5-6-й слог, то динамика ударности слабая (например, в синтагме из 10 слогов, составляющих два фонетических слова, ударным является каждый пятый слог: «.../определяемых Тегераном/...»).
все виды текстовых повторов (фонические, лексические, грамматические, синтаксические, интонационные, графические) относятся к средствам вторичной ритмизации и представлены в письменном тексте в той мере,
насколько это необходимо для воплощения авторского замысла. Так, в художественной прозе средствам вторичной ритмизации отведена ведущая роль, тогда как в текстах других жанров они используются ограниченно.
Синтагма - неотъемлемая часть текстовой структуры, это минимальная смысловая единица любого текста. Под синтагмой мы понимаем «интонационно-смысловое единство, которое выражает в данном контексте и в данной ситуации одно понятие и может состоять из одного слова, группы слов и целого предложения. <...> ...синтагма структурно членится на ритмические группы, объединенные словесным ударением. <...> Основное средство членения на синтагмы - пауза. Целостность синтагмы достигается, прежде всего, невозможностью пауз внутри синтагмы...» [3, с. 447].
З.К. Тарланов подробно рассмотрел два подхода к синтагматическому анализу, один из которых восходит к идеям И.А. Бодуэна де Куртенэ и Л.В. Щербы, а второй основывается на идеях Ф. де Соссюра. «Согласно Л.В. Щер-бе, синтагма - элементарная синтаксическая единица, выражающая единое смысловое целое и характеризующаяся особым синтагматическим ударением. Она может состоять как из отдельного слова, так и из группы слов. <... > задача синтагматического анализа - проникновение в семантическую структуру предложения (высказывания) в соответствии с его актуальным содержанием, диктуемым контекстом речи, выявление смысловых и стилистических оттенков, которыми сопровождается общее содержание высказывания.» [5, с. 2728].
Ф. де Соссюр развивал учение о синтагме совершенно в ином плане. Согласно Ф. де Сос-сюру, синтагма характеризуется протяженностью, противопоставленностью ее членов и тем, что ее члены объединены отношением определяющего к определяемому (синтагматическим отношением). Синтагмы делятся на внутренние и внешние. внутренние синтагмы - это смысловые части производных слов: пере-жить, лет-чик. внешние синтагмы образуют отдельные слова и словосочетания, входящие в более крупные синтаксические целые. Таким образом, синтагматическое членение в синтаксисе выступает у Ф. де Соссюра как часть синтагматики вообще [Там же, с. 28-29].
Для проведения ритмического анализа прозаического текста на первичном уровне мы используем принципы членения на синтагмы, изложенные в учении Л.В. Щербы, т. к. именно такой подход дает наиболее широкие воз-
можности для выявления ритмической составляющей прозаического текста.
«Разное синтагматическое членение одного предложения создает различные высказывания, передающие тонкие оттенки смысла и выражающие отношения говорящего к сообщаемому факту» [3, с. 447]. Таким образом деление одного и того же высказывания на синтагмы может варьироваться в зависимости от индивидуального восприятия адресата.
ритм прозаического текста на первичном уровне создается за счет чередования ритмических моделей (когда ударения внутри синтагмы упорядочены, регулярны) и ритмических сбоев (когда ритмическая модель не реализуется, т. к. ударения внутри синтагмы не регулярны).
Всего мы выделим пять ритмических моделей: хореическая (ударные 1-3-5-7-9-11-й слоги), ямбическая (ударные 2-4-6-8-10-12-й слоги), дактилическая (ударные 1-4-7-10-13-й слоги), амфибрахическая (ударные 2-5-8-1114-й слоги), анапестовая (ударные 3-6-9-1215-й слоги). Если в структуре стиха все ударения упорядочены, то в прозе такая упорядоченность отсутствует именно за счет ритмических сбоев внутри синтагм и чередования синтагм с разными ритмическими моделями.
Мы придерживаемся мнения, что ритмический сбой также является устойчивой единицей ритма прозаического текста. Ритмические сбои бывают двух типов:
- когда вся синтагма строится по какой-либо ритмической модели и лишь одно ударение «ломает» внутрисинтагменный ритм («.../ осторожно задвинули в дальний угол/...» -по дактилической ритмической модели, когда ударными являются 3-6-9-12-й слоги, но последнее ударение падает не на 12-й, а на 11-й слог, что приводит к ритмическому сбою);
- когда ударность внутри синтагмы реализуется бессистемно («./как-то называть те лица и государства/...» - ударные 1-5-6-712-й слоги, что не соответствует ни одной ритмической модели).
в результате чередования ритмических моделей с ритмическими сбоями создается устойчивый ритм прозаического текста, воспринимаемый как концепиентом, так и реципиентом интуитивно, неосознанно, но от этого не менее ощутимо.
Необходимо описать принципы синтагматического членения текста, поскольку именно деление текста на синтагмы лежит в основе ритмического анализа. Вслед за Л.И. Цирульником, Б.Н. Лобановым и О.Г. Сизоновым мы
следуем правилам синтагматического членения текста. «Правила синтагматического членения <...> используют явные маркеры границ синтагм в тексте: знаки препинания, а также неявные, в частности, соединительные и подчинительные союзы» [6].
на первом этапе идет разбиение текста на синтагмы внутри фраз и сверхфразовых единств. Границы синтагм обозначаем знаком /, границы фраз обозначаем знаком //, границы сверхфразовых единств - знаком ///. При этом следует учитывать, что синтагма обычно включает в себя до 15-16 слогов, что составляет до 6 фонетических слов, т. е. характеризуется не более чем шестью ударениями. «таким образом, если предложение содержит п знаков препинания, то оно разбивается на п синтагм» [Там же]. Наряду с этим нужно обращать внимание на количество слогов в каждой синтагме, т. к. кроме пунктуационного (явного) членения может быть дополнительно использовано и неявное членение на синтагмы в зависимости от смыслового и лексического наполнения фразы.
На втором этапе в выделенных синтагмах идет объединение лексических единиц в фонетические слова и расстановка в них ударений.
На третьем этапе подсчитывается количество слогов и ударений, их соотношение, а также реализация ритмической модели или ритмического сбоя.
На четвертом этапе составляется таблица, отражающая количество слогов, ударений, степень ударности, внутрисинтагменную ритмичность во фразах и сверхфразовых единствах анализируемого текста.
На пятом этапе проводится количественный анализ процентного соотношения ритмических моделей и ритмических сбоев и делается вывод о ритмической организации данного текста на первичном уровне. При анализе нескольких текстов одного автора можно выявить индивидуальные черты ритмической текстовой организации.
На фоне исследований общих признаков ритмизации произведений художественной прозы и исследований, где рассматриваются ритмические особенности произведений отдельных авторов (Гумовская Г.Н., Хажие-ва Г.Ф., Целовальникова Н.В., Корниенко О.В. и др.), считаем актуальным рассмотреть особенности ритмической организации публицистических текстов. Газетная публицистика занимает особое положение, т. к. выражает индивидуальную авторскую позицию и в то же время не обладает присущими художествен-
ной прозе средствами воздействия на адресата. кроме того, ограниченный объем газетной статьи (как правило, не больше одной полосы) обусловливает текстообразующую функцию ритма. Ритм в этом случае выступает тексто-организующей и текстообъединяющей структурой.
Проанализированный нами материал позволяет сделать вывод о том, что ритмическая организация в публицистическом тексте присуща всему тексту в целом, сохраняясь неизменной от начала и до конца, выступая тексто-образующей категорией, которая объединяет все текстовые уровни, выступая также единицей текстовосприятия. В отличие от художественного текста, где ритм изменяется в зависимости от авторского замысла (исключение составляют небольшие по объему тексты, например «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева), не только выступая текстообразующей категорией, но и характеризуя персонажей, события, хронотоп произведения, ритм публицистических текстов выступает как категория, объединяющая все текстовые уровни.
Изначально участник публицистического дискурса - получатель информации - воспринимает текст как единое целое. Разбивка на абзацы ритмизирует текстовое целое на графическом уровне. Газетный материал подается в виде колонок, поделенных на абзацы, и многие авторы - осознанно или неосознанно - чередуют абзацы по величине упорядоченно. Например, в материалах Дова конторера абзацы примерно одинаковы, а в статьях Марии городовой короткие абзацы чередуются с длинными, что уже заранее настраивает участников публицистического дискурса - получателей информации - на определенное ритмическое восприятие текста.
Приведем пример ритмического анализа статьи Максима Соколова «Коринфская колонна» (http://izvestia.ru/news/574445). За единицу анализа мы принимаем сверхфразовое единство (СФЕ); в связи с ограниченным объемом данной статьи мы приведем здесь анализ пяти СФЕ, но проанализированный материал позволит нам сделать вывод о римической организации всего текста в целом.
«Не только революция, (8)/ но и всякий новый режим,(8)/ даже и не будучи (7)/ совсем уж революционным, (9)/ сменив прежний, (4)/ спешит отмежеваться от предшественника (13)/ на уровне словаря. (7)// Страсть к переименованию неизбывна, (13)/ и весьма немногие государства (11)/умудряются в целом сохранить (10)/ неизменность политического лексикона. (14)// А уж российский двадцатый век
(9)/ поработал на словарной ниве так, (11)/ что может быть в этом отношении сравним
(13)/ разве что с Францией (6)/ конца восемнадцатого (8)/-девятнадцатого веков, (8)/ сумевшей переназвать все, (8)/ и притом неоднократно. (8)///
Естественно,(4)/ что этот процесс не мог не коснуться способов(14)/ называния врагов внутренних и внешних.(14)// Тем более (4)/что революция конца двадцатого века
(14)/(тысяча девятьсот восемьдесят девятый (13)/- тысяча девятьсот девяносто первый) (12)/начертала на своих знаменах, (10)/ что врагов как таковых вообще не существует (14)/- кроме, (2)/конечно, (3)/ темных советских прислужников. (9)///
Поскольку лев возляжет с ягненком (10)/ только в грядущем Царствии Небесном, (11)/ а до той поры взаимоотношения (13)/ между царствиями земными, (9)/ равно как и внутри этих царствий, (10)/не столь идилличны, (6)/ спустя малое время (7)/ после угара перестройки (9)/вновь возникла необходимость (9)/как-то называть те лица и государства, (13)/ деятельность которых (7)/по отношению к российскому народу (13)/ и государству (3)/затруднительно назвать дружелюбной. (11)/// '
С внешней задачей довольно успешно (11)/-и при этом в высшей степени вежливо - (12)/ управилась Смоленская площадь. (10)//«Наши партнеры» (5)/- и вроде не обидно, (7)/и сразу понятно, (6)/кто и что имеется в виду. (9)// Все-таки дипломатический язык (11)/- великая вещь. (5)// Труднее получилось (7)/с внутренней терминологией. (9)///
Родившееся среди испанских фалангистов (14)/и носящее скорее положительный смысл (14)/ выражение «пятая колонна» (11)/тут же было подхвачено (8)/ советскими коммунистами (9)/и получило широкое распространение, (15)/ но в смысле уже глубоко отрицательном. (13)// Образ затаившегося врага, (10)/который стреляет в спину своим (10)/ и норовит открыть неприятелю (10)/ ворота осажденной крепости, (10)/ столь хорошо был ассоциирован (11)/ с разнообразными составами (10)/ всеподметающей пятьдесят восьмой статьи, (13)/ что с некоторым умягчением классовой борьбы (15)/ это выражение, (7)/ освященное именами (9)/ сразу двух генералиссимусов (10)/ - и Сталина, (4)/ и Франко, (3)/ осторожно задвинули в дальний угол. (12)///»
Представим результаты ритмического анализа данного публицистического текста в сводной таблице.
СФЕ № 1
№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность
1 1 8 2 Каждый 4-й слог, средняя 2-6 РМ ямбическая
2 8 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-5-8 Сбой
3 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-5 РМ хореическая
4 9 2 Каждый 4-й, средняя 2-8 РМ ямбическая
5 4 2 Каждый 2-й, интенсивная 2-3 Сбой
6 13 3 Каждый 4-й, средняя 2-6-10 РМ ямбическая
7 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-7 Сбой
2 8 (1) 13 3 Каждый 4-й, средняя 1-7-12 Сбой
9 (2) 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-5-10 Сбой
10 (3) 10 3 Каждый 3-й, средняя 3-6-10 Сбой
11 (4) 14 3 Каждый 5-й, слабая 3-7-13 РМ хореическая
3 12 (1) 9 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-4-7-9 Сбой
13 (2) 11 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-9-11 РМ хореическая
14 (3) 13 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-2-4-5-9-13 Сбой
15 (4) 6 3 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-4 Сбой
16 (5) 8 2 Каждый 4-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая
17 (6) 8 2 Каждый 4-й, средняя 3-8 Сбой
18 (7) 8 3 Каждый 3-й, средняя 2-7-8 Сбой
19 (8) 8 2 Каждый 4-й, средняя 3-7 РМ хореическая
СФЕ № 2
№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность
1 1 4 1 - -
2 14 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-2-5-7-10-12 Сбой
3 13 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-8-12 Сбой
2 4 (1) 4 1 - -
5 (2) 14 5 Каждый 3-й, средняя 1-4-8-10-13 Сбой
6 (3) 13 4 Каждый 3-й, средняя 1-6-7-12 Сбой
7 (4) 12 4 Каждый 3-й, средняя 1-6-9-11 Сбой
8 (5) 10 3 Каждый 3-й, средняя 3-7-10 Сбой
9 (6) 14 6 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-4-7-8-13 Сбой
10 (7) 2 1 - -
11(8) 3 1 - -
12 (9) 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-4-7 РМ дактилическая
СФЕ № 3
№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность
1 1 10 4 Каждый 2-й, интенсивная 2-4-6-9 Сбой
2 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-6-10 Сбой
3 13 4 Каждый 3-й, средняя 3-5-7-11 РМ хореическая
4 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-8 Сбой
5 10 5 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-6-7-9 Сбой
6 6 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая
7 7 3 Каждый 2-й, интенсивная 2-3-6 Сбой
8 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-4-8 Сбой
9 9 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-8 Сбой
10 13 5 Каждый 3-й, средняя 1-5-6-7-12 Сбой
11 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-6 Сбой
12 13 3 Каждый 4-й, средняя 4-8-12 РМ ямбическая
13 3 1 - -
14 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-7-10 Сбой
СФЕ № 5
СФЕ № 4
№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность
1 1 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-7-10 РМ дактилическая
2 12 4 Каждый 3-й, средняя 3-5-7-10 Сбой
3 10 3 Каждый 3-й, средняя 2-6-9 Сбой
2 4 (1) 5 2 Каждый 3-й, средняя 1-4 РМ дактилическая
5 (2) 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-6 РМ ямбическая
6 (3) 6 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая
7 (4) 9 4 Каждый 2-й, интенсивная 1-3-5-9 РМ хореическая
3 8 (1) 11 3 Каждый 4-й, средняя 1-7-11 РМ хореическая
9 (2) 5 2 Каждый 3-й, средняя 2-5 РМ амфибрахическая
4 10 (1) 7 2 Каждый 3-й, средняя 2-6 РМ ямбическая
11 (2) 9 2 Каждый 4-й, средняя 1-7 РМ хореическая
№ фразы № синтагмы Кол-во слогов Кол-во ударений Степень ударности Внутрисинтагменная ритмичность
1 1 14 4 Каждый 3-й, средняя 2-7-9-13 Сбой
2 14 4 Каждый 3-й, средняя 3-7-11-14 Сбой
3 11 3 Каждый 4-й, средняя 3-6-10 Сбой
4 8 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-6 Сбой
5 9 2 Каждый 4-й, средняя 2-7 Сбой
6 15 3 Каждый 5-й, слабая 4-7-13 РМ дактилическая
7 13 5 Каждый 3-й, средняя 1-2-5-8-11 Сбой
2 8 (1) 10 3 Каждый 3-й, средняя 1-5-10 Сбой
9 (2) 10 4 Каждый 2-й, интенсивная 2-5-7-10 Сбой
10 (3) 11 3 Каждый 4-й, средняя 4-6-9 Сбой
11 (4) 10 3 Каждый 3-й, средняя 2-6-8 РМ ямбическая
12 (5) 11 4 Каждый 3-й, средняя 1-4-5-9 Сбой
13 (6) 10 2 Каждый 5-й, слабая 4-8 РМ ямбическая
14 (7) 13 4 Каждый 3-й, средняя 4-9-11-13 Сбой
15 (8) 15 5 Каждый 3-й, средняя 1-2-8-11-15 Сбой
16 (9) 7 2 Каждый 3-й, средняя 1-5 РМ хореическая
17 (10) 9 2 Каждый 5-й, слабая 3-8 Сбой
18(11) 10 3 Каждый 3-й, средняя 1-3-7 РМ дактилическая
19 (12) 4 1 - -
20(13) 3 1 - -
21 (14) 12 4 Каждый 3-й, средняя 3-6-9-11 Сбой
1-е СФЕ содержит 3 фразы (по 7, 4, 8 синтагм соответственно) и 19 синтагм, в которых реализовано 8 РМ (3 ямбических, 4 хореических, 1 амфибрахическая). Из 11 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 7 синтагм обладают сбоями первого типа, что фактически сообщает синтагме упорядоченную ритмичность. РМ распределены в тексте СФЕ равномерно, степень ритмизации составляет 42%, что является средним показателем, обычным для публицистических текстов.
2-е СФЕ содержит две фразы (по 3 и 9 синтагм соответственно) и 12 синтагм, в которых реализована 1 ритмическая модель (дактилическая). Из 11 синтагм, характеризующихся
ритмическими сбоями, 3 синтагмы обладают сбоями первого типа. Дополнительным средством ритмизации на первичном уровне выступают короткопротяженные синтагмы, содержащие по 1 фонетическому слову, следующие друг за другом. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 8%, что является показателем ниже среднего.
3-е СФЕ содержит 1 фразу из 14 синтагм, в которых реализовано 3 РМ - 2 амфибрахические и 1 ямбическая, распределенные равномерно: в начале, в середине и в конце СФЕ. Из 9 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 7 синтагм обладают сбоями первого типа, что является дополнительным показате-
лем ритмической текстовой организации. Степень ритмизации данного СФЕ оставляет 21%, что также является показателем ниже среднего.
4-е СФЕ содержит 4 фразы (по 3, 4, 2 и 2 синтагмы соответственно) и 11 синтагм, в которых реализовано 9 РМ: 2 дактилические, 2 ямбические, 2 амфибрахические и 3 хореические. РМ располагаются одна за другой, но модели разных типов чередуются. При этом две синтагмы со сбоями характеризуются сбоями первого типа. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 82%, что является показателем выше среднего.
5-е СФЕ содержит 2 фразы (по 7 и 14 синтагм соответственно) и 21 синтагму, в которых реализовано 5 ритмических моделей: 1 дактилическая, 2 ямбические и 2 хореические. РМ располагаются в тексте СФЕ достаточно равномерно. Из 16 синтагм, характеризующихся ритмическими сбоями, 8 синтагм обладают сбоями первого типа. Степень ритмизации данного СФЕ составляет 24%, что является показателем ниже среднего.
Дополнительным средством ритмизации на первичном уровне является длина синтагм и динамика ударности (соотношение количества ударений с длиной синтагмы). В проанализированном тексте 77 синтагм, из них 50 длиннопротяженные (больше 8 слогов), среди них равномерно распределены среднепро-тяженные синтагмы (5-8 слогов) и коротко-протяженные синтагмы (до 5 слогов; такие синтагмы обычно совпадают с фонетическим словом и характеризуются одним ударением). При этом, хотя преобладает средняя степень ударности, когда ударным являются каждый 3-й или 4-й слоги, синтагмы в большинстве своем содержат по 4-5 ударений, что придает тексту внутрисинтагменную динамику. Следует заметить, что в каждом СФЕ встречаются 1-2 синтагмы с интенсивной степенью ударности (когда ударным является каждый 2-й слог) и с низкой степенью ударности (когда ударным является каждый 5-й или 6-й слог). Такие синтагмы распределены в проанализированном тексте равномерно, что позволяет автору расставить дополнительные ритмические акценты, «разбивая» среднединамичные синтагмы и актуализируя смысловую составляющую текста.
В целом можно сделать вывод о том, что в публицистических текстах М. Соколова первичная ритмизация проявляется на фоне преобладания ритмических сбоев, т. к. соотношение их с реализованными РМ составляет 52:25, т. е. 68% и 32% соответственно. Но следу-
ет учитывать высокий процент сбоев первого типа, которые придают дополнительную ритмизацию на внутрисинтагменном уровне (52% от общего количества синтагм со сбоями).
Тексты М. Соколова обладают выраженным узнаваемым ритмическим содержанием, которое реализуется за счет не только ритмических моделей, но и длиннопротяженных синтагм, следующих друг за другом, и за счет стабильной динамики ударности, когда ударным является преимущественно каждый 3-й слог. такая ритмическая организация является индивидуально авторской, акцентирует содержательные аспекты текста и делает стиль М. Соколова узнаваемым участниками публицистического дискурса.
список литературы
1. Данилина В. В. Политическая ораторская речь в ритмико-текстологическом аспекте (на материале английского языка): дис. ... канд. фи-лол. наук [Электронный ресурс]. URL: http:// cheloveknauka.com/v/48109/d#?page=1 (дата обращения: 10.07.2015).
2. Леонтович О. А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011.
3. ЛЭС / гл. ред. В.Н. Ярцева. М.: Сов. энцикл., 1990.
4. Синицина Л. В. Ритмическая организация дикторской речи (на материале новостных телевизионных программ 1980-х гг. и 2000-х гг.): дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2014.
5. Тарланов З.К. Методы и принципы лингвистического анализа. Петрозаводск: Изд-во Петроза-вод. ун-та, 1995.
6. Цирульник Л.И., Лобанов Б.М., Сизо-нов О.г. Алгоритм интонационной разметки повествовательных предложений для синтеза речи по тексту [Электронный ресурс]. URL: http://www. dialog21.ru/digests/dialog2008/materials/html/86.htm (дата обращения: 03. 07. 2015).
7. Чернышева H. Ю. Ритм художественного текста как смыслообразующий фактор его понимания: дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2002.
* * *
1. Danilina V.V. Politicheskaja oratorskaja rech' v ritmiko-tekstologicheskom aspekte (na materiale anglijskogo jazyka): dis. ... kand. filol. nauk [Jelektronnyj resurs]. URL: http://cheloveknauka.com/ v/48109/d#?page=1 (data obrashhenija: 10. 07. 2015).
2. Leontovich O.A. Metody kommunikativnyh issledovanij. M.: Gnozis, 2011.
3. LJeS / gl. red. V.N. Jarceva. M.: Sov. jencikl., 1990.
4. Sinicina L. V. Ritmicheskaja organizacija diktorskoj rechi (na materiale novostnyh televizionnyh programm 1980-h gg. i 2000-h gg.): dis. ... kand. filol. nauk. Volgograd, 2014.
известия вгпу. филологические науки
5. Tarlanov Z.K. Metody i principy lingvis-ticheskogo analiza. Petrozavodsk: Izd-vo Petrozavod. un-ta, 1995.
6. Cirul'nik L. I., Lobanov B. M., Sizonov O.G. Algoritm intonacionnoj razmetki povestvovatel'nyh predlozhenij dlja sinteza rechi po tekstu [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.dialog21.ru/digests/ dialog2008/materials/html/86.htm (data obrashhenija: 03. 07. 2015).
7. Chernysheva N.Ju. Ritm hudozhestvennogo teksta kak smysloobrazujushhij faktor ego ponimanija: dis. ... kand. filol. nauk. Barnaul, 2002.
A syntagma as the basic unit of the rhythm of a prosaic text
There is shown the syntagma as the basic unit of the rhythmic organization of a prosaic text. There is given the rhythmic analysis of a publicistic text and revealed the individual author's features of the rhythmic organization of a text.
Key words: syntagma, syntagmatic articulation, rhythmic model, rhythmic fault, dynamic of stresses.
(Статья поступила в редакцию 11.11.2015)
Л. Э. МУГИНОВА (Волгоград)
стилевые функции различных типов зевгмы
Рассмотрено употребление зевгмы в литературном языке и текстах СМИ. В частности, проанализирована графическая зевгма и выявлено, с помощью каких наиболее значимых ее типов раскрывается оригинальность прочтения данной фигуры, а также функциональная составляющая зевгмы.
Ключевые слова: языковая игра, эллиптический прием, скорнение, графическая зевгма, телескопия, контаминация, слияние, слова-слитки, сращение.
Упоминания о зевгме встречаются еще с античных времен, это понятие не теряет своей актуальности и в настоящее время. Зевгму принимают во внимание, когда предметом исследования является языковая игра, которая традиционно привлекала и привлекает внимание языковедов. Так, в узком понимании язы-
ковая игра - игра со словом, когда «свободное отношение к форме речи получает эстетическое задание, пусть даже самое скромное» - например, «развлечь себя и собеседника, а для того выразиться необычно» [6, с. 172, 174]; создание комического эффекта или эффекта обманутого ожидания. Э. М. Берегов-ская отмечала: «Когда речь идет о стилистической роли зевгмы, прежде всего приходит на ум обширная область комического, одним из словесных средств которого зевгма является» [2, с. 87]. Вместе с тем по своей природе зевгма представляет собой эллиптический прием, в результате применения которого образуется, в частности, ряд гипотактических (сочиненных) предложений (ср. греч. £еьура - «связь», «сочленение»), организованных вокруг одного общего для всех них главного члена (реализуемого только в одном из них, а в остальных подразумеваемого), например: Русск. Один взял книгу, другой - тетрадь, третий - ручку [1, с. 158].
Объединяя эти признаки, мы предлагаем следующее определение: зевгма - приём объединения ряда речевых единиц общим компонентом. зевгма применяется на разных языковых уровнях:
• фонетическом: Тут перед работой решил посмотреть старенький фильм ужасов. Но оказалось, что он со счастливым концом. Я такие не люблю. Поэтому вопрос вам, го-сподамы: «Господамы, если сообщения будут не по теме, будет бан!» (Русское радио, 29 сент. 2014). Результатом применения зевгмы служит общий компонент морфемы «да», характеризующийся наличием объединяющего ударения и слитным написанием слова;
• лексическом: О поэтическая встре-чалъ/ Поэта-пророка встречавшего девушек/ Стройных и нежных/ Подруг и невест// (В. Каменский. Акафист). Выражение встре-чаль структурировано следующим способом: соединение конечных морфем двух компонентов встреча+печаль позволяет выявить звуковой повтор гласного звука А;
• синтаксическом: И опять по обеим сторонам столбового пути пошли вновь писать версты, станционные смотрители, колодцы, обозы, серые деревни с самоварами, бабами и бойким бородатым хозяином, бегущим из постоялого двора с овсом в руке, пешеход в протертых лаптях, плетущийся за восемьсот верст, городишки, выстроенные живьем, с деревянными лавчонками, мучными бочон-
О Мугинова Л.Э., 2015