СИНОПСИС ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ -СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОМУ И ГУМАНИТАРНОМУ ЦИКЛАМ ДИСЦИПЛИН
12 3
© Блинов Л.Н. , Полякова В.В. , Перфилова И.Л.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,
г. Санкт-Петербург
В работе указывается на перспективность и особенности эффективного использования системного подхода при преподавании химии и экологии. Особое внимание уделяется возможностям синопсиса химии для повышения эффективности и качества усвоения знания.
Ключевые слова: синопсис химии, синопсис экологии, системный подход, современная классификация химии, инновационно-системный подход, личностно-мотивационный подход.
При обучении в школе, а затем в вузе таким естественно-научным дисциплинам, как химия, экология и другие, мы чаще всего касаемся лишь их малой части, не давая возможности обучаемым хотя бы представить их реальный объем, значение, проникновение в другие области знаний и в нашу жизнь. Это в значительной мере связано с недостаточностью часов, отводимых на изучение этих предметов.
Тем не менее, получение хотя бы кратких представлений о сущности изучаемых химии (экологии) может существенно изменить отношение учащихся к данному предмету, повысить заинтересованность в его усвоении. Наш опыт использования системного подхода в педагогической практике Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого при преподавании химии и экологии подтверждает это. Указанный подход на примере химии подробно рассмотрен в работе [1], его основные моменты приведены ниже.
В настоящее время общепринятое деление химической науки на более чем 80 суверенных дисциплин (синопсис химии) следует признать достаточно условным. Необходимость такого разделения химии на отдельные
1 Профессор кафедры «Общая и неорганическая химия», доктор химических наук, профессор.
2 Доцент кафедры «Общая и неорганическая химия», кандидат технических наук.
3 Профессор кафедры «Базовая подготовка иностранных граждан», кандидат химических наук, доцент.
дисциплины в значительной мере вызвана соображениями методологического, гносеологического и исторического характера.
С другой стороны, в химии уже давно отдельно выделяются и такие системные области «химического древа» как «химия атмосферы», «химия гидросферы» и им подобные. Кроме того, проникновение химии в другие области знаний позволяет выделять и такие связанные с химией и устоявшиеся «гибридные» разделы как «химия в архитектуре», «химия в живописи», «химия в поэзии» и т.п.
Для более наглядного и четкого определения места и роли химии в современном мире, мы посчитали целесообразным провести систематизацию всего многообразия «поля или древа химии» по следующим разделам:
- суверенные дисциплины химии, где специфика определяется прилагательным, например «аналитическая химия», «органическая химия» и т.д.;
- системные области химии, где их специфика определяется дополнением к термину «химия», например «химия атмосферы», «химия океана» и т.д.;
- химия, где специфика определяется использованием химических знаний, методов, понятий и терминов в других областях научных, технических, гуманитарных и других знаний, например, «химия в архитектуре», «химия в живописи» и т.д.;
- химия, где используются знания, приемы, подходы и методы других областей, например «химия и математика», «химия и геометрия», «химия и кибернетика» и т.д.;
- устойчивые словосочетания, базовой основой которых является химия, например, «синтез фуллеренов и нанотрубок», «электровзрывная активация пульпы и растворов» и т.д.
Отдельным разделом выделена так называемая «шутливая или веселая» химия, где приводится необычное и нестандартное использование химических данных, законов и т.п.
В общем виде синопсис химии в настоящее время можно представить следующей схемой (рис. 1).
В суверенные дисциплины химии попадают, конечно, не только давно общеизвестные дисциплины, такие как общая химия, неорганическая химия, физическая химия, биохимия, органическая химия, аналитическая химия, техническая химия, геохимия, электрохимия, радиохимия, теоретическая химия, техническая химия; но и более молодые дисциплины, возникшие в последнее время, например, «зеленая» химия, компьютерная химия,
мезонная химия, спиновая химия, «критическая» химия, экологическая химия, нанохимия, математическая химия и др.
Рис. 1
В системные области химии попадают как традиционные разделы химических знаний: как например, химия атмосферы, химия катализа, химия материалов (материаловедение), химия полимеров, химия литосферы, так и относительно недавно сформировавшиеся области, такие как химия окружающей среды, химия будущего, химия одиночной молекулы и др.
Химические знания, термины и понятия широко и давно применяются в архитектуре, живописи, криминалистике, литературе, археологии и в других областях. Неразрывно химия связана также с такими областями знаний, как биология, физика, математика, экология, кибернетика, термодинамика.
Из устойчивых словосочетаний следует, прежде всего, выделить компьютерное моделирование молекул, электровзрывную активацию пульпы и растворов и т.д. Выделенная отдельно пегниохимия дает необычный взгляд на казалось бы известные термины и понятия химии.
В дальнейшем синопсис химии (как и экологии) органично и дозиро-ванно используется при преподавании химии (экологии) на базе разработанного нами инновационно-системного и личностно-мотивационного подходов к указанным дисциплинам [2, 3]. При ограниченности часов, отводимых в последние годы на изучение естественно-научных дисциплин, ресурсы синопсиса могут быть задействованы при работе над рефератами или курсовыми работами студентов. В этих случаях при изложении таких тем как «Нанохимия», «Химия и литература» усиливается личностно-мотиваци-
онная заинтересованность студента к изучаемому предмету, появляются такие высказывания обучаемых как: «Оказывается, химия такая интересная наука», «В школе химия мне не нравилась, а теперь я ее полюбила» и т.п.
Способствует повышению интереса к предмету и использование высказываний видных ученых, педагогов, писателей, общественных деятелей по названным курсам [4].
Все изложенное реально и наглядно показывает значение уже полузабытых многими межпредметных связей, в том числе между дисциплинами естественно-научного и гуманитарного циклов.
Действующий в настоящее время в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого системный подход в преподавании курса химии представлен на следующей схеме.
Рис. 2
Системное взаимодействие в курсе «Химия» в СПбПУ Петра Великого [1, 2, 4-6].
Аналогичный подход используется и для курса «Экология» [3, 7].
Список литературы:
1. Блинов Л.Н. Химия. Современная классификация. Синопсис химии: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, В.В Полякова, И.А. Соколов. -СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. - 326 с.
2. Блинов Л.Н. Химия. Инновационно-системный подход: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. - 96 с.
3. Блинов Л.Н. Экология. Инновационно-системный и личностно-моти-вационный подход: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Се-менча. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013. - 210 с.
4. Блинов Л.Н., Полякова В.В. Устойчивое развитие. Образование для устойчивого развития. Экологическое образование: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. - 90 с.
5. Блинов Л.Н. Химия: учебник / Л.Н. Блинов, М.С. Гутенев, И.Л. Перфилова, И.А Соколов, Т.В. Соколова, Л.В. Юмашева. - СПб.: Изд-во «Лань», 2012. - 480 с.
6. Блинов Л.Н. Сборник задач и упражнений по общей химии: учеб. пособие / Л.Н. Блинов, И.Л. Перфилова, Т.В. Соколова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2016. - 188 с.
7. Блинов Л.Н. Экология: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / Л.Н. Блинов, В.В. Полякова, А.В. Семенча: под общ. ред. Л.Н. Блинова. -М.: Изд-во «Юрайт», 2016. - 209 с.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
© Гебекова А.Н.1
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный
В работе автор рассматривает как можно реализовать развивающее обучение на уроках русского языка, какие педагогические технологии
1 Доцент кафедры Педагогики и дошкольной психологии, к.п.н.